на главную
На главную
 походы отчёты документы 
 
 

Туристско-спортивный союз Екатеринбурга
Спортивная команда "СЕВЕР"

ВАЙГАЧ

ОТЧЁТ

о лыжном спортивном походе 4 (четвертой) категории сложности по острову Вайгач и Югорскому полуострову,
совершенном с 23 марта по 4 апреля 2014 года .

Маршрутная книжка № 4/14 от 5 марта 2014 года
Руководитель группы Сорокин Евгений Петрович
тел. +7-912-240-74-51, 8-343-325-32-27
e-mail: sorokinsever@mail.ru

Оглавление

  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Смысловая идея и организация похода.
  3. Сведения о районе похода.
  4. График движения.
  5. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  6. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
  7. Дополнительные сведения о походе.
  8. Походные расходы.
  9. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
  10. Литература.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Туристско-спортивный  союз  Екатеринбурга.

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Россия.
Остров Вайгач и Югорский полуостров.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

четвертая

332 км

13  дней

23  марта  -  4  апреля  2014 года

1.4. Подробная нитка маршрута.

пос.Амдерма – заброска на снегоходах на остров Вайгач до бухты Дровяной – бухта Сармик – мыс Стакан – полярная станция «Болванский Нос» – берег пролива Карские Ворота – губа Долгая – переход по тундре Вайгача до мыса Дьяконова – пролив Югорский Шар – полярная станция «Белый Нос» – мыс Тонкий – берег пролива Морозова – пос.Амдерма.

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Маршрут относится к категории походов с минимальной технической сложностью (Т = 0).

Средний дневной переход:   27 км  (от 12 до 41 км)
Суточные температуры:     утром:         от  - 5   до   - 21 град.
                                                  днем:          от  - 2   до   - 14 град.
                                                 вечером:     от  - 4   до  - 20 град.

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

Ф.И.О.

Г.Р.

Тур.опыт

Обязанности

Адрес

1

Сорокин
Евгений
Петрович
1954 5Р + 6У(3 шт)
Нов.Земля
Сев.Земля
П.Урал
Вайгач
Гыдан
Ямал
Камчатка
ЗФИ

руководитель

Екатеринбург

2

Букpин
Леонид
Петpович
1953 5Р + 6У(3 шт)
Нов.Земля
Сев.Земля
П.Урал
Вайгач
Гыдан
Алтай
Камчатка

ремонтник

Екатеринбург

3

Блинков
Александр
Владимирович
1958 5У + 5Р
Алтай
П.Урал
Кодар
Якутия

отв. за электр. оборудование

Екатеринбург

4

Сорокин
Дмитрий
Евгеньевич
1983
Прип.Урал

отв. за проезд

Екатеринбург

5

Устюгов
Василий
Федорович
1983
Прип.Урал

отв. за кухню

Екатеринбург

6

Кокшаров
Алексей
Леонидович
1985
Прип.Урал

фотограф

Екатеринбург

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

г. Москва, Студеный проезд, д.7, библиотека ТССР (копия)

1.9. Поход рассмотрен Свеpдловской  областной  и  зональной  МКК  (шифр МКК 166-00-56665555).

2. Смысловая идея и организация похода.

Главной целью всего нашего мероприятия было повышение опыта участников 1983-1985 годов рождения, которые ранее совершали свои лыжные походы на уровне 1-3 к.сл. в стандартных туристских районах, хотя давно мечтали о выходе в настоящую зимнюю Арктику. В связи с этим ровно половину группы составила 30-летняя «молодежь», а другую половину – ветераны команды «СЕВЕР», имеющие опыт множества лыжных походов 5-6 к.сл. как по различной Арктике, так и по материковым районам России. Следует честно признаться, что «молодежь» была в основном представлена детьми ветеранов нашей команды «СЕВЕР».
Что касается района похода, то остров Вайгач был выбран исходя из трех основных причин:
1) Прежде всего, Вайгач – это самая настоящая Арктика, со всеми ее характерными атрибутами: береговыми скалами, морским льдом, торосами, участками открытой воды, и, конечно же, белыми медведями. 
2) На Вайгаче наша команда «СЕВЕР» уже была в 1990 году, поэтому мы прекрасно знали, что берега острова необычайно живописны. В этом плане Вайгач заметно выигрывает в сравнении со многими прибрежными районами классического Крайнего Севера типа Ямала, Гыдана или Таймыра.
3) В настоящее время именно Вайгач является самым недорогим районом «настоящей Арктики», среди тех, которые реально доступны для туристов из центра России. Конечно, поход по Вайгачу – далеко не самое дешевое удовольствие. Тем не менее, расходы на такое путешествие нельзя даже сравнивать с современным уровнем затрат на посещение Земли Франца-Иосифа или Северной Земли.
И все-таки, на остров Вайгач невозможно собраться за неделю, как, например, в горы Кольского полуострова, Приполярного или Полярного Урала. Приобретение билетов на весьма редкий регулярный авиатранспорт требует заблаговременных усилий. Если же планируется отправка в Амдерму части грузов по почте, или предполагается заброска из Амдермы на снегоходах до какой-то промежуточной точки Вайгача, то все эти вопросы необходимо решать задолго до отъезда в поход.
Кроме того, следует помнить, что маршрут по Вайгачу проходит в погранзоне России, поэтому оформлением соответствующих пропусков также требуется заниматься заранее.
Необходимо отметить, что в настоящее время авиасообщение между Амдермой и Архангельском имеет двухнедельный цикл, а вероятность каких-либо попутных «бортов» на материк (как в эпоху СССР) теперь минимальна. Поэтому, собираясь в «четверку» мы вынуждены были исходить из общих сроков нашей программы ровно в две недели – от прилета из Архангельска до обратного вылета из Амдермы. В этом, естественно, были свои конкретные сложности. Причем, нам постоянно приходилось помнить, что при любом «проколе» со сроками финиша мы имели реальную возможность «зависнуть» в Амдерме на холостое время до двух недель.

3. Сведения о районе похода.

Краткая  географическая  характеристика.

ВАЙГАЧ – остров на границе Баренцева и Карского морей площадью 3380 кв.км; административно относится к Ненецкому АО Архангельской области.
         Единого мнения о происхождении названия «вайгач» нет. Некоторые лингвисты считают, что остров «назван поморами в честь открывшего его в XVI веке русского промышленника Ивана Вайгача», хотя никаких реальных сведений о подобных событиях не существует. Другие проводят аналогии с северорусским диалектом, где «вайгачный» означает «наносный, намывной, насыпной, низменный или пологий», хотя, опять-таки, непонятно, что первично: само описание, или сравнение типа «как на Вайгаче».
         Ненцы же называют остров совершенно по-своему: «Хаюдей-Я» («святое место») или «Хэбиде-Я» («святая земля»), что подтверждается существованием множества ненецких идолов практически на всей территории острова.
         От материка (на юге) Вайгач отделяет извилистый пролив Югорский Шар длиной около 40 км и шириной от 2,5 до 12 км. Глубины фарватера составляют от 13 до 36 м. Пролив знаменит сильными приливными течениями, скорость которых достигает 6,3 км/ч. С октября по апрель пролив обычно полностью замерзает. Берега пролива невысоки, но обрывисты и скалисты. Много островов.
         Севернее Вайгача находится пролив Карские Ворота, отделяющие остров от Южного острова архипелага Новая Земля. Длина пролива составляет 33 км, наименьшая ширина – 50 км. Глубины фарватера составляют от 52 до 119 метров. Большую часть года Карские Ворота забиты полями дрейфующих льдов. Берега пролива обрывистые и каменистые, береговая линия очень сильно изрезана – как со стороны Новой Земли, так и со стороны Вайгача.
         Длина самого острова Вайгач с СЗ на ЮВ составляет 105 км при максимальной ширине 44 км. Площадь острова – 3380 кв.км.
         Для Вайгача характерна равнинная поверхность с двумя невысокими параллельными грядами каменистых холмов. Максимальная отметка высот – гора Болванская (157 м).
         Остров сложен глинистыми сланцами, песчаниками и известняками. Повсеместно распространены тундры и приморские луга, много озер и болот, мощная вечная мерзлота.
         У берегов Вайгача можно встретить белого медведя, атлантического моржа, серого тюленя, нерпу, синего кита и кита-горбача, северного финвала и сейвала, а также других экзотических обитателей моря. На суше в основном водятся песцы и лисы. Остров является одним из самых массовых мест гнездования птиц в западном секторе Российской Арктики. Шесть видов пернатых включены в Красную книгу России: белоклювая гагара, пискулька, малый лебедь, сапсан, кречет и орлан белохвост.
         Для острова характерен суровый зимний климат, средняя температура самого холодного месяца (февраля) составляет 20 градусов мороза.
         Постоянного населения на Вайгаче практически никогда не было, но его тундра издавна использовалась материковыми ненцами для летнего выпаса оленей. Весной они перегоняли свои стада по льду через пролив на остров, а поздней осенью переходили с оленями обратно на Югорский полуостров. Несколько семей оседлых «вайгачских ненцев» появились на острове лишь после 1917 года.
С давних времен на Вайгаче было множество ненецких святилищ, некоторые из которых сохранились до сих пор. Всего здесь зарегистрировано более 230 объектов культурного наследия, при этом некоторые из святилищ датируются II-III веками до н.э.
Вайгач считается одним из самых сакральных мест на планете.
В течении столетий на остров с разных концов тундры приезжали ненцы, чтобы поклониться своим божествам. Они приносили в жертву оленей, кропили кровью деревянных идолов, и оставляли подношения своим богам, у которых просили удачи в промыслах и  кочевой жизни.
Ненцы всегда охраняли Вайгач от чужеземцев. Рядом со святилищами запрещалось охотиться и даже срывать цветы. Однако, при христианизации самоедов в 1827 году, большая часть деревянных идолов была сожжена. Каменные идолы были разрушены миссионерами и своими же «обращенными» ненцами. Но, несмотря на это, многие ненцы продолжали верить в могущество своих богов, принося им жертвы и оставляя дары. Об этом свидетельствовал и Эрик Норденшельд, и художник Александр Борисов, побывавший в 1898 году на святилище Неве-Хэге (Мать Богов) у Большой Болванской горы, обнаружив там множество идолов и свежие останки жертвенных животных.
Современной «столицей» острова считается небольшой поселок Варнек, построенный на берегу одноименной бухты в самом начале 1930-х годов «Вайгачской экспедицией ОГПУ». По состоянию на январь 2012 года в поселке числилось 23 жилых дома с населением 106 человек.
         Вот, собственно, и вся информация, вполне достаточная для того, чтобы любой турист мог определиться: нужен ли ему Вайгач, или нет. Никакой специальной литературой об острове мы не пользовались, а ориентировались на собственные знания и опыт. Ну а всем тем, кого Вайгач все-таки заинтересует, мы рекомендуем пойти нашим путем и искать в стандартных «поисковиках» Интернета те конкретные сведения, которые будут интересны конкретной группе.
Желаем удачи.

Туристская  характеристика  района.

         Действующий «Перечень…» предлагает следующие эталонные лыжные маршруты по Югорскому полуострову и острову Вайгач:
4 (четвертая) категория сложности (320 км, 13-14 дней).
Воркута – р.Силоваяха – хребет Пай-Хой - Амдерма
5 (пятая) категория сложности (420 км, 16-17 дней).
Воркута – р.Силоваяха – каньоны р.Сибирчатаяха – г.Бол.Бадея (или г.Море-Из) – берег пролива Югорский Шар - Амдерма
6 (шестая) категория сложности (630 км, 22-23 дня).
Воркута – р.Силоваяха – хребет Пай-Хой – пролив Югорский Шар – остров Вайгач до мыса Болванский Нос – берег Карского моря - Амдерма

          В принципе, базируясь как на Амдерме, так и на небольшом поселке Варнек (в 2013 году туда один раз в две недели летал рейсовый  вертолет из Нарьян-Мара),  легко построить в районе южной части Вайгача короткий лыжный маршрут с параметрами 3 (третьей) категории сложности. Правда, при этом следует помнить, что такая «тройка» не имеет ничего общего с традиционными «тройками» по Южному и Северному Уралу или Хамар-Дабану. Фактически подобный поход является лыжным маршрутом ледово-тундрового класса с элементами 4-6 к.сл, поэтому  подготовка группы должна быть соответствующей.
Что же касается наиболее интересных «шестерок» района, то еще в 1990 году нашей командой был пройден поход от ж.д. ветки Сейда-Лабытнанги по горам Полярного Урала до хребта Оче-Нырд, затем через весь Пай-Хой до Югорского Шара, а потом и вокруг всего острова Вайгач с финишем в Амдерме (866 км,  25 дней, рук. Тиунов Д.В.). Именно этот маршрут получил тогда «золото» в самом последнем Чемпионате СССР 1990 года. О том, повторял ли кто-нибудь с тех пор подобный поход, мы никаких данных не имеем. Можем лишь отметить, что существующий сегодня «Перечень…» был подготовлен МСМК Дмитрием Тиуновым именно на основе маршрутов, пройденных в 1983-1990 годах екатеринбургской  командой «СЕВЕР» под его руководством.

4. График движения.

День пути

Дата

Участок маршрута Путь (км)

 Время (ч)

Ходовое

Температура воздуха        6ч 13ч 21ч

Состояние погоды

1

23.03

Амдерма - Дровяная (заброска на снегоходах) бухта Дровяная - берег (точка 70.01.141 с.ш.)

16

4"50

 -14 -12 -18

ясно, ветер СЗ

2

24.03

вдоль Карского берега Вайгача за бухту Сармик (точка 70.08.995 с.ш.)

26

9"30

 -20 -10 -9

поземка

3

25.03

вдоль берега Вайгача до р.Мусавэйяхако (точка 70.17.826 с.ш.)

25

8"45

 -10 -13 -20

облачность слабый снег

4

26.03

вдоль берега Вайгача под скалы мыса Стакан (точка 70.21.825 с.ш.)

13

4"15

 -17 -8 -15

облачность, ветер, дымка, с обеда nvpra

5

27.03

вдоль берега Вайгача до п ет «Болванский Нос» (полудневка)

15

3"45

 -21 -14 -18

ясно, ветер

6

28.03

вдоль берега пролива Карские Ворота до Губы Долгой и района горы Янго

31

9"10

 -17 -8 -18

ясно, ветер

7

29.03

г.Янго - через район оз.Хэхэто - тундра
(точка 70.16.059 с.ш. 58.45.704 в.д.)

12

2"10

 -10  -7 -5

сильная пурга (отсидка через два перехода)

8 30.03 слепое движение по тундре Вайгача к долине р.Сармик
(точка 70.03.791 с.ш.59.27.006 в.д.)                    
37 9"55  -5  - 4  -9 ветер, снег, белая мгла

9

31.03

слепое движение по тундре Вайгача (до точки 69.49.815 с.ш. 59.53.481 е.д.)

41

10"30

-5   -3   -9

ветер.. снег: белая мгла

10

01.04

тундра Вайгача -мыс Дьяконова -переход через пролив на п/ст «Белый Нос»

39

9"50

-10  -8  -11     

мгла, туман, низкая облачность

11

02.04

путь вдоль пролива Югорский Шар до с.ш. 69.47.237

41

10"15

-12  -6   -8         

ясно, ветер

12

03.04

материк - останки ст. «Мыс Тонкий» -прол.МорозоЕа

34

8"35

-10  -3   -5        

слабая облачность

13

04.04

финиш в аэропорту «Амдерма»

12

4"10

 -6    -2   -4 

пасмурно

                        ИТОГО:                            332  км. пути
                       за 95 часов 40 минут ходового вpемени.

5. Техническое описание прохождения группой маршрута.

Подъезды  к  началу  маршрута.

Практически  все  варианты  походов  по острову  Вайгач  связаны с поселком Амдерма, имеющим сообщение авиацией с Архангельском и Нарьян-Маром. Мы выбрали Архангельск, до которого из Екатеринбурга ехали по железной дороге с одной пересадкой в Ярославле. Расписания авиарейсов и поездов год от года меняются, поэтому самую достоверную информацию следует искать в Интернете.
Группа была «завязана» на двухнедельный цикл авиарейсов из Архангельска до Амдермы и обратно, поэтому, чтобы уложиться в необходимые сроки, заведомо предполагалась заброска на снегоходах от Амдермы до бывшей полярной станции «Югорский Шар» (как минимум). Для успешного решения такой программы мы в течении последнего года поддерживали регулярный контакт с начальником аэропорта Амдермы (Соболев Михаил Альбертович, тел. 8-911-599-13-74)
Телефон одного из водителей, забрасывавших нашу группу на снегоходе до бухты Дровяной: 8-911-555-86-91. Его имя – Сергей.
В эпоху СССР Амдерма была достаточно крупным морским портом и полярным аэродромом. Затем последовал длительный «провал», во время которого численность населения поселка сократилась во много раз. Тем не менее, вся его инфраструктура неплохо сохранилась.
В наши дни, благодаря прямым указаниям Президента РФ об усилении роли России в Арктике, в Амдерме чувствуется заметное оживление. Завозятся стройматериалы, появляются представители ВС РФ и различных гражданских организаций. В аэропорту выполнен свежий ремонт.
Мы ночевали в гостинице.

23 марта (1-й день пути)
Заброска на снегоходах до бухты Дровяной. Движение вдоль Карского берега острова Вайгач до широты 70.41.141 (на подходе к мысу Гомса-Сале).

Заброска группы была выполнена на двух снегоходах, каждый из которых транспортировал на прицепе большие грузовые сани. Весь путь от Амдермы до бухты Дровяной (около 55 км) занял 4 часа. Пролив Югорский Шар снегоходы пересекли без каких-либо проблем. Лед хороший.
В бухте Дровяной находится изба, знакомая нам еще по походу 1990 года. Состояние избы до сих пор хорошее, возможен ночлег группы 6-8 человек.
Около избы мы пообедали, подготовили нарты и начали маршрут, двигаясь
на северо-запад вдоль береговой линии. Шли в основном по морскому льду. Характер пути достаточно стандартный для всех прибрежных районов Арктики: торосы, заструги, береговые обрывы. На переходе видели двух оленей.
Ночевали на широте 70.01.141. Палатку ставили прямо на морском льду под береговым обрывом.

Группа в аэропорту Амдермы после прилета (Устюгов В.Ф, Сорокин Е.П,   
Кокшаров А.Л, Сорокин Д.Е, Букрин Л.П. Фотографирует Блинков А.В.)
Поселок Амдерма – морские и воздушные ворота Карского моря
Одно из орудий, охранявших в годы войны берега пролива Югорский Шар,   
установлено сегодня в самом центре Амдермы
Карта района бухты Дровяной (М 1 : 250 000)
Сборы перед выходом на маршрут около избы в бухте Дровяной
Карта района мыса Гомса-Сале (М 1 : 200 000)   

24 марта (2-й день пути)
Движение вдоль Карского берега до широты 70.08.995 (за бухтой Сармик).

Продолжение движения вдоль берега острова на северо-запад. Путь шел в основном по морскому льду с небольшими торосами и застругами.
Долгие годы в районе мыса Гомса-Сале находились остатки корпуса лесовоза «Геркулес», севшего здесь на мель еще в начале 1960-х. Мы сами видели ржавый остов этого судна издалека в 1990 году. Теперь от них не осталось никакого следа, а современное местное население Амдермы о них вообще ничего не слышали.
Глубоко в бухте Сармик находится небольшая жилая изба, в которой в 1990 году мы обедали вдевятером. Тогда изба пустовала. Нынешний ее хозяин – ненец Иван. Жители Амдермы дали ему не слишком лестную характеристику, поэтому мы к избе даже не подходили и никаких современных данных о ней не имеем.       
На ночлег остановились опять под береговыми обрывами.
Вечерняя разведка показала, что в 300-400 метрах впереди открытая вода Карского моря подходит вплотную к обрывистому берегу острова и завтра нам придется уходить с морского льда в холмистую тундру.

Движение вдоль Карского берега Вайгача в районе мыса Гомса-Сале
 
Карта берега острова от бухты Сармик до мыса Стакан  (М 1 : 200 000)

25 марта (3-й день пути)
Движение вдоль Карского берега до широты 70.17.826 (район устья ручья Мусавэйяхако).

Продолжение движения на северо-запад вдоль берега острова. Как показала вчерашняя разведка, путь по морскому льду стал весьма проблематичен из-за торосов и открытой воды, подходившей прямо под береговой склон. Дважды пришлось выбираться с морского льда наверх в тундру, при этом нарты вытаскивали наверх на веревке. Правда, условия движения по холмистой тундре были тоже не идеальными из-за множества распадков и небольших каньонов.
При любой возможности старались вновь выйти на морской лед, где путь был все-таки легче.
Сверху на льду были хорошо видны греющиеся на солнце нерпы.
Ближе к вечеру, из-за сильного ветра в тундре, снова спустились вниз
и остановились на ночлег на кромке берега под скальными обрывами. Проблема была в том, что почти сразу за береговыми торосами (300-400 м) начиналась открытая вода, поэтому к выбору  места для лагеря мы отнеслись предельно внимательно. Плавать по морю на льдах – это не наш стиль.

Движение вдоль Карского берега Вайгача
Движение вдоль Карского берега Вайгача

26 марта (4-й день пути)
Движение вдоль Карского берега острова Вайгач до скал мыса Стакан. Пережидание пурги.

От места ночлега мы вновь поднялись с морского льда по крутому склону наверх из-за торосов, подходивших вплотную к берегу. Для подъема нарт использовали веревку. В тундре продолжили движение на северо-запад, пересекая
многочисленные холмы, овраги и небольшие каньоны. После прохождения мыса Матюйсале погода стала резко ухудшаться и началась настоящая пурга. Большой маяк на мысе (на который мы сами поднимались в 1990 году) был хорошо виден, но близко к нему мы не подходили, а «подрезали» его по тундре.
Из-за сильнейшего ветра мы были вынуждены опять спуститься по одному из каньонов на морской лед, двигаясь на лыжах через массу снежных надувов. Внизу укрылись под защитой береговых обрывов и поставили лагерь рядом с одним из «дырявых» скальных кекуров в районе мыса Стакан. От берега далеко не отходили, опасаясь обычной для этих мест открытой воды. Кроме этого здесь необходима дополнительная осторожность – именно в этих местах в 1990 году мы встречали свежайшие следы белых медведей, постоянно дежурящих у морской воды в районе мысов Стакан и Матюйсале.
Оставшуюся половину дня пережидали пургу.

Постановка лагеря для пережидания пурги под скалами мыса Стакан

27 марта (5-й день пути)
Движение до полярной станции «Болванский Нос». Полудневка.

С утра отличная видимость, хотя продолжает дуть сильный ветер. Оказалось, что впереди у береговых скал находится очень много торосов, которых из-за вчерашней пурги мы не видели. Вновь поднялись в тундру – где пешком, где на лыжах. Сразу же выяснилось, что над скалами вдоль берега вся тундра сильно истоптана медведями, поэтому наши вчерашние опасения были вовсе не напрасны.
Зато птичьи базары, знакомые нам по 1990 году, еще пустовали – никаких птиц мы на них не видели.
К полярной станции «Болванский Нос» двигались прямо по достаточно ровной тундре, пользуясь прекрасной видимостью. Путь до станции занял немногим менее 4 часов.
На станции пообедали и решили устроить полудневку. В настоящее время здесь работает коллектив всего из двух сотрудников – Николая и Александра. Их фамилиями мы не интересовались.
Станция знакома нам с 1990 года и с тех пор она почти не изменилась. Тогда мы без особых проблем ночевали на ней командой из 9 человек при коллективе из 6 полярников.
Невдалеке от станции (практически на самом мысу Болванский Нос) расположены постройки заброшенной погранзаставы, которая в 1990 году еще действовала. Постройки находятся в хорошем состоянии.

Движение по тундре над береговыми обрывами в районе мыса Стакан
Следы белого медведя и других зверей в тундре над обрывами мыса Стакан
Заброшенная погранзастава на мысе Большой Болванский Нос
Общий снимок с зимовщиками полярной станции «Болванский Нос»
Карта участка: мыс Стакан – Большой Болванский Нос – берег пролива Карские Ворота – губа Долгая – гора Болванская (М 1 : 200 000)

28 марта (6-й день пути)
Движение вдоль берега пролива Карские Ворота до Губы Долгой и района горы Янго.

Прекрасная видимость при умеренном ветре. Двигались на юго-запад вдоль берега пролива Карские Ворота. В основном шли по ровному заснеженному льду заливов, на котором торосов практически нет. Отдельные мысочки срезали по тундре, где встречаются камни и снежные заструги. Много фотографировали.
Специально прошли через останки полярной станции «Вайгач», работавшей в Арктике с 1914 года и закрытой в 1953 году. Два дома неплохо сохранились, хотя ни стекол, ни самих рам там давно нет.
После перехода к губе Долгой повернули вдоль ее берегов на юго-восток. Еще в Амдерме нам стало ясно, что в конце маршрута от пролива Югорский Шар придется финишировать самостоятельно, а не на снегоходах. Теперь, учитывая возникший дефицит времени, от запланированного ранее посещения шахт ГУЛАГА на руднике «Губа Дыроватая» пришлось оказаться.
Обрывистые берега губы Долгой очень живописны. На многих каменистых вершинках установлены небольшие маячки и даже сохранились старинные поморские поклонные кресты. Никаких построек в районе бывшей большой фактории «Губа Долгая» мы не видели. Правда, в этом месте на берегу губы сохранились остатки каких-то лодок и катеров. От этого района мы свернули в тундру Вайгача по направлению к горе Болванской и до остановки на ночлег успели сделать один переход.

Короткая остановка у развалин заброшенной полярной станции «Вайгач»
Маяки и поморские поклонные кресты по берегам губы Долгой
Остановка на ночлег в тундре Вайгача невдалеке от горы Янго

29 марта (7-й день пути)
Движение по тундре до точки 70.16.059 с.ш. и 58.45.704 в.д.
Пережидание пурги.

Утром слегка дуло со стороны моря при средней видимости, но почти сразу же после начала нашего движения погода стала резко ухудшаться. К концу второго перехода вокруг нас уже бушевала сильнейшая пурга при видимости не более 15-20 метров. Идти стало невозможно, и мы начали установку лагеря, на что у нас ушло почти 2,5 часа.
Весь остаток дня пережидали пургу.

30 и 31 марта (8-9 дни пути)
Слепое движение по тундре до точки  69.49.815 с.ш. и 59.53.481 в.д.
(долина реки Падаяха)

Изначально предполагалось, что весь этот участок мы будем двигаться по тундре Вайгача и постараемся посетить следующие интересные объекты:
1) заброшенный рудник ГУЛАГа, действовавший в районе озера Хэхэ-То
в 1930-х годах,
2) остатки древних ненецких святилищ на горе Болванской,
3) пороги и водопады в верховьях реки Янгояхи,
4) район гор Приметная и Черная с остатками ненецких святилищ,
5) уникальные «складчатые» обрывы в долине реки Юнояхи.
Конечно, было понятно, что обнаружить эти «точечные» объекты в тундре мы сможем лишь при хорошей видимости, которая бывает в этих краях далеко не всегда. Но все-таки, мы надеялись увидеть хоть какие-нибудь из этих объектов. Однако, ненецкие боги решили нас к себе не пускать. В итоге, оба дня нам пришлось идти по тундре Вайгача практически вслепую в условиях абсолютной «белой мглы».
Никаких данных о посещении интересовавших нас мест другими туристскими группами нам неизвестно, потому их точных GPS-координат у нас, естественно, не было. Тратить драгоценное время на пережидание непогоды мы также не могли, т.к. были «завязаны» на конкретный самолет из Амдермы до Архангельска. Таким образом, мы выбрали для себя направление примерно по Ам = 120-130 градусов и спокойно двигались оба дня по тундре при видимости не превышавшей 20-30 метров. Имея несколько GPS-приемников, заблудиться мы никак не могли, но  отыскать на просторах Вайгача что-нибудь конкретное также не имели ни малейшей возможности.
Характер пути был вполне предсказуем: холмистая тундра с застругами и снежными надувами, поляны выдутых ветрами голых камней, травы и даже участков льда. Иногда вокруг угадывались какие-то ложбины и увалы с небольшими выходами скал. Постоянно определять свои точные координаты мы даже не пытались – нам это было просто ни к чему.


Карта района гор Приметная и Черная (М 1 : 200 000)

1 апреля (10-й день пути)
Движение до пролива Югорский Шар – переход через пролив от мыса
Дьяконова к полярной станции «Белый Нос»

Погода начала улучшаться, хотя временами нас опять накрывал плотный туман. Еще вчера мы решили продолжать путь по тундре и выходить в район мыса Дьяконова без захода в Варнек, т.к. весьма недружелюбных местных ненцев мы хорошо помнили еще по 1990 году. Особенно запомнилось, как они требовали спирт, бряцая перед нами серьезным нарезным оружием. Это впечатляло.
Обедали  уже под скалами мыса Дьяконова. Через Югорский Шар решили переходить в направлении полярной станции «Белый Нос», где нас очень радушно принимали в 1990 году. В проливе местами встречались торосы и даже небольшие гряды торошения, хотя пройти на лыжах везде можно без особых проблем.
Нынешнее состояние станции заметно лучше, чем в 1990 году: появился еще один современный жилой модуль. Коллектив сотрудников – 6 человек. Туристская группа из 6-8 человек может переночевать вполне свободно.

Движение вдоль береговых обрывов мыса Дьяконова
Карта юго-западной части Вайгача  (М 1 : 200 000)
 
Какие-то ненецкие сакральные сооружения в районе мыса Дьяконова
Переход через пролив. На дальнем плане видны скалы мыса Дьяконова
Снимок группы на пороге полярной станции «Белый Нос» (Кокшаров А.Л, Сорокин Е.П, Сорокин Д.Е, Устюгов В.Ф, Букрин Л.П.)
 
Карта южной оконечности Вайгача и пролива Югорский Шар (М 1 : 200 000)

2 апреля (11-й день пути)
Движение вдоль пролива Югорский Шар до широты 69.47.237.

От полярной станции «Белый Нос» в сторону заброшенного становища Хабарово двигались по каменистой заснеженной тундре, срезая большой материковый выступ на западном входе в пролив Югорский Шар. На карте в этом месте обозначена тракторная дорога. Само становище Хабарово давно заброшено, здесь сохранились только какие-то бесформенные развалины.
От Хабарово к бывшей полярной станции «Югорский Шар» шли практически по центру пролива. Погода прекрасная, при видимости до 15-20 км. и небольшом попутном ветре. Морской лед под снегом, застругов и торосов почти нет.
К берегу материка подошли только вечером, чтобы установить палатку под защитой береговых обрывов.

Остатки одного из крестов на кладбище становища Хабарово
Движение мимо развалин легендарного становища Хабарово
Остановка группы в проливе Югорский Шар
Карта восточного входа в пролив Югорский Шар (М 1 : 250 000)

3 апреля (12-й день пути)
Движение до берега пролива Морозова.

Утром выяснилось, что мы ночевали практически рядом с самым северным знаком «Европа-Азия». В 1990 году здесь еще находился самый первый знак. Тогда он был обращен на север и надпись «Азия-Европа» делала его уникальным.
Работавшая с 1913 года полярная станция «Югорский Шар» также заброшена и ее постройки для ночлега непригодны. Уникальная радиомачта давно сломалась,  а ведь эту Эйфелеву башню в миниатюре мы еще видели сами в 1983 и 1990 годах.
К остаткам боевых артиллерийских позиций на мысе Ярасаля мы не заходили, выйдя к бухте Рифовой, а затем и к остаткам навигационной станции «Мыс Тонкий» по заснеженной каменистой тундре. Постройки станции пока сохранились, но окон там нет.
Почти вплотную к мысу подходит открытая вода Карского моря. От развалин станции мы прошли по проливу Морозова и заночевали на его южном берегу.

4 апреля (13-й день пути)
Берега пролива Морозова – поселок Амдерма.
 
Простой путь по тундре к Амдерме. Спокойный финиш прямо в аэропорту.

Карта завершающего участка нашего маршрута (М 1 : 250 000)
Автоматический снимок группы около знака «Европа-Азия» (Кокшаров А.Л, Сорокин Д.Е, Букрин Л.П, Блинков А.В, Устюгов В.Ф, Сорокин Е.П.)
Заброшенные  строения  полярной станции  «Югорский Шар»
Современное состояние легендарной радиомачты
Грустные следы человеческой деятельности на побережье Карского моря
Старый ветряной электрогенератор на станции «Мыс Тонкий»
Вылет из Амдермы (Букрин Л.П, Сорокин Д.Е, Устюгов В.Ф, Сорокин Е.П, Блинков А.В.  Фотографирует Кокшаров А.Л.)

Выезд  с  маршрута.

Выезд группы на «Большую Землю» заведомо был рассчитан на полное использование рейсового транспорта: самолетом из Амдермы в Архангельск и поездом из Архангельска до Екатеринбурга с одной пересадкой в Ярославле. Из Амдермы вылетели днем 5 апреля – примерно через сутки после окончания похода. В Екатеринбург приехали ранним утром 8 апреля.        
Все билеты бронировались нами заранее.

6. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

Безусловно, посетить за один поход все интересные места невозможно ни в одном туристском районе, а уж в Арктике, с ее непредсказуемой погодой – тем более. Но стремиться к этому все-таки полезно.
С точки зрения различных достопримечательностей, маршрут на остров Вайгач более чем интересен, в чем убеждает следующий далеко не полный список потенциальных достопримечательностей района:

Бывшая полярная станция «Югорский Шар» и ее окрестности
(см. техническое описание)

Каменные гурии (пирамиды)
Служили ориентирами оленеводам и мореплавателям. Всего, по данным МАКЭ (Морская Арктическая комплексная экспедиция – г.Москва) на территории острова расположено несколько десятков таких гуриев, причем, некоторые из них довольно древние.

Скалы, каньоны и водопады
Во множестве представлены по всему Вайгачу.

Участки берега с открытой морской водой
Именно здесь наиболее вероятны встречи с белыми медведями, моржами и нерпами. Самым живописным из них является район мыса Стакан.

Полярная станция «Болванский Нос» (имени академика Е.К.Федорова)
(см. техническое описание)

Мыс Большой Болванский Нос (Ям-Саля)
Когда-то давно именно здесь находилось большое святилище ненцев. По преданиям в этом месте проживала Ходахо (Старуха), считавшаяся матерью Земли и покровительницей промыслов.        

Бывшая полярная станция «Вайгач»
Работала в Арктике с 1914 года, закрыта с 1953 года.

Стоянки каменного века
По данным МАКЭ находятся в губе Воронова, на мысе Рогатом и около озера Янго-То.


Карский берег Вайгача. Один из скальных гротов мыса Стакан                      

Деревянные поморские приметные и поклонные кресты
Основная часть находится на полуострове Дыроватом и в губе Долгой. Некоторые из них очень старые.

«Вайгачские шхеры»
Лабиринт небольших фьордов, небольших скал и островов с невысокими береговыми обрывами на западном берегу полуострова Дыроватого.

Шахты и рудники эпохи ГУЛАГа
Следы добычи полиметаллических руд в 1930-х годах. Находятся на берегах губы Долгой, на полуострове Дыроватом, около Варнека и в других районах.

Древние ненецкие святилища
Находятся в районе гор Болванская, Приметная, Черная и на Цинковых островах в бухте Лямчина.

Небольшие лежбища моржей
Обнаружены совсем недавно на мысах Лямчин Нос и Карпово Становье.

Полярная станция «Белый Нос»
Интересна не только сама станция, но и расположенные в ее окрестностях  остатки лагеря ГУЛАГа.



Современная надпись на самом северном знаке «Европа – Азия»    

Заброшенные становища и фактории
Хабарово и Губа Долгая, непосредственно связанные с историей освоения Российской Арктики.

Поморские избы и зимовья
Почти все они достаточно старые, хотя многие неплохо сохранились и могут быть использованы для ночлега. Каждая постройка по-своему уникальна.

Деревянные маяки
Все подобные знаки гидрографической обстановки имеют более, чем полувековую историю. Каждый уникален.

Собственно пролив Югорский Шар
Имеет уникальнейшую историю, связанную с плаваниями поморов, первыми европейскими морскими экспедициями XVI века, Великой Северной экспедицией, легендарными плаваниями Э.Норденшельда, Ф.Нансена, Э.Толля, Б.Вилькицкого и вообще практически со всеми событиями, проходившими в Российской Арктике в XII – XX веках.

Памятные места минувшей войны
На входах в пролив находятся позиции артиллерийских батарей 1941-1944 гг.
Кроме того, в 1942-1943 годах на западном входе в пролив подорвались на минах противника транспорт «Щорс» и тральщик, а на восточном входе – спасательное судно «Шквал».

Один из маяков на берегах пролива Югорский Шар

7. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

Особенности снаряжения и питания.

В целом, с точки зрения современного зимнего спортивного туризма, группа    применяла абсолютно стандартное снаряжение и продукты питания. Тем не менее, по этому поводу есть смысл сделать ряд замечаний.

1. Поход был заявлен на Чемпионат России, участникам которого необходимо иметь аппаратуру навигации и спутниковую связь для регулярной связи с ГСК или полномочной МКК. GPS-навигацию наша команда активно использует еще с 1995 года и ничего особенного в этом нет.  Что касается спутниковой связи, то, начиная  с  2000 года, все свои сложные лыжные походы по Крайнему Северу, Дальнему Востоку и Антарктиде мы проводили только имея в составе снаряжения надежный спутниковый телефон. Считаем это абсолютно естественным: собираетесь идти в большой дальний поход – позаботьтесь о связи, или оставайтесь дома.
За эти годы мы «проверили на себе» три наиболее серьезные спутниковые системы связи: «INMARSAT»,  «GLOBALSTAR»,  и  «IRIDIUM».  Каждая из них имеет свои особенности и возможности – это вопрос отдельный. Но любая из них является БУРЖУЙСКОЙ, и это, наверное, самое главное. Так, в этом году, наш наиболее продвинутый «IRIDIUM», обычно работающий «от полюса до полюса», и проверенный нами еще дома, в районе Амдермы и Вайгача был нем, как рыба. Искренне считаем это какими-то конкретными «происками империалистов», вызванными нестандартной международной обстановкой на Украине. Обращаем всеобщее внимание: владелец любой серьезной зарубежной спутниковой системы имеет технические возможности обеспечить «веселую жизнь» своим пользователям на любой конкретно взятой территории земного шара. Это, кстати, в определенной  мере касается и использования GPS, только на бытовом «автомобильном» уровне об этом почему-то никто не задумывается. А зря.
Ну а мы в этом году, совершенно случайно, решили взять с собой на маршрут «на всякий случай» еще один телефон – достаточно простой и недорогой системы «GLOBALSTAR». Вот только он у нас и работал! Правда, для данной системы район Вайгача находился на пределе ее возможностей (по широте применения), поэтому и связь была далеко не самого хорошего качества. Но это все-таки намного лучше, чем ничего. Выводы пускай каждый делает сам.

2. Амдерма и Вайгач – регионы обитания белых медведей. Строго говоря, для обеспечения на маршруте полной безопасности, нам требовалось иметь с собой полноценное огнестрельное оружие. Но мы засомневались и обратились со своими вопросами к М.А. Соболеву – начальнику аэропорта Амдермы.
Михаил Альбертович сообщил, что белые медведи считаются у них весьма пугливыми, и случаев их нападения на людей давно не регистрировались. Поэтому он порекомендовал нам огнестрельное оружие на маршрут не брать, а обойтись лишь отпугивающими средствами. В итоге мы ограничились несколькими комплектами самой разнообразной пиротехники. По прямому назначению мы ее не применяли, т.к. живых белых медведей наблюдали только в самых дальних торосах Карского моря практически на самом пределе видимости. Тем не менее, следует честно признать, что мы рисковали, зная, что адекватной психикой обладает лишь 95% любой биологической популяции. Читайте газету «Вольный Ветер».

3. Питание группы было абсолютно стандартным. Проблема заключалась лишь в том, что все эти продукты в Амдерму требовалось еще привезти, а стоимость провоза багажа авиатранспортом весьма заметна. Конечно, теоретически все наши продукты (или им эквивалентные) вполне можно было бы приобрести и на месте, но это требовало отдельного времени, а в Амдерме для нас был дорог буквально каждый час.
Наше решение было самым элементарным. Мы заранее договорились с начальником аэропорта Амдермы (с которым в течении последнего года регулярно общались по телефону), и каждый из участников похода отправил на его адрес 1-2 посылки с продуктами и частью снаряжения. Это оказалось очень удобно, тем более, что прохождение любых почтовых отправлений по России теперь можно легко контролировать через  Интернет по соответствующему цифровому коду.

Северное побережье острова Вайгач в проливе Карские Ворота.

8. Походные расходы.

Статья расходов Сумма на одного
1.

ж/д   Екатеринбург – Ярославль - Архангельск

3.600

2.

 самолет   Архангельск – Амдерма
(для пенсионеров – 4.000)

11.000

3.

заброска  Амдерма – бухта Дровяная

6.000

4.

самолет   Амдерма – Архангельск                               
(для пенсионеров – 4.000)                                          

10.000

5.

ж/д  Архангельск – Ярославль – Екатеринбург

3.600

6.

Организационные расходы

1000

7.

Проживание в Архангельске

500

8.

Проживание  в Амдерме

1700

9.

Расходы на снаряжение   (общая сумма)

10 000

И Т О Г О:

47 400

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Все продукты питания приобретались индивидуально каждым участником в качестве своего личного (равноценного)  вклада в общее питание команды.
Традиционно эти  расходы в нашей групповой смете не учитываются,  исходя  из простого принципа: «человек должен питаться вне зависимости  от того находится ли он дома, или ушел в поход».

2.  Телефоном «GLOBALSTAR» мы пользовались бесплатно. Если бы работал телефон «IRIDIUM», то оплата его аренды и трафика спутниковой связи могла бы увеличить расходы каждого участника примерно на 1.500 р.

3.  На случай каких-либо непредсказуемых ситуаций каждый участник в обязательном порядке имел с собой неприкосновенный запас в сумме 20.000. Использовать эти средства никому не пришлось.

9. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

В итоге нашей командой пройден весьма классический лыжный маршрут по самой настоящей Арктике, в ходе которого каждый из его участников получил именно то, к чему давно стремился:
«Полярные ветераны» вновь взглянули на хорошо знакомый им остров Вайгач, который они посещали еще четверть века назад.
«Молодежь» наконец-то «понюхала честной пурги», пройдя свой первый красивый лыжный маршрут по Арктике с ее морским льдом, торосами и следами белых медведей.
Каждый выполнил поставленные задачи, и каждый остался доволен.
С учетом действующих требований по виду спорта «Туризм спортивный», наш поход был заявлен на участие в Чемпионате России. Конечно, рассчитывать на серьезное место в соревнованиях такого уровня наша «четверка» никак не могла. Тем не менее, мы специально заявились именно на Чемпионат России.
Во-первых, в целях «воспитания молодежи».
Во-вторых, в надежде на то, что свежие итоговые материалы по Вайгачу будут максимально доступны для туристов страны в виде нашего отчета в библиотеке ЦМКК. Если конечно таковые заинтересованные найдутся.

Согласно действующей «Методике категорирования…»,  сложность подобного похода  определяется параметром «ЭП»  (эквивалентная  протяженность), который для тундровых районов типа «ТС = 0» соответствует реальной протяженности маршрута. Для лыжных «четверок» параметр «ЭП» должен находиться в пределах от 300 до 360 км. В нашем случае параметр «ЭП» составил 332 км.
ВЫВОД:  Пройденный маршрут соответствует 4 (четвертой) категории.


 
 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную