Евротур на двух колесах
Человеку на велосипеде - респект и уважение до самого Парижа.
Велопоездки по городам Европы - не новость, но весьма действенный способ ощутить иное измерение жизни.
Пятеро велотуристов из Саратова, проехав 1800 км от Вроцлава до Парижа, поняли: в Европе тот, кто крутит педали, считается человеком и гордо звучит на проезжей части. Нашим пенатам в условиях растущей популярности велотранспорта пора брать пример.
Русские не пьют и не сдаются
Летним вечером четверо молодых людей и одна девушка вытащили туристский скарб из вагона поезда во Вроцлаве и двинулись в трехнедельный тур на своих двоих... колесах. Первый этап путешествия занял совсем немного времени: ребята первым делом нашли кемпинг, чтобы оставить основной груз и отправиться смотреть окрестности.
- Только мы выехали из кемпинга, тут полиция: проверка документов, - рассказывает руководитель похода Александр Юлаев. - Узнав, что мы русские, полицейский высказал предположение, что мы выпимши. Нет, отвечаем. Стражи порядка озадачились. Вы же русские. Что, совсем не пили? Нет. Тогда меня спросили, почему пан без шлема. А я только-только его снял, голову проветрить. Подъехала вторая машина, начали проверять нас на содержание алкоголя в крови. Мы все дыхнули в трубочку, после чего нам пожелали счастливого пути. Если честно, сперва было желание вечером угоститься пивом, но оно благополучно отпало.
История для россиянина, привыкшего крутить педали, анекдотичная. И все же в европейских порядках - не пить за рулем даже велосипеда, ездить в шлеме - ничего сумасбродного нет. За этим строго следит полиция. Но зато на дороге велосипедист чувствует себя полноценным участником движения и даже в какой-то мере привилегированным. Прелесть тамошнего водительского воспитания ребята почувствовали сразу.
- Велодвижение в Европе существует давно, и велосипедистов уважают, - говорит Александр. - Когда едешь по дороге, машины тебя объезжают с запасом, даже на встречку заворачивают, чтобы, если упадешь, под машину не попал. В Германии, например, если водитель не уверен, что может сделать вокруг тебя большой крюк, будет ехать следом с твоей скоростью, хоть 8 км в час, пока не убедится в безопасности маневра.
Но встречались вещи и посильнее. Например, на велодорожках все трещины и выбоины обводят краской из баллончика, предупреждая ездоков о неприятностях и, главное, о скором ремонте этих участков дороги. Россияне хватаются за сердце.
Что немцу бред, то французу хорошо
Туризм в России - способ оторваться от цивилизации. В Европе с такой философией сложно: это очень обустроенная территория, и здоровый сон на свежем воздухе предполагается лишь в кемпингах. Официально ночевка в несанкционированных местах в Шенгенской зоне запрещена, о разжигании костров и речи нет. Впрочем, ребятам удавалось примирить русский стиль с европейской педантичностью: палатку ставили в лесных уголках так, чтобы никто не видел, а еду готовили на газовой горелке. Поддерживать чистоту труда не составляло: мусорки вдоль дорог повсеместны, а их конструкция была бы неоценима в наших условиях. Это, как правило, глухие тубы с небольшим отверстием ровно для того, чтобы засунуть туда отжившую вещь.
"Домик на юге Германии, сон, обывательский бред..." - по ходу пути визуализировалась строчка из песни Олега Митяева. Впрочем, сон оказался весьма скоростной явью: приходилось отматывать по сто километров в день. Юля даже не успевала запоминать названия городков, сквозь которые пролегал путь.
Европейцы все же не единая нация, и при всей видимости общего уклада жизни различия между странами бросались в глаза, будь то архитектурный стиль или манера ставить на дорогах указатели. Пересекая границу между Германией и Францией, участник поездки Михаил сразу отметил: безалаберность какая-то началась.
- В Германии указатели четко дают понять, куда ехать, на перекрестках их установлено по четыре. А во Франции только два - из экономии, что ли? И стоят они как-то бочком, чтобы подъезжающим было видно сразу с двух сторон, поэтому непонятно, куда конкретно направляться, - объясняет он.
Не отказывайтесь от замков
"Уровень воды в чешских реках стремительно повышается. В некоторых населенных пунктах северной Чехии проводится массовая эвакуация населения". Такими сообщениями пестрили СМИ этим летом, телеканалы то и дело выдавали нервозные репортажи о поглощающей Европу пучине вод.
Ребята узнали о наводнении только после очередного звонка в Саратов. Правда, велосипедный путь пролегал не на севере, а на юге страны, но сами жители эту тему не муссировали, никто не кричал об апокалипсисе.
Красивейший город Прага, откуда люди возвращаются, как из сказки, повернулся к ребятам неприглядной стороной и смазал впечатление. Проснувшись поутру, путешественники обнаружили перекушенную цепь, связывающую вместе все средства передвижения, и отсутствие двух велосипедов.
- А ведь было нам предзнаменование, - рассказывает Михаил. - Перед самой Прагой пытались мы купить в магазинчике на заправке сахар, а не понявший нашего наречия продавец выложил на прилавок цепь с замком. Утром Валера кричит: "Велосипеды украли!". Я спросонья подумал: "Шутит, гад".
Полиция ответствовала ребятам в лучших традициях советских кинокомедий: "Будем искать". Только вот временем для ожидания саратовцы не располагали и отправились за покупками. Как оказалось, велосипеды, запчасти и вообще спортивное снаряжение в Чехии дешевле. Поэтому для Максима, потерявшего за ночь "коня", непредвиденные расходы были не столь обидны. Саша купил велик на базаре, по-гоголевски вопрошая хозяина, доедет ли это колесо до Парижа. Ровно до Парижа его и хватило: к концу путешествия Александр больше пользовался конструкцией как самокатом.
Французская столица, в отличие от Праги, вызвала у путешественников доброе расположение.
Возможно, еще и от того, что это был уже не транзитный пункт, а окончание пути, где можно расслабиться и предаться размышлениям, что же такого в этом городе, куда многие с удовольствием влезли бы, как герои фильма "Окно в Париж".
Ирина Кабанова
|