Приложение 2
РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗБОРА МКК ФСТ-ОТМ ЧП в Карелии
Технические ошибки, совершенные при преодолении участка, на котором произошел несчастный случай. Выход группы на опасный участок (потрескивание льда) с грузом и без предварительной разведки с подстраховкой верёвкой первого участника. Не были правильно организованы спасработы первого провалившегося, каждый участник действовал по своему разумению. Дополнительными факторами несчастного случая (НС) явились: отсутствие контроля и организации порядка движения группы со стороны руководителя, не схоженность группы, слабое знание района похода, отсутствие верёвки у идущего вторым участника (была в хвосте группы).
Организация страховки, ошибки в ее организации. Полное отсутствие страховки на опасном участке.
Нарушения, допущенные МКК, туристской группой. Группа была выпущена на маршрут, который на 60% проходил по льду Онежского озера. Известно, что в последние 10-12 лет надежный лёд образуется на озере не ранее середины февраля, а то и позже. У руководителя и участников отсутствовал опыт хождения по обширным водным акваториям в зимних условиях. Не было проверено (даже в разговоре с руководителем), как группа будет проходить по льду озёр, и не указаны в маршрутке опасные участки и способы их преодоления. Отсутствует запасной и аварийный вариант маршрута. Все указания руководителю даны только в устой форме, без записи в маршрутную книжку. Отсутствие записи в маршрутке о наличии верёвки (хотя был репшнур 30м).
Решение МКК ФСТ-ОТМ
Заслушав выступления участников группы и материалы предварительного разбора рабочей группой несчастного случая, МКК ФСТ-ОТМ принимает следующее решение, отмечая, что в «Правилах проведения туристских маршрутов» отсутствуют указания, регламентирующие выпуск групп на маршруты, включающие движение зимой по водным акваториям внутренних водоёмов.
Рекомендации МКК ФСТ-ОТМ по предотвращению несчастных случаев при движении зимой по водным акваториям внутренних водоёмов
МКК ФСТ-ОТМ отмечает, что в Правила проведения туристских маршрутов отсутствуют указания, регламентирующие выпуск групп на маршруты, включающие движение зимой по водным акваториям внутренних водоёмов. Необходим максимальный сбор информации о времени становления, характере и местных особенностях ледяного покрова на водоёмах через Интернет, МЧС и при встречах с местными жителями. Выбор безопасных обходных путей по берегу. Обязательное наличие в группе верёвки диаметром 8-10мм и длиной не менее 40м, а также грудной беседки и не менее 2 карабинов, желательно наличие 3-4 ледобуров. Движение проводить в основном по следам автомашин, мотонарт или достаточно свежим (чётко просматриваемым) лыжням. Каждый вечер руководитель обязан информировать всех участников о препятствия следующего дня, их потенциальной опасности, предполагаемой тактике и технике прохождения. Не стесняться уходить на запасной вариант маршрута при возникновении сомнений в безопасности прохождения очередного препятствия.
При необходимости "свободного" (не по следам мотонарт или лыжням) движения по льду соблюдать следующие условия:
1.перед началом движения руководитель указывает расположение при движении участников (первый - наиболее опытный и осторожный), интервале между участниками (не менее 15-20м), даёт указание идущему вторым подготовить верёвку (легкая и быстрая доступность), инструктирует всех участников о том, что и как делать на опасном участке и при попадании участника в воду;
2. движение допускается только при видимости не менее 800-1000м и отсутствии сильного ветра;
3. подозрительные участки (потрескивание льда, трещины, сырые участки поверх льда, тёмные пятна на снегу) однозначно обходятся;
4. при необходимости и отсутствии обходных путей, чёткой уверенности, что дальше ледовая обстановка будет лучше, подозрительные участки проходятся следующим образом:
а) проводится предварительная разведка - опытный участник без рюкзака со страховкой верёвкой на грудную обвязку. Страховку через карабины, поясницу или "станцию" на ледобурах осуществляют 2-3 наиболее сильных участника, на расстоянии не менее 10м от начала подозрительного участка!). Протяжённость подозрительного участка не должна превышать 25-30м, для возможности организации последующей страховки с обеих сторон участка;
б) при выборе места перехода через подозрительный участок организуется перильная страховка с обеих сторон; двигаться необходимо быстрым и плавным скольжением, без переступания лыжами и сильных ударов палками о лёд;
в) при попадании в воду участник вытаскивается страхующими (запрещается приближаться к полынье от места надёжной страховки) со стороны начала движения, его переодевают и стараются быстрее выйти на берег, где можно развести костёр или хотя бы поставить палатку.
Выпускающие МКК должны проверить знание руководителем тактико-технических действий при движении по покрытой льдом поверхности внутренних водоёмов. Рекомендуется ТССР включить в Правила проведения туристских маршрутов пункт, разрешающий МКК не выпускать мало схоженные группы на маршрут 1-2 к.с., с участками движения по покрытой льдом поверхности внутренних водоёмов, основной костяк участников в которых не имеет опыта лыжных 3 к.с., и не знаком со спецификой тактико-технических действий при прохождению таких участков (см. данные выше рекомендации).
Рабочая группа рекомендует ТССР включить в Правила проведения туристских маршрутов указания, регламентирующие выпуск групп на маршруты, включающие движение зимой по водным акваториям внутренних водоёмов. Считать движение по таким участкам элементом маршрутов 3 категории сложности. Не разрешать группам минимум до середины февраля "свободного" движения по покрытой льдом поверхности внутренних водоёмов, особенно при отсутствии длительных морозов.
Рекомендовать комиссии по подготовке кадров ТССР усилить в программах подготовки туристов лыжников теоретические и практические вопросы по тактико-техническим действиям при движении по покрытой льдом поверхности внутренних водоёмов.
Приложение 1: хроника несчастного случая со студентами МГТУ им. Баумана (Онежское озеро, январь 2009г)
Приложение 2: результаты разбора МКК ФСТ-ОТМ ЧП в Карелии
Приложение 3: ловушка таёжной реки
Приложение 4: рекомендации Владимира Чукова и Юрия Подрядчикова о движении по льдам Северного Ледовитого океана
К Методическим рекомендациям...
|