День 1 – 1.05.2022.
Саратов – Волгоград – оз.Баскунчак – ночёвка.
План минимум на сегодня – воссоединиться со вторым экипажем и заночевать у озера Баскунчак. Выехали в 9 утра. Немного поколесили по городу собирая участников. На трассе Саратов – Волгоград довольно свободно, машин мало. Первое мая, праздники. Многие остались отдыхать дома, а кто-то заранее уехал на дачу. Через 2 часа проезжаем Камышин, заправляемся, небольшая прогулка, отдых. Ещё около двух часов, и мы въезжаем в Волгоград. Иван не рекомендовал ехать через плотину, едем через центр. Встречаемся на левом берегу в дачном посёлке Энергетик. Осматриваем сад-огород. Обедаем.
В меру отремонтированная дорога ведёт нас через Ленинск, Знаменск, Ахтубинск к посёлку Нижний Баскунчак. Подъезжаем к озеру, оставляем машины на платной парковке и идём по старой железной дороге. Все предметы в воде покрыты кристаллами соли. Находим более-менее глубокое место. Двое решаются на купание. Прохладно, ветер. Но охота пуще неволи. Есть такое слово – «надо». После экскурсии и купания мы отправились на юг к Кордонной балке. Перед оврагом стоит знак запрещающий въезд на территорию Богдинско-Баскунчакского заповедника. У нас есть письмо для работников заповедника с просьбой о содействии от Русского географического общества. Но всё же решаем заночевать в старом карьере северо-западнее. Здесь расположились несколько групп автотуристов. Место есть для всех.
За день проехали и прошли 619км. Координаты ночёвки – N48.16723304° E46.78929112°.
День 2 – 2.05.2022.
Ночёвка – 48N-47E – Пироговка – Харабали – Сарай-Бату – Володарский – Цветное.
На сегодня планируем посетить точку 48N-47E и заночевать около посёлка Цветное. Надо сегодня к вечеру встретиться или хотя бы связаться с владельцем лодки, который повезёт нас к следующей точке.
Завтрак, нахорашивание женской половины группы и в путь. Проезжаем парковку около горы Богдо. Почти все там бывали раньше, проезжаем мимо. Степная колея уверенно ведёт нас к 48N-47E. Слева от нас таблички с обозначением границы заповедника. Дорога не пересекает её. Через 6,5км упираемся в границу «Зелёного Сада». Это тоже участок заповедника. Сегодня нам не нужны лишние глаза и проблемы, объезжаем его севернее. По пути попадаются пара кошар. Они обитаемы, но людей не видно. Это хорошо. Последние 400 метров от дороги до слияния проходим пешком. Надо немного размяться.
 |
 |
Статья для сайта http://www.confluence.org.
2-мая-2022 – Утром 1 мая мы тронулись в путешествие. В Волгограде к нам присоединился ещё один экипаж. В планах было посещение различных климатических и природных зон: степь, солёные озёра, протоки в дельте Волги, пустыни Калмыкии, горы Дагестана и Осетии. Планировали посещение 6 точек конфлюенции, из них 4 ранее не посещённых.
Ночевали мы в палатках в старом карьере около озера Баскунчак. Утром отправились в сторону точки по полевым дорогам. Территорию «Зелёного Сада» объехали с севера.
Точка конфлюенции находится в Ахтубинском районе Астраханской области. Ближайший населённый пункт, железнодорожная станция Богдо расположен в 14,7 км западнее точки. Стоянки чабанов обитаемы, в 2 км северо-восточнее находится стоянка Богданов и в 2,8 км на северо-северо-западе зимовье Гороцкое. Рядом есть небольшие озера. Местность равнинная, полупустынная.
Следующая точка 46°N 49°E в протоках дельты Волги.
2-May-2022 – In the morning of the 1st May we embarked on a journey. Another crew joined us in Volgograd. We planned to visit various climatic and natural zones – the steppe, salt lakes, ducts in the delta of Volga, the deserts of Kalmykia, the mountains of Dagestan and Ossetia. We planned to visit 6 points of confluence, of which 4 had not been visited.
We spent the night in tents in an old quarry near Lake Baskunchak. In the morning we went towards the confluence along the field roads. We travelled through the territory of the "Green Garden" from the north.
The point of confluence is located in the Akhtubinsky district of the Astrakhan region. The nearest settlement is Bogdo railway station; it is located 14.7 km west of the point. Shepherd sites are inhabited, 2 km north-east is the Bogdanov parking lot and 2.8 km to the north-north-west is the Gorotskoye wintering ground. There are small lakes nearby. The terrain is flat, semi-desert.
The next point is 46°N 49°E in the flows of Volga delta.
 |
|
Дальше нам необходимо выехать на левобережную трассу Волгоград – Астрахань. Держим направление на Пироговку. Примерно посередине пути пересекаем железную дорогу в районе станции Богдо. Вдоль неё растут живописные цветущие розовым цветом кусты. После степи начинается день цветов. В посёлке Михайловка посещаем рыбный магазин. Покупаем копчёную рыбу на вечер. Ловить и коптить нам некогда. На обед останавливаемся через 17 км в кафе у села Сасыколи. Кормят вкусно, но пытались всучить больше чем заказали.
Дальше остановки становятся чаще. Степь вокруг цветёт. Маки! Поля маков. Ярко красные пятна. Описать трудно, лучше увидеть. Фотографируем.
Сегодня не очень насыщенный день. После Харабали сворачиваем на грунтовку и едем в Сарай-Бату. Это туристический центр, посвящённый истории и культуре золотоордынского ханства, расположенный в Харабалинском районе Астраханской области, близ села Селитренное, в местах, где в действительности находилась древняя столица Сарай-Бату. Платный вход. Здесь снимался фильм «Орда». Собственно, строили его для съёмок фильма. Реконструкция города и песочные скульптуры постепенно разрушаются. После Аксарайской становится зеленее, появляются мосты через Ахтубу и протоки. Новые современные развязки, но асфальт плохой. Совсем плохим он становится после Володарского. Село Цветное расположилось на холме. На вершине холма храм. С Олегом удалось связаться не сразу. Телефон не обслуживался. Были, правда, другие более дорогие варианты. Написал ему в WhatsApp. Ближе к вечеру Олег ответил. Встретились, обговорили планы на завтра. Ночуем на берегу реки Сарбай немного севернее села.
 |
 |
За день проехали 381км. Посетили точку 48N-47E. План дня выполнен. День не сложный для водителей. Координаты ночёвки – N46.20742983° E48.72213307°.
День 3 – 3.05.2022.
Цветное – 46N-49E – Цветное – Астрахань – Зензели – 46N-47E – Зензели – ночёвка.
Сегодня в планах прогулка по протокам дельты Волги, Астрахань и пустыни Калмыкии. 3 точки конфлюенции. Точка в дельте (46N-49E) премьерная, обязательно для посещения, никем не взятая и 2 пустынные калмыцкие точки посетили до нас. Участники настаивают на их посещении, чтобы посмотреть пески пустынь Калмыкии.
Утром, с небольшим опозданием приплывает Олег. Грузимся в его лодку и в путь. Протоки называют здесь ериками и банками. Названия их на разных картах могут не совпадать. Некоторые протоки рукотворны. Волго-Бахтемирский судоходный канал был прорыт ещё в конце IX века. В советское время здесь рыли каналы для прохода рыбы из Каспия в Волгу и обратно. Наш путь проходил по одному из таких каналов. По одним данным это ерик Створный, по другим этот канал называют Новым банком и ниже Рычанским каналом. Последние 5-6 км мы плыли по Карайскому банку. Множество птиц, водных животных. Вокруг заросли камыша, иногда по берегам растут деревья. Местами камыш совсем низкий, молодой. Говорят, его выжигают пограничники для обзора. На лодке прошли до точки 35,5 км. По времени путь занял немного больше часа в одну сторону. При такой скорости ветер довольно прохладный. Не пожалели о тёплой одежде. После слияния Рычанского канала и Карайского банка суши уже нет, только заросли камыша. К самой точке пробиться не удалось, она находится в очень плотных зарослях камыша. Сделали кучу фото и назад к машинам.
Статья для сайта http://www.confluence.org.
3-мая-2012 – От 48°N 47°E команда направилась в дельту Волги к Каспийскому морю. В село Цветное мы прибыли вечером. Созвонились с Олегом, владельцем лодки и договорились об утренней прогулке.
Олег хорошо знает местные протоки. Маршрут проходил по ерику Створный и Карайский банк. На некоторых картах ерик Створный называют Новый банк и Рычанский канал. Эти каналы и банки построены в 1960-1970 годах. Весь путь в 35 км занял немного больше часа. От точки до открытой воды Каспия ещё полчаса хода.
Точка расположена в Володарском районе Астраханской области. Вокруг протоки и заросли камыша. Ближайшая земля находится в 2 км. Самый близкий населённый пункт – посёлок Контрольная Тоня, расположен в 22,6 км на север-западе от слияния. На расстоянии 29-30 км расположены поселки Цветное, Тишково, Красный и Блиново. Проще всего добраться из Цветного. В 11,5 км от точки находится обитаемая база отдыха «Карай».
Следующий пункт маршрута 46°N 47°E около посёлка Зензели в Калмыкии.
 |
 |
3-May-22 – From 48°N 47°E, the team headed to the Volga delta to the Caspian Sea. We arrived in the village of Tsvetnoye in the evening. We called Oleg, the owner of the boat, and agreed on a morning walk.
Oleg knows the local ducts well. The route passed through the yerik Stvorny and Karai Bank. On some maps, the yerik Stvorny is called Novy Bank and Rychansky Canal. These canals and banks were built in the 1960s and 1970s. The entire journey of 35 km took a little more than an hour. From the point to the open water of the Caspian Sea is another half an hour of travel.
The point is located in the Volodarsky District of Astrakhan Oblast. Around the streams and thickets of reeds. The nearest land is 2 km. The nearest settlement is the village of Controlnaya Tonya, it is located 22.6 km north-west from the confluence. At a distance of 29-30 km are the villages of Tsvetnoye, Tishkovo, Krasny and Blinovo. The easiest way to get there is from Tsvetnoye. In 11.5 km from the point there is an inhabited recreation center "Karai".
The next point of the route is 46°N 47°E near the village of Zenzeli in Kalmykia.
От 46N-49E до чистой воды Каспия около 30 минут хода. Олег отвозит нас обратно к Цветному. Прощаемся, благодарим и отправляемся дальше. По пути заезжаем в астраханский кремль. Быстрый, но внимательный осмотр, мороженое. Рядом рыбный магазин с разной икрой. Цены не сильно низкие, очереди нет. Обедаем в придорожном кафе.
 |
 |
После Астрахани красные маковые поля продолжаются. Приходится останавливаться. Не возможно проехать мимо. К посёлку Зенезели подъехали около шести часов вечера. Времени не много. Сначала попытались проехать прямо на север, параллельно железной дороге. Дорога быстро кончилась, вернулись к строениям «Газпрома». Через 500 метров после часовни свернули на грейдер в северо-западном направлении, к ферме. Грейдер быстро превратился в песчаную колею. Сначала мы наблюдали вокруг степь, покрытую кустами и травой. Когда мы пытались посетить это слияние в 2010 году, растительности было значительно меньше. В основном был песок. Через 3-3,5 км стали появляться открытые пески, небольшие дюны, чинки. Маленькие островки пустыни. У фермы дорогу преградила толстая труба. спросили фермеров про объезд. Они, видимо не совсем поняли, о какой дороге мы спрашиваем, показали направление. Проехав несколько километров, решили вернуться к ферме. Припарковались там и пошли пешком. Пеший путь составил 4,5 км. Есть 46N-47E.
 |
 |
Статья для сайта http://www.confluence.org.
3-мая-2012 – От 46°N 49°E мы заехали в Астраханский кремль и насладившись архитектурой отправились к посёлку Зензели. Это слияние я пытался посетить в 2010 году. Менее проходимая машина, песчаные дюны и раскопки «Газпрома» тогда нас остановили. Сейчас песков почти не видно, всё покрыто растительностью, мы на двух полноприводных автомобилях. Сначала попытались проехать параллельно железной дороге на север к каналу, но дорога сильно заросла и почти не просматривается. Вернулись к газораспределительной станции и по хорошей полевой дороге доехали до фермы у озера. Путь преградила большая труба. До точки по прямой 1,8 км, вечереет. Решаем припарковать машины и идти пешком. Путь до слияния и обратно составил 4,5 км.
Точка расположена в Черноземельском районе Республики Калмыкия в 7,9 км от села Зензели. Рельеф местности – равнинный, полупустынный. Встречаются участки открытых песков, небольшие барханы. Сама точка конфлюенции находится посреди поля с красно-коричневой землёй.
Ночевали в живописном «лесу» в 4 км от Зензелей. После ночёвки мы отправились к точке 45°N 47°E.
 |
 |
3-May-22 – From 46°N 49°E we drove to the Astrakhan Kremlin, and after enjoying the architecture, we went to the village of Zenzeli. This confluence I tried to visit in 2010. A less passable car, sand dunes and Gazprom's excavations then stopped us. Now the sands are almost invisible, everything is covered with vegetation, we are on two four-wheel drive vehicles. At first we tried to drive parallel to the railway to the north to the canal, but the road was heavily overgrown and almost invisible. We returned to the gas distribution station and drove along a good field road to a farm by the lake. The path was blocked by a large pipe. There was 1.8 km straight to the point; it is evening. We decided to park our cars and walk. The path to the confluence and back was 4.5 km.
The point is located in the Chernozemelsky district of the Republic of Kalmykia, 7.9 km from the village of Zenzeli. The terrain is flat, semi-desert. There are areas of open sands, small dunes. The point of confluence itself is in the middle of a field of red-brown soil.
We stopped for the night in a picturesque "forest" 4 km from Zenzel. After the night we went to the point 45°N 47°E.
 |
|
Вернулись к переезду около Зенезелей. Проехали по асфальту 4км и остановились на ночлег в маленьком, но очаровательном лесу.
N45.87832055° E47.05279892°
День 4 – 4.05.2022.
Ночёвка – Артезиан – 45N-47E – Кизляр – Хасавюрт – Буйнакск – Хулисма – ночёвка.
Подъём в 6:00, завтрак, сборы. В планах добраться до гор Дагестана, как можно ближе к точке 42N-47E. Около посёлка Артезиан находится ещё одна конфлюенция 45N-47E. От трассы до неё 31км. Это удлиняет путь на 2 – 2,5 часа. Её посетили до нас, и она не совсем в планах. Но дорога туда идёт по пескам, и Людмила настаивает на посещении.
Выезжаем около 8 часов. Первые 25 км дорога плохая, асфальт разбит спецтехникой газпрома. Автодорога Р-215 отремонтирована, в отличном состоянии, хорошая свежая разметка. Слишком «удобные» развязки для очень неплотного трафика. Скорость приличная. Маков стало заметно меньше, растительность скуднее. Полупустыня! Чаще попадаются песчаные дюны. Останавливаемся для фотосессии. Есть знаки, информирующие о песчаных заносах.
Около 10 часов У Артезиана сворачиваем налево в сторону поселка Джилькита. О, чудо! Асфальт продолжается. Мчим. Через 4,5 ум чудо заканчивается, дорога переходит в песчаный грейдер. Сначала по бортам много кустов, чаще сухих. Дальше растительности становится меньше, песка больше. Прямо на дороге возникают песчаные дюны. Цвет песка меняется: он то оранжевый, то жёлтый, то почти белый. Пытаюсь обмануть компьютер и пускаю машину в занос. Получается! Дорога мне нравится. Калмыцкий «Париж–Даккар».
Оставляем машины в 800 метрах от слияния. Все вокруг покрыто травой, но очень низкорослой. Возвышаются только маки и чертополохи.
Статья для сайта http://www.confluence.org.
4-мая-2022 – От 46°N 47°E группа продолжила движение на юг. Около посёлка Артезиан мы свернули с трассы Р-215 на восток. 31 км восхитительной песчаной дороги пролетел незаметно. Маленький «Париж–Даккар» в Калмыкии. Цвет песка менялся от оранжево-коричневого до жёлтого и светло-серого.
Припарковались в 800 метрах от слияния. Прогулялись пешком по цветущей степи. Точка расположена в Лаганском районе Калмыкии, в 26,2 км от посёлка Артезиан. В 500 метрах на юг находится обитаемая ферма скотоводов. Местность равнинная степная.
Следующая цель – не открытая точка 42°N 47°E в горах Дагестана.
 |
 |
04-May-2022 – From 46°N 47°E the group continued southbound. Near the village of Artezian, we turned щoff the R-215 highway to the east. 31 km of delightful sandy road flew by unnoticed. It is a small "Paris–Dakar Rally" in Kalmykia. The color of the sand changed from orange-brown to yellow and light gray.
We parked 800 meters from the confluence. We've walked along the flowering steppe. The CP is located in the Lagansky district of Kalmykia, in 26.2 km from the village of Artezian. There is an inhabited cattle ranch in 500 meters to the south. The area is flat steppe.
The next target is an undiscovered confluence point 42°N 47°E in the mountains of Dagestan.
По своим следам возвращаемся на трассу Р-215. Не успеваем разогнаться, как через 8-9 км пересекаем реку Кума. По реке проходит граница Калмыкии и Дагестана. За мостом федеральный контрольно-пропускной пункт «Артезианский», блокпост ДПС. Всё по-взрослому – перегороженная дорога, проверка документов, мужчины с автоматами… Всё корректно, надолго не задержались.
До Таловки (75 км) за окном совсем не жизнерадостный вид. Ветер разносит облака пыли и мусор. Растительности почти нет, маки закончились. Среди участников всё громче слышен ропот – недовольство, выражаемое негромкой речью, в неясной форме. «Не нравится Дагестан… Не хотим… Доколе…». Дальше всё чаще попадаются населённые пункты, трафик резко возрастает, качество дорог падает.
Радует глаз указатель «Люксембург». Великое Герцогство Люксембург! Ой, нет. Это село в Бабаюртовском районе Дагестана. Село основано в 1900 году как колония Романовка немцами-лютеранами, переселенцами с Волыни. В 1925 году переименована в Люксембург. В 1941 году всё немецкое население села было переселено в Сибирь и Казахстан. В советский период в селе существовал колхоз им. Карла Либкнехта. Странно, почему не Розы Люксембург?
 |
|
Хасавюрт, Кизилюрт. Всё! Степную часть проехали, начинаются горы. Дороги ещё вполне сносные. Водители постепенно втягиваются в горный режим. Отрицание и ропот среди пассажиров сменяются восторгом. На первом же перевале попадаем в плотный туман. Высота всего 450 метров. Видимость низкая, зато виды потрясающие! Фотографируем. Проходим сёла Чабанмахи и Карамахи со знакомыми названиями. За ними начинается подъём на перевал Волчьи Ворота. Прекрасные виды в лучах заходящего солнца. Высота уже 1450 метров. В горах наш путь проходит по узким улочкам селений. Стремительно темнеет. До села Шовкра проложен асфальт, хотя он довольно убитый. Сворачиваем в направлении Хулисма, Бурши. Асфальт закончился, совсем темно. Встать негде, крутые склоны, площадок нет. Прошли село Хулисма. До запланированной ночёвки ещё 6 километров. Фары выхватывают островок травы. Останавливаемся, с фонариками идём смотреть. Отличные площадки под палатки и парковку. Река Чараних течёт в глубоком каньоне. Насколько он глубокий оценим завтра. Вода у нас есть, ужин приготовим. Очень устали, довольно сложный день.
 |
 |
За день проехали 621км. Координаты ночёвки – N42.09029495° E47.04634930°.
День 5 – 5.05.2022.
Ночёвка – с.Бурши – 42N-47E – с.Вицхи.
Просыпаемся, вылезаем из палаток, осматриваем место ночёвки. Это ровная травянистая терраса. Почти нет следов выпаса животных. Въезд полностью заблокирован нашими машинами. С севера склон, с юга отвесные стены каньона р.Чараних.
Основная задача сегодняшнего дня – посещение премьерной точки 42N-47E. Готовим завтрак. Выезжаем в 8:00.
Дорога узкая, каменистая. Пробита по левому (ор.) берегу реки Казикумухское Койсу. Склоны крутые, каменистые. Через притоки построены мостики. Местами дорога размыта, опасна. Такой шикарной площадки, как та, на которой мы ночевали до Бурши нет. В километре от впадения р.Бурши дорога переходит (мост) на правый берег. В надежде подъехать поближе к точке конфлюенции проезжаем до посёлка Бурши. Время 8:30. Жителей не видно. Большая часть домов заброшена и ветшает. Есть постройки и пристройки довольно свежие, с пластиковыми окнами. Есть мечеть. Возможно здесь проживает постоянно несколько человек, а некоторые приезжают иногда, как на дачу. За селом долина Бурши расширяется до 200 метров, трава. В обрамлении гор со снежными вершинами вид фантастический.
Ориентируемся, возвращаемся к слиянию Бурши и Койсу. Паркуемся у моста около «Нивы». Дорога узкая, стараемся поставить так, чтобы не мешать проезду. Подходит молодой человек, хозяин авто. У него карабин, охотничья экипировка. Расспрашиваем про тропу вдоль реки Казикумухское Койсу, про посёлок. Он советует проехать метром 300-400 назад и припарковаться там. В этом месте возможен камнепад и к нему в машину уже прилетал камень. Переезжаем, ставим машины.
До точки 6 километров, но это по прямой. Немного лукавлю, оцениваю весь путь в 8-9 км в одну сторону. Набор высоты около 1000 метров. Решаем идти сейчас. Иван и Лена остаются у машин. Идут Таня, Люда, Лариса и я. Собираемся, выходим в 9:30.
Переходим по мосту реку Бурши. Тропа широкая, комфортная. Иван с Леной наблюдают за нами сверху. Входим в долину Казикумухского Койсу и ещё через 700 метров тропа переходит по мосту на левый берег реки. Плавно набираем высоту. Долина узкая, со скалистыми склонами. На прижимах тропа выложена камнем вручную. Вспоминаю Марокко, трудолюбивых берберов. На третьем километре пути переходим крупный приток Чаравали по мосту. Дальше долина немного расширяется, тропа уходит от реки выше по склону. Погода пасмурная, сплошная облачность. Не жарко. Иногда сквозь облака впереди проявляются снежные вершины. Ещё через 3 км (11:40) переходим второй крупный приток. Здесь моста нет, но ручей легко переходится по камням. Тропа продолжает забираться на склон, Казикумухское Койсу шумит где-то внизу. Вершины гор все покрыты снегом.
Проходим параллель N42.00000°. Один из вариантов подъёма к точке здесь. Сначала по ложбине, выход на отрог и спуск к слиянию. Осматриваюсь, анализирую. Склон довольно крутой, придётся набрать лишние 80-100 метров высоты и потом спускаться. Спуск может быть сложнее подъёма. Решаем пройти ещё с километр до третьего крупного притока и идти по нему. Около 12 часов немного не дойдя до самого ручья сворачиваем на запад к точке. Высота уже 2420 метров. Крутые склоны вынуждают спуститься в русло. Некоторое время видны фрагменты тропы, выше она теряется. В русле иногда встречается снег. Уклон пути значительно возрастает, скорость передвижения заметно падает. Набрал 600 метров по вертикали. Девчонки отстали. До цели надо набрать ещё 100. Выхожу на склон, поднимаюсь по прямой. Круто, местами придерживаюсь руками. Внизу вижу женскую часть команды. Они тоже ушли от русла и поднимаются траверсируя склон в моём направлении.
 |
|
13:15, точка! Есть новое посещение. Делаем общее фото и фото для сайта. Немного надо полежать, отдохнуть. Устали сильно. Всё. Вниз.
Статья для сайта http://www.confluence.org.
5-мая-2022 – После 45°N 47°E мы отправились к Дагестанскому селу Бурши. По дороге заехали в Люксембург… Степной Дагестан совершенно не впечатлил, но горная часть вызвала восторг. Пересекли два хребта, перевал Волчьи Ворота проходили в плотном тумане. До Бурши доехать не удалось. На ночлег встали в уютном кармане у каньона реки Чараних.
Утром по красивому ущелью доехали до села Бурши. Вернулись к пешеходному мосту через реку Бурши. Местный охотник подсказал место, где можно безопасно (камнепады) припарковать машины. По Казикумухскому Койсу поднимались по хорошей тропе. Мосты есть и через Койсу и через приток Чаравали. Первые 8 километров уклон долины не велик и набор высоты составляет всего 200–250 метров. За последние 2,7 км мы набрали более 700 метров. Крутизна последнего склона местами превышает 30 градусов. Максимальная высота 3020 метров. Всего от парковки до парковки прошли 22 километра.
Точка расположена в Лакском районе республики Дагестан. Ближайший населённый пункт – село Бурши в 6,1 км на северо-востоке. Местность горная, по пути встречается снег. Кустов и деревьев нет, только трава.
Следующая точка 43°N 44°E.
 |
 |
05-May-2022 – After the confluence 45°N 47°E we set off towards the Dagestan village Burshi. We stopped in Luxembourg village on the way. The steppe of Dagestan did not impress us at all, but the mountain part was delightful. We crossed two mountain ridges. The Wolf Gate Pass was crossed in a dense fog. We couldn't get to Bursha. We camped for the night in a cozy pocket near the canyon of the Charanikh River.
In the morning we drove along a beautiful gorge to Burshi village. We returned to the pedestrian bridge over the Burshi River. A local hunter suggested a place where it is safe to park the cars (no rockfalls). We walked up the Kazikumukh Koisu by a good path. There are bridges across the Koisu and across the Charavali tributary. The first 8 kilometers of the slope of the valley are not steep and the climb is only 200–250 meters. We elevated over 700 meters in the last 2.7 km. The steepness of the last slope in some places exceeds 30 degrees. The maximum height is 3020 meters. It took 22 kilometers round trip from the parking.
The confluence is located in the Laksky district of the Republic of Dagestan. The nearest settlement is Burshi village 6.1 km to the northeast. The terrain is mountainous, there is snow somewhere along the way. There are no bushes nor trees, only grass.
The next point is 43°N 44°E.
Спускаемся по малозаметной «девчоночьей» тропе, далее по пути подъёма. Весь спуск до машин занимает 2,5 часа. Всего сегодня прошли 23 километра. Набрали почти 1000 метров по вертикали и столько же сбросили.
Иван и Лена встречают нас приготовленным обедом. Пока котёл разогревается, народ совершает омовение в Койсу. Устали, всё делаем медленно.
У нас несколько часов до темноты, решаем спускаться до асфальта, а там смотреть по обстановке. У хутора Вицхи на правом берегу всё той же реки Казикумухское Койсу замечаем сад. Среди деревьев на травке установлены несколько палаток. Подъезжаем, интересуемся. Это частные владения, но местный садовод разрешает останавливаться здесь. У него можно набрать воды, так как к реке спуститься очень проблематично – она течёт в глубоком каньоне. Место шикарное! Ночуем. N42.28465954° E47.14052063°.
 |
|
За день проехали 51км и прошли пешком 23.
День 6 – 6.05.2022.
с.Вицхи – Чиркейское водохранилище – Кизилюрт – Грозный – Назрань – Дигора – турбаза «Урсдон».
Сегодня нам надо добраться до турбаза «Урсдон», собрать информацию о пути к точке конфлюенции 43N-44E. Километраж небольшой, чуть больше 500 км. Выбираем, что можно посмотреть по дороге. Время есть, но его не так много. Охватить все достопримечательности Дагестана не возможно. Останавливаемся на Сулакском каньоне.
Завтрак. Выезд в 8:00. Всё по плану. В посёлке Чиркей съезжаем с трассы в сторону водохранилища. Останавливаемся на смотровой площадке. Вид прекрасен! Вода бирюзового цвета, облака на горизонте. Диво дивное. Через 500 метров после строений Чиркейской ГЭС площадка, домик. Останавливаемся. Есть кафе, туалет, магазинчики с сувенирами. Продаются тапки, жилетки из натурального меха, шкуры животных. Местные ребята предлагают экскурсии по каньону на катере. Цены не хилые. 400 метров по тропе до смотровой площадки «Язык тролля». Очередь к камню для фото. Виды шикарные. Сулакский каньон –глубочайший каньон Европы. Протяжённость каньона составляет 53 километра, глубина достигает 1920 метров. Интересно, что старинные описания реки Сулак не соответствуют её нынешнему виду: раньше она была бурной и мутной, а когда в 1960-1970-х годах построили Чиркейскую ГЭС – стала спокойной и бирюзовой. Ещё через 500 метров снова съезжаем с дороги в сторону каньона на сколько позволяют машины. Отсюда прекрасный вид на плотину ГЭС. Чудо чудное.
Время к обеду, ищем чуду. Давно о нём слышали, но не пробовали. В селе Гельбах останавливаемся у кафе «Селих». Внешне похоже на забегаловку, но есть уютный зал на втором этаже с видом на кладбище. Чуды с мясом, картошкой, творогом, зеленью и различные комбинации ингредиентов…
 |
|
Спускаемся с гор, выезжаем на трассу Р-217 «Кавказ». Весьма приличная дорога. Кизилюрт, Хасавюрт, Гудермес, Аргун.
Грозный. На больших улицах парковки запрещены, но есть дублёры, где можно оставить машину и пройтись. В центре бесплатные парковки. Много вооружённой полиции. Площадь Ахмата Кадырова, живописный Пионерский сквер, проспект Путина, центральная мечеть «Сердце Чечни»… Останавливаемся не на долго. Осматриваем центр.
После Беслана съезжаем с трассы «Кавказ». Дорога становится поуже и похуже. Небо полностью закрывается тучами, начинается дождь. По обочинам большущие лучи, грязь. Похоже дожди идут здесь давно. На турбазе посетителей нет. Снимаем 2 комнаты. Тёплый душ, ужин.
Прогноз по посещению 43N-44E не утешительный. Проблем со стороны заповедника не будет, но уже много дней идут дожди, вода в реке поднялась и на наших машинах не проехать. Хозяин турбазы обещает найти вездеход, который подвезёт нас немного.
За день проехали 531км, из них примерно половина по хорошей дороге. Контрастный день по погоде – от солнца Дагестана, до дождя Осетии. Сегодня побывал в Дагестане, Чечне, Ингушетии и Северной Осетии.
День 7 – 7.05.2022.
турбаза «Урсдон» – 43N-44E – турбаза «Урсдон».
Всю ночь идёт дождь. Просыпаемся, готовим завтрак, кафе здесь нет. Утром дождь прекратился, но небо затянуто тучами, верхушки гор закрыты облаками. Готовимся к походу на точку конфлюенции. Куда нас сможет довезти машина не знаем, поэтому берём палатку, горелки, спальники, еды на сутки. Ждём обещанную машину. Прогуливаемся и осматриваем территорию турбазы. Посетители могут принять минеральные ванны. Отремонтирован и функционирует только наш корпус и здание с ваннами. У главного корпуса провалилась крыша, он разрушается.
 |
 |
В 11:00 машины нет. Периодически льёт дождь. Связываемся с хозяином турбазы. Машина приедет, но другая, ведутся переговоры. К 13:00 подъезжает Сослан на «Хантере» с большими колёсами. Договариваемся о цене, обсуждаем маршрут, грузимся и в путь. На поиск конфлюенции решились выйти 3 человека – Александр, Татьяна и Людмила. Реку Мастодон он проезжает без проблем. Пожалуй, и мы переправились бы на наших машинах. Первые пара километров проходит по широкой долине р.Сауардон. Встречаются строения и небольшие поля. Дальше дорога забирается на левый склон, река течёт далеко внизу в каньоне. Грязь, лужи. Пару раз выходим из машины, разбираем каменные завалы. Дорога сворачивает в долину р.Хос-Апараныдон (Хераудон по другим источникам). От турбазы удаётся проехать 8,5 км. Мы на это даже не рассчитывали. До нашей цели остаётся всего 4 километра и 100 метров набора высоты. Спрашиваем водителя, сможет ли он подождать нас часа 2-3. Не очень хочется месить грязь и переходить вброд реку. Сослан решает сопровождать нас до точки, так как в этих местах много медведей. Оставляем «Хантера» и налегке вчетвером отправляемся в путь.
Через 500 метров входим в долину р.Дзагъалдон и ещё 500 метров пробираемся по его крутому левому (орограф.) склону, спускаемся к ручью и переходим его по поваленным деревьям. Дождя нет, но мы мокрые от постоянно постоянной капели с деревьев и зарослей папоротника выше колен. Людмила, как всегда пробует его на вкус. Сослан рассказывает, что его собирают и солят. Точка на склоне в зарослях деревьев. Связь со спутниками не устойчива, и мы долго выискиваем место. Есть новое слияние!
Статья для сайта http://www.confluence.org.
7-мая-2022 – От 42°N 47°E мы поехали к последнему запланированному слиянию. В этот день группа побывала в Дагестане, Чечне, Ингушетии и Северной Осетии. Остановились на ночлег на турбазе «Урсдон».
При подготовке визита мы планировали идти на точку пешком с ночёвкой в лесу. От турбазы до точки 12–15 км. На космоснимках в лесу просматривается дорога. У нас имелось снаряжение для автономной ночёвки. Хозяин турбазы пообещал найти машину, которая немного подбросит нас. Поиски несколько затянулись, но «УАЗ Хантер» с большими болотными колёсами к обеду приехал. На этом вездеходе нам удалось преодолеть 8,5 км. Припарковались в 700 метрах от устья реки Дзагъалдон, в ущелье которого находится точка конфлюенции. Ещё немного прошли по дороге, потом пришлось вылезать на склоны. Долина Дзагъалдона узкая, приходится обходить многочисленные прижимы. Через реку перебрались по поваленному дереву. Глубина небольшая, везде можно перебродить. До точки по навигатору прошли 4 км, хотя от парковки по прямой прибор показал 2,7 км.
Точка расположена в Дигорском районе республики Северная Осетия – Алания. Ближайший населённый пункт – Кора-Урсдон в 9,7 км на северо-востоке. Вокруг горы, густой лес, под ногами много черемши и папоротника.
 |
 |
07-May-2022 – From 42°N 47°E we set off to the last planned confluence. On this day, the group visited Dagestan, Chechnya, Ingushetia and North Ossetia. We stopped for the night at the Ursdon tourist base.
When preparing the visit, we planned to go to the point on foot with an overnight stay in the forest. From the camp site to the point it is about 12–15 km. A road is visible in the forest on the satellite pictures. We had equipment for an autonomous overnight stay. The owner of the tourist base promised to find a car that would give us a little lift. The search was somewhat delayed, but the "Patriot" with large swamp wheels arrived at lunch. On this all-terrain vehicle, we managed to overcome 8.5 km. We parked 700 meters from the mouth of the Dzagaldon River, in the gorge of which the confluence point is located. We walked a little more along the road, then we had to climb out onto the slopes. The valley of Dzag'aldon is narrow, and one has to bypass numerous hold-downs. We crossed the river on a fallen tree. It is not deep, you can go to ford everywhere. According to the navigator, we walked 4 km to the point, although the device showed 2.7 km from the parking in a straight line.
The confluence point is located in the Digorsky district of the Republic of North Ossetia (Alania). The nearest settlement is Kora-Ursdon, 9.7 km to the northeast. Around the mountain, there is a dense forest, underfoot there are a lot of wild garlic and ferns.
Небольшой отдых, перекус. Возвращаемся к машине. Обратный путь попроще, по крайней мере он уже знаком. К турбазе «Урсдон» возвращаемся около 7 часов вечера. Ночуем здесь. Завтра длинный автодень до Волгограда.
Сегодня наши автомобили отдыхали. Проехали на «УАЗ Хантер» 17 км, прошли пешком 8 километров.
День 8 – 8.05.2022.
турбаза «Урсдон» – Минеральные Воды – Светлоград – Элиста – Волгоград.
Утром встаём рано. Сегодня гоночный день, надо добраться до Волгограда. Народ обсуждает предстоящее вечернее лазерное шоу на Мамаевом кургане. Водители дальнейший маршрут. Варианты:
- ..Будёновск – Азгир – Элиста..
- ..МинВоды – Светлоград – Элиста..
Километраж и время примерно одинаковы, но вторым вариантом лучше дороги. Останавливаемся на нём.
В Дигоре уходим на запад по местным дорогам и через 40 км выходим на трассу «Кавказ». Пассажиры спят или копаются в телефонах, монтируют фильмы. Всем не до фотографий. Нет ни одного фото этого дня.
Поздний обед в Элисте. Небольшой отдых и снова в путь.
К Волгограду подъезжаем уже в темноте. Большая пробка у поста ДПС в Больших Чапурниках. Всех тормозят, проверяют документы. Праздник! До Мамаева кургана едем ещё 1,5 часа. В городе много автомобилей, пробки. Пытаемся припарковаться, очень много машин и очень мало мест. Плотная парковка. Представляем, что будет, когда народ станет разъезжаться. Оставляем женскую часть группы здесь, сами едем домой. Длинный день закончили около 22:00.
За день проехали 840км, в основном по хорошей дороге.
День 9 – 9.05.2022.
Волгоград – Иловля – Госконюшня – Камышин – Саратов.
После вчерашних ночных посиделок проснулись поздно. Хозяева не дают нам уехать, готовят завтрак, хвалятся садом. Осталось немного, не торопимся. Мы решаем ехать не напрямую по трассе, а через Иловлю – Ольховку – Камышин. Хотим посетить местечко Госконюшни. Там находится Каменно-Бродский монастырь, монастырские пещеры. На монастырских землях располагается дубовая роща с несколькими дубами-великанами. Их возраст от 300 до 400 лет. Величина крон достигает у некоторых более 20 м, высота – 15 м, диаметр стволов – 2 м. Прогуливаемся по парку.
Заезжаем в магазин в Камышине. Немного отъехав от города, съезжаем с трассы, находим место для обеда. В 18:00 я уже мою свою машину в автомойке. Она это заслужила. Поход окончен.
За этот день проехали 443км. Всего за 9 дней пройдено на авто, пешком, на катере 3872км, из них 3750км на машине. |