на главную
На главную
 походы отчёты документы 


Путешествие по Русской Аляске

Саратовский путешественник принял участие в уникальной экспедиции

"НАМВАМТУДА" - так называется уникальный проект сборной команды российских лыжников. Путешествие по Аляске проводилось именно в его рамках. 40 дней пути, 450 километров. Большая часть маршрута - по местам до сих пор считавшимся непроходимыми. Шестеро лыжников, в числе которых был и наш саратовский спортсмен Александр Машников, по праву могут считаться первопроходцами. До них еще никто не предпринимал столь рискованного мероприятия.
На самолет не успели

Идея похода появилась давно. По словам Александра Машникова, у него было огромное желание путешествовать с командой "Созвездие" - неоднократными чемпионами России по туризму. По интернету Александр связался с ее руководителем Алексеем Романенковым.
- Они собирались пойти в Корякию, - рассказывает Александр. - Мне это было очень интересно. Там, конечно, сложно - лавиноопасно, много снега, плохая погода. А потом появилась идея - а что если нам сходить на Аляску? Первый мой вопрос: сколько это будет стоить? Посчитали. По деньгам получилось порядка трех тысяч долларов. Я посоветовался с семьей, меня поддержали.
В группу вошли шесть человек. После того как решение было принято, начался сбор информации о предстоящем маршруте. Предстояло решить вопросы с визой. Несмотря на предупреждения, что попасть в Америку не так-то просто, все шестеро легко прошли собеседование, на котором им задали всего лишь пару вопросов.
- У меня поинтересовались, работаю ли я в нефтяной промышленности. Я ответил, что да. На этом все, получил паспорт. Взяли билеты Москва - Копенгаген - Сиэтл - Анкоридж - Якутат, США.
Нештатные ситуации начались еще на пути к намеченной цели. В Анкоридже наши путешественники... не успели сесть в самолет. Дело в том, что разные авиакомпании предъявляют определенные требования по упаковке багажа. Так получилось, что при пересадке с одного самолета на другой вещи нужно было перераспределить. Делалось это все очень быстро. И когда путешественники подошли на посадку, регистрация еще шла. Однако работники аэропорта, увидев такое количество вещей, сказали, что они вряд ли успеют, предложив поменять билеты и вылететь в Якутат через столицу Аляски Джуно.
- Анкоридж - большой город, но столицей считается именно Джуно. Небольшой поселок, но исторически сложилось именно так.
В Якутат путешественники прибыли на несколько часов позже намеченного срока. Там у них была назначена встреча с местным летчиком Лессом. У него три собственных самолета, так называемое аэротакси. Тем и живет, "забрасывая" туристов в различные экзотические места. Именно он и должен был отвезти наших путешественников на ледник. Здесь подобный бизнес очень развит. В этом маленьком поселке каждый день садится несколько "Боингов". Причем билет на автобус по тому же маршруту, что и самолет, обойдется в два раза дороже.
Посадка была "не очень"
Лететь предстояло на следующий день. Искателям приключений надо было запастись продовольствием. Переночевать решили не в мотеле, а прямо в ангаре. Лесс был не против того, чтобы русские туристы разбили рядом с его самолетами палатку. Он вообще оказался гостеприимным хозяином.
- Лесс оставил нам ключи от своей машины, сказал, что можем съездить на ней за продуктами. Мы стали объяснять, что водить умеют все, но вот прав с собой нет. На что он ответил, что тут в округе всего один полицейский, да и тот его хороший знакомый. В общем, никаких проблем. Честно говоря, для меня сразу же развеялся миф об Америке. Я считал, что это законопослушная страна, что американцы в этом отношении очень дисциплинированы. Был еще один эпизод, когда мы ехали по трассе с ограничением 45 миль. Наш американский водитель как шел 70, так и продолжал идти. Притормозил только, когда увидел полицейского. В общем, как у нас. Хотя в отличие от России там никто из встречных фарами не моргает, не предупреждает. В общем, отправились в магазин. Я взял себе шоколадных конфет. Сначала одну упаковку, потом обнаружил в четыре раза больше и всего в два дороже. Что интересно, литр напитка стоит дороже двухлитровой бутылки. Хлеб, выпечка очень дорогие. Мясо стоит примерно столько же, как и у нас.
На следующий день наши спортсмены обозначили Лессу точку, откуда они планировали начать свой переход. Тот занес ее в GPS. Лететь решили несколькими рейсами. Так получилось, что опыт полярных экспедиций был только у руководителя Алексея Романенкова и Александра Машникова.
- Когда прилетели на ледник, оказалось, что снизу идут облака. То есть мы-то еще сесть успевали, а следующий рейс - нет. Еще в воздухе надо было решать, что делать. Ни я, ни Алексей не знаем английский, а Лесс, соответственно, не говорит по-русски. Начали как-то объясняться, тыкать пальцами в карту. В общем, поняли друг друга. Пилот решил лететь не на сам ледник, а чуть в сторону, на реку. Вылетали через перевал. Самолетик маленький, бросало его хорошо. Честно скажу, было очень страшно. Когда сели, "на пальцах" спросили Лесса, как ему посадка. В ответ он достал крест, поцеловал его, перекрестился и сказал что-то типа: "Слава Богу, сели!" Потом он забросил туда всех остальных.
Трещина рядом с палаткой
Первые дни шли медленно. Постоянно снегопад. Сказывалась близость побережья, температура до +8 градусов, на лыжах идти тяжело. Реки открыты, переходить их приходилось по весьма ненадежным снежным мостикам.
- Багаж большой. У каждого килограммов по пятьдесят груза. Распределяли на рюкзак и санки. Но с каждым днем становилось легче. Втянулись за неделю, - улыбается Александр. - Когда вышли к ледникам, погода уже устоялась, да и мы к ней привыкли. Утром и вечером очень холодно -15-20. Большая влажность, сильный ветер. Снимешь рукавицу, можно руку отморозить. К середине дня все менялось, становилось тепло, безветренно. Мы загорали, сушили обувь, спальные мешки. Шли по карте. Район этот совершенно неизвестен, нет даже его описания. Такой экспедиции там еще не было. Максимум - забрасывали туристов для восхождения на гору и потом забирали. Но такого, чтобы пройти ледники насквозь... До нас этого еще никто не делал. Кроме нас там не было никого. Даже следы зверей не встречались. Ледники. Горы. И все. Красота неописуемая. Я много где бывал - на Тянь-Шане, в Забайкалье, Магадане, на Камчатке, Кавказе. Но эти горы другие. Здесь совсем разные масштабы. Они огромные. Нам в школе говорили, что ледник Федченко на Памире один из самых крупных. Так вот если посмотреть по космоснимкам, по сравнению с Аляскинскими ледниками он просто маленький. Конечно, впечатляет. Такое ощущение, что ты идешь по озеру, а вот эти горы - как острова или берега. Ледники пологие, шириной 10-20 километров, длиной 160-180.
Порой, чтобы пересечь один, уходил целый день. Бывало, что на казалось бы ровном леднике открывалась трещина. Заметить ее можно было метров за 20. Чтобы перебраться через нее, путешественники искали снежные мосты, вешали веревки, провешивали перила. В первые дни проходили по 5-7 километров, потом по 15-20. Для таких горных районов это даже быстро. Были места, где приходилось снимать лыжи и надевать "кошки".
- Мы пытались сделать восхождение на Логан. Вышли на 4200 к последнему ледопаду. Там уже на плато и к вершине. Но погода не пустила. Двое суток просидели на плато в палатках, выйти нельзя было. Видимость метров 7-8. Там возле нас провалилась огромная трещина. Дело было ближе к ночи, мы уже засыпали. И вдруг шум раздался, грохот. Выйти посмотреть, что там, не хотелось. Предположили, что трещина. Решили, что не мы и ладно. Хотя если бы поставили палатку именно на то место, "ушли бы". Там как раз ширина метров шесть была. А про глубину и говорить нечего. Метров десять, а может, и сто. Сорок дней мы ходили по ледникам-рекам-горам. Бывало, что и в трещины проваливались. Упал у нас один. Хорошо, в связке шли. Пришлось ему немного повисеть, пока вытащили. Было и такое, что искали перевал, выходили, а там отвесная стена. Приходилось по ней карабкаться. Большую часть пути были без связи. Спутниковый телефон, взятый в аренду, на десятый день сломался. Созвониться с родными удалось только после того, как мы вышли к "первым" людям. У них оказался аппарат той же системы. Мы просто переставили симку и все. Но это было уже почти на выходе. Есть там река Читина, на которой находится что-то типа турбазы. Людей привозят на самолетах. А дальше программа у каждого своя. Могут забросить на ледник для восхождения, или на рыбалку, или животных пофотографировать.
Снег, галька, песок, лес...
Маршрут готовил массу сюрпризов. После того как путешественники выбрались в очередной намеченный "район" в 100 километров, который они предполагали "пробежать" за три дня и перейти на следующий этап, оказалось, что не все так просто. Это расстояние шли больше недели. На пути оказались непроходимые леса, температура +20, снега нет. Попадавшиеся на пути реки переходили вброд. Если раньше ботинки снимали, то, потом, чтобы сэкономить время, уже не разувались. Сложности появлялись по нарастающей. После того как "кончился" снег, началась галька. Тащить по ней санки было весьма проблематично. Но это было только начало. После гальки начался песок. Вот тогда спортсмены поняли, что галька еще не самое страшное. Пески сменили леса. Бывало, что за час удавалось пройти не больше трехсот метров. Одежда, конечно, после этого перехода сразу пришла в негодность.
- Многие к этому моменту свои санки уже бросили. Но я свои дотащил до конца! Когда мы наконец вышли к поселку, присели отдохнуть, нас ребята встретили местные. Удивились, откуда идем. Мы показали по карте. Американцы сказали, что это невозможно, что эти места непроходимые. Ошибались они. Мы прошли. Общались с ребятами опять же интересно. Они знают английский и испанский, а мы русский и немецкий. Объяснялись без особых проблем. Они нас пригласили в гости, первым делом угостили пивом, орешками. Правда, не было какого-то языкового барьера. Что-то пишешь, рисуешь. Кстати, я им свои санки и отдал. Народ там очень доброжелательный. Причем, - улыбается мой собеседник, - чем дальше в лес, тем лучше люди! В Анкоридже наши бывшие соотечественники, с которыми мы заранее списались по интернету, встретили нас по-царски. Русских очень много. Они нас и по магазинам провезли, и в православный храм. Там, кстати, есть школа с углубленным изучением русского языка, русский хор. Поют в нем в основном американцы. Баню нам организовали. Ну и мы им помогли, чем смогли. На дом у одних дерево упало. Мы его при помощи нашего снаряжения сняли. Наши новые знакомые уговаривали нас остаться на 9 мая. Они там организуют целую программу, поздравляют ветеранов. Кстати, интересно, что с одной из организаторов этого праздника, Аней, мы оказались практически земляками. И я, и она какое-то время жили в Магаданской области. Так нашли общих знакомых. Вот где еще, как не на Аляске!
На лыжах... в Африку
В общей сложности от дома до дома это рискованное путешествие заняло почти два месяца. Однако уже сейчас Александр задумал новое мероприятие - лыжный поход по Африке.
- Это горы Марокко. Там снег лежит постоянно. На мое предложение откликнулись четыре человека. Этого уже достаточно. Но это чуть позже, а вот буквально сегодня мы с женой едем на Урал. Есть такие точки конфлюэнции. Это там, где координаты пересекаются в целых цифрах градусов. Проект международный. Люди приезжают туда, фотографируют и размещают материал на сайте в интернете. Вот Южный Урал пока этой съемкой не охвачен. Будем исправлять!


Ольга ЛЕТУВЕТ

№ 33 (861) 26 августа 2009 г.
Эта статья на сайте "Репортёр"
E-mail: ngs@renet.ru
http:http://www.reporter-smi.ru/
 


в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную