на главную
На главную
 походы отчёты документы 
 
 

ПРИПОЛЯРНЫЙ УРАЛ

ОТЧЁТ

о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута V категории сложности по Приполярному Уралу
совершенном группой г. Инты и г. Воркуты в период с 18.03.2017 года по 09.04.2017 года

 

Маршрутная книжка № Р 17/2-601
Руководитель группы Стенькин Сергей Николаевич
Республика Коми, г.Инта.
тел.+7 912 124 63 30
e-mail: intatour61@mail.ru

Оглавление

  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  5. Изменения маршрута и их причины.
  6. График движения.
  7. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  8. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Центральная Маршрутно-квалификационная комиссия «ТССР».
г. Москва, Студёный проезд, д.7, библиотека ТССР.

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Административный – Россия, Интинский, Печорский район.
Географический – Приполярный Урал.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

пятая

242 км

20 дней

18.03.2017-09.04.2017

1.4. Подробная нитка маршрута.

Инта – база Сана-вож – база Желанная – перевал №82 «Валдик» - р.Лембико-ю – перевал № 81 «Зигзаг» (1А) – р.Манарага – г.Победа (1Б-2А) - перевал № 22 «Центральный» (1Б) – р.Народа – перевал № 21 «Югра» () – р.Кось-ю - перевал № б/н (1340м. 2А) – г.Дидковского (2Б) – р.Кось-ю – ледопад «Югра» (2Б) - приют Манарага- перевал № 87 «Кар-кар» (1А) – база Желанная – база Сано-вож – Инта.

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Перевал № 81 (Зигзаг, 500 ступеней, Тихомирова, Лимбеко-ю)

Высота

1150 м

81 (Зигзаг, 500 ступеней, Тихомирова, Лимбеко-ю)

Категория сложности

Экспозиция склонов

запад - восток

Что соединяет

верховья долин рек Лимбеко-ю и Манараги

Техническое описание

долина ручья (приток р. Манараги) узкая, лавиноопасная, крутизна до 30°, сбросы крутизна до 60°, глубина снега до 70см. Среднеобломочная осыпь. Спуск только по руслу ручья

Перевал № 22 (Центральный, Голубые надежды)

Высота

1250 м.

22 (Центральный, Голубые надежды)

Категория сложности

1Б (з)

Экспозиция склонов

север - юг

Что соединяет

верховья долин рек Манарага и Народа

Техническое описание

две ступени, нижняя: подъем между скал, среднеобломочная осыпь и бараньи лбы, снег глубиной до 60см, крутизна до 40°, лавиноопасно. Между ступенями озеро. Верхняя ступень - в нижней части подъема снег глубиной до 60см. далее местами фирн, среднеобломочная осыпь, крутизна до 40°, лавиноопасно.

Перевал №21 (Кривой Косью, Югра)

Высота

1400 м

21 (Кривой Косью, Югра)

Категория сложности

Экспозиция склонов

Северо-восток – юго-запад

Что соединяет

верховья долины руч. Кось-ю вож и долины р. Народа

Техническое описание

Со стороны р. Народы подъем по двум ступеням. У подножья нижней ступени крутизна до 45°, лавинный вынос. Подъём в кошках, возможны проваливания в снег по пояс между камнями крупнообломочной осыпи. До плато подъем не по ручью – лавиноопасно!!!, а по левому берегу ручья, по гребню. Верхняя ступень, крутизна склона до 60°, скалы, снег глубиной до 70см., лавиноопасно!!! На перевальной седловине карнизы. Спуск в руч. Кось-ю вож по курумной подвижной осыпи. Линия спуска в верхней части закрытая, плохо просматривается.

Перевал № 20 (Прямой Косью) перевал 1340 (б/н)???

Высота

1340 м.

20 (Прямой Косью) Перевал 1340 (б/н)???

Категория сложности

2Б – 3А

Экспозиция склонов

запад - восток

Что соединяет

Соединяет долину руч. Кось-ю вож и цирк восточного склона (левый приток руч. Манси-шор, ледник Манси).

Техническое описание

Перевал односторонний с руч. Кось-ю вож подъем крутизной до 30°. В  ледник Манси вертикальные скальные сбросы, снежные карнизы, спуск не просматривается, необходима организация станции страховки.

Перевал № 87 (Каркар)

Высота

1240 м.

№ 87 (Каркар)

Категория сложности

1А, 1Б (з).

Экспозиция склонов

юго-запад - северо-восток

Что соединяет

верховья долин рек Балбанъ-ю (басс. р. Кожим) и Манарага (басс. р. Косью)

Техническое описание

Из долины р. Манарага выход на перевал по двум ступеням. Первая ступень начинается от р. Манарага длина около 100 м. Крутизна до 40°. Подъём в кошках, между камнями крупнообломочной осыпи возможны проваливания в снег по пояс. До плато подъем по левому борту ручья, по гребню. Под вторую ступень ведут моренные гряды, около 1 км.
Вторая ступень: Крутизна до 35°. Средне- и крупнообломочная осыпь. Перепад высот 420 м. Скалы, снег глубиной до 100см. На перевале надув до 150см.

Вершины:

№ п/п

Наименование

Высота

Кат сл.

Техническое описание

1

г. Победа (Стефана Пермского)

1608 м.

Подъем с р. Манарага, крутизна гребня от 35°, среднеобломочная осыпь 600 м. Сам гребень (200 м.) - скалы высотой 10-15 м. местами – траверс, крутизна до 60°, снег, местами фирн, выход к вершине по северо -восточному гребеню, крутизна до 60°. Местами натечный лед - 30м. Далее крупнообломочная осыпь, крутизна 25° - 50м. Вершина – скальные блоки, на север и северо-запад обрывы. Спуск по пути подъёма.

2

г. Дидковского

1650 м.

Подъем с перевала № 20 (перевала б/н 1340???) Крупнообломочная осыпь забитая рыхлым снегом, под вершиной скалы. Вершина - скальные и каменные блоки до 7м. Выход на вершину свободным лазанием. Спуск по пути подъема.

Ледопад.

№ п/п

Наименование

Высота

Кат сл.

Техническое описание

1

ледопад «Югра»

Н 80м.

замерзший водопад, в верхней части наледь, натёчный лед, в нижней снег на льду, необходима организация страховочных станций с использованием ледобуров, спуск на спусковых устройства, крутизна в верхней части до 70°, спуск до второй станции 40м., со второй станции уклон до 40° спуск 30 метров

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

Участник

г.р.

Тур. опыт

Адрес

Обязанности

1

Куянцева Ольга Сергеевна

1982

IV-У, Приполярный Урал

Инта

Завхоз

2

Матюха Пётр Владимирович

1988

IV-У, Приполярный Урал

Воркута

Ремонтник

3

Мартюшев Игорь Аркадьевич

1988

V-У, Приполярный Урал

Инта

Штурман

4

Пухова Татьяна Анатольевна

1972

V-У, Приполярный Урал

Инта

Медик

5

Стенькин Сергей Николаевич

1961

VI-Р, Полярный, Приполярный Урал

Инта

Руководитель

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

г. Москва, Студёный проезд, д.7, библиотека ТССР.
Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/

1.9. Поход рассмотрен ЦМКК ФСТ. (шифр МКК 100-00-666666664).

2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.

Основной идеей маршрута было повышение туристского опыта прохождение технически более сложных перевалов и радиальных восхождений на вершины, минимальный спуск в лесную зону, и как следствие меньший «трапеж» по маршруту чем в предыдущие года.
При разработке маршрута преследовались следующие цели:
- маршрут должен отвечать по набору определяющих локальных препятствий данного района, длительности, километражу требованиям к походу VI категории сложности;
- маршрут должен максимально охватывать район, определяющие препятствия должны иметь максимально разнообразный по сложности характер;
- нитка маршрута и график движения практически полностью отвечает поставленным требованиям. Маршрут линейный, с радиальными восхождениями на вершины с минимальными отклонениями, определяемыми рельефом, полностью автономный.
Выбор района похода - Приполярный Урал обусловлен для всех участников, как маршрут повышения туристского опыта. В таком составе группа совершает свой первый маршрут, ранее все участники группы уже были в данном районе, однако предыдущие маршруты, не были так технически сложны.
Выбор направления движения – с базы «Желанная» или «Сана-вож» на железную дорогу, обусловлен началом межсезонья, зима-весна и невозможностью в 100 % случаев предсказать погодные сценарии.
На Приполярном Урале, в декабре – январе зимы отличаются значительной суровостью - морозы достигают –50°С. В феврале, в дополнение к низкой температуре добавляются сильные ветра, метели, бураны. В марте возможны оттепели, или морозы, который достигают – 35°С и могут держаться до двух недель.
За многолетний период наблюдений (более 20 лет) температура воздуха в данный период, конец марта начало апреля, может разниться более 30 ℃, но продолжительность светового дня, и наименьшее количество неблагоприятных погодных условий (метелей, сильных ветров), создает оптимальное время для совершения маршрутов в данном районе.
Максимальное количество осадков выпадает на западный макросклон и осевой полосе гор, толщина снежного покрова зависит от высоты. В лесной зоне (в зависимости от места) до 200см, на границе лесной зоны более 90 см., на перевалах и вершинах из-за ветров возможен полный снос снега в долины.
Но из-за сильных ветров, никой облачности и большого количества осадков по требованию безопасности пришлось сократить маршрут и использовать аварийный выход.
Пройдённый маршрут захватывает горно-тундровые районы и горный район Приполярного Урала.
1 часть маршрута база «Сана-вож» – граница леса р. Ломесь-вож Косью технический, отличался сложной спецификой и тактикой прохождения, специальным снаряжением.
2 часть маршрута граница леса р. Манарага – перевал «Кар-кар» - база «Сана-вож» аварийный выход.

План похода заявленный

Даты

Дни пути

Участки маршрута

км

 

18.03

1

Инта – база Желанная

150

автомобиль

19.03.

2

база Желанная - перевал «Валдик»

20

лыжи

20.03

3

п-л«Валдик» - р.Лембико-ю – п-л«Зиг-заг» - р.Манарага

11

лыжи

21.03

4

г. Победа (восхождение)

9

лыжи, кошки

22.03

5

р. Манарага – перевал № 22 «Центральный» - р. Народа

9

лыжи, кошки

23.03

6

р. Народа – перевал № 21 «Югра» - р. Кось-ю - г. Дидковского – перевал № 20 - руч. Манси-шор

13

лыжи, кошки

24.03

7

руч. Манси-шор – перевал № 17 - р. Кось-ю

15

лыжи, кошки

25.03

8

г. Защита (восхождение)

13

лыжи, кошки

26.03

9

р. Кось-ю - руч. Ломесь-вож – оз. Ломесь-вож

21

лыжи

27.03

10

г. Регули (восхождение)

4

лыжи, кошки

28.03

11

оз. Ломесь-вож – п-л № 15 - плато Парнук - р. Парнук

14

лыжи, кошки

29.03

12

р. Парнук – перевал № 8 «Белка» - р. М. Вангыр – перевал № 10 - р. Вангыр

17

лыжи

30.03

13

р. Вангыр - перевал № 11 «Санный» - р. Малый Парнук

14

лыжи, кошки

31.03

14

р. Малый Парнук – перевал № 12 «Пион» - р. Кось-ю (приют Манарага)

15

лыжи, кошки

01.04

15

р. Кось-ю – п-л № 78 «Спартак» - руч. Капкан-вож

14

лыжи, кошки

02.04

16

руч. Капкан-вож - перевал «Ступенька» - р. Лунвож-Нидысей

17

лыжи

03.04

17

р. Лунвож-Нидысей – п-л «Крестовый» - р. Дурна-ю

19

лыжи

04.04

18

р. Дурна-ю – перевал Лесистый – хр. Малды-из

19

лыжи

05.04

19

хр. Малды-из - р. Северная Сывь-ю

19

лыжи

06.04

20

р. Северная Сывь-ю - руч. Пальник-шор - хр. Обе-из

20

лыжи

07.04.

21

хр. Обе-из – ст. Кожим – Рудник (1952км.)

20

лыжи

08.04

22

Резерв

 

 

09.04

23

Резерв

 

 

 

 

Итого активным способом

303

 

3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Заброска: от Инты автомобиль «Трэкол» до базы «Сана-вож» (на 5 человек 16000 руб.);
Выход:
запланированный ост. Кожим-Рудник (1952 км.) до ст. Инта пригородным поездом (200 руб.)
фактический автомобиль «Трэкол», база «Сана-вож» - г. Инта

Маршрут большей своей частью пролегает по территории Национального парка «Югыд-ва». Для посещения парка требуется получить разрешение, заявку в электронном виде мы направляли в ФГБУ «НП «Югыд-ва» г. Вуктыл. Возникающие вопросы можно решить по телефонам в Инте: 8(82145)62093, Буга Ольга Викторовна, контактная информация есть на сайте «НП «Югыд-ва».
Группа зарегистрировалась в аварийно-спасательном отряде ГКУ "СПАС-КОМИ" по адресу г. Инта, Геологическая 22, тел/факс 8(82145) 6-19-11. В туристически активные периоды сотрудники ГКУ "СПАС-КОМИ" дежурят на базе «Сана-вож», чтобы оперативно реагировать на возможные чрезвычайные ситуации.

4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

В связи с малонаселённостью местности, быстрые аварийные сходы с маршрута затруднены, что накладывает дополнительные требования к подготовке и надёжности группы. Вплоть до долины Манараги, оптимальным аварийным выходом является возвращение через перевал Кар-Кар на базу «Желанная» (этим вариантом мы и воспользовались). Находясь в бассейне р. Нидысей возможен аварийный выход на переправу р. Кожим. С долины р. Дурна-ю выход на ж/д ст. Кожим-Рудник.

5. Изменения маршрута и их причины.

При подготовке маршрута старт был намечен с базы «Желанная», но в связи поломкой автомобиля «Трэкол», стартовать пришлось с базы «Сана-вож».
В связи неблагоприятными погодными условиями (штормовым ветром) потеряли один день под г. Победа (Стефана Пермского), один день под перевалом № 22, по одному дню под перевалом № 21, под г. Дидковского, участок от приюта Манарага – до перевала «Спартак» тропили два дня вместо запланированного прохождения за один день, сутки про пурговали под перевалом «Кар-кар», в связи с выше изложенным пришлось отказаться от части маршрута.

6. График движения.

Дата

День пути

Участок маршрута

Расст. по карте,
км.

Расст. с учётом
коэф. 1,2

Время движения, ч.

18.03

1

Инта

120

120

7

база «Сана-вож»

19.03

2

29

34,8

14

база «Желанная»

20.03

3

17

20,4

9

р. Балбань-ю (перевал «Валдик»)

21.03

4

6

7,2

3,5

перевал «Зигзаг»

5

6

3

р. Манарага

22.03

5

4

4,8

4

г. Победа (попытка восхождения)

4

4,8

1,5

р. Манарага

23.03

6

5

6

6

г. Победа (восхождение)

10

12

6

р. Манарага

24.03

7

2

2,4

2

перевал № 22 "Центральный" (1 ступень)
вынужденная стоянка (пурга)

25.03

8

0

0

 

26.03

9

3

3,6

4

перевал № 22 "Центральный"

4

4,8

2

р. Народа

27.03

10

2

2,4

7

перевал № 21 "Югра" (1 ступень)

28.03

11

1,5

1,8

8,5

перевал № 21 "Югра"

1

1,2

1,5

р. Кось-ю
вынужденная стоянка (пурга)

29.03

12

0

0

 

30.03

13

2

2.4

3

перевал № 20 - г. Дидковского

2

2.4

1

р. Кось-ю

31.03

14

10

12

10

р. Кось-ю

01.04

15

9

10,8

10

приют Манарага

02.04

16

7

8.4

8

р. Манарага

03.04

17

6

7,2

9

руч. Олений

04.04

18

7

8,4

8

р. Манарага
вынужденная стоянка (пурга)

05.04

19

0

0

 

06.04

20

6

7,2

9

перевал "Кар-кар" 1 ступень

07.04

21

1

1,2

1,5

перевал "Кар-кар"

21

25,2

9

база Желанная

08.04

22

29

34,8

10

база Сана-вож

09.04

23

10
110

12
120

4
6

Инта

 

 

Итого активным способом

 

242

150.5

Высотныйграфик

Пункты маршрута

Отметка высоты

Подъём

Спуск

База Сана-вож

380

 

 

перевал «Валдик»

985

605

 

р. Лембико-ю

865

 

120

перевал «Зигзаг»

1150

285

 

р. Манарага

683

 

467

г. Победа* не поднялись

983

300

 

р. Манарага

683

 

300

г. Победа восхождение

1608

925

 

р. Манарага

683

 

925

перевал № 22 «Центральный»

1250

567

 

р. Народа

876

 

374

перевал № 21 «Югра»

1400

524

 

р. Кось-ю

1180

 

220

г. Дидковского* не поднялись

1650

470

 

р. Кось-ю (приют Манарага)

410

 

1240

перевал № 87 «Кар-кар»

1240

830

 

База Сана-вож

380

 

860

Итого

 

4506

4506

Всего

В=9,12

7. Техническое описание прохождения группой маршрута.

Картографический материал.

19.03.2017 База «Сана-вож» - База «Желанная»

 

20.03

база «Желанная» – р. Балбан-ю

21.03

п-л «Валдик» - р. Лембико-ю – перевал «Зиг-заг» - р. Манарага

22.03

г. Победа (попытка восхождения)

23.03

г. Победа (восхождение) - р. Манарага

24.03

р. Манарага – перевал № 22 «Центральный»

25.03

пурга

26.03

перевал № 22 «Центральный» - р. Народа

27.03

р. Народа – перевал № 21 «Югра»

 

 

 

 

 

 

 

 

28.03

перевал № 21 «Югра» - р. Кось-ю

29.03

пурга

30.03

перевал № 20 – г. Дидковского – р. Кось-ю

 

31.03 р. Кось-ю – р. Кось-ю
01.04 р. Кось-ю – приют Манарага
02.04 приют Манарага – р. Манарага
03.04 р. Манарага – руч. Олений
04.04 руч. Олений – р. Манарага

 

04.04 руч. Олений – р. Манарага
05.04 вынужденная стоянка (пурга)
06.04 р. Манарага – перевал Кар-кар (I ступень)
07.04 перевал Кар-кар – база Желанная

 

 

07.04 перевал Кар-кар – - база Желанная
08.04 база Желанная – база Сана-вож

08.04 база Желанная – база Сана-вож
09.04 база Сана-вож - Инта

Первый день
18.03 t утром = -20℃, t
В 13:30 часов на базе «Предшахтная» загрузились «Трэкол» Кожимской РДП и выехали. Дорога до компрессорной станции хорошо накатана, едим быстро, скорость до 70 км./ч., после КС следы только «Трекола». После Газпромовского карьера дорога стала ещё хуже, машину нами перегружена, очень сильно качает. Пасмурно, слабый южный ветер. На спуске к Беть-ю, машину потащило, мы по соображениям безопасности вышли, минут 30 раскачивали, чтобы выехать и не завалить машину набок. На Малдинской тундре обогнали колонну ООО «Территория». Вездеход МТЛБ таскает через 3 метровые надувы колёсную технику – наливник и вахтовку. В 20:30 часов подъехали к базе «Сана-вож», в сторону базы «Желанная» идёт только снегоходный след, водитель сказал, что дальше не поедет, мы повозмущались, смирились и пошли договариваться на ночлег со сторожем. Второй год нас обламывают с заброской. Традиционно перевели часы на три часа вперёд, начались горы.

Второй день
19.03 t утром = -5℃,
Вышли с базы в 6 часов, низкая облачность, снегоходный след местами теряется, особенно на открытых участках, идём по 45 минут, низкая облачность. К «Желанной» подошли в 20 часов, t= -5℃. Олег Николаевич радушно принял, расположились в гостинице, 2-3 х местные номера 1200 рублей с человека. Электрочайник, вода в кране, туалет – вот это горы!!!!

 

Третий день
20.03 t утром = -5℃,
Дежурные встали в 4:30 ч. через час вышли. Уже светло, вчерашняя погода: пасмурно, южный ветер, тепло. Снегоходный след местами не держит, иногда проваливаемся. На базе оленеводов традиционно сделали обед, сегодня планируем подойти под перевал «Валдик». Выходим с обеда, гор почти не видно, на ночевку останавливаемся в русле ручья под «Валдиком» южный ветер усилился, в ручье отрытая вода.

г. Старик г. Старуха

Четвёртый день
21.03 t утром = -5℃,
Подъём в 6 часов, погода как предыдущие два дня, рваная облачность, южный ветер. В 8:30 вышли, снег плотнее чем в долине, на перевале «Валдик» были в 10:00. Много открытых камней, и на спуске с перевала тоже. В долине реки Лембико-ю снега больше, ветер порывами до 10 м/с. Через час поднялись на «Зигзаг», снега на перевале почти нет, к озеру спускались без лыж. Чем ниже по  ручью спускаемся тем глубже снег, прошли один 5 метровый надув, пришлось снимать лыжи. При низкой облачности, плохой видимости ОПАСНО!!! Можно упасть. В 16:00 встали в кустах р. Манарага.


г. Карпинского с перевала «Валдик»

Пятый день
22.03 t утром = -5℃,
Подъём в 5:00, в 7:30 вышли. Поднимаемся серпантином по восточному гребню, валимся по калено, уклон местами до 40º, ветер порывами до 15 м/с. Через час сняли лыжи, одели кошки, валимся по колено. Поднимаемся по линии гребня, очень сильный ветер, одели маски, очки, капюшоны затянули до очков, всё равно продувает насквозь. В 9:30 поднялись до  камней, ветер сдул снег до мха. Далее по гребню небольшой сброс высоты, с северной стороны начался КАРНИЗ!!! Поднимаемся по камням, кошки проскальзывают, снег между ними рыхлый. Ветер ещё усилился, в 11:30 повернули назад, до лыж спустились за час, в 13:00 в лагере, обед почти по расписанию.

Восточный гребень г. Победы Лагерь, на заднем плане перевал Кар-кар

Шестой день
23.03 t утром 0ºС,
Подъём в 5:00, в 6:30 вышли. Сегодня решили пройти на лыжах дальше по долине ручья (который берёт начало из-под г. Попова и северного склона Победы). На гребень вышли выше карнизов, Далее поднимаемся по линии гребня,  ветра почти нет, но затягивает облачность. Видимость 100 метров, ориентируемся только по северному кару горы, больше ничего не видно. В 12:30 поднялись на вершину, записка еле читается, вершину переименовали, стала Стефана Пермского. Спуск по пути подъёма, в 15:00 в лагере. Готовим обед, сворачиваем лагерь, в 16:30 вышли, лыжи валятся на 10-15 см. плавный тягун – подъём, видимость 100, максимум 200 метров. в 19:30 остановились под перевалом № 22 «Центральный», очень низкая облачность, ветер порывами.

Подъём на вершину  на вершине
Нижняя ступень перевала № 22 «Центральный»

Седьмой день
24.03 t утром = -10°,
Подъём в 5:00, в 7:00 вышли. Ветер 10 м/с, порывами сильнее, низкая облачность, пасмурно. На лыжах подошли к нижней ступени перевала, подъем в кошках, между скал, среднеобломочная осыпь и бараньи лбы, снег глубиной до 60см, крутизна до 40°, лавиноопасно. Ветер усиливается. Поднялись до озера между ступенями. Ветер несёт снежную крошку, очки забивает, решили подождать за скалами ниже озера. Через час погода ухудшилась, начали замерзать, ССН озвучил, что есть два решения – идти в низ или подняться без рюкзаков на озеро, построить стенку, потом принести рюкзаки, выбрали второй. Построили стенку, перед ней брали кирпичи, получился ров полметра глубиной, поставили палатку, 11:00 готовим обед, ветер сильный, но палатка стоит как вкопанная, почти не трепыхается, потом ужин, итог прошли 2 км.

под перевалом № 22 подъём на нижнюю ступень
Стоим защитную стенки, на озере между ступенями

Восьмой день
25.03 t утром = -5℃,
За стенками палатки погодный коллапс, выходим из палатки только по нужде. Вынужденная стоянка.

Девятый день
26.03 t утром = -20ºС,
Подъём в 5:30, в 7:30 вышли. Ветра нет, ясно. На лыжах подошли к верхней ступени перевала, глубина снега до колена, вынуждены тропить без рюкзаков, тропим серпантином между скал и среднеобломочной осыпи, разворочаемся дойдя до жесткого фирна, на котором лыжи не кантуются, некоторые решили одеть кошки ещё ниже, и идти в «лоб», на перевал поднимались 4 часа, крутизна склона до 40°, ЛАВИНООПАСНО. В низ шли тоже с тропежом, глубина снега до 60 см. В 15:30 подошли по перевал № 21 «Югра». Сняв рюкзаки, сходили на разведку и поняли, что надо ставить лагерь.


Под перевалом № 22 Подъём на перевал № 22 «Центральный»



г. Народа с перевала № 22 перевал № 21 «Югра» с перевала № 22 «Центральный»

Десятый день
27.03 t утром = -5℃.
Подъём в 5:30, в 7:30 вышли. Ветер 10 м/с, порывами сильнее, низкая облачность, пасмурно. Очень глубокий снег и уклон, подниматься на лыжах невозможно + ЛАВИНООПАСНО, снимаем лыжи надеваем кошки, первый идет без рюкзака, на перегибе делаем станцию вешаем верёвку, по ней подниматься легче, следом мы, только с рюкзаками, сани –волокуши оставили внизу, за ними придётся спускаться и подниматься ещё раз. Погода портится быстрее, чем нам бы хотелось!!! Видимость упала до 10 метров, ССН принимает решение ставить лагерь. Останавливаемся где-то на гребне, не доходя до верхнего озера. Снова строим стенку! Порывы ветра такие, что сбивают с ног.
Итог 2 км. за 7 часов.

под нижней ступенью перевала № 21 №Югра» организация страховки
лагерь на гребне перевала № 21  

Одиннадцатый день 28.03
t утром = -5℃,
Подъём как обычно в 5:30, в 7:30 вышли. Ветра нет, впрочем как и видимости, 100метров. Поднимаемся на верхнюю ступень перевала Югра, крутизна склона до 60°, скалы, ОЧЕНЬ глубокий снег до 70см. вчерашняя тактика, первый без рюкзака, потом спуск за рюкзаком, потом за санками – волокушами. На перевальной седловине карнизы. ЛАВИНООПАСНО. Поднялись достаточно быстро, h=150-200метров, 1,5км. за 8 часов. Спуск в р. Кось-ю по курумной подвижной осыпи. Линия спуска в верхней части закрытая, не просматривается ЛАВИНООПАСНО. Спуск в кошках, иногда проваливаешься по пояс в снег, а так хотелось скатиться. Спустились за 1:30ч., в 18:00ч., в русле реки за большим камнем ставим лагерь. Итог 2,5км. за 10 часов, ужас!!!




подъём на перевал № 21 №Югра»
вид на р. Кось-ю с перевала № 21 №Югра»

Двенадцатый день
29.03 t утром = 0℃, Погода «отличная», можно фантазировать на тему «Что рядом?» валит снег, ветра нет, видимость 10 метров, от палатки отходить страшно, стряхиваем снег с палатки каждый час. День проходит под девизом: «Давайте что-нибудь ещё отремонтируем, сошьем, высушим, поедим!!!»

Тринадцатый день
30.03 t утром = -10℃,
Проснулись в 5:30 погоды для восхождения пока нет, поэтому не спеша готовим завтрак, надеемся что распогодиться! К 9:00 появился ветер, к 12 часам стало заметно очищаться небо и в 14:00 часов, сразу в кошках пошли на перевал № 20 (или без номера 1340м.???) снега 50-60см. (выше колена), от лагеря до перевала 1км. шли 40минут, перевал односторонний с р. Косью уклон до 20°, в долину р. Народа карниз метров 5, далее вертикальный обрыв. Ветер усилился до 10м/с., порывы до 15м/с. С перевала на г. Дидковского уклон плавно растёт, осыпь забитая снегом поднимаясь упираемся вскальные блоки уклон до 70°, с перевала поднимались 2 часа. Ветер усилился до штормового, не дойдя 20-30 метров ССН повернул всех вниз. В 18:00 вернулись в лагерь.


лагерь под г. Дидковского

г. Дидковского с перевала № 20



Татьяна под вершинной г. Дидковского под вершинной, скальные блоки г. Дидковского



перевал № 20 с г. Дидковского


ССН после г. Дидковского

Четырнадцатый день
31.03 t утром = -3℃,
Подъём как обычно в 5:30, в 7:15 вышли. Ветра почти нет, низкая облачность, идёт снег. Видимость 100метров. Уклон 10°, тропёж. Через 30 минут вышли на наледь, сразу остановились, осмотрелись, по обоим берегам скалы, вниз уходит замёрзший водопад, просмотреть какой уклон не предоставляется возможным. Надеваем страховочные системы, кошки, делаем страховочную станцию, ССН спустился на одну верёвку, подготовил следующую и поднялся наверх. Спуск прямо по замёрзшему водопаду, первая верёвка - уклон до 70°, со второй верёвки уклон до 40°, на льду появился снег, не снимая кошек спустились до слияния ручьёв, потратили 2 часа, прошли 500 метров. Далее тропим по очереди, с рюкзаками, меняемся через 100 шагов. В 11:15 часов вышли в долину Кось-ю, черные тучи - не верится что это 11 часов дня. Идти приходится почти по руслу реки – левый берег крутой и очень много левых притоков ручейков с обрывистыми берегами, много открытой воды. 13:30 подошли к большому правому притоку с двух метровым снежным берегом, пришлось прокапывать выход. В 17:15 в перелеске стали на ночлег. Итог 10км. 10 часов.



просторы Кось-ю спуск с водопада «Югра»


переправа через р. Ломесь-вож

спуск с водопада «Югра»

Пятнадцатый день
01.04 t утром = -3℃,
Подъём в 6:00, ночью почти не было снега, всё так же пасмурно, в 7:30 вышли. Трапёж, до 50 см. идём по реке, уклон 10°, виден, а мы тропим. Начинает пуржить, видимость 100 метров. К приюту подошли в 18 часов.
Итог дня: 9 км. 10 часов. УЖАС!!!




приют Манарага стоянка на р. Кось-ю



02.04.2017 перед выходом, в приюте Манарага 02.04.2017 уходим с приюта

Шестнадцатый день
02.04 t утром = -5℃,
Подъём в 6:00, в 7:00 вышли. Пуржит, видимость 100метров, тропёж до 50 см. До р. Кось-ю идём 30 минут, на реке открытая вода без рюкзака ищем подходящий мост, до балка Манарага дошли за 2часа – 1,7км.!!! УЖАС!!! Тропим челноком по двое без рюкзаков, снег продолжает сыпать. р. Манарага течёт открытая, от кромки воды до верхней точки снежного покрова свыше двух метров. Девчонки готовят обед, мы оставили свою посуду идём дальше. Тропили час, вернулись за 15 минут. В 17:00 останавливаемся у ручья, который течёт из-под перевала Студенческий. Итог дня 7км. за 8 часов.



02.04.2017 г. р. Кось-ю на дальнем плане
устье руч. Моренный (Пывсян-шор)
на ручье из-под Студенческого

Семнадцатый день
03.04 t утром = -1℃,
Подъём в 6:00, в 7:30 вышли. Пурга продолжается, видимость 100 метров, тропёж до 50 см., ощущение дежа-вю, всё как вчера: пурга, снег, отсутствие видимости. Идём челноком по двоя без рюкзаков, хорошо, что у всех самодельные санки волокуши – они не очень сильно застревают в лыжне. Прошли вверх по р. Манараге 500 метров, со склона текут ручьи глубина 50см, ширина до 2 метров и до воды до 2 метров, ручьи сильно петляют, идём вдоль ручьёв, ищем мосты. Метель усиливается, очки забивает снегом. В 10:15 дошли до ручья, исток которого под перевалом «Спартак» (прошли 2 км.), ССН принимает решение идти на базу Желанная - так как через «Спартак» ещё не ходили, а в такую погоду через незнакомый перевал идти опасно. Не доходя руч. Олений становимся - дальше открытые места, от ветра негде спрятаться. Итог дня 6 км. 9 часов.

Восемнадцатый день
04.04 t утром = -10℃,
Подъём в 5:30, в 7:15 вышли. За ночь выпало ещё пол метра снега, пасмурно, видимость 200 метров. Пурга идёт и мы продолжаем идти, мы челноком, скорости нет. Идём по руслу р. Манарага, много открытой воды. Видимость 100 метров, пурга - ветер 10-15 м/с, . В 17:00 дошли до стоянки под г. Победой, в кустах решили остановиться, есть открытая вода.
Итог дня 7 км. 8 часов.

 

 

04.04.2017 Палатка RedFox Arctic Fox V2 утром

Девятнадцатый день
05.04 t утром = -5℃,
Подъём в 5:30, пурга, ветер порывами до 20 м/с., видимость 100 м, вынужденная стоянка.


ещё одно утро

Двадцатый день
06.04 t утром = -10℃,
Подъём в 5:30, пурга, пурга продолжается, ветер до 10 м/с., видимость 100 м., к 10:00 видимость улучшается – 200м. ССН поднимает всех в «атаку», собираем лагерь и в 11:00 идём на перевал Кар-кар. До нижней ступени шли 2,5 часа – 3 км. снимаем лыжи надеваем кошки, первый идёт без рюкзака, крутизна до 40°, по вертикали около 200 м. Местами первый проваливается в снег по пояс. Пурга начинает утихать, к 16 часам температура -15℃. До плато поднимаемся по левому борту ручья, по гребню. Под вторую ступень ведут моренные гряды, около 1 км. В 18:30 останавливаемся прямо под верхней ступенью перевала, ССН сказал, что на перевал пойдём завтра при любой погоде. Итог дня 6км. за 9 часов.

Двадцать первый день 07.04 t утром = -35℃,
Подъём в 5:30, видимость до горизонта!!!! С трудом разобрали палатку, в 7:15 начинаем подъём с трапежом, первый без рюкзака, поднялся до середины на лыжах, дальше поднимаемся в кошках, глубина снега до 60 см. В 8:45 поднялись на перевал «Кар-кар». Со стороны р. Манарага на перевале громадный надув, ССН говорит, что такого не разу не видел. Спускаемся на лыжах, стараемся не терять высоту, так легче тропить, снег до 60 см. До базы Желанная идём по графику 50+10, идём без обеда, в 19:00 пришли. Романюк Олег Николаевич сильно удивился увидев нас, угостил, приютил, сообщил, что 06.04.2017 спасатель на снегоходах вернулись в Инту. По Viber связались с Интой, объяснили, сообщили где мы и что ждем транспорт, через час нам ответили, что на переправе р. Кожим-ю стоит «Трэкол» Нацпарка, но с ними нет связи, завтра займутся нашей эвакуацией, но не чего не обещают. Настраиваемся идти до переправы.
Итог дня 22км. за 9 часов.


г. Победа с перевала «Кар-кар»  

спуск с перевала «Кар-кар»на заднем плане по центру г. Старуха


подъём на верхнюю ступень «Кар-кара»

Двадцать второй день
08.04 t утром = -15℃,
Подъём в 5:30, вышли 6:45, лёгкая дымка, ветер до 5 м/с., видимость 1000 м. След снегоходов хорошо виден, катим без тропежа, начинаем ставить цели: программа минимум - дойти до базы Сана-вож, максимум – до куда дойдём!!


База Желанная, справа гостиница

Идём по графику 60+10 минут. К «Сана-вож» подошли в 17:45 часов. Упираться сегодня больше никто не хочет, сторож один в громадном доме один скучает!!!! Итог дня 29,2 км за 10 часов

Двадцать третий день
09.04 t утром = -5℃,
Подъём в 5:30, вышли 6:45, погода вчерашняя, лёгкая дымка, ветер до 5 м/с., видимость 1000 м. идём по дороге, её расковыряли золотори вездеходами и машинами, до Малдинской тундры небольшой подъём, идём по вчерашнему графику 60+10 минут, в рюкзаках уже почти ни чего нет. На отвороте базы «Орлиная» готовим обед, на костре!!! Солнышко!!!! И навстречу «Трэкол» со снегоходом «Ямаха» за нами!!!! Девчонки водилу расцеловали!!! На снегоходе муж Ольги. Грузимся, всё!!! Итог дня 10км 4 часа. В Инту прибыли в 18:00, все!!!
Маршрут назвали: «Три солнечных дня и три часа на три недели метелей!!!»

8. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Несмотря на погодные катаклизмы и поломку «Трэкола», продуманный маршрут пройден безопасно, с небольшой корректировкой нитки. Совершены прохождения необходимого количества локальных препятствий для заявленной категории сложности похода.


 
 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную