Голос высокой травы
Невелика заслуга рассказывать об аномальных явлениях со слов других. Как правило, количество сочувствующих во много раз превосходит число очевидцев, между тем, оказаться в рядах последних по собственному желанию удается редко. Иными словами, можно не спать ночами, карауля привидения, но вся слава достается почему-то людям, далеким от метафизических изысканий. Однако прошедшие новогодние праздники исправили этот дисбаланс в пользу нашей группы туристов, не первый год озабоченных поведением небезызвестной Медведицкой гряды.
В то время как нормальные граждане РФ, встретив Новый год с большими или меньшими потерями для здоровья, тратили десять дней на восстановление последнего, члены саратовского клуба туристов не стали нарушать традицию и утром 2 января с лыжами подмышкой отправились вдоль реки Медведицы за острыми ощущениями. К числу последних можно было бы отнести и сам факт похода на лыжах по не слишком покрытой снегом земле, однако кое-где, среди осенних по виду полей пожухлой травы и откровенно зеленеющих озимых, находилось место и для лыжни. Мы будто оказались в сказке "Двенадцать месяцев", увидев воочию все четыре времени года за каких-то шесть дней. Впрочем, такой аномалией сейчас никого не удивишь.
Наш полулыжный-полупеший маршрут проходил строго на юг от Лысогорского района к Волгоградской области - здесь, слегка заходя за границу Саратовской, недалеко от села Новинка располагается стоянка общественного научно-исследовательского объединения "Космопоиск", исследующего Медведицкую гряду с 1982 года. Здесь же якобы находится эпицентр аномальной зоны, где чаще всего можно стать очевидцем необъяснимых явлений. Тут-то и произошел с нами мистический случай, об истинных причинах которого можно только строить догадки.
Предыстория такова. Всего за время нашего похода у нас было пять ночевок. На одну из них мы расположились возле села Белое озеро, о котором идет слава странного места - его жители частенько становились свидетелями появления в небе светящихся шаров. До самой деревни мы не дошли, а разбили лагерь в овражке посреди степи. Ничего необычного здесь замечено не было, лишь диковинная форма стволов берез, закрученных штопором, вызывала удивление. Но памятуя о предположениях по поводу сильных ветров, оказывающих такое влияние на рост деревьев, удивлялись мы в меру. Ну, как водится, разожгли костер, состряпали ужин, после которого наш руководитель Саша потешил присутствующих гитарными переборами - обычная составляющая туристских вылазок - а я достала варган, привезенный с Алтая, который всегда беру с собой в походы для развлечения присутствующих, благо умещается он в ладони и особого груза в рюкзаке не составляет. Варган представляет собой щипковый музыкальный инструмент в виде подковы с прикрепленным к ней металлическим язычком. Чтобы научиться издавать на нем характерный протяжный звук, человеку, впервые приложившему его к губам, приходится потратить некоторое время, а полноценная игра, рисующая в воображении бескрайние степи и настраивающая на философский лад, получается лишь после нескольких часов, а то и дней, тренировок. Хвастать особым умением не берусь, но выводить рулады более-менее получается, что изрядно веселит слушателей. После моих попыток заставить членов группы поразмышлять о высоком варган "пошел по рукам": всем, как правило, хочется попробовать. Правда, с первого раза получилось лишь у одного Александра, и то очень тихо и непротяжно. Когда интерес к варгану иссяк, мы улеглись спать.
Два последующих дня похода не проявили себя ничем необычным, однако четвертая ночевка пришлась на ту самую геопатогенную местность возле Новинки. Место снова было выбрано с учетом наилучших условий для проведения ночи - безветренная сторона оврага. К этому времени все уже изрядно устали, песни как-то не заладились, варган не доставали вовсе, и после непродолжительных посиделок у костра мы разошлись по двум палаткам, предусмотрительно поставленных рядом "на всякий случай". Не успели мы улечься и как следует поболтать и похихикать, как совсем рядом снаружи раздался звонкий и красивый звук варгана. Секунд тридцать продолжалась игра, в течение которых наше удивление росло в геометрической прогрессии. Санек, обнаруживший талант к варгану, лежал в нашей четырехместной палатке и уже успел уснуть. Может быть, инструмент выпал у меня из кармана, а ребята из соседней палатки его нашли и волшебным образом научились на нем играть? Чтобы проверить вариант, я запускаю руку в карман и… обнаруживаю свой варган на месте. Тут из соседней палатки доносится голос Михаила: "Это вы там на варгане играете?". В нашей палатке повисает пауза. "Нет, не мы", - отвечаем. "А кто?", - задает Мишка вопрос, на который мы и сами хотели бы знать ответ. Пока вопросительные знаки заполняли наши головы, варган начинает играть снова. Я бужу Санька, и он увеличивает количество подвергшихся такому массовому гипнозу - хотя гипноз ли? Звук был настолько реален, что казалось, прямо за палаткой сидит алтаец и играет на своем родном инструменте, как человек, занимающийся этим с детства. Когда игра заканчивается, нас всех начинает бить дрожь. Однозначно, источника звука нет - варган я держу в руке, а сымитировать этот довольно редкий звук, скажем, на крышке консервной банки из-под кильки невозможно - имитация всегда узнаваема. Варгана больше ни у кого из нашей группы нет, да если бы и был, все варганы различаются по тембру, поскольку делаются мастером вручную и абсолютно одинакового звука нет, а между тем, в этом непонятно откуда взявшемся звучании я узнаю собственный инструмент, уловив даже свойственное ему легкое дребезжание язычка. Проходит несколько минут, и неизвестный музыкант начинает третье отделение концерта. При этом звук перестает оставаться на месте, а как бы движется между палатками, приближаясь к нашей - в этом сошлись мы все четверо. У прекрасной половины нашей палатки в количестве двух человек сдают нервы, и мы начинаем читать молитву. Остальная половина - сильная - пытается обратить все в шутку, но однако же высунуть голову на улицу и посмотреть, что там происходит, наотрез отказывается, нервно выкуривает целую пачку и пытается отодвинуться от той стенки палатки, которая оказалась со стороны звука. Шутки по поводу того, что еще немного - и тут гитара с песнями зазвучит, не воодушевляли. Больше никаких звуков извне не доносилось, а уснули мы с большим трудом.
Как правило, первый вопрос, который мне задавали слушатели - сколько мы выпили. Спешу огорчить скептиков - необходимость преодоления определенного километража, характеризующая спортивный поход, сводит роль крепких напитков к нулю. Физики, собирающиеся будущим летом в исследовательскую экспедицию на Медведицкую гряду, ни к какому материалистическому объяснению парадокса не пришли. Единственное, что приходит в голову - возможность переноса звука во времени и пространстве. Но все это на уровне, естественно, гипотез. Кстати, вспоминается в этой связи роман Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", герои которого в ходе своего морского путешествия по диковинным островам набрели на Остров замерзших звуков: в воздухе оттаивали звон клинков, звуки музыки и человеческого разговора. В XVI веке, между прочим, написано…
P.S. Я вот думаю: ведь не гитара звучала, а комус! То бишь несвойственный этим местам музыкальный инструмент. Зацепило, видать, лешего…
Вероника ЛАПИНА
http: www.nedelia.ru/
|