Аэропорт Тбилиси. Высота н.у.м. 483 м. Начало маршрута. Фото № 1.
Фото № 1. Аэропорт Тбилиси. Начало похода.
2,80 км – поворот направо (выезд на трассу Тбилиси - Сагареджо).
15,04 км – съезд с трассы налево, окончание локального подъема.
28,40 км – п.Уджарма. Фото № 2.
Фото № 2. На въезде в п.Уджарма.
39,30 км – мост через р.Иори.
39,84 км – п.Отараани.
41,30 км – развилка, поворачиваем направо. Влево дорога уходит на п.Бочорма.
46,6 км – п.Гомбори. Фото № 3. Обеденный отдых за п.Гомбори. Фото № 4.
Фото № 3. На въезде в п.Гомбори.
Фото № 4. Обеденный отдых на подъеме к пер.Гомборский 1593 м а/м.
55,54 км – пер.Гомборский 1593м а/м (фото № 5), на перевале есть оборудованнй источник с небольшим расходом.
Фото № 5. На перевале Гомборский 1593 м а/м.
62,30 км – п.Тетоцклеби.
72,90 км – оборудованный источник рядом с Шуамтинским монастырем.
75,30 км – развилка, уходим по дороге вправо (небольшой подъем) на Телави. Влево дорога идет к п.Вардисубани.
80,70 км – развилка, покупаем бензин. Поворачиваем направо к Телави.
80,90 км – Телави. Фото № 6.
87,40 км – оборудованный источник на выезде из города. Дорога равномерно идет вниз к р.Алазани.
96,00 км – мост через р.Алазани
98,31 км – съезд с дороги налево, движение по грунтовой дороге вдоль реки Алазани.
Фото № 6. На въезде в Телави.
100,22 км – остановка на ночевку на берегу р.Алазани. Фото № 7.
Фото № 7. Лагерь на берегу р.Алазани перед п.Напареули.
100,59 – выезд на асфальтированную дорогу, поворот налево.
107,22 км – п.Напареули. Фото № 8.
Фото № 8. На въезде в п.Напареули.
114,12 км – Пшавели. Фото № 9.
Фото № 9. На въезде в Пшавели.
115,52 км – развилка, поворот направо на Омало.
119,82 км – начало дороги из разбитого асфальта.
120,32 км – начало асфальтовой дороги.
122,02 км – мост через реку Стори, начало грунтовой дороги.
139,32 км – водопад.
139,77 км – участок каменистой горной дороги на пер.Абано 2875 м н/к. Фото № 10.
Фото № 10. Крутой подъем вдоль р.Стори на пер.Абано.
142,52 км – мост через реку Стори, начало серпантина.
143,64 км – очень крутой (10-15%) подъем в начале серпантина от р.Стори. Фото № 11.
Фото № 11. Подъем по серпантину от р.Стори на пер.Абано 2875 м н/к.
149,33 км – участок подъема на пер.Абано по грунтовой дороге. Остановка для отдыха. Фото № 12.
Фото № 12. Остановка для отдыха на одном из витков серпантина при подъеме на пер.Абано 2875 м н/к.
149,99 км – окончание первой серии серпантинов. Продолжение крутого (9%) подъема к перевалу по каменистой грунтовой дороге. Фото № 13, 14.
Фото № 13. Крутой подъем на пер.Абано 2875 м н/к от р.Стори.
Фото № 14. Участок горной дороги на пер.Абано.
155,24 км – начало второй серии серпантинов перед пер.Абано. Фото № 15.
Фото № 15. Движение по горной дороге на пер.Абано 2875 м н/к.
159,70 км – остановка на ночлег на перевале Абано 2875 м н/к. Фото № 16.
Фото № 16. Лагерь на перевале Абано.
159,70 км – пер.Абано 2875 м н/к (отделяет Тушетию от Кахетии). Фото № 17, 18.
Фото № 17. На перевале Абано 2875 м н/к.
Фото № 18. Вид с пер.Абано в сторону спуска к п.Омало.
160,74 км – спуск с пер.Абано по каменистой горной дороге. Фото № 19.
Фото № 19. На спуске с перевала Абано 2875 м н/к к п.Омало.
168,29 км – мост через р.Чабилахи на спуске с пер.Абано.
171,06 км – движение вдоль р.Хисос Алазани. Фото № 20.
Фото № 20. Движение по каньону вдоль р.Хисос Алазани к п.Хиса.
176,80 км – развилка перед мостом. Слева – п.Хиса. Едем прямо через мост.
182,30 км – уходим влево через мост (р.Андийское Койсу), подъем к Омало по серпантину.
185,50 км – окончание первой части подъема к Омало (выезд на плато).
188,21 км – участок подъема по серпантину грунтовой горной дороги к Омало. Фото № 21.
190,20 км – развилка с информационным стендом. Поворачиваем налево к Омало. Фото № 22.
190,90 км – Омало. Имеется возможность набрать воды. Начало спуска.
193,20 км – окончание спуска, начало подъема.
195,50 км – развилка, поворачиваем налево. Справа стоит домик.
199,00 км – п.Бочома.
200,20 км – локальный перевал.
Фото № 21. Участок крутого подъема к Омало от р.Андийское Койсу.
Фото № 22. Крепости на подъезде к Омало.
205,19 км – участок каменистой горной дороги на спуске к п.Бегеда. Фото № 23.
Фото № 23. Спуск к п.Бегеда по каменистой горной дороге.
209,30 км – конец спуска, мост через р. Тушетская Алазани.
211,02 км – остановка на ночлег на берегу р. Тушетская Алазани. Фото № 24.
Фото № 24. Лагерь на берегу реки Тушетская Алазани перед п.Верховани.
212,20 км – брод через приток р.Тушетская Алазани. Фото № 25.
Фото № 25. Преодоление притока р.Тушетская Алазани.
215,81 км – развилка. Дорога вправо сворачивает на п.Верховани. Движемся прямо вверх к п.Коклота. Фото № 26.
Фото № 26. Подъем от р.Тушетская Алазани к п.Коклота по тракторной лесной дороге крутизной 16%.
217,28 км – п.Коклота. На картах обозначено как нежилое селение, в действительности 1 дом обжитый. Продолжаем подъем. Фото № 27.
Фото № 27. Подъем от п.Коклота без тропы на хр.Сачинчвле.
218,12 км – тропа траверсом вдоль хребта. Фото № 28.
Фото № 28. Движение траверсом по узкой тропе вдоль хребта.
218,82 км – окончание траверса хребта. Тропа становится более выраженной, но проходит по выступающим частям скального массива, уступам, через заросли кустарника. Велосипеды и рюкзаки переносим челночным способом или по 2 человека. Фото № 29.
Фото № 29. Перенос велосипедов и рюкзаков на сложных участках тропы от п.Коклота к долине р.Тушетская Алазани.
219,71 км – тропа снова начинает идти вдоль хребта. Открылся вид на долину р.Тушетская Алазани. Продолжаются сложные участки пути, требующие переноски велосипедов. Фото № 30.
Фото № 30. Перенос велосипедов и рюкзаков через осыпи.
222,41 км – крутой участок тропы с осыпями. Фото № 31.
Фото № 31. Преодоление крутого участка тропы.
223,42 км – крутой подъем вверх по узкой полке в скале. Челночная переноска велосипеда и рюкзака. Фото № 32.
Фото № 32. Участок крутого подъема с началом узкой скальной полки между п.Коклота и долиной р.Тушетская Алазани.
226,92 км – кош. За кошем тропа скрыта под осыпями. Возвращаемся назад на 600 м и находим новую верхнюю тропу, идущую параллельно нижней.
227,97 км – начало спуска к р.Тушетская Алазани. Фото № 33.
Фото № 33. В начале спуска к долине реки Тушетская Алазани с хр.Сакерпо.
231,66 км – место ночевки у р. Тушетская Алазани. Фото № 34.
Фото № 34. Лагерь в долине реки Тушетская Алазани.
232,77 км – пешеходный мостик через р.Тушетская Алазани.
234,46 км – движение без тропы и по туристской тропе вдоль р.Тушетская Алазани. Фото № 35, 36.
Фото № 35. Движение по камням в долине реки Тушетская Алазани вверх по течению.
Фото № 36. Переноска велосипедов и рюкзаков по узкой тропе, идущей вдоль р.Тушетская Алазани от п.Верховани.
237,46 км – заброшенная летовка. Продолжаем идти по трудночитаемой тропе вдоль р.Тушетская Алазани. Фото № 37.
Фото № 37. Движемся по заросшей тропе в сторону начала подъема на пер.Сакорно 2835м н/к.
241,16 км – жилой кош, в котором с конца мая по сентябрь живут тушины (2-3 чел.), занимающиеся разведением лошадей. Общаемся, уточняем дорогу.
242,16 км – переходим вброд р.Тушетскую Алазани.
242,26 км – начало подъема на пер.Сакорно 2835 м н/к. Фото № 38.
Фото № 38. Начало подъема на пер.Сакорно 2835 м н/к от р.Тушетская Алазани.
243,58 км – начало подъема на пер.Сакорно 2835 м н/к. Фото № 38.
Фото № 39. Вид на р.Тушетская Алазани при подъеме на пер.Сакорно 2835м.
245,05 км – окончание подъема серпантином, начало хорошо читаемой узкой и крутой, с осыпями тропы на пер.Сакорно 2835 м н/к. Фото № 40, 41. Движемся аккуратно и внимательно.
Фото № 40. Движение по тропе с открывшимся видом на пер.Сакорно 2835м.
Фото № 41. Движение группы по узкой крутой тропе с осыпями к пер.Сакорно 2835м н/к.
246,22 км – крутой перевальный взлет к пер.Сакорно 2835 м н/к. Фото № 42.
Фото № 42. Перевальный взлет на пер.Сакорно 2835 м н/к.
246,46 км – пер. Сакорно 2835 м н/к. Фото № 43. Начинаем движение по Главному Кавказскому Хребту. Фото № 44.
Фото № 43. На перевале Сакорно 2835 м н/к. Вид в сторону подъема.
Фото № 44. Движение по ГКХ от пер.Сакорно к г.Малый Борбало.
247,86 км – остановка на ровной площадке для ночлега. Фото № 45.
Фото № 45. Лагерь на ГКХ между пер.Сакорно и г.Малый Борбало. Гроза.
249,01 км – движение по ГКХ под дождем в условиях ограниченной видимости. Движемся плотной группой, руководитель и замыкающий связываются по рации. Фото № 46.
Фото № 46. Движение по ГКХ от пер.Сакорно к г.Малый Борбало. Дождь.
250,22 км – траверс г.Мал. Барбало 3134 м. Тропа с мелким камнем. Фото № 47, 48. Ввиду дождя, чередующего с туманом, фотографировать получается редко.
Фото № 47. Крутой подъем на участке от пер.Сакорно к г.Малый Борбало.
Фото № 48. Траверс г.Мал. Барбало 3134 м.
251,32 км – крутой (15.6 %) спуск с ГКХ. Фото № 49.
Фото № 49. Спуск с ГКХ к р. Боркилосхеле под дождем.
253,06 км – снежник. Фото № 50.
Фото № 50. Снежник на спуске с ГКХ к р. Боркилосхеле.
254,45 км – преодоление многочисленных грязевых потоков, стекающих с гор во время дождя. Фото № 51.
Фото № 51. Грязевой поток на спуске с ГКХ.
254,76 км – спустились к реке Боркилосхеле. Неоднократно переходим ее вброд. Фото № 52.
Фото № 52. Движение без тропы вдоль р.Боркилосхеле в сторону п.Андаки.
256,13 км – р.Андакисцкали. Началась труднопроходимая тропа, заросли выше человеческого роста. Фото № 53. Часто переходим реку вброд. Фото № 54.
Фото № 53. Труднопроходимая тропа вдоль р.Андакисцкали к п.Андаки.
261,06 км – вешаем страховочную веревку для перехода через р. Андакисцкали. Фото № 55.
Фото № 54. Одно из многочисленных преодолений р.Андакисцкали вброд.
Фото № 55. Для перехода через р.Андакисцкали используем страховочную веревку.
261,34 км – брод через р. Андакисцкали. Фото № 56.
Фото № 56. Очередной брод через р.Андакисцкали.
262,05 км – остановка на ночлег на берегу р. Андакисцкали. Фото № 57.
Фото № 57. Лагерь на берегу р.Андакисцкали между п.Андаки и п.Арчило.
262,05 км – вечером и утром делаем разведку от лагеря. Тропа, идущая по правому берегу на высоте 30-40 м над рекой Андакисцкали в месте впадения крупного притока обвалена и покрыта осыпями; пройти по ней траверсом не представляется возможным. На левом берегу реки есть нехоженая тропа, уходящая перпендикулярно от реки на хребет Хаманисгори; пройдя по тропе 300м убеждаемся, что она не ведет к п.Арчило.
Принимаем решение двигаться по р.Андакисцкали. Фото № 58 - 60. Убеждаемся, что приняли правильное решение, проходя по участкам тропы, изредка появляющимся из полноводной после прошедших дождей реки. Фото № 61. Участок вдоль реки по камням, река резко сбрасывает высоту, превращаясь в каскад водопадов.
Фото № 58. Движение по реке Андакисцкали к п.Арчило.
Фото № 59. Передвижение траверсом вдоль р.Андакисцкали к п.Арчило.
Фото № 60. Попеременная передача велосипедов и рюкзаков на опасном участке тропы вдоль р.Тушетская Алазани.
Фото № 61. Едва различимая тропа по камням вдоль р.Андакисцкали.
262,887 – окончание крутого спуска по р.Андакисцкали. Фото № 62.
Фото № 62. Внизу крутого спуска по р.Андакисцкали.
262,98 – брод реки Амугосхеви. Фото № 63.
Фото № 63. Переход стенкой через реку Амугосхеви.
263,85 км – дома чеченцев (п.Арчило). Фото № 64. Тропа просматривается лучше.
Фото № 64. Мостик через р.Амугосхеви перед п.Арчило.
264,00 км – крутая и узкая тропа за п.Арчило. Фото № 65.
Фото № 65. Перенос велосипедов и рюкзаков по узкой крутой тропе за п.Арчило (на заднем плане – один из двух жителей п.Арчило).
268,43 км – через р.Андаки появились мостики. Реку больше в брод не переходим. Фото № 66.
Фото № 66. Тропа по берегу р.Андаки. Впереди виден мостик в сторону п.Ардоти.
269,80 км – мост через реку, затем движемся по теснине вдоль р.Андаки. Фото № 67.
Фото № 67. После прошедших дождей тропа большей частью скрыта водой.
271,28 км – прошли теснину, перешли на правый берег р.Андаки. Встреча с группой пеших туристов.
273,65 км – п.Ардоти, началась каменистая грунтовка, по которой впервые за несколько дней можно ехать на велосипеде. Фото № 68.
Фото № 68. Начало каменистой грунтовой дороги от Ардоти к Шатили.
276,25 км – п.Мутсо. Фото № 69.
Фото № 69. Движение по грунтовой каменистой дороге мимо п.Мутсо вдоль р.Андаки.
278,05 км – погранпост. Проверка документов и оформление пропуска в приграничную зону.
286,25 км – граница с Россией (Чечня).
291,01 км – остановка на ночлег на берегу р.Аргун, проходящей через Шатили. Фото № 70.
В день нашего приезда в Шатили проводился крупный этнический фестиваль. Более 1000 человек расположились в палатках и на машинах вдоль р.Аргун. Рядом с крепостью Шатили была установлена сцена, где играли и пели музыканты.
Фото № 70. Лагерь в Шатили на берегу р.Аргун.
291,11 км – выезд из Шатили. Фото № 71.
Фото № 71. Указатель на выезде из Шатили.
300,00 км – водопад. Фото № 72.
Фото № 72. Участок дороги от Шатили к п.Кистани.
304,02 км – подъем к п.Кистани. Фото № 73.
Фото № 73. Участок каменистой горной дороги к п.Кистани.
306,51 км – п.Кистани. Фото № 74.
Фото № 74. Указатель на въезде в п.Кистани.
307,71 км – оборонительная башня в п.Лебаискари.
310,43 км – участок подъема на пер. Датвив-Джварисгеле 2676 м по горной грунтовой дороге. Фото № 75.
Фото № 75. Подъем на перевал Датвив-Джварисгеле 2676 м. На заднем плане видны машины, которые возвращаются с этнического фестиваля в Шатили.
316,11 км – пер. Датвив-Джварисгеле 2676 м. Фото № 76.
Фото № 76. На перевале Датвив-Джварисгеле 2676 м. Вид в сторону Шатили.
324,91 км – п.Хахмати. Фото № 77.
Фото № 77. Указатель перед п.Хахмати.
333,31 км – мост через реку Хевсурская Арагви. Через 300 м поворот на Рошку. На дороге начал появляться мелкий камень.
339,21 км – п.Корша.
340,41 км – п.Барисахо. Фото № 78.
Фото № 78. Указатель на п.Барисахо.
340,89 км – остановка на ночевку на берегу р.Хевсурская Арагви недалеко от заброшенной ГЭС.
Фото № 79. Лагерь на берегу реки Хевсурская Арагви рядом с п.Барисахо.
347,34 км – мост, развилка. Суапхо влево, Жинвали прямо. Едем прямо.
350,58 км – начало асфальтовой дороги.
353,19 км – начало грунтовой дороги с гравием.
354,89 км – начало асфальтовой дороги.
359,59 км – развилка. Влево Чаргали, прямо Жинвали. Едем прямо.
364,59 км – Магароскари. Фото № 80. Местами разбитый асфальт.
Фото № 80. На въезде в п.Магароскари.
382,70 км – Жинвальское водохранилище. Фото № 81.
389,99 км – Чинти, окончание спуска.
390,89 км – поворот направо.
391,89 км – развилка. Выезд на трассу Владикавказ - Тбилиси. Поворачиваем налево на Тбилиси. Асфальт.
398,69 км – Поворот вправо на Душети. Начало подъема 3.5%.
402,69 км – конец подъема, г.Душети. Фото № 82.
403,82 км – центр г.Душети. Нашим маршрутом интересуются полицейские-пограничники. Фото № 83. Проблема заключается в близости границы с Южной Осетией. Посмотрев на наш трек на GPS-навигаторе и карты, полицейские остаются в недоумении, поскольку мы собираемся ехать к Гори второстепенными дорогами. Последовав за нами на джипе, через несколько километров нас снова останавливают и еще раз интересуются маршрутом. По их мнению (наверное, они не знают, что велосипедисты не любят ездить по автобанам) оптимальной дорогой будет основная трасса, соединяющая Душети с Гори. И настоятельно просят ехать именно этой дорогой.
Фото № 81. Движение вдоль Жинвальского вдхр. к п.Чинти.
Фото № 82. Стела на въезде в Душети.
Нам приходится спуститься на дорогу Владикавказ – Тбилиси до Натахтари, а затем двигаться по достраивающемуся автобану Тбилиси – Кутаиси. Новый маршрут идет параллельно предполагавшемуся ранее, но на большем удалении от границы с Южной Осетией. Патруль пограничников сопровождает нас на протяжении 20км. В результате данных мер безопасности мы сделали крюк в 30км и вынуждены были ехать по дорогам с большим потоком автотранспорта.
Фото № 83. Общение с полицейскими-пограничниками в Душети.
413,89 км – начало спуска на трассу Владикавказ – Тбилиси.
419,99 км – окончание спуска, трасса Владикавказ - Тбилиси. Поворачиваем направо на Тбилиси.
428,89 км – п.Натахтари. Фото № 84.
Фото № 84. На въезде в п.Натахтари.
434,89 км – выезд на автобан Тбилиси – Кутаиси.
438,59 км – съехали с автобана. Едем параллельно ему по асфальтной дороге.
440,09 км – грунтовая дорога с гравием.
443,41 км – остановка на ночевку в лесополосе. Фото № 85.
Фото № 85. Лагерь в лесополосе недалеко от трассы Тбилиси – Гори.
444,98 км – выезд на автобан Тбилиси – Кутаиси. Фото № 86.
Фото № 86. Движение в направлении к Гори по автобану Тбилиси – Кутаиси.
490,21 км – г.Гори.
494,61 км – остановка для осмотра достопримечательности "Дом Сталина".
496,61 км – выезд из г.Гори. Пересекем по мосту р.Кура и едем параллельно ж/д. Фото № 87.
Фото № 87. Указатель на выезде из г.Гори.
505,81 км – п.Скра. Едем по грунтовой дороге параллельно ж/д.
507,11 км – внезапное окончание грунтовой проселочной дороги. Движемся перпендикулярно ж/д по направлению к гравийной автодороге. Фото № 88.
510,31 км – через сады выехали на гравийную дорогу.
Фото № 88. Движение по полю от ж/д к п.Гвлеви.
512,91 км – п.Гвлеви. Фото № 89.
Фото № 89. Указатель перед п.Гвлеви.
515,65 км – п.Земо-Хведурети, начало асфальтовой дороги, спуск в Карели.
519,41 км – Карели. Фото № 90.
Фото № 90. На въезде в Карели.
526,01 км – развилка, поворот направо на Хашури. Грунтовая дорога с гравием.
526,50 км – п.Татанаантубани. Остановка на ночевку в саду недалеко от моста через р.Дзама. Фото № 91.
Фото № 91. Лагерь во фруктовом саду недалеко от р.Дзама в п.Татанаантубани.
532,51 км – начало асфальтовой дороги.
534,21 км – п.Ахалсопели, поворот направо. Через 130 метров налево, через 850 м еще раз налево. Грунтовая щебенчатая дорога.
535,50 км – асфальт. Попадаются участки грунтовой щебенчатой дороги.
546,90 км – выезд на автодорогу Гори - Кутаиси. Поворот налево.
549,10 км – Хашури. Фото № 92. В Хашури по трассе уходим направо на Сурами.
Фото № 92. Указатель на въезде в Хашури.
561,30 км – развилка, съезжаем с трассы влево на грунтовую горную дорогу, ведущую через пер.Сурамский 954 м к п.Харагаули. Фото № 93. Асфальтовая дорога идет прямо (на пер.Рикотский).
Фото № 93. Развилка на Харагаули.
562,20 км – грунтовая дорога с гравием, подъем на пер.Сурамский 954 м.
565,10 км – пер.Сурамский 954 м а/м. Фото № 94.
Фото № 94. На Сурамском перевале 954м а/м.
573,70 км – п.Ципа. Фото № 95.
Фото № 95. На выезде из п.Ципа.
578,50 км – железнодорожный арочный мост.
589,50 км – п.Дидваке.
597,50 км – п.Харагаули. Фото № 96. Начало асфальтовой дороги.
Фото № 96. Указатель перед п.Харагаули.
607,50 км – выезд на трассу Гори – Кутаиси.
617,30 км – г.Зестафони. Закупка продуктов на Сванетию.
636,50 км – свернули с трассы вправо на Ткибули (дорога через Эцери).
639,91 км – остановка на ночлег перед п.Эцери. Фото № 97.
Фото № 97. Лагерь в сосновой роще перед п.Эцери.
640,11 км – выезд на асфальтовую дорогу.
641,75 км – грунтовая проселочная дорога с гравием.
645,94 км – асфальтовая дорога.
646,71 км – начало грунтовой дороги с гравием.
648,63 км – асфальт.
649,85 км – выехали на трассу. Поворот налево, источник. Начало подъема на перевал 584м а/м.
650,73 км – подъем по серпантину на перевал 584м а/м. Фото № 98.
Фото № 98. Движение по серпантину на пер. 584м а/м от п.Дзеври.
656,01 км – перевал 584 м а/м. Фото № 99. Ткибульское вдхр.
Фото № 99. На перевале 584м а/м. Вид в сторону нашего подъема на перевал.
662,51 км – Ткибули. Фото № 100.
Фото № 100. На выезде из Ткибули.
678,04 км – подъем по серпантину на пер.Накеральский 1217 м а/м.
Фото № 101. Подъем по свежеуложенному асфальту на пер.Накеральский от Ткибули.
679,01 км – пер.Накеральский 1217 м а/м.
Фото № 102. Пер.Накеральский 1217 м а/м. Вид в сторону Шаорского вдхр.
680,11 км – Шаорское вдхр. Сломался барабан на задней втулке. Буксировка велосипеда до места ночевки и полудневки на берегу Шаорского вдхр.
Фото № 103. Буксировка поломанного велосипеда.
688,74 км – съезд направо на каменистую грунтовую дорогу к Шаорскому вдхр. Едем по дамбе.
690,44 км – место ночевки и полудневки на Шаорском вдхр.
Фото № 104. Лагерь на берегу Шаорского вдхр. (северный берег).
691,64 км – начало асфальтового спуска в Амбролаури. Фото № 105.
Фото № 105. Спуск по новой асфальтовой дороге от Шаорского вдхр. к Амбролаури.
709,74 км – Амбролаури. Едем вниз по течению р.Риони.
723,95 км – п.Пирвели Тола. Фото № 106.
Фото № 106. Табличка на въезде в п.Пирвели Тола.
739,94 км – Ачара. Развилка. Возле развилки источник. Поворачиваем направо и едем вверх по течению вдоль р.Ладжанури. Дорога проходит по ущелью. Разбитый асфальт. Фото № 107.
Фото № 107. Движение по ущелью вверх по течению р.Ладжанури от Ачары.
743,21 км – слева плотина и Ладжанурское вдхр. Дорога идет через туннель. Фото № 108.
Фото № 108. Туннель рядом с плотиной Ладжанурского вдхр.
743,31 км – выехали из туннеля, начало гравийной грунтовой дороги.
749,34 км – мост, п.Ладжана, начало подъема на перевал 986 м. Фото № 109.
Фото № 109. Подъем по серпантину от п.Ладжана на пер.986 м а/м.
751,94 км – на 3-ей петле серпантина начался асфальт.
756,34 км – пер. 986 м а/м. Фото № 110.
Фото № 110. На пер.986 м а/м. Вид в сторону п.Ладжана.
757,11 км – грейдерная дорога с пер. 986 м а/м. Фото № 111.
Фото № 111. Спуск с пер.986 м а/м по щебеночной грейдерной дороге в сторону п.Цагери.
762,54 км – окончание спуска с перевала. Мост через р.Цхенисцкали, развилка. Фото № 112. Поворачиваем направо на Лентехи.
Фото № 112. Мост через р.Цхенисцкали. Развилка Кутаиси – Лентехи.
773,03 км – движение вдоль р.Цхенисцкали в сторону Лентехи. Фото № 113.
Фото № 113. Подъем к Лентехи вдоль р.Цхенисцкали.
783,12 км – остановка на ночевку перед Лентехи на берегу р.Цхенисцкали. Фото № 114.
Фото № 114. Лагерь на берегу р.Цхенисцкали перед Лентехи.
783,92 км – Лентехи. Фото № 115.
Фото № 115. На въезде в Лентехи.
784,32 км – развилка, поворачиваем направо. Поломка трещетки на задней втулке (сорвало сварные швы, сделанные в Амбролаури). Скрепляем большую звезду кассеты и спицы хомутами. Фото № 116. Теперь педали приходится крутить постоянно.
786,28 км – профилированная горная дорога. Фото № 117.
Машин почти нет, встретили группу итальянцев, путешествующих налегке с джипом сопровождения, которые спускались нам навстречу.
816,03 км – п.Лемзагори. Есть придорожный ларек, в котом можно купить шоколадные батончики и печенье. Местные жители угощают нас вкусной природной минеральной водой, говорят, что недалеко в советское время находился санаторий с лечебными мин.водами.
830,12 км – мост через р.Корулдаши недалеко от впадения в нее р.Пхенисцкали. Вправо через мост уходит грунтовая дорога, переходящая в туристскую тропу. Едем по основной горной грунтовой дороге к пер.Загар 2623м, не переезжая через р.Корулдаши. Фото № 118. Прощаемся с шерифом, который время от времени нас сопровождал на полицейском пикапе. По его словам, дальше его джип проехать не сможет. Дорога становится более каменистой.
Фото № 116. Ремонт: соединение кассеты и спиц хомутами.
Фото № 117. Начало участка грунтовой горной дороги за Лентехи в сторону п.Сасаши.
Фото № 118. Участок грунтовой горной дороги вдоль р.Корулдаши в направлении п.Цана.
836,02 км – развилка. Вправо уходит дорога на альплагерь "Зеско", продолжаем движение прямо. Фото № 119.
Фото № 119. Развилка: вправо – а/л "Зеско", прямо – пер.Загар 2623м н/к.
836,55 км – участок грунтовой дороги на пер.Загар 2623м н/к. Фото № 120.
Фото № 120. Движение вверх по течению вдоль р.Корулдаши на пер.Загар.
838,32 км – п.Цана (несколько дворов).
839,22 км – открылся вид на ледник Айлама. Фото № 121.
Фото № 121. Движение по каменистой горной дороге (на заднем плане – ледник Айлама) к пер.Загар.
840,38 км – участок каменистой горной дороги. Фото № 122.
Фото № 122. Каменистая горная дорога на пер.Загар 2623м н/к.
841,02 км – пересекаем реку. Крутой подъем (11%), очень крупный камень.
843,24 км – остановка на ночевку в заброшенном альплагере "Айлама". Фото № 123, 124. Недалеко есть оборудованный источник воды. Вечером идет ливень.
Фото № 123. Ужин в заброшенном а/л "Айлама".
Фото № 124. Здание а/л на фоне ледника Айлама.
849,74 км – участок крутого подъема (11.5%) на пер.Загар по каменистой горной дороге. Фото № 125.
Фото № 125. Подъем на пер.Загар 2623м н/к от а/л "Айлама".
851,15 км – придорожный родник. Фото № 126.
Фото № 126. Родник на подъеме к пер.Загар.
851,65 км – перевал Загар 2623м н/к. Фото № 127.
Фото № 127. На перевале Загар 2623м н/к.
857,99 км – участок каменистой горной дороги на спуске с пер.Загар в п.Ушгули. Фото № 128.
Фото № 128. Спуск с пер.Загар в п.Ушгули по каменистой горной дороге.
859,03 км – участки размытой грязью дороги рядом с п.Ушгули. Фото № 129.
Фото № 129. Грязевой участок дороги рядом с п.Ушгули.
859,24 км – Ушгули. Фото № 130.
Фото № 130. Поселок Ушгули и высшая точка Грузии – гора Шхара 5068м (на заднем плане).
871,79 км – участок спуска по профилированной горной дороге. Фото № 131.
Фото № 131. Спуск от п.Ушгули вдоль р.Ингури к п.Вичнаши.
877,59 км – п.Вичнаши. Фото № 132.
Фото № 132. Поселок Винаши на р.Ингури.
889,24 км – п.Богреши, начало подъема серпантином на пер.Угыр 1922м а/м. Поломка барабана на втулке заднего колеса, а также ремонт заклинивших конусов на переднем колесе. Фиксируем кассету к спицам стяжками.
896,84 км – пер.Угыр 1922м а/м. Фото № 133. Набор высоты 400м, крутизна подъема – 7.3%.
Фото № 133. На перевале Угыр. Вид в сторону спуска к Местии.
897,93 км – участок горной дороги на спуске с пер.Угыр 1922м. Фото № 134.
Фото № 134. На спуске с пер.Угыр 1922м. На заднем плане – г.Ушба 4700м.
902,24 км – мост чере р. Мулхура. Конец спуска.
902,44 км – остановка на ночлег на поляне перед мостом через р.Мулхура. Фото № 135.
Фото № 135. Лагерь рядом с мостом через р.Мулхура.
908,86 км – развилка. Влево Иели, прямо – Местиа. Едем прямо. Бетонная дорога.
909,04 км – участок бетонной дороги на спуске в Местию. Фото № 136.
Фото № 136. На спуске в Местию. На заднем плане – г.Ушба 4700м.
910,00 км – Местиа. Фото № 137.
Фото № 137. Указатель на въезде в центр Сванетии – г.Местиа.
910,94 км – грунтовая дорога в Местии, грязь. Очень активно идет строительство гостиниц, магазинов, укладывается новая дорога.
912,96 км – начало бетонной дороги.
921,75 км – участок бетонной дороги Местиа – Зугдиди. Фото № 138.
Фото № 138. На спуске от Местии к Зугдиди. На заднем плане – г.Лайла-Лехели 4008м.
922,14 км – начало грунтовой дороги, грязь.
923,24 км – начало бетонной дороги. Фото № 139.
927,34 км – начало гравийной грунтовой дороги.
930,24 км – начало бетонной дороги.
933,84 км – начало гравийной грунтовой дороги.
934,64 км – начало бетонной дороги.
935,64 км – начало гравийной грунтовой дороги.
945,54 км – начало бетонной дороги.
954,04 км – начало гравийной грунтовой дороги. Фото № 140.
Фото № 139. Спуск по новой бетонной дороге Местиа – Зугдиди.
Фото № 140. Ведется строительство дороги.
955,24 км – начало бетонной дороги.
969,44 км – п.Лахани. Фото № 141.
Фото № 141. Указатель на выезде из п.Лахани.
971,44 км – начало гравийной грунтовой дороги.
972,44 км – начало асфальтовой дороги.
977,44 км – п.Хаиши.
986,54 км – Джварское вдхр. Дорога проходит через туннели.
992,75 км – участок реконструируемой дороги вдоль Джварского вдхр. Фото № 142.
Фото № 142. Асфальтовая дорога вдоль Джварского вдхр.
1010,81 км – остановка на ночевку недалеко от дороги рядом с оборудованным родником. Рядом несколько заброшенных военных строений.
1013,32 км – начало спуска по асфальтовой дороге.
1021,11 км – мост через р.Магана.
1022,51 км – Джвари. Фото № 143.
Фото № 143. Стела в поселке Джвари.
1038,21 км – Зеда-Эцери. Фото № 144.
Фото № 144. Указатель на въезде в Зеда-Эцери.
1048,11 км – въезд в Зугдиди. Фото № 145.
Фото № 145. Указатель на въезде в Зугдиди.
1053,50 км – г.Зугдиди. Железнодорожный вокзал. Окончание похода. Фото № 146.
Фото № 146. Железнодорожный вокзал Зугдиди. Окончание похода |