Альманах «Неизвестный Норильск»
№7, 2015 (приложение).
Путешествие по Таймыру.
«Из дневниковых записей…»:
«Попасть на Мыс можно разными путями. Можно приплыть на корабле, пройдя длинным месячным переходом по северному морскому пути. Можно стремительным броском на вертолете с военными или геологами. Можно в составе вездеходных экспедиций, которые во множестве устремляются сюда, к самой северной точке континента, символизирующей границу обитаемого мира. А можно совсем простым и в то же время самым необычным способом – пешком, на лыжах, или на лодке, по рекам, на что отваживаются лишь опытные и безрассудные путешественники.
Здесь сходятся воды двух морей: Карского и Лаптевых, белый медведь чувствует себя тут полноправным хозяином, а летом, когда открывается вода, прямо у берега можно увидеть плавные танцы белухи. Вечный день и вечная ночь, пугающие бескрайние просторы тундры и ледовитого океана. «Здесь чувствуется дыхание вечности» – сказал один из сотрудников ГМС…».
30 марта 2015 года от Вечного огня в г. Норильске участники экспедиции начали своё путешествие по полуострову Таймыр. На вездеходах ОАО «НТЭК» группа добралась до посёлка Усть-Авам, а оттуда на лыжах по бескрайним заснеженным просторам к самой северной точке Евразийского континента – мысу Челюскин.
Одной из основных целей экспедиции, помимо преодоления самого маршрута в кратчайшие сроки и изучения территории путешествия, являлась установка на мысе Челюскин символического флага Победы в ВОВ и памятных знаков, посвящённых нескольким юбилейным датам: 70-летию Великой Победы, 170-летию Русского Географического Общества, 80-летию НГМК.
В экспедиции приняли участие опытные туристы–спортсмены из разных городов нашей страны: Белоусова Светлана (г. Москва), Рыжков Андрей (г. Саров), Черных Михаил (г. Челябинск), Волков Тимофей (г. Ижевск), Дисненко Виктор (г. Инта), Хвостова Татьяна.
(г. Норильск) и норильский энтузиаст Дмитрий Фёдоров. Возглавлял лыжную экспедицию мастер спорта международного класса, заместитель председателя Московского отделения Федерации спортивного туризма России Евгений Лапшин, за плечами которого большой опыт руководства спортивными походами (6 категории сложности) по северным районам нашей страны: Ямал, Гыдан, Таймыр, северная Якутия, Анабарское плато.
И всё же, несмотря на немалый опыт, участники очень серьёзно отнеслись к подготовке, поскольку предполагалось, что в ближайшие 1,5 месяца экспедиция будет полностью автономна: на пути не было и не могло быть никаких опорных точек для пополнения запасов питания, ремонта оборудования или оказания необходимой помощи. В отличие от предыдущих путешествий не предполагалась даже возможность аварийного схода с маршрута в случае экстремальной ситуации. Группа сознательно шла на риск, надеясь доказать собственным примером, что, пересекая самый суровый климатический участок Русской Арктики, можно не просто выживать, а ещё и плодотворно вести исследовательскую работу по изучению территории путешествия, а также видео– и фотосъёмки. Поэтому общая нагрузка на каждого участника экспедиции составила более 70 килограммов, а общий вес мобильного груза экспедиции превысил полтонны (весь груз был распределён при помощи рюкзаков и специальных санок–волокуш).
Первые дни пути были наиболее сложными. Даже опытным путешественникам непросто втянуться сразу в жёсткий походный график: преодоление пешком на лыжах огромных расстояний в ограниченный промежуток времени, и единственной возможностью осуществить это было движение без каких-либо остановок, кроме как на ночёвку. Только к концу второй недели коллектив смог выйти на плановые скоростные показатели, преодолевая в среднем порядка 30 километров в сутки.
Неоднократно движение значительно осложнялось погодными условиями, сильными весенними пургами, внезапными перепадами температур, изменениями снегового покрова и рельефа местности. Были дни, когда группе, несмотря на все усилия, не удавалось из-за штормового ветра и нулевой видимости пройти и 5 километров. Такое отставание от графиков приходилось в дальнейшем компенсировать невероятными усилиями, в результате чего на сон оставалось не более 6 часов в сутки.
Ночевали путешественники в общей восьмиместной палатке, которую приходилось каждый раз обкладывать стеной из снежных блоков, вырезанных из наста прямо на месте стоянки с помощью ручных пил. Это единственный способ уберечься от пронизывающих ветров тундры. Из-за отсутствия в Арктической пустыне топлива походную печку топили один раз в пять–шесть дней, используя вместо дров накопившийся бытовой мусор: пластиковую тару из-под бензина, упаковку и даже фантики от конфет. Этого топлива не хватало на поддержание тепла в палатке в течение долгого времени, однако даже редкая полутора–двухчасовая топка печки позволяет просушить вещи и, что важнее, снять холодовую усталость. Благодаря этому всем членам команды удалось сохранить физическую активность на протяжении всего маршрута.
Во время подобных экспедиций, с такими колоссальными нагрузками, самое сложное – это сохранить комфортный психологический климат в коллективе. Такие путешествия всегда проходят в спортивном жёстком режиме, нет днёвок–выходных, посиделок у костра, песен — всего того, что украшает жизнь в обычном походе, не хватает сна, полноценного питания, постепенно копится усталость, люди становятся вспыльчивыми, раздражительными. Держит только единая цель похода. Поэтому такое большое значение имеет фактор схоженности группы. А вот физическая подготовка совсем не главное условие успешного прохождения маршрута, куда важнее опыт участников и морально–волевой настрой.
На пути следования участники посетили несколько исторических объектов. Например, пещеру А.Ф. Миддендорфа – выдающегося исследователя 19 века. Проведя необходимые исследовательские работы, группа оставила на месте событий памятную табличку, посвященную 170–летию Русского Географического Общества. Также были произведены видео– и фотосъёмки труднодоступного горного массива Бырранга и оценка состояний нескольких стад овцебыков. Эти животные были завезены на Таймыр в 1974 году в количестве 10 особей из Канады с целью возрождения некогда существовавшей здесь популяции. В результате успешного эксперимента сегодня поголовье овцебыков составляет более 5 тысяч особей. Участники экспедиции документально зафиксировали жизнь нескольких стад этих животных, воочию убедивших в их жизнеспособности.
«Из дневниковых записей…»:
«Меня удивило обилие зверя в Бырранга. Эти невысокие горы защищают от жестоких северных ветров, превращая эти места, словно рифы в южных морях, в оазис полярной жизни. Песцы, куропатки, лемминги, пугливо пробегающие стайки северного оленя, следы охоты волков и петляющие цепочки следов росомахи и удивившие всех зайцы, сбивающиеся в огромные стаи в сотню голов. Однако самое сильное впечатление произвели овцебыки. В Бырранга мы неоднократно встречали их стада, видимые издалека, словно россыпи бурых камней на сопках. Они, в отличие от оленей, не разбегались при нашем приближении, а выстраивались в каре, готовясь к обороне. Вожак стада, грозно мыча, как настоящий полководец, скакал перед строем своих бойцов, выстраивая их в боевые порядки. Находясь в отдалении от стада, пытаться подойти уж совсем близко к ним желания не возникает. Они хоть и овце–, но всё же – быки. Достойная оборона от волков или медведей. Но не людей.
В тундре, на 75 параллели, где не встретишь даже самого чахлого кустика, увидеть такое обилие зверя – это действительно завораживающее зрелище. Заснеженные каменистые сопки, лёгкая низовая пурга, мутное северное солнце и медленно бредущее стадо овцебыков. Картинка из ледникового периода. Палеолитическая пастораль».
К конечной точке маршрута мыса Челюскин группа вышла 11 мая 2015 года в 23 часа 50 минут на 41 день пути, зафиксировав тем самым рекорд скорости пересечения полуострова Таймыр на лыжах. Собаки, живущие на полярной станции, были первыми, кто встретил путешественников после долгого пути.
«Из дневниковых записей…»:
«Впервые увидев северных собак, вас могут удивить их повадки, – они почти не лают, не бросаются на незнакомых людей, стараясь отогнать или покусать, напротив, слегка пошумев при встрече, они вьются в ногах, заискивающе поскуливают и ищут мордой ласку в человеческой ладони. Это могут быть большие породистые красивые лайки с толстой мягкой шкурой, а могут быть и кривые крупные метисы нелепой комплекции.
Они могут часами сидеть у окна дома, словно неживые истуканы, молча выпрашивая еду. Потом вдруг, стремительным, совершенно змеиным броском сорваться с места, убегая куда-то, повинуясь только им слышимому зову. И в их беге вы можете увидеть всю ярость и силу их звериной дикой натуры.
Бывает, когда на полярную станцию заходит медведь, собаки могут спокойно лежать едва ли не рядом с ним, как будто совершенно не обращая внимания на этого грозного хищника, чем вызывают недовольство и справедливые упреки своих хозяев. Кажется, им нет дела до прогулок медведя по поселку.
Но пусть вас не обманывает их внешнее благодушие. Загляните им в глаза. Холодные, внимательные, бесстрастные. Совершенно волчьи глаза…».
Участники экспедиции провели долгие десять дней на мысе в ожидании вертолета, который должен был отвезти их обратно, в цивилизацию. У путешественников было достаточно времени, чтобы исследовать эту территорию. Кроме существующей сегодня воинской части и метеостанции, на мысе остались развалины полярных станций второй половины 20 века разных назначений, имеются следы пребывания в этом месте первооткрывателей Арктики. Все найденные объекты говорят о том, что мыс Челюскин был мощнейшей опорной точкой в деле освоения Русской Арктики и работы Северного морского пути. Недаром в последние годы резко усилился интерес к этим районам со стороны Запада. Современные скандинавские туристы, несмотря на то, что цены специальных туров на Таймыр заоблачны, то и дело прилетают сюда – как к своей реликвии; шведы и норвежцы охотно финансируют совместные научные экспедиции в Таймырский регион. И это неудивительно. Ведь первым судном, которому удалось дойти до мыса Челюскин, было иностранное судно «Вега» шведа Норденшёльда (1878 г.); первым, кто точно определил географическое положение мыса как северной точки Евразии, был норвежец Свердруп на «Мод» в экспедиции Амундсена (1918–1919 гг.); первым, кто установил на мысе Челюскин капитальное сооружение, кто недвусмысленно застолбил эту оконечность российской территории, был норвежец Амундсен. Поэтому в дни празднования 70-летия Победы в ВОВ водружение флага Победы на мысе стало значимым и ярким событием в свете единой стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.
«Из дневниковых записей…»:
«Когда-то, в советские времена, здесь была большая научная станция, был свой аэропорт, небольшая гостиница, котельная, были даже детский сад для юных полярников, теплицы и свинарник. Сейчас же осталась лишь небольшая гидрометеостанция с полдюжиной сотрудников и пограничный пункт связи, втиснутый на самом мысу в груды металлолома.
Зимой, когда следы беспорядочной хозяйственной деятельности человека скрыты снегом, Мыс выглядит как обычный заброшенный северный поселок – дома без окон, цепочки ржавых пустых бочек, занесённые по крышу сломанные трактора и гудящие ветром скелеты антенн. Но коротким полярным летом, когда снег медленно сходит с прогретой солнцем тундры, вы увидите очень неприглядную картину. Потому что правда в том, что в настоящий момент мыс Челюскин – это просто свалка железных и бытовых отходов, и только вечная зима скрывает от глаз это безобразие».
После объединения заповедников Таймыра это была первая экспедиция, взявшая на себя роль экологического патруля по отдаленным буферным зонам и территориям заповедников: «Путоранский», «Таймырский», «Большой Арктический». Участники собрали данные для оценки экологического состояния района путешествия, а это более 1000 километров незаселённой, практически непосещаемой территории Крайнего Севера. В целом, проведённую экспедицию можно считать успешной, а в некоторых аспектах даже уникальной. Это ещё один шаг в деле освоения самой труднодоступной области Арктики – полуострова Таймыр и ещё одно подтверждение безграничных возможностей человека.
«Из дневниковых записей…»:
«Ну вот, за спиной осталась ещё одна тысяча километров, пройденных по земле, полтора месяца походной жизни, ежедневного пути к цели, которая в начале маршрута казалась почти недостижимой. Уже сейчас, из уюта городской квартиры, это путешествие видится калейдоскопом зарисовок из другой, нереальной жизни. Слепящее солнце тундры и кружащая голову пелена белой мглы, внезапные шквальные весенние пурги и липкие северные туманы, холодные пустыни и, удивившие обилием жизни, горы Бырранга, празднование дня рождения в стране мёртвых и жизнь на полярной станции, казавшееся бесконечным ожидание вертолета, а потом стремительное возвращение в лето, домой.
Таймыр удивил, Таймыр прекрасен! Огромная дикая северная страна...».
Волков Тимофей
|