на главную
На главную
 походы отчёты документы 
 
 

СЕВЕРНЫЙ УРАЛ

ОТЧЁТ

о лыжном походе 4 категории сложности, совершенном с 12 марта по 31 марта 2004 года, на Северном Урале.

Маршрутная книжка № 31
Руководитель группы Королев Андрей Юрьевич
г. Пермь,
тел. (3422) 62-50-52,
e-mail: otorten@permonline.ru

Оглавление

    Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  4. Изменения маршрута и их причины.
  5. График движения.
  6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
  8. Наиболее интересные природные, исторические и другие объекты на маршруте. Общегеографическая и туристская характеристика.
  9. Дополнительные сведения о походе.
  10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
  11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1. Проводящая организация:

Пермская областная федерация спортивного туризма. 614000, г. Пермь, ул. Сибирская,1. Тел. 12-68-81, 12-53-83, факс 12-52-14 ОКПО 1202496

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Северный Урал.

3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

4

315, в зачет 291

19дней / 18дней

12-31.03. 2004

4. Подробная нитка маршрута.

Пермь –  пос. Вижай (Свердловская область) – пос. Ушма (нежилой) – р. Ауспия – пер. Дятлова – г. 1007 м – г. Хозья-Талях-Чахль (1075 м) – г. Сомъяхнел-Чахль (1055 м) – г. Пура-Мунит-Ур (1075 м) – г. Саклаимсори-Чахль (1126 м) – г. 1055 м – хребет Ошньер (траверс, 1Б к.с.) – г. Ленчичахль – р. Вишера – г. Мунинтумп (924 м) (траверс, 1А к.с.) – р. Ниолс – руч. Велосипедный – хребет Муравьиный камень (траверс, 1Б к.с.) – р. Малая Мойва – кордон Мойва – р. Большая Молебная – г. Ишерим (1331 м), восх. 1Б к.с. – р. Большая Мойва – р. Ольховка – хребет  Тулымский камень (1469 м), восх. 1Б к.с. – р. Большая Мойва – руч. Лиственничный – р. Курыксарка – р. Вишера - дорога Велс – Вая – пос. Вая – Красновишерск – Соликамск - Пермь.

6. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия

1.

Траверс хребта Поясовый камень и хребта Ошньер (без технической сложности)

42 км

2.

Траверс горы Мунинтумп (без технической сложности)

15 км

3.

Траверс хребта Муравьиный камень

22 км

4.

Восхождение на гору Ишерим, 1331 м

 

5.

Восхождение на вершину 1469 м, хребта Тулымский камень

 


7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

Ф.И.О.

Год
рож.

Адрес, телефон

Туристский опыт

Обязанность
в группе

Фото

1.
Королев
Андрей
Юрьевич

1976

Пермь
Тел. 62-50-52 (д.).

5Р - пеший, Полярный Урал;
5Р - лыжный, Алтай;
5Р - горный, Памир;
6У – лыжный, Памир
6Р – пеший, Памир.

Руководитель, фотограф, врач.

2.
Котельников
Константин
Владимирович

1975

Пермь
Тел. 89024755784 (моб.)

5У – пеший, Полярный Урал;
3У – лыжный, Северный Урал.

Видеооператор

3.
Пономарев
Игорь
Викторович

1980

Пермь,
Тел. 61-36-43 (д.)

5У – пеший, Полярный Урал;
3У – лыжный, Северный Урал.

Участник.

4.
Шафранская
Наталья
Павловна.

1978

Перм.
Тел. 89129896967 (моб.)

5У – пеший, Полярный Урал;
3У – лыжный, Северный Урал;
2У – горный, Алтай.

Завхоз.

8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

614070 Г. Пермь, Дружбы 16 - 58,
у руководителя группы, в библиотеке Пермской областной МКК,
в библиотеке ТССР.
Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/

9. Поход рассмотрен Пермской МКК. Код МКК - 159-00-565630500.
Маршрут зарегистрирован в Пермской областной ПСС, МЧС России, тел. (3422) 10-78-10 и 89128889803(4) оперативный дежурный, и в ПСС города Ивдель тел. 834316-22040  оперативный дежурный.

1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.

1. Главная цель похода – пройти траверсом одну из самых интересных, красивых и редко посещаемых частей Северного Урала, от перевала Дятлова до высшей точки Пермской области и одного из самых мощных и сложных хребтов на Северном Урале – хребта Тулымский камень, с восхождением на его самую высшую вершину 1469 м.
2. Совершить траверс красивейшей горы Мунинтумп с ее удивительными каменными городами и скалами останцами. Мы там уже бывали раньше, но в плохую погоду, но нынче нам повезло, и мы посмотрели на все эти чудеса уральской природы во всей их красе.
3. Совершить восхождение на одну из самых значительных, красивых и труднодоступных вершин Северного Урала – гору Ишерим, 1331 м.
4. Пройти по красивым горным рекам – Ауспии, Большой Мойве, ручью Лиственничному, Курыксарке, Вишере.
5. Провести небольшую научную работу: подсчитать встреченные следы копытных животных.
6. Провести хозяйственную работу – сбросить снег с крыш кордонов заповедника «Вишерский».
7. Измерить высоты вершин, перевалов и ключевых мест этого района Северного Урала с помощью спутникового навигатора, и сравнить их с нанесенными на карте (если они нанесены).
8. Выяснить координаты ключевых мест района, в туристском отношении.
9. Этим походом мы начали программу путешествий по самым труднодоступным и интересным местам Северного Урала, состоящую из двух походов. Второй поход планируем совершить этим летом по маршруту: пос. Вижай – р. Сев. Тошемка – хр. Ошньер – хр. Поясовый камень – хр. Маньпупунер – хр. Маньквотнер – хр. Яныквотнер – хр. Маньхамбо – р. Щугор – газопровод «Сияние Севера». Выполнить вторую часть этой программы, нам также благополучно удалось совершить этим летом 2004 года. Об этом смотреть «Отчет о пешеходном походе 4 к.с. по Северному Уралу, совершенному в июне – июле 2004 года. Руководитель Королев А.Ю.».

Все эти цели полностью осуществились.

2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

2.1. Варианты подъезда и отъезда.

Мы добирались от дома руководителя до начала маршрута (пос. Вижай Свердловской области) на служебном автомобиле УАЗ (буханка), водитель которой работает на одном предприятии с нашим участником – Котельниковым Константином. А так можно добираться железнодорожным транспортом до города Ивдель (Свердловская область) поездом Пермь – Приобье или Свердловск – Приобье. Далее автобусом от автостанции до пос. Вижай, который ходит в 7-00 местного времени по вторникам и пятницам.
Выезд с маршрута более проблематичен. Автобус, который ходит от поселка Велс до поселка Вая (Красновишерский район Пермской области) по понедельникам и средам очень маленький (УАЗ-буханка) и туристы, да еще с рюкзаками и лыжами в него поместиться не могут. Но нам повезло, и мы сумели разместиться в багажном отделении. Автобус мы ждали целые сутки, в балке лесорубов, на расстоянии 10 км от поселка Велс в сторону Ваи. От Ваи выбраться уже намного проще: автобус ходит там тоже по понедельникам и средам, но большой, так что все туристы обычно входят. К тому же в Вае намного проще нанять машину, и есть попутный транспорт до Красновишерска. Далее от Красновишерска ежедневно ходит автобус несколько раз в день на Пермь, и можно ехать с пересадкой через Соликамск.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные выходы.
Аварийные выходы направлены в два направления: на поселок Вижай, Свердловской области и на поселок Велс, Пермской области, в зависимости от того к которому удобнее и ближе добираться. Кроме того, можно было просить помощи на кордонах заповедника «Вишерский», где есть рация. Это кордоны – «Хальсория» - у устья реки Хальсории, «Мойва» - у устья реки Большая Молебная, «Лыпья» - у устья реки Лыпья.
У группы был спутниковый телефон, и она могла просить помощи в любое время и с любой точки маршрута.

4. Изменения маршрута и их причины.

Изменений маршрута не было, группа в точности прошла заяв-ленный маршрут.

 5. График движения.

Дни пути

Дата

Участок пути

Протяженность (км)
с коэффициентом

Чистое ходовое время (час: мин.)

Определяющие препятствия на участке.

Метеоусловия.

1.

13.03.

Г. Пермь – пос. Вижай – отворот на Тохту дороги Вижай – Ушма.

9

2:40

Снежный покров глубиной 10-15 см.
Перепад высот 200 м.

Ясно, слабый ветер, температура воздуха ночью
-15°С.

2.

14.03.

Отворот на Тохту – Р. Витим-Ятия.

20

6:35

Снежный покров глубиной 10-20 см, наледи на реки Северная Тошемка.
Перепад высот 200 м.

Переменная облачность, слабый ветер, температура воздуха ночью
-13°С.

3.

15.03.

Р. Витим-Ятия – пос. Ушма.

18

7:35

Снежный покров глубиной 15-50-90 см, в середине дня подлип, наледи на реке Ушма.
Перепад высот 200 м.

Переменная облачность, слабый ветер, температура воздуха ночью
-18°С.

4.

16.03.

Пос. Ушма – дорога Ушма – р. Ауспия.

19

6:45

Снежный покров глубиной 15-60 см, в середине дня подлип.
Перепад высот 200 м.

Переменная облачность, слабый ветер, температура воздуха ночью
-20°С.

5.

17.03.

Дорога пос. Ушма – р. Ауспия – р. Ауспия.

12

6:10

Снежный покров глубиной 15-90 см, в середине дня подлип, наледи и промоины на р. Ауспия.
Перепад высот 200 м.

Переменная облачность, слабый ветер, температура воздуха ночью
-20°С.

6.

18.03.

Р. Ауспия – верховья  р. Ауспии.

14

7:30

Снежный покров глубиной 15-90 см, в середине дня подлип, наледи и промоины на р. Ауспия.
Перепад высот 300 м.

Переменная облачность, слабый ветер, температура воздуха ночью
-22°С.

7.

19.03.

Верховья р. Ауспии – г. 1007 м.

8

4:20

Снежный покров глубиной 10-30 см, фирн, фирновые склоны крутизной до 35°, заструги, выходы разрушенных скал, наледи, каньоны  и промоины на р. Ауспия.
Перепад высот 800 м.

Переменная облачность, сильный ветер, после обеда отсутствие видимости, температура воздуха ночью
-23°С.

8.

20.03.

Г. 1007 м. – хр. Ошньер.

17

6:45

Снежный покров глубиной 10-80 см, фирн, заструги, фирновые склоны крутизной до 35°, выходы разрушенных скал. Траверс хребта Поясовый камень 1Б к.с., через вершины: Хозья-Талях-Чахль (1075 м), Сомъяхнел-Чахль (1055 м), Пура-Мунит-Ур (1075 м), Саклаимсори-Чахль (1126 м), и через три вершины горы 1055 м.
Перепад высот 2000 м.

Пасмурно, отсутствие видимости с небольшими прояснениями, сильный ветер, после обеда отсутствие видимости, температура воздуха ночью
-30°С.

9.

21.03.

Хр. Ошньер – левый приток Вишеры (Маринкина речка)

23

7:40

Снежный покров глубиной 10-190 см, фирн, заструги, фирновые склоны крутизной до 35°, выходы разрушенных скал. Траверс хребта Ошньер 1Б к.с., траверс  г. Ленчичахль (969,8 м)
Перепад высот 1800 м.

Пасмурно, отсутствие видимости с прояснениями, сильный ветер,  температура воздуха ночью
-33°С.

10.

22.03.

Левый приток р. Вишера (Маринкина речка) – устье р. Хальсория (кордон Хальсория).

7

2:30

Снежный покров глубиной 15-30 см.
Перепад высот 100 м.

Ясно, слабый ветер, температура воздуха ночью - 35°С.

11.

23.03.

Устье р. Хальсория – устье ручья Велосипедного,  в р. Ниолс.

18

6:50

Снежный покров глубиной 10-190 см, фирн, заструги, фирновые склоны крутизной до 35°, выходы разрушенных скал. Траверс горы Мунинтумп 1А к.с.
Перепад высот 1600 м.

Ясно, ветер от слабого до сильного, температура воздуха ночью - 35°С.

12.

24.03.

Устье ручья Велосипедного на р. Ниолс – устье р. Большая Молебная (кордон Мойва)

29

8:30

Снежный покров глубиной 10-120 см, фирн, заструги, фирновые склоны крутизной до 35°, выходы разрушенных скал. Траверс хребта Муравьиный камень 1Б к.с.
Перепад высот 1800 м

Ясно, ветра нет или слабый, температура воздуха ночью
- 35°С.

13.

25.03.

Устье р. Большая Молебная (кордон Мойва) – г. Ишерим, 1331 м, 1Б к.с.

26, в зачет 13 

8:20

Восхождение на г. Ишерим 1331 м, 1Б к.с. Снежный покров глубиной 10-190 см, фирн, заструги, фирновые склоны крутизной до 35°, выходы разрушенных скал.
Перепад высот 1900 м.

Ясно, сильный ветер, температура воздуха ночью - 34°С.

14.

26.03.

Устье р. Большая Молебная (кордон Мойва) – устье р. Ольховка в р. Большая Мойва.

18

6:50

Снежный покров глубиной 15-50 см.
Перепад высот 400 м.

Ясно, сильный ветер, температура воздуха ночью - 33°С.

15.

27.03.

Устье р. Ольховка в р. Большая Мойва – восх. на вершину 1469 м, хребта Тулымский камень.

22, в зачет 11 км

6:50

Восхождение на вершину 1469 м, хребта Тулымский камень, 1Б к.с. Снежный покров глубиной 10-150 см, фирн, заструги, фирновые склоны крутизной до 45°, выходы разрушенных скал.
Перепад высот 2000 м.

Пасмурно, отсутствие видимости, сильный ветер, снег, температура воздуха ночью
-15°С.

16.

28.03.

Устье р. Ольховка в р. Большая Мойва – р. Курыксарка.

18

6:30

Снежный покров глубиной 20-80 см, подлип.
Перепад высот 700 м.

Пасмурно, отсутствие видимости, ветер, снег, дождь, температура воздуха ночью
0°С.

17.

29.03.

Р. Курыксарка – изба на р. Расья.

16

5:00

Снежный покров глубиной 10-80 см, подлип, наледи и промоины на р. Вишера.
Перепад высот 500 м.

Пасмурно, слабый ветер, дождь, снег, температура воздуха ночью 0°

18.

30.03.

Изба на р. Расья – балок лесорубов на дороге Велс – Вая
(в 10 км от пос. Велс).

21

6:20

Снежный покров глубиной 10-30 см, подлип.
Перепад высот 100 м.

Пасмурно, слабый ветер, дождь, снег, температура воздуха ночью 0°

19.

31.03.

Балок лесорубов на дороге Велс – Вая – г. Пермь.

 

 

 

 

Итого

 

 

315, в зачет 291

113:
40

Перепад высот 15 км

 

6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

Участок Вижай – Ушма - река Ауспия - перевал Дятлова.
13.03. Первый ходовой день.
Уазик-буханка довез нас до поселка Вижай, где от отворота на Бурмантово, по всей дороге лежал 10 сантиметровый слой свежевыпавшего снега. Дорога очень узкая, и лишь благодаря мастерству водителя, машина сумела развернуться.
Вышли в 16-00. Идем по засыпанной дороге, иногда по буранному следу. Проваливаемся на 10 см, редко глубже. Переходим через реку Вижай, на льду есть промоины, местами лед совершенно голый, без снега. С трудом (тяжелые рюкзаки и бессонная ночь) поднимаемся в гору от реки Вижай. По буранному следу доходим до отворота на Тохту (нежилой поселок уже 19 лет, но до прошлого года, когда у него сгорел дом, там жил манси Данила Бахтияров, у которого всегда можно было найти приют). Проходим по буранному следу, дальше отворота еще примерно полтора километра, и встаем на ночевку слева от дороги, в лиственном лесу, с редкими хвойными деревьями. Раньше здесь росли мощные хвойные леса, но после вырубок успели вырасти, пока только более быстро растущие лиственные деревья. Снега в лесу немного – 40-70 см, но проваливаешься почти до самой земли.

 

14.03. Второй ходовой день.
Утром ясная, ветреная, морозная погода. Идем дальше по буранному следу, через одну ходку (40 минут) он заканчивается, и остается только старая засыпанная колея. Тропежка на глубину 20-40 см. Доходим до реки Северная Тошемка, где и обедаем. На реке есть промоины, образованные видимо, давно проехавшей машиной. После обеда переходим реку, и все глубоко проваливаемся в наледь. После этого 30-40 минут очищаем лыжи от снега и сушим их. Идем дальше по дороге, уже темнеет, но продолжаем идти в темноте, потому что понятно куда идти, не заблудишься. Проходим положенное количество ходок: 4 ходки по 40-50 минут до обеда и столько же после обеда, но последние ходки делаем сокращенными, потому что в темноте идти намного тяжелее. Колея сильно разбитая, неровная, местами даже легче идти рядом с колеей, хоть и проваливаешься глубже. Встаем на ночлег перед рекой Витим-Ятия. Палатку ставим на сугроб, вплотную к дороге, так, чтобы, выходя из нее сразу оказываться в колее и не проваливаться. Снега в лесу много, проваливаешься выше пояса, если без лыж, на лыжах выше колена.

   
 

 

15.03. Третий ходовой день.
Ночь была теплая, утром пасмурно  и тоже намного теплее, чем было вчера. Идем дальше по колее, которая доходит до балка лесорубов, что на реке Тосамья, и там заканчивается. Начинается подлип. Выходит солнце, которое почему-то довольно сильно греет и подлип усиливается. С трудом проходим еще две ходки, борясь с подлипом. Разных мазей и специально приготовленного парафина надолго не хватает. Наконец останавливаемся, сушим лыжи, потом их тщательно смазываем парафином и растираем. Пока мы это все делаем, проходит 1 час, солнце прячется за тучи, температура понижается, и подлип сам по себе пропадает. Мы проходим еще одну полноценную ходку 45 минут, и останавливаемся на обед. После обеда идем дальше по дороге. Тропить тяжело, постоянно сменяем друг друга. Темнеет, но мы продолжаем движение в темноте, так как нужно пройти положенное количество ходок, которые сделать засветло нам помешал подлип. Переходим реку Ушма, на ней тоже есть наледи и промоины, местами на льду снега нет. С трудом, при свете звезд поднимаемся на противоположный берег по очень крутому склону. Останавливаемся на ночлег, справа от дороги, немного не доходя до поселка Ушма, откуда уже был слышен лай собак. В Ушме сейчас живет один монах, старая бабушка, и вроде еще один дедушка – манси. В воскресенье 14 марта были выборы, и в Ушму за неделю до них прилетал вертолет, чтобы ее обитатели тоже могли проголосовать. Но монах, которого мы встретили на следующий день, их игнорировал, и ушел в лес погулять.

   
 

 

16.03. 4 ходовой день.
Утром ясная теплая погода, с небольшим ветерком. Доходим до поселка Ушма. Там видны одни развалины, поскольку поселок официально закрыли уже 8 лет назад. В поселке начинается старая охотничья лыжня. Идем по ней, поскольку наши направления совпадают. Через полторы ходки опять начинается подлип. Опять останавливаемся, сушим лыжи, смазываем парафином, на все это тратится больше 1 часа времени. Идем дальше, встречаем монаха, который идет к нам навстречу с волокушей, проходим одну ходку и останавливаемся на обед. Солнце опять заходит за облака, резко понижается температура, подлип исчезает. После обеда идем еще 2 ходки по лыжне, которая затем резко сворачивает в сторону, налево, под гору.  Темнеет, но мы как обычно продолжаем движение в темноте. На небе появляются звезды. В полной темноте проходим две ходки, и останавливаемся на ночлег.

   
 

Ф. 9. 16.03. Дорога на Ауспию.

 

 

17.03. 5 ходовой день.
Утром  опять ясная, но морозная погода. Выходим, и через  полторы  ходки  резко теплеет и опять начинается подлип. Боремся с ним пол ходки и опять останавливаемся, сушим и намазываем лыжи парафином. После этого опять становится пасмурно, холодеет, и подлип исчезает. Спускаемся вниз к реке Ауспия. По дороге очень много огромных красавцев кедров. Обедаем на берегу реки Ауспия. После обеда идем вверх по Ауспии, по правому берегу, еще немного по старому буранному следу, который откуда-то появился. Потом след кончается, и мы идем по реке. На реке много бугров, неровностей, промоин, часто приходится вылазить на берег. Игорь провалился в одну промоину, и мы опять потратили 30 минут, пока он высушит лыжу. Продолжаем движение в темноте.  Находим старую лыжню, которую глазами не видно, ее можно только нащупать. Идя по ней, проваливаешься ниже колена, а если станешь рядом с ней, то проваливаешься почти по пояс. Проходим положенное количество ходок и встаем на ночлег на правом берегу Ауспии. Здесь в лесу на берегу почему-то снега меньше – 40 см.

Ф.12. 17.03. 2 ходка, идем на Ауспию, начинается подлип

Ф. 13. 17.03. Кедры над долиной Ауспии.

 

18.03. 6 ходовой день.
Утром ясно, но ветрено. Подлипа  нет,   но тропежка  очень  глубокая. Часто    меняемся.    Идем очень медленно. Характер реки такой же, как вчера, только к обеду она становится уже. Обедаем с костром. После обеда на реке становится больше промоин и торосов. К вечеру река совсем сужается и разбивается на русла. Ориентироваться становится тяжелее. Продолжаем движение в темноте. Снега становится намного больше, но он более плотный, и поэтому проваливаешься не так глубоко.  Встаем на ночлег, между двумя рукавами.

   

 

Траверс Хребта Поясовый камень и хребта Ошньер, 1Б к.с.

19.03. 7 ходовой день.
Сегодня день рождения у нашего участника – Кости, и выход в горы. Утром пасмурно, холодно и ветрено. Двигаться дальше по реке, или по берегу бессмысленно, потому что она разбита на множество рукавов, которые очень сильно петляют. Рукава текут в каньонах, очень часто промоины, временами река бежит вообще свободная ото льда. Идем по азимуту на запад. Начинается редколесье, потом криволесье. Встречаются прижимы на  реке.  Дальше начинается крутой подъем на хребет, и приходится идти даже не прямо, а зигзагами и лесенкой или елочкой. Кончается зона хвойных деревьев, начинается зона кривых берез. В снег проваливаешься не более чем на 10 см. Временами встречается совсем плотный фирн. Появляются заструги, часто сильно мешающие движению. Поднимается сильный ветер. Заканчивается зона леса. Склоны становятся  крутизной до 30-35 градусов. Фирн плотный, местами торчат камни и выдутая земля. Снега немного. Видимость не более 200 м. Снимаем лыжи, привязываем их к рюкзакам, утепляемся и идем вверх, но не прямо, а траверсирую в сторону юга. Неожиданно ветер сильно слабеет, и мы останавливаемся на обед. Видимость немного улучшается. После обеда опять поднимается ветер. Идем дальше по направлению на вершину 1007 м. Видимость сильно ухудшается, ветер усиливается, продвижение вперед становится мало эффективно. Идем только по азимуту, но в этом месте очень сложный рельеф, и поэтому идти без видимости – затруднительно. Встречаем следы стада оленей.  Поднимаемся на осевую линию хребта, и пройдя  по нему еще немного на юг решаем останавиться на ночлег, поскольку движение вперед малоэффективно, с большими затратами сил и тепла, к тому же очень сложно ориентироваться и надо постоянно останавливаться и смотреть на карты, компас, и навигатор, которые ветер то и дело норовит вырвать из рук. С трудом находим место пригодное для постройки ветрозащитной стенки, с достаточным количеством фирна подходящего качества. Строим стенку, фирна не хватает и его приходится выпиливать в другом месте и носить к стенке. Наконец устанавливаем палатку. Разводим примус, который работает не лучшим образом, и начинаем греться и отмечать день рождения.

   
   
 


20.03. 8 ходовой день.
Утром видимости нет, холодно и ветрено. Пока завтракаем, и снимаем лагерь, видимость немного улучшается, и я успеваю сориентироваться. На сильном ветру с трудом снимаем палатку и почти бегом (для согрева) двигаемся в сторону горы Хозья-Талях-Чахль. Снега в основном немного, плотный фирн, заструги, но встречаются большие участки  со  свежепереметенным  глубоким  снегом,  которые  сильно выматывают и затрудняют передвижение. Поднимаемся на вершину горы за 40 минут от выхода из лагеря. Подъем крутизной до 30 градусов. На вершине полностью обмерзшие снегом скалы-останцы. Координаты вершины заношу в навигатор, и сейчас можно будет от них отталкиваться при ориентировки, поскольку видимости все равно нет, и дует сильный ветер. Спускаемся с вершины горы, и идем по направлению к горе Сомъяхнел-Чахль. Примерно по середине встречаем большой и очень красивый каменный город, он расположен как раз на повороте основного хребта. Здесь останавливаемся, отдыхаем, снимаем на фото и видео. Идем дальше, при отсутствии видимости и сильном ветре траверсируем гору Сомъяхнел-Чахль. Когда мы с нее спустились, видимость немного улучшилась, и мы увидели перед собой в 100 метрах стадо оленей. Идем к нему, они от нас не убегают. Подпускают первого на 15 метров и разбегаются. Мы успеваем их снять на фото и на видео. Дальше мы поднимаемся по 30-35 градусному склону, с выходами скал на гору Пура-Мунит-Ур, где в скалах под защитой от ветра и обедаем. Видимости все равно нет. После обеда без спуска вниз сразу начинается подъем на гору Саклаимсори-Чахль. Также без видимости находим вершину, на которой стоит стела с надписью «Европа-Азия», с одной стороны, «200 лет Пермской губернии», с другой и тур.  Здесь  мы фотографируемся и снимаем на видео. Дальше спускаемся вниз на перевал, откуда начинается река Вишера. Идем дальше по осевой линии хребта, проходим длинный каменный город, и начинаем подъем на гору 1055 м, состоящую из трех вершин. Перепады высот между вершинами не более 50 м. Спускаемся с последней третьей вершины на перевал, от которого начинается уже хребет Ошньер, и проходим по нему дальше на юг, до наиболее удобного места для ночевки. Здесь видимость немного улучшилась, и мы смутно увидели наш дальнейший путь. Ставим ветрозащитную стенку, фирна опять не хватает, его приходится выпиливать рядом и носить к стенке. Палатку ставим прямо на мох, настолько тонкий слой фирна, что мы его пропилили насквозь. Сегодня намного холоднее, чем вчера. Ветер не стихает.

   
 

Ф.26. На вершине Саклаимсори-Чахль

 

21.03. 9 ходовой день.
Утром видимость лучше, солнце иногда проглядывает, но все в сильной дымке. Дует сильный ветер. Снимаем лагерь и идем траверс хребта Ошньер. Попытались идти на лыжах, но у большинства это не получается: скользко,  сильно мешает ветер, и большие заструги. Поэтому идем пешком, часто сильно проваливаясь в бугры из свеженадутого снега. Идем траверсом безымянных вершин. Часто уклон 25-30 градусов, и выходы скал. Видимость ухудшилась, ветер усилился. Идем без обеда, потому что не укрытия от ветра. По хребту доходим до вершины Ленчичахль, 969,8 м, с длинным отрогом на запад, на краю которого есть скалы останцы, образующие причудливый каменный  город. Эта вершина  с отрогом, следующая на север от горы Сампалчахль,  от   которой  тоже  есть  длинный  западный  отрог,   между  этими горами, гор с западными отрогами нет. Дальше идем траверсом этого отрога, и спускаемся в лес на запад. Идем по лесу до хорошего леса, где нет ветра, и там обедаем. Пообедав, двигаемся по направлению на юго-запад. Тропежка неглубокая – 20-30 см, но снега здесь намного больше, чем в Азии, но он более плотный. Останавливаемся на ночлег на берегу «Маринкиной речки» - левого притока Вишеры.  Наконец-то мы разводим костер, у которого можно погреться и просушиться. Две ночи мы ночевали выше зоны леса, и нам приходилось готовить в палатке, поэтому наши вещи отсырели, и мы могли их сейчас просушить.

   
   

22.03. 10 ходовой день.
Утром ясная морозная погода. Ночью было -33 градуса холода. Долго собираемся, потому что вчера долго сушились и поздно легли, к тому же вокруг глубокий снег и неудобно передвигаться, а от костра прогорела очень глубокая яма и готовить неудобно. Занимаемся починкой снаряжения. Выходим поздно, идем вдоль Маринкиной речки до ее впадения в Вишеру. Ветра нет, небо ясное, но в дымке. Тропежка неглубокая – не более  30  см.   Доходим   доВишеры, переходим через нее, наледей и промоин нет. Идем вниз по Вишере, по правому берегу. Доходим до кордона «Хальсория», заповедника «Вишерский». Напротив дома, расположенного на берегу Вишеры, у устья незамерзающего ручья, стоит снегомерная рейка, показывающая, что глубина снега 180 см. На кордоне нас встретил доброжелательный хозяин – инспектор Сергей Петричук. У него мы провели остаток дня в тепле и уюте, занимаясь ремонтом снаряжения. Хозяин нас очень вкусно откармливал и отпаивал, разными лесными деликатесами.

Ф. 32. 23.03. Река Вишера и кордон Хальсория.

 

Траверс горы Мунинтумп, 1А к.с.

23.03. 11 ходовой день.
Утром была ясная, очень холодная – 35 градусов, и ветреная погода. Поэтому мы вышли не рано, как планировали. Хозяин решил нас проводить до края леса, показать более удобную дорогу. Сегодня нам предстояло совершить траверс горы Мунинтумп – одного из ключевых мест нашего маршрута. Перед тем как нам выйти солнце пригрело, и температура заметно повысилась, а ветер поутих. От Вишеры сразу начинаем подъем в гору. Тропежка не глубокая, так как снег плотный.  Довольно быстро – за 1 час доходим до края леса.

Ф. 33. Инспектор Сергей Петричук и мы перед выходом.

Ф. 33. Инспектор Сергей Петричук и мы перед выходом.

Ф. 35. Провал в снежную ловушку на горе Мунинтумп.

Здесь начинаются выходы скал,  иногда   встречается голая выдутая земля, и огромные заструги. В месте, где решаем снять лыжи, мы прощаемся с хозяином Хальсории. Идем без лыж, что также неудобно, потому что часто встречаются участки рыхлого глубокого снега. Иногда встречаются природные ловушки – согнутые деревья, полностью задутые снегом,  под которыми есть пустоты и очень рыхлый снег. Я сам провалился в одну такую ловушку вместе с рюкзаком на 2 м. Причем, когда я с трудом из нее выбрался и встал, то я тут же провалился в следующую, и потом еще один раз в третью ловушку. После этого мы решили снова одеть лыжи. Идем траверс горы Мунинтумп, поднимаемся на ее вершины, откуда открываются красивейшие виды. Со всех сторон нас окружают горы. На севере и востоке виден хребет Поясовый камень, откуда мы пришли, на юге мощной громадой встает хребет Муравьиный камень, с главной вершиной Хусь-Ойка, туда мы направимся завтра. На западе видна долина Вишеры и хребты ее истоков – Вишерский и Лопьинский камни и хребет Яны-Емки. На Мунинтумпе очень много скал останцев, образующих каменные города, часто имеющие формы причудливых зверей, драконов. Без сомнения, эта гора – красивейшее место на Северном Урале. С погодой нам повезло. Небо совершенно ясное, ярко синего цвета. Дует сильный ветер, создающий дымку над окружающими горами. Весь траверс идем в основном на лыжах, хотя местами крутые спуски, подъемы и траверсы. Доходим до северной оконечности горы, где расположен красивейший каменный город. Отсюда начинаем спуск в долину Ниолса. Спустившись в лес, где нет ветра, мы наконец обедаем. После обеда продолжаем скоростной спуск на лыжах.  Спустившись до Ниолса, мы с удивлением обнаруживаем, что по нему, поверх льда течет вода. Мы идем вдоль него, пока наконец не находим место, где можно безопасно перейти. Ночуем на другом берегу реки Ниолс, у устья ручья Велосипедного.

   
 
Ф. 38. 23.03. На вершине горы Мунинтумп.

 

Траверс хребта Муравьиный камень 1Б к.с.

24.03. 12 ходовой день.
Утром ясная морозная погода – 35 градусов холода. Сегодня нам предстоит самый большой переход за весь маршрут, но при благоприятных погодных и снежных условиях мы надеемся его совершить. Мы хотим дойти до кордона «Мойва», где переночевать в избе. К тому же Сергей Петричук туда сообщил по рации, и нас там ждали. Выходим рано. Начинаем подъем вверх по ручью Велосипедному на хребет северо-западный отрог хребта Муравьиный камень. Склоны крутизной до 30 градусов. Тропежка неглубокая. Выходим из зоны леса. Здесь, как обычно, начинаются заструги и деревья – снеговики. Идем на лыжах. Проходим этот отрог и начинаем подъем на сам хребет Муравьиный камень. Подъем крутой до 35-40 градусов. Идем без лыж, по плотному фирну. Сильно помогают лыжные палки. Поднимаемся на перевал через хребет и идем дальше траверсом через его вершины, поскольку траверсировать склоны невозможно из-за большой крутизны и очень плотного, почти как лед, фирна. Ветра нет, погода ясная. Некоторые вершины крутые – до 40 градусов и нужна самостраховка лыжными палками, но кошки не требуются, так как самые скользкие места можно обойти. Спускаемся с осевой линии хребта на Хусь-Ойковский перевал, между хребтами Муравьиный и Молебный камень, где и обедаем. После обеда продолжаем идти выше зоны леса, также траверсируя хребет Муравьиный камень. На противоположной стороне реки Малая Мойва, которая начинается как раз на Хусь-Ойковском перевале, розовыми в закатных лучах стоят громадины-хребты  Молебный камень, с вершинами Ойка-Чахль и Эква-Чахль, и многовершинная гора Ишерим.

   
   
   

 Темнеет, мы идем на лыжах по довольно плотному фирну. Впереди и внизу видна поляна, под горой Ишерим, где и находится кордон «Мойва». Мы доходим по хребту до места, где он максимально близко подходит к кордону, и уже в сумерках начинаем съезжать с него, выкручивая серпантины между елками. Уже в полной темноте мы спустились до реки Малая Мойва, по левому берегу которой шел буранный след. Идем дальше по буранному следу. И уже около 11 часов ночи доходим до кордона Мойва, где нас уже заждались егеря, протопив нам избу.

 

Восхождение на гору Ишерим, 1Б к.с.

25.03. 13 ходовой день.
Выходим на восхождение поздно, потому что поздно встали, из-за того, что поздно легли. Идем вдоль реки Большая Молебная по буранному следу. Погода ясная, морозная, но ветреная. За два часа доходим до края леса. Начинаем подъем на хребет   в  лыжах.
На  верху  ветер заметно сильнее. Крутизна склонов до 30 градусов. Поднимаемся на осевую линию хребта и идем его траверс через вершины горы Ишерим. Перед особо протяженным (300-400 м) и крутым участком, до 40 градусов, одеваем кошки, на сильнейшем ветру, отчего отмерзают пальцы.  Поднимаемся по плотному фирну, страхуясь лыжными палками. Выходим на вершину, но до главной вершины еще далеко. Надо пройти еще через три вершины, с перепадами высот не более 70 м. Везде плотный фирн, с большими застругами. Снег метет и образует огромные снежные надувы, в которые проваливаемся. Поднимаемся наконец-то на главную вершину, откуда открываются во все стороны изумительные виды. На Севере, и северо-востоке – Хребты Муравьиный и Молебный, на западе - громадный хребет, высшая точка Пермской области, Тулымский камень – наша следующая цель, на юге – целая система хребтов: Ольховочный, Мартай, Главный уральский, и множество отдельный гор. Сфотографировавшись на вершине, начинаем спуск. Доходим до места, где мы оставили лыжи и одели кошки. Здесь кошки снимаем и быстро идем обратно, потому что уже темнеет. Уже в темноте, при свете звезд и луны, надеваем лыжи и начинаем скоростной серпантинный спуск, тормозя и руля лыжными палками. Доезжаем до края леса и идем обратно по своей лыжне.

   


26.03. 14 ходовой день.
Утром опять морозная ясная погода. Мы выходим поздно и идем по буранному следу, который оставили приезжающие накануне егеря. Часто подъемы и спуски, след сильно петляет, но идти по нему удобнее, чем по целине. Доходим по следу, до места, где он отворачивает в сторону от нашего маршрута, и дальше идем по целине по азимуту на устье реки Ольховка. Уже в сумерках доходим до нежилого кордона «Ольховка», где и ночуем.

   
 

        Ф. 53. 25.03. Второй участок восхождения на Ишерим.


Восхождение на вершину 1469 м, 1Б к.с., хребта Тулымский камень.

27.03. 15 ходовой день.
Погода резко испортилась до конца похода, утром пасмурно, ветер, идет снег. Ночью было морозно, и были звезды, но к утру резко потеплело. Сегодня нам предстоит восхождение – самое сложное технически за весь поход. На лыжах доходим до края леса, где их оставляем. Дует ветер, видимость метров 100. Начинаем подъем пешком, прямо вверх, до вершины осталось 700 м по высоте. Доходим до очень плотного фирна, с крутизной 40 градусов, где одеваем кошки, и идем дальше в них. Двигаемся прямо вверх. Иногда встречаются выходы скал, выдутые камни, крутизна отдельными участками по 5 метров, доходит до 50 градусов. Ветер усиливается, видимость еще ухудшилась, видимо из-за того, что мы поднялись выше. С трудом, по навигатору находим вершину, где на ветру пьем  чай  из термоса, перекусываем   и    фотографируемся. Ветер такой силы, что порывами иногда валит с ног. Спускаться решаем не прямо вниз, как поднимались, и где очень круто, немного севернее, склон положе. Для этого мы идем вдоль хребта на север, примерно 1 – 1,5 км, и начинаем спуск. Здесь действительно положе, но ветер такой сильный, что несколько раз всех сбивал с ног своими порывами. Спускаемся вниз вначале прямо, а потом, когда становится положе, начинаем забирать на юг, чтобы прийти к тому месту, где мы оставили лыжи. Выше края леса примерно метров на 300, идем вообще траверсом. Наконец доходим до лыж, переодеваемся и идем обратно по своей лыжне, которую в верхней части задуло. Возвращаемся к кордону уже под вечер и решаем здесь остаться на ночевку.

   
   

 

Выход по рекам Большой Мойве, ручью Лиственничному, реке Курыксарке и Вишере.

28.03. 16 ходовой день.
Утром пасмурно, идет снег, дует ветер и тепло. Идем вверх по Большой Мойве. Тропежка глубокая – 30-70 см. Часто меняемся, подлипа вначале нет, потом начинается. Доходим до ручья Лиственничного, идем вверх по нему. Обедаем в избе (бывшей бане) на его берегу, довольно рано, потому что идти дальше невозможно из-за подлипа. После обеда подлип не уменьшился, но видимо подействовала смазка. От избы в нашем направлении идет буранный след, а по нему лыжня. Идем вверх по ручью в сторону кордона «Лиственничный» и перевала на реку Курыксарку. Здесь вначале у Кости, а потом у Игоря ломается крепление, но мы их эти поломки устраняем. Доходим до кордона, где никого нет, а сам кордон закрыт на замок. В кордоне обычно обитает инспектор-манси Петр Бахтияров. Идем дальше по лыжне на перевал. Видимость 20 м. Идет снег. Поднимаемся выше зоны леса, здесь лыжня теряется. Сумерки  осложняют ориентировку. Начинаем спуск в долину Курыксарки. Спускаемся до реки уже в полной темноте. В лесу подлип усиливается. Идет мелкий дождь, вместо снега. Идем по правому берегу Курыксарки. Лыжни нигде нет. тропежка глубокая. Пройдя вдоль реки полторы ходки, решаем встать на ночлег, потому что движение в темноте, по таким буеракам и с таким подлипом, не эффективно. Надеемся, что утром подморозит.

   
 

Ф. 62. 27.03. На вершине 1469 м, хребта Тулымский камень.

 

29.03. 17 ходовой день.
Утром идет мелкий и редкий дождь. Подлип бешеный. Мази не помогают Пока сами собираем лагерь, отправляем на разведку Наташу на тот берег речки – искать лыжню. Она возвращается с победой – лыжня найдена. Она идет по тому берегу метрах в 200 от речки. Мы все переходим речку, доходим до лыжни на буранном следе и снимаем лыжи, потому что идти на них невозможно. Идем пешком,   проваливаемся не очень глубоко – на 10 см. Доходим до Вишеры, и идем дальше вверх по реке, по этой же лыжне. Дождь усиливается. Доходим до деда Кодолова, который живет один в своем доме. Заходим к нему в гости, где отдыхаем и общаемся не больше 30 минут. Есть у него нечего, печка холодная, и мы решаем идти обедать в другую избу на реке Расья, расположенную на другом берегу Вишеры, в 4 км от берега. Место там местные жители называют 71 квартал. Как раз туда и идет дальше буранный след. За один час пятнадцать минут доходим до этой избы, где останавливаемся на обед. Изба на р. Расья расположена на конце старой лесовозной дороги, которая выводит на дорогу Велс – Вая, через 17 км. Дорога конечно засыпана, но по ней идет этот хорошо укатанный буранный след, по которому можно идти пешком. Пообедав в избе, мы решаем, здесь поспать часа четыре, потом еще один раз покушать и ночью выйти, так, чтобы рано утром выйти на дорогу Велс - Вая, где ловить попутный транспорт.

 

 

                      Ф. 65. 29.03. В избе на реке Расья.

Ф. 64. 29.03. Переходим Вишеру.
 

 Ф. 68. 30.03. Ждем попутный транспорт в балке лесорубов.

 

30.03. 18 ходовой день.
Выходим в 2 часа ночи. Идет слабый снег, подлип сильный, поэтому мы идем пешком. Выходим на дорогу в 8 утра. Погода улучшилась, резко похолодало, небо прояснилось. Не доходя до дороги (Велсовского отворота) метров 200, мы видим, как мимо проезжает УАЗ-буханка, в сторону Ваи. Это оказывается единственный транспорт в этот день. Мы доходим по этой дороге до балка лесорубов, расположенного в 4 км в сторону Ваи. Здесь мы у них останавливаемся, и ночуем.

 

31.03. 19 день.
В 8 утра мы останавливаем рейсовую «Буханку», полностью забитую пассажирами, и уговариваем водителя посадить нас в багажное отделение. Он с трудом соглашается, потому что оно тоже забито вещами. Но мы там все перекладываем и с трудом помещаемся, а Наташу нам удается разместить в салоне. Так мы доезжаем до Ваи, где пересаживаемся на автобус до Красновишерска, там мы едем до Соликамска, а оттуда уже в Пермь. И мы были дома уже в 10 часов вечера.


7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

1. Возможность схода снежных лавин со склонов гор хребтов Муравьиного и Тулымского камня.
2. Возможность ураганного ветра, во время нахождения группы выше уровня леса.
3. Большие отрицательные температуры воздуха.
4. Крутые склоны гор – Ишерим, Муравьиного и Тулымского камня и возможность срыва участника во время восхождения, поэтому необходимо использование кошек.
5. Сложное ориентирование в зоне леса.
6. Возможность провала участника в наледь и промоины при переходе через реки и при хождении по рекам.
7. Большая вероятность поломки лыж, при крутых спусках с гор, как в зоне леса, так и выше зоны леса.
8. Сложное ориентирование при отсутствии видимости выше зоны леса, и при сильном ветре.

8. Наиболее интересные природные, исторические и другие объекты на маршруте.
Общегеографическая и туристская характеристика.

1. Уникальность гор Северного Урала с его первозданной природой и нетронутыми лесами, особенно в районе “Вишерского“ заповедника.
2. Посещение мест жительства манси - ныне вымирающего народа.
3. Нам удалось встретить несколько стад диких северных оленей, и многих других обитателей  горно-таежного района Северного  Урала.
4. Тулымский камень и гора Ишерим – наиболее мощные, технически сложные и красивые вершины Северного Урала.
5. Уникальные каменные города хребтов Поясовый камень, Ошньер и Мунинтумп.

9. Дополнительные сведения о походе.

9.1. Снаряжение групповое.

Наименование

Кол-во

Примечание

1.

Палатка.

1

Каркасная, двухслойные, фирмы «Нормал».

2.

Примус.

1

«Огонек».

3.

Фотоаппарат.

1

«Олимпус С50» - цифровой.

4.

Видеокамера.

1

Цифровая.

5.

Компас жидкостный.

2

 

6.

Спутниковый навигатор.

1

GPS 12, фирмы “Garmin”.

7.

Спутниковый телефон.

1

“Telit Sat- 550”.

8.

Комплект топокарт.

2

 

9.

Ремонтный набор.

1

 

10.

Медицинская аптечка.

1

 

11.

Налобный фонарь.

4

“Tikka”, фирмы “Petzl”.

12.

Комплекты батареек.

10

Для навигатора - 3´4 (АА)
для видеокамеры, для цифровой фотокамеры.

13.

Котел.

2

На 3 и на 4 литра.

14.

Горючее

2 л

Бензин А76.

15.

Ледоруб.

1

 

16.

Лопата снежная

1

Для постройки снежной стенки.

17.

Ножовка.

1

Для постройки снежной стенки.

18.

Штатив.

1

Для видеокамеры.

9.2. Снаряжение личное.

Наименование.

Кол-во.

Примечание.

1.

Рюкзак.

1

Капроновый, на 100-120 литров.

2.

Ветрозащитный костюм.

1

 

3.

Ботинки.

1 пара

 

4.

Спальный мешок.

1

С искусственным наполнителем.

5.

Пуховка.

1

 

6.

Комплект теплой одежды.

2

Желательно из материала Polartecâ.

7.

Коврик пенополиуретановый.

1

 

8.

Репшнуры.

2 конца

Длина 3-4 м, диаметр 6 мм.

9.

Бахилы с галошами.

1 пара.

 

10.

Лыжи «Бескид».

1 пара.

 

11.

Лыжные палки.

1 пара.

 

12.

Туалетные принадлежности.

1 комплект.

 

13.

Кухонные принадлежности.

1 комплект.

 

9.3. Необходимые разрешения.

Для организации путешествия по данному маршруту необходимо получить  разрешение  на посещение заповедника «Вишерский», у его дирекции.  Дирекция заповедника может предложить купить путевку на посещение заповедника, ее стоимость 300 рублей с человека в день, или дать какое-либо задание.
Нам были даны следующие задания: провести подсчет следов копытных животных и сбросить снег с крыш расположенных по пути нашего маршрута кордонов заповедника.
Электронный адрес заповедника. e-mail: zap@permonline.ru
Директор заповедника – Бахарев Павел Николаевич.

Телефон автопредприятия г. Ивдель – 834316-21375. Здесь можно заказать автотранспорт для заезда к началу маршрута или выезда с него.
Автотранспорт можно заказать также и у спасателей г. Ивдель тел.  834316-22040. 

9.4. Таблица координат ключевых мест похода.

Место.

Широта.

Долгота.

1.

Поселок Ушма (нежил.).

N 61,56089°

E 060,00273°

2.

Место перехода дороги от Ушмы, через р. Ауспию.

N 61,70876°

E 059,79752°

3.

Изба Бабакова (водораздел Бол. Тошемки и Ниолса)

N 61,37148°

E 059,35403°

4.

Поселок Вижай.

N 61,27135°

E 060,16003°

5.

Вершина г. Ишерим, 1331 м.

N 61,14024°

E 059,13773°

6.

Изба деда Кодолова.

N 60,95100°

E 058,79451°

7.

Изба на р. Курыксарка.

N 60,96848°

E 058,85697°

8.

Кордон «Лыпья».

N 61,16638°

E 058,75905°

9.

Изба на ручье Малый Лиственничный.

N 61,04904°

E 059,02937°

10.

Изба «Кордон Лиственничный».

N 61,02724°

E 058,97518°

11.

Кордон «Мойва».

N 61,21566°

E 059,14233°

12.

 Северная вершина г. Мунинтумп, 870 м.

N 61,46560°

E 059,18862°

13.

Изба на р. Ниолс «Лядова Ямка».

N 61,40470°

E 059,18820°

14.

Изба на устье р. Ольховка.

N 61.10806°

E 059,02577°

15.

Отворот на 71 квартал, дороги Вая – Велс.

N 60,79344°

E 058,74273°

16.

Вершина г. Пура-Мунит-Ур

N 61,67055°

E 059,35838°

17.

Изба на р. Расья (71 квартал)

N 60,91818°

E 058,76431°

18.

Вершина г. Саклаимсори-Чахль.

N 61,66313°

E 059,34895°

19.

Вершина  1469м, хребта Тулымский камень.

N 61,13319°

E 058,93463°

20.

Кордон «Хальсория». 700 м выше по Вишере устья р. Хальсория.

N 61,50189°

E 059,23705°

21.

Вершина г. Хозья-Талях-Чахль.

N 61,71765°

E 059,37794°

Настройки GPS - Garmin GPS 12

MAIN MENU / SETUP MENU / NAVIGATION: POSITION FRMT: hddd ,ddddd °  MAP DATUM: WGS 84
В координатах везде указаны градусы, и десятитысячные доли градусов.

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Стоимость проезда 1400 р. (Пермь – Вижай – 1000 р., Велс – Вая – 100 р., Вая – Красновишерск – 100 р., Красновишерск – Пермь – 200 р.)
Стоимость питания 1000 р.
Стоимость дополнительных расходов 800 р.
Общая стоимость похода 3200 р.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

 1. Поход в данный район лучше осуществлять в марте месяце, когда  длиннее световой день, теплее, чаще ясные дни.
2. Необходимо иметь хороший ремонтный набор для ремонта лыж, так как их в этих условиях легко поломать.
3. Лучше иметь каркасную палатку для ночевки выше леса.
4. Нужно иметь запас ходовых дней, так как сильные снегопады могут очень сильно замедлить скорость передвижения.
5. По этой же причине нужно иметь дополнительный запас продуктов.
6. Необходимо иметь спальники и одежду из искусственных утеплителей, потому что в этом районе очень высокая влажность.
7. Автобус на поселок Вижай ходит по вторникам и пятницам в 7-00. Обратно идет соответственно через 2-3 часа, в зависимости от состояния дороги.
8. Автобус из Красновишерска на Ваю ходит 2 раза в неделю по понедельникам и средам, в 7 утра, а из Ваи на Велс, тоже по понедельникам и средам, он ждет автобуса из Красновишерска. Автобус на Велс – маленький (УАЗ-буханка), и в него входят обычно только местные жители. Поэтому лучше заезжать в район и выезжать – на нанятом или заказанном автотранспорте.

Итоги.
Совершен интереснейший лыжный поход 4 категории сложности. Мы посетили наиболее красивые и труднодоступные места Северного Урала. Совершены восхождения на многочисленные вершины, в том числе – 2 категорийных первопрохождения: на гору Ишерим, 1331 м – 1Бз к.с. (первопрохождение) и на главную вершину 1469 м, хребта Тулымский камень – высшую точку Пермской области - 1Бз к.с. (первопрохождение). Кроме этого мы поднялись на следующие вершины, имеющие названия, во время траверса 1Б к.с. (без технической работы) хребтов Поясовый камень и Ошньер: Хозья-Талях-Чахль (1075 м), Сомъяхнел-Чахль (1055 м), Пура-Мунит-Ур (1075 м), Саклаимсори-Чахль (1126 м), Ленчичахль (969,8 м), и на множество вершин, не имеющих названия. Нами пройдены еще два траверса: горы Мунинтумп, 1А к.с. (без технической работы) и 1Б к.с. – хребта Муравьиный камень. Итого за поход совершено три траверса, с ночевками выше зоны леса.
Этим походом мы начали программу путешествий по самым труднодоступным и интересным местам Северного Урала, состоящую из двух походов. Второй поход планируем совершить этим летом по маршруту: пос. Вижай – р. Сев. Тошемка – хр. Ошньер – хр. Поясовый камень – хр. Маньпупунер – хр. Маньквотнер – хр. Яныквотнер – хр. Маньхамбо – р. Щугор – газопровод «Сияние Севера». Выполнить вторую часть этой программы, нам также благополучно удалось этим летом 2004 года. Об этом смотреть «Отчет о пешеходном походе 4 к.с. по Северному Уралу, совершенному в июне – июле 2004 года. Руководитель Королев А.Ю.».

Оценка категории сложности похода.

Определение количества баллов за категорийные препятствия.

Препятствие.

К.с.

Баллы
в зачет.

1.

Траверс хр. Поясовый камень и хр. Ошньер (без технической работы)

2

2.

Траверс горы Мунинтумп (без технической работы)

1

3.

Траверс хр. Муравьиный камень

2

4.

Восх. на г. Ишерим

2

5.

Восх на г. 1469 м, хр. Тулымский камень

2

Итого

 

 

9

Определение категории сложности маршрута.

Показатель маршрута.

Кол-во.

Требования для 4 к.с.

1.

Протяженность

291

210

2.

Продолжительность

18

13

3.

Зачетное количество категорийных препятствий

5

4-8

4.

Зачетное  количество наиболее сложных препятствий (допускаемое)

4-1Б

1-2А

5.

Баллы за категорийные препятствия (Т)

9

 

6.

Максимальная категория сложности для Северного Урала

4

4

7.

Суммарный перепад высот (В), км

15

 

8.

Минимальная техническая сумма – ТС=В+Т, (балл)

9+15=
24

Мин. 8

9.

Минимальная эквивалентная протяженность (ЭП) – ЭП=П+5×ТС

291+5×
24=
411

250+5×17=
335

В связи с увеличением продолжительности похода, соответственно увеличивается минимальная эквивалентная протяженность, что будет для 4 к.с. похода – 17 км × 5 лишних дней = 85 км. В результате минимальная эквивалентная протяженность для данного похода должна быть = 335 км.
Фактическая эквивалентная протяженность (ЭП) была – П+5×ТС= 291+5×24=411 км, что превышает необходимое количество километров для лыжного похода 4 категории сложности на 76 км.

 


 
 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную