АВТОМОТОТУРИЗМ (Проект перечня на 2005-2008 год).
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Для совершения спортивных походов 1-2 к. с. не требуется
серьезных переделок автомобилей и мотоциклов; могут использоваться дорожные
модели мотоциклов и легковые автомобили. Кроме того, по предложению МКК,
с 2005 года категорируются походы на снегоходах (протяженность для 1 к.с.
- 300 км, 2 к.с. - 400 км, 3 к.с. - 500 км, 4 к.с. - 750 км, 5 к.с. -
1000 км, остальные требования как для мотопоходов соответствующих кюсю).
Походы 2-3 к. с. требуют подготовки автомобилей и мотоциклов, а 4-5 как
правило невозможны на стандартных мотоциклах или автомобилях. Для походов
высших к. с. допускается использование автомобилей (в том числе грузовых)
повышенной проходимости ("джипы"), оборудованных лебедками, цепями противоскольжения
и трапиками; мотоциклы должны иметь шины повышенной проходимости, герметизацию
систем двигателя и увеличенное передаточное отношение трансмиссии. Допускается
использование шин сверхнизкого давления (пневматиков).
Походы 4-5 к. с. могут быть организованы комбинированными (авто-мото),
когда автомобиль используется как транспортное средство на некотегорированных
участков дорог, а мотоциклы -- на категорийных участках; мотоциклы при
этом перевозятся на прицепах или в кузове автомобилей.
В зимних походах к. с. повышается на 1 ступень, кроме случаев, когда маршрут
проходит по специальным зимним дорогам (зимникам); в последнем случае
к. с. может быть понижена на 1 или 2 ступени (кроме мото), по усмотрению
МКК.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНОВ РОССИИ.
Центральные районы.
Центр России столь велик и разнообразен, как по рельефу, так и по средоточию памятников культуры и природы, что каждый путешествующий найдет что-нибудь интересное для себя.
Маршруты 1-3 к.с. отталкиваются от оживленных асфальтированных трасс.
Дороги, ведущие к райцентрам, в основном, асфальтированы. От райцентров
к большим селам - грейдерные или песчаные, возможность проехать по ним
зависит от погоды. Остальные дороги обычно в плачевном (т. е. во вряд
ли проходимом состоянии). На Валдайской возвышенности часто встречаются
песчаные дороги, проходимость по которым, наоборот, улучшается после дождя.
В одной Новгородской области более 300 озер, а количество рек, речушек и ручьев вообще не поддается учету. Повсеместно, в стороне от трасс немало брошенных деревень, или ожидающих только летом, с приездом дачников. На мотоцикле можно забраться в такую глушь, где люди вообще бывают редко. Как правило это приграничные районы.
Благоприятное время путешествий - с начала июня до середины (а при сухой
погоде и до конца) сентября. В июне поспевает земляника, черника, июле
- морошка, малина и первый слой грибов. К концу августа-началу сентября
- брусника, клюква и основной слой грибов. Рыба ловится всегда и везде,
чем глуше места, тем ее больше. Комаров очень много и в июне, и в июле
(репеллент совершенно необходим), в августе их поменьше, а в сентябре
их практически нет.
Бензин и питание на трассах проблем не вызывает, равно как с платные стоянки и автосервис. А вот на второстепенных дорогах, ведущих в водохранилищу ни АЗС, ни кафе, ни мастерских вы не найдете нигде, кроме райцентров. Да и магазины работают только в определенные часы и надежды на них мало.
Ночлег лучше организовывать подальше от населенных пунктов - тем он безопаснее. В деревнях хватает бомжей, наркоманов и прочих "отморозков", лучше избегать контактов с ними, и тем более частых предложений выпить. В глухих местах местные жители - в основном пенсионеры.
Север Европейской части.
Север Европейской части России представляет уникальное
сочетание красоты и суровости природы с обилием памятников старины и доброжелательностью
малочисленного населения. Близость центра европейской части страны, наличие
хорошей подъездной дороги и в то же время недоступность отдельных районов
делают путешествия по Северу одинаково привлекательными как для новичков
(1-3 к.с.), так и для искателей крутого бездорожья (4-5 к.с.). Маршруты
по Северу в основном отталкиваются от основной магистрали М8 Москва -
Архангельск. Закольцевать маршрут возможно лишь двумя другими дорогами:
через Плесецк и Каргополь и вдоль Северной Двины от Березника через Котлас
и Тотьму. Состояние этих дорог различное, рассчитывать проехать полностью
по асфальту можно только по магистрали М8.
Местность в Архангельской и Вологодской областях лесисто-болотистая, местами очень живописная и малонаселенная; свободно чувствовать себя здесь вне основных дорог можно лишь при групповом путешествии на полноприводных автомобилях и одиночных подготовленных мотоциклах класса "зндуро", или зимой, когда повсеместно действуют зимники.
Для нахождения на Летнем Береге Белого моря западнее Солзы нужно специальное разрешение.
Благоприятное время путешествия - с середины июня по середину августа,
когда стоят белые ночи и достаточно тепло. В лесных массивах может досаждать
мошка и комары, которых на побережье Белого моря практически нет.
Юг Европейской части (Поволжье).
Район Нижней Волги, в особенности Астраханская область, представляет уникальное соседство благодатной Волго-Ахтубинской поймы с суровой Прикаспийской пустыней, раскинувшейся в районе границы России и Казахстана между Волгоградом и Астраханью. Собственно, после размежевания с азиатскими республиками и Казахстаном, это единственное место в России, где можно побывать в настоящей песчаной пустыне со всеми ее экзотическими атрибутами. Близость центра европейской части страны, наличие хорошей подъездной дороги и в то же время недоступность отдельных районов делают путешествия по Нижней Волге привлекательными как искателям пустынных приключений, так и любителям дешевых (а подчас и дармовых) овощей и фруктов, а также рыбалки.
Маршруты по Нижней Волге отталкиваются от двух полностью асфальтированных дорог Волгоград-Астрахань, проложенных по обоим берегам. В дельту Волги ведет множество дорог с паромной переправой, на мост через Ахтубу можно попасть, свернув между Селитренным и Вольным. На восток от Ахтубы простирается на 250 км песчаная пустыня, большей частью находящаяся на территории Казахстана. Ехать в нее следует лишь хорошо подготовленным группам, имеющим карты, прибор космической навигации или компас и достаточные запасы воды, провизии и бензина. Местность эта проходима на одиночных подготовленных мотоциклах "зндуро", или на мотоциклах с приводным колесом коляски. На западе от Волги лежат малонаселенные калмыцкие степи, езда по которым, хотя и не сложна технически, но тоже требует опыта и подготовки.
Благоприятное время путешествия - с середины августа по середину сентября,
когда прекрасная рыбалка в рукавах Волги, вызревают овощи и фрукты, гарантирована
теплая (и уже не такая жаркая, как в середине лета) погода, а самое главное
- исчезают комары и мошка.
Бензин можно встретить на трассах через каждые 50-100 км, но в самой пустыне горючего не найти вообще.
Питание на автодорогах возможно в кафе, продукты в достаточном ассортименте есть в магазинах, а также на базарах; цены на них примерно такие же, как и везде в России. В пустынных районах у чабанов можно получить лишь молоко да лепешки.
Ночлег на автодороге М6 Москва - Волгоград для мототуристов с палатками
не вызывает сложностей. Трассу пересекает с десяток небольших рек, на
берегу которых всегда найдется подходящее место. Однако, из соображений
безопасности, лучше отъехать от дороги вдоль берега на несколько километров.
Подходят для ночлега и лесопосадки, если заблаговременно запастись водой.
Следует помнить, что в черноземной зоне после дождя выехать на дорогу
бывает затруднительно, даже на мотоцикле. Цивилизованно отдохнуть можно
в гостинице в любом городе, обязательно поставив на ночь мотоцикл на платную
стоянку. В пустыне же встать на ночлег можно в любом месте, на то она
и пустыня!
Кавказ.
Из всех регионов Кавказа наиболее безопасным является Республика Адыгея. Район Лагонакского нагорья представляет уникальное соседство отличных асфальтовых дорог с труднопроходимыми горными тропами. Эту особенность можно с успехом использовать на обычных мотоциклах: без особых трудностей свернуть в любом месте дороги и попасть в труднопроходимые лесные джунгли или тесные каньоны с обилием камней и водопадов. Близость центра европейской части страны, небольшое расстояние до черноморского побережья, где после трудов праведных можно чудесно отдохнуть, наличие прекрасной подъездной дороги и в то же время недоступность отдельных районов делают путешествие по горной Адыгее очень заманчивым как чайникам так и зубрам - для каждого найдутся маршруты по его уровню.
Маршруты по Адыгее начинаются из Майкопа к которому можно подъехать из Краснодара, из Армавира и из Туапсе. До поселка Каменномостского - шоссе, а из него каждый волен выбрать свой путь, это либо асфальтированная дорога до Азишского перевала (1800 м), либо лесовозными дорогами по красивейшим каньонам к верховьям реки Белой, либо по горным тропам через хребет с выходом на морское побережье в Лазаревском или Дагомысе. Лучшей техникой здесь являются джипы и мотоциклы одиночки класса эндуро. Естественно, необходимы подробные карты.
Благоприятное время путешествия - с мая по октябрь, в начале лета не так дождливо, зато ближе к осени изобилие яблок, груш и море для купания гораздо теплее.
Ночлег на природе с палатками не вызывает сложности, лишь не стоит разбивать лагерь поблизости от поселков и дорог.
Урал.
Южный Урал - отличный полигон для авто- и мотопутешествий. Здесь сочетаются степные просторы с голыми отрогами, асфальтовые шоссе с абсолютным бездорожьем. При желании маршруты можно прокладывать по малонаселенным местам с нетронутой цивилизацией природой, используя проселочные дороги. Чистейшие реки и ручьи, непаханные ковыльные степи, сосновые и лиственные леса - всего этого здесь в изобилии. При этом всегда есть варианты для отступления: в случае необходимости можно сойти с маршрута и выехать на асфальтированные шоссе, (Соль-Илецк - Оренбург -Уфа; Бузулук - Оренбург - Орск; Оренбург - Уральск; Орск - Магнитогорск - Белорецк; Оренбург - Абдулино - Багульма и т.д.). Богат и животный мир - в лесах можно встретить рысь, медведя, лося, косулю, зайца и лисицу.
Планируя путешествие в Восточных районах Южного Урала всегда надо рассчитывать, чтобы с запаса горючего хватало не менее, чем на 300 км пробега, с учетом бездорожья. В "ненаселенке" можно столкнуться с тем, что в деревнях нет не только высокоактанового бензина (АИ-93, 95), но и никакого. А вот с продуктами проблем не будет.
Средний Урал - интереснейший район для горных авто- мотопутешествий. Наряду с асфальтированными серпантинами в заросших лесом горах, множество дорог местного значения без какого-либо покрытия (камни, грязь, песок). Перевалы в основном по 400-600 метров над уровнем моря. Но даже на такой высоте надо быть готовым к тому, что в жаркие летние месяцы там бывает достаточно прохладно. Уральские горы не высокие, но не стоит расслабляться, как и в любых горах там случаются камнепады, сходы сели. Лучшее время путешествий по Уралу июнь - июль. В мае еще встречаются места, где лежит снег, а "большая" вода (весенние разливы) затопляет не только пойменные места, но и некоторые степные дороги. В августе же можно попасть в зону дождей (раз на раз не приходится). В сырую погоду грязь Черноземья сильно усложнит продвижение даже на внедорожной технике.
Западная Сибирь.
Сейчас, когда Памир и Тянь-Шань переместились за границу, а к тому же там, как и на Кавказе не спокойно, Горный Алтай стал самым популярным среди туристов.
Пусть горы чуть-чуть пониже, зато экзотики и сложностей хватит всем. Расположенный как раз посреди России, этот регион легко достижим колесным туристам как из Европейской части, так и сибирякам. Маршруты по Горному Алтаю в основном отталкиваются от Чуйского тракта. Хотя эта магистраль, протяженностью почти в тысячу километров, начинается в Новосибирске, горы подступают к ней только после Горно-Алтайска. Трасса полностью асфальтирована и до самой границы с Монголией идет с набором высоты. Два горных перевала - Семинский и Чике-Таман - достаточно живописны, но технической сложности не представляют даже путешествующим на обычных дорожных автмобиялх и мотоциклах. А вот съезжать с трассы на таком транспорте вглубь горных районов вряд ли целесообразно.
К "жемчужине" Алтая, Телецкому озеру можно добраться из Бийска, Горно-Алтайска или по грунтовой дороге из Акташа через Усть-Улаган и Балыкчу. Другие великие озера края - Джулукуль и Хиндиктиг-Холь - гораздо более труднодоступны.
Закольцевать маршрут возможно через тувинский райцентр Мугур-Аксы с выходом на Чадан и далее сеть автодорог Восточной Сибири, или через достаточно тяжелый перевал (выход на него в пос. Абай) попасть в Казахский город Лениногорск. Дорогу вдоль границы с Монголией и Китаем (через перевал Укок), тропы через перевал Кокколь и Шапшал можно рекомендовать только очень опытным группам на подготовленных полноприводных автомобилях и мотоциклах "эндуро". Показанной в некоторых "Атласах" автодороги Иня - Тюнгур никогда не было и нет. Существующая здесь скотогонная тропа местами обрушилась и езда по ней, хотя технически не так сложна, требует опыта и крепких нервов.
Наибольшие возможности для спортивных походов по горам представляются из Кош-Агача. Интересны маршруты как через перевал Бугузун в Туву, так и по Чуйской степи в долину рек Джазатор и Аргут. Для нахождения в погранзоне нужно иметь российский паспорт и разрешение на въезд, выдаваемое в Кош-Агаче в погранотряде. Для поездки в приграничный район Монголии (через Ташанту) можно оформить в Горно-Алтайске специальный пропуск.
Благоприятное время путешествия в горах Алтая - с середины июля до конца августа. Погода в горах переменчивая, но затяжных дождей не бывает. В среднем каждый второй день - солнечный. В высокогорье может быть холодно и дуть пронзительный ветер. Зато комаров там почти нет, в то время, как в тайге репеллент лишним не окажется.
Бензин, как 76-ой, так и 93-ий, есть везде по Чуйскому тракту. Правда, чем дальше от Бийска, тем он дороже. В горных районах в стороне от трассы проблематично достать даже 76-ой, не говоря уж о масле. Наличие "жидкой валюты" облегчает поиск горючего (но не избавляет от уплаты за него).
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Забайкалье, Дальний Восток и Приморье из-за своей удаленности являются редкопосещаемыми, и потому желанными районами путешествия для мототуристов европейской части России. Проезд через эти районы является неминуемым для совершающих трансконтинентальные пробеги.
Маршруты по Дальнему Востоку не отличаются особым многообразием. Попасть сюда из России можно по цепи федеральных дорог: М5 Москва - Челябинск (1725 км), М51 Челябинск - Новосибирск (1519 км), М53 Новосибирск - Иркутск (1838 км) и М55 Иркутск - Чита (1113 км). Состояние этих дорог различное, полностью по асфальту можно доехать до Красноярска, дальше встречаются отдельные участки по сотне километров разбитого пыльного грейдера. Проезд от Читы до Хабаровска возможен по строящейся быстрыми темпами автодороге "Амур".
От Сковородино уходит на север Амуро-Якутская автодорога М56 "Колыма"; также по местным дорогам, проходящим большей части вдоль железнодорожного пути, до Благовещенска, стоящего на границе с Китаем. От Благовещенска до Хабаровска путь сложности не представляет, если не считать местами разбитых дорог (особенно в Еврейской автономной области). От Хабаровска до Владивостока проходит прекрасная трасса М60 неподалеку от границы с Китаем. Так что съезжать в сторону можно только на восток, к побережью Японского моря.
Существует еще один сухопутный путь - по БАМу, но он значительно длиннее и к тому же на нем отсутствуют переправы через многие реки. Его можно рассматривать лишь как самостоятельный маршрут, а не транзитную дорогу с запада на восток.
Местность везде, к востоку от Байкала гористая, очень живописная и малонаселенная; свободно чувствовать себя здесь вне основных дорог можно лишь при групповом путешествии на одиночных подготовленных мотоциклах "эндуро", или зимой на мотоциклах с колясками либо ATV, когда повсеместно действуют зимники.
Для нахождения в Благовещенске и на описанной трассе, проходящей вдоль российско-китайской границы никаких специальных разрешений не требуется, достаточно российского паспорта.
Благоприятное время путешествия - для летних путешествий это июль - август, если ехать в сторону Якутска и севернее - только июль. В июне еще холодно, на конец месяца приходит пик активности комаров и мошки. Тайга во многих местах заражена энцефалитным клещем, следует принимать меры предосторожности, хорошо заблаговременно сделать прививки. Зимние путешествия лишены подобных сюрпризов, ехать лучше всего с конца февраля до конца марта, на севере - апреля, когда днем на солнце плюсовая температура, становится теплее ночью, и удлиняется период светлого времени.
Бензин практически по трассе есть везде, как 76-ой, так и 93-ий, и неплохого качества. Расстояние между бензоколонками на бездорожном участке может превышать 200 км, а цена бензина доходить до 4000 руб. за литр. В других местах на стационарных заправках стоимость бензина в среднем на 20...40% выше, чем в Москве. Масло купить также возможно, причем импортное даже проще, чем отечественное. Только оно какое-то не очень "фирменное".
Ночлег в Сибири и на Дальнем Востоке для мототуристов с палатками не вызывает никаких сложностей. Кругом полно прекрасных мест с водой и лесом в стороне от людей. В деревнях люди гостеприимны и могут, в случае нужды, пустить в дом. Отдохнуть цивилизованно в гостинице можно лишь в городах, но здесь встанет проблема с хранением транспорта ночью.
ПЕРЕЧЕНЬ КЛАССИФИЦИРОВАННЫХ УЧАСТКОВ МАРШРУТОВ ПО РОССИИ.
Центральные районы.
2категория сложности:
Углич - Мышкин - Брейтово - Весьегонск - Устюжна - Череповец
- Гаютино - Пошехонье - Рыбинск - Углич (а, м)
Вологда - Вельск - Няндома - Каргополь - Плесецк - Савинский - Онега - Северодвинск - Архангельск (а, м)
Вологда - Кириллов - Белозерск - Прокшино - Каргополь -
Няндома - Вологда (а, м)
Казань - Малмыж - Уржум - Колинск - Киров - Сыктывкар (а, м)
3категория сложности:
Углич - Пошехонье - Красный Яр - Вологда (а, м) Осташков - Сорога - Кравотынь - Березово - Красуха - Екимовщина - Новый Скребель - Полново - Осиновка - Вотолино - Шинково - Рудаково - Волговерховье - Свапуще - Осташков (а, м)
4 категория сложности:
Новгород - Поддорье - Тугино - Ельно - Большое Городище - Ратча - Цевло - Бежаницы (м)
Север Европейской части.
2 категория сложности:
Архангельск - Березник - Котлас - Тотьма - Ида - Чертово - Чухлома - Галич - Кострома (а, м)
4 категория сложности:
Сыктывкар - Благоево - Карпогоры - Пинега - Архангельск (а, м)
Вологда - Котлас - Сойга - Жешарт - Сыктывкар (а, м)
Сыктывкар - Ухта - Троицко-Печорский - Усть-Кулом - Сыктывкар (а, м)
5 категория сложности:
Вологда - Каргополь - Плесецк - Онега - Уна - Красная Гора - Летний берег Белого моря - Сюзьма - Ненокса - Северодвинск (м)
Онега - Кянда - Нижмозеро - Пурнема - Лямца - Пушлахта - Летняя Золотица - Летний Наволок - Лопшеньга - Яреньга - Пертоминск - Красная Гора - Уна - Кянда - Северодвинск (м)
С.-Петербург - Петрозаводск - Беломорск - Онега - Вологда
(м) Сыктывкар - Усть-Кулом - Троицко-Печорский - Комсомольск-на-Печоре
- Якша - Верхняя Колва - Ныроб - Березники - Пермь (м)
Юг Европейской части (Поволжье).
3 категория сложности:
Волгоград - Мал. Дербеты - Цаган-Нур - Сарпа - Утта - Астрахань (а, м)
4 категория сложности:
Харабали - Тамбовка - полигон Ашулук - ферма Аминаколь
- ферма Караузек - ферма Мойдабелгин - Приозерный - Байбек - Красный Яр
- Астрахань (а, м)
Кавказ.
2 категория сложности:
Армавир - Черкесск - Верхняя Мара - Кисловодск (а, м)
3 категория сложности:
Назрань - Ботлих - Гуниб - Леваши - Акуша - Кубачи - Дербент
(а,м)
Урал.
2 категория сложности:
Екатеринбург - Касли - Кыштым - Карабаш - Миасс - Учалы
- Белорецк - Магнитогорск - Сибай - Зилаир - Кугарчи - Саракташ - Оренбург
(а, м)
Оренбург - Чебеньки - Тюльган - Тугустемир - Троицкое -
Абзаково - Чеботарево - Кувандык (а, м)
Кувандык - Новосимбирка - Вишневое - Уртазым - Уральскон - Шильда - Адамовка - Акжарское - Орск (а, м)
3 категория сложности:
Орск - Ириклинский - свх. Розы Люксембург - Баймак - Кананикольское - Старосубхангулово - Байназарово - Верхний Авзян - Нугуш (а, м)
Орск - Шарабас - Кужанберля - Домбаровский - Целинный - оз. Шалкар-Ега-Кара - оз. Айке - Ковыльный - Комсомольский - Шильда - Верхнекардаиловка - Гай - Орск (а, м)
Оренбург - Светлогорка - Буртинский - Советское - Акбулак - Мал. Хобда - Ветлянка - Соль-Илецк - Суходольный - Кардаилово - Оренбург (а, м)
Оренбург - Городище - Суходольный - Дивнополье - Изобильное - Мал. Хобда - Чаган - Каракудук - Кокчунак - Двуречный - - Губерля - Русаево - Медногорск (а, м)
4 категория сложности:
Свердловск - Алапаевск - Петрокаменское - Нижний Тагил - Верхняя Ослянка - Лысьва - Чусовая - Березники - Пермь (м)
Западная Сибирь.
2 категория сложности:
Бийск - Карабинка - Турочак - Артыбаш - Чоя - Горно-Алтайск
(а, м)
Бийск - Горно-Алтайск - Иня - Акташ - Кош-Агач (а, м) Бийск - Шебалино - Артыбаш - Солтон - Кытманово - Целинное - Карабинка - Бийск (а, м)
Бийск - Солоновка - Солонешное - Черный Ануй - Усть-Кан - Туэкта - Горно-Алтайск (а, м)
3 категория сложности:
Барнаул - Бийск - Ая - Чарышское - Усть-Кан - Бийск (а,
м)
Кемерово - Красный Яр - Ачинск - Ужур - Шира - Б. Ерба - Троицкое - Абакан - Туран - Кызыл (а, м)
Рубцовск - оз. Колыванское - Сентелек - Коргон - Усть-Кан - Черга - Горно-Алтайск (а, м)
Новокузнецк - Белово - Салаир - Заринск (а, м)
Барнаул - Рубцовск - Змеиногорск - Курья - Колывань - пер. Чесноково - Чинета - Чарышское - пер. Башелакский - Солонешное - Белокуриха - Бийск (а, м)
4 категория сложности:
Бийск - Карабинка - Артыбаш - р. Чулышман - Усть-Уланган
- Акташ - Горно-Алтайск (м)
Горно-Алтайск - Акташ - Усть-Улаган - р. Чулышман - оз. Телецкое - Бийск (м)
Междуреченск - Аскиз - Абакан (а, м) Абаза - Таштагол - Турочак (а, м)
Барнаул - Змеиногорск - пер. Гляден - Колывань - Бугрышиха - пер. Чесноково - с. Чинета - Тулата - Чарышское - Черный Ануй - пер. Мариинский - Ильинка - Тоурак - Алтайское - Бийск (м)
Барнаул - г. Белокуриха - Солонешное - Усть-Кан - пер. Ябоганский - Онгудай - пер. Ороктой - Ороктой - Чемал - Бирюля - Горно-Алтайск - Бийск (а, м)
Барнаул - Кош-Агач - Ташанта - по Монголии (Цагаануур - Ногооннуур - Улаанном - Баруумт) - Цагай - Толгай - Кызыл - Абакан (а, м)
5 категория сложности:
Барнаул - Змеиногорск - Староалейское - Белорецкий (не
жил.) - Андреевский - Тигирек - Усть-Ионыш (не жил.) - Тулата - Чарышское
- Сентелек - Коргон - Усть-Кан - Ябоган - Багаташ - Черга - Бийск (м)
Горно-Алтайск - Усть-Кан - Ниж. Уймон - Тюнгур - Иня - Горно-Алтайск (м)
Горно-Алтайск - Иня - Ортолык - р. Елангаш - пер. Елангаш - р. Тара - оз. Каракуль - р. Чаган-Бургазы - Кош-Агач (м)
Барнаул - Кош-Агач - р. Бугузун - пер. Бугузун - оз. Хиндиктиг- Холь - р. Каргы - Мугур-Аксы - р. Барлык - Саглы - Хандагайты - Чадан - Ак-Довурак - Абаза - Абакан (а, м)
Кош-Агач - пер. Бугузун - оз. Акколь - оз. Хиндиктиг-Холь - оз. Джулукуль - пер. Сарыозек - Кош-Агач (а, м)
Кош-Агач - пер. Теплый Ключ - Аргамджи - пер. Укок - Урыль - Большенарымское (Казахстан) (а, м)
Горно-Алтайск - Усть-Кан - Абай - Карагай - Лениногорск - Усть-Каменогорск (Казахстан) (а, м)
Абакан - Аскиз - Вершина Теи - Кизесс - Междуреченск (а, м)
Барнаул - Кемерово - Мариинск - оз. Шира - Абакан - Аскиз - Таштып - Усть-Кабырза - Таштагол - пер. Бийск - Грива - Турочак - Артыбаш- Барнаул (а, м);
Барнаул - Усть-Каменогорск (Казахстан) - Зыряновск - Столбоуха - р. Хамир - пер. Холзун - р. Красноярка - Кайтанак - Усть-Кокса - Тюнгур - Иня - Барнаул (м)
6 категория сложности:
Барнаул - Усть-Каменогорск (Казахстан) - Большенарымское - Урыль - Рахмановские Ключи - пер. Рахмановский - р. Черная Берель -оз. Коксу - р. Коксу - Джазатор - Кош-Агач - Барнаул (м)
Барнаул - Усть-Каменогорск (Казахстан) - Берель - оз. Язовое - р. Белая Берель - пер. Кок-Коль - р. Урашаган - р. Коксу - Джазатор - Кош-Агач - Бийск (м)
Барнаул - Бийск - Артыбаш - оз. Телецкое - р. Чулышман - Балыкча - пер. Кату-Ярык - Усть-Улаган - Саратан - Язула - р. Карагем - пер.Неожиданный - р. Калбакая - р. Богояш - пер. Сары-Озек - Кош-Агач (м)
Барнаул - Кош-Агач - р. Бугузун - пер. Бугузун - оз. Джулукуль - пер. Шапшал - р. Шуи - Шуи - Чадан - Кызыл - Абакан (м)
Барнаул - Риддер (Лениногорск, Казахстан) - пер. Карагайский - Карагай - Катанда - р. Ниж. Катанда - р. Яломан - пер. Долгих - Бол. Яломан - Онгудай - Горно-Алтайск (м)
Барнаул - Поспелиха - Курья - Колывань - пер. Осиновый - Андреевский - р. Белая - рудник Белорецкий - р. Белопорожняя Уба - р. Уба - Карагужиха - Риддер (Лениногорск, Казахстан) - Карагай - Усть-Кан
Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск - Каракокша - Артыбаш - р. Иогач - Обого (не жил.) - р. Пыжа - р. Аспарт - пер. Таш - р. Бол. Чили - р. Аба - пер. Монаргы - р. Ачелман - Балыкча - р. Чулышман - пер. Кату-Ярык - Усть-Улаган - Акташ (м)
Бийск - Акташ - Курай - Чаган-Узун - Бельтир - р. Елангаш
- пер. 2911 м. - р. Тара - пер. Теплый Ключ - п/з Аргамджи - пер. Укок
- Чиндагатуй - Урыль - Чингистай - пер. Байберды - оз. Маркаколь - пер.
Мраморный - Зайсан - Самарское - Усть-Каменогорск (Казахстан) - Барнаул
(м)
Восточная Сибирь.
5 категория сложности:
Иркутск - Слюдянка - Туран - Орлик - пер. Жойган - Жойган
(м)
Иркутск - Листвянка - по берегу оз. Байкал - Бол. Голоустное - Бугульдейка - Баяндай - Кагуг - Жигалово - вдоль р. Лена - Усть-Кут - Братск - Тайшет (м)
Тайшет - Усть-Кут - Северобайкальск - Уоян - Кумора - р. Снежная - пер. Рухновского - р. Баргузин - с. Улюнхай - г. Улан-Удэ - г. Иркутск (а, м)
Дальний Восток.
3 категория сложности:
Чита - Сретенск - по льду р.Шилка - Соболино - Часовинка - Аникино - по льду р.Амазар - Ерофей Павлович - Сковородино - Невер - Соловьевск - Талдан - Магдагачи - Тыгда - Шимановск - Свободный - Благовещенск - Райчихинск - Архара - Биробиджан - Хабаровск - Бикин - Владивосток (зимн. а, м)
Предложения в ТССР о введении 6 к.с. обсуждены на общем
собрании АМТ Алтайского края и Новосибирской области 20 ноября 2004 г.
Протокол № 598 от 20 ноября 2004 г. АМК "Горизонт"
|