на главную
На главную
 походы отчёты документы 

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ФИЛИАЛ)
ФГОУ ВПО "Урал ГУФК"
Факультет социально-культурного сервиса и туризма
Кафедра технологии и организации туризма
Дисциплина: техника СОТ

ТЕХНИКА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРА ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
ПО САРАТОВСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ

Курсовая работа
  Гладких Елена Георгиевна
Студентка 5 курса, 51 группы
Научный руководитель:
канд. философ. наук, доцент
Соловьев Артем Павлович
Уфа,2008

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.
Велосипедный туризм является одним из самых увлекательных видов спортивно-оздоровительного туризма. У путешествий на велосипеде есть много преимуществ перед другими видами передвижения. Велосипед не нуждается в топливе, и в связи с этим является очень экологичным, высокопроходимым транспортным средством, а в сложных ситуациях его можно просто перенести на руках. Если выбран длинный маршрут, то в случае необходимости, часть пути можно проехать в электричке, метро или трамвае. Путешествовать на велосипеде гораздо приятнее, чем пешком. Даже преодолевая труднопроходимые места, вместо раздражения можно получить определённое удовольствие. Не приносит таких больших проблем, как при пеших походах и рюкзак с поклажей за плечами.
Велосипедный туризм в Саратовской и Волгоградской областях вначале 80-х годов был на подъеме, были здесь и свои чемпионы. Однако, с конца 80-х, как и во всей стране, спортивно-оздоровительный туризм начал быстро сдавать свои позиции. В большей степени в данном регионе это коснулось именно велотуризма.
В конце 90-х годов в данном регионе походы стали проходить по одному в год, да и то начальных категорий сложности.
В 2005 году сформировалось модное увлечение горным велосипедом, которое легло на старые полузабытые спортивно-оздоровительные походы, и в результате, начала формироваться новая генерация саратовских и волгоградских велотуристов.
В настоящее время велотуризм в рассматриваемых областях находится на стадии возрождения. С каждым годом в данных областях увеличивается количество велоклубов. И, следовательно, появляются новые веломаршруты.
Как известно, велосипедный туризм является достаточно старым видом спортивно-оздоровительного туризма. В связи с этим существует большое количество исследований в данной области. Таких авторов как, Шакиров З.З, Соколов В.А, Моржаков В.В. и так далее. Все эти исследования датируются 80-90 годами прошлого столетия. Основной темой этих исследований является теория велосипедного туризма.
В настоящее время существует очень мало современных материалов по велотуризму. И в данных материалах совсем мало внимания уделяется вопросам развития современного велосипедного туризма в регионах России, в частности Саратовской и Волгоградской областях.
Исходя из всего выше перечисленного, исследование велотуризма в регионах Российской Федерации является актуальным.
Объектом изучения работы является велосипедный туризм в Саратовской и Волгоградской областях.
Предмет изучения - технические способы и приемы, используемые для проведения спортивно-оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.
Цель - ресурсное обоснование и разработка спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить физико-географические и климатические характеристики данных областей, для проведения велотуров второй категории сложности;
выявить и обосновать материально-техническую базу необходимую для организации и проведения спортивно-оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности в Саратовской и Волгоградской областях;
проанализировать спортивно-оздоровительные велосипедные туры, проведенные в Саратовской и Волгоградской областях в период 2000-2008 годы;
разработать технические аспекты спортивно-оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.
Исходя из поставленной цели и задач, была выбрана следующая структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (20 источников) и восемь приложений.
Общее количество страниц - 50.
Работами, составляющими практическую базу исследования явились отчеты: Еремина А. Отчет о велотуристском походе второй категории сложности по югу Саратовской области с прохождением участка Волгоградской области, совершенном в мае 2006 года, Комочкова В. Отчет о велотуристском походе второй категории сложности по северу Волгоградской области совершенном в мае 2000 года и Милькина А.С. Отчет о велосипедном туристском походе первой категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям, совершенном в период с 27.04.08 по 2.05.08г.
При написании данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизирование, сравнение.

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРА.

1.1. Физико-географические и климатические характеристики Саратовской и Волгоградской областей.

Необходимость исследования физико-географических и климатических характеристик данных областей обусловлена тем, что данные характеристики определяют наиболее благоприятный сезон для проведения велопоходов второй категории сложности.
Саратовская и Волгоградская области являются субъектами Российской Федерации и входят в состав Поволжского экономического района.
Саратовская область в свою очередь входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр - город Саратов (см. прил.1).
Граничит: на юге - с Волгоградской областью, на западе - с Воронежской и Тамбовской областями, на севере - с Пензенской, Самарской, Ульяновской и Оренбургской областями, на востоке проходит государственная граница с Казахстаном. Общая протяжённость границ составляет свыше 3500 км (17).
Территория области занимает юг средней полосы Восточной Европы, даже более юго-восточный ее регион. В меридиональном направлении она занимает лесостепную, степную и полупустынную зоны и представляет собой связующее звено между европейской и азиатской структурами естественных экосистем.
Рельеф Саратовской области включает в себя горы, холмы, овраги, равнины, долины рек. Равнинность и ступенчатость рельефа здесь наиболее характерны.
Река Волга разделяет территорию области на две части: правобережную на западе, возвышенную и на востоке левобережную, более низменную. На территории Правобережья располагается Приволжская возвышенность, а на Левобережье простирается Сыртовая равнина, на востоке окаймленная возвышенностями Общего Сырта и Прикаспийская низменность.
Приволжская возвышенность простирается по правому берегу Волги, она приподнята на востоке и круто обрывается у Волги, а на западе ее склоны низкие и пологие и постепенно переходят в Окско-Донскую низменность. Восточные и Северные склоны гор в виде отдельных холмов, максимальная отметка - 379 метров (Хвалынские горы) - находится на территории Хвалынского района. К высоким участкам Приволжской возвышенности относятся Змеевые горы.
На севере города Саратова находится гора Соколовая, на юге - Алтынная, на западе - Лысогорский массив. На границе с Волгоградской областью возвышается утес, по преданию там стоял лагерь знаменитого атамана Степана Разина.
Окско - Донская низменность находится на западе области. По рельефу это - плоская равнина с небольшими холмами, с уклоном с севера на юг, средняя высота составляет - 160-190 метров. Между Приволжской возвышенностью и Сыртовой равниной на востоке располагается долина Волги - обширная ступенчатая равнина.
Климат в области умеренно континентальный: продолжительное сухое жаркое лето, в Левобережье значительное количество дней с температурой выше 30°C. Зима морозная, среднее количество дней с осадками - 12-15 в месяц, с туманами в среднем 4-10 дней в месяц, метелями в среднем 4-10 дней в месяц. Весна короткая. В марте возможны метели, заносы на дорогах, в среднем 5-7 дней. Дней с туманами в марте в среднем 5-9. Весной, обычно с последней декады марта по третью декаду апреля, на дорогах с твёрдым покрытием вводится ограничение на движение большегрузного автотранспорта, начало которого приурочено к переходу среднесуточной температуры через 0. Осень не отличается из года в год постоянством погоды. Устойчивый снежный покров образуется в северных районах к 25 ноября, а в центральных и южных - с 29 ноября по 8 декабря.
В области представлены все виды транспорта. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 9940 км, с твёрдым покрытием - 9540 км (в том числе 741 км автодорог федерального значения) (по состоянию на 2000). Ведущее место в транспортной инфраструктуре области занимает железная дорога, на долю которой приходится свыше 90 % грузо- и около 40 % пассажирооборота. На территории области проходят участки Юго-Восточной железной дороги (на западе области) и Приволжская железная дорога. Нa территории области сохранилась и действует одна узкоколейная железная дорога - Узкоколейная железная дорога Красноармейского керамического завода. Достаточно развит речной транспорт, город Саратов является крупнейшим речным портом на Волге.
Имеются три действующих автомобильных перехода через реку Волга (в г.Саратов, Балаково и севернее г. Саратова, причем переход в г. Саратов предназначен только для легкового и пассажирского транспорта).
Протяженность железных дорог составляет 2326 км.
Волгоградская область входит в состав Южного федерального округа. Административный центр - город Волгоград (см. прил.2).
Волгоградская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в междуречье Волги и Дона.
Граничит: на юге - с Республикой Калмыкия, на юго-западе и западе - с Ростовской областью, на северо-западе - с Воронежской областью, на севере - с Саратовской областью, на востоке - с Казахстаном, на юго-востоке - с Астраханской областью.
Волга делит территорию области на две части: возвышенную правобережную (высота до 358 м) и низменную левобережную (Заволжье). Главные реки: Волга, Дон. На территории области расположены Волгоградское и Цимлянское водохранилища, соленые озера (15).
Климат области засушливый, с резко выраженной континентальностью. Северо-западная часть находится в зоне лесостепи, восточная - в зоне полупустынь, приближаясь к настоящим пустыням. Среднегодовое количество осадков выпадает на северо-западе до 500 мм, на юго-востоке - менее 300 мм. Абсолютный максимум (42 - 44 тепла) наблюдается обычно в июле - августе. Абсолютный минимум температуры воздуха составляет 36 - 42 мороза и наблюдается в январе - феврале. Среднемноголетние сроки образования устойчивого снежного покрова в северных районах - 11-17 декабря, в южных - 20-25 декабря. Снежный покров сохраняется от 90 до 110 дней. Средние значения высоты снежного покрова колеблются от 13 до 22 см.
Зима в Волгоградской области, как правило, начинается в ноябре и длится 130 - 150 дней. Весна обычно короткая, наступает в марте - апреле. В мае часто бывают заморозки, нанося большой ущерб сельскохозяйственным культурам и плодоносящим садам. Лето устанавливается в мае, иногда в июне и продолжается около 3-х месяцев. Осень длится с середины сентября до середины ноября. В сентябре часто бывают заморозки.
Рельеф разнообразен, от бессточной низменной равнины в Заволжье до возвышенной расчлененной территории на севере и западе области.
Расположенная в зоне сухих степей и полупустынь, Волгоградская область относится к малолесным регионам. При общей площади 113 тыс.кв.км, леса в области занимают лишь 4,3%. Общая площадь лесов Волгоградской области.
По территории области протекает около 200 рек различной величины. Они относятся к бассейнам Азовского и Каспийского морей, Прикаспийскому и Сарпинскому бессточным бассейнам.
Через территорию области проходят важные железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные трассы. Общая протяженность железнодорожных путей составляет 1,6 тыс.км, внутренних судоходных путей - 1,5 тыс.км, автомобильных дорог - более 14 тыс.км (83% дорог общего пользования имеют твердое покрытие.). Низовья Волги и Дона, связанные Волго-Донским судоходным каналом, создают благоприятные условия для транспортировки различных грузов через область из стран Центральной Азии, Китая и Сибири в Иран в страны Среднего Востока и Средиземноморья.
На основании приведенных характеристик местности данных областей можно сделать следующие выводы:
На всем протяжении южной части Саратовской области и северной части Волгоградской области природные и климатические условия весьма разнообразны, а данную местность можно охарактеризовать как слабопересеченную с перепадами высот до 50 метров. В связи с этим максимальной категорией сложности велотуров для данных областей является вторая. Проведение велотуров максимальной категории сложности, то есть второй, возможно лишь в межсезонье из-за особенностей рельефа данной местности. В полупустынях Заволжья в условиях бездорожья (песчаные дороги) проведение походов 2 к.с. возможно в любой сезон.
Особой привлекательностью у велотуристов пользуется местность по берегам реки Волги и районы побережья Волгоградского и Саратовского водохранилищ.
Благоприятным факторам для проведения велопоходов в данной местности является наличие грунтовых проселочных дорог, достаточно спокойных автодорог с асфальтовым покрытием и просто хорошо наезженных дорог без покрытия. А вот отрицательным фактором можно считать то, что после весенней распутицы грунтовые дороги на севере Волгоградской области становятся малопригодными для велосипеда, и по ним может проехать лишь крупная колесная техника.

1.2. Материально-техническое обеспечение спортивно- оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям .

В данном параграфе будет проанализировано материально-техническое обеспечение велопоходов исходя из специфики Саратовской и Волгоградской областей. Все снаряжение велотуристов можно разделить на три большие части: групповое (или общественное) общетуристское; личное (или индивидуальное) общетуристское; специальное, относящееся только к велотуризму (групповое и личное).
Групповое общетуристское снаряжение состоит из палаток, тентов, вещей для приготовления пищи, медицинской аптечки. В личное общетуристское снаряжение входят спальные принадлежности, одежда, обувь, посуда, предметы личного туалета и др. Групповое специальное - ремонтный набор и инструменты, - некоторые запасные части к велосипедам, чехол для перевозки велосипеда в транспорте. Личное специальное - велосипед с принадлежностями и оборудованием, велорюкзак, шлем и т.д.
Снаряжение велотуриста должно точно соответствовать району и времени года, в котором путешествие проводится. Туристы всегда стремятся к тому, чтобы снаряжение было как можно легче, компактнее и в то же время прочнее и надежнее по своей конструкции, удобным, приятных расцветок. Поэтому велотуристы предъявляют высокие требования к материалам, из которого оно изготовлено, добиваясь уменьшения веса.
Главное при подборе снаряжения к походу - в поход берется то, без чего нельзя обойтись, и чтобы не было лишних вещей. Предлагаем описание некоторого группового общетуристского снаряжения (см. прил.3):

  1. Палатка должна отвечать следующим требованиям: прочность, ветроустойчивость, легкость, комфортность, водонепроницаемость, простота и надежность установки. В велосипедных походах в основном применяются палатки типа "домиком" и каркасные. Все палатки обрабатываются специальными гидрофобными пропитками.
  2. Костровое оборудование. Велотуристы пищу готовят в основном на костре. Из кострового оборудования наиболее распространены трос и таганки. Использование тросов вынуждает искать для костра два дерева, отстоящие друг от друга на расстоянии 3-10 м. Поэтому все больше туристов предпочитают применять таганки. Также используют примусы и другие нагревательные приборы. Из примусов наиболее употребляемы "Шмель", "Турист" и "Огонек". "Шмель" и "Огонек" имеют вертикальную, а "Турист" горизонтальную компоновку. Примусы "Турист" и "Огонек" не пользуются у велотуристов популярностью из-за их малой мощности. В последние годы велотуристы оценили портативные газовые горелки типа Camping Gaz. На них можно не только готовить, но и использовать их для освещения, если взять газовые лампы.
  3. Емкости для воды. В данной местности, где ручьи, родники и каналы встречаются часто, берут пластиковые бутылки, так как они вместительны (до 2 л) и их удобно размещать в велорюкзаках. Ведра применяют овального сечения. Комплект состоит из трех ведер с проволочными ручками, входящих одно в другое. На каждого человека должно приходиться не меньше 1,5 л емкости.
  4. 4. Прочее групповое снаряжение. Можно взять маленькую ножовку в кожаном чехле. Хорошо зарекомендовало себя полотно Sandvik (Швеция). Разделочную доску можно использовать для раздувания костра. Для карты нужно иметь файл, который предохранит ее от дождя. Если нет газовой лампы, в мае-июле достаточно иметь на палатку по одному фонарю и по одному комплекту запасных батареек.
    Компас нужен всегда, но если предполагается движение по лесным дорогам и тропам, а также по местности, бедной ориентирами, нужно взять не менее двух компасов.
  5. Медицинская аптечка.
  6. Продукты питания. В ненапряженных велопоходах 1 и 2 категорий сложности суточный расход энергии составляет обычно 3200-4000 ккал. Походное меню (см. прил.4) должно быть составлено так, чтобы восполнять затрачиваемую энергию. В походах обычно практикуют цикличное меню, то есть повторяющееся через 3-4 дня. В велопоходах 1-2 к.с. обычно можно пополнить запас продуктов в населённых пунктах.

В велопоходе обязательным является наличие хозяйственного и общетуристского ремонтного набора (см. прил.5).
По принципу "усреднения" был составлен список личного снаряжения (см. прил.6), который может быть уменьшен или дополнен другими вещами в зависимости от географической широты, времени года путешествия, закаленности участников и т. д.
Самое главное в велопоходе любой категории сложности это защита. Каждый турист, отправляющийся в поход должен быть обязательно снабжен специальным шлемом и защитой (колено-локтевая, полная, защита голеня).
Одно из главных составляющих личного снаряжения это спальный мешок. Основные требования к спальному мешку - он должен дать максимум комфорта и защитить человека от холода.
Наилучшим наполнителем для спальных мешков является натуральный пух, но он дорог и более гигроскопичен. Поэтому для наполнителя спальных мешков чаще используют не пух, а синтепон, тинсулейт, холофайбер.
Для велотуризма можно порекомендовать спальные мешки с наполнителями известной американской фирмы Du Pont: Hollofill-ll, Quallofill, Hollofill-808. Помимо отличных теплоизоляционных свойств "дюпоновские" наполнители обладают способностью сжиматься и восстанавливать первоначальный объем. А материалы, из которых шьются спальные мешки, не пропускают влагу внутрь мешка и в то же время "дышат".
Часто в велотуризме используются облегченные спальные мешки с хлопчатобумажными вкладышами.
Следующая составляющая - это коврик. Самый простой коврик можно сделать из двух кусков болоньи или капрона и пенопластовых плиток толщиной 5-8 мм. Такой коврик легок, занимает мало места, но он имеет два недостатка: из-за своей жесткости не обеспечивает достаточного комфорта, а в случае проникновения в палатку воды пропускает ее к спальному мешку через швы. Коврики из пенополиэтилена в виде рулона тоже прекрасны во время сна (хорошая теплоизоляция, смягчают неровности почвы), но неудобны при транспортировке. Хорошо зарекомендовали себя теплоизоляционные коврики с лавсановым металлизированным покрытием: сворачиваются в компактный рулон длиной 15-18 см и диаметром 10-12 см, весят около 200 г. Но тоже есть недостаток: при их толщине 5-7 мм, лежа на них, хорошо чувствуешь неровности почвы.
Из личного специального (велотуристского) снаряжения также следует назвать велорюкзак. Используют специальные велорюкзаки с пониженным центром тяжести либо переметные или вьючные сумки, в качестве которых можно применить маленькие детские рюкзаки.
Прежде всего, важно узнать, из какого материала сшит велорюкзак. Использование материалов типа Cordura 1000; Oxford Nylon 210, 330 WP, 420; Hipora уменьшает не только вес рюкзака, но решает проблему герметичной упаковки одежды. Cordura 1000 - особо прочный материал, изготавливаемый из нитей, производимых фирмой Du Pont.
Для усиления водоотталкивающих свойств материалов рекомендуется использовать пропитки фирмы Nik-wax Waterproofing (13).
Можно сформулировать общие свойства и требования к велорюкзаку:

  1. Велорюкзак должен иметь П-образную или Л-образную форму. Выбор формы рюкзака зависит от того, какой конструкции багажник у велосипеда. Багажники велосипедов, как и велорюкзаки бывают П-образные или Л-образные. П-образный багажник является традиционным, в отличие от него Л-образный имеет большую поперечную грузоподъемность, меньший вес. Значительно меньше при таком багажнике и напряжения, возникающие на краях платформы с размещенным на нем тяжелым велорюкзаком.
  2. Вес велорюкзака, как правило, не превышает 1,5 кг.
  3. Велорюкзак шьется из яркой ткани (красной, оранжевой, в крайнем случае, желтой), либо имеет вшитые светоотражающие полосы на задней стенке.
  4. Он выполняется из плотной ткани.
  5. Велорюкзак имеет жесткие стенки, то есть хорошо держит свою форму, дно его не опускается ниже оси заднего колеса велосипеда.
  6. Имеет скосы с передней стороны его "ног" (пятки вепотуриста не должны задевать за передние стенки велорюкзака).
  7. Внутренняя стенка велорюкзака, обнимающая багажник и его стойки, как правило, имеет защитную П-образную прокладку из толстого полиэтилена, кожзаменителя, дермантина или другого водоотталкивающего материала.
  8. Велорюкзак имеет тубус в верхней его части с застежками или боковой шнуровкой.
  9. Он имеет большой непромокаемый клапан (например, из ткани типа "серебрянка"), полностью укрывающий его от дождя.
  10. Для переноски велорюкзака на сложных участках, преодолеваемых пешком, он должен иметь ремни (лучше съемные).
  11. Велорюкзак должен иметь снаружи от трех до семи накладных влагонепроницаемых карманов на задней и боковых его стенках для размещения в них предметов первой необходимости. Все карманы должны иметь практичную застежку (типа "молния", "репейник").

Целесообразно также изготовить чехол для седла, который будет предохранять его от влаги, механических повреждений и т.д. Кроме того, чехол поможет велосипедисту уберечься от потертостей, но для этого он не должен иметь складок и грубых швов. Изготовить его можно из тонкого брезента, капрона или другого синтетического материала (13).
Ну и конечно же велосипед (см. прил. 7). Для многодневных велопоходов могут подойти велосипеды типа touring. Внешне они похожи на обычные шоссейные велосипеды, но имеют ряд отличий от них. Во-первых, рамы, разрабатываемые для touring'ов, имеют некоторые отличия в геометрии от стандартных рам шоссейников, например, имеют большую базу, это делает такие велосипеды более устойчивыми и позволяет комфортно передвигаться на них с грузом. Также, рамы имеют большую прочность и жесткость, обычно за счет более широких труб, это особенно важно при движении с грузом. Рамы изготавливаются из алюминия или хромомолибдена. Фирма Cannondale выпускает велосипед этого класса с амортизационной вилкой (HeadShok Silk Tour D). Предусмотрена возможность установки багажников (переднего и заднего). Во вторых, туринги позволяют устанавливать колеса с широкой резиной, до 700x38 (шоссейники обычно - до 700x28). Возможность варьировать ширину (и соответственно профиль) резины позволяет настроить ваш велосипед под предполагаемый маршрут. Для более сильного и резкого торможения, особенно актуального при езде с грузом, используются тормоза из горных групп (иногда даже гидравлические). Некоторые фирмы (например Trek и Klein) для комплектации своих турингов используют передние шоссейныe звезды, а задние - горные, фирма Cannondale в некоторых моделях использует только шоссейные звезды, а в некоторых - только горные. У каждой из концепций есть свои плюсы и минусы, так комбинированная навеска позволяет иметь максимальный диапазон передаточных чисел, от 52/11 до 30/30. Велосипеды этого класса выпускают разные фирмы: Cannondale T900/Silk Tour 2000, Bianchi Volpe, Trek 520, Klein Navigator.
В верхней одежде велотуриста трудно провести грань между вещами общетуристского характера и специальными, предназначенными только для велосипедистов. Поэтому всю одежду мы будем рассматривать вместе.
Одежда велотуриста должна быть легкой, не стеснять движений, не иметь грубых швов, которые могут привести к потертостям, а также быть эластичной. Облегчение одежды не должно достигаться за счет снижения ее теплозащитных свойств. Кроме того, одежда должна иметь хорошую водонепроницаемость, должна позволять испарять потовыделения с поверхности кожи, сохраняя теплозащитные свойства (13).
В комплект одежды для езды на велосипеде, прежде всего, входит ветрозащитная куртка. Одежда велотуриста, особенно направляющего и замыкающего, должна быть яркой. В велотуризме используются куртки из легких прочных материалов, например, Gore-Tex, Super Bretex, Polartec, Cyclone, Sympatex. Gore-Tex - это мембранная ткань, то есть между несколькими слоями размещается тефлоновая мембрана. Она не пропускает воду и ветер, а водяной пар, наоборот, свободно проходит изнутри наружу. Таким образом, разновидности ткани Gore-Tex сочетают в себе три важнейших качества: непромокаемость, непродуваемость и способность "дышать". Для спортивной одежды чаще используются материалы Gore-Tex Z-liner и Gore-Tex Z light (в них мембрана свободно подвешена между внешней тканью и подкладкой, либо накатана на подкладку). Для серьезных внешних нагрузок больше подходит Gore-Tex 2 layer и Gore-Tex 3 layer (мембрана накатана на внутреннюю поверхность внешней ткани или прокатана между внешней тканью и прокладкой).
В настоящее время существует немало аналогов Gore-Tex, прежде всего назовем Sympatex, Triple Point Ceramic-1600, 1200, Cyclone, Super Bretex. На российском рынке начинают появляться изделия из признанных лучшими тканей Polartec Aleutian Cord, Polartec Aleutian-275-375, Polartec Polyskin, Polartec Recycled.
Сейчас накидки от дождя в основном делаются из различных синтетических материалов (Nylon Taffeta 190-T с металлизированным покрытием, Silver), реже из прорезиненных тканей (13).
Прочая одежда. В летние месяцы в походы берут хлопчатобумажные костюмы, в прохладное время года - шерстяные, лучше полартекс, флис. Некоторые в велопоходах применяют свитера с ветрозащитной нашивкой.
Велорубашки изготавливаются из различных материалов: хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, из различных синтетических тканей. Бывают велорубашки с короткими, длинными (пристегивающимися) рукавами. В продаже также имеются велошорты или велотрусы (не имеют грубых швов, в паховой области имеют замшу, которая простегивается) и велофутболки, специально предназначенные для езды на велосипеде. В велотуризме, особенно в жаркую погоду, часто вместо велорубашек используют простые футболки.
Велотуризму в отличие от велоспорта более соответствует свободный покрой одежды. Тесно прилегающая ткань вызывает раздражение кожи, застой крови, препятствует нормальной деятельности кишечника. Плохо вентилируемое пододежное пространство затрудняет испарение пота с поверхности кожи.
Сейчас имеются в продаже носки, которые по своим теплоизоляционным качествам превосходят шерстяные, например, из ткани Polartec-100, 200, 300. Также имеются непромокаемые носки Seal Skinz Guaranteed Waterproof, изготовленные по бесшовной технологии и состоящие из трех слоев: внешний слой - нейлоновая ткань, очень прочная, эластичная, устойчивая к воздействию абразивных веществ; второй - тефлоновая мембрана Du Pont MVT обеспечивает носкам гидрофобность (не пропускает влагу снаружи и не является преградой для испарений с поверхности тела); третий слой - ткань Du Pont CoolMax (в утепленных носках - Du Pont ThermaStat), активно поглощающая влагу с поверхности тела и выводящая ее наружу. Носки желательно иметь яркой расцветки (13) .
Обувь велотуриста должна быть прочной, эластичной, не скользить, в холодную погоду обеспечивать теплозащиту, в дождь не должна пропускать влагу, после многочасовой езды под дождем и высушивания не должна изменять форму и размер. Перед походом обувь полезно смазать специальной мазью или кремом, предохраняющим от промокания. Как и спортсмены, велотуристы используют велотуфли, а при их отсутствии - кроссовки и другую обувь с твердой подошвой. С приходом на наш рынок нового снаряжения появились велокроссовки, предназначенные для длительной езды, таких фирм как Nike, Answer, Merrell, Specialized, Performance (если конструкция педали не предусматривает использования специальных велотуфель). Не рекомендуются трековые туфли.
Велотуфли или кроссовки рекомендуется надевать на один носок, причем обувь должна плотно сидеть на ноге. При холодной погоде обувь может быть на один размер больше, чтобы можно было вкладывать стельки. В последнее время появился достаточный выбор стелек компании Kaufman Footwear Corporation, известных у нас под названием Sorel-Kaufman. (13).
Велосипедные перчатки предохраняют кожу кистей рук от потертостей и ссадин при падениях. Специальные мягкие накладки смягчают при длительной езде вибрацию и удары, передаваемые от руля на руки. Перчатки должны быть прочными, мягкими, эластичными, не должны стеснять движений кистями рук и пальцами, впитывать влагу, плотно облегать руку. В последнее время получило широкое распространение использование велошлемов для защиты головы велотуриста от ударов при падении. На российском рынке сейчас присутствует множество разных моделей защитных шлемов, например Bell, Cateye, Specialized, Performance и Giro. Шлем прежде всего должен прочно сидеть на голове, что достигается поролоновыми прокладками внутри шлема.
В велопоходах в солнечные дни рекомендуется пользоваться защитными очками, так как многочасовое пребывание на ярком солнце ослабляет внимание, что особенно опасно на дорогах с интенсивным движением. Лучше всего приобрести специальные велосипедные очки, конструкция которых учитывает специфику движения на велосипеде. Велосипедные очки изготовляются из специальных небьющихся пластмасс, которые не пропускают ультрафиолетовое излучения. В продаже имеются очки таких известных фирм, как Cateye, Model SA-CS, Briko, Uvex-400, Performance (13).
В связи с тем, что велопоходы 2 категории сложности в данной местности являются ненапряженными, особых требований к снаряжению нет. Но все же проводя анализ материально-технического обеспечения велотура, можно сделать вывод о том, какое снаряжения и инвентарь является более подходящим для велопоходов 2 категории сложности в данной местности.
Групповое снаряжение: наиболее подходящими являются каркасные палатки, так как палатки такого типа отлично подходят для малолесных районов (каковыми являются юг Саратовской и север Волгоградской областей) и быстро устанавливаются, не требуют каких-либо навыков; из кострового оборудования отлично подойдет таганок, так как он дает возможность расположиться вдали от больших деревьев.
Личное снаряжение: из всех новых спальных мешков, пожалуй, наиболее подходит для велопохода 2 к.с. спальный мешок фирмы Colde Pask IT, так как весит всего 1 кг, длина мешка 225 см, а ширина в плечевой части 80 см, упаковочный размер 18x33 см; коврик лучше взять теплоизоляционный с лавсановым металлизированным покрытием, так как он достаточно компактен; можно взять импортную велосумку либо велорюкзак лучше всего из материала типа Hipora, в связи с тем, что материал данного типа уменьшает не только вес рюкзака, но и решает проблему герметичной упаковки одежды; одна из наиболее подходящих для велопоходов ткань Polartec, так как является достаточно легкой, с хорошей ветро и влагонепроницаемостью, из которых очень практичны анараки, куртки, шапочки и другая одежда; для велопохода данной категории сложности вполне подойдут велокроссовки.

Глава 2. СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ТУРОВ ПО САРАТОВСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ.

2.1. Анализ туров проведенных в Саратовской и Волгоградской областях в 2000-2008 годах.

В данном параграфе сравниваются велосипедные туры, проведенные в Саратовской и Волгоградской областях в 2000-2008 годах, для выявления положительных моментов и недостатков, с тем, чтобы учесть их в дальнейшей разработке велотура второй категории сложности по данным областям. Велосипедный туризм на территории Саратовской и Волгоградской областей развит достаточно хорошо. Это в первую очередь связано с наличием хороших асфальтовых и песчано-гравийных дорог.
Велопоходы в данной местности проходят по различным маршрутам, но преимущественно вдоль берегов р. Волги.
Проведем анализ некоторых из них.
Велосипедный поход 2 категории сложности по северным районам Волгоградской области. Был совершен в мае 2000 года (11) . Проходил по маршруту: Матышево - Краишево - Бол.Морец. - Елань - Мачеха - ст. Преображенская (Киквидзе) - Филоновская - Новоаннинский - Алексеевская - Суляевский - Кумылженская - Ключи - Чиганаки - Козлов - Чиганаки 2 - Глазуновская - Арчединская - Безымянная - Михайловка.
Протяженность активной части маршрута - 460 км, общая продолжительность - 8 дней. Чистое ходовое время в среднем составило 4,5 часа /день. Основными препятствиями на маршруте были луговые, полевые, лесные, крупнощебеночные, грунтовые и песчаные дороги, а также броды в поймах рек.
Оценка категории сложности маршрута.
Всего за поход пройдено 460 км за 8 дней. Местность, по которой проходил маршрут, является слабопересеченной. ПП=3 (12 км по крупнощебеночной дороге, 45 км по грунтовке и 20 км по песку). Общее количество баллов за ПП составляет 4,5. А= 0,5. СГ данной местности в межсезонье равен 6 5,с.106-110 . По минимальной протяжённости и по продолжительности поход удовлетворяет 1 категории сложности. Учитывая цели и задачи похода, интенсивность прохождения маршрута (I= 1,3845) 5, с.104 , а так же условия его прохождения, можно рассчитать категорию сложности данного похода 5,с.111 : КС=4,5 1,3845 0,5+6=9,1, следовательно, поход можно отнести к первой категории сложности.
Основной проблемой прохождения данного маршрута стали погодные условия. Апрель-начало мая является периодом наибольшего разлива рек в данной местности. Леса затапливает и приходится двигаться в основном по песку. В мае в данной местности температура воздуха очень неустойчива, а ночью еще совсем холодно. А на севере Волгоградской области возможны достаточно резкие ветра.
Также не большой, но все таки помехой для совершения, данного велопохода, так как он был пройден в мае, явилось большое количество клещей прямо в траве.
К преимуществам данного маршрута можно отнести то, что его прохождение не требует специального снаряжения и потенциально опасных участков и явлений на данном маршруте в это время года нет. А также то, что данный маршрут является интересным для прохождения в любое время велосипедного сезона.
Велосипедный поход 2 категории сложности по югу Саратовской области с прохождением участка Волгоградской области. Был пройден в мае 2006 года (9) .
Проходил по маршруту: Саратов (ул.Новоузенская) - Кумысная поляна - Алтынная гора - Волгоградская трасса - село Рыбушка - хутор Малая Рыбка - село Некрасово - пос.Пограничное - дер.Новинка - лагерь отряда "Космопоиск" - пос.Алешники - пос.Подчинный - пос.Вишневое - дер.Тетеревятка - хутор Веревкин - село Серпокрылово - село Перещепное - пос.Семеновка - дер.Усть-Грязнуха - дер.Верх.Грязнуха - пос.Воднобуерачное - Даниловский овраг - траверс Утеса Степана Разина - село Белогорское - дер.Нижняя Банновка - село Меловое - село Суворово - село Гусево - село Рогаткино - село Ваулино - село Ревино - ур.Студенка (лагерь "Дубрава") - село Садовое - село Мордово - дер.Сосновка - село Синенькие - дер.Пудовкино - дер.Шир.Буерак - пос.Красный Текстильщик - пос.Багаевка - пос.Александровка - Саратов.
Протяженность активной части маршрута - 450 км, общая продолжительность - 8 дней.
Ключевыми точками данного маршрута являются:
Медведицкая гряда на севере Волгоградской области близ деревни Новинка,
Утес Степана Разина на берегу Волги на границе Саратовской и Волгоградской областей.
Маршрут проходит в степной и лесостепной зонах по слабопересеченной местности с локальными сильно - и резкопересеченными участками. Преобладающий тип дорог - грунтовые различного качества.
Основные препятствия на маршруте: преодоление ручьев, песчаные и используемые тракторные дороги.
Оценка категории сложности маршрута.
Всего за поход пройдено 450 км за 8 дней. Местность, по которой проходил маршрут, является слабопересеченной. ПП=3 (74 км по асфальту, 5 км по используемой тракторной дороге и 11 км по песку). Общее количество баллов за ПП составляет 4,7. А= 0,5. СГ данной местности в межсезонье равен 6 5,с.106-110 . По минимальной протяжённости и по продолжительности поход удовлетворяет 2 категории сложности. Учитывая цели и задачи похода, интенсивность прохождения маршрута (I= 1,3515) 5, с.104 , а так же условия его прохождения, можно рассчитать категорию сложности данного похода 5,с.111 : КС=4,7 1,3515 0,5+6=9,1, следовательно, поход можно отнести ко 2 категории сложности.
Основной проблемой прохождения данного маршрута явилось отсутствие хороших описаний, карт, схем этого района. Самым подробным источником оказался двухкилометровый атлас Волгоградской области и кадры аэрофотосъемки данной местности, которые являются далеко не самыми точными. В результате вместо 6-7 км по карте получается 11 км на велокомпьютере.
Также отметить как недочет можно выбранный участниками похода путь от села Синенькие до Саратова. В связи с тем, что он не представляет ни спортивного, ни познавательного интереса. И тем самым портит впечатления от пройденного похода. Целесообразно данную часть пути увести в лесную зону между Волгоградской трассой и дачными поселками вдоль Волги.
Так как эта местность обладает дорогами лучшего качества и является более интересной с познавательной точки зрения.
К преимуществам данного маршрута можно отнести то, что маршрут является очень интересным для прохождения, так как наполнен различными природными достопримечательностями.
Такими как, например, Утес Степана Разина. С вершины Утеса открывается обширный и очень живописный цирк-амфитеатр внутреннего оврага (название его нам неизвестно), выходящего к Волге сверху от Утеса по ее течению. Овраг глубокий, до 15-18 метров, с крутыми (35-45%) склонами, густо поросший лесом и кустарником. По дну оврага бежит чистый ручей. Северные и западные склоны Утеса иссечены канавами-овражками глубиной до 3-5 метров.
Велосипедный поход 1 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям. Был пройден в период с 27.04.08 по 02.05.08 (12).
Проходил по маршруту: ст.Россоша - с.Белогорское - ут.Степана Разина - с.Щербатовка - с.Верх.Куланинка - с. Верх.Добринка - с.Дубовка - с.Терновка - с.Верх.Липовка - г.Камышин - г.Николаевск - с.Очкуровка - пос.Быково - с.Молодежный - с.Новоникольское - г.Волжский - г.Волгоград.
Протяженность активной части маршрута - 308,3 км, общая продолжительность - 6 дней.
Основные препятствия на маршруте: каменистый берег р. Волги, полевая заросшая тропа.
Оценка категории сложности маршрута.
Всего за поход пройдено 308,3 км за 6 дней. Прохождение локальных препятствий не предусматривалось. Местность, по которой проходил маршрут, является слабопересеченной. ПП=3 (асфальт 250-260км, грунтовки - 40, берег - 15-20км). Общее количество баллов за ПП составляет 4,7. А= 0,5. СГ данной местности в межсезонье равен 6 5,с.106-110 . По минимальной протяжённости и по продолжительности поход удовлетворяет 1 категории сложности. Учитывая цели и задачи похода, интенсивность прохождения маршрута (I= 1,2332) 5, с.104 , а так же условия его прохождения, можно рассчитать категорию сложности данного похода 5,с.111 : КС=4,7 1,2332 0,5+6=8,9, следовательно, поход можно отнести к первой категории сложности.
Особых проблем при прохождении данного маршрута не выявлено. Небольшим затруднением явилось лишь то, что группа до прохождения этого маршрута не имела никакого опыта в велопоходах. Но даже не смотра на это, маршрут был пройден полностью без каких либо изменений. А группа познакомилась с велосипедным туризмом, и теперь имеет необходимый опыт для участия в более сложных походах.
Преимущества данного маршрута: дешевые подъезды, разнообразие в дорожном покрытие и рельефе местности, а также отсутствие сложных технических участков делают район благоприятным для совершения велопоходов 1-2 категории сложности.
На основании анализа велопоходов проведенных в Саратовской и Волгоградской областях в период 2000-2008 гг.были сделаны следующие выводы.
Большинство велосипедных походов проходят через Утес Степана Разина. Утес пользуется большой популярностью у туристов, так как интересен как с познавательной, так и со спортивной точки зрения. В связи с этим данный природный объект будет включен в нитку разрабатываемого маршрута.
Также было выявлено, что маршрут, по которому проходил поход 1 категории сложности не был ранее использован для разработки маршрута 2 категории сложности. Поэтому нитку данного маршрута было решено принять за основу при разработке технических аспектов проведения спортивно-оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.

2.2. Разработка технических аспектов проведения спортивно- оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.

Необходимость разработки технических аспектов спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям заключается в том, что ранее не было представлено отчетов о велопоходах данной категории сложности в этом районе. Но имеются описание посещения этих мест спортивными группами пешком и на лыжах.
Общая протяженность маршрута составляет 471,3 км.
Продолжительность похода - 8 дней.
Данный маршрут предлагается пройти в конце апреля - начале мая, так как в летний сезон его категория сложности может быть понижена. Это связано со спецификой данной местности, которая заключается в том, что препятствия, встречающиеся на маршруте, соответствуют указанным категориям трудности только в межсезонье.
Цели похода: физическое оздоровление (тренировка мышц, закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, укрепление иммунитета к простуде), эмоционально-психологическое оздоровление (снятие напряжения городской жизни, отвлечение от каждодневных забот и проблем, от гнетущих мыслей, переключение с одного круга общения на другой и т.д.), а также знакомство с данной местностью и ее достопримечательностями (познавательная).
Общая идея похода заключается в посещении памятника природы - утеса Степана Разина. Существует много исторических описаний утеса, которые можно найти как в краеведческой, так и спортивной литературе.
Динамика маршрута заключается в разнообразии рельефа и способах прохождения некоторых его участков. Часть маршрута планируется преодолеть пешком и в завершении похода посетить мемориальный комплекс "Мамаев курган" в г.Волгограде.
Категория сложности маршрута определяется километражём и пересечённостью местности, а также наличием протяженных препятствий.
Данный маршрут рассчитан на группу из 6-7 человек.
Походные правила допускают участие в походах 2 категории сложности подростков с 14 лет. Но в таком возрасте лучше отправляться в поход в том случае, если маршрут проложен по местным дорогам и тропам.
Все члены группы должны обладать необходимым для планируемой категории сложности туристским опытом и подготовкой. В велопоходах 2 категории сложности одна треть состава группы может иметь опыт участия в походах выходного дня и некатегорийных многодневных походах.
Основные требования к руководителю данного велопохода: он должен иметь опыт участия в велопоходе 2 категории сложности и опыт руководства в велопоходе 1 категории сложности. Минимальный возраст для руководителя данного похода - 18 лет.
В период подготовки к велопоходам 2 категории сложности участники будущего похода должны пройти медицинский осмотр, который подтвердил бы, что им не противопоказано участие в велопоходе (6).
Подробная нитка маршрута:
Саратов (ул.Новоузенская) - Кумысная поляна - Алтынная гора - Волгоградская трасса - с. Рыбушка - х. Малая Рыбка - с. Некрасово - пос. Пограничное - дер. Новинка - лагерь отряда "Космопоиск" - пос.Алешники - пос.Подчинный - п. Вишневое - с.Первомайское - с.Белогорское - ут.Степана Разина - с.Щербатовка - с.Верх.Куланинка - с. Верх.Добринка - с.Дубовка - с.Терновка - с.Верх.Липовка - г.Камышин - г.Николаевск - с.Очкуровка - пос.Быково - с.Молодежный - с.Новоникольское - г.Волжский - г.Волгоград (см.прил.8).
Весь маршрут проходит невдалеке от федеральных трасс и не представляет собой зону ограниченного доступа.
В крупных населённых пунктах имеются медучреждения. Почти на всех участках пути доступна мобильная связь. С любой точки маршрута возможен выход в ближайший населённый пункт или на федеральную трассу.
Потенциально опасных участков на маршруте не значится. Следует соблюдать ППД при движении по трассе и городам.
Проезд из Уфы до Саратова можно осуществить на проходящих поездах "Нижневартовск - Астрахань", "Свердловск - Симферополь", "Тюмень - Баку", "Томск - Анапа", "Красноярск - Адлер", "Иркутск - Волгоград" и "Кемерово - Кисловодск". Время в пути - 19-20 часов. Стоимость билета в плацкартный вагон составляет 680 рублей. Стоит сразу оговориться о том, что при проезде в поездах велосипеды должны быть упакованы в соответствии с правилами провоза багажа (т.е. в чехлах).
Во время прохождения маршрута, для переправы с правого берега р.Волга на левый можно воспользоваться речным транспортом. В г.Камышине с интервалом в полтора часа ходит теплоход ОМ, на нем можно перевозить велосипеды. Цена билета - 42 руб. + 10 руб. за багаж и велосипед. Время в пути - около часа.
Из Волгограда до Уфы можно добраться на проходящих поездах "Кисловодск - Новокузнецк", "Адлер - Красноярск" и "Симферополь - Свердловск". Время в пути - 27 часов. Стоимость билета в плацкартный вагон составляет 892 рубля.

Техническое описание прохождения маршрута.

День первый.
Предлагаемый маршрут удобно начинать в черте города Саратова, на перекрестке улицы Новоузенской и 2-го Детского проезда. Это позволяет выехать за город по дачной дороге, минуя загруженные городские улицы.
Участок до Рыбушки проходит по трассе Саратов-Волгоград, затем по асфальтированной дороге местного значения. В Рыбушке асфальт заканчивается, и мы продолжаем движение в прежнем направлении вдоль ручья Рыбка. Никуда не сворачивая, доезжаем до хутора Малая Рыбка и продолжаем движение по грунтовой дороге, плавно поднимающейся по склону холма и слегка забирающей влево.
Примерно через 8 км становится видно село Некрасово, расположившееся в широкой долине ручья Норка. Пересекая долину по правой по ходу окраине села поперек течения ручья, выезжаем за село. За фермами поворачиваем налево и попадаем во фруктовый сад на берегу живописного пруда. Хорошее место для ночевки - вода, изобилие дров для костра.
День второй.
Выехав за село, нетрудно ориентироваться по лесопосадкам и линиям электропередач. Грунтовая дорога выводит к большому оврагу перед селом Пограничное, делая характерный изгиб вправо-влево в обход оврага по его верховьям. Здесь необходимо совершить переправу вброд ручья, разлившегося и заболотившего обширное пространство. Поднявшись по дороге от ручья на борт его долины, мы видим Пограничное, а проехав его - и поселок Новинка.
В Новинке каждый прохожий расскажет, как проехать до лагеря отряда "Космопоиск". Однако, навыки ориентирования позволят сделать это и самостоятельно. Проблема заключается лишь в том, что крупномасштабные карты на эту местность являются большой редкостью. Лагерь обозначен бревном с надписью "Космопоиск", прибитым к двум березам на опушке леса. И еще множеством разукрашенных пеньков в виде рожиц. Дрова здесь водятся в изобилии, а на склоне долины в ста метрах от опушки имеется родник.
День третий.
От Новинки до Алешников ведет хорошая, не загруженная транспортом, асфальтовая дорога. На участке Алешники - Подчинный она становится очень разбитой.
При ориентировании от Подчинного до Вишневого следует внимательно искать правильный путь. На карте он показан вдоль линии электропередач, однако она уже разобрана, и вместо столбов с проводами остались только бетонные направляющие, которые издалека трудно заметить. Дорога до Вишневого ведет вдоль разобранной ЛЭП и очень сильно разбита. Поэтому любой путь от Подчинного до Вишневого отнимает много сил. Участок маршрута от Вишневого до Первомайского является еще более трудным из-за непрерывного чередования подъемов и спусков, подтопленных большим количеством стекающих с окружающих склонов ручьев, а также грунтовых дорог. Продвигаемся через с.Первомайское на восток. Примерно в километре от села находится озеро и ручей. Не доезжая до озера, ищем удобное место для ночёвки и встаем. В овраге можно организовать костер, рядом ручей с проточной водой, много дров. Место также плохо просматривается из населенного пункта. У озера есть места для стоянки, но они часто посещаются местными жителями.
День четвертый
От с. Первомайское двигаемся на юго-восток по хорошей асфальтовой дороге. До пересечения с федеральной трассой Р228 примерно 8км. Пересекаем ее и продолжаем движение по полевой грунтовой дороге, которая идет параллельно трассе на юг. Через 9-10км на пересечении с дорогой, с твердым покрытием из щебня, поворачиваем налево, эта дорога, через 3км, заканчиваясь захватывающим спуском, приводит к с.Белогорское, которое расположено у р.Волга. Дорога с достаточно сложным рельефом - затяжные подъемы и скоростные спуски встречались несколько раз.
Далее двигаемся вдоль берега Волги. На протяжении всего участка над головами нависают утесы до 40 м. Доходим до последнего оврага. В описаниях фигурирует название оврага - Тюрьма, по легенде, разбойники держали своих узников в темницах, высеченных в его склонах и никто не мог из него выбраться. Овраг действительно крутой, но по правому склону проходит хорошо утоптанная тропа, по ней можно выбраться из оврага-темницы. Сверху открывается вид на утес, отличающийся от других это и есть "утес Степана Разина". С другой стороны оврага возвышается Дурман гора (186,2м). Здесь можно устроить перекус. На юго-запад ведет хорошая грунтовая дорога. Через километр она упирается еще в одну грунтовку, направо - с.Белогорское, а нам налево. Грунтовка поросшая травой, с двумя колеями, ей давно не пользуются. Дорога весьма крутая, поэтому возможно придется идти пешком. Через 2 км еще одна развилка, здесь налево. В месте, где один из крайних отрогов оврага Тюрьма подходит к дороге, сворачиваем направо, на юг, и, пройдя еще порядка нескольких километров, оврагами спускаемся на дно балки Даниловский овраг. Упираемся в ручей и заросшие сады. Попродиравшись через заросли кустов и деревьев, попадаем на заросшую колею по которой двигаемся параллельно ручью и еще через метров 500 в него упирается. Здесь была кабанья ферма. Есть дрова, вода, ровное место для палаток и костровище.
День пятый
Продолжаем наш путь по дороге вверх, на юг, сначала пешком. Наверху развилка, нам нужна дорога прямо (на юго-запад), двигаемся вдоль посадок и выезжаем на накатанную сельскохозяйственной техникой грунтовку. Через несколько километров уже видно село Воднобуерачное, поворачиваем с дороги налево. Въезжаем в село и через некоторое время поворачиваем на центральную улицу (на юг), которая приводит нас к магазину, где можно совершить необходимые покупки.
От магазина по той же улице движемся прямо, никуда не сворачивая и, когда заканчиваются жилые дома, выезжаем на ровную асфальтовую дорогу, по которой движемся в сторону с.Щербатовка. Местность очень живописная - сосны, ели, поля изумрудно-зеленого цвета, небольшие села - и все время - спуск-подъем, ровных отрезков почти нет. Между Щербатовкой и Верхн.Куланинкой, на вершине очередного подъема, устраиваем перекус.
Проехав с.Верхн. Добринка останавливаемся на обед.
Далее движемся, опять на юг. Едем до Камышина, опять подъемы и скоростные спуски. От Камышина едем до Речного вокзала., на последнем ОМе отправляемся в г.Николаевск. От пристани едем на юг, вдоль Волги и упираемся в нефтехранилище "Лукойл", объехав его, встаем в овраге, недалеко от берега, между заброшенным заводиком и с.Очкуровка. Волга неглубокая, берег глинистый.
День шестой
Выезжаем в восточном направлении обратно к Николаевску, через 500м асфальтовая дорога. Далее идет ровная грунтовка. Проехав 2 км, на повороте к с.Солодушино поворачиваем на восток. Через километр выезжаем на федеральную трассу Самара - Энгельс - Волгоград и движемся по ней на юг. Дорога ровная и почти без поворотов, перепады высот не более 25м. Через 20 км заезжаем в пос.Быково и пополняем запасы продовольствия. Двигаемся дальше по трассе. Останавливаемся на обед, проехав село Молодежное, в посадках за ним и набрав предварительно в селе воды, поскольку речек здесь нет.
Продолжаем движение по трассе на юго-запад. Останавливаемся на повороте к с.Новоникольское. Проехав 150м от трассы на запад, останавливаемся в посадках. Воду можно набрать в канале.
День седьмой
Выезжаем, и, возвратившись на трассу, опять двигаемся в южном направлении, сегодня нам нужно попасть в Волжский. Проехав порядка 50 км въезжаем в г.Волжский. Проехав поворот на ст.Паромная, едем в юго-западном направлении, пока не упремся в Т-образный перекресток и на нем поворачиваем направо, к Волге. Доехав до ж/д переезда, поворачиваем налево, а проехав под эстакадным мостом, на следующем перекрестке поворачиваем направо и едем все время по этой дороге, через Волжскую ГЭС. Переехав через р.Волгу, на въезде в Волгоград, у памятника, переезжаем на другую сторону дороги и по грунтовке спускаемся в парковую зону перед заливом. Здесь можно встать на обед.
После обеда, вернувшись на асфальтовую дорогу, проезжаем по городу. Все время двигаемся по центральной улице - Ленина и через 10-15км, подъезжаем к мемориальному комплексу "Мамаев курган". Здесь можно устроить экскурсию по кургану.
Далее продолжаем движение в том же направлении в сторону ж/д вокзала. По пути также можно посетить "дом Павлова" и музей "Панорама". Ночевать можно на Мамаевом кургане, позади центрального входа. Костер желательно не разжигать, поужинать можно сухим пайком.
День восьмой
Выезжаем с места ночевки и отправляемся на вокзал. Проезжаем 5,5 км до вокзала. И ждем посадки на наш поезд.

Оценка категории сложности маршрута.

Всего за поход должно быть пройдено 471,3 км за 8 дней. Местность, по которой будет проходить маршрут, является слабопересеченной. По минимальной протяжённости и по продолжительности поход удовлетворяет 2 категории сложности.
Категория сложности велосипедного маршрута является комплексным показателем, учитывающим все параметры маршрута, влияющие на трудность его прохождения, в том числе интенсивность прохождения маршрута, что отражает специфику велосипедного туризма. Которая заключается в том, что маршрут велопохода не содержит локальных препятствий (ЛП), которые можно было бы отнести исключительно к этому виду туризма. Поэтому включение таких участков в веломаршрут носит случайный или вынужденный характер, и для таких участков характерна малая протяженность. Включение ЛП в маршрут велопохода не является основанием для повышения категории сложности велопохода и служит при этом косвенным фактором 5, с.104 . В связи с этим наличие ЛП в данном маршруте сведено к минимуму и равно 1 (преодоление заболотившегося ручья вброд). Наличие данного препятствия влияет лишь на увеличение интенсивности прохождения маршрута.
Основным видом препятствий велосипедного маршрута и главным параметром, определяющим его категорию сложности, являются протяженные препятствия (ПП). В данной местности это участки маршрута, имеющие неизменный набор показателей, характеризующих сложность преодоления этих участков: дорожное покрытие, пересеченность местности, абсолютная высота. (5, с.106).
Необходимым условием соответствия маршрута второй категории сложности является наличие следующего количества определяющих препятствий: одно препятствие 1 к.т. и два препятствия 2 к.т. (5, с.111).
Общее количество определяющих ПП на маршруте = 3 (104 км по асфальту, 5 км по используемой тракторной дороге и 14 км по крупнощебеночной дороге). Для оценки набора препятствий необходимо определить категорию трудности данных препятствий:
1. КТ=0,7 2,04 1 1=1,4, следовательно, данное препятствие соответствует 1 категории трудности (5, с.107);
2. КТ=1,8 1,05 1 1=1,9, следовательно, данное препятствие соответствует 2 категории трудности (5, с.107);
3. КТ=1,4 1,14 1 1=1,6, следовательно, данное препятствие соответствует 2 категории трудности (5, с.107).
Далее необходимо определить интенсивность (I) прохождения маршрута. Интенсивность прохождения данного маршрута равна 1,4154 (5, с.104).
Общее количество баллов за ПП составляет 4,9.
Показатель автономности данного маршрута = 0,5 (5,с.109).
Сезонно-географический показатель данной местности в межсезонье равен 6 (5,с.110).
Учитывая цель похода, интенсивность прохождения маршрута, а так же наличие определяющих препятствий, соответствующих категорий трудности, можно рассчитать категорию сложности данного похода 5,с.111 : КС = 4,9 1,4154 0,5+6=9,5, следовательно, данный велопоход соответствует второй категории сложности.

И в завершении данного параграфа можно отметить следующее: сравнительно недорогие подъезды, разнообразие в дорожном покрытии и рельефе местности, а также отсутствие сложных технических участков делают район благоприятным для совершения велопоходов второй категории сложности;
каждый участник данного похода в процессе движения имеет возможность повысить свой индивидуальный уровень общетуристской подготовки и научиться способствовать организации работы группы, как единого целого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итоги, следует сказать, что для велосипедного туризма характерны динамичные походы с разнообразными препятствиями, частая смена впечатлений и большие покрываемые расстояния. Велосипедные походы могут проходить практически в любом районе и в любое время года. Велосипедный поход позволяет достичь тех мест, которые недостижимы иным образом в силу своей удаленности.
У велосипедного туризма в Саратовской и Волгоградской областях большое будущее, в связи с тем, что в последнее время в немалой степени велосипед пользуется популярностью из-за возможности его практически повсеместного использования и как экономичное, довольно быстрое средство передвижения, а также в виду своей универсальности. Универсальность же его в том, что проехать на велосипеде можно практически по любой дороге, с ним можно форсировать овраги, преодолевать пески, каменистые и горные тропы, переходить вброд реки. Это существенно расширяет географию путешествий.
Также следует отметить то, что велосипедный туризм пригоден в качестве оздоровления населения разного возраста в силу его общедоступности, так как походы первой-второй категорий сложности доступны практически любому человеку, не имеющему серьезных заболеваний, с нормальным физическим развитием, поскольку не представляют каких-либо предельных требований к функциональным возможностям организма. Поэтому возраст не имеет особого значения, так как определенной физической подготовки требуют лишь сложные велопоходы.
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Территория Саратовской и Волгоградской областей хорошо освоена в хозяйственном и туристском отношениях, имеет разветвленную сеть автодорог с твердым покрытием, равнинный рельеф местности, благоприятные климатические условия, а также высокую плотность населенных пунктов с интересными памятниками природы и истории. Вместе с тем в данных областях достаточно богатый выбор мест для отдыха и ночных стоянок с палатками. Все это способствует проведению велосипедных походов начальных категорий сложности (1-2).
Одним из критериев успешного прохождения велопохода любой категории сложности является выбор оптимального материально-технического обеспечения. Общие требования к материально-техническому обеспечению велопоходов: соответствие функциональному назначению, прочность, легкость, износоустойчивость. Учитывая данные требования, представляется возможным подобрать необходимое групповое и личное снаряжение в оптимальных соотношениях по качеству и количеству этого снаряжения.
Основными естественными препятствиями на веломаршрутах, проводимых в данной местности являются понижения и возвышенности в сочетании с грунтовыми и проселочными дорогами. И хотя технически сложные участки отсутствуют, велосипедные маршруты по данному региону дают возможность освоить технику и тактику велотуризма, проводить здесь полноценные учебно-тренировочные походы по программам начальной и базовой туристской подготовки.
Актуальность разработки технических аспектов спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям в том, что в настоящее время не представлено отчетов о велопоходах данной категории сложности в этом районе.
Цель курсовой работы достигнута, а именно на основании исследования физико-географических и климатических характеристик данных областей, анализа материально - технического обеспечения спортивно-оздоровительных велосипедных туров второй категории сложности, проведенном исходя из специфики Саратовской и Волгоградской областей, а также на основании сравнительного анализа велосипедных туров, проведенных на территории Саратовской и Волгоградской областей в 2000-2008 годах, были разработаны технические аспекты проведения спортивно-оздоровительного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.
По результатам проведенных расчетов было выявлено, что разработанные технические аспекты проведения спортивно-оздоровительного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям полностью отвечают требованиям велосипедных походов данной категории сложности.
Предлагаемая нитка маршрута может быть рекомендована как один из вариантов, совмещающих в себе: посещение памятника природы и исторического места с одной стороны и организации спортивно-оздоровительного велосипедного похода с другой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Атлас автомобильных дорог "От Балтики до Тихого океана". - Изд. дом "Третий Рим", 2006. - 288с.
  2. Атлас "Железные дороги". - Омская картографическая фабрика: Роскартография, 2002. - 255с.
  3. Бардин К.В. Азбука туризма / К.В. Бардин. - М., 1981. - 260 с.
  4. Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех / А.А. Булгаков. - М., 1984. - 360с.
  5. Востоков И.Е., Панов С.Н. Русский турист: нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России / И.Е Востоков, С.Н. Панов. - М.: Туристско - спортивный союз России, 2001. - 213с.
  6. Востоков И.Е., Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Под общ. ред. Ю.Н. Федотова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2004. - 328с.: ил.
  7. Давыдов М.Ф. Не заблудитесь в походе / М.Ф. Давыдов. - М., 1991. - 212с.
  8. Еремин А. Велосипедизм. [Электрон. ресурс] // Саратовский экстремальный портал - Электрон. дан.(1 файл) - http: www. extreme.vsaratove.ru/velosipedizm.html. - 12.10.08.
  9. Еремин А. Отчет о велотуристском походе второй категории сложности по югу Саратовской области с прохождением участка Волгоградской области, совершенном в мае 2006 года. [Электрон. ресурс] // Саратовский экстремальный портал. - Электрон. дан. (1 файл) - http: www.extreme.vsaratove.ru/articles/ufo-razin/map.html. - 14.10.08. Ильин В.С., Соколов В.А. Велосипедный туризм / В.С. Ильин, В.А. Соколов. - М., 1992. - 247с.
  10. Комочков В. Отчет о велотуристском походе второй категории сложности по северу Волгоградской области, совершенном в мае 2000 года. [Электрон. ресурс] // Велоклуб "Орион" г. Волгоград. - Электрон. дан. (1 файл) - http: www.rusveloclub.narod.ru/library/south/rivers00.html. - 5.10.08.
  11. Милькин А.С. Отчет о велосипедном туристском походе первой категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям, совершенном в период с 27.04.08 по 2.05.08г. [Электрон. ресурс] // Саратовский клуб туристов - Электрон. дан. (1 файл) - http: www. manturs.narod.ru/volg/mvolg.html. - 12.10.08.
  12. Михайлин А. Все о велосипедном туризме. [Электрон. ресурс] // Самый лучший в мире активный отдых. - Электрон. дан. (1 файл) - http: www.velotur.kiev.ua/mnogod.html.- 20.10.08.
  13. Налимов И. Велотуризм и велодвижение. [Электрон. ресурс] // Экология и велодвижение - Электрон. дан. (1 файл) - http: www.veloman2006.narod.ru/Nalim.html.- 2.10.08.
  14. Общая характеристика Волгоградской области. [Электрон. ресурс] // Администрация Волгоградской области. Портрет региона.- Электрон. дан. (1файл) - http:www. volganet.ru/portret.php. - 29.09.08.
  15. Протопов П. Спортивный велотуризм. [Электрон. ресурс] // Спортивный велотуризм - Электрон. дан. (1 файл) - http: www.rusveloclub.narod.ru/sports/categorizing.htm.- 17.10.08.
  16. Саратовская область. [Электрон. ресурс] // Туризм в Саратове и в Саратовской области. - Электрон. дан. (1 файл) - http: www.turist.saratovlife.ru/news/infooblast.html. - 27.09.08.
  17. Соловьев А.П. Инструктор пешеходного и водного туризма: Методическое пособие./А.П. Соловьев. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 42с.
  18. Ушаков Д.С. Технологии въездного туризма/Д.С. Ушаков. - Ростов н/Д: Изд. Центр "Март", 2006. - 384с.
  19. Цветков С.А. Веложизнь. [Электрон. ресурс] // Русский велосипедный портал. - Электрон. дан. (1 файл) - http: www. realbiker.ru/Travels.html. - 23.09.08.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рис.1.
Карта Саратовской области
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис.2.
Карта Волгоградской области
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Название инвентаря Количество
Палатка трехместная с принадлежностями 2-3 компл.
Тент групповой 1 шт.
Таганок или трос с тремя цепочками или набором крючков 1 компп.
Чехол для перевозки таганка или кострового набора 1 компп.
Примус «Шмель» или газовое оборудование «Кемпинг-газ» 2 шт.
Чехлы для перевозки примуса или газового оборудования 2 шт.
Бутылки пластиковые с бензином (емк. 2 л.) 2 шт.
Лампа для «Кемпинг-газа» 1 шт.
Бутылки пластиковые для питьевой воды (емк. 2 л.) из расчета 2 бут. на чел
Кастрюли по 5-6 л. и чайник 4-5 л. (если еду пред-тся готовить на примусах или газовых горелках) компл.из 2 кастрюль и 1 чайника
Запасные части для примуса 1 компл.
Шланг резиновый, воронка для переливания бензина 1 компл.
Чехлы для перевозки посуды (в зависимости от вида посуды) 1-2 шт.
Брезентовые рукавицы (для костра) (как показала практика одной рукавицы вполне достаточно) 1 пара
Топор туристский в чехле (для костра) 1 шт.
Двуручная пила или ножовка в чехле (для костра) 1 шт.
Спички в непромокаемой упаковке 1 шт.
Скатерть обеденная полиэтиленовая 1 шт.
Сковородка или противень 1 шт.
Половник 1-2 шт.
Безмен 1 шт.
Нож кухонный 1-2 шт.
Бутылка пластиковая для масла 1 шт.
Растопка для костра и примуса (оргстекло, сухой спирт) по необх-ти
Мыло хозяйственное 1 шт.
Мочалка для мытья посуды 1 шт.
Доска разделочная 1 шт.
Фонари электрические с запасным комплектом батареек 2-6 шт.
Карты, схемы на район путешествия, путеводители, расписания поездов в папке или планшете 1-2 компл.
Походные документы 1 компл.
Веревка бытовая по необх-ти
Веревка вспомогательная капроновая по необх-ти
Компас 2 шт.
Альтиметр 1 шт.
Бинокль 1 шт.
Медицинская аптечка 1 компл.
Ремонтный набор общего назначения 1 компл.
Таблица 1
Список группового общетуристского снаряжения из расчета на шесть-девять человек
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Наименование продуктов Масса, г Калорийность, ккал
Хлеб черный 150 298
Хлеб белый 300 678
Колбаса копченая 70 355
Мясо консервированное 100 232
Рыба консервированная в томатном соусе 40 64
Суповой концентрат 40 120
Жиры (маргарин, масло топленое) 50 321
Крупы для каш 160 340
Макаронные изделия 20 67
Молоко сухое 50 238
Сыр 50 180
Сахар 150 561
Печенье 50 208
Конфеты 20 70
Лук 15 6
Огурцы 100 15
Изюм, чернослив 50 135
Соль, специи 10 2
Чай, кисель 15 20
Итого 1440 3910
Таблица 2
Примерная раскладка продуктов для велопохода 1-2 категорий сложности
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Название инвентаря количество
Пассатижи (большие и малые) 2 шт.
Отвертка 1 шт.
Бородок 1 шт.
Ножовочное полотно по металлу 1 шт.
Напильник трехгранный 1 шт.
Надфили 2-3 шт.
Ключи двусторонние (№№ 7-17) или накидные 2 компл.
Ключи конусные 2 шт.
Ключи шестигранные торцевые 1-2 компл.
Ключ ниппельный 2 шт.
Лопаточки для демонтажа камеры 1 компл.
Ключ-съемник для шатунов 1 шт.
Ключ-съемник для снятия блока (кассеты) ведомых звездочек 1 шт.
Струбцина (выжимка) для разъема цепи 1 шт.
Ключ разводной 1 шт.
Велоаптечка с ниппельной резинкой 2 шт.
Шланги насоса для всех типов ниппелей, имеющихся в группе (или переходники для шлангов) по 2 шт.
Смазка густая (литол, графитовая) 50 г
Масло жидкое 100 г
Клей резиновый 1 тюбик
Заплатки для ремонта камер 5-10 шт.
Таблица 3
Специальный технический ремонтный набор и инструменты из расчета на группу 6-9 человек
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Наименование личного (индивидуального) общетуристского снаряжения и одежды количество
спальный мешок и вкладыш 1 шт.
коврик пенополиэтиленовый, поролоновый или полиуретановый 1 шт.
куртка с капюшоном, либо штормовка, либо ветрозащитный костюм 1 шт.
водоотталкивающий костюм, полиэтиленовая накидка или накидка типа «Пончо» от дождя 1 шт.
одежда для города 1 шт.
теплая одежда (свитер и спортивные брюки) 1 компл.
рубашка верхняя с длинными рукавами 1 шт.
шорты 1 шт.
одежда для сна 1 компл.
нижнее белье 2 компл
купальные принадлежности 1 компл.
шапочка с козырьком (в холодную погоду теплая) 1 шт.
носки хлопчатобумажные и теплые 3-4 пары
кроссовки или тапочки, ботинки туристские 1 пара
перчатки кожаные (в холодную погоду) 1 пара
полотенце 1 шт.
туалетные принадлежности (мыло, мочалка, зубная щетка, паста, одеколон, расческа) 1 компл.
бритва 1 шт.
посуда (кружка, ложка, миска, нож) 1 компл.
личный швейный малый набор 1 шт.
индивидуальный медицинский набор 1 шт.
документы личные и проездные компл.
часы 1 шт.
Таблица 4
Список личного (индивидуального) общетуристского и специального (велотуристского) снаряжения и одежды
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Рис. 3.
Устройство велосипеда
1. Тормозные ручки
2. Манетки
3. Грипсы
4. Вынос
5. Руль
6. Рулевая колонка
7. Вилка
8. Обод
9. Резина
10. Спицы
11. Втулка
12. Тормоз
13. Седло
14. Подседельный штырь
15. Задний амортизатор
16. Кассета
17. Шатуны
18. Защита для звезд (рок-ринг)
19. Педали
20. Цепь
21. Задний переключатель
22. Передний переключатель
23. Верхняя труба
24. Нижняя труба
25. Подседельная труба
26. Задние нижние перья
27. Задние верхние перья
28. Рулевая труба
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рис. 4.
Нитка велосипедного маршрута второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям

в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную