на главную
На главную
 походы отчёты документы 
 
 

ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ

ОТЧЁТ

о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута 4 категории сложности по Полярному Уралу,
совершенного группой туристов горного клуба МГУ в период с 6 по 19 марта 2016 года

.

Маршрутная книжка № 1/2-401
Руководитель группы Акимов А.Н.
Москва
телефон +79152152714
 e-mail: totooscha@yandex.ru

Оглавление

  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  3. Изменения маршрута и их причины.
  4. График движения.
  5. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  6. Дополнительные сведения о походе.
  7. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
  8. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
  9. Литература.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Федерация спортивного туризма ”Объединение туристов Москвы”.

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Россия, Республика Коми, ЯНАО, Полярный Урал.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

четвёртая

211 км

14 дней

06.03.16 - 19.03.16

1.4. Подробная нитка маршрута.

Ст. Сивая Маска – р. Юнъяха – р. Лохорта – пер. Большой Хойленский проход (420 м, нк) – пер. Верх. Хойла (920 м, 1Б) – руч. Лев. Кеч-Пель – р. Лев. Кеч-Пель – пер. Лево-Пайерский (860 м, 1А) – г. Малахит (1091 м) – спуск с горы Малахит в долину р. сред. Кеч-Пель через гребень «Пила Пай-Ера» (2А) – вер. Зап. Пай-Ер (1330 м, 1А, рад.) - пер. Седло (840 м, н/к) – руч. Харута-Шор – руч. Вон-Кур-Юган – ст. Елецкая.

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

КС

Характеристика препятствия
(характер, высота, новизна, наименование, и т.д.)

Путь прохождения
(для локальных препятствий)

перевал

пер. Верх. Хойла (920 м, 1Б)

Из долины р. Хойла в долину руч. Лев. Кеч-Пель,
юг - север.

перевал

пер. Лево-Пайерский (860 м, 1А)

Из долины р. лев. Кеч-Пель, с запада на восток

 

спуск с горы Малахит в долину р. Сред. Кеч-Пель через гребень «Пила Пай-Ера» (2А)

С востока на запад

вершина

вер. Зап. Пай-Ер (1330 м, 1А, рад.)

По гребню из долины р. Сред. Кеч-Пель

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

Ф.И.О.

Г.Р.

Тур.опыт

Обязанности

Адрес

Фото

1

Акимов
Антон
Николаевич

1981

2х6ЛУ (Вайгач, Кодар), 3ЛР (Швеция)

Руководитель

Москва

2

Лобастов
Сергей
Александрович

1984

2х6ЛУ (Вайгач, Кодар),
5ЛУ (Ямал), 5ГУ
3Б лето/3А зим, 2 альп. разряд

Рем. мастер

Москва

3

Четкин
Андрей
Александрович

1979

3ЛУ (Поляр.Урал, Хибины), 3ГУ, 2 альп. разряд, 3Б лето/2А зим

Штурман

Воронеж

4

Хабров
Владимир
Викторович

1987

3ЛУ (Швеция), 4ГУ, 5ПУ, 2альп. разряд, 4А лето/3Б зима

Снаряженец

Москва

5

Синица
Арсений
Леонидович

1984

3ЛУ (Швеция), 3ГУ, 3ПУ, 3 альп. разряд, 3А лето/2Б зима

Завхоз

Москва

6

Куликова
Ольга
Сергеевна

1987

3ЛУ (Поляр. Урал), 2 альп. разряд, 4Б зима

Медик

Лабытнанги

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Библиотека Федерации спортивного туризма России.
Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/

1.9. Поход рассмотрен ЦМКК РФ. (шифр МКК 100-00-666666654).

2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Подъезды и отъезды. При организации походов в южной части Полярного Урала все подъезды и выезды связаны с железнодорожной магистралью Москва-Воркута и ответвлением от неё (ст. Чум) до станции Лабытнанги. Обычно лыжные маршруты по южной части Полярного Урала начинаются или заканчиваются на станциях: Сивая Маска, Елецкая, Полярный Урал, 110 км (пос. Полярный), Собь или Харп.
Поезда Москва – Лабытнанги и Лабытнанги – Москва ходят два раза в неделю. Поезда Воркута – Лабытнанги и Лабытнанги – Воркута ходят каждый день.
Наша группа начала маршрут на станции Сивая Маска, приехав на нее на поезде №42 (отправление из Москвы в 21:50) в 12:04.
Наша участница, которая живет в Лабытнанги, добиралась до Сивой Маски на поезде Лабытнанги – Воркута до станции Сейда, затем на московском поезде до станции Сивая Маска. Зал ожидания на станции Сивая Маска на ночь закрывается, но ей разрешили ночевать при входе в здание вокзала под лестницей.
Обратно мы планировали выезжать со станции Елецкая на поезде № 21 Лабытнанги – Москва, на который у нас были куплены билеты (отправление с Елецкой в 11:44, прибытие в Москву в 04:46). Так как мы вышли на станцию Елецкая на 1,5 дня раньше, то решили ехать на поезде Лабытнанги – Воркута до станции Сейда (отправление с Елецкой в 16:35, прибытие в Сейду в 18:11). Когда пришли на станцию Елецкая, вокзал был закрыт. Открыли его только после того, как мы нашли дежурного по станции. Закрывается ли он ночью – не знаем. Рядом со станцией есть магазин. Поезд Лабытнанги – Воркута состоит из четырех вагонов, один из которых общий. Садится в него можно, не покупая билета в кассе, проводница сама продаст билет. До Сейды с нас взяли по 200 рублей с человека. Народу в поезде было очень много, в основном все с вахты. Ехать на поезде до Сейды 1,5 часа.
В Сейде касса работает по расписанию 9:00-13:30, 16:30-18:30. На вечерний московский поезд билетов не было. Купить билеты на завтрашний поезд, и сдать имеющие у нас билеты на послезавтрашний поезд в кассе мы в тот день не смогли, так как кассирша спешила на поезд Лабытнанги – Воркута, на котором мы приехали. Купили билеты на завтра на сайте РЖД используя телефон. На два уходящих в тот день поезда, в плацкарт было всего шесть билетов, в разных вагонах у туалета. На станции есть магазин, который работает по расписанию 9:00-13:00, 16:00-20:00. Походив по Сейде, в пяти минутах ходьбы от станции нашли жилье – барак, переделанный под рыболовную базу. За комнату с 5 кроватями, печкой и газовой плитой с нас за пятерых взяли 3000 рублей. Телефон 8-912-171-66-13, Леонид. Пока искали жилье, нам на вокзале предлагали уехать ночью на рабочем поезде в Печору. Вокзал, судя по всему, ночью не закрывается.
На следующий день дважды ходили на вокзал сдавать билеты на поезд Лабытнанги – Москва: в первый раз в кассе не было бланков возврата, во второй раз сдали.
Вечером сели в поезд № 375 Воркута – Москва, отправление из Сейды в 19:30, прибыли в Москву 22.03 в 15:43.

Мобильная связь.
Мобильная связь GSM была первых 2,5 дня до р. Большая Ниедьзю, потом появилась только в конце похода руч. Бадьявож.

Пограничная зона. При совершении походов южнее железнодорожной ветки Сейда – Лыбытнанги никаких пропусков не требуется, если заходить севернее железной дороги, то нужно оформлять пропуск.

3. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден с использованием запасных вариантов.

Заявленный и согласованный с МКК основной вариант маршрута выглядел так: ст. Сивая Маска – р. Лохорта – р. Средняя Лохорта – оз. Малое Лохорта – вер.1017,8 м + пер.931,9 м (1А, траверс) – вер. 1013,6 м (1А, траверс) – р. Хойла – пер. Верх. Хойла (1А-1Б, 920 м) – руч. Лев. Кеч-Пель – р. Лев. Кеч-Пель – пер. Кеч-Пель (1А, 860 м) – траверс хребта от пер. Кеч-пель до пер. Зап. Пайерский (2Б) (через гребень Пила Пай-Ера, перевал Пила Пай-Ера, вер. Зап. Пай-Ер (1330 м)) – вер. Пай-Ер с пер. Зап. Пайерский (2А, 1499 м, рад.) – пер. Зап. Пайерский (1Б-2А, 1330 м) – пер. Спартак (1Б, 1000 м) – р. Бур-Хойла – пер. Блюхера (1Б, 1100 м) – руч. Харута-Шор – ст. Елецкая.

Изменения нитки маршрута:
1.Отказ от прохождения участка маршрута: р. Средняя Лохорта – оз. Малое Лохорта – вер.1017,8 м + пер. 931,9м (1А, траверс) – вер. 1013,6м (1А, траверс) – р. Хойла. Замена его на запасной вариант: р. Лохорта – пер. Большой Хойленский проход (420 м, нк) – р. Хойла.
Причины: При выходе из Сивой Маски все местные жители обещали нам, что на четвертый день похода начнется сильная пурга, которая будет длиться три дня. Это же подтверждал и прогноз погоды, который нам присылали ежедневно на спутниковый телефон. Был большой риск, что если прогноз оправдается, то мы можем надолго засесть на этом (не самом интересном) участке маршрута, потратив в начале похода все запасные дни. А при выходе с р. Лохорта на пер. Большой Хойленский проход у нас сразу появлялось большое количество вариантов для маневров, вне зависимости от погоды.
2. Отказ от прохождения участка маршрута: вер. Пай-Ер с пер. Зап. Пайерский (2А, 1499 м, рад.) – пер. Зап. Пайерский (1Б-2А, 1330 м) – пер. Спартак (1Б, 1000 м) – р. Бур-Хойла – пер. Блюхера (1Б, 1100 м). Замена его на: р. Сред. Кеч-Пель – вер. Зап. Пай-Ер (1330 м, 1А, рад.) – пер. Седло (840 м, н/к) – руч. Харута-Шор.
Причины: После неудачной попытки пройти траверс гребня «Пила Пай-Ера» спустились с него в долину р. Сред. Кеч-Пель. На следующий день из-за пурги сидели в палатке, выпало около 30 см снега. Весь следующий день снова продолжал идти снег, выпало еще около 20 см снега, видимости не было, но ветер стих. Решили сходить по гребню радиально на вер. Зап. Пай-Ер (1330 м, 1А, рад.). После этого встал вопрос, что нам не хватит дней, чтобы перевалить в Азию, а потом снова назад в Европу, и успеть вовремя дойти до поезда. Точнее говоря, теоретически мы бы, наверное, успели, но если бы снова произошла пурга, то нет. Приняли решение отказаться от дальнейшего прохождения технической части маршрута, а пойти через пер. Седло (840 м, н/к) на руч. Харута-Шор. В результате на станцию Елецкая вышли на день раньше. Наш расчет оказался верным, на следующий день была сильная пурга, ветер 20 м/с, выпало большое количество снега. По такой погоде мы бы не успели дойти до станции Елецкая.

4. График движения.

Дата

Дни пути

Участок маршрута

км

ЧХВ

Перепад высот, м

Характер пути и локальное препятствие

Метеоусловия

06.03

1

Ст. Сивая маска –роща на 2,6км восточнее р.Уса

12,5

3 ч

+32
–52

До реки Уса – буранка, далее по лесной зоне тропежка 15-20см, местами до 30см. По безлесной зоне – снежный наст.

–10° С, ясно
2 м/с,

07.03

2

М.н. – р. Юньяха – балок ур. Три Лиственницы

23,5

6,5 ч

+0
–4

По зоне леса тропежка до 30 см, по безлесной зоне снежный наст. По р. Юньяха – буранка.

–5° С, ясно, 2 м/с,

08.03

3

М.н. – р. Лохорта

19,5

6 ч

+100
–17

По р. Юньяха – буранка, При выходе на плато тропежка 15-20 см. До р. Большая Ниедьзю – снежный наст. По р. Большая Ниедьзю тропежка 15-20 см. Далее снежный наст.

–10° С, ясно, 4 м/с

09.03

4

М.н. – балок на оз. Хойлаты

20,5

6 ч

+219
–43

Снежный наст

–2° С, перемен. облачн., снег, ветер 10-12 м/с,

10.03

5

М.н. – пер. Большой Хойленский проход (н/к, 420 м) – подход под пер.Верх. Хойла

20,5

6 ч

+302
–0

До перевала – снежный наст, далее тропежка 10-15 см по свежему мокрому снегу поверх наста

0° С, перемен. облачн., снег, ветер 10 м/с,

11.03

6

М.н. – пер.верх. Хойла (1Б, 920 м) – руч. лев. Кеч-Пель

14,5

5 ч

+284
–526

Тропежка 10-15 см, подъем на перевальный взлет без лыж, тропежка 30 см. Спуск на три такта в кошках по снежному насту. Далее по снежному насту.

–5° С, во время подъема и спуска до 15 м/с, видимость 50 м. При движение по ручью 6 м/с, перемен. облачн.

12.03

7

М.н. – р. Лев. Кеч-Пель – подход под пер. Лево-Пайерский

14,5

5,5 ч

+334
–0

По р. лев. Кеч-Пель – снежный наст, мокрые наледи. При траверсе склона, на подъеме к перевалу, движение в кошках по снежному насту.

–2° С, облачно, после обеда видимость 100 м, 6 м/с

13.03

8

М.н. – пер. Лево-Пайерский (1А, 860 м) – вост. склон вер. 1091

8,5

2 ч

+318
–0

Снежный наст

–15° С, 6 м/с, ясно.

14.03

9

спуск с горы Малахит в долину р. сред. Кеч-Пель через гребень «Пила Пай-Ера» (2А)

3,5

5 ч

+139
–419

До начала спуска на «пилу» - снежный наст. 1 веревка по скалам до перемычки на гребне. Спуск по снежному склону, местами лед и фирн, движение по перилам и на три такта.

–20° С, 18 м/с, ясно

15.03

10

дневка

 

 

 

 

Пурга

16.03

11

вер. Зап. Пай-Ер (1А, 1330 м, рад)

5,5

3,5 ч

+545
–545

Вначале тропежка 40 см, далее 10-15 см, кое-где – фирн. Последние метров 200 до вершины – фирн.

–5° С, 8 м/с, снег, видимость 50 м

17.03

12

М.н. – р. Прав. Кеч-Пель – пер. Седло (н/к, 840 м) – р.Харута – руч. Харута-Шор

20,5

7 ч

+286
–570

Снежный наст

–15° С, 4 м/с, ясно

18.03

13

М.н. – руч. Вонкуръёган – руч. Харута –Мадьяха – руч. Бадьявож

29,5

8 ч

+86
–434

Снежный наст

–20° С, 4 м/с, ясно

19.03

14

М.н. – Выход на ст. Елецкая

18

4 ч

+42
–74

Снежный наст, буранка

–20° С, 6 м/с, ясно



5. Техническое описание прохождения группой маршрута.

Время везде указано московское.

1 день – 6 марта. Ст. Сивая маска – роща на 2,6км восточнее р.Уса

На поезде из Москвы в 12:05 прибыли на станцию Сивая Маска. На станции встретили Олю, которая приехала туда ночью из Лабытнанги. В 12:27 начали движение. Лыжи надели на станции.

Рис. 2. Надеваем лыжи в Сивой Маске

–10° С, ясно, ветер не больше 2 м/с. По дорогам вышли из поселка. Далее по буранке за 1,5 часа дошли до р. Уса. Перешли р. Уса и пошли вдоль ручья, найдя старую засыпанную буранку. Тропежка 15-20 см по лесу. На открытых участках снежный наст. Встаем в 16:18 в роще. Стенку решили не ставить, вечером топим печку.

За день прошли 12,5 км, набрали 32 м, сбросили 52 м.

Рис. 3. Идем по буранкам в сторону реки Уса

Рис. 4. Пересекаем реку Уса

2 день – 7 марта. М.н. – р. Юньяха – балок ур. Три Лиственницы

Дежурные встали в 4:00, вышли в 6:30. Температура -5° С, ясно, ветер 2 м/с. Стараемся идти по «тундре», но все равно регулярно приходится пересекать куски леса. На открытых участках – снежный наст, по лесу тропежка до 30 см. За 3,5 часа выходим на реку Юнъяха.

Рис. 5. Движение по лесу

Рис. 6. Движение на открытых участках

Выйдя на реку, делаем обед. Погода хорошая, решили не ставить палатку и не варить суп, а просто вскипятить чай, устроив холодный перекус.
После обеда идем по буранке, идущей по реке. В районе фермы буранка заканчивается. Дальше движемся по реке, тропежка 15-20 см. Через два перехода снова находим буранку, по ней доходим до балка ур. Три Лиственницы. После обеда по реке прошли 3 часа. Встаем в балке в 16:26. Видели кукшу и сероголовую гаичку.

За день прошли 23,5 км, набрали 0 м, сбросили 4 м.

Рис. 7. Обед на реке Юнъяха

Рис. 8. Идем по реке Юнъяха

Рис. 9. Буранка на реке Юнъяха

Рис. 10. Балок ур. Три Лиственницы

3 день – 8 марта. М.н. – р. Лохорта

Дежурный встал в 4:00, вышли 06:04. Температура –10° С, ясно, ветер 4 м/с. Проходим одну ходку по буранке, идущей по реке. В районе пересечения рек Юнъяха и Большая Ниедьзю вылезаем на плато, и начинаем по нему двигаться вдоль р. Большая Ниедьзю. Снежный наст.

Рис. 11. Выход на плато с р. Юнъяха

Через одну ходку проходим мимо стойбища оленеводов, которое стоит на реке. Мимо нас пробежало большое стадо оленей.
В районе стойбища за нами увязалась собака, которую мы пытались прогнать, но не получилось. В результате она с нами дошла до Елецкой, а там куда-то убежала. Собаку назвали Пайером.

Рис. 12. Идем по плато вдоль р. Большая Ниедьзю

Проходим еще две ходки вдоль реки, периодически идя по ней. По реке тропежка 20 см, местами лед. После этого берем на восток в сторону реки Лохорта, вылезаем на плато, и в последних деревьях делаем обед. Ветра сильного нет, палатку решаем не ставить, готовим суп на горелках в снежной яме. Решаем взять с собой немного дров для печки, так как предполагаем, что ночевать будем вне зоны леса.
За 2,5 часа доходим до р. Лохорта. Движение в основном по снежному насту. При пересечении небольших участков леса – тропежка 20-25 см. Встали на реке в 16:05. Ставим стенку, топим печку. Ночью начинает идти снег, ветер меняет направление, и усиливается до 10-12 м/с.

За день прошли 19,5 км, набрали 100 м, сбросили 17 м.

Рис. 13. Движемся по плато в сторону р. Лохорта

Рис. 14. Место ночевки на р. Лохорта

 4 день – 9 марта. М.н. – балок на оз. Хойлаты

Выходим в 06:12. Температура –20° С, переменная облачность, снег, ветер 10-12 м/с.
По плану мы должны идти на р. Сред Лохорта, и дальше в. 1017,8 м + пер.931,9 м (1А, траверс) вер. 1013,6 м (1А, траверс) р. Хойла. Но, судя по погоде, прогноз, который нам присылали ежедневно на спутниковый телефон, сбывается, и нам предстоит три дня пурги. Опасаемся, что мы можем надолго засесть на этом участке маршрута, потратив в начале похода все запасные дни, которых у нас и так мало. Принимаем решение идти на пер. Большой Хойленский проход (420 м, нк), а дальше на р. Хойла, так у нас появлялось большое количество вариантов для маневров, вне зависимости от погоды.
Проходим по снежному насту 4 часа до обеда. Обедаем в палатке. После обеда ветер усиливается, идет мокрый снег. Идем по насту, проходим 2,5 часа. Доходим до балка на оз. Хойлаты в 15:50. Встаем в балке.

За день прошли 20,5 км, набрали 219 м, сбросили 43 м.

Рис. 15. Двигаемся по озеру Хойлаты

Рис. 16. Балок на оз. Хойлаты

5 день – 10 марта. М.н. – пер. Большой Хойленский проход (н/к, 420) – подход под пер.Верх. Хойла.

Выходим в 6:44. Температура 0° С, переменная облачность, мокрый снег, ветер 10 м/с. От балка за 3,5 часа по снежному насту доходим до пер. Большой Хойленский проход (н/к, 420 м). Местами встречаются мокрые наледи. Перевал Большой Хойленский проход соединяет верховья р. Хойлавис с верховьями р. Хойла. Подъем и спуск с перевала очень пологие. Единственной проблемой, которая может случиться при прохождении перевала, является ветер. В проходе может возникать подобие аэродинамической трубы.
На озере за перевалом делаем обед в палатке.
После обеда начинаем подъем под пер. Верх. Хойла, траверсируя склон. Видимость падает до 100 метров. Тропим по свежевыпавшему мокрому снегу, глубина тропежки около 20 см. За 2,5 часа в 16:39 поднимаемся к озеру под пер. Верх. Хойла, на котором решаем встать. Палатку растягиваем на ледобурах, ставим стенку. Метёт.

За день прошли 20,5 км, набрали 302 м, сбросили 0 м.

Рис. 17. Выходим из балка на оз. Хойлаты

Рис. 18. Идем к перевалу Большой Хойленский проход

Рис. 19. Река Хойла-вис, по пути к перевалу Большой Хойленский проход

Рис. 20. Подъем к оз. под перевалом Верх. Хойла

6 день – 11 марта. М.н. – пер. Верх. Хойла (1Б, 920 м) – руч. Лев. Кеч-Пель

Выходим в 6:41. Температура –5° С, видимость 50 м, мокрый снег, ветер 10 м/с. От места ночевки за один переход подходим к началу подъема на перевал. Седловину и сам хребет не видно, двигаемся по ГПС. Подъем на перевал представляет собой снежный склон крутизной около 30°, снега много. Ветер усиливается до 15 м/с. Снимаем лыжи и тропим наверх без лыж. За 1 час после начала подъема выходим на седловину. Седловина широкая, тур не нашли.

Рис. 21. Поднимаемся на перевал верхняя Хойла

Рис. 22. Поднимаемся на перевал Верхняя Хойла

Рис. 23. На перевале верхняя Хойла

Надеваем кошки и начинаем спуск с перевала. На спуске с перевала в сторону руч. лев. Кеч-Пель снежный карниз. Спускаемся с карниза. Дальше двигаемся на три такта, по склону крутизной до 35°, до озера расположенного под перевальным взлетом. Спуск занял 30 минут. Надеваем лыжи, и двигаемся по руч. лев. Кеч-Пель, движение по насту, с тропежкой 5-10 см по свежевыпавшему снегу. Ветер ослаб до 6 м/с, но мокрый снег продолжает идти. Через один переход после начала движения по ручью делаем холодный перекус. Еще через 2 перехода в 15:41 встаем лагерем в начале небольшого каньона на руч. Лев. Кеч-Пель. Ставим стенку.

За день прошли 14,5 км, набрали 284 м, сбросили 526 м.

Рис. 24. Спуск с карниза на перевале верхняя Хойла.

7 день – 12 марта. М.н. – р. Лев. Кеч-Пель – подход под пер. Лево-Пайерский

Выходим в 05:52, -2° С, облачно, 4 м/с. Проходим 45 минут по каньону. Далее начинаем траверсировать склон с небольшим набором высоты, и выходим на реку Лев. Кеч-Пель. Во время второго перехода Сергей ломает пластиковую лыжу. Наст позволяет идти пешком, Сергей решает дальше идти пешком, а лыжу чинить вечером. Движение в основном по насту, встречается много мокрых наледей. Проходим по реке Лев. Кеч-Пель 3,5 часа, ставим палатку и обедаем. После обеда проходим один переход по реке, видимость упала до 100 м. Перевала и хребта не видно, двигаемся по ГПС. Начинаем траверсировать склон, плавно набирая высоту. Через один переход выходим на жесткий фирн, крутизной до 30°. Снимаем лыжи, и надеваем кошки. Еще через один переход, двигаясь траверсом, подходим к скалам, вдоль которых поднимаемся на широкое плато. При подъеме вдоль скал Антон ломает пластину, соединяющую переднюю и заднюю часть кошки. В 16:30 встаем на этом плато, ставим стенку и печку. Вечером чиним кошку и лыжу.

За день прошли 14,5 км, набрали 434 м, сбросили 0 м.

Рис. 25. Двигаемся по каньону на руч. лев. Кеч-Пель

Рис. 26. Двигаемся по реке лев. Кеч-Пель

Рис. 27. Траверсируем склон при подъеме на плато под перевалом Лево-Пайерский

Рис. 28. Вдоль скал поднимаемся на плато

Рис. 29. На обеде осматриваем сломанную лыжу

8 день – 13 марта. М.н. – пер. Лево-Пайерский (1А, 860 м) – вост. склон вер. 1091

Ночью была метель, несколько раз за ночь вылезали откапывать палатку. Утром –15°С, 6 м/с, ясно. Выходим в 8:15. За 30 минут по насту поднимаемся на перевал Лево-Пайерский (1А, 860 м). Седловина представляет собой плато. Далее, двигаясь на лыжах по главному хребту, представляющему в этом место плато, за 1,5 часа выходим на восточный склон вершины 1091 м (Малахит). Движение по плато трудностей не представляет, везде жесткий наст.
Начинать сегодня проходить траверс «Пилы Пай-Ера» уже по времени поздно, решаем устроить полудневку.

За день прошли 8,5 км, набрали 318 м, сбросили 0 м.

Рис. 30. Вид из лагеря на пер. Лево-Пайерский

Рис. 31. Вид на перевал Лево-Пайерский из долины реки Лев. Кеч-Пель

Рис. 32. На седловине пер. Лево-Пайерский

Рис. 33. Движение по главному хребту от пер. Лево-Пайерский в сторону вершины 1091 м.

Рис. 34. Вид на перевал Спартак со склона вершины 1091 м.

Рис. 35. Вид на вторую ступень пер. Зап. Пайерский со склона вершины 1091 м.

Рис. 36. Вид на Пай-Ер со склона вершины 1091 м.

Рис. 37. Вид на вторую ступень пер. Зап. Пайерский со склона вершины 1091 м.

Рис. 38. Вид на вторую ступень пер. Зап. Пайерский со склона вершины 1091 м.

Рис. 39. Стоянка на склоне вершины 1091 м.

9 день – 14 марта. М.н. – спуск с горы Малахит в долину р. Сред. Кеч-Пель через гребень «Пила Пай-Ера» (2А)

Выходим в 5:31. За один переход в 45 минут подходим к началу спуска на «Пилу Пай-Ера». Одеваем обвязки и начинаем спуск на перемычку между первым жандармом и вершиной 1091 м (Малахит). Спуск представляет собой одну веревку 30 метров по скалам. Спустившись на перемычку, начинаем искать путь прохода через первый жандарм, выпустив первого на страховке. Погода начинает портиться, ветер поднимается до 18 м/с, с порывами до 20 м/с. Подумав, принимаем решение, что при таком ветре прохождение гребня опасно. Решаем спускаться с перемычки в долину реки Сред. Кечь-Пель. С перемычки вешаем вниз одну веревку 50 метров. Спустившись на одну веревку, и посмотрев на гребень с другой стороны, понимаем, что группы, чьи отчеты мы читали, и фотографии, которые мы смотрели, проходили первый жандарм по склону, сильно ниже гребня. Но в отчетах этого написано не было, да и фотографии в отчетах были сняты так, что догадаться, что они проходили низом невозможно, пока сам не окажешься в этом месте. Далее спускаемся 300 метров «на три такта». После этого вешаем еще 2 веревки по 50 метров на скальных выходах. Первую веревку крепим на скалах, вторую веревку крепим карабином за первую. Далее траверсируем склон вдоль скальных выходов, около 250 метров. Далее еще 300 метров вниз «на три такта». Спустившись вниз, ставим лагерь в 15:32. На наш взгляд спуск с горы «Малахит» в долину р. Сред. Кеч-Пель через гребень «Пила Пай-Ера» можно оценить как 2А.

За день прошли 3,5 км, набрали 139 м, сбросили 419 м.

Рис. 40. Пила Пай-Ера

Рис. 41. Вешаем веревку с Малахита на Пилу Пай-Ера

Рис. 42. Спуск с Малахита на Пилу Пай-Ера

Рис. 43. Спуск с Малахита на Пилу Пай-Ера

Рис. 44. Спуск с Малахита на Пилу Пай-Ера

Рис. 45. На перемычке между Малахитом и первым жандармом

Рис. 46. Первый жандарм

Рис. 47. Спуск с перемычки в долину р. Сред. Кеч-Пель

Рис. 48. Спуск с перемычки в долину р. Сред. Кеч-Пель

Рис. 49. Вешаем третью веревку

Рис. 50. Путь группы с перемычки между Малахитом и первым жандармом

Рис. 51.Путь группы с перемычки между Малахитом и первым жандармом 

10 день – 15 марта. Пурга

Весь день пурга, выпало около 30 см снега.

11 день – 16 марта. М.н. – вер. Зап. Пай-Ер (1А, 1330 м, рад)

Весь следующий день снова продолжал идти снег, выпало еще около 20 см снега, видимости нет, но ветер стих. Решили сходить по гребню радиально на вер. Зап. Пай-Ер (1330 м, 1А, рад.). Погодные условия –5° С, 8 м/с, снег, видимость 50 м.
Подъем начали в 07:00 по пологому западному контрфорсу вершины, понемногу забирая в сторону северо-западного гребня. На подъёме шли пешком, без кошек. Примерно треть подъёма – тропежка по колено из-за выпавшего за день до этого снега, далее – снег не более 10-15 сантиметров глубиной, кое-где – фирн. Последние 200 метров до вершины– фирн. Наклон на всём участке подъёма не более 20-25 градусов. Подъём занял два часа. Вершина представляет собой небольшой плоский участок с каменными россыпями разных размеров. Спуск осуществляли по пути подъёма, к лагерю спустились за 1,5 часа.

За день прошли 5,5 км, набрали 545 м, сбросили 545 м.

Рис. 52. Подъем на вершину Зап. Пай-Ер

Рис. 53. Подъем на вершину Зап. Пай-Ер

 Рис. 54. На вершине Зап. Пай-Ер.

11 день – 16 марта. М.Н. – р. Прав. Кеч-Пель – пер. Седло (н/к, 840) – р.Харута – руч. Харута-Шор

Вышли в 6:43, –15° С, 4 м/с, ясно. Траверсируем с набором высоты отрог вершины Западный Пай-Ер, поднимаемся на плато, и за 2 ходки по 45 минут выходим к озеру Кеч-Пель-Ты. С озера за один переход на лыжах поднимаемся на перевал Седло (н/к, 840), подъем трудности не представляет. Двигаясь вдоль склонов Пай-Ера, за один 45-минутный переход выходим на реку Харута. Там делаем обед с постановкой палатки. После обеда за 3 ходки по 45 минут выходим на ручей Харута-Шар, где в 16:53 встаем лагерем.

За день прошли 20,5 км, набрали 286 м, сбросили 570 м.

Рис. 55. Движемся по плато к озеру Кеч-Пель-Ты

Рис. 56. Спуск к озеру Кеч-Пель-Ты

Рис. 57. Подъем на перевал Седло

Рис. 58. Движемся вдоль реки Харута

Рис. 59. Лагерь на руч. Харута-Шор  

13 день – 18 марта. М.Н. – руч. Вонкуръёган – руч. Харута-Мадьяха – руч. Бадьявож

Выходим из лагеря в 6:17. Ясно, –20° С, 4 м/с. Через 40 минут выходим на свежую буранку, идущую вдоль ручья Вонкуръеган. Начинаем двигаться по ней, еще через два перехода по 45 минут пересекаем реку Харута. Двигаемся местами по буранкам, местами по жесткому насту. В 11:55 останавливаемся на обед с постановкой палатки. После обеда за три перехода по 45 минут доходим до ручья Бадьявож, в 16:48 встаем лагерем. Топим печку.

За день прошли 29,5 км, набрали 86 м, сбросили 434 м.

Рис. 60. Выходим на буранку на ручье Вонкуръеган

Рис. 61. Движемся по буранке по ручью Вонкуръеган

Рис. 62. Лагерь на ручье Бадьявож

14 день – 19 марта. М.н. – ст. Елецкая

В 6:43 выходим с места ночевки. Ясно, –20° С, 6 м/с. Сначала движемся по снежному насту по азимуту в направлении на ст. Елецкая. Вскоре выходим на буранку, движемся по ней. По буранке выходим на ручей Воргашор, по нему тоже все прокатано. Идем сначала по ручью, потом начинаем срезать по берегу. Переходим по льду реку Елец, и в 10:53 мы на станции Елецкая. Поход закончен! Обратная дорога подробно описана в разделе «Подъезды и отъезды».

За день прошли 18 км, набрали 42 м, сбросили 74 м.

Рис. 63. Движемся по буранке в сторону ручья Воргашор

Рис. 64. На горизонте Елецкая

Рис. 65. На вокзале на ст. Елецкая. Поход закончен.

6. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

Краткий обзор района путешествия.

Полярным Уралом принято считать отрезок Урала от истоков реки Хулги на юге до горы Константинов Камень на севере. На западе и востоке хребты Полярного Урала примыкают к таежным и тундровым пространствам Печорской и Западно-Сибирской низменностей. Территория горной области Полярного Урала занимает площадь более 25000 км2. По характеру рельефа и геологическому строению Полярный Урал разделяется на северную и южную резко различающиеся части. Южная часть Полярного Урала (на юг от долины р.Собь) протянулась узкой полосой (до 25-30 км) в северо-восточном направлении более чем на 200 км. Поперечными долинами хребет разделен на отдельные массивы – Рай-Из, Макар-Рузьский, Собский, Пай-Ерский, Сомкепайский, Хойлинско-Лахортинский, Хордьюзский, Пальник-Шорский, Каровый, Кокпельский.
Наш поход прошел в Пай-Ерском и Сомкепайском массивах.
Массив Пай-Ера
Высшая точка Полярного Урала представляет собой интересный объект для туристских путешествий. В массиве можно выделить три основные вершины - Западный (Южный) Пай-Ер (1330 м), Пай-Ер (1499 м), Восточный Пай-Ер (1217 м). Гора Пай-Ер представляет собой резкое скальное поднятие с плоской вершиной. Относительный перепад высот составляет 600-750 м. Известно несколько вариантов подъема на вершину (техническая сложность указана для зимы).
Простой путь подъема на Пай-Ер проходит по северному отрогу, разделяющему истоки р. Харота и Правый Кеч-Пель с плато пер.Седло (н\к, 825 м). Сложность подъема 1Б-1Б*. Достаточно простой, но иногда лавиноопасный маршрут проходит по кулуарам юго-западной стены, крутизна подъема не превышает 35-40 градусов на ключевых участках. Это самый быстрый способ, восхождение от оз. Кеч-Пель-Ты до вершинного плато при благоприятных условиях занимает 1,5-2 часа. Категорийность этого пути также 1Б-1Б*. Несколько более сложные маршруты ведут с перевалов Северный, Западно-Пайерский и Восточно-Пайерский (все на уровне 2А, причем последний из перечисленных объективно несколько сложнее и протяженнее предыдущих).
К юго-востоку от вершины начинается двадцатикилометровый хребет, разделяющий долины рек Лек-Хойла и Левая Пай-Ера. Здесь пройдено 3 перевала – Лек-Хойла (2А, 1120 м), Спартак (1Б, 1025 м) и Успешный проход (1Б, 835).
Сам Пай-Ер обходится через перевалы Северный (1Б, 1000), Западно-Пайерский (1Б, 1000) и Восточно-Пайерский (1Б, 940).
К юго-западу от перевала Западно-Пайерский возвышается красивая скальная вершина Западный Пайер (1Б, 1330 м). Сложность восхождений на нее от 1А по северо-западному гребню из долины р.Средний Кечпель до 3А по северной стене. На юг уходит 15-километровый хребет, отделяющий Левую Пайеру от ее правого истока р. Ямботывис. Первые 1,5 км от вершины до плато 1091 хребет представляет из себя узкий скальный гребень с мощными жандармами (т.н. «Пила Пай-Ер»). Ссложность гребня при траверсе до 2Б. Между в. Западный Пай-Ер и жандармами находится седло перевала Пила Пай-Ер (1Б, 1200 м). Далее к югу хребет постепенно расширяется в ряд плато с высшими точками 1115 м, 950 м и 880 м. В районе в. 950 имеются два близкорасположенных спуска на север – перевалы Левопайерский (1А*, 880 м) и Кечпельский (1А*, 920 м). Первый ведет из долины р.Левая Пайера в р. Правый Кечпель, второй из р.Правый Кечпель в истоки р. Ямботывис. Возможен и чуть более сложный спуск с перевального плато в р. Средний Кечпель.
Сомкепайский массив. Далее к юго-западу Полярный Урал представлен рядом платообразных вершин, простирающихся до Большого Хойлинского Прохода на 20 км. Из высот следует отметить г. Сомкепай (1062 м), в. 982, г. Пайты, г. Верхняя Хойла, г. Географов и г. Два озера. Все эти плато и вершины условно можно называть Сомкепайским массивом. К юго-западу от в.Сомкепай в главном хребте расположены перевалы Пайты (1А, 910 м), Верхняя Хойла (1Б, 920 м), Географов (1Б, 990 м), Юньяхский (н\к, 814 м). Известны и перевалы через южные отроги хребта – Правопайерский (н\к, 814 м) с истоков р. Правая Пай-Ер к северному истоку р. Хойла и Узел (1Б, 943) м с истоков р. Правая Пай-Ер на оз. Пайтывис. Подъем на г. Географов, можно осуществлять с пер. Географов – 1Б и с севера по длинному отрогу, расположенному к западу от западного истока Левого Кечпеля – н\к-1А.
Юго-западнее Сомкепайского массива Уральский хребет перерезает широкая сквозная долина рек Хойла-вис и Хойла. Долина получила название Большого Хойлинского Прохода (н\к, 418). При сильных ветрах прохождение прохода проблематично, поскольку низкое расположение и местная орография делают его как бы аэродинамической трубой, собирающей ветры со всех окрестных склонов и долин.

Групповое снаряжение

Наименование

Вес, кг

Палатка типа шатер двухслойная

8

Тент на палатку

1,5

Печка+труба

2,9

Стеклоткань 1

0,2

Стеклоткань 2

0,2

Снежная пила

0,37

Снежная пила

0,3

Экраны для горелок

0,2

Котел

1,2

Клава

2,3

Рукавицы

0,2

Мочалка, ершик

0,05

Половник

0,2

Скатерть

0,2

Доска разделочная

0,2

Чайный мешочек

0,05

Дежурный мешок

0,1

термос

1,2

примус бензиновый 1

0,67

примус бензиновый 2

0,67

Анемометр

0,05

Термометр

0,2

Стяжки для цк

0,1

Оргстекло

0,25

щетка сметка 1

0,2

щетка сметка 2

0,2

Лавлист 1

0,9

Лавлист 2

0,5

Лопата 1

0,78

Лопата 2

0,5

Лопата 3

0,86

Щуп

0,36

Щуп

0,4

Спальник 3 м 1слой 1

2,2

Спальник 3 м 2 слой 1

3,2

Спальник 3 м 1 слой 2

2,2

Спальник3 м 2 слой 2

3,5

Рем. набор

3

Аптечка

2,5

Комнабор

0,5

ГПС 1

0,2

Наименование

Вес, кг

Батарейки для ГПС

0,5

Спутниковый телефон

0,3

Конденсатник

1,6

Будильник

0,05

Гитара

1

Топор

1

Рации

0,63

Батарейки для раций

0,14

Веревка 1

2,64

Веревка 2

3,00

Расходные петли

0,20

Общий вес группового снаряжения 67 кг. На мужчин по 12 кг, на женщину 9.

В поход ходили с печкой. Половина стоянок была с ней. В зоне леса топили дровами, в тундре – кустами и мусором.

Для приготовления еды мы использовали две бензиновые горелки Primus. На поход брали 15 литров бензина. Фактический расход составил 1 л. бензина в день на группу из 6 человек, 167 мл. на человека в день. Условия готовки: топился снег, вода для чая готовилась с избытком, еда готовилась в автоклаве, заклавливание осуществлялось без использования горелок.

Для установки снежной стенки брали две снежных пилы и два лав. листа.

Для преодоления технически сложных препятствий брали: 2 веревки (50 м веревки 9 мм и 40 м веревки 10 мм), расходные петли, 4 скальных крюка, 4 ледобура.

Лавинное снаряжение

У каждого участника был лавинный датчик. Также брали с собой 2 щупа и 3 лопаты.

Личное снаряжение

В поход брали стандартный набор лыжного снаряжения. Особое внимание уделяли ветрозащите. Брали с собой санки «Сноуплан».
Все участники ходили в поход на пластиковых лыжах. Трое ходили на тросиковых креплениях и в бахилах с калошами, двое участников ходили в пластиковых ботинках и креплениях скитур, один участник в пластиковых ботинках и креплениях телемарк. Три участника использовали камуса, двое участников пользовались мазями удержания, у одного были лыжи с насечками.
Из специального личного снаряжения брали: кошки, беседки, ледорубы, спусковые устройства, жюмары и 3 карабина.

Рис. 66. Лыжи.

Аптечка

1 Антибиотики:
1.1 Амоксицилин - 20 по 500 мг
1.2 Зитролид 1 курс
1.3 Амоксиклав 1 курс
2 Противовирусные:
2.1 Кагоцел 2 курса
2.2 Ацикловир - 20 таб.
3 Желудочно-кишечные:
3.1 Лоперамид - 17 таб.
3.2 Сенадексин - 8 таб.
3.3 Мезим - 40 таб.
3.4 Смекта - 6 шт
3.5 Гастал
3.6 Активированный уголь - 20 таб.
4 Анальгетики:
4.1 Кеторол - 10 амп+20таб.
4.2 Аспирин - 20 шт
4.3 Спазмалгон - 8 шт
4.4 Спазган - 9 шт.
4.5 Бесалол -1 пачка
5 Сердечно-сосудистые:
5.1 Нитроглицирин
6 Отеки:
6.1 Диакарб
7 Мази:
7.1 Спасатель
7.2 Калгель
7.3 Зовиракс
7.4 Диклофенак
7.5 Активегин
7.6 Звездочка
8 Перевязочное:
8.1 Бинты 3 шт
8.2 Лейкопластырь
8.3 Лейкопластырь бактерицидный
8.4 Салфетки стерильные - 10 шт.
8.5 Салфетки спиртовые
8.6 Эластичный бинт
9 Инвентарь:
9.1 Термометр
9.2 Жгут
9.3 Шприцы - 10 шт
10 Противоаллергенное:
10.1 Супрастин - 20 шт

Ремнабор

п/п

инструмент

Применение и примечания

1

Отвёртка крестовая + шлицевая (Stanley, две двусторонние насадки)

Установка креплений, прикручивание шурупов/винтов, закрепление стяжек на печной трубе

2

Отвёртка шлицевая длинная

Опция: эффективное выбивание льда из ледобуров.

3

Пассатижи (с кусачками), плоскогубцы

Желательно иметь пару! Нужны для замены колец на лыжных палках, развязывания затянувшихся узлов, открывания/закрывания автоклава и прочее.

4

Коловорот с набором свёрел

Сверление ремонтных и прочих отверстий

5

Набор надфилей

Подгонка деталей по размеру, стачивание заусенцев от сверления, прочее.

6

Напильник

Подгонка деталей по размеру, стачивание заусенцев от сверления, ребро жёсткости при ремонте лыжной палки.

7

Половинка полотна ножовки по металлу

Обрезка деталей по размеру, стирание мази с лыж.

8

Проволока стальная 0.5 мм (3метра)

Замена лыжных колец, ремонт лыжных тросиков, прочее

9

Запасные крепления (Азимут),комплект

Замена креплений

10

Набор шурупов (в основном, под крепления)

Ремонт лыж, установка креплений, прочее.

11

Набор винтов и гаек (М3-М4)

Ремонт лыж, тросиков, половника, прочее

12

Пластины для ремонта лыж (нерж. 0.5)

 

13

Пластина алюминиевая 15*3*2

Ремонт палок, кошек

14

Набор колец для палок (диаметр 90,105)

 

15

Набор ниток и иголок,булавки

Пришивать заплатки

16

Набор тканей (теза, кордура, флис)

Заплатки

17

Стропа одинарная, 20мм, 5метров

Ремонт лямок, строп на лыжных креплениях, прочее

18

Стропа двойная, 20мм, 3метра

Ремонт строп на лыжных креплениях

19

Репшнур,4мм,10 метров

Ремонт тросиков,оттяжек палатки,прочее

20

Набор пластмассовых пряжек(25,50мм) и защёлок (фастов,25,50мм)

Замена соответствующих пряжек/фастов

21

Канцелярский нож

нож

22

Изолента ПВХ, Скотч

Фиксирование боковых пружин на тросиках лыжных креплений, перепаковка продуктов

23

Эпоксидная смола Poxipol

Ремонт соединений в горелке, ремонт лыж, прочее

24

Струбцина

Фиксация, замена струбцины на ЦК

Серьезных поломок снаряжения было две. Сломалась пластина, соединяющая две части кошки. Сломалась пластиковая горная лыжа. Поломку устранили имеющейся у нас алюминиевой пластинкой. Так же один раз пришлось переставлять «вырванное» из лыжи крепление, несколько раз меняли кольца на лыжных палках.
Для ремонта лыжи использовалась пластина из нержавеющей стали (толщина порядка 0.5 мм) шурупы от креплений. Пластина была загнута так, чтобы часть её огибала боковую поверхность лыжи и закреплялась на её верхней поверхности. Крепление при этом было смещено вперёд, ближе к носку.
Современные типы конструкции: сэндвич, боковая стенка, кэп, торсионная коробка и их комбинации. Лыжа, которую мы сломали в походе, имеет конструкцию либо «кэп», либо «торсионная коробка» с мягким (углепластик) сердечником и жёсткими несущими (металлические) пластинами сверху и снизу. При повреждении этих пластин хрупкая карбоновая сердцевина ломается сразу же, и лыжа приходит в негодность. На наш взгляд, для лыжных походов по надежности самыми оптимальными являются лыжи типа «сэндвич».Но, несмотря на видимую надежность горных пластиковых лыж, нужно брать в рем. набор пластины для их починки.

Рис. 67. Починка кошки

Описание: D:\Photo\Photo_2016\ПУ_16\Лаки\DSC_1279.JPG Рис. 68. Сломанная лыжа

Рис. 69. Починка лыжи

Раскладка

Раскладка была традиционная – групповая. Режим питания был трехразовым.

Раскладка в расчете на 1 человек в день

Завтрак

Гречка/карпюр

75/55

Сублемясо

25

Масло в кашу или карпюр

10

Сухарь сладкий

20

Колбаса сырокопченая

40

Помадка/подушечки

30

Сухмол

2

Чай/кофе

5/3

Сахар

10

Всего на прием пищи

200/220

Обед

Суп с досыпкой

40

Колбаса сырокопченая

50

Пастила/мармелад

30

Сухарь

20

Чай

5

Сахар

10

Всего на прием пищи

155

Ужин

Макароны «рожки»/Рис

110/90

Сублемясо

50

Сухарь

20

Сало

40

Лук

10

Чеснок

3

Специи

2

Соус острый

5

Чай

10

Лимон с сахаром

3

Печенье/вафли

30

Сахар

15

Всего на прием пищи

298/278

Всего на день

660

Ходили с горячим обедом, для его приготовления ставили палатку. Несколько раз, для экономии времени, когда погода позволяла, вместо горячего обеда был холодный, суп не готовили, но кипятили чай без постановки палатки.
Карманное питание было у всех индивидуальное.

7. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Пять человек из группы были из Москвы, один из Лабытнанги.

Расходы

На 1 человека, руб.

На 5 человек ехавших из Москвы, руб.

На всю группу из 6 человек, руб.

Раскладка

4 500

 

2700

Бензин для горелок

183

-

1 100

Спирт

150

-

900

Батарейки для ГПС

118

-

709

Билеты Москва – Сивая Маска

4 900

24 500

-

Билеты Елецкая – Сейда

200

1 000

-

Билеты Сейда – Москва

2 3000

11 500

-

Проживание в Сейде

600

3 000

-

Итого

12951

64755

-

8. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Пройденный маршрут достаточно сильно отличается от заявленного графика. Сложные погодные условия и сжатые сроки (маленькое количество запасных дней) не позволили реализовать все планы в полном объеме. Планируя маршрут, мы во многом решили пожертвовать чисто лыжными элементами в пользу технической сложности. Но из-за неустойчивой и сложной погоды Полярного Урала прохождение сложных технических элементов во многом лотерея – повезет с погодой или нет. Нам не повезло.
На наш взгляд прохождение технически сложных траверсов в горах Полярного Урала - достаточно интересное занятие, которое украшает маршрут, делает его более красивым и насыщенным, а во многом и более логичным. Но надо учитывать следующие вещи:
1.Из-за сложных погодных условий нужно закладывать большее количество запасных дней, что бы можно было дождаться погоды. Или, чтобы не пришлось сидеть в ожидании подходящего погодного окна, более логично построить маршрут так, чтобы можно было предпринять несколько попыток выйти на траверс с разных сторон с разницей в какое-то количество дней.
2.Движение на техническом траверсе с тяжелым рюкзаком, лыжами и санками - достаточно трудоёмкое занятие. Нужно жертвовать красотой и логикой маршрута, и ходить такие технические элементы радиально. В случае с «Пилой Пай-Ера» - это можно осуществить из долины реки Сред. Кеч-Пель. Другой вариант – сделать кольцо дня на 2-3, оставив в заброске лыжи, санки, часть продуктов и бензин. Такое кольцо также можно построить в районе Пай-Ера, а легкие рюкзаки и отсутствие лыж и санок сильно упростят задачу.

Оценка сложности маршрута:

Характеристики маршрута: П = 211 км ; t = 14 дней, ТС > 0.

1. Протяженность: П =211 км> Пmin = 210км.
2. Продолжительность: t = 14 дней > tmin = 13 дней.
3. "Лишние дни" - нет.
4. Количество ЛП = 3+1р > ЛПmin = 3 + 1р
5. В = 5,7 км > Вmin (км) = 5 км
6. Т = 2x2+1x4+1х6=14 > Тmax = 12
7. ТС = 14+5,7=19,7 > ТСmax = 17
8. ЭП = 309,5 км > ЭПmin = 300 км
9. Интенсивность ЭП/t = 22,1 км/д

По всем параметрам маршрут соответствует четвертой категории сложности.

9. Литература.

При подготовке похода в основном использовался обзор Полярного Урала, сделанный Салтыревым –
http://my-tour.ru/2011/20110912-obzor_bluher_paior/otchet.htm


 
 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную