на главную
На главную
 походы отчёты документы 
 
 

ALASKA
Saint-Elias Mountains
ОТЧЁТ

о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности
в районе горного массива Saint-Elias, (США, Аляска) проведенном в период с 24.03.09 -1.05.09.

Маршрутная книжка № 1/2-603
Руководитель группы Романенков А.И.
Россия, 142171, г. Щербинка, М.О.,
ул. Индустриальная, 12-49,
тел. 8-916-621-04-26, +7(495) 500-50-43,
e-mail: svetalrom@rambler.ru

Оглавление

    Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
    • 2.1. Варианты подъезда и отъезда.
    • 2.2 Порядок получения виз США.
    • 2.3. Расположение заповедников, порядок получения пропусков.
  3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  4. Изменения маршрута и их причины.
  5. График движения.
  6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
  8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
  9. Дополнительные сведения о походе.
    • 9.1. Географическое положение и туристские  особенности района.
    • 9.2. Климат.
  10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
  11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
  12. Карты.

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1. Проводящая организация:

ФСТ РФ, ТССР.
http://www.tssr.ru/

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

США, Аляска, Saint-Elias mountains.

3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

шестая

472,2 км (общая 509км)

39дней / 37дней

24.03.09 -1.05.09

4. Подробная нитка маршрута.

Duktoth River – Duktoth Glacier – перевал Шелихова – Yahtse Glacier – перевал Углова – Bagley Ice Field Glacier – Quintino Sella Glacier – перевал King Col – Quintino Sella Glacier – перевал Дракон – Quintino Sella Glacier – восхождение на 3072м – перевал Колчака – Jefferies Glacier – перевал Намвамтуда – Baldvin Glacier – Logan Glacier – Chitina Glacier – Chitina River – Nizina River – Kennicott River – пос.McCarthy.

6. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

КС

Длина/ высота

Характеристика препятствия
(характер, высота, новизна, наименование, и т.д.)

Путь прохождения
(для локальных препятствий)

перевал Шелихова

1512м

ледовый.

Duktoth Glacier - Yahtse Glacier, запад-восток

поле трещин

2,5км

Закрытые и открытые трещины до 30м шириной

Yahtse Glacier

перевал Углова

1662м

ледовый.

Yahtse Glacier - Bagley Ice Field Glacier, юг-север

поле трещин

2,5км

Закрытые и открытые трещины более 50м шириной

Bagley Ice Field Glacier - Quintino Sella Glacier

перевал
King Col

4168м

ледовый.

Quintino Sella Glacier, радиально с запада

перевал Дракон

2859м

снежно-ледовый.

Quintino Sella Glacier, восток-запад

вершина 3086

3086м

ледовая.

Quintino Sella Glacier, радиально с юга

перевал Колчака

2895м

ледово-снежный.

Quintino Sella Glacier - Jefferies Glacier, юго-запад-северо-восток

перевал Намвамтуда

2335м

снежно-ледовый.

Jefferies Glacier - Baldvin Glacier, юг-север

конечные морены

12км

сложный ледовый рельеф, трещины, вода

Logan Glacier вниз

каньон

н/к

7,5км

камнепад со стен

Chitina River, вниз

конечные морены

14км

вода, осыпи

Logan Glacier, вниз

переправа

-

ширина более 50м

Chitina River

лес

 

39км

бурелом, густой подлесок

Chitina River

переправа

-

ширина более 20м с перильной страховкой

Nizina River

7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников. Дополнительно.

N

Ф.И.О.

Г.Р.

Тур.опыт

Обязанности

Адрес

Фото

1

Романенков
Алексей
Игоревич

 

1960

Л:VI-р (11) в разн. районах
Г:VI-р Ц. Кавказ, Памиро-Алай (3Б) МСМК

Руководитель
Фотограф

Москва

2

Балеев
Игорь
Васильевич

 

1966

Л:VI-у (6) в разн. районах (3А),
V-р Вост. Саян
Г:III-у C.Тянь-Шань, Памир
I разряд по альпинизму (5А)

Снаряженец
Рембаза
Бард

Иркутск

3

Машников
Александр
Николаевич

 

1963

Л:VI-р Ямал - Карское море
V-у (4) в разных районах
Г:IV-у Ц. Кавказ, Ц.Тянь-Шань (2Б). КМС

Зам. руководителя
Примусист
Летописец
Разливающий

Саратов

4

Розанов
Павел
Геннадиевич

 

1978

Л:III-у в разных районах
Г:IV-у Ц.Кавказ/Безенги-зима
П: IV-у Центр. Алтай, Белуха

Штурман Носитель языка
Гид-переводчик

Новосибирск

5

Романенкова
Светлана
Александровна

 

1974

Л:VI-у Ямал, Чукотка
V-р Удокан, Якутия
П:IV-р Кодар
Г:III-у (2Б)
МС

Завхоз
Медик
Фото и Видео оператор

Москва

6

Скаллер
Григорий
Леонтьевич

 

1946

Л:IV-у Монголия и В.Саян
Г:11 «семитысячников», в т.ч. Победа, Св. Корея, Эверест - без кислорода.
КМС по альпинизму

Метеоролог
Хронометрист
Печник

Иркутск

8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

У руководителя похода.
Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/

9. Поход рассмотрен МКК ФСТ-ОТМ (шифр МКК 177-00-56666252).

1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.

Аляска – это место, куда очень хочется, но об этом даже вслух сказать страшно. Идея похода принадлежит Романенковым Алексею и Светлане. Большое им спасибо!
Бойтесь своих желаний – ибо они могут оказаться осуществимыми.
Проект предусматривает лыжный переход через перевалы, вершины, ледники с трещинами и ледопадами, неизведанные каньоны горных районов Аляски. Район уникален сочетанием высокогорья и близостью к полярным широтам. Планируется за 40 дней автономного лыжного марша преодолеть более 800 километров и совершить целый ряд восхождений, в том числе, на значимые вершины: Mount Logan (6050), Mount St.Elias (5489), Mount Sanford (4952), Mount Bear (4554). Всего на маршруте команда предполагает пройти более 20 сложных локальных препятствий.
Экспедиция не планирует в горах пользоваться помощью со стороны. На протяжении полутора месяцев команда будет вести полное автономное существование в условиях высоких арктических широт. Для связи в экстренных случаях обеспечит себя спутниковой связью.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕДИЦИИ:

  • Прохождение сверхсложного автономного лыжного маршрута в высокогорной части штата Аляска. Путешествия такой сложности ранее не проводились в данном районе. Семьдесят пять процентов маршрута составят первопрохождения;
  • Восхождение на наивысшие и труднодоступные вершины района, в числе которых Mount Logan – вторая по высоте вершина Северной Америки и Mount St.Elias, а также прохождение технически сложных препятствий, стен, ледопадов и траверсов;
  • Маршрут экспедиции пройдет по нескольким крупнейшим ледникам Аляски. В ходе маршрута  будет произведена оценка состояния ледового и снежного покрова, а также фото и видеосъемка флоры и фауны материка
  • Съемка видеофильма об экспедиции. Фильм примет участие в XIII Московском Международном Кинофестивале Горных и приключенческих фильмов «Вертикаль»;
  • Сбор материалов для последующей публикации отчетов и статей в прессе и в Интернете по итогам экспедиции;
  • Мониторинг последствий глобального потепления климата континента и изучение изменения условий пребывания людей в горах Аляски;
  • Присвоение русскоязычных исторически обоснованных названий при первопрохождениях вершин и перевалов;
  • Тестирование экспериментальных моделей профессионального снаряжения ведущих фирм в экстремальных, сложных спортивных и природных условиях;
  • Популяризация спортивного туризма среди отечественной молодежи через мероприятия по освещению экспедиции в прессе, обмен опытом на лекциях и семинарам в спортивных школах, клубах, выступления на конференциях, в том числе, на секциях Русского географического общества (РГО);
  • Распространение знаний о России и российском укладе жизни среди местного населения Аляски через личное общение;
  • Посещение российской спортивной командой исконно русских земель. Посещение исторических и памятных мест, связанных с русской историей Аляски. Беспрецедентное возвращение русских на русские земли.

2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

2.1. Варианты подъезда и отъезда.

Только самолётом можно долететь…

Маршрут нашего перелёта: Москва – Копенгаген – Сиэтл – Анкоридж – Джуно – Якутат – река Duktoth. Обратный: Анкоридж – Сиэтл – Франкфурт – Москва. Сменили 5 самолётов туда и 3 обратно. Для половины группы была ещё дорога до Москвы.

Билеты Москва – Копенгаген – Сиэтл – Анкоридж – Сиэтл – Копенгаген – Москва покупали на сайте авиакомпании «SAS». Анкоридж – Джуно – Якутат на сайте авиакомпании «Alaska Airlines/Horizon Air». О заброске к началу маршрута предварительно по электронной почте договорились с пилотом Les Hartley из Якутата. Его сайт - http://www.alsekair.com/.

2.2 Порядок получения пропусков.
В смысле виз США.

Процедура оформления визы состоит из следующих этапов:

  • формирование полного комплекта документов, требуемых посольством для получения визы;
  • доставка документов в посольство через «PONY EXPRESS»;
  • собеседование в посольстве;
  • получение готовых документов.

Полный комплект состоит из следующих документов:

  • Заграничный паспорт, действительный на время оформления визы (наличие свободной странички обязательно) необходимо предоставлять все действующие паспорта;

Внимание! Оригинал паспорта на время рассмотрения дела не возвращается!

Должны быть распечатаны все ТРИ листа с сайта.

  • 1 дополнение к анкете для мужчин в возрасте от 16 до 45 лет (форма DS157);
  • 1 цветная фотография – не позднее 6 мес. (Посольство предъявляет к фотографиям сл. требования: фотография в фас. Размеры фотографии – 5х5 см; голова должна располагаться в центре фото. Размеры головы на снимке (от макушки до подбородка) – 2,5-3,5 см; глаза должны находиться на уровне от 2,8 до 3,5 см. от нижнего края фотографии. Обязательно должны быть видны уши (независимо от прически). Фотография должна быть цветной на светлом фоне, матовой; фото не приклеивать.

Дополнительно для частной визы:

  • Приглашение от частного лица (факсовую копию или оригинал);
  • Копию паспорта приглашающего лица. Если приглашающее лицо не является гражданином США, то необходимо прислать копию его разрешения на пребывание на территории США;
  • Обязательно справка с места работы на бланке компании (дата поступления на работу, должность, годовой доход);
  • Свидетельства о наличии собственности в России.
  • Документы, подтверждающие наличие родственников в России (свительства о заключении брака, о рождении детей и т.п.)
  • А также любые другие документы, подтверждающие тесные связи с Россией и достаточно значимый статус в России

Дополнительно для туристической визы:

  • Подтверждение бронирования гостиницы - на бланке с печатью (у нас не было);
  • Обязательно справка с места работы на бланке компании (дата поступления на работу, должность, годовой доход);
  • Бронирование авиабилетов (у нас не было);
  • Подтверждение платежеспособности (копии кредитных карт с выпиской по счетам);
  • Медицинская страховка (у нас не было);
  • Свидетельства о наличии собственности в России;
  • Документы, подтверждающие наличие родственников в России (свидетельства о заключении брака, о рождении детей и т.п.);
  • А также любые другие документы, подтверждающие тесные связи с Россией и достаточно значимый статус в России (бумаги от ТССР и ФАР).

При собеседовании в посольстве сделали фото, сняли отпечатки пальцев. Вопросы задавали какие-то незначительные. Подошли мы к окошку не по одному, а все вместе.

2.3. Расположение заповедников, порядок получения пропусков.

Поход проходил по территории национального парка "Wrangell - St.Elias". Вроде, даже списывались с руководством парка. Разрешений и пропусков не требуется. Посещение парка бесплатно.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

3.1 Аварийные выходы.

Выход назад через побережье даже в начале маршрута был не возможен. На случай аварийного выхода был взят в аренду спутниковый телефон, который сломался на десятый день похода. Единственным реальным выходом был выход на ровную часть ледника или реки и вызов самолёта.

3.2 Запасные варианты

Поход был заявлен таким образом, что все участки маршрута были одновременно и основными и запасными.

4. Изменения маршрута и их причины.

Заявленный и согласованный с МКК основной вариант маршрута выглядел так: р. Duktoth River – выход на ледн. Yahtse Glacier 4000/1220 - р.в. к массиву Guyot Hills – базовый лагерь Сrater Basin 6560/2000. От пер. 10000/3050 на ледн. Agassiz Glacier и рад. восх. на в. St. Elias 180081/5489. Вдоль Южн. скл. хр. St. Elias на Запад к пер. на ледн. Columbus Glacier 5000/1525 – рад. восх. в. Mount Logan 19540/6050 Пересечение ледн. Bagley Ice Field Glacier и ледн. Jefferies Glacier к ледн. Baldvin Glacier - ледн. Logan Glacier - ледн. Chitina Glacier - река Chitina River – ледн. Anderson Glacier – ледн. Tittann Glacier – пер. к прав. ист. ледн. Barnard Glacier. Зап. В-т: ледн. Barnard Glacier. Пер. под Юго-Зап. склон в. Mount Bear. Зап. В-т: пер. в Зап. ист. ледн. Barnard Glacier. Восх. на в. Mount Bear 14931/4554. Спуск на Север на ледн. Klutlan Glacie.  Ледн. Klutlan Glacier на Юго-Запад – трав. в. Mount Churchill 15638/4770 и в. Mount Bona 16421/5008 – ледн. Russell Glacier - оз. Uper Skolai Lake – руч. Skolai Сreek.  Ледн. Rohn Glacier – пер. в верх. ледн. Regal Glacier - в. Regal Mtn 13845/4223 – пер. Mountaineers Pass – ледн. Nabesna Glacier.  Верш. Mt. Wrangelll 14000/4270 – р.в. через пер. к в. Mount Sanford 16237/4952 – выход к автотрассе: Tok – Valdez – Glennallen.

Пройденный маршрут: Duktoth River – Duktoth Glacier – перевал Шелихова – Yahtse Glacier – перевал Углова – Bagley Ice Field Glacier – Quintino Sella Glacier – перевал King Col – Quintino Sella Glacier – перевал – Quintino Sella Glacier – восхождение на 3072м – перевал – Jefferies Glacier – перевал Намвамтуда – Baldvin Glacier – Logan Glacier – Chitina Glacier – Chitina River – Nizina River – Kennicott River – пос.McCarthy.

Пройденный маршрут составил примерно половину от заявленного. Трудно планировать маршрут в совершенно новом районе, без описаний и графика движения предшественников, не зная, какие препятствия ожидают группу, ориентируясь только на собственный опыт в совершенно не похожих районах.

Заявленный маршрут был программой-максимум или скорее ориентиром для движения группы. Можно было опустить некоторые участки по ходу маршрута. В итоге группа прошла столько, сколько позволила Аляска.

5. График движения.

Дата/ день пути

Участок пути

км

Характер пути

Метео
условия

Примечание
Н

24.03.09
1

Duktoth River

10.0

Много снега, тропление. Река очень часто с открытой водой, переправы по снежным мостам и ненадёжному льду. Температуры днём положительные – подлип. Обилие дров, удобные стоянки.

Днём положительные температуры, снег, пасмурно, ветер.

91м

25.03.09
2

Duktoth River

5.4

220м

26.03.09
3

Duktoth River

4.1

165м

27.03.09
4

Duktoth Glacier

8.6

Ледник пологий, закрытый, хороший наст, тропление лёгкое, днём – подлип.

344м

28.03.09
5

Duktoth Glacier

7.6

636м

29.03.09
6

Yahtse Glacier – перевал Шелихова – Yahtse Glacier

6.4

Взлёт перевала ледовый, ступенеобразный, подъём по центру ледника. Общая крутизна подъёма не более 10°, отдельные участки до 15°-20°. На перегибах в нижней и верхней части зоны закрытых трещин. Связки.

Переменная облачность, днём солнце, температура слабо отрицательная, ветер.

Перевал 1Б
99м

30.03.09
7

Yahtse Glacier

7.8

Сильный ветер, пурга, видимость менее 50м. движение по точкам  GPS. При переходе из южной в северную камеру – зона крупных трещин. Открытые и закрытые, до 30м шириной. Движение в связках.

Пурга, к вечеру переменно, сильный ветер.


166м

31.03.09
8

Yahtse Glacier

10.6

 На спуске в северную камеру ледника Yahtse ледовые сбросы. Разведки, движение в связках. Ледник Yahtse – пологий, снежные заструги. Зоны трещин вдоль бортов ледника.

Переменно, сильный ветер.

35м

1.04.09
9

Yahtse Glacier – перевал Углова – Bagley Ice Field Glacier

10.7

Перевал ледово-снежный. Зона трещин у борта ледника Yahtse. Взлёт до 15°.  Зона закрытых трещин перед второй ступенью. Связки. Седловина широкая, снежная. Спуск на Bagley Ice Field в восточной части – ледопад. Часть склона в западной части засыпана снегом. Закрытый ледник, связки.

Переменно, сильный ветер, в обед солнце, тепло, вечером – ветер.

Перевал 1Б
447м

2.04.09
10

Bagley Ice Field Glacier

11.8

Пологий, закрытый ледник. Наст, тропление лёгкое. Встречаются широкие трещины ближе к бортам.  

Утром и вечером холодно(-15°С), ветер, к обеду солнечно, тепло и штиль.

54м

3.04.09
11

Bagley Ice Field Glacier

15.8

238м

4.04.09
12

Bagley Ice Field Glacier

20.6

228м

5.04.09
13

Quintino Sella Glacier

10.9

 У перехода с Bagley Ice Field на Quintino Sella мощная зона трещин. Ширина трещин 50м и более, мосты различной степени надёжности. Требуются разведки, поиск проходов. Связки, провешивание перил.


156м

6.04.09
14

Quintino Sella Glacier

21.7

Пологий, закрытый ледник, уклон ледника несколько больше чем на Bagley Ice Field Glacier. Наст, тропление лёгкое. Зоны открытых трещин расположены ближе к скальным бортам. Встречаются отдельные поперечные закрытые трещины.

Заброска
392м

7.04.09
15

Quintino Sella Glacier

18.6

597м

8.04.09
16

Quintino Sella Glacier – «King Trench»

7.7

Перевал King Col. Первый ледопад – на повороте с ледника Quintino Sella на ледник «King Trench». Закрытые трещины вдоль южного борта ледника. По центру широкие открытые трещины.

570м

9.04.09
17

«King Trench» – перевал King Col

5.8

Перевал ледово-снежный. Второй ледопад – через 5км в середине подъёма. Трещины у бортов ледника, проход по центру. Закрытые трещины в верхней части. Перила.  Связки. Перевальный взлёт пологий, до 20°. В верхней части закрытые трещины. Седловина широкая, снежная. На седловине закрытые трещины.

Утром -15°С, ветер, к обеду солнце, тепло и штиль.
Вечером сильный ветер,  -20°С

Перевал 2А
«King Trench»
921м

10.04.09
18

перевал King Col

0

Ожидание погоды на перевале.

-15°С; -24°С, пурга, сильный ветер. Видимость до 20м.

отсидка

11.04.09
19

перевал King Col

0

отсидка

12.04.09

Quintino Sella Glacier – перевал Дракон – Quintino Sella Glacier

22.1

Спуск по пути «King Trench», 2 ледопада. Связки.
Сразу после нижнего ледопада на восток. Взлёт перевала пологий, до 15°.
Перевал представляет собой плато наклоненное к западу.

Утром и вечером холодно(-15°С), ветер, к обеду солнце, тепло и штиль.

Перевал 1Б
1917м

13.04.09
21

Quintino Sella Glacier

24.0

Ледник ровный, пологий, закрытый. Зоны трещин на небольших перегибах.

за заброской
710м

14.04.09
22

Quintino Sella Glacier – перевал Колчака, вершина 3072м

12.8

Ледник закрытый, трещины на перегибах. Седловина широкая, снежная с ледовым сбросом на северо-запад. Разведки пути спуска, обработка склона. Восхождение. В нижней части снег, ледник с трещинами. В верхней части скально-осыпной гребень.

Пасмурно, ветер.

разведки, восхождение 1Б
658м

15.04.09
23

перевал Колчака – Jefferies Glacier

2.4

Перевал ледово-снежный. Ледовые сбросы на северо-запад. Провешивание перил, отдельный спуск груза. В средней части снежный конус, над ним – карниз, лавиноопасно.

Пасмурно, ветер, снег. Температура днём около 0°С

Перевал 2Б
249м

16.04.09
24

Jefferies Glacier – перевал Намвамтуда – Baldvin Glacier

28.3

Широкий, пологий ледник. На перегибах и у бортов трещины.перевал неявно выраженное повышение. Снежный. Седловина широкая ровная. Спуск в правой части. В левой – трещины. Первые в связке.

Переменно, ветер, снег. Температура днём около 0°С

Перевал н/к
877м

17.04.09
25

Baldvin Glacier

18.0

 Ледник «азиатского» типа. Заметен уклон, ступенеобразный, имеются серединная и боковые морены. На перегибах – зоны трещин, небольшие ледопады.

Утром и вечером прохладно, ветер, к обеду жарко (выше 0°С), штиль. Солнечно.

886м

18.04.09
26

Logan Glacier

8.8

Конечные морены ледников. Сложный ледовый рельеф, трещины, вода.

конечные морены
301м

19.04.09
27

Logan Glacier

24.2

Днёвка; разведки каньона и пути пересечения ледника

Солнце, ветер.

днёвка, разведки
278м

20.04.09
28

Logan Glacier

23.5

Каньон. Река замёрзшая, ледопадов нет, камнепады с бортов. Ниже каньона много открытой воды, переход реки по ненадёжным ледовым мостам, обходы по моренам.

Солнечно, днём температура выше 0°С.

Каньон
329м

21.04.09
29

Chitina Glacier & River

26.3

 Чередование снега (днём раскисшего), песка, гальки. Многочисленные броды через протоки Chitina River. Узкие ледяные оторочки между обрывом и рекой.

301м

22.04.09
30

Chitina River

27.2

212м

23.04.09
31

Chitina River

15.5

Переправа. Ширина реки более 50м, глубина до 0,7м, течение среднее. Спуск в воду и подъём со льда. Многочисленные броды. Узкие ледяные оторочки вдоль прижимов.
В лесу – бурелом, густой подлесок.

Пасмурно, ветер, прохладно. Вечером дождь.

Переправа 1А
57м

24.04.09
32

Chitina River, "Ultima Thule Lodge"

7.2

Многочисленные броды. Узкие ледяные оторочки вдоль прижимов.
В лесу – бурелом, густой подлесок. Изредка перед базой старая тропа.

Пасмурно, ветер, прохладно.

Турбаза
52м

25.04.09
33

Chitina River

9.6

Бурелом. Очень густой подлесок, поваленные деревья, карликовая берёза. Болота.

Днём жарко, температура значительно выше 0°С. Утром и вечером не холодно.

140м

26.04.09
34

Chitina River

11.4

77м

27.04.09
35

Chitina River

8.4

311м

28.04.09
36

Chitina River

10.8

323м

29.04.09
37

Chitina River - Nizina River

17.4

Снегоходная дорога, тропа. Небольшие броды.

Тропа
479м

30.04.09
38

Nizina River

15.1

Переправа. Ширина реки 30м, глубина 0,8-1,0м, течение выше среднего.
Далее – размытый грейдер.

Переправа 2А
374м

1.05.09
39

Nizina River - Kennicott River - McCarthy

11.8

Размытый грейдер, тракторная дорога.

Дорога
165м

ИТОГО

 

509км

 

 

13893м

Высотный график маршрута.

высотный график

6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

Duktoth River

День 1-3             24.03.2009 - 26.03.2009.

Много снега, тропление. Река очень часто с открытой водой, переправы по снежным мостам и ненадёжному льду. Температуры днём положительные – подлип. Обилие дров, удобные стоянки.

Из дневника: Аляска встретила нас тепло. Причём тепло до +8°С… Как следствие – подлип. Большое количество снега, непрекращающийся снегопад. Если к этим прелестям прибавить груз за 50кг, то вполне объяснима скорость 5-10км в день.
Долина широкая, русло реки петляет от борта к борту. До самого ледника открытая вода, но везде есть снежно-ледовые мосты. Надёжные мосты приходится искать, делать разведки без груза. По берегам везде лес, с дровами проблем нет. Ближе к полудню начинается подлип, первыми его ощущаем мы со Светой, у нас деревянные лыжи.

Duktoth Glacier

День 4-5             27.03.2009 - 28.03.2009.

Ледник пологий, закрытый, хороший наст, тропление лёгкое, днём – подлип.

Из дневника: Перед началом ледника долина сужается, лес кончается. Выходим на конечные морены, сначала поднимаемся вдоль правого борта (по ходу), постепенно выходим на центр ледника. Подъёмы – спуски по моренам, постепенно ледник выравнивается, но мы быстро набираем высоту. Впечатления обманчивы. Впереди виден перевальный взлёт.

Duktoth Glacier – перевал Шелихова

День 5-6             28.03.2009 - 29.03.2009.

Взлёт перевала ледовый, ступенеобразный, подъём по центру ледника. Общая крутизна подъёма не более 10°, отдельные участки до 15°-20°. На перегибах в нижней и верхней части зоны закрытых трещин. Связки. Ночёвка почти на седловине перевала.

Из дневника: На перевал заходим на лыжах. Обходим трещины. В верхней части начинают ощущаться масштабы гор Аляски. Гряда справа возвышается над перевалом более чем на километр, трещины, вроде бы не большие, часто превышают десять метров в ширину.
Первый перевал называем именем Григория Шелехова.

Yahtse Glacier

День 7-8             30.03.2009 - 31.03 2009.

Сильный ветер, пурга, видимость менее 50м. движение по точкам  GPS. При переходе из южной в северную камеру – зона крупных трещин. Открытые и закрытые, до 30м шириной. Движение в связках.
На спуске в северную камеру ледника Yahtse ледовые сбросы. Разведки, движение в связках. Ледник Yahtse – пологий, снежные заструги. Зоны трещин вдоль бортов ледника.

Из дневника: Ледник YAHTSE. В первый день его нам увидеть не удалось. Ветер, снег, облака, пурга. Изредка в дымке появлялись силуэты хребтов. После обеда забрались на не высокую грядку, разделяющую северную и южную камеры ледника. Груз всё ещё большой, санки и рюкзаки вытаскиваем раздельно. Ближе к вечеру облака раздувает, ветер стихает.
Вокруг нас белая равнина или море. Море льда. И из этой ровной поверхности "моря" вырастают скальные "острова"-горы. Мы на одном из таких "островов". Северная камера шире и грандиозней той, по которой спустились мы. Горы отделены от ровной поверхности ледника мощными системами разломов. Высота сбросов местами более 50м. Это означает, что ледники не совсем покровного типа, они движутся, текут, живут.
Берём азимут на широкое понижение в восточной оконечности хребта BARKLEY RIDGE - наш следующий перевал. Сам перевал не виден в облаках. На пресечение ледника YAHTSE ушёл весь следующий день.

Yahtse Glacier – перевал Углова – Bagley Ice Field Glacier

День 9                 1.04 2009.

Перевал ледово-снежный. Зона трещин у борта ледника Yahtse. Взлёт до 15°.  Зона закрытых трещин перед второй ступенью. Связки. Седловина широкая, снежная. Спуск на Bagley Ice Field в восточной части – ледопад. Часть склона в западной части засыпана снегом. Закрытый ледник, связки.

Из дневника: Подъём к перевалу пологий. До обеда идём в связках, неожиданно натыкаясь на зоны трещин. Стараемся их обходить или проходим по мостам. К обеду ветер стихает, облака растворяются, солнце палит нещадно. Жара. Сушимся, греемся, принимаем солнечные ванны. Перевальный взлёт немного круче, но без трещин. Поднимаемся на лыжах. Седловина - широкое плато. Великолепнейшие виды. Справа в дымке массив Логан. Внизу ровное плато ледников BAGLEY ICE FIELD и YAHTSE. Опять в воображении возникает образ острова или океанского корабля, на котором мы плывём по Аляске. Эти ледники и горы не похожи на другие, ранее мной виденные. Наши азиатские ледники менее пологи, они имеют свой локальный рельеф, морены. "Причудливые формы рельефа" - вычитал я в каком-то отчёте об Иныльчеке. Здесь всё ровно и из этой равнины вырастают стены гор. Обрамляющие ледовые поля хребты, поднимаются до километра. Массив Логан возвышается более чем на 4 километра. Ширина BAGLEY ICE FIELD около 10км. Картина грандиозна, ради этого стоило прилететь сюда! Перевал называем именем Саратовского туриста Алексея Игоревича Углова, погибшего в лавине на Кавказе.

Bagley Ice Field Glacier

День 10-12                   2.04.2009-4.04 2009.

Пологий, закрытый ледник. Наст, тропление лёгкое. Встречаются широкие трещины ближе к бортам. Несколько раз ледник пересекают поперечные трещины.

Из дневника: Ледник BAGLEY ICE FIELD. Впереди два огромных массива – LOGAN и St.ELIAS. Кажется, они не далеко, но до них более 50км. Обрамляющие ледник хребты, кажутся низкими, но их превышение от поверхности льда более километра. Обман зрения, такой же, как на море и в тундре.
Поражают масштабы ледника. Ровный ледник имеет свой рельеф, невысокие, почти не заметные на глаз "волны" большой амплитуды. На почти ровной поверхности вдруг появляется трещина, 30-40 метров шириной. Очень медленно приближаются LOGAN и St.ELIAS, точнее мы к ним. Они притягивают всё наше внимание, остальные горы – второстепенны. Хорошо виден массив горы TABLE и поворот на ледник QUINTINO SELLA. Нам туда. Справа и слева, медленно проплывают вершинки, перевалы, ледники стекающие к BAGLEY ICE FIELD. Высота вершинок всего лишь 2500-2700м. Напоминает Волгу. Так же медленно проплывают за бортом берега.
Устанавливается высокогорный погодный режим. Утром и вечером довольно холодно, ветер. Высокая влажность не позволяет работать без рукавиц. Мёрзнет лицо, приходится надевать маски. Примерно к 12.00 ветер стихает, солнце начинает припекать, становится жарко. Идём как варёные. За ходку проходим расстояние в 2-3 раза меньше, чем утром или после обеда. Устраиваем обеды в это время, сушимся, ремонтируемся.
В верховьях BAGLEY ICE FIELD начинается ледник COLUMBUS, интересно заглянуть за него, там расположен ледник SEWARD. Он вдвое шире BAGLEY ICE FIELD, а на севере более чем на четыре километра над его поверхностью возносится массив LOGAN. Но это уже Канада… А наш путь лежит на QUINTINO SELLA.

Quintino Sella Glacier

День 13-15                   5.04.2009-7.04 2009.

У перехода с Bagley Ice Field на Quintino Sella мощная зона трещин. Ширина трещин 50м и более, мосты различной степени надёжности. Требуются разведки, поиск проходов. Связки, провешивание перил.
Пологий, закрытый ледник, уклон ледника несколько больше чем на Bagley Ice Field Glacier. Наст, тропление лёгкое. Зоны открытых трещин расположены ближе к скальным бортам. Встречаются отдельные поперечные закрытые трещины.

Из дневника: Ледник QUINTINO SELLA и LOGAN. Ледник сразу встретил нас зонами трещин. Он стекает с плато массива LOGAN огромными ступенями и на каждом перегибе ледник разорван. Большую часть пути по нему пришлось идти в связках. Трещины, большей частью закрытые есть и на пологих участках.
Снизу высматриваем путь в обход разломов и сразу попадаем в зону трещин. Встаём на обед. Связываемся, уходим искать проход. Лёд разорван как поперёк, так и вдоль течения ледника. Хорошо видны поперечные, идём вдоль них, упираемся в продольные трещины 20-30м шириной. Приходится искать мост на параллельный сегмент разлома и продвигаться дальше. На непонятных или ненадёжных мостах выпускаем друг-друга на верёвке. Выходим на пологую часть – проход найден. Быстро обедаем и вперёд. А так хотелось на обеде посушить ботинки…
Иду четвёртым, вдруг задники лыж начинают зарываться в снег, понимаю – трещина, проваливается мост. Насколько возможно, резким движением выскакиваю на край, тут рывок назад – провалились санки, а в них ещё довольно много груза. Упираюсь на палки, вытягиваю всё на поверхность. Трещина по местным меркам маленькая, шириной метра 2.
Уже дней десять ощущаем, что мы одни в этом районе. Нет ни каких следов животных, нет птиц, и что особенно радует – нет следов жизнедеятельности человека. Ничего живого на сотни километров. Это чувство усиливает неработающий спутниковый телефон.
Подходим к Логану, точнее к леднику с него стекающему. Сам массив теперь закрывает красавец KING PEAK. Его высота около 5200м. Почти трёхкилометровой стеной вырастает он над ледником и нами. Смотреть на вершину, можно только задрав голову, а не смотреть просто невозможно. Он затмил собой даже St.ELIAS. «Большое видится на расстояньи», но ощущается, всё же вблизи.
Относим заброску к гряде разделяющей ледник. Возвращаемся уже в темноте. Ветер, холод. В обед изнемогаем от жары и солнечной радиации, а утром и вечером холод ужасный. При не очень низких температурах сильно мёрзнут открытые части тела. Скорее всего, это влажность, но от океана мы ушли почти на сотню километров и гряды высоких гор St.ELIAS отделяют нас от него.

Quintino Sella Glacier – «King Trench» – перевал King Col

День 16-20                   8.04.2009-12.04 2009.

Перевал King Col. Первый ледопад – на повороте с ледника Quintino Sella на ледник «King Trench». Закрытые трещины вдоль южного борта ледника. По центру широкие открытые трещины.
Перевал ледово-снежный. Второй ледопад – через 5км в середине подъёма. Трещины у бортов ледника, проход по центру. Закрытые трещины в верхней части. Перила.  Связки. Перевальный взлёт пологий, до 20°. В верхней части закрытые трещины. Седловина широкая, снежная. На седловине закрытые трещины.
Ожидание погоды на перевале.
Спуск по пути «King Trench», 2 ледопада. Связки.

Из дневника: Начинаем подниматься на LOGAN. Первый ледопад, второй. Связки, верёвки, трещины. Проваливаться начинаем на перегибе второго ледопада. Вешаем перила.
Наблюдаем ледовый обвал. Небольшой (или далеко), сразу хочется уйти подальше от стены к центру ледника, уходим. Лёд на склонах разорван и в продольном и в поперечном направлениях. Ледопад имеет «кубическую» структуру. Сераки в виде огромных правильных кубов льда. Очень красиво.
Третий ледопад, всё стандартно: по склону – на лыжах, на перегибе – перила. Не могу отогреть ноги. Мокрые ботинки, высота (4200м), отсутствие горячего чая, усталость? Вероятнее всего – много курю.
Встаём на перевале с QUINTINO SELLA на SEWARD. Справа ключевой участок подъёма. Ледопад до вершинного плато 1200м.
Ночью начинает дуть. Где-то рядом слышим звук удара и шуршание. Чувствуем сотрясение льда под палаткой. Обрушился снежный мост. Палатка на месте, из спальников не вылезаем – не под нами, спим дальше. Утром обнаруживаем в 20 метрах широкую дырку. Палатка бы туда вошла без проблем. Видимость не низкая, просто ничего не видно, дует ещё сильнее. Ждём погоды, тратим бензин. Следующий день то же самое. Начинаем задумываться о дальнейших планах и перспективах. Вершина рядом и на неё хочется, но впереди половина маршрута и массивы BEAR, BONA, REGAL, WRANGELL… Туда тоже хочется… Всё же в районе мы первые и надо охватить как можно больше. Если погода будет очень хорошей – идём на гору, будут сомнения – спускаемся и дальше по маршруту. Накладывает отпечаток и нехватка бензина. Но пока и спускаться опасно.
Утром прекрасная видимость на запад, с востока тащит обрывки облаков зацепившихся за Логан. Спускаемся. Впервые проваливается в трещину участник с головой. Трещина неширокая. Паша упирается в дальний край палками и выигрывает время, успеваю закрепить верёвку на ледоруб. Палка ломается, и Паша уходит в трещину на пару метров. С шутками-прибаутками достаём лыжи, рюкзак, потом его самого. Света ведёт видеорепортаж с места события. Все пытаются отогнать её от края, так как она без страховки.

Quintino Sella Glacier – перевал Дракон – Quintino Sella Glacier

День 20-22                   12.04.2009-14.04 2009.

Сразу после нижнего ледопада на восток. Связки. Взлёт перевала пологий, до 15°. Перевал представляет собой плато наклоненное к западу.
Ледник ровный, пологий, закрытый. Зоны трещин на небольших перегибах.

Из дневника: Очень нудным показался подъём на следующий перевал. Длинный тягун, хороший наст, трещины узенькие. Широкие разломы встретились на самом перевальном плато.
Забрали заброску, на мусоре (полиэтилен, бумага, одежда) приготовили горячий обед. Много воды, настоящий чай. Даже не думал, что я в походе буду мечтать о том, как я прилечу на работу, заварю много крепкого, сладкого чая и буду его пить.
Над Логаном всё ещё висит облако, несмотря на то, что вокруг солнце.

Quintino Sella Glacier – перевал Колчака, вершина 3072м – Jefferies Glacier

День 22-23                   14.04.2009-15.04 2009.

Ледник закрытый, трещины на перегибах. Седловина широкая, снежная с ледовым сбросом на северо-запад. Разведки пути спуска, обработка склона. Восхождение. В нижней части снег, ледник с трещинами. В верхней части скально-осыпной гребень.
Перевал ледово-снежный. Ледовые сбросы на северо-запад. Провешивание перил, отдельный спуск груза. В средней части снежный конус, над ним – карниз, лавиноопасно.

Из дневника: На следующем перевале по карте мы предполагали крутой спуск, а там оказался ледовый сброс. Провели разведку всего цирка, командир сходил на вершинку 10080f.  Нашли  спуск поположе, но, попробовав, отказались от него. Лавиноопасно и нехорошие карнизы висят. Пришлось провешивать перила правее по ледовым сбросам. Вечером провесили три верёвки, утром стали спускаться и спускать груз. Настоящий перевал.

Jefferies Glacier – перевал Намвамтуда – Baldvin Glacier

День 24               16.04.2009.

Широкий, пологий ледник. На перегибах и у бортов трещины.перевал неявно выраженное повышение. Снежный. Седловина широкая ровная. Спуск в правой части, в левой – трещины. Первые идут в связке.

Из дневника: Ледник JEFFERIES. Напоминает BAGLEY ICE FIELD. Ровная поверхность, волны-ступени большой амплитуды, широкие трещины на перегибах, острова-хребты по бокам. Масштаб помельче, но так же ново, своеобразно. По Аляскински. Ледники шириной в пять километров уже не котируются.
Здесь начинает чувствоваться нехватка времени, девиз, что мы ни куда не торопимся забыт.
Быстро проходим к своему повороту, но вместо ожидаемого спуска – подъём. Скрупулезное изучение карты подтверждает – путь на ледник BALDWIN идёт через невысокий перевал. Перевал называем Намвамтуда.

Baldvin Glacier

День 25               17.04.2009.  

Ледник «азиатского» типа. Заметен уклон, ступенеобразный, имеются серединная и боковые морены. На перегибах – зоны трещин, небольшие ледопады.

Из дневника: Ледник BALDWIN. Спуск с перевала в плотной пелене облаков. Первого выпускаем на верёвке. Падение ледника около 100м на километр. Зоны разломов обходим то правым, то левым бортом. На отдельных ступенях отличное катание, единственно не удобно первым – они в связке. Перед впадением FRASER GLACIER появляются серединные морены. Облик ледника становится привычным. Теперь он похож на наши азиатские и кавказские ледники.

Logan Glacier

День 26-27                   18.04.2009-19.04.2009.

Конечные морены ледников. Сложный ледовый рельеф, трещины, вода.
Днёвка; разведки каньона и пути пересечения ледника.

Из дневника: Внизу открывается вид на крупный ледник LOGAN, куда и впадает наш. Даже издалека виден его рельеф и морены на нём. Предстоит нам «не лёгкий бой, а тяжёлая битва…». Снова вспоминается фраза из азиатского отчёта о «причудливых формах рельефа».
Спускаемся по левой стороне, ледник разделён по середине глубоко врезанным руслом-разломом. Как обычно кажется, что на другой стороне ровнее и проще. Пересекаем разлом по мосту, здесь ни чем не лучше. Переходим в правый карман и движемся вдоль морены отделяющей наш ледник от Логана. Постоянные спуски и подъёмы, траверсы, разведки. С морены течёт вода, иногда летят камешки, сползают небольшие сели. За полдня удаётся пройти меньше 2км. Разведка показывает, что пересечение ледников LOGAN и CHITINA отнимет слишком много времени. Пересекаем BALDWIN ещё раз к левому борту, в надежде обойти этот хаос морен по руслу реки CHITINA. Целый день поиска пути, опять подъёмы и спуски, морены, обрывающиеся ледовыми сбросами и прочие «прелести». Заманчиво продвигаться по локальным руслам вдоль ледника, но к 11-12 часам это становится невозможно из-за большого количества воды во всех понижениях. Иногда для вытаскивания груза используем верёвку. Ближе к вечеру вылезаем на борт к лесу.
Ночёвка с дровами и соответственно с чаем.
На следующий день проводим разведки. Мы с Пашей идём по руслу, а Романенковы забираются на морену и смотрят путь через ледник. Река большей частью вскрыта, много мостов, но они зачастую ненадёжны. К полудню снег раскисает, и пройти по мостам становится невозможно. Правый борт – ледник, с него постоянно сыплет, и залезть наверх можно далеко не везде. Вдоль левого берега терраса. Снизу она смотрится очень ровной и заманчивой. Лезу на неё. Вблизи, как обычно, эта площадка разделена множеством ледяных кулуаров, точнее это – несколько разновысоких террас. В это время Павел обследует русло, результат его разведки успешнее. Каньон забит снегом и река подо льдом. Вечером снимаем лагерь и подходим к реке
.

Каньон. Logan Glacier, Chitina River

День 28               20.04.2009.

Каньон. Река замёрзшая, ледопадов нет, камнепады с бортов. Ниже каньона много открытой воды, переход реки по ненадёжным ледовым мостам, обходы по моренам.

Из дневника: Каньон великолепен! Мощные высокие стены, огромные натёки льда по кулуарам левого борта. Пожалуй, ему не хватает «изюминки» в виде ступени-ледопада. Солнце редко освещает дно и поэтому снег и лёд на реке не тает. Лёд изредка проваливается под собственной тяжестью и в этих местах видно, что мосты мощные и надёжные. Опасность представляют постоянные камнепады со стен. Снег вдоль бортов покрыт чехлом из мелких, а иногда и не очень мелких камней. Постоянный поток камней сходит по ледяным кулуарам слева.

Chitina Glacier, выход на Chitina River

День 28-30                  20.04.2009-22.04.2009.

Чередование снега (днём раскисшего), песка, гальки. Многочисленные броды через протоки Chitina River. Узкие ледяные оторочки между обрывом и рекой.

Из дневника: Как только мы выходим из каньона, картина сразу же меняется. Река опять вскрыта, много промоин, мосты хлипкие.
К вечеру выходим к языку ледника CHITINA. Огромные вертикальные ледовые стены с лабиринтом проток, пропиленными многочисленными речками. Чаще они чёрного цвета – сверху стекает грязь. Издалека они смотрятся чёрными айсбергами.

Из дневника: Сюрпризы начались сразу, но их сложность возрастала постепенно. То, что сегодня мы считали трудным участком, на следующий день становилось простым, и CHITINA предлагала нам новый сюрприз. Сначала это был раскисший снег ближе к полудню и поиск мостов через протоки. Далее начались участки без снега. Здесь простыми постепенно мы стали считать промежутки с галечником, по ним проще тащить санки. Протоки становились всё глубже и шире.

Chitina River до "Ultima Thule Lodge"

День 31-32                   22.04.2009-23.04.2009.

Переправа. Ширина реки более 50м, глубина до 0,7м, течение среднее. Спуск в воду и подъём со льда. Многочисленные броды. Узкие ледяные оторочки вдоль прижимов.
В лесу – бурелом, густой подлесок.

Из дневника: К переправе через реку подошли вечером. Нашли несколько вариантов брода. Утром по перекату переправились на правый берег. Река уже довольно широкая, течение быстрое, но глубина чуть выше колен. Спуск в воду и выход на берег со льда, температура воды близка к нулю, мёрзнут ноги. Каждому переправившемуся предлагается рюмка разбавленного спирта. Его удалось сохранить почти до последнего дня маршрута.
Посреди плоской долины стоят скальные острова с лесом, они так и обозначены на карте «ISLAND», хотя по большому счёту таковыми не являются. Ширина долины 5-8км.
На песке множество следов животных. Сначала – маленькие медвежьи. Это «глетчерный» медведь. Он маленький (его чучело мы видели в аэропорту), но по словам американцев, самый опасный. Живёт вблизи ледников, еды там мало, вот и ест всё что попадётся. Мы не попались, хотя следы были свежие.
Ниже встретили следы очень большие. Работая в  Магаданской области, я видел много следов, но эти больше. Видимо это гризли. Хорошо, что мы не увидели ни одного медведя.
Несколько раз встречали небольшие стада (по 5-15 голов) бизонов-буффало. Зверюга огромная, но не агрессивная. «Бизон, или зубр американский (в соединенных штатах его чаще называют "буффало" – буйвол), был одним из чудес природы, обнаруженных испанцами в новом свете. Истинно царственное создание. Взрослое животное, с львиной гривой и таким же горбом, как у верблюда, имело высоту более 1,5 метров (5 футов) и весило почти тонну».
Постепенно река вытеснила нас к правому берегу. Начались прижимы, сначала удавалось пройти вдоль берега по ледяной кромке, потом по камням вдоль обрывов. Наконец пришлось вылезать на берег в лес. Первый же километр леса показал, что мокрые ноги, холодная вода, небольшие переправы, галька и даже песок и глина то, что мы ещё недавно считали «трудными участками» намного лучше лесов CHITINA RIVER.
Люди здесь не ходят. Эти леса считаются непроходимыми у американцев. Очень густой подлесок, поваленные деревья, карликовая берёза (не сильно карликовая). По пешеходной классификации самым сложными участками считаются стланики и гари. На Колыме и Чукотке по зарослям кедрового стланика удавалось за час пройти несколько километров с геофизической аппаратурой. Здесь на Аляске (скорее на CHITINA) 1км в час уже неплохая скорость.

Из дневника: Недалеко от BEAR ISLAND встретили тропу. Видно, что её чистят, о ней заботятся. Через несколько километров тропа выводит нас к турбазе «ULTIMA THULE LODGE». Это скорее перевалочный пункт для туристов и альпинистов. Их завозят сюда самолётами и потом выбрасывают на окрестные ледники для восхождений. После маршрутов они отдыхают здесь и вылетают в Анкоридж.
Американцы встретили нас с интересом. Расспросили кто мы, откуда, куда идём. Напоили кофе. У них оказался телефон «Иридиум», чем мы сразу воспользовались, переставив в него свою симку. После 3 недель молчания все созвонились с домашними, передали информацию в МКК и т.д.
Получили от местных информацию о дальнейшем пути, правда, довольно скудную. Ведь места то «непроходимые», и видели они их с самолёта. Надежда на простой путь отпала сама собой. Теперь стало понятно, что времени осталось только на выход в McCARTHY и может быть на небольшую радиалку.

Chitina River

День 33-36                   25.04.2009-28.04.2009.

Бурелом. Очень густой подлесок, поваленные деревья, карликовая берёза. Болота.

Из дневника: Леса, которые мы прошли до сих пор стали казаться нам парковыми зонами. Теперь буреломы с густым подлеском чередуются с 100-300 метровыми участками сплошного бурелома. Иногда проходим 300м по прямой за час. Продираемся по поваленным деревьям, кустам местами даже не касаясь земли. Эти дни слились в памяти в один сплошной бурелом.
Впереди «лучом света» стала дорога, обозначенная на карте как «TRACTOR TRAIL». Плохая дорога лучше чем «хороший» аляскинский лес.

Chitina River - Nizina River - Kennicott River - McCarthy

День 37-39                   29.04.2009-1.05.2009.

Снегоходная дорога, тропа. Небольшие броды.
Переправа. Ширина реки 30м, глубина 0,8-1,0м, течение выше среднего. Далее – размытый грейдер, тракторная дорога.

Из дневника: «Дорога» действительно плохая. У нас на картах такие тропинки и не обозначают. Видимо это зимник для снегоходов. Скорость, конечно же, намного выше, чем по лесу. Иногда удаётся идти на лыжах. Растаял миф о чистоте Аляски, появились люди – появился мусор. Немного, но и людей в этих местах крайне мало. Ручьи и болота переходим, не снимая лыж.
Выходим к NIZINA RIVER. Мост разрушен, ищем место для переправы. Река очень мощная, широкая, вода мутная. Таких рек мы ещё не форсировали. Первым переходит командир. Глубина по-пояс. Натягиваем страховку. Переходим, удачно, ни кого не смыло. А могло.
Далее по карте хорошая дорога. По-нашему – грейдер. Ближе к McCARTHY появляются припаркованные у дороги автомобили. Похоже, их оставили здесь, что бы не платить за утилизацию. Ключи в замке зажигания.
Встречаем парня на трёхколёсном мотоцикле. У него где-то здесь дом и козы. Обещает привезти завтра молока и мяса.
Подходим к мосту, впереди посёлок. Поход окончен.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Лавиноопасность, обрушение льда. Весь район похода является потенциально лавиноопасным. Близость Тихого океана создаёт особый климат прилегающих территорий. Преимущественно пасмурная погода, ветры, большое количество осадков особенно в осеннее-зимний период сильно увеличивают лавинную опасность. За первым высоким хребтом на леднике Bagley Ice Field Glacier количество снега уменьшается, климат становится более суровым, но и более устойчивым. Зимой в высокогорье лавины чаще всего возникают в результате обрушения снежных карнизов и льда. Возможны лавины по кулуарам после выпадения свежего снега. Учитывая грандиозные масштабы гор Аляски, лавины могут быть очень крупными. Ледники в районе путешествия имели ширину от 1 до 15км, группа двигалась, придерживаясь их центра, это обусловлено ещё и тем, что у выходов скал ледники обычно разорваны трещинами. Мы столкнулись с повышенной лавинной опасностью лишь на спуске с перевала с Jefferies Glacier на Baldvin Glacier и обошли это место по ледовым сбросам. Наблюдали крупную лавину, спровоцированную ледовым обвалом, при подъёме на перевал King Col.

Камнепады. Возможны при прохождении скальных препятствий. Летят камни со скальных бортов ледников, мы наблюдали большое количество обломочного материала вблизи скальных вершин. Особенно сильно был засыпан ледник вблизи вершины King Peak. С интенсивным камнепадом столкнулись в каньоне в верховьях реки Chitina у правого борта Logan Glacier. Причудливый ледовый рельеф, трещины и промоины конечных морен ледников создают повышенную камнепадоопасность. Она повышается в ясные дни от восхода до заката солнца.

Трещины, ледопады, ледники. 75% маршрута группа прошла по крупнейшим ледникам Аляски. Наибольшую опасность в походе представляли закрытые трещины. Встречали трещины на почти горизонтальных участках ледника, на седловинах перевалов. Предсказуемые зоны трещин, как правило, присутствовали на перегибах (даже небольших), поворотах, слияниях ледников. Ширина их варьировалась от сантиметров до 50-60 метров. Длина могла превышать несколько километров. Значительную часть маршрута группа прошла в связках. Иногда использовали схему – первая связка, остальные по их лыжне. Даже на не крутых склонах часто приходилось провешивать перильную страховку. Нельзя выделить наиболее трещиноватые ледники, на всех имеются отдельные закрытые и открытые трещины и зоны трещин. Наиболее сложными местами на маршруте были: слияние ледников Quintino Sella Glacier, Bagley Ice Field Glacier, Columbus Glacier; подъём на перевал King Col; спуск с перевала Колчака; на переходе из северной в южную камеры Yahtse Glacier.

Переправы, тонкий лёд. В конце маршрута пришлось часто преодолевать водные препятствия. Часть проходили по снежным мостам, часть по тонкому ненадёжному льду. Много проток и рек пришлось переходить вброд. Переходы ручьёв и проток шириной до 10-15 метров с глубиной до колена было очень много. Наиболее опасными и сложными переправами были через Chitina River и Nizina River.

Недостаток кислорода. Аляска сочетает в себе особенности севера и высокогорья. Гипоксия начинает ощущаться с меньших высот, чем на Кавказе и в Азии. На подъёме на перевал King Col мы ощутили недостаток кислорода уже с высоты 3500м.

Звери. На ледниках в горах нет ничего живого, даже птиц. Опасность представляют медведи в долинах Chitina River и Nizina River. Водятся волки. Грозно выглядят бизоны (буффало). При планировании прохождения долин крупных рек не плохо бы иметь оружие.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

Аляска удивительный район. Наиболее интересно всё.

9. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов, перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

9.1. Географическое положение и туристские особенности района.

Аляска – самый обширный по площади штат США, знаменит своими природными богатствами. На территории Аляски находится: более 3 млн. озер и 3 тыс. рек – река Юкон, 3-я по протяженности в США; 100 тыс. ледников (5% поверхности Аляски); высочайшая вершина северной Америки – Мак-Кинли; около 70 действующих вулканов. Каждый год происходит около 5 тыс. землетрясений, из них 1 тыс. достигает 3,5 балла по шкале Рихтера.

Аляска – Юкон. Эти горы тянутся от Алеутских островов до перевала Ярвис и подразделяются на 8 главных хребтов.

Алеутский хребет – неисследованная цепь действующих вулканов с наиболее высокой точкой Катмай (2286 м).

Собственно Аляскинский хребет образует водораздел между Тихим океаном и Беринговом морем. Его мощные ледники стекают на юго-восток и представляют собой гигантское скопление льда. Длина ледника Хаббард 160 км, Кайльтна – 73 км, Мульдров – 72 км, Рут – 60 км, Форакер – 54 км, Эльдриге – 54 км. Ледники Маласпин – 48 км, Муир – 41 км стекают прямо в море.
Высшая точка Аляскинского хребта, двуглавый Мак-Кинли (южная вершина – 6193 м, северная – 5934 м), является одновременно и высшей точкой Северо-Американского континента, превосходя почти на 900 м соседнюю вершину Форакер (5303 м). В массиве Мак-Кинли 15 вершин превышают 3500 м.
Первое восхождение на северную вершину Мак-Кинли совершили в 1910 г. неизвестные альпинисты из аляскинских поселенцев, а на южную – в 1914 г. X. Стукк и П. Карстен. Восхождения на Мак-Кинли сопряжены с большими трудностями из-за сложного ледового рельефа и особенностей климата: район расположен в приполярной зоне. Кроме того, Мак-Кинли – отдельно стоящая вершина, открытая северным ветрам.

Хребет Нутцотин – восточное продолжение Аляскинского. Вершины его едва достигают 3000 м. Это слабо изученная, дикая местность с исключительно суровым климатом.

Хребет Врангеля – поперечный, соединяющий собственно Аляскинский хребет с массивом Святого Ильи. Основные вершины: Блакбурн (4920 м), Санфорд (4940 м), Врангеля (4270 м) – покорены американскими альпинистами в 1908–1912 гг.

Хребет Чугач (часть Берегового хребта) расположен между бассейном Купер-Ривер и океаном. Почти не исследован. Высота наиболее высоких массивов колеблется от 3600 до 4000 м. Огромные ледники, включающие ледовую шапку полуострова Кенай, покрывают большую площадь. Единственное известное восхождение в хребте совершено в 1938 г. на высшую точку – вершину Св. Агнес (4038 м) – участниками американской экспедиции, руководимой Б. Вашбурном.

Хребет Святого Ильи – Логан – огромный массив на границе Аляски и Британской Колумбии. Покрытый почти сплошным панцирем льда и снега, массив был открыт в 1778 г. известным мореплавателем В. Куком. Вершина Св. Ильи поднимается на 5490 м. Впервые взошел на нее герцог Абруццкий в сопровождении группы швейцарских проводников в 1897 г. Высшая точка района – двуглавый Логан (6050 м), расположенный в 42 км северо-восточнее Св. Ильи; была открыта в 1890 г. Русселем. Победы над главной вершиной добились в 1925 г. участники англо-американо-швейцарской экспедиции Маккарти, Ламберт, Карпэ, Тейлор и Ред; восточная вершина (около 5900 м) покорена в 1957 г. американскими альпинистами под руководством Г. Робертса.

Хребет Фэруэтер – юго-восточное продолжение массивов Св. Ильи – Логана в Береговом хребте, образует границу между Аляской и Британской Колумбией. Главная вершина – Фэруэтер (4660 м) – возвышается над ледником Маргерет в 250 км юго-восточнее горы Св. Ильи. Климатические условия района неблагоприятные – 312 дней в году с осадками. Большинство вершин покрыты льдом, снегом и на высоте 3000–4000 м технически сложны. Первое и единственное восхождение на Фэруэтер сделано в 1931 г. участниками экспедиции Б. Вашбурна – Харвартом и Дортмутом, которые в 1932–1933 гг. взошли и на вершину – Криллон (3880 м).

Хребет Аляска-Кост-Рэнж с вершинами до 3000 м – самая южная и крайняя цепь Аляскинского хребта. Оледенение слабое. Район мало исследован. Единственное восхождение на наиболее высокую вершину района Кэт-Недл (3048 м) относится к 1946 г.

Скалистые горы Канады. Этим названием обозначается участок Кордильер, простирающийся на 720 км между 49 и 54° северной широты и являющийся водоразделом между реками Колумбия и Фрейзер на западе и бассейном Атабаски и Саскачевана на востоке. Хребет детально исследован. Здесь имеется 77 вершин высотой более 3000 м и 54 вершины – от 3350 до 3774 м. Высшая точка – Робсон – поднимается на 4177 м. Все вершины выше 3350 м взяты альпинистами, и только несколько трехтысячников ждут своих покорителей.
В Скалистых горах Канады создана сеть автомобильных и железных дорог, имеется много гостиниц, горных хижин, несколько альпинистских лагерей летнего типа.

Внутренние хребты Британской Колумбии. Между Тихим океаном и Канадскими Скалистыми горами, отделенные от них большой низменностью, откуда берут начало реки Кутеней, Колумбия и Фрейзер, расположены 4 хребта (с востока на запад): Перселл, Селкерк, Монаши и Карибу.

Перселл имеет значительное оледенение. Наивысшая вершина его – Фармен (3460 м) – покорена в 1914 г. Селкерк также несет сильное оледенение, склоны хребта изрезаны глубокими каньонообразными ущельями. Главная вершина – Монт-Санфорд (3545 м) – взята в 1912 г. Монаши, или Золотой хребет,– заросший лесными массивами горный район со скальными вершинами высотой до 2900 м. Карибу – хребет с узкими и глубокими ущельями. Ледники спускаются до 1300 м. Высшая точка – Лаурьер (3580 м).

9.2 Климат.

Климат Аляски изменяется от побережья в глубь материка. Все побережье Тихого океана, включая Алеутские острова и полуостров Аляска, находится под влиянием океанических воздушных масс и имеет влажный морской климат. Сказывается и действие теплого Аляскинского течения, пересекающего залив Аляска с востока на запад. Однако по сравнению с соответствующими широтами Европы, климатические условия в Северной Америке более суровы. Средняя зимняя температура около 0 °С, на юге она несколько выше, в северных частях ниже. Средняя июльская температура на юге 10... 12 °С, а на Алеутских островах и полуострове Аляска ниже 10 °С.
По всему побережью и на склонах гор, обращенных к Тихому океану, выпадает от 1000 до 3000 мм осадков, а в некоторых районах значительно больше. Несколько уменьшается количество осадков в глубине заливов. Максимум их приходится на осень и зиму. Во все времена года на побережье бывают туманы.
Относительная мягкость климата характерна только для территории, находящейся на небольшой высоте над уровнем моря. Уже на высоте нескольких сотен метров преобладают отрицательные температуры, и большая часть осадков выпадает в виде снега. Это создает благоприятные условия для развития оледенения. На всей обращенной к Тихому океану стороне Кордильер ледники достигают колоссальных размеров и опускаются местами до самого моря. Горы Врангеля покрыты снегом и фирном. С их склонов сползают огромные долинные ледники, в том числе Набесна, достигающий 90 км. С обширных фирновых полей гор Св. Ильи ледники лучами расходятся во всех направлениях. К северу от залива Якутат альпийские ледники, спускающиеся с гор Св. Ильи, сливаются между собой, образуя огромный предгорный ледяной массив Маласпина шириной до 100 км и площадью 2195 км2, обрывающийся местами прямо в море. Поверхность ледника покрыта мореной и поросла лесом. Со склонов гор Чугач сползают огромные долинные ледники, наиболее высокая часть полуострова Кенай покрыта шапкой фирна, от которой отходит 36 ледников. Многочисленные долинные ледники спускаются также с южного склона Аляскинского хребта. На полуострове Аляска и на Алеутских островах из-за меньшей высоты гор ледников сравнительно немного.
Во внутренних районах климат гораздо суровее и суше, чем на побережье, его можно сравнить с резко континентальным климатом Северо-Восточной Сибири. Важной климатической границей служит Аляскинский хребет, препятствующий проникновению тихоокеанских воздушных масс во внутреннюю часть материка. По сравнению с южным его северный склон получает небольшое количество осадков (не более 500 мм в год), и ледников там значительно меньше. К северу от хребта, на внутреннем плоскогорье и равнинах, зима холодная и сухая, минимальная температура может достигать -40...-50 °С при средней месячной от -16 °С на юге до -30 °С на севере.
Средняя летняя температура относительно высока (от 10 до 16 °С); днем в летние месяцы в котловинах и долинах температура поднимается до 30 °С и выше. Безморозный период во внутренних районах длится от полугода до трех месяцев. Годовые суммы осадков не превышают 350 мм. Выпадают осадки в основном в теплое время года. Реки маловодны и питаются главным образом от ледников. Распространена вечная мерзлота.

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Статьи расходов

На 1 человека

На группу

Москва – Анкоридж - Москва

51 470

308 820

Анкоридж - Якутат

4 000

24 000

Якутат - Duktoth River

9 900

59 400

Гленаллен - Анкоридж

1 320*

3 960*

Итого дорога

66 690

396 180

виза

5 400

32 400

страховка

4 965

29 790

снаряжение

4 125

24 750

аптечка

270

1 620

продукты Москва

800

4 800

продукты США

9 900

59 400

питание на подъездах

3 300

19 800

спутниковая связь

4 000

24 000

организационные расходы

1 500

9 000

Итого

100 950 руб.
3 060 US$

605 700 руб.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Оценка сложности  маршрута

Характеристики маршрута:  П = 509 (472 – в зачёт) км;
t = 39 дней, 2 днёвки, ТС > 0.

  1. Минимальная протяженность: П = 472км > Пmin = 270км.
  2. Продолжительность: t = 39 дней > tmin = 20 дней.
  3. «Лишние дни». t = 39 - 24 - 2 = 13дней.
  4. ЭПmin.ф = ЭПmin + ЭПл  = 270 + 13 х 14 = 452км < П = 472км
Маршрут соответствует 6 к.с.

 
 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную