на главную
На главную
 походы отчёты документы 
 
 

АЛТАЙ

ОТЧЁТ

О лыжном походе четвертой категории сложности совершенном с 20 февраля по 8 марта 1991г.
по Горному Алтаю (Северо-Чуйские и Катунские белки).

Маршрутная книжка № 91-1Л
Руководитель группы Бабанов Д.Ю.
e-mail: bdu@kbep.ru

Оглавление

  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия).
  2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  3. График движения.
  4. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  5. Дополнительные сведения о походе.
    • 5.1. Географическая характеристика района.
    • 5.2.Климат. Погода на маршруте
    • 5.3. Снаряжение.
  6. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Саратовский клуб туристов. Саратов, ул. Мичурина, 69, турклуб.
e-mail: saratov-tur@narod.ru
http://saratov-tur.narod.ru/

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Поход проводился в СССР, РСФСР. Административно большая часть Горного Алтая принадлежит Горно-Алтайской автономной области Алтайского края, меньшая (на юго-западе) входит в Восточно-Казахстанскую область Казахской ССР. В физико-географическом плане группа посетила центральную часть Горного Алтая, Катунский и Северо-Чуйский хребты (или, по-местному, белки).

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

четвёртая

256км

17 дней

20.02.91 - 8.03.91

1.4. Подробная нитка маршрута.

п.Чибит - пер.Орой(н/к, 2229м) - р.Шибага - р.Шавла - р.Л.Шавла - пер.Куранду(1A, 2960м) - р.Куранду - р.Юнгур - р.Аргут - р.Иедыгем - р.Куркуре - пер.Коккольский(1Б, 2970м) - р.Б.Берель - пер.Нижнее Седло(н/к) - р.Катунь - р.Капчал - пер.Капчальский Вост.(1Б, 3210м) - оз.Кучерлинское - р.Кучерла - п.Тюнгур

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствий

 Характеристика  препятствия 

пер.Куранду

1А, 2960м

-

Перевальный взлет крутизной до 40 градусов, снег, изредка торчат крупные камни.
Протяженность спуска значительно меньше и склон положе, чем на подъёме.

пер.Коккольекий

1Б, 2970м

-

Закрытый ледник. Перевальный взлет высотой несколько десятков метров. Перед взлётом фирн сменяется плотным снегом. Бергшрунд обходится справа.
Спуск от тура по крупной осыпи.

пер.Капчальский Восточный

1Б, 3210м

-

Взлёт метров 100, крутизна в верхней части 35-40 градусов.
С другой стороны перевала взлета практически нет, уклон небольшой, рыхлый снег, фирн. Весь ледник - ровное фирновое поле с небольшим уклоном.

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

Ф.И.О.

Г.Р.

Обязанности

Адрес

1

Бабанов Дмитрий Юрьевич

1963

Руководитель

Саратов

2

Дагадин Михаил Владимирович

1965

ЗИП

Саратов

3

Машников Александр Николаевич

1963

 

Саратов

4

Белик Владимир Георгиевич

1959

ЗИП

Саратов

5

Петров Андрей Вячеславович

1957

Фотограф

Саратов

6

Пантелеева Елена Николаевна

1957

Завхоз

Саратов

7

Денисов Дмитрий Павлович

1969

 

Саратов

8

Манышев Сергей Иванович

1958

 

Энгельс

9

Слаутенко Владимир Юрьевич

1954

 

Энгельс

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Библиотека Саратовского клуба туристов. e-mail: saratov-tur@narod.ru

1.9. Поход рассмотрен Саратоской областной МКК (шифр МКК 155-00-5455001)

2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Транспорт Пункты назначения
Время отправления
Время прибытия
поезд Днепропетровск – Барнаул
(от Саратова в пути 60 часов)
20.43
8.51
автобус Барнаул – Горно-Алтайск
15.45
20.30
автобус Горно-Алтайск – Кош-Агач (до Чибита)
7.00
15.30
автобус Тюнгур – Усть-Кокса – Горно-Алтайск
9.00
21.40
автобус Горно-Алтайск – Барнаул
7.00
13.00
поезд Барнаул – Днепропетровск
(до Саратова в пути 60 часов)
15.49
2.50

Примечание.
1. Общая стоимость проезда 79 руб. (до повышения от .2.04.91).
2. Расписание автобусов дано по местному времени, поездов - по московскому.
3. Стоимость билета Тюнгур - Усть-Кокса - Горно-Алтайск указана примерно, т.к, оплата была по договоренности (водитель вместо 2-х суток довез за одни).

3. График движения

Дата/ день пути
Участок маршрута
Км
Примечание
20.02.91
1
п.Чибит - р.Орой 12  
21.02.91
2
р.Орой - пер.Орой (2229м, н/к) - р.Шибага 13 н/к
22.02.91
3
р.Шибага - р.Шавла - р.Л.Шавла 16  
23.02.91
4
р.Л.Шавла - оз.Л.Шавлинское. (полудневка) 4 полудневка
24.02.91
5
оз.Л.Шавлинское - пер.Куранду(1А,2960) - р.Куранду 10
25.02.91
6
р.Куранду - р.Юнгур 21  
26.02.91
7
р.Юнгур - р.Аргут 17  
27.02.91
8
р.Аргут - р.Иедыгем 20  
28.02.91
9
р.Иедыгем - р.Куркуре 13 примуса
1.03.91
10
р.Куркуре - пер.Коккольский(1Б,2970) - р.Б.Берель 23
2.03.91
11
р.Б.Берель - пep.Нижнее седло (н/к) 18 н/к
3.03.91
12
пер.Нижнее седло(н/к) - р.Катунь - р.Капчал 12 н/к
4.03.91
13
дневка 0 дневка
5.03.91
14
р.Капчал 14 примуса
6.03.91
15
р.Капчал - пер.Капчальский Вост.(1Б, 3210) - oз.Кучерлинское 24
7.03.91
16
оз.Кучерлинское - р.Кучерла 22  
8.03.91
17
р.Кучерла - п.Тюнгур 17  
 ИТОГО
 256км

4. Техническое описание прохождения группой маршрута.

День 1
п. Чибит - р. Орой

Маршрут начинается в п.Чибит, находящемся на Чуйском тракте (350км от Горно-Алтайска). Автобус на Кош-Агач прибыл в Чибит в 15.30. В поселке есть почта (работает до 16.30), два магазина. От южной оконечности села виден висячий мост через Чую, находящийся ниже крутого изгиба реки. Долина Чуи малоснежна, летние тропы видны или угадываются. Чуя закрыта льдом, но есть большие участки открытой воды. Решили двигаться по летней тропе, Лыжи пришлось нести на себе. От моста тропа резко набирает высоту и поднимается на террасу, где сливается с тропой, идущей вдоль Чуи. Набрав высоту, тропа траверсирует залесённый склон, обходя каньоны на Чуе. На тропе в некоторых местах нанесена маркировка - красная горизонтальная полоса. Ходки через 3 появляется ручей Орой. На его правом берегу видны места летних стоянок. Ручей имеет участки открытой воды. Перед и после р.Орой тропа идет по большим полянам. Пройдя за Орой через 10 минут хода тропа выводит к серпантину. Его начало помечено маркировкой из деревьев. Тропа серпантином поднимается на первую террасу, затем по террасе удаляется от р.Орой и снова начинает набирать высоту, постепенно возвращаясь к ручью. Подойдя к Орою тропа выполаживается, снега становится гораздо больше. Одеваем лыжи. Глубина снега около 0,5м. Снег перекристаллизованный, очень сыпучий, даже при небольшом уклоне сильная отдача лыж. На стоянку встали у слияния Ороя с его левым притоком.

День 2
р.Орой - пер.Орой (2229м,н/к) - р.Шибага

пер.ОройПосле слияния Ороя с его левым притоком долина расширяется. Долина кочковатая с редколесьем, по склонам леса больше. Уклон небольшой. Из-за сильной отдачи лыж (часть группы обмотала лыжи репшнуром) граница леса достигается за 2 часа. Впереди хорошо видна г.Бисага. Выше границы леса сыпучий снег переходит в плотный наст. Перевал Орой виден как плоский участок между склоном г.Бисага и, невысоким каменистым водоразделом (между бассейнами рек Шавла и Чуя). Тур на перевале не обнаружен. С перевала хорошо видно плато Ештык-кёль и склоны долины р.Шибага. Плато пересекается за две ходки (по 40 мин) по плотному насту. Шибага начинается как широкий неглубокий желоб на плато. При дальнейшем спуске долина резко сужается, крутизна и высота склонов растет. Наст переходит в рыхлый сыпучий снег, общая глубина которого около 0,5-1,0м. С появлением на берегах леса, река открывается почти полностью. Двигались вдоль реки, переходя с берега на берег по снежным мостам. Продвижению сильно мешает густой лес, нередки буреломы и заросли кустарника. Не дойдя до слияния Шибаги и крупного левого притока, остановились на ночевку на небольшой террасе.

День 3
р.Шибага - р.Шавла - р.Л.Шавла

ШавлаПеред слиянием Шибаги с крупным левым притоком на реке находится каньон с высотой стен 20-30м. Река открыта. Каньон обошли по левому берегу, поднявшись по склону метров на 30. У слияния видны следы летних стоянок. После слияния перешли на правый берег и двигались траверсом по нему почти до слияния с Шавлой. Берег покрыт густым лесом, кустарником, много поваленных деревьев. Лишь за километр до слияния с Шавлой долина расширяется, река закрыта, можно двигаться по льду. От ночевки затрачено около 3-х ходок (по 40-50 мин). Русло и долина р.Шавла широкие, река закрыта полностью. На реке снега меньше и он плотнее, чем в долине. Изредка встречаются большие наледи (иногда мокрые), как правило, в местах впадения притоков. За километр до слияния с Л.Шавлой начинается огромная мокрая наледь, занимающая все русло. Чуть выше слияния встали на ночевку (на Л.Шавле).

День 4
р.Л.Шавла - озеро

Верховья Л.ШавлыНизовья Л.Шавлы характерны большими завалами из деревьев и валунов. Правый берег крутой ж на левом - сильно залесённая терраса. Вначале двигались по лесу на левом берегу. Густой лес, рыхлый сыпучий снег, ощутимый уклон не способствуют быстрому продвижению, поэтому как бурелом поредел, вышли на русло. Всё русло забито большими валунами при небольшом количестве снега. Открытой воды нет, часто встречается небольшие наледи. Уклон реки большой. Перед слиянием уклон уменьшается, камней становится меньше, русло резко расширяется. Ниже слияния - большая ровная наледь. Впереди хорошо виден замерзший водопад, за которым ледник Гляциологов и пер.Москвич. Наш путь - подъём по правому (по ходу) склону, за которым скрывается озеро. Склон покрыт густым лесом, много завалов из поваленных деревьев, уклон порядка 40 градусов. Под снегом летней тропы не видно, поднимались в лоб, сняв лыжи. Снег рыхлый, на травянистом склоне держится плохо. На прохождение этого небольшого участка затрачено около 1,5 часов. Метров через 200, после выполаживания склона, стало видно озеро. Пересекли озеро, и встали у его верхней оконечности. Дальше леса почти нет. Полудневка.

День 5
озеро - пер.Куранду (1А,2960м) - р.Куранду

От озера хорошо виден голубой лед водопада (метров 50), за которым находится пер.Николаева (1Б). Под водопадом на бугре - последний островок леса. Пер.Куранду и его долина от озера не видны. Подъём на перевал начали перед островком леса по склону с редко торчащими камнями и карликовой березкой. Снег рыхлый, глубина самая разная (от 10см до 1м). Поднявшись на склон, справа увидели долину ведущую к перевалу. Самого перевала не было видно из-за дымки. Долина широкая. Её центральная часть завалена крупными глыбами. Движение начали по левому (по ходу) склону. Постепенно его крутизна нарастает, движение продолжили к правому (по коду) склону, где виднелась ровная ложбина. Пройдя несколько (очевидно моренных) валов, вышли в предперевальный цирк. Перевальный взлет крутизной 40-45 градусов, длинный, покрыт снегом, лишь изредка торчат крупные камни. Подниматься решили в лоб, придерживаясь торчащих камней. Небольшой участок наста в нижней части подъёма быстро сменился рыхлым перекристаллизованным снегом, под которым находится осыпной склон. Ступени в таком снегу сделать невозможно. Лишь перед самым гребнем, рыхлый снег сменился на плотный наст, не пробиваемый ботинком. Один из участников надел кошки, и вырубая ступени, поднялся на гребень. Для прохождения остальных участников была навешена перильная веревка. На подъём от стоянки было затрачено время с 8.00 до 16.30. Поднявшись на гребень, оказались выше перевала, поэтому сначала спустились к перевалу и начали спуск. Протяженность спуска значительно меньше и склон положе, чем на подъёме. Сверху тонкий слой наста, под ним сыпучий снег, под которым осыпной склон. Местами тонкий наст сменяется плотным фирном, на котором без кошек не удержаться. Обходя участки фирна, минут за 40 спустились в предперевальный цирк. Долина широкая с небольшим уклоном, с несколькими небольшими (30-50м) каменными осыпями из камней средней величины. Двигались на лыжах, лишь на осыпях снимая их. В верховье р.Куранду течет в неглубокой (3-4м) ложбине. Небольшой уклон и неглубокий снег дают возможность немного расслабиться после перевала. Далее долина расширяется, появляются первые наледи. Первый лес появляется выше на 1км первого крупного правого притока, Дойдя до леса остановились на ночевку. Ходовой день продолжался с 8.00 до 20.30 (от леса до леса).

День 6
р.Куранду - р.Юнгур

Юнгур ЮнгурР.Куранду на всем своём протяжении закрыта (за исключением одного участка длиной в 1км в среднем течении). Двигались по руслу. Большое количество наледей, иногда мокрых. По мере приближения к Юнгуру долина сужается, склоны все круче, последний километр Куранду течёт в узком каньоне, боковые стенки которого поднимаются на десятки метров. Ширина ущелья местами сужается до 6-7 метров В каньоне много камней и льда. При выходе из каньона наледь занимает все пространство долины (20-30м), волнами (иногда до метра высотой) спускаясь к Юнгуру. После слияния с Куранду Юнтур почти полностью закрыт, большие наледи встречаются только при впадении в Юнгур притоков. На склонах широкой долины густой лес. Километров через 6 на Юнгуре появляется протока от метра до 3-4м шириной. Между слоем льда и водой расстояние до 1,5м. Иногда приходилось делать обходы по лесу, в котором встречаются участки тропы. По мере приближения к впадению в Юнгур Чибита снега становится меньше, он уже не закрывает валуны, которые летом, очевидно, находятся под водой. Перед каньоном, который находится перед впадением в Юнгур Чибита, остановились на ночевку.

День 7
р.Юнгур - р.Аргут

Вход в каньон начинается с большого завала из деревьев и валунов. Верхнюю часть каньона обошли по левобережной террасе (можно было не обходить). Терраса, начавшись с высоты метров в 10 выше реки, постепенно спускается к Юнгуру. Русло забито валунами, слабо припорошенными снегом. Перед впадением вновь появляется много открытой воды, левый берег крут. По ледовому мостику перешли на небольшую, террасу правого берега, где нашли тропу. Тропа вывела на высокие травянистые террасы. Снега достаточно для ходьбы на лыжах только на реке, на склонах только отдельные снежники. Сняв лыжи, пошли по тропе. Внизу видно впадение Чибита в Юнгур, представляющее, собой огромную наледь. Травянистые террасы быстро кончились, долина Юнгура резко сузилась, снова вышли на реку. Долина сузилась до размера русла, остались только небольшие, залесенные террасы то по правому, то по левому берегу. Каньон местами сужается до 6-10метров. Летом здесь, очевидно, водопады и пороги, сейчас здесь нагромождение льда и каменных глыб. По мере приближения к Аргуту склоны становятся всё круче, снега - меньше, больше камней и льда. На всем протяжении среди льда есть протока шириной 1-2м с редкими ледяными мостами через неё. Последние 200м перед впадением - сппошная наледь от стенки до стенки. Долина Аргута полностью бесснежна, река представляет сплошное ледяное поле, с редкими торосами и участками открытой воды. В месте впадения в него Юнгура, Аргут течет в каньоне. Леса нет. Первые террасы с лесом появляются только ниже впадения в Аргут. р.Буртулдаг. У впадения находится действующий кош.

День 8
р.Аргут - р.Иедыгем

АргутПримерно за 3км до впадения Иедыгема в Аргут на. левом берегу Аргута появляется большая терраса на которой находятся два домика и загоны для овец. Кош действующий. Аргут в этом месте делает несколько крутых изгибов, на реке много торосов и открытой воды. Двигались по террасе по одной из многочисленных овечьих троп. Терраса постепенно набирает высоту и возле Иедыгема находится уже достаточно высоко над Аргутом. На правом берегу Иедыгема внизу виден большой кош. По левому берегу (орографически) идет хорошая конная тропа. Снега почти нет. Иедыгем сплошь покрыт льдом. Тропа идет то значительно выше реки, то спускаясь к ней проходя, участки горелого леса и большие каменистые осыпи. Лишь в среднем течении Иедыгема на реке появляется количество снега, достаточное для движения на лыжах. В русле много валунов. Тропа на левом берегу, стала гораздо хуже, из-за снега она стала теряться, поэтому дальше пошли по реке. За километр до слияния Куркуре и Менсу встали на ночевку.

День 9
р.Иедыгем - р.Куркуре

Перед слиянием Куркуре и Менсу долина Юнгура сужается, русло забито валунами и поваленными деревьями. Затем долина делает резкий поворот и у слияния ширина долины уже достигает несколько сот метров. От слияния хорошо виден многометровый замерзший водопад на р.Куркуре. Вся долина Куркуре в этом месте резко опускается к долине Менсу. Возле водопада скалы, подъём начали правее по менее крутому залесённому склону. Снега много. Обходя скалы, поднимались вправо-вверх около часа, затем траверсом пошли к реке и оказались значительно выше русла реки. Склон сильно пересечен, поэтому спустились к реке. Двигались по руслу (река закрыта, снега достаточно). Через километр вышли на участок реки полностью покрытым каким-то мелким порошком. Пару километров пришлось идти без лыж. На Куркуре находится цепочка озер, лес кончается между вторым и третьим. Между вторым и третьим озерами есть также небольшой вал, примерно метров 10. На русле снега немного, значительно больше на склонах. С переходом на ледник увеличивается крутизна подъёма, снег сменяется фирном. Перевал Коккольский виден ещё со среднего течения Куркуре. Там где все три ледника сливаются вместе, на более-менее плоском участке встали на ночевку.

День 10
р.Куркуре - пер.Коккольский (1Б, 2970м) - р.Б.Берель

пер.КоккольскийПодъём начали с правого (по ходу) края ледника налево-вверх. Через ходку (40мин) достигли правого орографически края ледника, подъём выполаживается. Плотный фирн. Справа по ходу видны участки льда. Хорошо видна перевальная перемычка и бергшрунд под ней. Перевальный взлет высотой несколько десятков метров. Перед взлётом фирн сменяется плотным снегом, в котором удобно делать ступени. Обойдя бергшрунд справа, поднялись на перевал. Тур находится левее, над бергшрундом. На подъем от места ночёвки ушло порядка полутора часов. Спуск начали от тура по крупной осыпи. Спуск с перемычки занял минут 40. С этой стороны перевала глубина снега до 1-2м, сверху наст. Одеваем лыжи и начинаем спуск по пологой морене у левого края долины. Далее начинаются беспорядочные моренные валы, спуск на пыжах по которым приводит к руслу ручья. Долина ручья узкая, открытой воды нет, снега много. Долина постелено расширяется до сотни метров. После слияния Большого и Малого Кокколей долина реки широкая, много открытой воды. Не доходя 2-3км до пер.В.Седло встали на ночёвку.

День 11
р.Б.Берель - пер.Нижнее Седло (н/к)

Ночью пошёл снег, к утру слой свежего снега был уже около 10см. Видимость 100метров, белая мгла, рельеф без тёмных предметов не видно вообще. С крутых склонов видели сход небольших лавин. Учитывая крутизну склонов пер.В.Седло, а также не зная когда окончится снегопад, решили идти через перевал Н.Седло, который положе и имеет меньшую высоту. По широкой долине р.Б.Берель за. 4 ходки (по 40-50мин) достигли места, обозначенного на карте как Серембаево зим. Избы здесь нет (может занесена), но из снега торчат бревна, столбик с заржавевшей табличкой, жерди, Это место находится на невысокой террасе на левом берегу р.Б.Берель. От этого места в гору начинается серпантин (летом здесь, очевидно, дорога). Сделав 2-3 поворота, серпантин кончается, дальнейший путь с небольшим подъёмом идет параллельно виднеющимся справа небольшим скалам. Путь проходит по открытым участкам, хотя леса достаточно. Почти на высшей точке перевала (скорее водораздела, т.к. место плоское) стоит изба с печкой, в которой может поместиться группа человек из 15. Т.к. снег ни на минуту не прекращался, встали на ночевку в избе.

День 12
пер.Нижнее Седло(н/к) - р.Катунь - р.Капчал

КатуньСнег продолжает идти. Перевала как такового не обнаружили - H.Седло плоский залесённый водораздел. Выйдя, от избы в сторону Катуни в 200м обнаружили занесённую колею от трактора, идущую, предположительно, из Язовой к левому притоку Катуни. Проходить лишние километры не хотелось, поэтому сошли с дороги и двинулись в северном направлении. Минут за 20 вышли на залесённый склон и еще за 20 минут приятного спуска достигли р.Катунь. В этом месте долина реки широкая (из-за снегопада противоположного борта долины не видно), река открыта (ширина протоки 2-3м), глубина снега 2м. Двигались по правому (по ходу) краю долины (выбора не было, т.к. Катунь в этом месте течет около правого края долины). Через 2 ходки река исчезает под снегом, Т.к. снег идет вторые сутки тропление весьма трудоемко, иногда приходится переходить на тропление челноком. На ночёвку встали у впадения в Катунь Капчала. Долина Катуни в этом месте сильно сужается.

День 13
р.Капчал. Дневка.

Снег всё идёт. Не видно даже ближайшего склона. Решили устроить дневку. Снег перестал идти около 14ч.

День 14
р.Капчал

Чуть выше впадения Капчала в Катунь на Капчале есть небольшой каньон, обошли па правому (орографически) берегу. Выше каньона долина расширяется. Снега очень много Последние островки леса кончаются перед поворотом реки направо (по ходу). После поворота долина резко сужается, начинаем набирать высоту па правому (по ходу) склону долины, выбирая более пологие участки. При приближении к леднику начались бугры и моренные валы. Перевальная перемычка становится видна за полчаса хода до её основания. Не доходя 200 метров до перевала на предперевальном плато встали на ночёвку. Из-за глубокого снега на подъём от устья Капчала до перевала Капчальскй Восточный было затрачено 8 ходок (по 40-50мин).

День 15
пер.Капчальский Вост.(1Б, 3210м) - оз.Кучерлинское

пер.Капчальский Вост.Перевал - широкая заснеженная перемычка с торчащими на ней скалами. Взлёт метров 100, крутизна в верхней части 35-40градусов. Поднимались в лоб по центру, ориентируясь на вертикальную цепочку больших камней, торчащих из снега. От стоянки до тура поднялись за 40мин. Тур стоит почти посредине перевала. С другой стороны перевала взлета практически нет, уклон небольшой, рыхлый снег сменился фирном, на котором "Бескиды" практически не оставляют следов. Весь ледник - ровное фирновое поле с небольшим уклоном. Прямо возле тура, надев лыжи, минут за 20 скатились по леднику. На склонах снега совсем мало. Сойдя с ледника двигались правым краем долины по бесснежным моренным валам из камней средней величины. Через 30 минут движения без лыж по моренам спустились в долину но крутому снежнику. В верховьях Кони-айры снега много, плотность его очень неравномерна. Двигались по реке, где снега меньше и он плотнее. В среднем течении Кони-айры - каньон, который обошли справа. При приближении к слиянию Кони-айры с Мюшту-айры снега становится меньше. В месте слияния - огромная наледь, которая волнами спускается к оз.Ораколь. Оз.Ораколь представляет собой ледяное поле от борта долины до борта, значительная часть которого покрыта тонким слоем воды. Река от оз.Ораколь до Кучерлинского озера закрыта, шли петляя среди валунов и небольших участков льда. Кучерлинское озеро огромное очень ровное ледяное поле, фрагментами припорошенное снегом. На резко обрывающимся в озеро склонах снега почти нет. Удобное место для ночевки - нижняя часть озера.

День 16 - 17
оз.Кучерлинское - р.Кучерла - п.Тюнгур

оз.КучерлинскоеПри выходе из озера Кучерла течёт в каньоне. Река открыта, остальное русло забито валунами снега нет. Этот участок обошли летней тропой, сняв лыжи. Тропа идёт верхом по правому берегу, затем, обойдя каньон, спускается к реке. На реке появился снег, достаточный для передвижения на лыжах. Большая часть реки подо льдом. Перешли на реку. Через 3 ходки от озера достигли на Кучерле узкий каньон. На выходе из каньона большая полынья, которую можно обойти по краю тонкого льда. Уровень льда на Кучерле выше уровня воды на 0,5-1м. Участки открытой воды легко обходятся. Километров за 10 до Тюнгура на правом берегу Кучерлы появляется наезженная дорога. Идя по ней (трижды пересекая Кучерлу по мостам) за 2 ходки можно дойти до с.Кучерла, а от него за полчаса до Тюнгура. Через бурно текущую Катунь есть подвесной мост. В Тюнгуре есть магазин, почта. Купить что-либо,у местного населения за деньги затруднительно.

 

5. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

5.1. Географическая характеристика района.

Горная страна Алтай лежит на юге Сибири между 48 и 56 градусами северной широты и тесно смыкается с лежащими к востоку горными кряжами Кузнецкого Алатау, Салаира, Зап. Саяна, Танну-Ола и Монгольского Алтая.
Административно большая часть Горного Алтая принадлежит Горно-Алтайской автономной области Алтайского края, меньшая (на юго-западе) входит в Восточно-Казахстанскую область Казахской ССР.
Наибольший интерес для любителей горного туризма представляет центральная часть Горного Алтая, где расположены Катунский, Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты (или, по-местному, белки). Эти хребты имеют ярко выраженный альпийский облик - пикообразные, покрытые вечными снегами и ледниками вершины, крупные обрывистые склоны, прорезанные ущельями рек, и несут около 70% всех ледников Алтая.
Катунский хребет, самый высокий из хребтов Алтая, получил свое название по реке Катунь, берущей начало с его южных склонов. Катунь как бы охватывает хребет с юга, запада и севера. Восточной границей хребта служит приток Катуни - Аргут. Хребет протянулся с запада на восток более чем на 150км при ширине до 60км и на всем протяжении не снижается ниже 2600м, достигая высоты 4506м в массиве Белухи. В Катунском хребте выражено три узла оледенения; Западно-Катунский, массив Белухи и Восточно-Катунский. И сообразно этому хребет принято делить на три части: западную, центральную и восточную, с границам по Верхнему и Нижнему Курагану и Кулагашу - Орочагану.
Западная часть хребта, которую условно можно назвать Мультинской, простирается примерно на 50км, с трех сторон она ограничена излучиной верхней Катуни, которая и принимает в себя все водотоки этого участка хребта. Отроги всех направлений стыкуются в районе Мультинских озер, образуя запутанный орографический узел с очень сложной ориентировкой. Отсюда главная водораздельная линия уходит почти на юг, а затем поворачивает строго на восток.
Мультинский узел имеет средние высоты около 3000м (высшая точка 3208м). Здесь насчитывается около 150 ледников с площадью оледенения около 80кв.км. Эти ледники питают многочисленные притоки Катуни, веером стекающие с хребта на юг, запад и север. Западная часть Мультинского узла весьма доступна, верховья рек здесь сравнительно легко проходимы и во многих местах соединяются тропами, большинство перевалов некатегорийные.
Центральная и восточная части этого узла без специального снаряжения и горной подготовки недоступны. В настоящее время здесь известно более 50 перевалов. Определяющие перевалы 1Б и 2А категорий трудности, наиболее серьезные 2Б категорий трудности.
Великолепие Мультинских, Осиновских, Хазанихинских и Тальменьего озер, несложные подъезды и умеренно сложные подходы выделяют западную часть Катунского хребта в самостоятельный туристский район для летних походов 1-3 категорий, а зимой и до 4 категории сложности.
Начиная от верховьев Верхнего и Нижнего Курагана хребет повышается и примерно через 25км достигает в массиве Белухи своего максимума 4506м. Здесь почти на 15-километровом участке высоты не опускаются ниже 4000м, здесь же главный узел оледенения Катунского хребта и его самые мощные ледники - Сапожникова, Радзиевича, братьев Троновых, Берельские. На этом 40-километровом участке хребет имеет три значительных ответвления на север; Кучерлинско-Кураганское, Кучерлинско-Аккемское, Аккемско-Аргутское, которые тоже несут значительное оледенение. В центральной части хребта сосредоточено около 170 ледников площадью около 150кв.км. С них начинаются многочисленные притоки Катуни и Берели, на реках нередки красивые водопады. Известны водопады на. реках Тигеек, Текелю, Куркуре, Б.Кокколь, Капчал и ручье Россыпном, самые крупные из них до 40-60м.
В главном водоразделе, имеющем здесь почти широтное направление, в настоящее время известно около 25 перевалов и их связок, в том числе и имеющих высшую категорию трудности - ЗБ. В боковых отрогах категорированы перевалы от 1А-1Б до 3-й категории трудности.
Долины рек центрального участка хребта почти все имеют неплохие тропы, что облегчает подходы к перевалам. Все это делает район пригодным для горных путешествий любой к.с. На последнем 20-километровом отрезке главного хребта разместился третий узел оледенения - Кулагашский. Максимальная высота хребта здесь 3883м. В узле насчитывается более 70 ледников площадью свыше 40кв.км. В этой части хребта перевалы от 1Б до ЗА к.с., троп меньше и они хуже, подъезды менее удобны. Как самостоятельный туристский район восточная часть хребта обычно не используется. Маршруты чаще всего сквозные - с прохождением перевалов центрального участка Катунского хребта либо в совокупности с Южно-Чуйским хребтом.
Снеговая, линия Катунского хребта повышается с запада на восток с 2500 до 2900м на северной стороне и с 2700 до 3100 на южной. Языки долинных ледников спускаются до 2000-2200м. Северные склоны более залесённые, Возможны туристские маршруты без использования искусственного топлива. Без примусов трудно обойтись в районе массива Белухи, где ночевки в снежно-ледовой зоне неминуемы.
Наиболее удобны подъезды к Катунскому хребту с севера. Традиционные пункты начала и конца маршрутов - селения Тюнгур, Катанда, Мульта, связанные автобусным сообщением через Усть-Коксу с Горно-Алтайском. Усть-Кокса также связана авиалиниями с Горно-Алтайском, Бийском и Барнаулом. Недавно построена новая дорога, соединившая Усть-Коксу с Лениногорском, на которой можно воспользоваться попутным автотранспортом. Возможны также подъезды со стороны Казахстана (селения Урыль, Рахмановские ключи) и из долины Аргута со стороны его верховьев. Отметим, что в последних случаях требуется оформление специальных пропусков по месту жительства.
Восточнее Катунского хребта за долиной р.Аргут расположен Северо-Чуйский хребет. Он простирается с северо-запада на юго-восток на 140км, при ширине в западной части 50км и постепенно сужаясь к востоку до 20-25км. Южной и юго-восточной границей района служат долины рек Карагем и Чаган-Узун. Наибольшей высоты хребет достигает в центральной части, известной под названием горного узла Биш-Иирду, в котором сосредоточено основное оледенение хребта. Средняя высота хребта здесь около 3400м, а ряд вершин превышает 4000м (Маашей-Баши - 4173м, Актру - 4075м).
Перевалы хребта отличаются разнообразием, но имеют одну закономерность - северные и северо-восточные склоны перевалов круче, взлеты выше. Категории трудности перевалов до ЗБ, определяющий характер наиболее серьезных перевалов - снежно-ледовые. Высота снеговой линии на северных склонах - около 2900м, на южных 3100 и выше.
Орография хребта сложна и представляет собой несколько примерно параллельных хребтов с общим направлением запад-восток. У туристов они получили свои названия: Чуйский, Шавлинский , Карагемский. Чуйский расположен в междуречье Чуй и Шавлы, протянулся на 60км в широтном направлении от слияния Чуй и Катуни до плато Ештыкол. Высоты хребта растут с запада на восток, высшая точка - 2925м. По многим долинам рек и по водоразделу имеются тропы. Водораздел местами заболочен.
Шавлинский хребет расположен между долинами Шавлы и Юнгура. У Аргуга его высота 2500м, к востоку он поднимается и за правым притоком Юнгура, рекой Курунды на хребте появляется оледенение. Лес растет только в долинах рек. Наиболее трудные перевалы расположены в восточной части хребта, подковой огибающего Шавлинские горные озера. Средняя высота Карагемского хребта. являющегося водоразделом Юнгура и Карагема, 3400м на всем его протяжении. Хребет покрывают небольшие ледники, площадь который увеличивается к центру узла.
Все хребты сходятся в один узел в районе вершин Сказка и Красавица, расположенных в истоках р.Шавлы. Далее к востоку хребет представляет сложную систему гребней с развитыми долинными ледниками и рядом северных и южных отрогов по 20-25км протяженностью. Наибольшее оледенение в верховьях рек Актру, Маашей, Шавла, на юго-восточных склонах в истоках рек Джело и Карагем.
Восточную оконечность хребта замыкает интересная вершина Купол трех озер, увенчанная ледником, за ними хребет постепенно вырождается, появляются обширные, местами заболоченные, открытые пространства, лес исчезает, начинается Курайская степь.
Самые удобные подъезды к району по Чуйскому тракту. Начало похода может быть в селениях Белый Бом, Чибит, Мены, Курае, Кызыл-Маны (в последних случаях на въезд требуются специальные пропуска). Из Горно-Алтайска в поселок Акташ летает вертролет МИ-8.
Наиболее популярны туристские маршруты в районе Северо-Чуйского хребта с началом маршрута и с выходом на Чуйском тракте. В последнее время стали популярны и маршруты, охватывающие одновременно Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты и с выходом в район Белухи с переправой через реку Аргут. Такие маршруты относятся в основном к наиболее высоким категориям сложности и требуют, кроме горной подготовки, опыта таёжных походов.
Южную цепь центрального Алтая с востока ограничивает Южно-Чуйский хребет. Он отделен от восточной части Катунского хребта теснинами Аргута, от Северо-Чуйского хребта долиной Карагема, с юга - долиной реки Джазатор, с востока - рекой Чуей и её притоками.
Основной водораздельный хребет вытянулся с запада на восток на 120км, от него отходят на север восемь больших отрогов, служащих водоразделами Кара-Айры и притоков рек Ошту-Айры и М.Кара-Айры , Калынагач , Ат-баши, несущих свои воды на север в Чую. Южные склоны хребта прорезают реки Онгулу, Бара с притоками, Мангат с притоками и другие праые притоки рек Джазатор и Аргут.
Главное оледенение несет центральная часть хребта от реки Кара-Айры до Елангаша. Она отличается резко расчлененным, рельефом с высотами до 3700м. На флангах центральной части хребта возвышаются вершины Иикту (3936м) и Тамма (3960 м). Главные ледники - Кара-Айры, Талдуринский, Софийский, Ядринцева, Всего на Южно-Чуйском хребте более 220 ледников, большая часть их расположена на северных склонах. Ближе к восточной части хребта рельеф становится более спокойным, седловины более выражены и сглажены.
Определяющие перевалы района - 1Б и 2А категорий, есть несколько перевалов и 2Б и один ЗА категорий сложности. Расположены перевалы в основном в главном хребте и в северных отрогах.
Для всего хребта характерны следующие особенности. Во-первых, южные склоны круче северных и имеют более короткие отроги. Во-вторых, оледенение южного склона значительно меньше северного. В-третьих, хребет очень беден древесной растительностью, сосредоточенной лишь по долинам реки Джазатор и притоков Карагема, Талдуры, и Чаган-Узуна. В-четвертых, климат района значительно суше и контрастнее, чем в Катунском и Северо-Чуйском хребтах.
Снеговая линия повышается с запада на восток с 2900 до 3100м, на южных склонах она на 100-150м выше.
Наиболее удобный подъезд к району - с севера по Чуйскому тракту. Пунктами начала и окончания похода могут быть Кош-Агач (есть также авиасообщение с Горно-Алтайском), Мухор-Тар-хата, Чаган-Узун, Кызыл-Маны (везде нужны пропуска, оформляемые по месту жительства).
Наиболее популярные маршруты здесь обычно проходят по Южно-Чуйскому и Северо-Чуйскому хребтам или (реже) (по Южно-Чуйскому и Катунскому хребтам.
(Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР. 1991г.)

5.2. Климат. Погода на маршруте.

За 17 дней похода погода распределилась следующим образом:
- 12 дней хорошей погоды:
солнце, безветрие или слабый ветер; температура в 7ч утра -25градусов; днем -12градусов;
- 5 дней непогоды:
- один день на Северо-Чуйском хребте (р.Л.Шавла)
температура ночью и днем - 8градусов; небольшой снегопад за полдня заметно не увеличивший глубину снега, видимость 1км.
- один день на Аргуте.
пасмурно, сильный ветер, видимость хорошая.
- три дня на Катунском хребте (Б.Берель, Катунь). Три дня сильного непрерывного снегопада, видимость 50-500м, белая мгла, рельеф без темных предметов зачастую не виден и под ногами.

Лавинная опасность на данном маршруте в целом не велика, но значительно увеличивается после сильных снегопадов. Количество снега очень резко колеблется даже в соседних долинах.

Снега -нет:
- на Аргуте и низовьях его притоков;

Снега много(1-2м):
- на р.Б.Берель;
- в верховьях Катуни;
- на р.Капчал;
В долинах других рек снега умеренно, на склонах количество снега зависит от экспозиции.

5.3. Снаряжение.

Стандартное личное снаряжение.
Конструкция бахил должна предусматривать то, что иногда приходится делать значительные переходы без лыж, а также часто снимать и одевать лыжи.
Стандартное групповое снаряжение.
Движение по ряду участков маршрута значительно ускорится, если каждый участник будет иметь облегченные упрощенные кошки.

6. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

 Статьи расходов 

 На 1 человека 

 На группу  

Днепропетровск – Барнаул 23,00 207,00
Барнаул – Горно-Алтайск 5,30 + 1,20 58,50
Горно-Алтайск – Чибит 6,00 + 1,00 63,00
Тюнгур – Усть-Кокса – Горно-Алтайск 12,00 108,00
Горно-Алтайск – Барнаул 5,30 + 1,20 58,50
Барнаул – Днепропетровск 23,00 207,00
Итого 78,00 702,00

Примечание.
1. Общая стоимость проезда 78руб. (до повышения от .2.04.91).
2. Стоимость билета Тюнгур - Усть-Кокса - Горно-Алтайск указана примерно, т.к, оплата была по договоренности (водитель вместо 2-х суток довез за одни).

 

 
 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную