КАЛМЫКИЯ+
ОТЧЁТ
о прохождении автомобильного туристского спортивного маршрута второй категории сложности
по Южному федеральному округу РФ,
совершённом группой туристов г.Саратова
в период с 10.08.10 по 17.08.10
Маршрутная книжка №
Руководитель группы Машников А.Н.
410600, Саратов, ул.Зарубина, 65, кв.6
тел. 8 (845 2) 21 56 25, e-mail: man_tur@mail.ru
http: www.manturs.narod.ru/
Оглавление
Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
- Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её
достижения, особенности, новизна.
- Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников
и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация
ПСО.
- Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
- Изменения маршрута и их причины.
- График движения.
- Техническое описание прохождения группой маршрута.
- Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на
маршруте.
- Перечень наиболее интересных природных, исторических и
др. объектов (занятий) на маршруте.
- Дополнительные сведения о походе.
- Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
- Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
1. Проводящая организация:
Самостоятельно.
2. Страна, республика, край, область, район, подрайон,
массив.
Российская Федерация. Саратовская, Волгоградская, Астраханская, Ростовская области, Ставропольский край и республика Калмыкия.
3. Общие справочные сведения о маршруте.
Вид туризма |
КС похода |
Протяжённость похода (км) |
Продолжительность |
Сроки проведения |
всего |
ходовые |
авто |
вторая |
4189 км.
В зачёт
3464 км |
8 дней |
8 дней |
10.08.10 – 17.08.10 |
4. Подробная нитка маршрута.
Саратов - Волгоград – М.Дербеты – Цаган-Нур – т.к. 47N-46E – Утта – Лагань – Ильинка – Элиста – т.к. 46N-43E – Светлоград – т.к. 45N-44E – т.к. 45N-43E – Городовиковск – т.к. 46N-42E – т.к. 47N-43E – Пролетарск – т.к. 47N-41E – Азов – Семибалки – т.к. 47N-39E – Ростов-на-Дону – Таганрог – Шахты – Богучар – Балашов – Саратов.
6. Определяющие препятствия маршрута.
Вид препятствия |
Кп |
Длина ПП |
Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование, и т.д.) |
Асфальт |
0,8 |
3702/ 3076 |
Качество различное. До 20% плохое. |
Полевые дороги |
1,0 |
70/ 44 |
Хорошо укатанные, сухие. |
Грейдер и полевые дороги |
1,5 |
367/ 303 |
Разбитые или не укатанные. |
Песчаная колея |
2,2-2,5 |
50/ 41 |
Песок или пашня. |
7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя
и участников.
N |
Ф.И.О. |
Г.Р. |
Тур.опыт |
Обязанности |
Адрес |
Фото |
1 |
Машников Александр Николаевич |
1963 |
I-Р Оренбург (авто)
VI-Р ЯМАЛ,
(лыж.),
опыт вело, горных походов |
Руководитель, фото, ЗИП. |
Саратов Зарубина 65., кв.6
(8452) 21 56 25
man_tur@mail.ru |
|
2 |
Машникова
Наталья Николаевна |
1963 |
I-У Оренбург (авто)
Опыт горных и водных походов до II кс. |
Штурман, завхоз, врач, фото. |
Саратов Зарубина 65., кв.6
(8452) 21 56 25
nn0505@mail.ru |
|
8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.
Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/
9. Поход рассмотрен МКК ТССР РФ (шифр МКК 100-00-666666653).
1. Общая идея похода (путешествия), стратегия
и тактика её достижения, особенности, новизна.
После удачного автомобильного путешествия по Оренбургской области в 2009 году мы решили пройти поход протяжённее и сложнее.
Целью путешествия стало посещение не пройденных ни кем точек конфлюенции. Это точки, в которых параллели с меридианами пересекаются в целых числах градусов, без минут и секунд. В Интернете существует проект: посещение таких точек, и размещения в Сети фотоматериалов. Более подробно с проектом «Degree Confluence Project» можно ознакомиться на сайте http://www.confluence.org. Посещение одиннадцати точек мы поставили своей задачей в данном путешествии.
Второй задачей похода было прохождение участка 3кс в Калмыкии: Волгоград –
Мал. Дербеты – Цаган-Нур – Сарпа - Утта – Астрахань. Этот участок мы немного изменили. От Сарпы мы направились не к Утте, а через Белоозёрный к точке с координатами 47N-46E и далее через Эрдниевский и Молодёжный к Утте. Тем самым мы включили 18км полного бездорожья по песчаной полупустыне.
2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.
Заповедники. На территории республики Калмыкия расположен Государственный природный биосферный заповедник «Черные Земли». Сейчас он имеет статус биосферного резервата ЮНЕСКО.
Управление заповедника:
59240. Республика Калмыкия,
Черноземельский р-н, пос. Комсомольский, ул. Некрасова, 31
Тел./факс: (847-43) 9-14-53, 9-12-54
Мы не планировали посещение заповедника. Перед походом мы получили информацию, что работники заповедника разбрасывают на территории колючки. Это метод борьбы с браконьерами, ведущими охоту на сайгаков.
Недалеко от маршрута расположены Ростовский и Астраханский заповедники.
Бензин. На участке Малые Дербеты – Утта нет официальных заправок. В некоторых посёлках бензин можно купить у местного населения. Предприимчивые жители завозят бензин, а потом продают его пятилитровыми канистрами. Цена на 5-7 рублей выше (за литр), чем на бензоколонках региона.
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные
варианты.
Аварийные варианты нами не планировались, так как местность достаточно густо населена.
Запасные варианты планировались непосредственно перед началом и по ходу маршрута. В поход брали ноутбук со всем картографическим материалом. Была возможность уточнять прохождение локальных участков непосредственно на маршруте.
4. Изменения маршрута и их причины.
Маршрут пройден с использованием запасных вариантов.
Изменить маршрут пришлось после неудачного посещения точки 46N-47E. При попытке посещения этого места экипажу пришлось проехать 15км по пескам. На этом участке наблюдали, как трактор пытался вытащить «ГАЗель». Температура в это время поднималась выше +42°С. Наш автомобиль не предназначен для таких условий, это всё же городская машина. Оценив обстановку решили оставить точки 46N-47E, 45N-47E, 45N-46E на будущее и отправиться дальше через Астрахань и Элисту к 46N-43E, 45N-44E, 45N-43E.
Перед самым выездом обнаружилось, что пройдена точка 49N-42E. Было решено посетить город Таганрог (где живёт Беляков, который разговаривает с телевизором) и вернуться домой по маршруту Таганрог – Шахты – Богучар – Балашов – Саратов, исключив повторение участка Саратов – Камышин.
Заявленный маршрут:
|
Пройденный маршрут:
|
Саратов - Волгоград - М.Дербеты - Цаган-Нур - т.к. 47-46 - Утта - т.к. 46-47 - Ильинка (Астрахань) - Лагань - т.к. 45-47 - т.к. 45-46 - Нефтекумск - Будённовск - т.к. 45-44 - т.к. 45-43 - Светлоград - т.к. 46-42 - т.к. 46-43 - Элиста - Ремонтное - т.к. 47-43 - Пролетарск - т.к. 47-41 - Батайск - Азов - Семибалки - Ростов-на Дону - Шахты - Советское - т.к. 49-42 - Лог - Камышин – Саратов
|
Саратов - Волгоград - М.Дербеты - Цаган-Нур - т.к. 47-46 - Утта - Лагань – Ильинка (Астрахань) - Элиста - т.к. 46-43 - Светлоград - т.к. 45-44 - т.к. 45-43 - Городовиковск – Сальск - т.к. 46-42 - т.к. 47-43 - Пролетарск - т.к. 47-41 - Азов - Семибалки - т.к. 47-39 - Ростов-на-Дону - Таганрог - Шахты - Богучар - Балашов - Саратов |
|
|
В итоге заявленный маршрут с 3506км удлинился до 4189км. Без учёта повторов протяжённость составила 3464км.
5. График движения.
день пути/ дата |
Участок пути |
км по участку |
в зачёт по участку |
км/день/ в зачёт |
Кп |
покрытие |
примечание |
1
10.авг |
Саратов - Волгоград |
400 |
400 |
637/ 634 |
0,8 |
асфальт |
|
Волгоград - М.Дербеты |
100 |
100 |
0,8 |
асфальт |
|
М.Дербеты - Ханата |
33 |
30 |
1,5 |
грейдер |
|
Ханата - Цаган-Нур |
55 |
55 |
1,5 |
полевая |
|
Цаган-Нур - Озёрный |
10 |
10 |
1,5 |
грейдер |
|
Озёрный - Сарпа |
30 |
30 |
1,5 |
полевая |
|
Сарпа - ночь |
9 |
9 |
1,5 |
полевая |
волки |
2
11.авг |
ночь - Белозёрный |
29 |
29 |
430/ 405 |
1,5 |
полевая |
|
Белозёрный - точка |
11 |
11 |
2,2 |
песок |
|
точка - Октябрьский |
22 |
18 |
2,2 |
песок |
47N-46E |
Октябрьский - трасса |
9 |
9 |
1,5 |
грейдер |
|
трасса - Утта |
89 |
89 |
0,8 |
асфальт |
|
Утта - Михайловка |
156 |
156 |
0,8 |
асфальт |
|
Михайловка - Зензили |
6 |
6 |
1,5 |
грейдер |
|
Зензили - точка - Зензили |
15 |
10 |
2,5 |
песок |
газпром |
Зензили - Михайловка |
6 |
0 |
1,5 |
грейдер |
|
Михайловка - Лиман |
20 |
10 |
0,8 |
асфальт |
|
Лиман - Лагань |
67 |
67 |
1,5 |
грейдер |
|
3
12.авг |
Лагань - Лиман |
67 |
20 |
523/ 379 |
1,5 |
грейдер |
|
Лиман - Ильинка |
88 |
88 |
0,8 |
асфальт |
волга |
Ильинка - Элиста |
330 |
256 |
0,8 |
асфальт |
|
по Элисте |
38 |
15 |
0,8 |
асфальт |
экскурсии |
4
13.авг |
Элиста – Манычское |
116 |
116 |
282/ 237 |
0,8 |
асфальт |
|
Манычское - точка |
18 |
18 |
1,0 |
полевая |
|
по пашне |
2 |
2 |
2,2 |
пашня |
46N-43E |
точка - Манычское |
17 |
0 |
1,0 |
полевая |
|
Манычское - Светлоград |
129 |
101 |
0,8 |
асфальт |
|
5
14.авг |
Светлоград - Искра |
113 |
113 |
428/ 333 |
0,8 |
асфальт |
|
Искра - точка |
10 |
10 |
1,0 |
полевая |
45N-44E |
точка - Искра |
9 |
0 |
1,0 |
полевая |
|
Искра - Гофицкое |
93 |
11 |
0,8 |
асфальт |
|
Гофицкое - точка |
5 |
5 |
1,5 |
полевая |
45N-43E |
точка - Гофицкое |
4 |
0 |
1,5 |
полевая |
|
Гофицкое - Шин-Бядл |
185 |
185 |
0,8 |
асфальт |
|
Шин-Бядл - точка |
9 |
9 |
1,0 |
полевая |
46N-42E |
6
15.авг |
точка - Городовиковск |
7 |
7 |
689/ 416 |
1,0 |
полевая |
пасека |
Городовиковск - Бурульский |
227 |
94 |
0,8 |
асфальт |
|
Бурульский - точка |
27 |
27 |
1,5 |
полевая |
47N-43E |
точка - Красный Октябрь |
218 |
82 |
0,8 |
асфальт |
|
Красный Октябрь - точка |
10 |
6 |
1,5 |
полевая |
47N-41E |
точка - Семибалки |
200 |
200 |
0,8 |
асфальт |
Азовское
море |
7
16.авг |
Семибалки - точка - Таганрог |
165 |
92 |
601/ 461 |
0,8 |
асфальт |
47N-39E |
Таганрог - Богучар |
436 |
369 |
0,8 |
асфальт |
|
8
17.авг |
Богучар - Поворино |
263 |
263 |
599/ 599 |
0,8 |
асфальт |
|
Поворино - Саратов |
336 |
336 |
0,8 |
асфальт |
|
8 дней |
ИТОГО |
4189 |
3464 |
4189/ 3464 |
|
|
|
6. Техническое описание прохождения группой
маршрута.
День 1 - 10.08.2010.
Саратов – М.Дербеты – Ханата – Цаган-Нур – Озёрный – Сарпа – ночь.
Выехали из Саратова в направлении Волгограда. В планах на сегодня пройти Малые Дербеты и как можно ближе подъехать к точке 47°N 46°E.
Трасса на удивление свободна, хотя и не выходной. Этот участок мы проезжали уже не раз. Асфальт в меру разбит, из-за очень жаркого лета образовались колеи. Между Красноармейском и Камышином кое-где наблюдаем выгоревшие посадки. К обеду проезжаем Волгоград, скорость по городу немного снижается. До посёлка Малые Дербеты хорошая асфальтированная дорога – это трасса на Элисту.Обедаем в придорожном кафе. Жара за 40°.
Перед посёлком Малые Дербеты уходим с трассы на грейдер. Начинается самый интересный участок. Качество покрытия с каждым километром ухудшается. Успокаиваем себя тем, что это ещё не песок. Перед посёлком Ханата появляется асфальт, но он разбит ещё больше чем грейдер. Дальше идут степные дороги без покрытия. Нужно постоянно контролировать направление дороги. Она может уйти в сторону к летовке или к колодцу. Приходится проезжать немного по степи в поисках дороги нужного направления. В Цаган-Нуре оказывается, что бензина осталось не так много. Если придётся буксовать – его может не хватить. Местные говорят, что ближайшая бензоколонка в 100 километрах отсюда. Показывают дом, где можно купить бензин, покупаем 10 литров по 27 рублей. Некоторое время едем по грейдеру, но в следующем посёлке грейдер заканчивается. Вдоль дороги вместо лесополосы растут здоровенные чертополохи. Спрашиваем направление на Сарпу. В том направлении едет машина, старая «шестёрка», едем за ним. Близко ехать невозможно – из-за пыли ничего не видно, но и далеко отпускать его нельзя. Скорость для таких дорог приличная – 60-80км/ч. Водитель знает свои дороги и ведёт очень уверенно. Озёра сильно обмелели, до воды добраться невозможно – берег представляет собой широкую полосу солёной грязи. Пасутся огромные красные коровы. К Сарпе подъезжаем уже в сумерках, сворачиваем на восток в направлении Белоозёрного. Дорога отвратительная, впечатление такое, что её специально портили. Пробираемся не быстрее 20км/ч. Через 9км скрываемся за бугром и встаём на ночёвку. Ночь проходит беспокойно – под вой волков.
За день проехали 637км (634км в зачёт).
День 2 - 11.08.2010.
ночь – Белозёрный – точка 47°N-46°E – Октябрьский – трасса – Утта – Михайловка – Зензили – точка – Зензили – Михайловка – Лиман – Лагань.
В 8.00 выезд с места ночёвки. Программа-максимум – посещение 2 точек (47°N 46°E, 46°N 47°E) и ночёвка под Астраханью в Ильинке. От первой точки мы находимся в 25км по прямой и она не вызывает сомнений, а вторая под вопросом, так как она в песках.
По разбитой полевой дороге доезжаем до посёлка Белоозёрный, сворачиваем на юг. Дороги здесь песчаные. Иногда колея не позволяет ехать по дороге, выезжаем в степь. В 9.00 мы на точке. Делаем необходимые фотографии. На улице жара +42! Даём немного отдохнуть машине.
Статья для сайта http://www.confluence.org.
11-Авг-2010 – Посмотрев на карту «Worldwide Confluence Navigator» на сайте проекта, мы обнаружили, что в Южном федеральном округе России осталось много не посещённых слияний. Своё автопутешествие мы решили провести по Калмыкии, Ставропольскому краю и Ростовской области. Наиболее сложными предполагались посещения точек Калмыкии, что и подтвердилось в ходе путешествия. Из пяти слияний мы «закрыли» только два. Юг и восток республики расположен в зоне полупустынь, там распространены пески и не всякая машина может проехать по такой местности.
Первым на маршруте мы посетили слияние 47°N 46°E. Точка расположена на территории республики Калмыкия, в 12,4 км южнее посёлка Белоозёрный. Ближайшая асфальтированная дорога находится в 23 километрах восточнее. Из Саратова мы доехали до Волгограда, свернув на Элистинскую трассу, добрались до районного центра Малые Дербеты. После посёлка асфальт закончился, и начались приключения. Пыльные грунтовые дороги чередовались с разбитыми грейдерами, последние 11 км ехали по песчаным колеям и просто по степи. Максимальная температура днём поднималась до 42°С. Ночевали в степи под вой волков в 25 км от слияния. Всего от асфальта до точки проехали 184 км.
Местность равнинная, имеет облик опустыненных степей и полупустыни. Через каждые 10-20 км имеются колодцы, около них располагаются коши. Пасутся стада коров и овец.
От точки конфлюенции мы направились в восточном направлении и через 28 километров степных дорог выехали на хорошую асфальтированную дорогу Цаган-Аман – Утта. Попав в пески в районе посёлка Зензели, мы оставили слияния юго-востока Калмыкии и отправились к точке 46°N 43°E в Ставропольский край.
11-Aug-2010 – Looking at the map “Worldwide Confluence Navigator” on the site of the project we noticed that in Southern Federal District in Russia there are still lots of confluence point we haven’t visited yet. We decided to travel by car to Kalmukia, Stavropol Territory and the Rostov Region. Points in Kalmykia seemed to be the most difficult ones, and it was really so! We “closed” only 2 points out of 5. Southern and eastern parts of the Republic are situated in a semi desert zone, there are lots of sands there, and few cars can possibly drive there.
The first point to visit was 47°N 46°E. The point is situated on the territory of Republic of Kalmykia, 12.4 km to the south from village Beloozernyy. The nearest asphalt road is 23 km to the east from there. We moved from Saratov to Volgograd, turned to the Elistinskaya road, and reached the regional center Malye Derbety. After it the asphalt ended and the adventures began. The dusty country roads interchanged with worn-down graders, the last 11 km we were moving on the sand tracks and steppe. The maximum temperature was 42°С. We spent a night 25 km from the point in the steppe listening to the howl of wolves. In the whole we moved 184 km from the asphalt to the confluence point.
The land is flat; it is mainly desert steppe or semi desert. There are wells after each 10-20 km, near them there are sheepyard. Herds of cattle and flocks of ship are at grass.
We moved east from the confluence point and after 28 km of steppe roads reached a good asphalt one: Tsagan-Aman-Utta road. After getting into sands near Zenzeli village, we left confluence points of South-Eastern Kalmykia and moved to the point 46°N 43°E in Stavropol Territory.
Дорога назад к Белоозёрному нам не помощник, вперёд на юг к Молодёжному и Утте её просто нет – заросла. Навигатор упорно зовёт нас на восток, едем туда. Слабые колеи иногда появляются и исчезают. По пути встречаются колодцы с небольшими строениями. Через 10-12км находим нечто похожее на дорогу в направлении посёлка Октябрьский. От Октябрьского на восток идёт грейдер, он разбит, но после степи нам кажется довольно хорошим. Через 9км выходим на трассу Цаган-Аман – Утта – Элиста. Дорога в отличном состоянии, не получается ехать меньше 120км/ч. От Утты сворачиваем на трассу Элиста – Астрахань. Качество дороги отличное. Машин мало. Вокруг равнина, встречаются соленые озёра и песчаные барханы.
Проехав около 100км по этой дивной дороге, сворачиваем на юг по указателям на Прикаспийский, Буруны. У поворота на Прикаспийский голосует компания детей, останавливаемся, просят подбросить до речки. Купаемся вместе с ними в ильмене Хаптха. До Михайловки вполне приличная асфальтированная дорога.
Едем на Зензели. Сюда ведёт грейдер, объезжаем ямы и рытвины. В посёлке асфальт, но через каждые 100 метров поперечные рытвины – «лежачие полицейские» наоборот. Сходу влетаем в первый из них, дальше едем осторожнее, но всё равно пропускаем ещё пару. Находим железнодорожный переезд, за ним пески. На карте написаны страшные слова: «Высота песчаных бугров 3-7 метров». Асфальт приводит к знаку «кирпич», едем дальше. Дорога идёт к «газпромовской» конторе. Сворачиваем в пески. На картах здесь обозначена полевая дорога на Утту. Чудом объезжаем застрявший трактор, который пытался вытащить из песка «ГАЗЕЛЬ». Едем по песчаной колее вверх-вниз, только бы не остановиться, а то придётся идти за тем трактором. Выехав на более-менее твёрдое место, останавливаемся. Справа база, путь через неё закрыт. Впереди крутой спуск, внизу видно проводились какие-то земляные работы. Нам точно не проехать. До точки 6км по прямой. Идти пешком по песку в такое пекло, да ещё во второй половине дня не решаемся. Возвращаемся к асфальту, пробуем проехать через базу – всё закрыто, людей нет. Пытаемся проехать вдоль железки – дороги нет. Приблизиться к точке ближе чем на 6км нам не удалось.
Приходится возвращаться к Зензелям, «полицейским», грейдеру и к Михайловке. Делаем «звонок другу», Ильинка не отвечает, делаем второй – в Лагани нас ждут. Едем туда. До Лимана асфальт, после него грейдер до Лагани. Может быть, мы не там поехали, но дорогу грейдером трудно назвать. Параллельно идёт несколько «дорог», каждый выбирает свою, но все они труднопроходимы. Дороги собираются в одну у моста через лиман. Народ купается, Лагань не далеко. В сумерках подъезжаем к городу. Душ, ужин, отдых.
За день проехали 430км (405км в зачёт). Посетили точку 47°N 46°E.
День 3 - 12.08.2010.
Лагань – Лиман – Ильинка – Элиста.
Получаем информацию, что до точки 45°N 47°E (50км по прямой) надо ехать через Комсомольский, а это больше 200км. Дороги Р-215 (от Лагани до Артезиана), похоже, вообще не существует и не факт, что есть дорога вдоль Кумы, на которую мы рассчитывали. Сложив эти факты и опыт вчерашнего неудачного посещения 46°N 47°E, решаем приехать в эти места ещё раз, но позже. А сейчас надо ехать в сторону Элисты и продолжать поиск оставшихся семи точек.
До Лимана опять грейдеры, но это единственное препятствие на сегодняшний день. Дальше идёт асфальт. Картина преображается – вокруг лиманы, много зелени. Останавливаемся на небольшой отдых и перекус у ерика Бахтемир, считая его Волгой. Купаемся в пресной воде. Вдоль дороги висят объявления, призывающие посетить плантации лотосов. В Красных Баррикадах заезжаем на автомойку. Далее едем по трассе Астрахань – Элиста в столицу Калмыкии. Попадаем «с корабля на бал», на день рожденья. Спать ложимся в пятом часу ночи. Завтра осмотр города.
За день проехали 523км (379км в зачёт). Всего с начала маршрута пройдено 1590км.
День 4 – 13.08.2010.
Элиста – Манычское – точка 46°N-43°E – Манычское – Светлоград.
Утром мы отправились на экскурсию по городу.
В центре города расположен парк Дружбы, он выполнен в национальном стиле. Если пройти через Святые ворота, можно очиститься от грехов. Будда прощает лишь в том случае, если, проходя через ворота, вы имеете исключительно чистые помыслы. В Элисте широко представлены и почитаются буддистские памятники. Традиционными районами, где исповедуется буддистская религия, являются Бурятия, Тува и Калмыкия. Элиста является одним из религиозный центров буддизма в России.
«Золотая обитель Будды Шакьямуни» – крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, один из крупнейших буддийских храмов в Европе. Освящён 27 декабря 2005 года. Храм является одной из главных достопримечательностей Элисты. Он представляет собой величественное здание, где совершаются молебны, ритуалы и праздничные богослужения. По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула 108 ступ. Южные ворота являются главными. Всего в ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырем сторонам света. Весь архитектурный план монастыря имеет форму мандалы. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда. В Центральном хуруле ежедневно с 8.30 проводятся утренние ритуалы-молебны за благополучие калмыцкого народа, процветание республики, счастье и здоровье всех живых существ. При посещении хурула стоит не забывать снимать на входе обувь и не поворачиваться к статуе Будды спиной. В храме очень доброжелательная обстановка здесь вам ответят на любые вопросы - как послушники, так и посетители.
Сити-Чесс построен для проведения шахматной олимпиады в 1998 году. Второе официальное название – New Vasyuki. В городке, имеющем автономный статус в составе Элисты, архитекторами и скульпторами обыграна на все лады шахматная тема. Улица, ведущая к Сити-Чесс, называется проспектом Остапа Бендера. Там же установлен памятник великому жулику и 12-ти стульям.
Из города нам удалось выехать только после обеда. Пересекли Кумо-Манычскую впадину и озеро Маныч. Картина за окном меняется, появляются лесополосы, сады, деревни утопают в зелени. К Дивному подъехали в 16.00. Расстояние до точки 45°N 44°E по прямой 27км, захотелось посетить сегодня хоть одну. Поворачиваем на Манычское, от села движемся на юго-запад по хорошей полевой дороге. Вдоль полей мощные лесозащитные полосы. Пересекаем оросительный канал, точка находится в 500 метрах от дороги посередине убранного поля. Пешком идти лень, въезжаем на поле и мы на точке.
Статья для сайта http://www.confluence.org.
13-Августа-2010 – Сначала мы хотели проехать до точки конфлюенции 45°N 44°E, но немного задержались в Элисте и у села Дивное были уже вечером. Решили посетить ближайшую отсюда точку 46°N 43°E. Доехали до села Манычское, свернули на просёлочную дорогу. От асфальта до точки 18 километров хороших, укатанных полевых дорог. Точка расположена на поле в 500 метрах от дороги. Хорошо, что уже собрали урожай, удалось выехать на машине прямо на место.
Точка расположена в Апанасенковском районе Ставропольского края в 4,8 км от села Белые Копани. Рельеф местности – равнинный, степной. Степь практически вся распахана. Вокруг полей посажены лесополосы. Сёла утопают в зелени, много садов. Ставрополье разительно отличается от Калмыцкой степи. Высота местности над уровнем моря 50-110 метров. Это – отроги Ставропольской возвышенности, ограничивающие Манычскую впадину.
После ночёвки в Светлограде мы отправились к точке 45°N 44°E.
13-Aug-2010 – Firstly we intended to go to the confluence point 45°N 44°E, but we stopped in Elista and it was already in the evening when we reached village Divnoe. We decided to visit the nearest point 46°N 43°E. We drove to village Manychskoe and turned to the country road. From the asphalt road to the point there are 18 km of good and traffic-bound roads. The point is situated in the field 500 meters from the road. We were lucky: the harvest had been already collected and we could drive straight to the place by car.
The point is situated in Apanasyevsky district in Stavropol Territory 4.8 km from village Belyye Kopany. The lay of the land is flat. Almost all the steppe is tilled. Around the fields there are forest belts. There are plenty of gardens everywhere: the villages seem to be swimming in a green sea! Stavropol Territory differs a lot from steppes in Kalmykia. The height above sea level is 50-110 meters: these are branches of Stavropol Upland, which bound Manychskaya Depression.
We spent a night in Svetlograd and went to the point 45°N 44°E.
По своему пути возвращаемся до Дивного и едем дальше через Ипатово на Светлоград. Как и ожидалось, на следующую точку мы не успеваем. Находим гостиницу с кондиционером и душем и останавливаемся на ночлег.
За день проехали 282км (237км в зачёт). Посетили точку 46°N 43°E.
День 5 – 14.08.2010.
Светлоград – Искра – точка 45°N-44°E – Искра – Гофицкое – точка 45°N-43°E – Гофицкое – Шин-Бядл – точка 46°N-42°E.
Немного досадно, что за предыдущие 4 дня удалось посетить только 2 точки конфлюенции и пропустили 3 заплпнированных. Зато мы побывали в пустынях Калмыкии, в Элисте. В планах на сегодня – посещение сразу трёх точек: 45°N-44°E, 45°N-43°E, 46°N-42°E.
От Светлограда направляемся на юг. Дорога очень хорошая и почти пустая. На развилке перед Гофицким уходим в восточном направлении, через Благодарный в сторону Будёновска. Посёлок Искра на самом деле называется Коммунистическая Искра. За посёлком выходим полевые дорожки и через 10км мы у цели. Вдоль дороги пасутся, а точнее пытаются спастись от жары овцы. Время 10.00.
Статья для сайта http://www.confluence.org.
14-Августа-2010 – От слияния 46°N 43°E мы отправились к 45°N 44°E. Точка расположена в Будённовском районе Ставропольского края в 7,6 км от села Прогресс. В километре от него на трассе Будённовск – Светлоград находится посёлок Большевистская Искра. Полевые дороги в сухое время года хорошо проходимы на машине. Поля чередуются с пастбищами, лесополос меньше, чем на севере Ставропольского края.
К самому слиянию подъехали на расстояние 120 метров. Пришлось немного пройти пешком. К трассе возвращались более прямым путём. Далее отправились к точке 45°N 43°E.
Если от посёлка Искра по трассе проехать 25 км в юго-восточном направлении, то вы попадёте в город Будённовск. VIII- XVI века – на месте современного города находился крупный хазарский город Маджары. Будённовск – обычный районный центр России. 14 июня 1995 года об этом городе услышал весь мир. Группа террористов захватила в заложники более 1600 жителей Будённовска, которых согнали в местную больницу. 17 июня в обмен на освобождение всех заложников бандитам позволили вернуться в Чечню.
14-Aug-2010 – After the confluence point 46°N 43°E we moved to 45°N 44°E. The point is situated in Budennovsky District in Stavropol Territory 7.6 km from village Progress. 1 km from it on the track Budennovsk – Svetlograd there is village Bolshevistskaya Iskra. It isn’t difficult to drive on the field roads in summer when it is dry. The fields interchange with grasslands, there are fewer forest belts than in the north of Stavropol Territory.
We drove to the 120 meters from the point, the rest of the way we had to walk. Back we wlked by the more direct route. After we reached this point, we moved to the point 45°N 43°E.
If you go 25 km by the track from village Iskra, you’ll reach town Budennovsk. In 8-16 centuries there was a big khazar city Madzhary. Budennovsk is a typical Russian region center. On the 14th of June 1995 the entire world learned about it. The group of terrorists captured more than 1600 habitants of Budennovsk. People were driven to the local hospital. On the 17th of June people were freed, in return the bandits were allowed to come back to Chechnya.
От этой точки возвращаемся до села Гофицкое. От него уходим в южном направлении до Большого Ставропольского канала. Пересекли канал в 3,5 км западнее трассы и по грунтовой дороге добрались до слияния 45°N 43°E. Последние 400 метров пришлось преодолеть по пашне пешком.
Статья для сайта http://www.confluence.org.
14-Августа-2010 – Точка расположена в Петровском районе Ставропольского края в 4,5 км от села Ореховка. От 45°N 44°E мы вернулись до села Гофицкое. От него ушли в южном направлении и доехали до Большого Ставропольского канала. Пересекли канал в 3,5 км западнее трассы и по грунтовой дороге добрались до слияния 45°N 43°E. Последние 400 метров пришлось преодолеть по пашне пешком. Почвы чёрные, плодородные. Лесополоса состоит из деревьев грецкого ореха. Местность распахана, занята сельскохозяйственными угодьями.
Время – середина дня. Мы вернулись к Гофицкому и пообедали в придорожном кафе. До слияния 46°N 42°E навигатор показал около 200 км, вполне можно успеть до вечера. Мы отправились туда.
14-Aug-2010 – The point is situated in Petrovsky District in Stavropol Territory, 4.5 km from village Orekhovka. From the point 45°N 44°E we came back to village Gofitskoe. Then we moved to the south and reached Big Stavropolsky Channel. We crossed the Channel 3.5 km to the west from the track and reached the point 45°N 43°E by the country road. The last 400 metres we were walking on foot through the farm field. The soil is black and fertile. The forest belt consists of walnut trees. The land is tilled and cultivated.
It was afternoon. We came back to Gofitskoe and had a dinner in a wayside cafe. Our navigator said it was 200 km from the confluence point 46°N 42°E; we could reach the point before evening. So we moved there.
После фотографирования небольшой отдых и перекус. Посадки состоят из деревьев грецкого ореха. Возможно они и дали название ближайшему селу – Ореховое. Возвращаемся к Гофицкому и там основательно обедаем в придорожном кафе. До следующего слияния навигатор показал около 200 км, вполне можно успеть до вечера. От Ипатова сворачиваем на северо-запад к посёлку Тахта. Снова въезжаем в Калмыкию, но вокруг поля и сады. Это уже совсем другая Калмыкия. Пересекаем Ростовский распределительный канал. У указателя на Шин-Бядл уходим с асфальта на запад к точке. Полевые дороги здесь мягкие, широкие, но пыльные. Точно на меридиане 42°E расположилась бригада пчеловодов. От них до слияния ровно километр, едем туда по полю на машине, но точка прячется в поле подсолнечника и последние метры идём пешком. Третья точка за день!
Статья для сайта http://www.confluence.org.
14-Авг-2010 – От села Гофицкое по уже знакомой дороге мы направились через Светлоград и Ипатово к следующей точке конфлюенции 46°N 42°E. От Ипатово свернули на северо-запад к посёлку Тахта. С трассы ушли по указателю на посёлок Шин-Бядл, пересекли Ростовский распределительный канал, не заезжая в посёлок, ушли на запад по хорошей просёлочной дороге.
Точка расположена на территории республики Калмыкия, в Городовиковском районе, в 5,5 км западнее посёлка Шин-Бядл. В 5,7 км юго-западнее расположен посёлок Родыки. Местность в этом районе представляет собой степную равнину, повсеместно распаханную, занятую сельскохозяйственными угодьями. Выращивают зерновые культуры, подсолнечник. Встречаются плодовые сады и виноградники. Земледелие поддерживается мощной сетью оросительных каналов. Слияние находится на поле подсолнечника. В километре от него расположилась бригада пчеловодов. Летом они переезжают с места на место и собирают мёд. Ребята рассказали нам о жизни пчёл, показали процесс откачки мёда, угостили только что добытым продуктом. Запах свежеоткачанного мёда незабываем, а стук капель мёда напоминает шум тёплого летнего дождя. Мы остались ночевать на пасеке.
Утром мы направились в северном направлении к Городовиковску и оттуда в Ростовскую область к точке 47°N 43°E.
14-Aug-2010 – We went to the next 46°N 42°E point from Gofitskoe village along known road through Svetlograd town and Ipatovo town. From Ipatovo town we turned to northwest to Tahta settlement. We got out of highway on guide sign to Shin-Byadl settlement. Then we crossed the Rostovskiy distributing canal. Then we, not get in the settlement, went to the West along a good country road.
The point is located in 5.5 km (3,42 mi) to the West of Shin-Byadl settlement Gorodovikovskiy district Republic of Kalmykia. There is Rodyki settlement in 5.7 km (3,54 mi) to the southwest. The terrain here is ploughed steppe used agricultural fields. There grow sunflower and crops. There occur fruit gardens and vineyards. Irrigation canals net assist the agriculture in this district. The confluence is located on a sunflower field. A beekeeper crew was staying in one kilometer from the confluence. In the course of the summer they are going from pillar to post and to gather honey. They told us about the bee life, showed pumping honey process and let us have their product. The newly pump honey scent is unforgettable and drops honey tap remind of the warm summer rain noise. We stayed overnight at the apiary.
In the morning we went to the North to Gorodovikovsk town and then to Rovtovskaya region to the 47°N 43°E point.
Возвращаемся к пчеловодам. Ребята рассказывают о пчёлах, угощают чаем, при нас добытым мёдом. Чай плавно переходит в ужин и мы остаёмся ночевать здесь. Показываем фильмы про Аляску и Марокко, рассказываем о наших путешествиях, обмениваемся адресами.
За день проехали 428км (333км в зачёт). Посетили 3 точки конфлюенции!
День 6 – 15.08.2010.
точка 47°N-43°E – Городовиковск – Бурульский – точка 47°N-41°E – Красный Октябрь – Семибалки.
Просыпаемся рано, быстрые сборы и мы в пути. По просёлкам выезжаем к Городовиковску и по хорошему асфальту идем в направлении Сальска. В Сальске немного поплутали, оказывается и здесь есть плохие дороги. Выезжаем на трассу в сторону Волгограда. Много машин, качество полотна оставляет желать лучшего. За предыдущие дни мы успели привыкнуть к хорошим дорогам южного округа. Проезжаем Зимовники, сворачиваем на Элисту. Через 35км начинаем искать просёлок в нашем направлении. Ещё дома эта точка была под вопросом. На космоснимках «Google» и топокартах точка расположена в середине водоёма. Но в такое аномально жаркое лето есть надежда подойти к слиянию меньше чем на 100м. Поиск места не составил особого труда. Подъехав к точке конфлюенции, мы были несколько удивлены тем, что не увидели водоёма обозначенного на картах. Озеро полностью высохло за лето и до точки мы без проблем дошли пешком.
Статья для сайта http://www.confluence.org.
15-Августа-2010 – От точки 46°N 42°E мы проехали 4,5 км на запад, и вышли на асфальт. Далее через Городовиковск и Сальск добрались до посёлка Зимовники. От него повернули в направлении Элисты и от хутора Глубокий свернули на восток, к слиянию. На космоснимках «Google» и топокартах точка расположена в середине водоёма и её посещение было под вопросом. Однако времени было достаточно, лето стояло аномально жаркое, был шанс подойти к месту слияния поближе. Мы решили рискнуть.
Точка расположена в Зимовниковском районе Ростовской области в 4,5 км от хутора Котов. Рельеф – равнинный, степной. Степь не распахана и используется под пастбища. Лесопосадок мало. Местность имеет промежуточный вид между полупустынями востока Калмыкии и полями Ставрополья. Подъехав к точке конфлюенции, мы были несколько удивлены тем, что не увидели водоёма обозначенного на картах. Озеро полностью высохло за лето и до точки мы без проблем дошли пешком.
Долго задерживаться здесь мы не стали и отправились к точке 47°N 41°E.
15-Aug-2010 – From the 46°N 42°E point we covered 4.5km (2,8 mi) to west and came back to asphalt road. Then we got to Zimovniki settlement through Gorodovikovsk and Salsk towns. From Zimovniki settlement we turned to Elista town then from Glubokiy village we turned to the East to the confluence. The point is located in centre of lake on a map and the Google satellite picture. And the visit to the point was up in the air. We had plenty of time and the summer was abnormal hot and we had a chance to come close to the place of the confluence. We decided to take the chance.
The point is located in Zimovnikovkiy district Rostov region in 4.5 km (2,8 mi) from Kotov village. Relief is plain and steppe. The steppe does not ploughed and used for pasture. Forest plantations are few. The plain is medium between Eastern Kalmykia semidesert and a Stavropol fields. When we drove up to the confluence point, we were surprised that we did not see a lake which is mark on a map. The lake dried up at all during the summer and we reached the point on foot without trouble.
We did not stay here a long time and went to the 47°N 41°E point.
Сделав несколько фото едем дальше. Снова проезжаем Зимовники, озеро Маныч. От конезавода им. Будённого поворачиваем в северо-западном направлении на Ростов. За 1 километр до хутора Красный Октябрь уходим с асфальта на полевую дорогу в южном направлении. Вокруг поля подсолнечника. Точка в центре такого поля. Растения необычные, огромные. Высота до 2 метров, толщина стволов до 6-7см.
Статья для сайта http://www.confluence.org.
15-Августа-2010 – От точки 47°N 43°E мы вернулись по своему пути, пересекли реку Маныч и, не доезжая до Сальска, свернули на северо-запад к следующей точке. За 1 километр до хутора Красный Октябрь ушли с асфальта на полевую дорогу в южном направлении. Вокруг поля подсолнечника. Удалось подъехать на расстояние 160 метров.
Точка расположена в Веселовском районе Ростовской области в 2,0 км от хутора Красный Октябрь. Рельеф – равнинный, везде поля, много лесопосадок. Слияние находится на поле с подсолнечником. Растения здесь поражают своими размерами – высота более 2 метров, толщина стеблей до 7 см. Фотографировать пришлось высоко подняв руки над головой.
Немного отдохнув и перекусив, мы отправились к Таганрогскому заливу Азовского моря. Там расположено слияние 47°N 39°E.
15-Aug-2010 – From the 47°N 43°E point we returned along our way, then we across Manych river and then turned norwest at any distance from Salsk town. And we went to the next point. At one kilometer distance from Krasniy Oktabr village we went away from asphalt to the south country road. There was sunflower field around. We drove up to the point at 160 meters (525 feet) distance.
The point is located in Veselovskiy district Rostovskaya region at 2 km (1.24 mi) distance from Krasniy Oktabr village. Relief is plain. There are a lot of fields and forest plantations. The confluence point is located on the sunflower field. It surprised us that the sunflowers were 2 meter (6.56 feet) in height and their stems were up to 7 cm (2.76 in) in thickness. We had to raise our hands to take pictures.
We had meal and rest for a little while and went to Taganrogskiy bay Azovskoe Sea. The next 47°N 39°E confluence is located over there.
Далее наш путь лежит к Азовскому морю, Таганрогскому заливу. До следующего пункта 200км. Слияние находится в море в километре от берега. Своими силами его не взять, надеемся нанять лодку.
Дорога хорошая, скорость высокая. Приходится поорентироваться на развязках в районе Ростова – Батайска. В сторону моря от Ростова сплошной поток попутных и встречных машин, дорога узкая и обогнать невозможно. К селу Семибалки прибываем к началу сумерек. Местные ребятишки показывают нам место для ночёвки прямо у моря. Купаемся, ночуем.
За день проехали 689км (416км в зачёт). 2989км с начала маршрута.
День 7 – 16.08.2010.
Семибалки – точка 47°N 39°E – Таганрог – Богучар
Утром рыбаки на тракторах подвозят лодки. Трактор заезжает прямо в воду на сотню-другую метров и там лодки отцепляют. Дети отгоняют машину на берег, а рыбак уходит в море. Через пару часов они возвращаются с уловом. Виктор Бойко отвёз нас на точку на своей лодке. Деньги взять отказался.
Статья для сайта http://www.confluence.org.
16-Августа-2010 – От точки 47°N 41°E по хорошим асфальтированным дорогам мы поехали через Ростов-на-Дону к Азовскому морю. В районе города мощные автомобильные развязки, в ориентировании помогал навигатор и надёжный штурман. В Ростов заехали в обеденное время и наблюдали безнадёжную пробку, к счастью на встречном направлении. Добравшись до села Семибалки, стали искать место для ночлега. Остановились рядом с селом на берегу моря.
Слияние расположено в Азовском районе Ростовской области в 1,0 км от села Семибалки. Оно интересно тем, что находится в Таганрогском заливе Азовского моря примерно в километре от берега. Глубина в этом месте 1,7 метра. Особой надежды на посещение у нас не было. От местных ребят мы узнали, что лодки привозят на тракторах по утрам и рыбаки выходят в море.
Утром Виктор Бойко (отец одного из подростков, с которыми мы общались накануне) предложил нам «прокатиться», и мы отправились на поиски. Точные координаты искать не стали, сделали необходимые фото в 26 метрах от пункта назначения.
Программа поездки выполнена, осталось добраться до дома. До него осталось проехать 1400 км. Всего за путешествие пройдено 4200 километров.
16-Aug-2010 – From point 47°N 41°E we go along a good asphalt road trough Rostov na Donu town to Azovskoe Sea. In the around town is a big interchanges. The satellite navigator and the excellent navigator person were to help to orientate. We arrived in Rostov na Donu town at lunch time and seen big traffic congestion. Happily, it was along opposite direction. We seek logging when we reached to Semibalki village. We stayed overnight around village on the sea.
The confluence point is located in Azovskaya district Rostovskoy region in one kilometer from Semibalki village. The point is interesting then it locates on Taganrogskiy bay Azovskoe Sea in about one kilometer from land. Depth of the sea in this place is 1,7 meter. We did not hope to visit the point. We heard from local guys then boats brought at a tractor in the morning and fishermen went to sea.
In the morning Viktor Boyko (He is father of one of gays with which we talked yesterday.) offered to go for a ride and we went after the confluence. We did not seek the exact coordinate and taken the photograph in 26 meters away.
The plan of the travel is done. There is only way to the home. There is 1400 km to the home. All distance of the travel is 4200 km.
Это была последняя точка конфлюенции на нашем маршруте. Планы похода выполнены, хотя и частично, остаётся путь домой. Решаем заехать в Таганрог, ведь там живёт Беляков, который разговаривает с телевизором. Ростов-на-Дону – большой, современный, южный город. Интенсивное движение, пробки и прочие «прелести» современных городов не обошли его стороной. Проходим его «non stop» и движемся на запад к Таганрогу. Несмотря на жару, вокруг буйство зелени. Хотим проехать к морскому порту и набережной, навигатор указывает на лево, но там мост через железную дорогу закрыт на ремонт, возвращаемся. Останавливаемся около инспектора ГИБДД. Наталья успевает только приоткрыть дверь нашей машины, как тот уже кричит: «Прямо, на кольце – налево» и указывает направление. Как он узнал, что нам именно туда? В этом городе не только разговаривают с телевизорами.… Несколько часов проводим здесь, обедаем в приятном кафе. Интересно, что под большими баннерами, обещающими шашлык, морепродукты и прочие вкусности, мы обнаруживали заведения торгующие пивом, минералкой и чипсами. Но, кто ищет, тот всегда найдёт.
После обеда выезжаем из Таганрога. В Ростов заезжать не хочется, мелкими дорогами выбираемся на трассу М4 «Дон» в районе Новочеркасска. Трасса хороша, но на некоторых участках ведётся ремонт и одна из полос закрыта. Образуется вялотекущая пробка в несколько километров. Проезжаем мимо городов: Шахты, Новошахтинск, Каменск-Шахтинский, Миллерово. Перед Богучаром начинаем искать приют. В одном месте нам предлагают комнатку, на вопрос о кондиционере, говорят, что можно открыть форточку. В другом нет воды. Уже ночью заезжаем в Богучар. Находим гостиницу, огромный номер с удобствами за разумные деньги.
За день проехали 601км (461км в зачёт).
День 8 – 17.08.2010.
Богучар – Поворино – Саратов.
Уторм замечаем движение вокруг гостиницы. Это пожарные оттачивают своё мастерство, ученья идут.
Пересекаем по понтонному мосту Дон. Едем через Калач, Новохопёрск, Поворино к Балашову. Выходим на хорошо нам знакомую трассу Саратов – Воронеж. Калининск, Лысые Горы, Саратов. Всё.
За день проехали 599км (599км в зачёт). Всего за путешествие пройдено 4189км, мы посетили 8 точек конфлюенции.
|
7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
К потенциально опасным можно отнести участок – Мал. Дербеты – Цаган-Нур – Сарпа – Утта. На всём протяжении (около 300км) нет бензоколонок, дороги очень плохие, практически бездорожье. Есть места, где до ближайших посёлков более 20км, в степи водятся волки. В сочетании с температурами воздуха, превышающими 40°С, поломка может стать очень неприятным сюрпризом. На этот участок необходимо выходить с хорошо подготовленной техникой и опытной группой.
Некоторую опасность представляют участки магистралей с большим количеством участников дорожного движения.
8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
Охота за призраками. Точки конфлюенции.
Статья с сайта http://www.green-chees.nm.ru/new/confluence.html
С параллелями и меридианами мы все хорошо знакомы с детства. Координаты любой точки на земном шаре можно выразить в градусах, минутах, секундах широты и долготы. Есть общепринятые точки отсчета и координатные сетки. Самая распространенная из них, WGS-84, с нулевым меридианом Гринвича. Чем дальше место находится от гринвичева нуля, тем выше неточность системы. Поэтому, во многих странах помимо WGS-84, используют свои координатные сетки, астрономически вычисляя долготу и широту точки привязки. Все советские генштабовские карты графились сеткой "Пулково 42", названой по имени обсерватории под Санкт-Петербургом.
Глядя на чехарду цифр на экране GPS навигатора сложно представить, что есть точки, где минуты и секунды координат замирают на цифре ноль. Тем не менее на планете Земля их не так уж и мало (осталось еще 12334 неоткрытых). Пересечение "целых" широт и долгот чаще встречается у полюсов и разряжается по мере приближения к экватору. Подобные пересечения называются точками конфлюенции, или слияния.
И что с этим делать?
Существует некий сайт http://www.confluence.org/ на котором собраны отчеты обо всех (удачных и не удачных) посещениях точек слияния. Адепты посещений называют себя "конфлюенц хантерами". В обычную практику охоты за точкой входит достижению места слияния, каким либо способом, фотографирование окружающего пространства (обычно 4 фотографии по сторонам света) и координат на экране навигатора, свидетельствующих о достижении цели. Фотографии вместе с отчетом на английском (и, при желании, на родном) языке, размещаются на сайте. Посещение считается удачным, если хантеру удалось побывать в 100-метровом радиусе точки.
Данная поблажка имеет свои исторические корни. Система спутниковой навигации была разработана и внедрена для американских военных нужд. Затем был налажен выпуск бытовых навигаторов для гражданского использования. Приборы были гораздо менее точными, нежели их армейские аналоги, но, дабы окончательно дезинформировать возможного противника, американцы придумали специальную помеху сигналам спутников, чтобы точность полученных координат была не выше 100 метров. Много воды утекло с тех пор - наведенную помеху убрали, а стометровый допуск так и остался.
И что в этих точках?
А ничего! В смысле ничего особенного, что выделяло бы слияние из окружающего мира. И нет никакой закономерности по которой можно было бы выделить места слияния. Точки конфлюенции - всего лишь миф, призрак, сказка... - точка карты спроектированная на местность.
А для чего все это?
Ну, по официальной версии сайта http://www.confluence.org/ посещение точек преследует двоякую цель.
Во-первых: В путеводители по странам и континентам попадают только лучшие картинки природы и достопримечательностей. Таким образом, страна, словно конфета - прячется за фантиком - цветастым, но не отражающим суть. И только подобное, беспристрастное фотографирование позволяет показать Мир таким, какой он есть.
Во-вторых: Как говорили древние - "все течет, все меняется. Сравнивая фотографии разных лет, сделанные на одной точке, можно проследить, как изменяется окружающий мир.
И что взамен?
Некоторые, даже прочитав, изложенные на сайте высокие идеалы, не могут взять в толк: для чего мне все это надо и что я с этого имею? Отвечаю: ничего не имею. Кроме синяков на разных частях тела, выходных, проведенных в какой-нибудь перди и удовлетворенного тщеславия, от опубликованного на сайте, отчета. Еще, конечно же, азарт охотника. Охотника за новым, неоткрытым, за тем, что невозможно ни увидеть, ни почувствовать - охотника за призраками.
Вы думаете, что это интересно? Думаете, что столь иллюзорный приз - достойная плата за пройденный путь? Что ж, тогда выбирайте свою точку, вооружайтесь всем необходимым и в путь! В одиночку, или с командой, пешком или на транспорте, для достижения цели хороши все средства и открыты все дороги!
Если у Вас нет GPS навигатора, нет своей команды, но есть огромное желание открывать точки конфлюенции - напишите и, возможно, получится присоединиться ко мне во время охоты за какой либо точкой конфлюенции.
МаратычЪ
Заповедник «Черные земли».
Заповедник «Черные земли» охраняет полупустыни северо-западного Прикаспия и озеро Маныч-Гудило – водно-болотное угодье международного значения. Символ заповедника – Сайгаки.
Государственный природный биосферный заповедник «Черные земли» образован 11 июня 1990 г. Основной участок заповедника расположен на Прикаспийской низменности, между низовьями реками Кума и Волга, на территории Яшкульского и Черноземельского районов Калмыкии. Почти весь он находится ниже уровня моря.
При создании заповедника «Черные земли» ставилась задача сохранения популяции сайгака, находящейся на грани исчезновения. Эта задача выполняется на основном участке «Черные земли», представляющем малонарушенные пустынные и полупустынные ландшафты.
Кластер «Озеро Маныч-Гудило» по сути является республиканским заказником, созданным в 1975 году и расположенным в пределах республики Калмыкия и Ростовской области.
Заповедник изначально проектировался как биосферный резерват, и получил официальный биосферный статус ЮНЕСКО в 1993 г. Озеро Маныч-Гудило является водно-болотным угодьем международного значения (Рамсарская Конвенция).
Площадь участков: «Черные земли» (степной) – 94 300 га, «Маныч-Гудило» (орнитологический) - 27 600 га
Элиста.
Элиста – столица республики Калмыкия, расположена в юго-восточной части Ергеней, в самом центре обширных калмыцких степей. Город получил свое название от северного склона балки, состоявшего из рыхлых песков. «Элст» в переводе с калмыцкого означает «песчаный».
Элиста как город очень молода: она начала строиться лишь с конца 20-х годов, но как населенный пункт она имеет уже полуторавековую историю. В 40-х годах XIX в. в калмыцкую степь направляется ряд экспедиций с целью выбора мест для основания сел вдоль трактов на Астрахань, Царицын, Ставрополь.
До образования села здесь устраивали свои стоянки калмыки, кочевавшие по Манычу. Относительно благоприятные условия в районе Элисты: наличие пресной воды, значительных площадей земли, пригодной для занятия земледелием, способствовали быстрому росту села. Широкую известность Элисте принесли и ярмарки скота, самые крупные в калмыцкой степи.
28 декабря 1943 года – трагическая дата в истории калмыцкого народа. В этот день калмыки были подвергнуты насильственной депортации в районы Крайнего Севера, Сибири и Казахстана. Была ликвидирована и Калмыцкая АССР, восстановленная лишь в 1957 году.
90-е – годы культурного и духовного возрождения Калмыкии. После избрания первого Президента Республики Калмыкия К.Илюмжинова завершено строительство главного храма – Сякюсн Сюме – буддийского комплекса Геден Шеддуп Чойкорлинг, Степную жемчужину дважды посетил Его Святейшество Далай Лама ХIV – глава буддистов всего мира. Воздвигнут Казанский Кафедральный собор Элистинской и Калмыцкой Епархии, в освящении которого принял участие святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
По данным на 1 января 2002 года население столицы составляет 109,9 тысяч человек. Это более трети населения республики.
В 1998 году для проведения 33 Всемирной шахматной олимпиады, на которую съехались представители более 120 стран мира, в Элисте был построен город Сити-Чесс. Сегодня Сити-Чесс – место проведения республиканских, общероссийских и международных соревнований по шахматам, деловых симпозиумов, деловых и культурных встреч. Коттеджи шахматного города образуют гостиничный комплекс, он отвечает европейским отелям 3-х звездочного уровня, здесь размещаются туристы, прибывающие в Калмыкию. Два года назад «Сити Чесс отель» вошел в число лучших отелей восточной Европы. Решением международного экспертного совета «Global Rating» отель «Сити-Чесс» награжден золотой медалью.
В Элисте продолжается активная работа по приданию облику столицы характерного восточного колорита - если раньше столица республики по внешнему облику и архитектуре ничем не отличалась от городов центральной России, то за последние четыре года Элиста приобрела неповторимый национальный колорит. Построен ряд культовых сооружений, ставших визитной карточкой столицы.
Азовское море.
Азовское море расположено на юге России, омывает восточную часть Украины, и соединено с Черным морем Керченским проливом. В целом, географическая область окружающая Азовское море, называется Приазовьем. Азовское море – это уникальный в биологическом плане водоем, в котором за счет опреснения воды впадающими в него реками, сформировалась удивительная по разнообразию флора и фауна.
Береговая линия Азовского моря изрезана песчаными косами, пересыпями и заливами, территория которых является курортно-рекреационной зоной, по своей красоте ничем не уступающей Черноморскому побережью Крыма или Кубани. Проводя свой отдых на Азовском Море, вы не увидите буйной растительности как в упомянутых курортных районах, но здесь красота более изысканная – бесконечные ровные золотые пляжи, соседствующие с фруктовыми садами, виноградниками, пышными кустарниками и рощами белой акации, ясеня, клена, сказочно подчеркивающие морскую синеву. Отдых на Азовском море - это прежде всего отдых с детьми, семейный отдых.
9. Дополнительные сведения о походе.
(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)
9.1. Республика Калмыкия.
9.1.1. География и приро |