на главную
На главную
 походы отчёты документы 
 
 

р. ПЕСЧАНАЯ - р.КАТУНЬ

ОТЧЁТ

о прохождении водного туристского спортивного маршрута третьей категории сложности по Западному Алтаю
совершенном группой г. Челябинска в период с 16 июля по 28 июля 2017 года.

Маршрутная книжка № 58/2017
Руководитель группы Суворов Андрей Максимович
Челябинск
Тел. +7 963 473 44 97
e-mail: kosyatz@gmail.com
https://vk.com/s_rukzakami

Оглавление

  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  5. Изменения маршрута и их причины.
  6. График движения.
  7. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  8. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Городская физкультурно спортивная общественная организация "Федерация спортивного туризма г.Челябинска".

Адрес: г.Челябинск, ул. Воровского, д.48
e-mail: gfsoo_fstch@mail.ru

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Россия, республика Башкортостан, Белорецкий район.
Южный Урал, участок р.Белой между с.Арский Камень и с.Кага.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

водный

третья

214 км

12 / 8 дней

с 16 июля
по 28 июля 2017г

1.4. Подробная нитка маршрута.

с.Ильинка – сплав по р.Песчаная – с.Солоновка – переезд на автотранспорте – устье р.Бийка – сплав по р.Катунь – с.Манжерок.

  

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Порог

Уровень воды

К. с.

Дли-на, м

Ориентиры, просмотр

Характеристика препятствия

р.Песчаная. Все препятствия пройдены всеми экипажами.

1.

Кривой

сред-ний

3

50

Плавный правый поворот. Перед поворотом крупный остров. Просмотр и страховка с правого берега.

Участок реки на правом повороте с сужением до 20-25 м и повышенным уклоном. Валы до 1 м.

2.

Три камня

сред-ний

3

150

Сразу после стоянки Весёлой. Просмотр и страховка с левого берега.

Прямой участок реки с тремя сливами образующие небольшие бочки.

3.

Слаломный

сред-ний

3

150

Левый поворот сразу после пор.Три Камня. Просмотр и страховка с правого берега

Участок реки на левом повороте с обилием надводных камней. Валы до 0,8 м, небольшие сливы с бочками

4.

Первый Розовый Бом

сред-ний

3

350

В конце порога на левом повороте справа скала, которую видно за 500-600 м. Просмотр и страховка с левого берега, где в конце порога есть стоянка

Шивера с валами до 0,8 м, три широких бочки, обливные камни, требующие манёвра

5.

№31

сред-ний

3

600

Сразу после пор.Первый Розовый Бом, перед пор.Челюсти

Валы до 0,8 м, много обливных камней, образующих бочки

6.

Челюсти

сред-ний

3

250

За 200 м перед началом порога на локальном правом повороте слева отвесная скала. Просмотр и страховка с левого берега, где напротив порога есть стоянка

Первая ступень – достаточно мощная бочка до 1,5 м, далее нагромождение крупных камней, требующие умелого манёвра. Валы до 1м.

7.

№33

сред-ний

3

50

Расположен на правом повороте через 250 м после пор.Челюсти

Валы до 1,2 м, две мощных бочки

р.Катунь. Все препятствия пройдены всеми экипажами.

8.

Еландинский

сред-ний

3

100

Виден левый поворот, справа на повороте высокий берег. Слева скала высотой 10 м. Чалка для просмотра слева в устье р.Тышкескен. Страховка с берега малореальна ввиду широты русла

В левой части русла слив высотой до 1,5 м, в правой слив около 1 м. Далее валы до 2 м, мощная бочка в конце, но попасть в неё очень сложно

9.

Семинский, две ступени

сред-ний

3

200+ 400

Сужение реки за 1,5 км перед устьем р.Сема. Просмотр малоэффективен, т.к. линия движения лучше определяется с воды

Через 500 м после сужения дорожка валов высотой до 1,2 м; далее два острова в центре реки, после них необходим маневр между большими глыбами-островками. Валы до 1 м, воронки, поганки

10.

Манжерок

сред-ний

3

350

После левого поворота в конце с.Манжерок. Порог находится на правом повороте. Просмотр малоэффективен, поскольку не виден весь порог

Огромные глыбы в русле. Валы до 1,5 м. Пологие сливы, мощные бочки, которые можно обойти

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

ФИО

Год рождения

Туристская подготовка

Суворов Андрей Максимович (1)

1991

5У-рр.Башкаус-Чулышман (Алтай), 2Р-рр.Сакмара-Лемеза
(Южный Урал)

Максимов Евгений Николаевич (2)

1980

6У-рр.Карагем-Аргут

Шишкина Ариана Андреевна (3)

1991

4У-рр.Урсул-Катунь

Ермолаев Иван Сергеевич (4)

1988

2У-рр.Б.Нугуш-Нугуш

Солодникова Софья Александровна (5)

1996

2У-рр.Сакмара-Лемеза

Зеленкин Александр Валерьевич (6)

1971

2У-рр.Сакмара-Лемеза

Васильева Екатерина Андреевна (7)

1975

2У-рр.Сакмара-Лемеза,
1Р-р.Юрюзань

Калинин Дмитрий Сергеевич (8)

1992

2У-рр.Сакмара-Лемеза

Фартыгин Павел Александрович (9)

1990

2У-рр.Сакмара-Лемеза

Луканин Егор Анатольевич (10)

1998

2У-р.Сакмара

Исмагилова Юлия Салаватовна (11)

1988

2У-рр.Б.Нугуш-Нугуш

Сафронова Екатерина Валерьевна (12)

1987

1У-р.Белая

Комягин Иван Вячеславович (13)

1987

1У-р.Юрюзань

Максимова Мария Игоревна (14)

1987

1У-р.Чусовая

Взаимодействие с другими туристскими группами.

Изначально в составе группы должно было быть 22 человека. Фактически так оно и осталось, но формально у нас было две группы, возглавляемые Суворовым (14 человек) и Вдовиным (8 человек, зарегистрированные в «детской» МКК «Космос»). Причиной разделения стала просьба председателя МКК Челябинской областной МКК Вострикова С.Л.

Поскольку подготовка похода обеих «групп» велась совместно, поход был пройден единой командой, и состав судов был «смешанным». Общее руководство осуществлял Суворов А.М. Далее приведён состав «второй» группы.

ФИО

Год рождения

Туристская подготовка

Вдовин Илья Владимирович (15)

1980

3У–рр.М.Инзер-Лемеза-Березяк; 2Р–р.Сакмара

Иванов Дмитрий Михайлович (16)

1977

2У-р.Сакмара

Иванова Надежда Дмитриевна (17)

2002

2У-р.Сакмара

Ксенофонтов Олег Сергеевич (18)

1999

2У-р.Сакмара

Бакалинская Мария Леонидовна (19)

2002

2У-р.Сакмара

Иванов Георгий Дмитриевич (20)

2000

2У-р.Сакмара

Подковыркина Дарья Павловна (21)

2001

2У-р.Сакмара

Быковский Евгений Валерьевич (22)

2000

2У-р.Сакмара

1. «Стартовый» состав судов (капитан здесь и далее указан первым):

Курсивом выделены экипажи, состав которых не менялся на протяжении всего маршрута.
Максимов-Суворов,                    Шишкина-Ермолаев,                    Вдовин–Иванов Д.,
Солодникова-Максимова,         Калинин-Фартыгин,
Луканин-Ксенофонтов,              Подковыркина-Быковский,
Иванова–Иванов Г.–Исмагилова–Бакалинская,
Зеленкин-Васильева-Комягин-Сафронова.

2. Изменения через несколько километров после старта первого ходового дня 17.07:
Максимов-Солодникова, Суворов-Максимова

3. Ходовой день 18.07 начали в сочетании 1.

4. Изменения после обеда ходового дня 18.07:
Ксенофонтов-Иванова–Иванов Г.-Бакалинская,                            Луканин-Исмагилова

5. Изменения перед пор.Булка (ходовой день 20.07)
Ксенофонтов-Максимова–Иванов Г.–Бакалинская                       Солодникова-Иванова

6. Изменения перед стартом ходового дня 24.07:
Ксенофонтов-Иванова–Иванов Г.-Бакалинская,
Суворов–Максимова,                 Максимов–Солодникова

7. Изменения после посещения с.Еланда 24.07 и до финиша маршрута:
Суворов-Шишкина,                    Солодникова-Ермолаев               Максимов-Максимова

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

ОМКК Челябинской области. Адрес: г.Челябинск, ул.Воровского, 48.
Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/

1.9. Поход рассмотрен МКК РФСОО «Федерация спортивного туризма Челябинской области». (шифр МКК 177-00-566662520).

2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.

Пройти водный спортивный маршрут третьей категории сложности, повысить уровень туристского мастерства, посетить красивые природные объекты, получить удовольствие от общения с единомышленниками, сделать запоминающиеся фотографии.

3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Из Челябинска в Новосибирск и обратно ехали на поезде. Из Новосибирска до р.Песчаной (с.Ильинка), с р.Песчаной (с.Солоновка) до р.Катунь (устья р.Бийка) и с р.Катунь (с.Манжерок) до Новосибирска ехали на микроавтобусах с прицепом и/или грузовой площадкой на крыше, заказанных у фирмы АлтайТурСервис. Компания предоставляет хороший (достаточно низкий ценник), что вызывает повышенный спрос у тургрупп. Как следствие, договориться на конкретное время не всегда удаётся. К примеру, переезжать с Песчаной на Катунь нас настойчиво попросили вместо восьми утра в четыре часа ночи.

4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

р.Песчаная.
От Ильинки до Тоурака – на дорогу между этими населёнными пунктами. Сначала дорога идёт по левому берегу р.Песчаной, ниже устья р.В.Этагол – по правому.
От Тоурака до Куягана – сплав до Куягана.
От Куягана до устья р.Быстрой – сплав до устья р.Быстрой и выход либо на дорогу вдоль р.Быстрой в Карпово, либо по дороге вдоль левого берега р.Песчаная в Солоновку.

р.Катунь.
От устья р.Чеба до с.Соузга вдоль правого берега идёт автомобильная трасса, периодически появляюся автодороги и вдоль левого берега.

МЧС, ПСО.
Исходя из информации, полученной на странице сайта МЧС по республике Алтай (http://04.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/5194221/), руководителем группы было направлена заявка для регистрации маршрута на имя начальника Алтайского поисково-спасательного отряда МЧС России. Группа была зарегистрирована в журнале 14.07.2017 под номером 283..

5. Изменения маршрута и их причины.

Таблица запланированного и пройденного маршрута.

Дата

День пути

Запланированный маршрут

Пройденный маршрут

Участок маршрута

Км

Участок маршрута

Км

16.07

1

Стапель на р.Песчаная

Стапель на р.Песчаная

17.07

2

Стапель на р.Песчаная

Стапель на р.Песчаная

5 км выше с.Ильинка – 2км ниже с.Тоурак

27

6 км выше с.Ильинка – 12 км выше с.Тоурак

11

18.07

3

2 км ниже с.Тоурак – устье р.Баранча

27

12 км выше с.Тоурак - устье р.Баранча

44

19.07

4

Устье р.Баранча – стоянка «Весёлая»

33

Устье р.Баранча – стоянка «Весёлая

33

20.07

5

Днёвка

Днёвка

21.07

6

Стоянка «Весёлая» - стоянка в 1 км выше пор.Челюсти

8

Стоянка «Весёлая» – стоянка в 1 км выше пор.Челюсти

8

22.07

7

Стоянка в 1 км выше пор.Челюсти – с.Солоновка

17

Стоянка в 1 км выше пор.Челюсти – с.Солоновка

17

Антистапель на р.Песчаная

Антистапель на р.Песчаная

23.07

8

с.Солоновка – устье р.Чеба

с.Солоновка – устье р.Бийка

Стапель на р.Катунь

Стапель на р.Катунь

Устье р.Чеба – пор.Тельдекпень II

0,7

Устье р.Бийка – 1 км ниже устья р.Бийка

1

24.07

9

Обнос пор.Тельдекпень II

0,3

1 км ниже устья р.Бийка – 3 км выше с.Чемал

33

пор.Тельдекпень II – 3 км выше с.Чемал

38

25.07

10

3 км выше с.Чемал – устье р.Сема

39

3 км выше с.Чемал – 2 км ниже устья р.Сема

41

26.07

11

устье р.Сема – с.Соузга

41

Днёвка

27.07

12

Запасной день; антистапель на р.Катунь

2 км ниже устья р.Сема – 1 км ниже с.Манжерок

26

28.07

13

Ночёвка на месте антистапеля (с 27.07 на 27.08)

Ночёвка на месте антистапеля(с 27.07 на 27.08)

Итого активными способами передвижения:

(с учётом коэффициента 1.2),
в т.ч.:

231

Итого активными способами передвижения:

(с учётом коэффициента 1.2),
в т.ч.:

214

по р.Песчаная

112

по р.Песчаная

113

по р.Катунь

119

по р.Катунь

101

Причины изменений в графике:

1. Стапель 17.07 затянулся, поэтому прошли мало. Также была остановка, связанная с тем, что начала «травить» одна из гондол судна экипажа Солодникова-Максимова. 18.07 мы сумели нагнать отставание в графике.              
2. Не нашли хорошего подъезда к устью р.Чеба, поэтому стартовали на Катуни с устья р.Бийка.           
3. Нашли хороший вариант для антистапеля ниже с.Манжерок, поэтому не стали продолжить сплав по р.Катунь до с.Соузга, тем более что определяющих препятствий на этом участке не было.

6. График движения.

День

Да-та

Препятствие, географический объект, находящийся в конце участка маршрута.
Определяющие препятствия выделены жирным

Длина участка, км

Накопленный итог по реке, км

16.07

1

р.ПЕСЧАНАЯ: Стапель в 6 км выше с.Ильинка на ПБ

17.07

2

Окончание стапеля

Мост №1 (в начале с.Ильинка)

5,2

5,2

Мост №2 (с.Ильинка)

1,0

6,2

Мост №3 (с.Ильинка)

1,0

7,2

Мост №4 (с.Ильинка)

0,6

7,8

Мост №5 (ниже с.Ильинка)

2,8

10,6

Стоянка 17.07 на ПБ

1,0

11,6

18.07

3

Мост №6 (перед устьем р.В.Этогол)

4,0

15,6

р.В.Этогол (левый приток)

0,1

15,7

р.Казанда (правый приток)

2,3

18,0

Мост №7 перед устьем р.Этогол

5,7

23,7

Мост №8 (в конце с.Тоурак)

2,7

26,4

Начало с.Куяган

15,1

41,5

Мост №9 (с.Куяган)

3,5

45,0

Начало узкой протоки

2,0

47,0

Конец узкой протоки

1,3

48,3

р.Баранча (правый приток)

7,5

55,8

Стоянка 18.07 на ЛБ

0,2

56,0

19.07

4

Чалка на ЛБ перед 1-й ступенью пор. Две ступени

2,2

58,2

2-я ступень пор. Две ступени

0,6

58,8

Чалка на ПБ перед пор.Кривой

4,5

63,3

Аил на ЛБ, обед

3,1

66,4

Турбаза на ЛБ

0,3

66,7

р.Б.Тихая (левый приток)

17,0

83,7

Чалка на ЛБ перед пор.Входной

4,4

88,1

Стоянка «Веселая» 19-20.07 на ЛБ после пор.Входной

0,4

88,5

20.07

5

Днёвка

88,5

21.07

6

Чалка на ПБ после пор.Три камня, перед пор.Слаломный

0,3

88,8

Чалка на ПБ перед пор.Троллейбус

1,7

90,5

Хорошая стоянка на ЛБ

1,0

91,5

Чалка на ЛБ перед пор.Первый Розовый Бом

4,2

95,7

Стоянка 21.07 на ЛБ после пор.Первый Розовый Бом

0,3

96,0

22.07

7

Прохождение пор.№31, чалка на ЛБ перед пор.Челюсти

0,9

96,9

Прохождение пор.№33, далее до р.Быстрая (левый приток)

3,7

100,6

Чалка к кемпингу 3"А"

10,4

111,0

Мост №10 (с.Солоновка)

2,1

113,1

Чалка на ПБ к антистапелю, стоянка 22.07

0,1

113,2

23.07

8

р.КАТУНЬ: Стапель 23.07 на ПБ ниже устья р.Бийка

Стоянка 23.07 на ЛБ

1,2

1,2

24.07

9

р.Коскол (левый приток)

1,4

2,6

пор. за устьем р.Коскол

1,1

3,7

Чалка на ЛБ в устье р.Тышкескен перед пор.Еландинский

3,8

7,5

Чалка на ЛБ для посещения с.Еланда

2,5

10,0

р.Апшуяхта (левый приток)

4,4

14,4

Чалка на ПБ для посещения вдп.Чечкиш

1,2

15,6

Ручей (левый приток)

8,1

23,7

Шивера во всё русло

0,5

24,2

р.Бертка (левый приток), конец шиверы

0,8

25,0

Шивера во всё русло, длина около 0,7 км

5,3

30,3

Стоянка 24.07 на ЛБ

3,3

33,6

25.07

10

пор.Чемальские Ворота

1,4

35,0

Чалка на ПБ для осмотра Чемальской ГЭС

0,4

35,4

с.Чемал

0,6

36,0

с.Аюла

4,1

40,1

р.Элекмонар (правый приток)

3,3

43,4

Элекмонарская шивера

0,6

44,0

пор.Элекмонар

1,5

45,5

Мост

0,3

45,8

Мост в с.Анос

3,7

49,5

р.Узнезя (правый приток)

3,2

52,7

Мост, пор.Аскатские ворота

2,1

54,8

Обед 25.07

2,3

57,1

пор.Чепош

2,2

59,3

с.Чепош

5,3

64,6

пор.Семинский, 1-я ступень

7,1

71,7

пор.Семинский, 2-я ступень

0,7

72,4

р.Сема (левый приток)

0,4

72,8

Мост в с.Усть-Сема

0,9

73,7

Стоянка 25-26.07 на острове со стороны ПБ

0,7

74,4

26.07

11

Днёвка

74,4

27.07

12

Мост

0,7

75,1

Чалка на ЛБ для осмотра вдп.Камышлинский

2,2

77,3

с.Барангол

1,7

79,0

Мост

0,6

79,6

пор.Муны

4,7

84,3

Мост, «Бир.Катунь»

9,7

94,0

Слив в конце левой протоки, далее Манжерокская шивера

3,5

97,5

с.Манжерок

2,0

99,5

пор.Манжерок

0,7

100,2

Чалка на ПБ к антистапелю, стоянка 27.07

1,4

101,6

28.07

13

Ночёвка на месте антистапеля (с 27.07 на 28.07)

101,6

GPS-координаты точек можно скачать здесь: https://cloud.mail.ru/public/K5Bq/GLVSAiiQ1

7. Техническое описание прохождения группой маршрута.

16.07.2017. 1 день.

Подъезд на место стапеля проходил через населённые пункты Черга, Улусчерга, Кукуя. На развилке в долине р.Песчаная повернули направо (вниз по течению) в сторону Ильинки, проехали 1 км (прямой участок дороги), и в конце этого участка, перед плавного правого поворотом встали на обширной поляне с двумя берёзами (GPS-1). Лагерь ставили в сумерках.

17.07.2017. 2 день.

С утра и до обеда собирали катамараны, стартовали после обеда.

Русло реки узкое, ширина около 10 м. Для участка до Ильинки характерны резкие локальные повороты с навалом на кусты, стволы деревьев в русле. Также встречались перекаты, на которых приходилось слезать с катамарана и проводить судно. Совсем нередки были расчёски. В одном месте берёза была наклонена над всей шириной русла. Расстояние от ствола до воды составляло около 1 м 20 см, что позволило судам и наклонившимся гребцам пройти под берёзой. Река иногда делилась на протоки, однако основная струя выделялась достаточно чётко.

В начале ходового дня одна из гондол К-2 Николаич, на котором шёл экипаж Солодникова-Максимова, начала спускать. Воздух выходил не очень быстро –  немедленного ремонта не требовалось, и его отложили на вечер. В связи с форс-мажором девушки почувствовали себя некомфортно, поэтому было решено, что Максимов пересаживается к Солодниковой на К-2 Николаич и периодически подувает проблемную гондолу, а Максимова пересаживается к Суворову на К-2 «Чероки».

В целом группа удачно прошла участок выше Ильинки. Однако в одном случае от прижима к ЛБ на резком ПП экипажу Суворов-Максимова уйти не удалось. Пока экипаж отталкивался от берега, в них сзади упёрлись ещё два экипажа, которым после преодоления прижима первым экипажем пришлось делать то же самое.

Увидев мост (№1) перед началом Ильинки, зачалились на ЛБ. Мост высокий, однако под ним был небольшой завал. Максимов отрубил мешавший нам ствол, и мы продолжили движение. Пройдя с ходу достаточно высокий пешеходный мостик (№2), и следующий за ним автомобильный мост (№3), мы зачалились на ЛБ. Сходили в деревню в магазин, набрали воды в колонке.

Характер следующего участка аналогичен участку выше Ильинки. Последний мост (№4) в Ильинке (пешеходный, достаточно высокий) был пройден сходу. Последний в этот день мост ниже Ильинки (№5) также проходили сходу, однако ввиду того, что высота моста над уровнем воды составляла не более 1 м, приходилось сходить с катамарана и проходить под мостом по дну, проводя рядом судно. После моста и до стоянки река текла единым руслом, без резких поворотов.

Встали на стоянку на правый берег. Ровная «полка», много дров. 

место стапеля на правом берегу выше Ильинки, на заднем плане место стартового отчаливания

один из редких прямых участков Песчаной выше Ильинки

мост перед началом Ильинки

автомобильный мост в Ильинке

место стоянки после первого ходового дня.

 

18.07.2017. 3 день.


Участок до Куягана представлял собой несильные шиверы, временами разбои, но с ярко выраженной основной струёй.

Мост перед устьем р.В.Этогол (№6) проходится без проблем.

То же самое можно сказать и о мосте выше устья р.Этогол незадолго до Тоурака (№7).

С особой осторожностью надо относиться к мосту ближе к концу Тоурака (№8). Перед ним некрутой правый поворот, основная струя идее по внешнему радиусу, т.е. слева. Как раз левая часть моста практически лежит на воде. Небходимо чалиться справа и рассматривать варианты его прохождения или обноса.

Первые экипажи слезали с катамаранов и проводили суда по мостом, идя рядом с катамараном по дну, т.к. и справа мост пролегает невысоко над водой (на расстоянии около 1м). Руководствуясь тем, что скорость течения у моста невелика, и уйти вправо можно достаточно легко, руководитель принял ошибочное решение идти дальше, не дожидаясь немного отставшие экипажи. В результате экипаж Иванова – Иванов Г. – Исмагилова – Бакалинская не сумел до конца «вырулить» вправо. Исмагилова прошла мост снизу (внутри рамы), остальные вылезли на мост. К счастью, никто не пострадал.

Также необходимо осторожно проходить автомобильный мост в Куягане (№9). Он достаточно высокий, длинный, со множеством опор. Мы проходили его в крайним левым пролётом, выставляя нос под углом в 30 градусов вправо, т.к. имел место небольшой навал на левые опоры пролёта.
После Куягана начались саамы сложные разбои, длившиеся около 3 км, в начале последнего километра ушли в узкую левую протоку, поскольку выбор широкой правой до самой «развилки» между ними был неочевиден. В результате немногим более километра мы гребли по руслу шириной в 1,5-2 катамарана. Ближе к концу протоки путь нам преградил берёзовый ствол, лежавший на высоте 70 см от поверхности воды. Катамараны цеплялись за ствол одним из рюкзаков, и приходилось некоторое время (от 20 до 40 секунд) отталкиваться от ствола. При этом одному из гребцов нужно было перешагнуть ствол сверху. Несмотря на достаточную серьёзность ситуации, нам удалось справиться с ней даже без потери вещей.

На ночёвку встали на левом берегу в 200 м ниже устья р.Баранча. Дров не очень много. 

мост перед устьем р.В.Этогол

в разбоях ниже Куягана

в разбоях ниже Куягана

стоянка на ЛБ ниже устья реки Баранча. 

 

19.07.2017. 4 день.

Вскоре после старта зачалились на левом берегу перед пор.Две ступени, осмотрели его. Несмотря на не самую высокую сложность порога (три вала до 0,5 м в левой части русла, образованных подводной плитой), ввиду того, что он был первым на маршруте, выставили для первого экипажа Суворов-Максимов страховку спасконцом (страховал Калинин) в 20 м ниже первой ступени порога.

После прохождения первый экипаж встал на страховку с воды. Затем их сменил экипаж Калинин-Фартыгин.

Через 500 м прошли кильватерной колонной вторую ступень порога. Шивера, отдельные камни в русле.

Между порогами встречались локальные слабые шиверы. Перед пор.Кривой зачалились на правом берегу. После осмотра проходили порог тандемом экипажей Максимов-Суворов, Солодникова-Максимова и вставали на страховку с воды. Затем их сменил тандем экипажей Калинин-Фартыгин, Луканин-Исмагилова, который страховал прохождение остальных пяти экипажей.

Далее до устья р.Б.Тихой – плёс, затем, после захода в «каньон» практически непрерывная шивера, достаточно много полуобливных камней., плохо видных с воды.

Зачалились перед пор.Входной на левом берегу. Порог представляет собой дорожку валов под ЛБ высотой до 0,5 м на очень плавном ЛП. Первым порог проходил Экипаж Максимов-Суворов и страховали остальные экипажи с воды.

Сразу после порога чалились на ЛБ на стоянку Весёлая. 

первая ступень пор.Две ступени

пор.Кривой

пор.Кривой

плёсы перед началом каньона

пор.Входной

пор.Входной

стоянка Весёлая

стоянка Весёлая, на заднем плане знаменитые холодильник и телевизор.

20.07.2017. 5 день.

Днёвка. С утра заготовили дрова для бани. Таскали их с крутого склона возле стоянки. После обеда тренировали самосплав и страховку по пор.Входной. Страховали самосплавщиков двумя спасконцами и двумя катамаранами.


21.07.2017. 6 день.

Перед выходом просмотрели пор.Три камня. Первым порог проходил экипаж Максимов-Суворов, их страховал Калинин спасконцом с ЛБ. Отстраховав второй экипаж, Калинин ушёл на прохождение. В дальнейшем очередной экипаж страховали минимум два катамарана.

В итоге все экипажи  зачалились за пор.Три Камня на ПБ для просмотра пор.Слаломный. Этот порог первыми прошли тандем экипажей Максимов-Суворов, Зеленкин-Васильева-Комягин-Сафронова. Заходили в порог справа, затем смещались влево. Затем они страховали экипаж Шишкина-Ермолаев. Далее Васильева шла на съёмку, и слелдующие экипажи страховали экипажи Максимов-Суворов, Шишкина-Ермолаев.

Далее до чалки перед пор.Троллейбус достаточно интенсивная шивера – валы до 0,7 м, сливы с полуобливных камней. Осмотрев с ПБ пор.Троллейбус, поняли, что он ничем не отличается от пройденного после пор.Слаломный фона, и продолжили движение кильватерной колонной. Обед делали на хорошей стоянке на ЛБ после ЛП.

После обеда вскоре зачалились на ЛБ перед пор.Булка. Порог представлял из себя тривиальную шиверу. Первыми порог проходили тандем экипажей Максимов-Суворов, Зеленкин-Васильева-Комягин-Сафронова, затем по одному экипажу.

Далее фон 2-3 к.с. – валы до 0,7м, камни в русле, небольшие сливы. Зачалились на ЛБ перед пор.Первый Розовый Бом. Порог проходили тандемами из двух экипажей.

1: Максимов-Суворов, Солодникова-Иванова;
2: Калинин-Фартыгин, Ксенофонтов-Максимова–Иванов Г.–Бакалинская;
3: Луканин-Исмагилова, Подковыркина-Быковский;
4: Вдовин–Иванов Д., Зеленкин-Васильева-Комягин-Сафронова;
Последним порог проходил экипаж Шишкина-Ермолаев.

После порога с ЛБ широкое улово и хорошая стоянка. Ночевали на ней. Дров много. 

пор.Три камня, съёмка с правого берега

пор.Три камня, съёмка с левого берега

начало пор.Слаломный

средняя часть пор.Слаломный

конец пор.Слаломный

пор.Троллейбус, крупный камень справа и есть «троллейбус»

чалка перед пор.Булка, на заднем плане в начале островка камень-«булка»

на заднем плане ключевая часть пор.Булка

средняя часть пор.Первый Розовый Бом

конец пор.Первый Розовый Бом.

 

22.07.2017. 7 день.

Сразу после выхода прошли пор.№31 – мощная щивера 3к.с., зачалились перед пор.Челюсти после ПП на ЛБ за скалой. Осмотрели порог, выставили два спасконца с ЛБ (Максимова, Калинин). Первым порог прошёл экипаж Максимов-Суворов и встал на страховку с воды. Затем Калинин ушёл на прохождение. После этого очередной экипаж страховало как минимум два экипажа с воды.

После мощной шиверы 3к.с. (пор.№33) подошли к пор.Второй Розовый Бом (средней сложности шивера на ЛП, идётся по центру). Порог проходили по схеме прохождения порогов Слаломный и Булка.

Далее ещё несколько приятных порожков, и мы вышли к устью р.Быстрой. Сделали перекус. Дров, чтобы развести костёр, в шаговой доступности не было.

Шиверы постепенно ослабели, река вышла в широкую долину, сменив характер на равнинный. Финишировали сразу после моста в Солоновке на ПБ. Дрова имеются, но не в изобилии. 

пор.№31

пор.№31

первый слив пор.Челюсти

второй слив пор.Челюсти

средняя часть пор.Челюсти

плёсы после каньона. 

 

23.07.2017. 8 день.

Рано утром выехали на Катунь, стапелились на удобной поляне рядом с правым притоком Бийка.

До обеда собрали катамараны, перечалились на ЛБ, в 1 км ниже поляны. Устроили полуднёвку. Место хорошее, стоянку сделали на полке в сосновом бору, дров много, ниже стоянки пляж, хороший вид вокруг.

стапель на Катуни, на заднем плане мостик через р.Бийка.

 

24.07.2017. 9 день


Через 2 км после выхода походной колонной прошли порог за устьем р.Коскол. Протяжённость 100 м. После сужения реки валы до 1,3 м, в начале порога мощная бочка, которая легко обходится.

Затем зачалились в устье ручья Тышкескен на ЛБ. Осмотрели его. Первыми порог прошёл тандем экипажей Максимов-Солодникова и Суворов-Максимова. Далее остальные экипажи.

перед началом порога за устьем р.Коскол

порог за устьем р.Коскол

чалка перед пор.Еландинский

слив в пор.Еландинский

валы в пор.Еландинский

группа у водопада Чечкиш.

 

25.07.2017. 10 день.

Через 2км после выхода кильватерной колонной прошли пор.Чемальские ворота (воронки, поганки в скальном сужении реки) и зачалились на ПБ чуть ниже устья р.Чемал для осмотра Чемальской ГЭС. Чалка сложная, необходимо траверсировать сильные струи между скальными обломками, которые начинаются сразу после порога.

Элекмонарская шивера ниже р.Элекмонар представляет собой узкую цепочку валов до 1м на протяжении около 50 м. Под мостом (проходили по центру) порог Элекмонар «тянет» максимум на 2 к.с., ничем не отличаясь от прочих шивер. Есть проход возле левого берега, где визуально должно было быть посложнее.

Порог Аскатские ворота представляет собой лишь воронки и поганки под мостом.

Пообедали ниже на острове со стороны ЛБ.

Далее почти сразу начинается пор.Чепош. Заход у правого берега, где имеются две локальные бочки. Далее основной проход слева с валами до 1 м. Мы прошли справа в узкий проход между камнями. После локального ЛП русло сжато скальными стенками. На выходе водовороты.
Порог Семинский проходили кильватерной колонной.

Встали на стоянку на большом острове со стороны ПБ напротив с.Усть-Сема. Много дров, есть даже стол.

пор.Чемальские ворота

Элекмонарская шивера

пор.Элекмонар

начало пор.Чепош

первая ступень пор.Семинский

вторая ступень пор.Семинский

остров, на котором была днёвка.

 

26.07.2017. 11 день.

Днёвка.

27.07.2017. 12 деь.

Через 3 км после старта зачалились на ЛБ у Камышлинского водопада, осмотрели его, купили сувениры. Загидрились, прошли порог Муны (к.с. 2+, правая протока поджимается скальной стенкой ЛБ, струя отбивается к ПБ перпендикулярно общему направлению русла, затем струя снова отбивается к центру, где присутствуют валы в турбулентном потоке). Порог проходили кильватерной колонной, разбитой на три тройки, чтобы распределить зоны ответственности.

Первое трио: Суворов-Шишкина, Подковыркина-Быковский, Солодникова-Ермолаев
Второе трио: Максимов-Максимова, Ксенофонтов-Иванова–Иванов Г-Бакалинская, Луканин-Исмагилова
Третье трио: Калинин-Фартыгин, Зеленкин-Васильева-Комягин-Сафронова,
Вдовин–Иванов Д.

Таким же образом проходили Манжерокскую шиверу и пор.Манжерок. В пор.Манжерок необходимо уходить в ту протоку, в которую ситуационно удобно идти, не пытаясь сместиться туда, где «поинтереснее» во избежание попадание в навалы на острова, что является самым опасным в этом пороге.

Закончили ходовой день, а вместе с ним и весь маршрут на ЛБ после небольшого песчаного пляжа в сосновом лесу с удобными полянами перед базой ФСИН по республике Алтай. Место хорошее, однако необходимо ночное дежурство – у нас пропали некоторые вещи.

пор.Муны

шив.Манжерокская

начало пор.Манжерок, справа – с.Манжерок

основная часть пор.Манжерок

пляж, в 100-150 м ниже которого был завершён маршрут.

 

28.07.2017.

Рано утром выехали в Новосибирск.

8. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Группа успешно прошла маршрут. Было пройдено десять препятствий третьей категории сложности. Члены группы повысили уровень туристской подготовки большинство из них впервые познакомились с реками Алтая.


 
 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную