ТССР
tssr.ru


на главную
manturs.narod.ru

ТССР
Лыжная
комиссия ТССР-ФСТР

Бери рюкзак, вставай на лыжи.

Введение
За окнами осень, но уже скоро первые снежинки закружатся в воздухе и начнут бережно укутывать землю пушистым одеялом. И тогда любители зимних путешествий будут с нетерпением ждать выходных дней, когда можно будет взять  лыжи и устремиться в Берендеево царство заиндевевшего леса.
Медики утверждают, что у лыжного туризма, по сравнению с другими видами путешествий, есть немало только ему присущих преимуществ. Одно из них – тонизирующий эффект холодной погоды, который активизирует жизненные процессы в организме. Лыжные путешествия на чистом воздухе способствуют равномерной длительной работе всех мышц человека. При этом улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, укрепляется связочный аппарат суставов и нервная система. После лыжной прогулки, проведённой с учётом возрастных особенностей в разумной по темпу и протяжённости дозировке, все её участники замечают, что заметно улучшается деятельность сердца, снижается нервное напряжение. Человек заряжается бодростью, силой и положительными эмоциями на всю трудовую неделю.
Многие туристы путешествуют зимой, получая при этом много удовольствия и несомненную пользу. Оказывается, лыжи могут дать не меньше радости, чем пляж. Но для этого надо, как минимум, преодолеть широко бытующее мнения, что полноценный отдых возможен только летом.
Зима, однако, далеко не всегда идиллия: лёгкий морозец в солнечный день, тишина и дым столбом над деревенскими крышами. Бывает и сильный мороз, и леденящий тело ветер, пурга и резкие изменения погоды. Ко всему этому должны быть готовы не только те, кто отправляется в многодневные лыжные походы, но и участники обычных загородных прогулок выходного дня. Чтобы любое лыжное путешествие доставляло только радость и не омрачало ничьих надежд, готовьтесь к нему серьёзно и тщательно

Лыжная прогулка 
«Плохая снасть отдохнуть не даст» - гласит народная мудрость. Вот почему даже непродолжительную лыжную прогулку надо начинать с основательной и продуманной подготовки снаряжения.
Начнём с лыж и лыжных палок. Для 1-2 дневных походов в местах, где часто встречаются лыжни, подойдут любые прогулочные лыжи, длина которых на 20-25см больше вашего роста, а ширина 45-50 мм под подошвой ботинка. Для путешествий с рюкзаком весом более 10 кг по лесной и пересечённой местности необходимы более короткие (ваш рост + максимум 10см) и широкие лыжи (не менее 65 мм). На них легче идти в лесу по глубокому снегу и поворачивать на склонах. Для начала лучше  приобрести деревянные лыжи. Они хотя и менее прочные, чем пластиковые, но не требуют подбора специальных мазей для нормального скольжения и существенно дешевле. Лыжные палки должны быть прочными – металлическими или пластиковыми (для многодневных походов только дюралевые), иметь длину на 15-20 см ниже уровня вашего плеча и кольца диаметром не менее 90 мм.
О креплениях. Для прогулок можно использовать любые привычные для вас крепления, а для многодневных походов необходимы различные модификации тросиковых креплений (они позволяют идти в более универсальной обуви). Внимательно прочитайте инструкцию по установке креплений и при их установке соблюдайте следующие основные требования:
1) продольные оси лыжи и зажатого в креплении ботинка должна совпадать – при движении лыжи будут скользить параллельно друг другу и не будут «рыскать» влево-вправо;
2) передняя часть крепления устанавливается в центре тяжести лыжи (когда вы приподнимете ногу с лыжей, носок должен быть немного выше лыжной пятки) – при движении без лыжни по рыхлому снегу носки лыж не будут в него зарываться.
В последние годы западные фирмы предлагают комбинированные крепления, называемые ски-тур (ski-tоur). Такие крепления сочетают в себе возможность движения по равнине и уверенного катания на горных склонах. Их недостатком является необходимость применения специальных ботинок с жёсткой подошвой  и высокая цена. По этим причинам они могут быть рекомендованы только для сложных лыжных путешествий.
Обувь. Для 1-2 дневных прогулок вполне подойдут обычные лыжные ботинки, но с высокими голенищами, которые хорошо фиксируют голеностопный сустав и предохранят его от травм при резких поворотах и торможениях. Для тросиковых креплений можно использовать трекинговые ботинки для зимних условий с прочным водостойким верхом или кожаные рабочие ботинки (без подкладки) с широким твёрдым носком и крепкой подошвой. Основное требование: ноге в ботинке с толстыми носками и термозащитной стелькой не должно быть тесно – иначе можно намять и подморозить ноги. Чтобы ботинки не намокали и лучше сохраняли тепло, на них надевают «бахилы» - сапожок с верхом из плотного технического капрона (но без пропитки!) пришитого к обычной галоше.  Очень удобна комбинация из влаго и износостойкого ботинка-бахилы с вынимаемым теплозащитным сапожком, который при необходимости легко просушить или иметь запасной. Для защиты водостойких ботинок от попадания внутрь снега можно использовать «фонарики» - различные модификации гетр из плотного капрона одеваемых сверху ботинка и нижней части брюк. Ежегодно возобновляйте водостойкую пропитку ботинка! Основные требования к  носкам. Они должны: хорошо сохранять тепло, плотно (но не туго!) облегать ногу и не сбиваться при движении, в пятке и носке быть усилены устойчивым к истиранию материалом, отводить пот на внешнюю поверхность носка, иметь высоту не менее, чем до середины голени, не помешает наличие антисептических свойств. Современные носки изготавливают как из чистой синтетики, так и с добавкой шерсти, которая обеспечивает дополнительное утепление, но сохнет дольше, чем синтетика. Неплохо зарекомендовали себя носки из ткани Полартек, в просторечии называемого Полар (марки Polartec-200).
Какую одежду выбрать
Правильно одеться – значит сохранить тепло организма и не перегреваться во время движения. Это достигается тем, чтобы можно было быстро снять или надеть дополнительную одежду. Отсюда главный принцип: лучше надеть несколько тонких вещей, чем одну толстую! В настоящее время у любителей зимних путешествий используется следующая система одежды: термобельё – промежуточная тепло-сберегающая одежда – ветро и снегозащита – дополнительное утепление. Для коротких лыжных походов вполне можно использовать и традиционные шерстяные вещи (белье, свитера, рейтузы), но необходимо соблюдать выше указанный принцип системы! Каждый человек индивидуально переносит низкие температуры. Поэтому на лыжных прогулках поэкспериментируйте с одеждой и определите какая нужна вам теплозащита.
Теперь мы поговорим об относительно недорогой, современной одежде для зимних путешествий.
Термобельё. Оно непосредственно соприкасается с телом и его основная задача – отвод влаги. Лучше иметь тонкое, не утеплённое белье из полиэстера (быстро сохнет), а если очень холодно, то поверх него надеть бельё из Полара-100. Трусы более удобны облегающие, из того же Полара-100, но с лайкрой, длиной до середины бедра (типа велосипедных). Для многодневных походов желательно, чтобы бельё имело антисептическую пропитку или сам материал обладал антисептическими свойствами.
Промежуточная тепло-сберегающая одежда. Её задача сохранять тепло тела. Эта одежда состоит из брюк свободного кроя (материал Полар-200, Винстопер-200 или Винблок-200) и куртки  из тех же материалов (любители тепла могут использовать Полар-300). Куртка одевается через голову, имеет молнию до середины груди (возможность терморегуляции при движении), высокий, закрывающий горло воротник и длину ниже поясницы. Основной недостаток Полара – он свободно продувается ветром, что приводит к быстрому охлаждению тела. Винстопер и Винблок продуваются намного меньше, но к ним, как и к Полару легко пристаёт снег (набивается между ворсинок). Отметим, что чем больше цифра у марки, то тем толще эти материалы.
Ветро и снегозащита. Эта одежда без утеплителя и подкладки, состоит из брюк и куртки с капюшоном, может дополняться промежуточным анораком. Её основная функция – не дать ветру отнять тепло у тела и защитить промежуточную одежду от снега. Брюки свободного кроя с широкой резинкой в поясе и возможностью надеть мягкий капроновый ремень, низ штанин – манжета на широкой резинке; на середине передней части бедра два  свободных кармана с клапанами на молниях; возможны усиления на коленях и «пятой точке». Свободная куртка типа анорак (материал - технический капрон) по форме аналогична промежуточной куртке из Полара, но с капюшоном и большим нагрудным карманом на молнии, заправляется в ветрозащитные брюки. Поверх анорака, может одеваться штормовая куртка (штормовка): свободная, не утеплённая куртка (типа Аляска), на двухходовой молнии (независимое открытие низа и верха, для терморегуляции или более свободного движения), с боковыми карманами на молниях и регулируемым капюшоном-тубусом с ворсистой меховой  оторочкой (собака, песец, росомаха). Оторочка пришивается так, чтобы её можно было отогнуть вперёд и защитить лицо от ветра. Брюки и штормовку обычно шьют из плотного технического капрона без пропитки. Идеальным материалом для них является лавсан: прочный, обладает отличными ветрозащитными свойствами и в тоже время хорошо отводит влагу. Верхняя одежда может иметь любой цвет, не режущий глаз окружающих товарищей, кроме белого – сложно заметить издали.
Необходимо отметить, что мембранные ткани на холоде плохо работают, т.к. мембраны забиваются замёрзшей влагой и перестают «дышать».
Дополнительное утепление. Во время движения на лыжах, особенно с грузом, любой человек разогревается, а во время остановок даже в безветренную погоду - быстро замерзает. Поэтому при остановках нужно сразу одеть поверх штормовки тёплую куртку (общее название – «пуховка»). Это свободная, длиной до середины бедра утеплённая куртка с двухходовой молнией, капюшоном и двумя карманами с клапанами на молниях, вес не более 1,5 кг. Верх куртки желательно иметь из слабо продуваемых синтетических тканей марки Нейлон-Тафетта или Хайпора с плетением реп-стоп (встроенная в ткань мелкая сетка, не позволяющей случайному надрыву расползаться дальше). Раньше, в качестве утеплителя, использовался синтетический утеплитель типа Синтепон, но в последнее время большую популярность приобрели более тёплые утеплители с полым волокном (типа Холофайбер).  Рулонный утеплитель выпускается различной толщины и различается по весу в г/м2. Синтетические утеплители несколько уступают по теплозащитным свойствам натуральному пуху, но они быстрее сохнут и значительно дешевле изделий из пуха. В очень холодную и ветреную погоду очень удобно под штормовку надеть жилет, немного уступающий по толщине «пуховке». При пошиве этой одежды утеплитель подбирают так, чтобы на спине и боках «пуховки» суммарная толщина материала была равна 350-400 г/м2 (у рукавов и капюшона меньше), а у жилета – 250-300 г/м2.
Шапочка. Она должна иметь форму шлема, чтобы прикрывала лоб до переносицы, щёки и подбородок. В безветренную и тёплую погоду уши шапочки можно поднять, а в холодную погоду или во время сна – завязать под подбородком. Наиболее удобны шапочки из Винблока-200, т.к. этот материал имеет хорошую ветрозащиту и в тоже время паропроницаемость (отводит влагу от головы).
Рукавицы. Каждый участник похода, даже однодневного, должен рассчитывать на самую худшую погоду и иметь комплект ходовых варежек и тёплых рукавиц. Комплект ходовых варежек состоит из достаточно свободных теплозащитных варежек и одеваемых сверху снего-ветрозащитных варежек. Тёплозащитные варежки могут быть из шерсти или Полара-200 (Винблока), а ветрозащитные – из технического капрона или лавсана. При холодной погоде при движении можно надеть сразу две пары тёплозащитных варежек. Комплект тёплых рукавиц состоит из свободных меховых (Винстопера или Полара-300) варежек и одеваемых сверху снего-ветрозащитных варежек. На привале часто приходится делать работы, которые в варежках делать неудобно. Чтобы не поморозить руки, нужно эти работы делать в шерстяных (или из Винблока-100) перчатках.   

Выбор маршрут и организация похода в выходные дни
Простейшее средство, с помощью которого можно привлечь людей к систематическим занятиям туризмом – это походы в выходные дни. Такие походы могут быть одно- или двухдневными, а цели у них не только оздоровительные, но и познавательные.
Маршруты походов могут быть линейными (например, между двумя железными дорогами), полукольцевыми (начало и окончание на разных станциях одной железной дороги) и кольцевыми (начало и окончание на одной станции). Их прокладывают так, чтобы при необходимости можно было быстро выйти к станции.
Протяжённость маршрута зависит как от целей похода, физической подготовленности участников и погоды, так и от потенциального наличия попутной лыжни в данной местности. Имейте в виду, что скорость движения лыжника по рыхлому снегу равна 2-3 км/час! Не забывайте, что зимой дни короче, чем летом. Продолжительность светлого времени в декабре-январе составляет 6-7 часов (в средней полосе). Когда в группе большинство составляют начинающие туристы, рекомендуется планировать не более 16-18 км в день, а по мере обретения походных навыков – до 25 км. Если предусматривается посещение туристского объекта, то протяжённость маршрута уменьшают, оставляя время для экскурсии.
Маршрут нужно прокладывать так, чтобы он проходил по разнообразной и интересной местности, в обход крупных населённых пунктов и без пересечения магистралей с интенсивным движением транспорта. Трудоёмкие участки желательно планировать на первую часть пути, а возвращаться по более легко проходимым участкам.
Наибольшее удовлетворение от похода у его участников останется в том случае, если руководитель будет знать маршрут и ориентироваться на местности, а не плутать. Хорошо подготовиться к рассказу о его достопримечательностях, выберет удобные места для привалов, определит приемлемый для всей группы темп движения и продолжительность пути. Состав группы не должен превышать 10-12 человек, прежде всего в интересах  её управляемости и безопасности участников.
Организатор похода должен заблаговременно (за 3-4 дня) оповестить участников о предстоящем путешествии, согласовать маршрут, место и время сбора группы, начальный и конечный пункт маршрута, экскурсионные объекты, время возвращения из похода, необходимое личное и групповое снаряжение, режим питания и продукты.
Особое внимание следует обратить на организацию движения на маршруте и меры безопасности. Направляющим и замыкающим ставятся наиболее опытные участники. Задачей направляющего является выдерживание заданного руководителем направления, выбор наиболее рационального и безопасного пути. За направляющим обычно ставят слабого участника, чтобы по нему определять приемлемую скорость движения. Участники могут чередоваться: слабый – сильный, женщина – мужчина. Это особенно важно при преодолении препятствий - тогда сильный участник может помочь слабому. При движении по рыхлому снегу (троплении лыжни), все участники по очереди меняют направляющего – на сколько хватит сил. Основное требование при движении: группа движется компактно (с интервалом не более 15-20 м); каждый участник должен периодически оглядываться и видеть идущего за ним, если того не видно, то нужно попросить впереди идущих замедлить скорость или остановиться, чтобы дождаться отставшего. Руководитель находится там, где ему удобнее управлять группой или контролировать правильность преодоления препятствий.
Умелое сочетание руководителем времени движения и отдыха исключает переутомление, способствует бодрости и хорошему настроению участников. Первый малый привал рекомендуется делать через 20-30 минут после выхода на маршрут для того, чтобы поправить снаряжение и снять лишнюю одежду. Последующие привалы (по 10 минут) делают через 40-50 минут движения. Если дует ветер, то их лучше делать в более тихом месте. Большой привал (1-1,5 часа) делается через 3-4 перехода. Место для него следует выбирать в красивом, тихом месте с учётом наличия дров (если запланирован горячий обед или чай). При однодневных прогулках удобно иметь термос с чаем или кофе, из расчёта 0,5-0,75 л на человека. Перед привалом надо немного сбавить темп движения, а после остановки сразу надеть жилет или тёплую куртку.
Ориентирование на местности. Чтобы не заблудиться в походе, необходимо иметь карту  района (масштаб не менее 1см = 2 км), компас, желательно описание маршрута и уметь ориентироваться на местности. В настоящее время  опытные путешественники, в дополнение к этому, используют спутниковые навигаторы GPS (системы глобального позиционирования). Они позволяют точно определить место своего нахождения или (предварительно определив по карте координаты важных точек маршрута – ориентиров, и заведя их в навигатор), узнать, сколько и в каком направлении нужно пройти, чтобы выйти к нужному ориентиру, а также имеют другие полезные функции. Но для этого, кроме самого прибора, необходимо иметь карту в электронном виде, компьютерную программу Ozy Exploer и уметь ими пользоваться. Наиболее прост и удобен в зимнем путешествии прибор фирмы Гармин (Garmin) марки «Геко (Geco)301».
Защита от обморожений. Будет очень обидно, если с лыжной прогулки вы возвратитесь с обморожением ноги, руки или лица. Основная причина обморожения ног – тесные ботинки, не позволяющие надеть несколько тёплых носков или  сильно сжимающие пальцы ног, что приводит к нарушению кровообращения. Замерзшие руки и ноги можно отогреть энергичными взмахами. Если это не помогает, то их надо интенсивно растирать, до полного восстановления чувствительности. Чтобы не обморозить лицо при движении по открытой местности в ветреную погоду, нужно надеть капюшон штормовки, опустить меховую опушку и как можно чаще посматривать на лица товарищей. Побелевшие участки лица растирают мягкой сухой варежкой или рукой. Не стесняйтесь сказать товарищам, что у вас какие-то неприятные ощущения. Самоконтроль и откровенность - неписанный кодекс взаимоотношений в группе, помогающий избежать неприятностей в лыжном путешествии.

Особенности личного снаряжения
Кроме лыж, обуви и одежды в многодневных лыжных путешествиях необходимо иметь следующее личное снаряжение: рюкзак, спальный мешок, теплоизоляционный коврик, тёплые носки для сна (чуни), мешки для упаковки продуктов и снаряжения, фонарик, личный ремнабор и аптечку, кружку, миску и ложку, большие булавки (подвешивать вещи для просушки), ветро-солнцезащитные очки.
            Рюкзак. В лыжном путешествии к рюкзакам (кроме обычных: удобство при переноски груза и прочность) предъявляются дополнительные требования: большой объём (без карманов  85-120л), наличие поясного ремня, боковых стяжек и тубуса для регулировки объёма, к материалу не должен приставать снег, быть защищен от попадания снега во внутренние полости, возможность работы с застёжками и пряжками не снимая рукавиц или перчаток, иметь ширину и глубину 45-50 х 25-27 см, а высоту не менее 70-75 см (с более узким и высоким рюкзаком неудобно поворачивать при спуске на лыжах с горок – заносит!), 1-2 кармана на задней части и на верхнем клапане для мелких, но часто доставаемых вещей. Весь ваш груз должен умещаться внутри рюкзака и быть защищён от снега.
            Спальный мешок. Основные пожелания: хорошая теплозащита, комфортность, быстрая сушка, небольшой вес (до 2 кг), и удобство транспортировки. Изготавливаются из тех же утеплителей, что и тёплые куртки, обшиваются сверху и изнутри тонким капроном тёмных цветов (хорошо сохнут на солнце!). Применяются: одноместные и двух – трёхместные спальники. Многоместные спальники представляют собой конверт, длиной 210-220 см, а шириной - из расчёта 55-60 см на человека. В таких спальниках спать теплее. Для уменьшения объёма многоместные спальники шьются из двух конвертов вставляемых один в один и связываемых завязками. Суммарная толщина утеплителя верхней части конверта  300-350 г/м2, а нижней 250-300 г/м2. Вес такого трёхместного спальника составляет 5,6-5,8 кг. Если вы не будете топить печку всю ночь, то для защиты спальников от инея и дополнительной теплозащиты применяется накидка (а также для переноса в неё из спальников «точки росы» влаги выделяемой человеческим телом), закрывающая все спальники, с небольшим подгибом в ногах и по краям. К каждому крайнему спальнику она пристёгивается двумя большими пуговицами. Изготавливается из тех же материалов, что и спальники, но из утеплителя толщиной 100-150 г/м2.
            Теплоизоляционный коврик. Кладётся под спальник и защищает от холода идущего от снега. Размер коврика не менее 50-60 х 180 см при толщине 10-12 мм. Основное требование – не терять эластичность и теплозащитные свойства на морозе. Наиболее популярны «ижевские» коврики из пенополиуретана. Могут применяться в виде одного куска  рулоном или трёх пластин 50х60 см, соединённых гармошкой для удобства переноски.
            Чуни. Используются как тёплые чулки для сна и как сменная обувь в лагере. Представляют собой лёгкие сапожки высотой до середины голени. Изготавливаются из тех же материалов, что и тёплые куртки. Наиболее теплыми являются двухслойные чуни: внутренняя часть из Полара-200 (300), а наружная из Холофайбера толщиной 250-300 г/м2.  Снаружи обшивается прочным «дышащим» капроном. Снизу чуни пришивается подошва из пенополиуретана толщиной 8-10 мм.
            Фонарик. Наиболее удобны налобные светодиодные фонари. Они легки, компактны и при использовании алкалиновых батареек (малочувствительных к холоду) будут работать не менее 20 дней. Необходимо выбирать фонарик с минимальным количеством режимов освещения.
Защитные очки. На прогулку в солнечный день, чтобы не обжечь глаза необходимо надевать облегающие светозащитные очки. В длительных походах часто возникает необходимость защитить глаза от ветра и отражающегося от снега яркого солнечного света. В этом случае наиболее универсальны простые горнолыжные очки, имеющие хорошую вентиляцию (чтобы не запотевали).
            Личная аптечка и ремонтный набор. Личная аптечка должна включать бинт, лейкопластырь для лечения потёртостей и лекарства, специфичные для вашего организма. В индивидуальный ремнабор включают несколько иголок, нитки и запасные части снаряжения, если оно у вас отличается от применяемого большинством участников группы.
 Полезные мелочи. Это в первую очередь различные мешочки для упаковки продуктов и снаряжения. Очень удобно вещи, которые вы будете использовать в палатке, сложить в отдельный мешок, тогда их легко будет найти. Мешочки шьются из тонкого капрона разных цветов. Кружку и миску (приемлемого для вас объёма) лучше иметь из тонкой нержавеющей стали. У миски должны быть бортики для удобства держания. Чтобы не обжечь руку, ручку кружки обмотайте тонким шнурком или мягким проводом. Не поленитесь взять запасную ложку – она почему-то часто теряется.

Особенности группового снаряжения.
В групповое снаряжение для многодневных путешествий входят: палатка, плёнка под палатку, печка, тонкая стеклоткань (60х60см) кладётся под и перед печкой, чтобы  угольки не прожигали пол палатки), костровые тросик и сетка, котелки для приготовления пищи, дежурные рукавицы, 1-2 топора, пила, светильник, штурманский набор (карты, описание маршрута, компас, прибор GPS), аптечка и ремнабор, групповые  или личные спальники и накидка на них, воздушный термометр и фотоаппарат.
            Палатка. Зимняя палатка должна отвечать следующим требованиям: обеспечить место для сна и отдыха всей группе; быть прочной, ветроустойчивой, иметь малую ветропроницаемость и минимальный вес, комфортность (обеспечивается конструкцией и применяемыми материалами); быстро и надёжно устанавливаться при любой погоде (достигается конструкцией и тренированностью группы).  Такие палатки серийно практически не выпускаются, за исключением десятигранной палатки «Зима». В настоящее время в лыжных путешествиях по лесной зоне наиболее часто используются различные конструкции самодельных шатровых палаток (с 4, 6, 8 или 10 гранями) с центральным опорным колом, имеющих тубусный вход. У этих палаток предусматривается возможность установки  переносной печки (отверстие в крыше для выхода печной трубы). Для крыши применяется толстый технический капрон (210-230 г/м2), для боковых стенок - Нейлон-Тафетта или Хайпора с плетением рип-стоп (rip-stop), а для пола - тонкий технический капрон (150-180 г/м2). Для лучшего сохранения тепла и уменьшения возможности попадания инея на спальники, в палатке закрепляется с небольшим зазором второй слой (как бы подвесной потолок) под крышу и на боковые стенки (кроме входной стенки и грани над печкой) из тонкого парашютного капрона (70 г/м2). Обычно участники спят в ряд поперёк палатки, головой к её центру. Для группы в 7-8 человек оптимальна палатка с размерами пола 360х360 см и высотой в центральной части 210-220 см, вместе со вторым слоем она весит 7-7,5 кг.
           Печка. В туристской практике известно много различных конструкций печек. К сожалению, их делают только умельцы, а промышленность не изготавливает. Основные требования к таким печкам: должна хорошо обогревать палатку, быстрота и простота в сборке и установке, минимальный вес, отсутствие выброса искр из трубы. Лучшим материалом для корпуса печки является жаропрочная нержавеющая сталь марки 12Х18Н10Т, толщиной 0,3 мм, колосник толщиной 1 мм, диаметр патрубка для трубы 80-90 мм. Труба имеет длину 1,5 м, сворачивается по длинной стороне листа (нержавейка, толщиной 0,15 мм, шириной 350 мм) и закрепляется 4-5 проволочными кольцами.  При транспортировке  лист сворачивается по короткой стороне и кладётся в печку. Для уменьшения количества вылетающих из трубы искр (могут прожечь крышу палатки!) внутри печки изменяют направление движения горячих газов. Для этого внутри печки делают так называемую камеру дожигания (продольной лист, толщиной 1 мм не доходит 50 мм до задней стенки и закрепляется на 40 мм ниже верхней стенки печки). Оптимальные размеры печки 200х350х350 мм, вес вместе с трубой 3,5 кг.
Топоры и пилы. Топор для лыжных путешествий должен иметь вес 1,2-1,5 кг, быть надёжно закреплён на прочном топорище (длинной 50 см) и хорошо наточен. В качестве защитного чехла можно использовать брезентовую рукавицу. Обычно туристы-лыжники применяют двуручные ленточные или лучковые  пилы (с металлической рамкой) и длиной полотна 80 см. Очень удобно полотно, в котором обычные треугольные зубья чередуются  с «канадским зубом» (напоминает зубчик кремлёвской башни). Не мучайтесь, стараясь спилить дерево потолще! Для печки и костра вполне подойдут стволы с диаметром 100-150 мм. Их намного быстрее пилить и проще донести до лагеря, да и колоть значительно легче. Хорошо горят сухие дрова из сосны и ели (последняя правда сильно искрит), а лучше всего из лиственницы и кедра (долго горят и дают много тепла).
            Осветительные приборы. Самый простой прибор состоит из подвешиваемого светильника и вставляемой в него свечки. Одной свечи обычно хватает на два дня. Группы, которые используют для приготовления пищи газовые горелки, берут с собой газовые фонари. После работы с примусом газ в баллоне выгорает не полностью и его ещё 2-3 дня  можно использовать в газовом фонаре. Но такие фонари требуют очень бережного обращения при переноске.  Если у каждого из участников есть светодиодный фонарь, то можно обойтись и без светильника,  но с ним уютнее. Сейчас в продаже появились очень удобные подвесные фонари с 16-27 светодиодами. Комплекта батареек хватает на 30 часов их непрерывной работы. Вес такого фонаря с батарейками составляет 180-230 г.
            Ремонтный набор. Он включает в себя: инструмент и приспособления для ремонта лыж и креплений (пассатижи, отвёртки, коловорот, свёрла, дюралевые носки и накладки, запасное крепление, шурупы и гвозди, различная проволока); швейный набор для ремонта одежды, обуви и палатки, включая клеи БФ и эпоксидку, а также  различные капроновые ленты и тесемки. Инструмент удобно упаковывать в капроновый патронташ, а остальные мелочи в отдельные коробочки (типа футляров от фотоплёнки). Ремнабор делится на две части: оперативный (для быстрого ремонта на малом привале) и основной. Общий вес ремнабора 2-2,5 кг.
Забота о здоровье. Естественно, что даже для простых лыжных прогулок у вас не должно быть никаких заболеваний. Но где бы мы с вами не находились и как бы не тренировали свой организм, нас везде могут подстерегать всевозможные проблемы со здоровьем, вызванные различными заболеваниями или травмами. Дома вы можете пойти в поликлинику или вызвать скорую помощь. В ненаселённой местности первую помощь вам могут оказать только участники группы. Хорошо, когда в группе есть человек, знакомый с медициной, но если такого нет, то это должны сделать вы сами.  При травме или заболевании участника, необходимо ориентировочно оценить характер травмы или вид заболевания и оказать первую помощь. Руководитель обязан оценить ситуацию и понять: 1) может ли участник продолжать маршрут; 2) нужно ли выводить его в населённый пункт; 3) посылать ли за помощью (не менее двух человек), одновременно организуя стационарный лагерь для пострадавшего или самостоятельно транспортировать его к людям. Группа обязана иметь небольшую аптечку, для оказания первой медицинской помощи. В настоящее время выпускаются различные аптечки с наборами лекарств и перевязочных средств, упакованных в компактные транспортные чехлы. Например, предприятие «Трансмедтехника» выпускает для походов выходного дня набор АИ-Н-1, а для  более длительных путешествий - укладку АИ-Н-2 (Спасатель). Следует иметь в виду, что мази, выпускаемые в тюбиках, зимой замерзают и их трудно  выдавить. Чтобы облегчить к ним доступ, дома переложите их в лёгкую баночки с широким горлом и плотной крышкой, например из-под фотоплёнки. Обязательно имейте список аптечки, с указаниями в каких случаях и как эти препараты применять.
Питание. Лыжные путешествия связаны с большими физическими нагрузкам и значительными потерями тепла. Поэтому питание туриста-лыжника должно быть (по сравнению с обычным) более калорийным, содержать больше жиров и быть горячим. Во время однодневных прогулок обед вам вполне смогут заменить бутерброды с горячим и сладким чаем из термоса. А на более продолжительных маршрутах, кроме полноценных завтраков и обедов, необходимо делать большой привал на 1,5 часа, во время которого вы не только восстановите силы, но и вполне успеете приготовить на костре суп и чай.
Обычно в лыжных путешествиях применяется следующее меню. Завтрак: мясная или молочная каша, масло, сыр, сухари, чай, сахар. Обед: суп, колбаса, халва, сухари, чай, сахар. Если обед без супа, то колбаса, сало, орехи, халва (шоколад), сухофрукты и галеты. Ужин: каша (макароны) с мясом и маслом, сухари, чай с сахаром, лимоном и вафлями. Вес дневного рациона на одного человека составляет 650-900 г.
Если ваш маршрут проходит по лесной зоне, то для приготовления пищи на костре необходимо иметь: два алюминиевых котелка с крышками, вставляющихся один в один, из расчёта 0,7 и 1л на человека, костровой тросик, топор и пилу, а также брезентовые рукавицы и половник. Чтобы ваш костёр не тонул в снегу, нужно расчистить площадку под него до земли. А если снег глубокий, то использовать мелкоячеистую сетку из жаропрочной нержавеющей стали (типа гамака 60х40см с оттяжками). Костровой тросик – стальной тросик Ф2-3мм и длиной 2м с капроновыми оттяжками, привязываемый за деревья на уровне 2м над костром. К тросику на цепочках подвешиваются котелки. Если рядом нет открытой чистой воды, то её добывают, растапливая снег или лёд (что предпочтительнее). Чтобы чаинки не приставали к дну котелка, чай удобно заваривать в тонком капроновом мешочке с завязочками – как одноразовый пакетик. После заварки чаинки вытряхивают, а мешочек немного подсушивают. Если вы путешествуете в безлесной зоне, то пищу готовят на бензиновых примусах (газ несколько хуже горит при низких температурах). Наиболее удобны примусы с выносной емкостью для бензина. На группу 6-8 человек необходимо не менее 2 примусов. При трёхразовом горячем питании расход бензина составляет150-180 мл/чел.сутки. На примусах можно готовить прямо в палатке.
Распорядок дня. Дежурные (опытные туристы дежурят по одному) встают за 1,5 часа до общего подъёма, разжигают костёр (дрова и растопка готовятся с вечера) и готовят завтрак, который должен быть готов, когда на улице начнёт светать. После того, как котелки повесят на огонь, растапливают печку, чтобы можно было завтракать в тепле. После завтрака быстро собирают все вещи, укладывают рюкзаки, помогают снять печку и сложить палатку. С момента подъёма до выхода на маршрут должно пройти не более 2,5 часов. До обеда делают 3-4 перехода, а до остановки на ночлег - ещё 3 перехода.
Организация ночлега. Если вам впервые предстоит ночевать в зимнем лесу, невольно охватывает робость. Но бояться этого не нужно, а необходимо обязательно учиться, причём заранее. Идти в лыжный поход без предварительных репетиций «холодного ночлега» - ошибка, которая может привести к трагическим последствиям. На тренировках нужно заранее распределить роли (кто занимается дровами, костром, а кто устанавливает печку), проверить надёжность снаряжения и самого себя, чтобы поверить в реальность задуманного.
В начале маршрута для начинающих туристов целесообразно предусмотреть несколько «тёплых» ночёвок в лесных избушках. Если ночлег будет в палатке, то необходимо останавливаться не менее, чем за 1 час до наступления темноты. Качество и быстрота устройства лагеря имеют большое значение в лыжных путешествиях. Совсем не всё равно, сколько вы потратите усилий и времени на его организацию. Очень важно, чтобы для всех нашлась работа, и все были в движении. Без работы зимой нельзя – холодно.             Работы по организации лагеря должны быть распределены так, чтобы к тому времени, как поставят палатку и печку, были бы наколоты дрова и приготовлен ужин. Кушать и отдыхать приятно в тёплой палатке (а не у костра, как летом) – это ваш дом.
Нужно ли топить печку всю ночь? В первых походах – да! Потому, что у вас пока нет ни только необходимого опыта, но и качественного группового и личного снаряжения. В зимних путешествиях большую опасность представляют физическое перенапряжение и холодовая усталость, сопровождаемые потерей самоконтроля и общей психической подавленностью. Если не обеспечить участникам нормальный отдых, то могут произойти серьёзные неприятности!
Действия в экстремальных ситуациях.
У актёров есть система Станиславского, помогающая играть на репетициях так же, как на премьере. Суть её заключается в том,  что актёр с помощью определённых приёмов входит в роль независимо от личного настроения. Туристам тоже необходимо умение предусмотреть сюрпризы предполагаемого путешествия. Для этого необходимо ещё дома «проиграть» различные варианты, которые могут возникнуть на маршруте, и определить оптимальные действия в той или иной ситуации. Лишь тогда удастся рационально построить маршрут, правильно подобрать снаряжение, питание и противостоять различным экстремальным ситуациям.
Умение преодолевать трудности зависит, прежде всего, от вашего физического состояния и крепости нервной системы. Помните, что в лыжном путешествии нет мелочей! Особого внимания заслуживает подбор группы. Участники похода не только должны знать друг друга, но и проявлять доброту и терпение. Путешествие удастся, если на маршруте вы будете действительно друзьями. Когда вокруг холод, очень ценится тепло, особенно душевное.
Наш организм приспособлен к существованию в узком температурном интервале, но он может за себя постоять, научившись бороться и с жарой, и с холодом. Для этого ему нужны силы. Здоровый человек просыпается от холода, а обессиленный – засыпает крепче. В лесу проще всего переждать непогоду – относительно тихо и есть дрова. Если же вас застала пурга вне зоны леса – останавливайтесь сразу! Не надо зря с ней сражаться. Найдите более-менее тихое место, ставьте палатку и хорошо закрепите её оттяжки при помощи лыж или снежных кирпичей. Внесите все вещи в палатку, не разбрасывайте снаряжение – его засыплет снегом или унесёт. Пурга может продолжаться и три дня, поэтому при движении по протяжённым безлесным участкам необходим примус. Помните, что не вы первые и не вы последние, кто таким образом пережидает непогоду.

Рекомендуемые маршруты – московская «кругосветка»
Предлагаемые туристские маршруты по ближнему Под­московью проходят, как правило, по наиболее лесным местам, где еще можно иногда встретить малотронутые человеком уголки природы. Московская «кругосветка» включает 14 лыжных или пе­шеходных маршрутов, проложенных на удалении 30-65 км от Москвы, образующих замкнутое кольцо (см. Лит.2). Начинать московскую «кругосветку» можно из любого пункта, названного ниже, но лучше всего начать путешест­вие из Звенигорода, так как первый и второй маршруты одни из самых коротких и позволяют постепенно увеличивать физическую нагрузку. «Кругосветку» можно проходить как по часовой стрелке, так и в обратном направлении. В неё включены следующие марш­руты:

Маршрут

Путь, км

1

Звенигород – Петелино

18—20

2

Петелино – Ожигово

18—20

3

Ожигово – Новомихайловское

23—25

4

Новомихайловское - Весенняя

24—26

5

Весенняя - Авиационная

24—26

6

Авиационная - платформа 42 км

30—39

7

Платформа 42 км - платформа 43 км

18—20

8

Платформа 43 км – Монино

15—18

9

Монино - Фрязино товарная

28—30

10

Фрязнно товарная – Правда

17—19

11

Правда - Луговая

22—26

12

Луговая – Радищево

29—31

13

Радищево – Снегири

19—21

14

Снегири – Звенигород

27—29

 

Всего:

314-350

Каждый маршрут вполне проходим за один ходовой день (6—8 часов) не зависимо от подготовки участников похода и погодных условий. Некоторые маршруты «кругосветки» можно объединять. Например, объединить маршруты 7 и 8 в один и пройти его за один ходовой день. При планировании походов по «кругосветке» в зимнее время следует учитывать, что лыжню можно встретить только на некоторых маршрутах или на отдельных участках. Напри­мер, лыжня обычно бывает на маршрутах Звенигород — Петелино,  платф. 42 км — платф. 43 км, Фрязино (тов.) — Прав­да, Радищеве — Снегири, Снегири — Звенигород, На осталь­ных маршрутах она встречается редко или может вообще отсутствовать, как, например, на маршрутах Ожигово — Новомихайловское, Новомихайловское — Весенняя, Авиацион­ная— платф. 42 км.
Приведём описание маршрута №2: Петелино — Ожигово (по истокам Десны и Пахры; азимут — 1680 , обратный — 350°; протяжённость 18-20 км).
Маршрут начинается на ст. Петели­но, что находится в 58 км от Москвы. До ст. Петелино можно доехать с Белорусского вокзала. Прибыв в Петелино, следует выйти на проселочную дорогу, что идет от станции в южном направлении к дачному посел­ку, в на­чале полем, а затем восточной опушкой леса. Дальнейший путь через дачный поселок, затем по хорошей дороге, идущей из дачного поселка к Минскому шоссе. Через 2,5 км пути необходимо перейти через шоссе, пройти вдоль него в западном направлении и через 0,3—0,4 км войти в южную просеку. Дальнейший путь по этой просеке до ее вы­хода на сильно разбитую дорогу. Двигаясь по правой обочине дороги, следует внимательно   следить,   чтобы    не   пройти мимо продолжения южной просеки.   Она   находится   справа, несколько выше по уровню почвы у поворота дороги. В  зим­нее время по этой просеке иногда проходит охотничья лыжня. За просекой — продолжение разбитой дороги, которая   здесь делает крутой поворот на северо-запад (от Минско­го шоссе прошли 4 км). Впереди видно понижающееся к югу поле, окаймлённое с южного края лесом. По краю леса протекает небольшая, но в некоторых местах довольно  глубокая р. Бе­рёзка (правый приток р. Пахорки и один из истоков р. Дес­ны). Примерно в центре поля, где р. Березка образует южную излучину, в нее впадает правым притоком небольшая р. Кутменёвка. Дальнейший путь по правому её берегу в южном направлении, не спускаясь в долину. Вскоре можно выйти на лесную дорогу, идущую через мелколесье:   вдоль правого берега р. Кутменёвки, но несколько в стороне от реки. Дорога приводит к мосту через реку на Алабинском шоссе. От р. Березки до моста 3 км. Дальнейшее движение ази­мутом 140° вдоль правого берега реки через буераки и заболоченное редколесье к опушке густого смешан­ного леса. Здесь в 1 км от моста начинается южная просека, которую надо обязательно найти, так как только она может вывести кратчайшим и наиболее удобным путем через густой, частично заболоченный лес в район платф. Ожигово. Не най­дя просеки, двигаться дальше не рекомендуется. Продолжая движение по южной просеке, пу­тешественники через 3 км увидят на пути сильно  заболочен­ное русло р. Зеленки—левого притока р. Пахры, еще через 0,5 км — р. Пахра. Ее исток   выше в 6,5 км.    Вскоре,  через 0,5 км, просека заканчивается, впереди дачный поселок, по­строенный под электролинией. Необходимо пройти через дач­ный поселок, и затем, пройдя в северо-восточном направлении около 0,5 км подойти к сосновым посадкам. У западного края этих посадок, а затем через другой дачный поселок идет   дорога,   ведущая   в  поселок Ожигово, до которого 2,5 км  от конца южной просеки. Маршрут Петелино — Ожигово один из самых «глухих». Здесь нет населенных пунктов, характерных объектов, что затрудняет ориентирование, и кто побывал здесь, может почувствовать себя в почти таежных краях. Возвращение с платф. Ожигово на Киевский вокзал.

Где получить дополнительную информацию
Конечно, всем сказанным далеко не исчерпываются советы по подготовке и проведению лыжных походов, особенно для новичков. Внимательно ознакомьтесь с популярной литературой по лыжному туризму, которую можно найти в библиотеке московского городского клуба туристов (ул. Бол. Коммунистическая 17, м. Таганская, тел. 911-3981). Здесь же можно записаться в лыжные школы, которые проводят как для новичков, так и для более опытных туристов.
Что у Вас впереди
В настоящее время лыжные походы условно делятся по географическим регионам их проведения: таёжные, горно-таёжные в среднегорье, высокогорные, тундровые, по островам и акватории Северного Ледовитого океана. То есть это практически вся территория нашей Родины. Для начала наберитесь опыта, не уезжая далеко от дома, и если вам понравится путешествовать зимой, то для вас откроется дорога в эти разнообразные и прекрасные районы. Вы уведите бескрайние просторы заледенелой тундры, залитые зеркальным, сверкающим на солнце льдом реки и замёрзшие водопады Алтая, Саян, Забайкалья и Якутии.

Литература

  • Балабанов. И. Однодневные походы. М; 2005г.
  • Михеев Ю. Московская кругосветка. МСХА, М; 1996г.
  •  Лукоянов П. Зимние спортивные походы. ФиС, М; 1988г.

 

 

Михаил Васильев
мастер спорта


Пишите на