ПРИПОЛЯРНЫЙ УРАЛ
ОТЧЁТ
о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута
V категории сложности по Приполярному Уралу
совершенном группой г. Инты
в период с 19.03 по 06.04.2016 года.
.
Маршрутная книжка № 16-2/501
Руководитель группы Стенькин Сергей Николаевич
Республика Коми, г.Инта, ул. Мира, д. № 35, кв. № 29,
тел.+7 912 124 63 30
e-mail: intatour61@mail.ru
Оглавление
- Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
- Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её
достижения, особенности, новизна.
- Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников
и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация
ПСО.
- Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
- Изменения маршрута и их причины.
- График движения.
- Техническое описание прохождения группой маршрута.
- Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
1.1. Проводящая организация:
Центральная Маршрутно-квалификационная комиссия «ТССР».
г. Москва, Студёный проезд, д.7, библиотека ТССР.
1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.
Административный – Россия, Интинский, Печорский район.
Географический – Приполярный Урал.
1.3. Общие справочные сведения о маршруте.
Вид туризма |
КС похода |
Протяжённость похода (км) |
Продолжительность |
Сроки проведения |
лыжный |
пятая |
283,4 км |
19 дней |
19.03.2016-06.04.2016 |
1.4. Подробная нитка маршрута.
г. Инта – база Сана-вож - база Желанная – п-л № 23 – г. Карпинского – плато Руин - р. Народа – руч. Манси-шор – г. Манси-ньёр - г. Блюхера – перевал № 91 («Кварцитовый») – р. Хобе-ю – п-л № 16 – руч. Ломесь-вож – г. Комсомол – р. Косью – п-л № 78 «Студенческий» – руч. Капкан-вож – п-л «Холодный» («Ступенька») – р. Лун-вож - Нидысей – руч. Каменистый – п-л «Долгий» («Крестовый») – р. Дурна-ю – Кожимский тракт – ост. 1952км.( Кожим Рудник) – г. Инта.
1.5. Определяющие препятствия маршрута.
№ |
Название |
Вид препятствия |
КС |
Высота |
1 |
Карпинского, Голубые озера, № 23 |
перевал |
1А |
1260 м. |
2 |
Плато Руин |
перевал |
1Б |
1210 м. |
3 |
Кварцитовый, № 91 |
перевал |
2А |
1370 м. |
4 |
Плато оленеводов, № 16 |
перевал |
1А |
1070 м. |
5 |
Студенческий, № 78 |
перевал |
1А |
1080 м. |
6 |
Ступенька (Холодный, Каскадный) |
перевал |
1А |
1070 м. |
7 |
г. Карпинского |
вершина |
2А |
1803 м. |
8 |
г. Манси-ньёр |
вершина |
1Б |
1779 м. |
9 |
г. Блюхера |
вершина |
н/к |
1680 м. |
10 |
г. Комсомол |
вершина |
1Б |
1729 м. |
1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.
№ |
Участник |
г.р. |
Тур. опыт |
Адрес |
Обязанности |
1 |
Мартюшев Игорь Аркадьевич |
1988 |
IV-P, Приполярный Урал |
Инта |
Штурман |
2 |
Пухова Татьяна Анатольевна |
1972 |
V-У, Приполярный Урал |
Инта |
Медик, завхоз |
3 |
Семёнова Юлия Михайловна |
1973 |
IV-У, Приполярный Урал |
Инта |
Хронометрист, метеоролог |
4 |
Снытко Никита Иванович |
1985 |
IV-У, Приполярный Урал |
Инта |
Ремонтник |
5 |
Стенькин Сергей Николаевич |
1961 |
VI-Р, Полярный, Приполярный Урал |
Инта |
Руководитель |
6 |
Топорков Денис Андреевич |
1984 |
IV-P, Приполярный Урал |
Инта |
Фото-видео оператор |
1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.
г. Москва, Студёный проезд, д.7, библиотека ТССР.
Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/
1.9. Поход рассмотрен ЦМКК ФСТ. (шифр МКК 100-00-666666664).
2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
Основной идеей маршрута было повышение туристского опыта прохождение технически более сложных перевалов и радиальных восхождений на вершины, чем в предыдущие года. Минимальный спуск в лесную зону, и как следствие меньший «трапеж» по маршруту.
Приполярный Урал находится между р. Лемва с севера и р.Щугор с юга на западном склоне и р. Хулга (сев.), р. Волья (юг) на восточном склоне. У подножий склонов Приполярного Урала распространена северная разряженная и заболоченная тайга. На склонах гор она сменяется горными редкостойными лесами. Альпийские формы рельефа находятся лишь на наиболее приподнятых участках Приполярного Урала. Здесь же распространены небольшие современные ледники, имеются кары, цирки, троги, морены, образованные плейстоценовым оледенением. Уральские Горы не достигают снеговой линии, но вершины Приполярного Урала поднимаются близко к ней. Климат также изменяется с высотой и при переходе с западного на восточный макросклона. В общем, климат континентальный. Зимы отличаются значительной суровостью, морозы достигают –50° С. А средние январские температуры до –22° С и ниже. Годовая сумма осадков в горах более 800-1000мм. Наиболее увлажнен западный макросклон и осевая полоса гор. Максимум осадков летом, но, толщина снежного покрова более 90 см.
Маршрут захватывает горно-тундровые районы участок База «Сана-вож» – р. Ломесь-вож Косью и р. Манарага – р. Дурна-ю.
1 этап маршрута База «Сана-вож» – граница леса р. Ломесь-вож Косью технический, отличался сложной спецификой и тактикой прохождения, специальным снаряжением.
2 этап маршрута граница леса р. Манарага – граница леса р. Дурна-ю на этом этапе была возможность прохождение большого расстояния за световой день, и минимальному «трапежу» при движении выше лесной зоны.
При разработке маршрута преследовались следующие цели:
- маршрут должен отвечать по набору определяющих локальных препятствий данного района, длительности, километражу требованиям к походу V категории сложности;
- маршрут должен максимально охватывать район, определяющие препятствия должны иметь максимально разнообразный по сложности характер;
- нитка маршрута и график движения практически полностью отвечает поставленным требованиям. Маршрут линейный, с радиальными восхождениями на вершины с минимальными отклонениями, определяемыми рельефом, полностью автономный.
Выбор района похода - Приполярный Урал обусловлен для всех участников, как маршрут повышения туристского опыта. В таком составе группа совершает свой первый маршрут, ранее все участники группы уже были в данном районе, однако предыдущие маршруты, не были так технически сложны.
За многолетний период наблюдений (более 20 лет) температура воздуха в данный период, конец марта начало апреля, может разниться более 30 ℃, но длинна светового дня, и наименьшее количество неблагоприятных погодных условий (метелей, сильных ветров), создает оптимальное время для совершения маршрутов в данном районе.
Выбор направления движения – с базы «Желанная» или «Сана-вож» на железную дорогу, обусловлен началом межсезонья, зима-весна и невозможностью в 100% случаев предсказать погодные сценарии.
План похода заявленный
Дата |
Дни пути |
Участки маршрута |
км |
Способы передвижения |
19.03. |
1 |
Инта – база Желанная |
150 |
автомобиль |
20.03 |
2 |
база Желанная оз. Верхнее Балбан-ты |
20 |
лыжи |
21.03 |
3 |
оз. Верхнее Балбан-ты – п/л № 23 – оз. Голубое – г. Карпинского – оз. Голубое |
9 |
лыжи |
22.03 |
4 |
оз. Голубое – р. Народа |
9 |
лыжи |
23.03 |
5 |
р. Народа – г. Югра - руч. Манси-шор |
14 |
лыжи |
24.03 |
6 |
руч. Манси-шор - г. Блюхера – г. Манси-ньёр - руч. Манси-шор |
13 |
лыжи |
25.03 |
7 |
руч. Манси-шор – п/л. № 91 «Кварцитный» - р. Хобе-ю |
13 |
лыжи |
26.03 |
8 |
р. Хобе-ю – п/л № 16 – руч. Лев.Ломесь-вож |
10 |
лыжи |
27.03 |
9 |
г. Комсомол - р. Кось-ю |
20 |
лыжи |
28.03 |
10 |
- р. Кось-ю –руч. Пывсян-шор |
15 |
лыжи |
29.03 |
11 |
г. Памяти – г. Слава Бреста (Татищева) – г. Уральский следопыт – руч. Пывсян-шор |
11 |
лыжи |
30.03 |
12 |
руч. Пывсян-шор– р. Косью – руч. Юнко-вож |
23 |
лыжи |
31.03 |
13 |
руч. Юнко-вож - г. Урал – руч. Юнко-вож |
7 |
лыжи |
01.04 |
14 |
руч. Юнко-вож - п/л № 73(Харота) – п/л № 74 (Прямой, Авангард)– руч. Профиль Манараги |
7 |
лыжи |
02.04 |
15 |
руч. Профиль Манараги – г. Свердловских туристов - руч. Профиль Манараги |
8 |
лыжи |
03.04 |
16 |
руч. Профиль Манараги – р. Кось-ю |
23 |
лыжи |
04.04 |
17 |
р. Кось-ю - п/л № 78 (Студенческий) – руч. Капкан-вож |
13 |
лыжи |
05.04 |
18 |
руч. Капкан-вож–– п/л Холодный (Ступенька) – р. Лунвож-Нидысей |
25 |
лыжи |
06.04 |
19 |
р. Лунвож-Нидысей – руч. Каменистый – п/л Долгий (Крестовый) – р. Дурна-ю – п/л Лесистый |
23 |
лыжи |
07.04. |
20 |
р. Дурна-ю – п/л Лесистый - р. Северная Сывь-ю |
25 |
лыжи |
08.04 |
21 |
р. Северная Сывь-ю – хр. Обе-из |
25 |
лыжи |
09.04 |
22 |
хр. Обе-из – Кожимский тракт – ост. 1952км |
25 |
лыжи |
10.04 |
23 |
Резерв |
|
|
3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.
Заброска: от Инты автомобиль «Трэкол» до базы «Сана-вож» (на 6 человека 20000 руб.);
Выход: со ост. Кожим-Рудник 1952 км. до ст. Инта пригородным поездом (200 руб.).
Маршрут большей своей частью пролегает по территории Национального парка «Югыд-ва». Для посещения парка требуется получить разрешение, заявку в электронном виде мы направляли в ФГБУ «НП «Югыд-ва» г. Вуктыл, так же возникающие вопросы можно решить по телефонам в Инте: 8(82145)62093, Буга Ольга Викторовна, контактная информация есть также на сайте «НП «Югыд-ва».
Группа зарегистрировалась в аварийно-спасательном отряде ГКУ "СПАС-КОМИ" по адресу г. Инта, Геологическая 22, тел/факс 8(82145) 6-19-11. В туристически активные периоды сотрудники ГКУ "СПАС-КОМИ" дежурят на базе «Сана-вож», чтобы оперативно реагировать на возможные чрезвычайные ситуации.
4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
В связи с малонаселённостью местности, быстрые аварийные сходы с маршрута затруднены, что накладывает дополнительные требования к подготовке и надёжности группы. Вплоть до долины Манараги, оптимальным аварийным выходом является возвращение через перевал Кар-Кар на базу «Желанная». Находясь в бассейне р. Нидысей возможен аварийный вы-ход на переправу р. Кожим. С долины р. Дурна-ю выход на ж/д ст. Кожим-Рудник.
5. Изменения маршрута и их причины.
При подготовке маршрута старт был намечен с базы «Желанная», но в связи поломкой автомобиля «Трэкол», стартовать пришлось с базы «Сана-вож». В связи неблагоприятными погодными условиями (штормовым ветром) потеряли 3 дня под п-л № 23, в связи с чем пришлось отказаться от части маршрута: руч. Пывсян-шор – г. Памяти – г. Слава Бреста (Татищева) – г. Уральский следопыт – руч. Пывсян-шор – р. Кось-ю – руч. Юнко-вож - г. Урал - п/л № 73(Харота) – п/л № 74 (Прямой, Авангард) - г. Свердловских туристов, не смогли подняться на п-л № 21 Кривой Косью и совершить восхождение на г. Югра, а так же вместо участка п-л Лесистый – р. Северная Сывь-ю – хр. Обе-из, пришлось идти по долине р. Дурна-ю.
6. График движения.
День |
Дата |
Наименование |
пройдено с учетом коэфф. |
между точками км. |
в день км. |
время движения |
Vср., км/ч |
1 |
19.03 |
г. Инта (автомобиль «Трэкол») |
120 |
120 |
120 |
6 ч. |
20 |
База «Сана-вож» |
2 |
20.03 |
0 |
33 |
33 |
12 ч |
2,75 |
База «Желанная» |
33 |
3 |
21.03 |
19,8 |
19,8 |
12 ч 40 мин |
1,6 |
р. Балбань-ю |
52,8 |
4 |
22.03 |
2,5 |
2,5 |
2 ч. |
1,25 |
р. Балбань-ю |
77,8 |
5 |
23.03 |
1,7 |
1,7 |
2 ч. 30 мин |
0,7 |
Оз. В. Балбан-ты |
79,5 |
6 |
24.03 |
1,8 |
11,1 |
7 ч. |
1,6 |
п/л № 23 |
81,3 |
3,8 |
г. Карпинского (восхождение) |
85,1 |
5,5 |
оз. «Голубое» |
90,6 |
7 |
25.03 |
7,2 |
7,2 |
4 ч. 30 мин |
1,6 |
Плато Руин |
|
р. Народа |
97,8 |
8 |
26.03 |
12,1 |
12,1 |
11 ч. |
1,1 |
№21 (Кривой Косью, г. Югра) |
100,8 |
р. Народа |
103,8 |
руч. Манси-шор |
109,9 |
9 |
27.03 |
3,9 |
9,8 |
7 ч 30 мин |
1,3 |
г. Манси-ньёр (восхождение) - г. Блюхера |
113,8 |
3,9 |
руч. Манси-шор |
117,7 |
10 |
28.03 |
3 |
10,7 |
9 ч. |
1,18 |
пер. № 91 «Кварцитовый» |
120,7 |
5,7 |
р. Хобе-ю |
126,4 |
11 |
29.03 |
6,2 |
9 |
5 ч. 40 мин |
1,6 |
п/л № 16 |
132,6 |
2,8 |
Озеро под г. Комсомолом |
135,4 |
12 |
30.03 |
5 |
10 |
9 ч. 20 мин |
1,07 |
г. Комсомол (восхождение) |
140,4 |
5 |
Озеро под г. Комсомолом |
145,4 |
13 |
31.03 |
19,2 |
15,2 |
11 ч. 40 мин |
1,31 |
балок Манарага |
164,6 |
14 |
01.04 |
8 |
12,7 |
10 ч. 20 мин |
1,23 |
пер. Студенческий |
172,6 |
4,7 |
руч. Капкан-вож |
177,3 |
15 |
02.04 |
9,5 |
18,1 |
10 ч. 30 мин |
1,7 |
п/л Ступенька |
186,8 |
8,6 |
р. Лун-вож Нидысей |
195,4 |
16 |
03.04 |
8,1 |
26,6 |
12 ч. 40 мин |
2,1 |
руч. Каменистый |
203,5 |
6,7 |
п/л Крестовый |
210,2 |
11,8 |
р. Дурная |
222 |
17 |
04.04 |
15,6 |
15,6 |
12 ч |
1,3 |
р. Дурная |
237,6 |
18 |
05.04 |
14,8 |
14,8 |
11 ч. 20 мин |
1,3 |
Кожимский тракт |
252,4 |
19 |
06.04 |
31 |
31 |
10 ч |
3,1 |
ост. Кожим – Рудник, 1952 км. |
283,4 |
г. Инта |
|
|
|
|
|
Всего |
В=283,4 |
|
|
|
|
7. Техническое описание прохождения группой
маршрута.
Первый день 19.03 t утром = -20°C
В 8:30 часов собрались напротив РМЗ, в 8:45 подъехал «Трэкол», оперативно погрузились и в 9:10 выехали. По укатанной дороге на станцию машину сильно качает на шинах низкого давления, скорость примерно 40-50 км./ч., посмотрим как она поедет по снежной целине. После Газпромовского карьера дорога перешла в направление, скорость упала, но незначительно, до границы леса останавливались два раза. Солнышко, ветра нет, погода супер. Перед развилкой на р. Левму, на подъёме поймали яму так, что долетели до потолка, у одного появилась шишка. На реке малая Беть-ю, водитель подозрительно начал осматривать мосты, это настораживает! На спуске к р. Кожим водитель начал упражняться с «волшебными ручками», которые что-то блокируют, подключают и отключают, это ОЧЕНЬ настораживает!! В 15 часов подъехали к базе «Сана-вож», зашли поздороваться со спасателями, Петрайтис Костя угостил чаем, плюшками, в доме тепло, даже жарко. Зашёл водитель и поставил перед фактом, дальше не поедет, это был удар!
После выяснений, переговоров, просьб, пришлось выгрузить снаряжение из машины и стали готовиться к незапланированному завтрашнему 30 км. подарку. Легли спать рано в 20:00, перевели часы на два часа вперёд, начались горы.
Второй день 20.03 t утром = -25°C
Вышли с базы Сана-вож в 5:40, в планах дойти до базы «Желанная», снег на дороге плотный, первые переходы идём по 30⁓40 минут, никто не думал что долина р. Балбань-ю такая унылая. Обед сделали в распадке на ручья, t= -15°C, появилась дымка к 19:40 подошли к базе «Желанная», t= -15°C, средняя облачность. На базе нас уже ждали, мы расположились в однокомнатной квартире с кухней в одном из бараков. Ужин приготовили на примусе, и сразу спать, завтра тяжелый день.
Третий день 21.03 t утром = -15°C
Дежурные встали в 4 ч. по горному времени, поэтому к 5 часам завтрак «победили», но капались еще целый час перед тем как выйти. На улице уже светло, но очень сильная дымка, вершин гор не видно. Снег местами не держит, идем, проваливаемся, до середины колена. На базу оленеводов между г.Стариков и г.Старухой пришли к 11 часам, решили сделать обед. Облачность садится ниже, выходим через 1,5 часа с обеда, в 19:30 останавливается на ночевку в кустах около остова вездехода, видимость почти нулевая, это дурной знак, t = -5°C.
Четвертый день 22.03 t утром = -20°C
Утром температура в палатке - 5°C, готовим завтрак, воду натопили еще с вчера, дежурный хранил её у себя в спальнике. На улице солнышко, вчера в отсутствии видимости палатку оказывается поставил на правом берегу в лощине под г. Карпинского :), лишние 500метров пути :), завтракаем, собираемся и выходим (от подъема до выхода копались 2 часа) пока еще не втянулись!
|
Утренняя температура в палатке. |
|
1-я ночевка в палатке, утренняя идиллия |
С 23 перевала тянет ветерок, в устье озера В. Балбанты ветер уже такой, что народ одевает на себя все что есть, при t=-10°C. Прошли еще один переход, и руководитель принял решение не испытывать судьбу, начали строить лагерь, за грядой камней. Ветер усиливается. Стенку вокруг палатки построили в полный рост, со стороны перевала толщиной около метра, что быне завалило. Залезли во внутрь, палатка ходит ходуном, сидим, ждем. Приготовили обед, сидим, ждем. Через три перехода по 40 минут))) решили не ждать, а ужинать и ложиться спать. Ветер не стихает!
Пятый день 23.03 t утром = -15°C,
Утром идеальная погода, солнечно, завтракаем и собираемся, уже получается быстрее)) выходим через 1:40, погода как будто ждала за углом, прошли 300-400 метров, подул ветер с не приличной силой. У всех желание одно, пройти перевал, но пройдя ещё около часа желание у всех пропадает, за очередной естественной преградой здоровенным каменным блоком ставим палатку. Состояние, дежа вю! Такой день уже был! Сидим, ждем, пообедали, сидим, ждем, сделали вывод, надо с утра успеть проскочить перевал, тем более мы уже почти под ним, ужинаем, ложимся спать.
Сидим, ждем |
За стенками палатки, шайтан продолжает бушевать.
Шестой день 24.03 t утром = -15°C
В 4 утра встали все вместе, пока собираемся, спальники вынесли на воздух вымораживаться, готовим завтрак. Почти безоблачное небо, ветра почти нет, выходим около 6 часов. Между крупных блоков камней идём на лыжах к перевальному взлету, вначале подъём пологий, далее крутизна доходит до 40-45°, вверху легко проходимый скальный участок, длина взлета около 350 м. На перевал подымаемся не снимая лыж, поднялись за один переход, оставляем рюкзаки сразу одеваем кошки, и начинаем подъем по гребню с перевала на г. Карпинского. Подъем с пер № 23, крутизна гребня от 35°, среднеобломочная осыпь 600 м. Сам гребень (200 м.) - скалы высотой 10-15 м. местами – траверс, крутизна до 60°, снег, местами фирн, выход к южной вершине через юго-восточный гребень, крутизна до 60°. Легко проходимые скалы, местами натечный лед.
|
|
Далее крупнообломочная осыпь, крутизна 25°. Вершинное плато, крутизна 15°, длина 1,5 км. На вершине выяснялось, что фотоаппарат замерз, в связи с чем группа выразила свое бурное негодование, горе фотографу. Назад на перевал вернулись по своим же следам часа за 2. Начала опускаться облачность, благо без ветра. С перевала планировали катиться в низ на лыжах, не получилось пришлось идти на лыжах в низ, «катухи» совсем нет. На озере с трудом нашли место под палатку – т.к. снега практически нет, а подниматься на плато Руин уже не было времени.
Подъём по гребню на г. Карпинского |
Озеро Голубое. Выбор места стоянки, на заднем плане перевал № 23 |
Наименование |
Высота |
Кат сл. |
Техническое описание |
г. Карпинского |
1803 м. |
2А |
Подъем с пер № 23, крутизна гребня от 35°, среднеобломочная осыпь 600 м. Сам гребень (200 м.) - скалы высотой 10-15 м. местами – траверс, крутизна до 60°, снег, местами фирн, выход к южной вершине через юго-восточный гребень, крутизна до 60°. Легко проходимые скалы, местами натечный лед - 30м. Далее крупнообломочная осыпь, крутизна 25° - 50м. Вершинное плато, крутизна 15°, длина 1,5 км. Спуск по пути подъёма. |
Седьмой день 25.03 t утром = -10°C, пасмурно, ветра нет.
Сегодня нужно дойти до р. Народная и пройти под перевал № 21, это всего 9 км., поэтому не спешим. В 7:30 выходим подъем на плато осуществляем между камнями, из за сильного ветра в предыдущие дни снега почти нет. Лыжи на склоне разъезжаются, очень плотный наст. Через два перехода мы уже на плато, достали компасы, первый и замыкающий идут по компасу, идем очень плотно, следов от лыж нет, видимости тоже. Три перехода идем по приборам, а спуска все нет, начинаем нервничать!
Спуск с плато Руин к р. Народа
|
Спуск с плато Руин к р. Народа, на заднем плане г. Югра
|
Наконец начался спуск, на лыжах спуститься не удалось, мало снега, спустились 50 метров и пришлось одеть «кошки», жесткий фирн, натечный лед между мелкими камнями склона. В «кошках» спускались до самой реки, в русле реки снега тоже очень мало, поэтому место ночевки пришлось искать, встали ниже места спуска, площадку нашли с трудом. Погода не радует, становится только хуже, к низкой облачности прибавился ветер порывами до 10 м/с.
Плато Руин |
Высота |
12210 м. |
№ |
|
Категория сложности |
1Б |
Экспозиция склонов |
Северо-восток юго-запад |
Что соединяет |
руч. Карпин-шор (оз. Голубое) - р. Народа |
Техническое описание |
Со стороны руч. Карпин-шор (оз. Голубое) подъём 80 м. между скальными выходами, далее по плато. Спуск 400 м. крутизна до 40°, к р. Народа выполаживается, снег, местами фирн, натечный лед. |
Восьмой день 26.03 t утром = -15°C
В течение ночи ветер усиливался, к утру началась пурга. Под бурно текущие дебаты «Что делать?» позавтракали. И для очистки совести, одев на себя еще в палатке все что можно, пошли на г. Югру. Энтузиазма хватило минут на 25-30, видимость максимум метров 200. С осознанием что г. Югра миллион лет стояла и никуда не уйдет, что поднимемся в другой раз, повернули назад. Вернувшись в лагерь, свернули палатку и чтобы не терять еще один день, к потерянным ранее трем, пошли дальше по маршруту. На ночевку лагерь поставили в русле левого первого ручья берущего начало из-под г. Блюхера, за большим надувом.
Лагерь под г. Манси-ньёр |
Вечер 26.03 на заднем плане г. Блюхера |
Утро 27.03 на заднем плане п-л Кварцитовый
|
Девятый день 27.03 t утром = -20°C
Утро шикарное, видимость супер, встречный ветер всего 5-7 м/с., облачности почти нет, на лыжах идем 2 часа по руслу реки вверх, крутизна до 40°, фирн местами такой, что ранты лыж держат с трудом. Одеваем «кошки», подъем с русла ручья, на предвершинное плато, на плато фирн, поднимаемся легко, ветер стих, по гребню до вершины 300-400 м. Выход на вершину по камину не получился, камин забит снегом, пошли свободным лазаньем.
|
|
|
вид с плато на г. Манси-ньёр |
Игорь, на заднем плане г. Блюхера |
Скалы вершины Манси-ньёр |
С г. Манси-ньёр до г. Блюхера дошли за 30 минут, г. Блюхера. Вершина это часть гребня - ширина гребня 1,5-2 м крутизна по линии гребня - 25-30°, в сторону г. Защита ярко выраженный цирк с почти отвесными скалами. Вершина слабо выражена, триангуляционного сигнала нет, табличку, которая прикручена камням не нашли. Прямо с вершины стали спускать в лагерь по руслу ручья до лыж, одев лыжи почувствовали себя на горнолыжном курорте, без рюкзаков, без ветра, плавными галсами по руслу ручья спустились к лагерю :).
Наименование |
Высота |
Кат сл. |
Техническое описание |
г. Манси-ньёр |
1779 м. |
1Б |
Подъем с руч. Манси-шора по его безымянному левому (первому с верховий) притоку. Подъем по руслу ручья, далее в кошках до плато (длина 800-1000 м.) и южного гребня, по гребню до вершины 300-400 м. снег, местами фирн, крутизна 35-40°. Вершина - скальные и каменные блоки да 7м. Выход на вершину по камину, если забит снегом свободным лазанием. Спуск по пути подъема. |
г. Блюхера |
1680 м. |
н/к |
Подъем с плато по юго-восточному гребню (100-150 м). Ширина гребня 1,5-2 м крутизна - 25-30°. |
Десятый день 28.03 t утром = -20°C,
Общий подъем в 5 утра, позавтракаем и через два часа вышли. Легкая облачность, но идем в тени и поэтому свежо. За два перехода подошли к подъему на перевал, еще три перехода примерно по 30 минут шли на лыжах, взлет 670 м. крутизна 35-40°. На перегибе крутизна больше 40°, снега мало, ранты лыж перестали держать, на камнях одели «кошки». Последний перевальный взлет и выход на седло шли в кошках. На седловине перевала снега почти нет. Оценив ситуацию, решили спускать дюльфером с п-ла № 91, а не идти на 92 перевал. Одели «беседки» установили «станцию», и спуская девчонок в середине прошли три веревки. Дальше спускались на самостраховке. Спустившись еще 300 метров, остановились на обед на выносном конусе мощнейшей лавины. Далее по руслу ручья спустили до реки Хобе-ю, в русле много перехлестных лавинных конусов высотой до 5 метров. Лагерь поставили в распадке в 75 метрах от русла реки на левом берегу.
Подход к подножью перевала № 91 «Кварцитовый» |
Подъем на перевал Кварцитовый № 91
|
|
Перевал № 91 «Кварцитовый» |
|
Никита в начале спуска с перевала
|
Денис, на заднем плане перевал № 91 «Кварцитовый» |
г. Манси-ньёр с перевала № 91
|
Начало спуска с перевала
|
Вид на перевал с лавинного выноса
|
|
Кварцитовый, № 91 |
Высота |
1370 м. |
№ |
91 |
Категория сложности |
2А |
Экспозиция склонов |
Север-юг |
Что соединяет |
руч. Манси-шор – р. Хобе-ю |
Техническое описание |
Подъем со стороны ручья Манси-шор. От подножия перевала взлет 670 м. крутизна 35-40°. выход на седло 200-250 м. крутизна 15-20°. Спуск в р. Хобе-ю: под перевальным седлом крутизна до 55°, плохо просматривается, средне- и крупнообломочная осыпь, скалы, лавиноопасен, далее цирк крутизна склона 40-45°, ниже выполаживается до 30-35°, далее по руслу ручья перехлёстные лавины. |
Одиннадцатый день 29.03 t утром = -10 °C
Обычное среднестатистическое утро, подъем, завтрак, выход. Вышли на русло реки, встречные ветер около 10 м/с., на наледях приходится упираться, чтобы не катится по ветру. Трапеж местами до 20 см. За четыре перехода подошли к верхнему озеру Хобе-ю. Под перевалом, ветер усилился. Порыв ветра повалил Татьяну на рюкзак. Прошли перевальную седловину, сильный ветер, выпили остатки чая, перекусили, обед решили делать уже на месте лагеря. Над всеми вершинами большие «флаги». Лагерь решили ставить на озере (третье сверху) Ломесь-вож Косью, место закрытое, ветер почти стих. Живописное место, чёрные скалы и белоснежный снег. Игорь с Никитой пошли искать воду на озере, а какой-то трещине нашли! После обеда-ужина наслаждаемся тишиной.
Плато оленеводов, № 16 |
Высота |
1070 м. |
№ |
16 |
Категория сложности |
1А |
Экспозиция склонов |
Север-юг |
Что соединяет |
р. Хобе-ю - руч. Ломесь-вож Косью |
Техническое описание |
Подъем со стороны реки Хобе-ю с верхнего озера. Лавиноопасно, крутизна до 40°. Перепад высот с верхнего озера 110 м. |
Двенадцатый день 30.03 t утром = -5 °C
Солнечное, безветренное утро, завтракаем, берем рюкзаки со снаряжением и перекусом и в 7 утра выходим на г. Комсомол. За два перехода по 40 минут подошли к верхнему озеру t около 0 ветра нет, небо чистое. Прямо на озере одеваем «кошки», подъем начинаем с истока ручья Ломесь-вож с юго-западной части озера по восточному склону, крутизна 30-40° снег плотный местами фирн, но на солнышке уже согрелся идти легко, выход на вершину крутизна местами до 45°. В 11 часов были на вершине. Потрясающий вид! Желающие устроили фотосессию, после чего пошли вниз. К 15 часам были уже в лагере. Шикарный день! Вот это горы!
Подход к г. Комсомол, на заднем плане
г. Регули и г. Свердлова |
|
г. Комсомол |
Татьяна |
Игорь |
Наименование |
Высота |
Кат сл. |
Техническое описание |
г. Комсомол |
1729 м. |
1Б |
Подъем с истока ручья Ломесьвож (верхнее озеро) начинается с юго-западной части озера по восточному склону, 500 м. крутизна 30-40°, 150 м. крутизна 25-30°, выход на вершину крутизна местами до 45°. Спуск по пути подъема. |
Тринадцатый день 31.03 t утром = -5°C
Сегодня надо дойти до балка Манарага, утром собираемся быстро, и в 6:30 уже выходим. Сначала идем правым бортом ручья, спускаемся в русло ручья Ломесь-вож, круто, одели «кошки». В ручье одеваем лыжи, катит отлично, толкаемся только палками. Идиллия заканчивается, когда выходим из тени, и температура воздуха становится выше 0. Мы и раньше по своему опыту знали, что у пластиковых лыж бывает подлип, поэтому были не удивлены, когда катуха кончилась и пришлось идти вниз и тропить с подлипом. Около 12 часов остановились на обед, на сетке, с дровами, на воде, приготовили за 40 минут. После обеда вышли на еле видный след снегохода. Местами шли по нему, идти легче, не так сильно проваливаешься. Там где след теряли, валились до колена. Начали тропить челноком без рюкзаков. После обеда до Косью шли пять переходов. Когда подошли к р. Манарага нас ожидал сюрприз, река была уже открыта.
Вниз по руч. Ломесь-вож
|
Брод р. Манарага
|
Метровый снег на берегах и открытая вода, не найдя мостов решили перейти речку по камням, нашли мсето выше устья на 200 метров. У балка Манараги нас ждал приятный сюрприз, куча сухих чурок напиленная снегоходчиками. Растопили печку, вытащили снаряжение для просушки. В журнале (тетрадь) в которой пишут проходящие, прочитали, спортивных походов по Приполярному за последние два года НЕ БЫЛО! За то стало очень много снегоходчиков, по две три группы за зиму, это тенденция. За ужином С.Н. долго крутил карты, и озвучил, южное кольцо пройти не успеем, рассказал о Ежи Кукучке, о том, что горы ещё постоят и не куда не денутся, пройдём в следующий раз. Все согласились, завтра идём домой.
Четырнадцатый день 01.04 t утром = 0°C
Вышли в пять утра со слабой надеждой, что успеем зайти на п-л Студенческий пока снег хоть чуть-чуть держит. По бураньему следу пошли вверх общее направление снегоходчиков на перевал, через 4 перехода, у Игоря, Дениса и Никиты сильнейшая отдача. Пришлось намотать под колодки лыж веревки. Идут крайними в одних футболках – тепло!!! У Татьяны, Юли и С.Н. лыжи с насечкой, они пока идут.
Снегоходный след в лесу потерял направление и пошел не на перевал. а на г. Манарагу. Выше границы леса нашли место разворота снегоходов, оттуда пришлось тропить. Температура уже +5°C, местами валимся выше колена двумя лыжами. На перевал поднялись в 13 часов. Все очень сильно хотят пить, поэтому прямо на перевале сделали обед. Любуемся шикарным видом, виден весь Исследовательский кряж от г. Карпинского до п. Уральский следопыт. С перевала спустились в кошках, далее поехали за С.Н. вниз по ручью т.к. спуск в долину р. Капкан-вож сложный - надувы, наледи.
|
|
Студенческий, № 78 |
Высота |
1080 м. |
№ |
78 |
Категория сложности |
1А |
Экспозиция склонов |
с юго-востока на северо-запад |
Что соединяет |
долины реки Манараги и руч Капкан-вож (правый приток р. Косью). |
Техническое описание |
От р. Манарага подъем вдоль ручья, крутизна склона 15-20°, перепад высот 340 м. Спуск в долину р. Капкан-вож 120 м. в кошках на само страховке, крутизна склона до 40°, далее по левому борту ручья, в русле ручья - надувы, наледи, лавиноопасен с обеих сторон |
Пятнадцатый день 02.04 t утром =-5 °C
Вышли в 6 часов, минимальный трапеж, пока идем в тени. Прошли 4 перехода, далее подъем по кулуару (руслу ручья) среднеобломочная осыпь 70-80 м. мощный надув, крутизна до 45°. Выходим на плато перевала. Проходим еще три перехода, Лыжи с насечками начали «прилипать», решили сделать обед. После обеда через переход подошли к перевалу Ступенька, лыжи «липнут» у всех. Спускать на лыжах к первому озеру не рискнули, идем в «кошках». Спуск к первому озеру крутизна до 40-45°, в озере следы лавины, одели лыжи, в устье нижнего озера С.Н. провалился под лёд, хорошо, что он многослойный обошлось без проблем. Спустились в долину реки и перешли на левый борт, снег крупнозернистый катит у всех хорошо спускаемся минимально теряя высоту, оставаясь выше границы леса. В 17 часов находим открытую воду, «сушины», и ставим лагерь.
Ночевка на р. Лун-вож Нидысей |
Ступенька (Холодный, Каскадный) |
Высота |
1070 м. |
№ |
б/н |
Категория сложности |
1А |
Экспозиция склонов |
с юго-востока на север |
Что соединяет |
р. Капкан-вож и долину р. Лун-вож Нидысей (исток первого левого притока) |
Техническое описание |
Подъем по кулуару (руслу ручья) среднеобломочная осыпь 70-80 м. мощный надув, крутизна до 45°. Седловина перевала широкая, общая с перевалом Тобик. Спуск к первому озеру и спуск с последнего озера лавиноопасны, крутизна до 40-45°. Перепад высот 320 м. |
Шестнадцатый день 03.04 t утром = -10°C
Выходим в 6 часов, через переход встречаем след снегохода, пошли по нему, на подъеме к водоразделу Лун-вож Нидысей – Нидысей, шли по следу без лыж, практически не валились, зато скорость очень высокая. С водораздела к устью руч. Каменистый, катились постоянно притормаживая «плугом». Нидысей открыт, на всей зоне видимости, километра на 3. Нашли самое узкое место и как эквилибристы, слегка проваливаясь, перешли речку. К остаткам балка подошли к 8 часам. Начал подниматься ветер. Плотно перекусив, пошли на п-л Крестовый, дошли за три перехода, «трапеж» минимальный, но и «катухи» нет, ветер усиливается. На границе леса р. Дурна-ю сделали обед, ветер уже 15 м/с, НАСТОРАЖИВАЕТ!!!! С.Н. принял решение не рисковать, идти не через п-л Лесистый, а по р. Дурна-ю. Шли, пока не дошли до ручья берущего начало с перевала Корова-Рузь, время 19 часов.
вид на п-л Ступенька с руч. Каменистый
|
Семнадцатый день 04.04 t утром = -5°C
Вышли в 6 часов, идем вниз по ручью, местами русло открыто, «трапеж» минимальный, идем практически без остановок, С.Н. торопит, пока снег держит нужно идти максимально быстро, идем челноком меняемся каждые 200 метров. Около 9 часов утра вышло солнце, и мы все поняли куда так спешил С.Н., снег начал валится «гектарами», тропим челноком без рюкзаков, температура +5°C, а ведь время только начало 10-го. Дорога вдоль р. Дурна-ю практически не угадывается, вышли на берег, идем вдоль него, чтобы не пройти место брода через реку. Скорость не более 1 км/ч. Идем на перекусах, обед решили не готовить, в 16 часов подошли к броду. Разувшись и кто как считал нужным раздевшись, перешли реку вброд. Вода бодрилаJ! Перейдя решили сделать обед, Денис и Игорь пошли тропить. Тропили 1,5 часа, а вернулись за 15 минут. С.Н. сказал, что сегодня никуда не идем, смысла нет, лучше пораньше встать, пока нет солнца.
Восемнадцатый день 05.04 t утром = -5°C
Вышли в 5 часов, по вчерашней лыжне идти невозможно, каждый катится по насту где хочет, от хруста в ушах звон. Идём по коренному берегу, так как у реки много кустов. К 8 часам температура 0°C, идём без остановок. Подходим к ручью текущий в р. Дурна-ю – узкий каньон, с трудом перешли, по левому борту его спускаемся к реке. Снег стал валиться, начали тропить без рюкзаков, челноком, иначе скорости вообще нет, если 1 км. в час можно назвать скоростью. Очень много проток, теряем много времени на поиск места прохода. С.Н. наконец нашёл дорогу, но это радует мало. В 12 часов встали на обед, Денис, Игорь и Никита пошли тропить, вернулись через 2 часа с благой вестью: дошли до Кожимского тракта! По их следам за 40 минут дошли до тракта. По нему идёт старый снегоходный след, прошли ещё три перехода, не у кого нет сил, лагерь поставили прямо на дороге.
Лагерь на Кожимском тракте |
Девятнадцатый день 06.04 t утром = 0°C
Вышли в 5 часов, подгонять ни кого не надо, все рвутся домой. Пасмурно, лыжи не катят, у некоторых подлип, с хребта Малды-из в руч. Пальник-шор некоторые спускались, а некоторые шли. На Обе-из поднимались все с подлипом, перед спуском после г. Малиновая все высушили лыжи и до р. Сывь-ю был приличный спуск. Через небольшую промоину Сывь-ю снегоходчиками сделан мостик. Лыжи закрепили на волокуши и дальше все пошли пешком. На руч. Нертничаёле (Безымянный) за час сделали обед и в 12 часов пошли на станцию осталось 9км. Прошли за три перехода.
Ост. Кожим – Рудник 1952км.
|
8. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
Несмотря на погодные катаклизмы и поломку «Трэкола», продуманный маршрут пройден безопасно, с небольшой корректировкой нитки. Совершены прохождения необходимого количества локальных препятствий для заявленной категории сложности похода.
Оценка категории сложности маршрута
Категорирование маршрута производится по Приложению 3 к «Правилам соревнований по спортивному туризму» (далее – Правила).
Методика категорирования лыжных маршрутов (Вариант 6 от 23.09.05), подготовил М. Васильев, с учётом предложений Н. Носкова (Миасс), С. Пугачёва (Челябинск), О. Жигарева (Новосибирск) и Д. Тиунова (Екатеринбург) (Далее - Методика).
Характеристика маршрута:
1. Соответствие минимальной протяжённости маршрута: П=283,4 км>Пmin=240 км. Соответствует.
2. Соответствие минимальному количеству ЛП
Количество локальных препятствий |
|
В том числе, категории сложности: |
|
1А |
1Б |
2А |
Пройдено |
п-л № 23
п-л № 16
п-л № 78
п-л «Холодный» |
плато Руин
г. Манси-ньёр - р.
г. Комсомол - р. |
пер. № 91
г. Карпинского - р. |
4 |
3 |
2 |
Зачётное |
3 |
2 |
2 |
ЛП=7>ЛПmin=6. Соответствует.
3. Совершённая работа: Т=6+8+12=26 баллов. (1А – 3*2=6, 1Б – 2*4=8, 2А – 2*6=12) Т=26=Тmin=26 Соответствует.
4. Соответствие минимальной технической сумме: где перепад высот В=12,6, Т=26, ТС=В+Т=12,6+26=38,6, ТС=38,6>ТСmin=35 Соответствует.
5. Эквивалентная протяжённость маршрута:
ЭП=П+5ТС=283,4+5*38,6=283,4+193=476,4 км. ЭП=476,4>ЭПтт=432 км. Соответствует.
Таким образом сложность похода соответствует V (пятой) к.с.