на главную
На главную
 походы отчёты документы

Путешествие по Ергакам

В Сибири от южной оконечности Байкала на востоке и до  алтайского Телецкого озера на западе раскинулась горная страна - Саяны. В феврале-марте на этом огромном заснеженном среднегорье проводят свои походы туристы-лыжники. Вот и мы, королёвские туристы, отправились в этот раз в поход 5 категории сложности в Западные Саяны, в район хребта Ергаки  на юге Красноярского края. Хребет широко известен среди альпинистов своими отвесными гранитными вершинами и стенами хребтов - там проводятся чемпионаты России по альпинизму в скальном классе.

Наша группа из семи человек являлась настоящим сплавом опыта и молодости - наряду с участниками, прошедшими Заполярье и самые разные горные районы страны, были и молодые люди,победители московского и питерского марш-бросков, внесшие физический напор и задор в работу группы. Начало похода порадовало - голубое небо, минус 20 градусов, мы высадились на тракте в месте слияния рек Буйба Первая и Уса и стали подниматься вверх по долине реки Буйба Вторая. Умеренно-тяжелая тропежка по 130-сантиметровому снегу была заранее запланирована. Радовал лес - стройные пихты перемежались огромными великанами-кедрами, в просветах пламенели на снегу тяжелые гроздья рябин. В верховьях реки мы и оставили закладку продуктов на вторую половину похода.

На третий день уже в первом походном кольце мы подошли к границе зоны леса у нашего первого перевала - перевала Высоцкого. Пошел снег, который, как оказалось, шел, не переставая, неделю, да и потом с перерывами. Но он нам не помешал подняться до обеда четвертого дня на седловину перевала и спуститься, повесив несколько веревок в длинном узком крутом кулуаре. Это был наш самый красивый перевал.

На пятый день мы встали лагерем в верховьях реки Тайгишонок у нашего следующего перевала под отвесными стенами вершины Тугодум. Тяжелый липкий снег, падавший густыми хлопьями в нулевую температуру, таял на одежде, прижимал клинья шатровой палатки к земле. Как стемнело всю ночь и весь следующий день каждые полтора часа с пушечным грохотом по всей долине пошли лавины. Порыв спрессованного лавиной воздуха от самой сильной из них сбросил шапки снега с деревьев и затушил наш костер. На седьмой день как только на пару часов выглянуло солнце мы пошли вниз по многосотметровым лавинным конусам выносов, а потом вверх по долине реки Левый Тайгиш к нашему следующему перевалу Художников. Этот перевал более крут и более сложен технически, а поэтому, как ни парадоксально, менее лавиноопасен. Огромные, с комнату, камни усеивали снежный склон, по которому мы подымались на перевал. Это был самый физически трудный день похода. Группа работала челноком, первый без рюкзака прокладывал траншею по грудь глубиной между камнями, кое-где пришлось поработать и лопатой. Начав восхождение в 9 часов, на перевале мы были только в пять вечера. Ночевать пришлось прямо под перевалом, благо примусы на такой экстренный случай у нас с собой были.

Потом было несколько простых перевалов, выход к нашей закладке продуктов и второе кольцо по соседнему хребту Метугул, где мы прошли перевалы Метугул и Кедровый и совершили лыжное первовосхождение на вершину 2084 метра. В последние дни похода пришел антициклон, и мы, наконец, увидали всю красоту этого заповедного уголка Западных Саян.За 18 дней мы протропили под 200 км лыжни, поднялись на 8 перевалов и 2 вершины.

К несчастью на Центральном Саяне в эти же дни в лавины попали две туристские группы из Москвы и Нижнего Новгорода. Погибли два человека, в том числе и наш знакомый из МГТУ Андрей Зайцев...

В походы мы ходим за новыми впечатлениями, за единением с природой в самых укромных местах, за преодолением. Но самое главное - это всегда вернуться домой, к семье, к друзьям, к  работе . Как ходить в походы максимально безопасно и учат в лыжных, горных, водных и велосипедных школах нашего городского туристского клуба. Приходите! Приглашаем всех желающих.