на главную
На главную
 походы отчёты документы 
 
 

ТАЙМЫР - КАРСКОЕ МОРЕ

ОТЧЁТ

о лыжном туристском походе шестой категории сложности по полуострову Таймыр и архипелагу Норденшельда
совершенном с 31.03 по 5.05 1991 года.

Маршрутная книжка № Р26/6
Руководитель группы Тиунов Дмитрий Владимирович
620 147, г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, 58, кв.75
Домашний телефон: (343) 240-87-31
Мобильный 8-912-609-18-96
e-mail: team_sever@r66.ru

Оглавление

  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода).
  2. Сведения о районе похода.
  3. Организация похода.
  4. Техническое описание похода.
    • График движения.
    • Техническое описание маршрута.
  5. Дополнительные сведения о походе.
    • Материальное обеспечение группы.
    • Питание группы.
    • Тарифы проезда попутным авиатранспортом.
  6. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
  7. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
  8. Список литературы.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода).

1.1. Проводящая организация:

Свердловский областной совет по туризму и экскурсиям.
Отдел по туризму и экскурсиям Приволжско-Уральского военного округа.
Клуб туристов "ОРБИТА" Свердловского гарнизона.

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

СССР, РСФСР, Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ. Полуостров Таймыр, побережье Карского моря, архипелаг Норденшельда.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный
шестая
1015км
36 ходовых дней
с 31 марта по 5 мая 1991г.

1.4. Подробная нитка маршрута.

Диксон - зимовье Моржовое - Пясинский залив - о.Бол. Гольцман - прол.Глубокий - п-ов Минина - о.Колосовых - п-ов Михайлова - м.Приметный - м.Стерлегова - о.Правды Севера - бух.Эклипс - о.Рыкачева - п-ов Заря - м.Фусса - о.Правды - о.Ховгард - о.Добрыня Никитич - о.Пахтусова - о.Русский - переход по льду Карского моря на о-ва Гейберга - м.Лены - бух.Оскара - м.Сакко - м.Челюскин.

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

Ф. И. О. Год рожд. Туристский опыт Домашний адрес Обязанности в группе
1. Тиунов
Дмитрий
Владимирович
1952 6-р-П.Урал,Вайгач
5-р-П.Урал,Ямал
5-р-П.Урал
5-р-П.Урал, Пай-Хой
Свердловск,
team_sever@r66.ru
руководитель
2. Журавлев
Сергей
Анатольевич
1958 6-у-П.Урал,Вайгач
5-р-Кодар
5-у-Путораны
Свердловск заместитель руководителя
3. Леонов
Иван
Викторович
1958 6-у-П.Урал,Вайгач
5-у-Кодар
4-у-Прибайкалье
3-р-Сев.Урал
Свердловск фотограф
4. Сорокин
Евгений
Петрович
1954 5-у-П.Урал
5-у-Кодар
4-у-П.Урал
4-у-Вайгач
3-р-П.Урал
5-у-П.Урал,Ямал
Свердловск завснар
5. Самборский
Владислав
Игоревич
1959 6-у-П.Урал,Вайгач
5-у-П.Урал,Ямал
5-у-П.Урал
4-р-Сев.Урал
3-р-П.Урал
Нижн.Тагил медик
6. Котельников
Александр
Викторович
1958 5-р-П.Урал
4-р-П.Урал
5-у-Алтай
Первоуральск завхоз
7. Пономарев
Петр
Семенович
1959 5-у-П.Урал
5-у-Алтай
4-у-П.Урал
Первоуральск ремонтник
8. Корбут
Евгений
Валерьевич
1958 5-у-П.Урал Свердловск казначей

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Центральная библиотека туристских отчётов, Москва.

1.9. Поход рассмотрен Российской республиканской МКК (шифр МКК - 100-00-5555555).

2. Сведения о районе похода.

Краткая географическая характеристика.

ПОЛУОСТРОВ ТАЙМЫР - самый северный полуостров Азии, расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом моря Лаптевых. Длина полуострова с запада на восток составляет около 1000 км, ширина от берега моря до северного уступа Среднесибирского плоскогорья (на юге) - более 500 км.
Береговая линия полуострова сильно изрезана многочисленными заливами, наиболее значительные из которых: Пясинский, Миддендорфа, Таймырский, Толля. В непосредственной близости от берега находится множество островов - Каменные, Скотт-Гансена, Мона, Тилло, Фирнлея, Гейберга, а также многочисленные острова шхер Минина и архипелага Норденшельда.
Вдоль побережья тянется холмисто-равнинная прибрежная арктическая тундра, характеризующаяся практически полным отсутствием лишайников, малым распространением мхов и другой растительности. В центре материковой части полуострова с юго-запада на северо-восток примерно на 700 км протянулась цепь хребтов и плато гор Бырранга - самой северной в мире материковой горной системы. Высоты на западе и в центре достигают 500-700 м (Гряда Бегичева - 546м, Геологическая Гряда - 525м, Гряда Главная - 661м, Топографическая Гряда - 589м и другие), а рельеф представляет собой холмистую каменистую тундру. На крайнем северо-востоке горы имеют альпийский характер, их высоты доходят до 1146 м, имеются современные ледники, открытые в конце 40-х, начале 50-х годов. Всего здесь насчитывается 96 ледников общей площадью 30,5 кв.км, самый крупный из них ледник Неожиданный площадью 4,3 кв.км.
Климат полуострова характеризуется низкими зимними температурами (средняя температура января около - 30 град.), малым количеством ясных дней, сравнительно высокой влажностью воздуха (связанной с близостью участков открытой воды в любое время года), частыми сильными ветрами в течение всего года. Лето настолько короткое и прохладное, что фактически весна, имеющая продолжительность 2-2,5 месяца, минуя настоящее лето, сразу сменяется долгой зимой. Средняя температура июля на побережье обычно не превышает +2-4 град. Осадков выпадает 110-350 мм в год, широко распространена вечная мерзлота.
Из представителей фауны на побережье встречается дикий северный олень, песец, полярный волк, лемминг; из птиц - белая сова, белая куропатка. Из ценных промысловых рыб имеются различные виды лососевых и осетровых. В морях водятся тюлень, морж, белуха, нерпа; во льдах - белый медведь.
АРХИПЕЛАГ НОРДЕНШЕЛЬДА - наиболее значительная группа островов, расположенных на юго-востоке Карского моря в непосредственной близости от северного побережья Таймыра, от которого отделены цепочкой узких проливов Фрама, Заря и Таймырского. Весь архипелаг протянулся на 120 км с запада на восток и на 130 км с севера на юг. Всего здесь насчитывается около 90 островов, которые образуют несколько самостоятельных групп (Вилькицкого, Цивольки, Пахтусова, Литке, Восточные), разделенных проливами Матисена, Ленина и рядом других. Повсеместно распространена арктическая тундра, каменистые россыпи. Рельеф островов холмистый, наибольшие высоты имеются в южной части архипелага на островах Таймыр (г.Негри - 235 м, г.Эффект - 171 м) и Пилота Махоткина (г.Мечта - 113 м). Высоты других островов существенно ниже и за исключением острова Чабак (104 м) не превышают 70-100 м.

Туристская характеристика района.

Полуостров Таймыр посещается спортивными туристскими группами сравнительно редко, что связано как с транспортными проблемами, так и с определенными организационными сложностями в получении всевозможных дополнительных разрешений, требовавшихся здесь до самого последненго времени.
ГОРЫ БЫРРАНГА (восточная часть) являются наиболее освоенным в туристском отношении районом Таймыра. К настоящему времени здесь уже побывало несколько десятков лыжных и пеших групп из различных городов страны. Большинство туристов после заброски авиацией из пос.Хатанга посещали наиболее высокую "ледниковую" часть хребта и финишировали либо на мысе Челюскин, либо на берегу Хатангского залива.
Центральная и западная часть гор Бырранга практически не исследованы туристами. Нам известно только два случая посещения этого обширного региона:
1. В начале 1980-х группа туристов г.Казань, начав маршрут в Диксоне, после "кольца" по западной оконечности Бырранга пересекала Енисейский залив и уходила далее на Гыдан (информация получена "из первых рук" при личной встрече в Усть-Каре весной 1983 года).
2. В 1988г. группа туристов г.Ленинград (рук.Ю.Кузнецов) прошла по центральной части Бырранга (от пос.Усть-Тарея до озера Таймыр), после чего выходила на берег Карского моря и заканчивала поход на мысе Челюскин. Группа заняла III место в Чемпионате СССР 1988 года (отчет 5115К в библиотеке МГКТ).
БЕРЕГ КАРСКОГО МОРЯ посещается туристами значительно реже горной части полуострова:
1. В начале 70-х годов несколько летних сезонов в районе шхер Минина и Берега Харитона Лаптева экспедиция газеты "Комсомольская Правда" вела поиски следов В.А.Русанова. 2. Участок от Диксона до Челюскина (длиной около 1000 км) в 1977 г. явился самостоятельной целью "марафонских" маршрутов двух туристских групп из Москвы под руководством А.Наумова и В. Шацкой (отчеты № 3315, 3425 библиотеки МГКТ).
3. Зимой 1988г. на моторных снегокатах здесь путешествовала группа В.Шапиро (Г.Москва).
4. На участке между устьем Н.Таймыры и мысом Челюскин выходили на побережье несколько групп, пересекавших горы Бырранга и заканчивавших маршруты в поселке Мыс Челюскин:
август 1966г. - А.Вознюк (г.Днепропетровск);
апрель 1982г. - И.Синицын (УССР);
апрель 1988г. - Ю.Кузнецов (г.Ленинград).
Других случаев посещения Карского побережья спортивными туристскими группами нам неизвестно.
АРХИПЕЛАГ НОРДЕНШЕЛЬДА туристам практически неизвестен. Единственный случай, о котором мы знаем - посещение полярной станции на острове Правды группой В.Шацкой в апреле 1977г на пути от Таймырского залива к полуострову Заря.
БЕРЕГ МОРЯ ЛАПТЕВЫХ (от залива Фаддея до мыса Челюскин) - традиционный финиш для подавляющего большинства лыжных групп, проходящих через горы Бырранга к мысу Челюскин. Многие из них идут непосредственно по льду моря Лаптевых через острова Фаддея и Комсомольской Правды. Кроме того известно несколько случаев прохождения маршрутов от Хатангского залива до Челюскина не через горы Бырранга, а по Берегу Прончищева через полярные станции "Марии Прончищевой" и "Остров Андрея".

3. Организация похода.

Основной состав группы уже имел опыт прохождения на Крайнем Севере лыжных маршрутов повышенной протяженности:
1989г. - Полярный Урал, Байдарацкая губа, Ямал (ст.Хорота - р.Нияю - р.Пач-Рузь-Шор - Хадата - оз.Б.Щучье - р.Нярма-Яха - г.Б.Минисей - берег Байдарацкой губы - м.Няру-Сале - м.Рок - ГМС "Виктория" - о.Литке - Марре-Сале - фактория Морды-Яха - зал.Крузенштерна - Харасавэй, (25 дней, 780 км) 1990г. - Полярный Урал, Пай-Хой, Вайгач (ст.Полярный Урал - р.М.Пайпудына - р.Б.Уса - оз.Кузь-Ты - р.М.Кара - р.Б.Кара - оз.Оче-Ты - г.Нэтэм-Пэ - р.Кара - р.Силова-Яха - р.Сибирчата-Яха - р.Б.Талота - берег Баренцева моря - м.Белый Нос - Варнек - губа Долгая - м.Б.Болванский Нос - м.Матюй-Сале - прол.Югорский Шар - Амдерма, (25 дней, 866 км) Поэтому вполне понятно и наше желание попробовать свои силы в классическом 1000-километровом лыжном "марафоне" по Таймыру на участке Диксон - мыс Челюскин. Такой маршрут проходился всего двумя группами в 1977 году (А.Наумов и В.Шацкая, отчеты 3315, 3425 в библиотеке МГКТ), при этом, на наш взгляд, далеко не самыми интересными вариантами: придерживаясь материкового побережья Таймыра. Мы же хотели пройти более "морским" вариантом - по Пясинскому заливу, шхерам Минина и островам архипелага Норденшельда. Именно такой маршрут (практически полностью соответствующий реально пройденному) и разрабатывался нами первоначально в качестве основного. Однако, в ходе подготовки появился и более заманчивый вариант путешествия, связанный, правда, с использованием нерегулярного авиатранспорта для заброски в поселок Усть-Тарея на реке Пясине. В таком случае общая протяженность и продолжительность участка маршрута до острова Русский на севере архипелага Норденшельда заметно сокращалась и появлялся резерв времени для перехода по льдам Карского моря на Северную Землю и окончания маршрута на острове Среднем. Поскольку заявлять Северную Землю в качестве запасного варианта казалось нам кощунством, было решено оформлять всю документацию на маршрут Усть-Тарея - м.Стерлегова - арх.Норденшельда - Северная Земля, а первоначально разработанный вариант Диксон - Челюскин иметь в качестве официального запасного. Несколько смущало, правда, полное отсутствие информации о возможности заброски в Усть-Тарею т.к. вся переписка с туристскими организациями Норильска и авиапредприятиями Норильска и Диксона осталась без ответа. Но возможность начинать поход прямо от Диксона позволяла при необходимости всегда заменить идеальный вариант маршрута (с Северной Землей) на гарантированный (только с архипелагом Норденшельда). Исходя из перечисленных критериев была подготовлена и вся документация на поход. В соответствии с порядком, установленным письмами ЦС 4479/14 от 20.12.88 и 13/14 от 3.01.90, в ЦС была направлена предварительная заявка на проведение путешествия и письмом ЦС 191/14 от 7.02.91 получено подтверждение разрешения ГУ ПВ КГБ СССР и Генштаба ВС СССР на проведение нашего похода по побережью Таймыра и островам архипелагов Норденшельда и Северная Земля. Дальнейшее оформление проходило установленным порядком в МКК РРСТиЭ. Правда о положительном результате рассмотрения документов нам стало известно только 21.03.91 после телефонных переговоров с ответственным секретарем МКК т.Г.Бочаровой (тел.487-55-50). Времени на отправку наших документов из Москвы в Свердловск уже не оставалось, поэтому по телефону было оговорено, что маршрутные документы (книжка Р26/6) останутся в МКК РРСТиЭ, а мы выйдем в поход с копией маршрутной книжки, заверенной МКК Свердловского ОСТиЭ, что и было сделано. Прибыв в Диксон, мы убедились, что заброска в Усть-Тарею действительно задача непростая и небыстрая. Поэтому терять время на ожидание какого-либо транспорта в Усть-Тарею мы не стали и вышли на маршрут по запасному варианту от Диксона. Необходимые сообщения о выходе на запасной вариант маршрута были направлены в МКК Свердловского ОСТиЭ и КСС Норильска из Диксона. Трое из первоначально заявленных 11-ти участников по личным причинам не смогли выехать на маршрут, о чем было сообщено в МКК РРСТиЭ (из Свердловска) и в КСС Норильска (из Диксона). Остальным составом группы (8 человек) маршрут пройден полностью.

4. Техническое описание похода.

График движения.

Дата/
день пути
Участок маршрута
Км, чхв
Погода
6ч. 13ч. 21ч.
1
31.03
о.Диксон - р-н бухты Полынья
22
6"40
-29 -27 -22
ясно, ветер, вечером снег
2
1.04
по тундре до бухты Вост.Голомо - р.Михайловка
22
6"25
-10 -5 -17
ветер, снег
3
2.04
вдоль берега до р.Убойной
32
8"45
-5 -6 -25
ветер, снег, вечером ясно
4
3.04
вдоль берега до р.Зеледеева
29
7"10
-28 -22 -24
ясно, ветер
5
4.04
вдоль берега до р.Новоморжовой
26
6"10
-22 -13 -22
перем. обл.,ветер, ночью пурга
6
5.04
зим.Моржовое - Пясинский залив (53.52с.ш.,84.22в.д.)
30
7"40
-17 -10 -25
перем. обл.,ветер
7
6.04
по льду Пясинского залива (до 74.03с.ш.,84.40в.д.)
26
8"00
-32 -24 -26
ясно
8
7.04
по льду Пясинского залива (до 74.14с.ш.,85.12в.д.)
27
8"05
-20 -17 -24
перем.обл, вечером ясно
9
8.04
по льду Пясинского залива (до 74.22с.ш.,85.23в.д.)
18
4"40
-8 0 0
пурга, после обеда мокрая пурга
10
9.04
Пясинский залив - о.Костерина - - прол.Глубокий - берег полуострова Минина
41
11"35
-12 -7 -25
утром пасмурно, днем перем.обл., вечером ясно
11
10.04
до изб на северном берегу полуострова Минина
29
8"15
-33 -27 -30
ясно
12
11.04
избы на п-ове Минина - берег острова Колосовых
23
5"45
-30 -21 -22
ясно, ветер, вечером пасмурно
13
12.05
о.Колосовых - бухта Михайлова - полуостров Михайлова
32
8"10
-18 -14 -12
ветер, снег, туман
14
13.05
п-ов Михайлова - бух.Неожиданностей - полуостров Соревнования
27
8"20
-11 -1 -22
пасмурно, туман, после обеда пурга-низовка, вечером ясно, ветер
15
14.05
п-ов Соревнования - м.Приметный - бухта южнее устья р.Тревожной
13
3"20
-33 -29 -28
ясно, сильный ветер
16
15.04
вдоль берега до РНС на мысе Стерлегова
24
6"40
-32 -25 -29
ясно, ветер
17
16.04
д н е в к а
-
-39 -28 -36
ясно
18
17.04
м.Стерлегова - м.Поворотный - о.Правды Севера
35
9"00
-37 -29 -34
ясно, ветер
19
18.04
о.Правды Севера - м.Каминского - м.Скалистый
33
8"15
-32 -30 -33
ветер, сильная низовка
20
19.04
м.Скалистый - бухта Слюдяная - избы в бухте Эклипс
22
6"00
-34 -28 -30
пурга-низовка
21
20.04
бух.Эклипс - бух.Ломоносова - бух Опасная
35
8"35
-28 -24 -24
перем.обл.,ветер
22
21.04
вдоль берега до мыса Лемана - о.Рыкачева - северный берег залива Миддендорфа
36
9"05
-24 -17 -18
перем.обл.,ветер
23
22.04
берег зал.Миддендорфа - полуостров Заря - зал.Волчий - м.Фусса
33
8"35
-12 -10 -12
пасмурно, после обеда пурга
24
23.04
.Фусса - полярная станция "Остров Правды
37
10"35
-15 -14 -18
перем.обл.,ветер
25
24.04
/ст."Остров Правды - пролив Матисена - о.Овальный
20
4"40
-20 -14 -11
утром ясно, ветер, днем пурга-низовка
26
25.04
о.Овальный - о.Добрыня Никитич - о.Пахтусова
41
10"15
-14 -21 -23
перем.обл.,ветер
27
26.04
о.Пахтусова - прол.Ленина - о.Русский (п-ов Бунге)
32
8"55
-22 -13 -24
перем.обл.,ветер
28
27.04
по о.Русский до северо-западного берега
17
4"15
-27 -23 -24
до 16 ч пурга-низовка, вечером ясно
29
28.04
по берегу до полярной станции "Остров Русский"
21
5"10
-30 -23 -27
ясно
30
29.04
о т с и д к а
-
-24 -21 -23
пурга-низовка
31
30.04
полярная станция "Остров Русский" - по льду Карского моря до 77.13с.ш, 97.31в.д.
36
9"25
-19 -21 -28
перем.обл.
32
1.05
по льду Карского моря до 77.24с.ш, 98.37в.д.
38
9"50
-20 -16 -23
перем.обл.,ветер
33
2.05
по льду Карского моря до 77.29с.ш, 99.58в.д.
38
9"50
-19 -13 -21
ясно
34
3.05
по льду Карского моря до полярной станции "Остров Гейберга"
43
10"10
-19 -13 -21
перем.обл.,туман, снег
35
4.05
по льду Карского моря до 77.36с.ш, 102.15в.д. (западный вход в пролив Вилькицкого)
22
5"20
-24 -21 -23
ясно
36
5.05
западный вход в пролив Вилькицкого м.Лены - бухта Оскара- мыс Челюскин
55
13"35
-19 -18 -23
перем.обл.,ветер, снег, туман
ИТОГО
1015км 274ч 20м
 

Техническое описание маршрута.

Подъезды к начальной точке маршрута.

Маршрут начинается в легендарном заполярном поселке Диксон, связанном регулярным авиатранспортом с Красноярском и Норильском. Мы смогли из Свердловска заказать прямой билет до Диксона через Красноярск, но это оказывается не так просто: встреченные нами в Красноярске туристы из Перми сумели взять билеты только до Норильска, да и то на разные дни. Соответственно, решать проблему перелета в Диксон они могли только после сбора в Норильске.
Диксон - достаточно большой поселок, территориально состоящий из двух частей: островной (где и расположен аэропорт) и материковой (морской порт, рыбокомбинат, гидробаза, пограничная застава и т.п.), разделенных 4-километровым проливом. Сообщение между этими двумя частями поселка попутным автотранспортом, столовая есть только на острове, но для приезжих вход в не только по талонам, которые можно приобрести у начальника аэропорта. Стоимость талона 2-75 на 1 человека, но стоимость блюд в эту сумму не входит. Проживание в гостинице аэропорта 1-80 на 1 человека в сутки. Купить в магазинах какие-либо продукты практически невозможно - все по талонам кроме джема и хлеба, который раскупается в течение 5 минут. Обстановка и уровень цен приведены по состоянию на 30.03.91.

Берег Петра Чичагова.
(Диксон - зимовье Моржовое).

Встав на лыжи прямо перед гостиницей аэропорта, мы скатились по дороге на заснеженный лед пролива и направились в сторону материковой части поселка. Первоначально планировали выйти по проливу на север и обогнув по льду мыс Северо-Восточный двинуться вдоль Берега Петра Чичагова на восток. Однако, пока мы шли вдоль берега острова, к причалам порта с севера подошли два ледокола, взломавшие лед в бухте и отрезавшие нам ровную ледовую дорогу к Карскому морю. Пришлось обходить весь поселок южнее - по холмистой тундре с плотным снегом и застругами. Оставив слева (по ходу) строения геофизической станции "Колба", мы вышли на шедшие в восточном направлении вездеходные следы, и некоторое время двигались по ним. В районе бухты Восточнй Голомо, оставив вездеходную дорогу, мы спустились на морской лед. Зимовье Восточное Голомо (изба и балок) хорошо видны, но мы близко не подходили и о его состоянии сказать ничего не можем.
В дальнейшем двигались вдоль берега по льду и на сушу практически не выходили. Торосов и застругов довольно много, но везде можно найти приемлемые проходы для движения на лыжах с саночками. Местные жители ездят на "Буранах" и вездеходах по суше в стороне от берега - так короче, а перепады высот их не волнуют.
Зимовье Голомо - довольно грязное и неуютное. Зимовья Убойное, Зеледеево и Моржовое - образцы чистоты и порядка. Рядом с Убойным (утром 3.04.) встретили партию Диксонской гидрографической базы, возвращавшихся на вездеходе и двух тракторах с вагончиками в Диксон после работ в районе устья Нижней Таймыры. Руководитель партии т.Дивинец сообщил нам массу полезных сведений о состоянии льдов на нашем маршруте и порекомендовал пересекать Пясинский залив сразу от Убойной через остров Расторгуева. Однако, такое решение показалось нам чересчур смелым и мы решили уходить на лед не раньше зимовья Моржового.
В зимовье на р.Зеледеева находился хозяин - известный охотник Копань Николай Сергеевич (адрес в Диксоне - ул.Таяна д.28, кв.2), в Убойном и Моржовом хозяев не было. Туристам, путешествующем в этом районе, полезно знать, что у хозяев всех жилых зимовий есть радиостанции "Карат" для связи с Диксоном и между собой на частоте 1780 кгц три раза в сутки (8.30-9.00; 13.30-14.00; 21.30-22.00) кроме воскресенья.

Пясинский залив.
(зимовье Моржовое - остров Костерина).

При хорошей видимости (вечер 4.04) от зимовья Моржового были видны "верхушки" островов Расторгуева и Моржова, поэтому направление движения (Ам = 10 град. - на центр пролива между этими островами) было определено заранее. Утром 5.04 после ночной пурги островов уже не было видно.
Первые километры пути по заливу торошение льда довольно сильное, однако вскоре (как и говорили гидрографы) начался хороший ровный лед с очень редкими торосами, очень удобный для передвижения на лыжах. Острова становятся видны только через 4 часа движения по заливу. Берега островов очень красивы, особенно живописны грандиозные скалы острова Моржова - рекомендуем другим группам двигаясь через залив проходить вплотную с островом. Снега на льду довольно много - видимо это следы прошедшей в ночь с 4.04 на 5.04 пурги.
От створа островов Расторгуева и Моржова, придерживаясь азимута 0 град., прошли сквозь россыпь мелких живописных каменистых островков между о.Расторгуева и о.Долгим. У островков сильное торошение льда. Отсюда немного довернули вправо (Ам = 15 град.), чтобы пройти между группой островов Зверобой (на востоке) и островом Проклятым (на западе). Со льда в подзорную трубу хорошо видны как берега островов, так и стоящие на них маяки. Вечером 7.04 предусмотрительно взяли азимут на восточную оконечность острова Большой Гольцман (350 град.), что очень помогло утром 8.04 - при попутной пурге. Двигаясь практически без всякой видимости, уперлись в край Большого Гольцмана и обогнув его с востока (много торосов и застругов), продолжили путь к острову Костерина.
Однако, днем 8.04 резко потеплело и пурга стала совершенно мокрой. Дальнейшее движение потеряло всякий реальный смысл и после обеда мы легли спать, а на маршрут вышли 9.04 в 4"30 утра в полуторасуточном режиме (завтрак - 4 ходки - 1-й обед 4 ходки - 2-й обед - 4 ходки - ужин). Через 3 часа после возобновления движения, в тумане, подошли к каменистым берегам восточного края острова Костерина, завершив тем самым пересечение Пясинского залива.

Шхеры Минина.
(о.Костерина - п-ов Минина - о.Колосовых - бухта Михайлова).

Обойдя остров Костерина с востока, взяли с карты азимут на западный край острова Песцового (Ам = 340 град.). Постепенно туман рассеялся и нам стали видны маячки на невысоких берегах островов Песцового и Круглого, а между ними вход в пролив Глубокий. В юго-западной бухте Песцового видна изба охотника Колотова, ног она стоит в стороне от нашего пути и о ее состоянии мы ничего сказать не можем. Со слов Н.С.Копаня на Песцовом давно никто не зимует.
Вдоль берега Песцового прошли до северного выхода из пролива Глубокого. На берегах островов здесь также стоят маячки. Становятся видны берега полуострова Минина и вдалеке гора Минина (141 м). Дальнейший курс - на юго-западный мыс полуострова, азимут 340 град. Чуть левее виден остров Скалистый - без скал, но с большим маяком.
Пройдя проливом восточнее острова Скалистого, начали огибать полуостров Минина, срезая при этом по льду многочисленные заливы. Северную часть полуострова (примыкающую к острову Циркуль) пересекли в наиболее узкой части, попав при этом небольшую бухту, открытую на север к западному входу в пролив Сталинца. В северо-западной части бухты расположены жилые збы, хорошо заметные с берега.
От изб спустились на лед западного входа в пролив Сталинца и продолжили движение к маякам на западной оконечности острова Колосовых (Ам = 0 град.). Обозначенной на карте избы Колосовых мы не видели. Обойдя остров Колосовых с запада, попали в большую северо-западную бухту с островами Попова-Чухчина (большой маяк), Цыганюк, Кучина. Бухту пересекли по азимуту 40 град. и, срезая северо-западный выступ острова Колосовых с мысом Лосева, тем же азимутом вышли на лед северной бухты острова. Бухта ориентирована также в направлении 40 град, поэтому мы не меняя азимута продолжили движение и в тумане очень скоро вышли на лед бухты Михайлова, закончив, таким образом, сквозное прохождение шхер Минина. Необходимо отметить, что почти на всем участке маршрута по шхерам Минина видимость оставляла желать лучшего и какие-то характерные точечные ориентиры (маяки, избы) могли быть нами не замечены. Что касается состояния морского льда, то торосов в шхерах либо не было вообще, либо они встречались настолько редко, что никак не препятствовали нашему движению.

Берег Харитона Лаптева.
(бухта Михайлова - м.Приметный - м.Стерлегова - о.Правды Севера - бух.Эклипс - м.Лемана).

Бухту Михайлова пересекали при ограниченной видимости, двигаясь по азимуту 40 град. После выхода на берег полуострова Михайлова немного повернули влево (Ам = 30 град.), чтобы сократить путь по его холмистой тундре. На берег бухты Неожиданностей совершенно случайно вышли у характерного ориентира - полуразвалившейся избушки-промысловки. Здесь нас несколько смутили достаточно мощные торосы и некоторое время мы шли вдоль линии берега. Однако вскоре мы убедились, что торошение проходит только у берега, поэтому ушли на лед и, взяв с карты направление на юго-западную оконечность полуострова Соревнования (Ам = 45 град), через 3 часа движения при встречной пурге-низовке вышли точно в намеченную точку. На мысе - маяк и характерные выходы скал.
Полуостров Соревнования и мыс Приметный обходили при очень сильном встречном ветре и 30-градусном морозе. Решив, что такой ветер лучше переждать, в бухте севернее полуострова встали лагерем и дальнейшее движение продолжили после улучшения погоды утром 15.04. Без каких-либо проблем дощли до мыса Стерлегова, прямо на котором находится радионавигационная станция (РНС) Ленинградского гидрографического предприятия, работающая здесь с 1972 года. Начальник станции - Соколов Владимир Николаевич. На станции сделали дневку.
От радионавигационной станции 5 км пути до полярной станции "Мыс Стерлегова" (начальник станции - Зуев Евгений Иванович) и еще 2 км до избы охотника Галецкого.
Дальнейшее движение - вдоль побережья, обходя бухту Воскресенского морем через мыс Поворотный (в стороне от берега видна изба-промысловка с печной трубой) и острова Тилло. Характерный береговой выступ мыса Каминского срезали в самом узком месте, а после бухты Накатной, также срезав по береговой тундре два больших береговых выступа (с мысами Тилло - Дубинского и с мысом Вильда), вышли прямо к жилым избам в бухте Эклипс. Отсюда шли по льду по направлению на мыс Триангуляционный (Ам = 30 град), около которого довольно много торосов. Обойдя мыс по льду и срезав в наиболее узкой части береговой выступ с мысом Штеллинга, попали на берег бухты Восточной, на берегу которой видны остатки одноименного поселения. Дальнейший путь вдоль берега до каменистого мыса Лемана проблем не вызывает. Мыс хорошо виден издалека, прямо на нем стоит маяк.

м.Лемана - о.Рыкачева - п-ов Заря - о.Правды

От мыса Лемана взяли направление на остров Рыкачева (Ам = 10 град) и не заходя в залив Миддендорфа вышли к юго- западной оконечности острова, где установлен маяк. На льду и у берегов мыса Лемана и острова Рыкачева много торосов. Остров обходили с западной стороны. Много камней, встречаются следы белого медведя и небольшие группы оленей.
От северного мыса острова Рыкачева прошли через неширокий пролив к западному берегу полуострова Зуева (Ам = 0 град.) и пересекли последний по направлению к северной части залива Миддендорфа. Срезая небольшие бухточки, прошли вдоль берега в северную часть залива, а затем по холмистой тундре полуострова Заря вышли на берег залива Волчий. Двигаться по заливу начали азимутом 15 град, планируя срезать два небольших мыса и пройдя рядом с г.Носовой (110 м) выйти на морской берег в районе мыса Ударников. Но в заливе Волчий, в районе первого же мыса (есть маяк), нас накрыло пургой и мы были вынуждены повернуть "под ветер" и практически вслепую выходить на мыс Фусса. Сам мыс каменистый, на внутреннем берегу много плавника. Вдоль "морской" стороны мыса очень сильное торошение, а так как береговая линия в пургу была абсолютно не видна, то мы прекратили дальнейшее движение до улучшения погоды.
Утром 23.04 отличная погода - от мыса Фусса хорошо видны полуостров Де-Колонга, мыс Ударников, острова Ледяные. Отсюда шли, взяв по карте направление на северный край острова Нансен (Ам = 35 град.). По мере движения становятся хорошо видны большие маяки на островах Ледяных, Герберштейна, Правды и небольшой металлический маячок-репер в районе мыса Иогансена на острове Нансен. В подзорную трубу за маяком на острове Правды видны антенны полярной станции. Поднявшись на берег острова с юго-западной стороны, мы вышли к маяку в нескольких сотнях метров от которого, на берегу пролива Матисена, и стоят домики полярной станции. Станция действует с 1940 г, в настоящее время начальник станции - Крыжин Эдуард Константинович.

Архипелаг Норденшельда.
(о.Правды - о.Ховгард - о.Овальный - о.Чабак - о.Новый - о.Добрыня Никитич - о.Пахтусова - о.Русский).

От домиков полярной станции спустились на лед и при почти попутной пурге-низовке начали движение через пролив Матисена (Ам = 0 град, на отдельных участках доворачивая по ветру до 30 град). Лед в проливе достаточно ровный, но очень много застругов. У каменистых берегов острова Ховгард сильное торошение, проходы сквозь торосы в пургу плохо видны. У острова Овального торосов заметно меньше, а с северо-восточной стороны нет вообще.
Дальше двигались уже при хорошей погоде по направлению на неширокий пролив между каменистыми островами Тугут и Пет (Ам = 0 град, ровный лед). Пройдя затем через лабиринт мелких каменистых островков (много живописных торосов) обошли с востока острова Чабак и Новый и по азимуту 345 град. вышли к самой узкой части в центре острова Добрыня Никитич. На подходе к острову несколько гряд торосов, сравнительно легко проходимых на лыжах.
Остров Добрыня Никитич пересекли по холмистой тундре и на выходе из северного залива сквозь поземку увидели каменистые берега острова Пахтусова. Острова Пахтусова, Софии, То- росный обходили с западной стороны, двигаясь по льду азимутом 340 град. В проливе Ленина ровный лед. На острове Софии и на небольшом безымянном островке к северу от острова Пахтусова стоят металлические маячки-реперы.
Подходя с юго-запада к острову Русскому, уперлись в мощные поля торошения (видимо следы осенних штормов). Для выхода на полуостров Бунге пришлось преодолевать эту полосу торосов шириной около 3 км, после чего мы оказались в ровной тундре острова Русского. Здесь некоторое время пришлось пережидать встречную пургу-низовку при температуре -27 град, после чего двигаясь азимутом 0 град. мы пересекли бухту Большую и весь остров, выйдя на его северо-западный берег. Дальше шли вдоль берега по островной тундре т.к. на морском льду сплошные торосы. Примерно за 10 км до полярной станции на берегу стоит деревянный маячок, от которого в подзорную трубу уже видны радиомачты и антенны станции. Сама станция стоит прямо на морском берегу и ее постройки видны только в непосредственной близости. Станция действует с 1935 года, начальник станции в настоящее время - Морозов Алексей Павлович. При нашем посещении на станции были проблемы с топливом (не смогли завезти в навигацию), жилой корпус был законсервирован на зиму, а весь персонал (5 человек) жил прямо в рабочей радиорубке. Мы ночевали в дизельной - единственном теплом помещении кроме рубки.

о.Русский - о-ва Гейберга - м.Челюскин.

В принципе, к моменту выхода с острова Русского (30.04) у группы еще оставался шанс при благоприятном состоянии льда успеть перейти на остров Большевик (на м.Неупокоева) и пройдя по нему до бухты Солнечной пересечь пролив Вилькицкого, закончив маршрут в Челюскине примерно 8-10.05. Однако такой вариант был выполним только при самом удачном стечении обстоятельств, а любая неожиданность могла привести к задержке и срыву контрольного срока. Поэтому мы решили не рисковать и заканчивать маршрут кратчайшим вариантом, переходя с острова Русского сразу на Челюскин.
Возможные варианты выхода с острова Русского на мыс Челюскин зависят от конкретного состояния льдов в восточной части Карского моря. Худший из них (при сильных осенних северо-западных штормах или открытой воде) может заставить об ходить этот участок моря и даже залив Толля с юга, двигаясь через острова Восточные архипелага Норденшельда на полуостров Оскара и затем до мыса Челюскин по берегу Таймыра. Идеальный вариант - от острова Русского прямо на мыс Челюскин через район островов Гейберга. Возможны и промежуточные варианты.
Мы начали движение именно по такому промежуточному варианту - примерно по направлению на острова Фирнлея (Ам = 60 град.) с тем, чтобы при благоприятном состоянии льдов можно было сменить курс на острова Гейберга, а в случае значительного торошения или разводий - обходить такие участки с юга по кромке хорошего льда. Непосредственно у берега острова Русского торосов довольно много и хотя все они обходятся, но реальная скорость движения невелика. Однако уже через 15-20 километров (судя по карте, после выхода на глубины более 50 метров) количество торосов заметно снижается, а иногда появ- ляются практически идеально ровные поля. Учитывая такой характер льда мы сменили курс, взяв по карте направление на "створ" острова Восточного в группе островов Гейберга и мыса Вега на материковом побережье Таймыра.
В дальнейшем, на протяжении 4-х дней, наша задача состояла в движении по выбранному направлению с постоянной оценкой пройденного расстояния (по одометру), суточного "ухода" с курса вызванного необходимостью обхода торосов, суточного изменения магнитного склонения (в этой части Карского моря меняется достаточно быстро). Кроме того, несколько раз мы проводили солнечные замеры секстантом, рассчитывая, правда, не столько на их точность, сколько на приобретение опыта работы с этим прибором.
В целом задача выхода на острова Гейберга была выполнена с необходимой точностью и после улучшения видимости вечером 3.05 (4-й день пути по льдам) мы примерно в 10 км впереди и чуть левее своего курса увидели в подзорную трубу строения полярной станции "Остров Гейберга" на юго-западном берегу острова Восточный. Выход к самой станции - через 3-километровую полосу очень сильного торошения. Начальник станции - Бушуев Александр Федорович. Станция действует с 1940 года. Здесь бережно хранится дневник, который велся со дня ее основания и на страницах которого имеются записи сделанные рукой легендарного североземельца С.Журавлева и других известных полярников.
От полярной станции перешли на ровный лед у северного берега острова и продолжили движение по азимуту 70 град, взятому по карте на участок берега между мысами Вега и Лены. По мере приближения к берегу материка со льда видны два больших маяка на острове Гелланд-Гансена, крутые склоны г.Аструпа (335 м) и несколько североземельских айсбергов, вмерзших в прибрежную полосу торошения, проходящую здесь также примерно по 50-метровым глубинам. Предполагая, что ближе к мысу Челюскин торошение в проливе Вилькицкого будет увеличиваться, мы пересекли торосы в районе мыса Лены и вышли на таймырский берег. После этого по суше пересекли основание мыса Вега (Ам = 45 град.) и придерживаясь того же направления прошли по льду через бухту Оскара (торосы). Отсюда уже хорошо видны баки ГСМ на мысе Сакко и антенны стоящей там радиопередающей станции. От нее до поселка на мысе Челюскин остается 4 км пути через небольшой залив.
Мыс Челюскин - крохотный поселок при одноименном заполярном аэродроме, гидрометеообсерватории и погранзаставе. Магазина нет. Гостиница и столовая находятся в помещении аэропорта, рядом - почта.

Выезд с маршрута.

Классический вариант выезда с Челюскина - через Диксон. Рейсовый Як-40 летает 1 раз в месяц и билетов на него практически не бывает. Реальнее всего вылететь попутным грузовым "бортом", но учитывая, что движение такой авиации нерегулярное, необходимо иметь соответствующий резерв времени. Мы ожидали такой попутной оказии 5 суток. Раньше из Челюскина сравнительно часто летали самолеты в Хатангу. Теперь таких рейсов практически не бывает. Стоимость билета до Диксона по новому уровню цен - 82 руб. на самолете и 164 руб. на вертолете МИ-8. Возможности выбора обычно нет и приходится лететь на том, что подвернется. При этом и вылет из Диксона не менее сложная проблема т.к. в мае уже начинается сезон северных отпусков. Новая стоимость авиабилета от Диксона до Красноярска 114 руб, от Красноярска до Свердловска - 72 руб.
Но кроме огорчений при выезде возможны и приятные исключения. Например, при нас в Челюскине были большие проблемы с вывозом рыбы на рыбокомбинат Диксона и мы с 7.05 по 10.05 активно участвовали в ее погрузке на 5 грузовых АН-26, тем более, что никаких возможностей вылета из Челюскина в этот период все равно не было. Учитывая такой ударный труд нас бесплатно отправили последним из этих 5-ти грузовых рейсов через Диксон в Енисейск, а еще через день, благодаря самому активному содействию доставившего нас экипажа, таким же грузовым "бортом" мы вылетели прямо в Свердловск (уже не бесплатно, но по вполне умеренной цене - 75 руб. с человека). Таким образом собственно дорога домой заняла у нас 3 суток и оказалась значительно дешевле проезда на рейсовом транспорте.

5. Дополнительные сведения о походе.

Материальное обеспечение группы.

Список группового снаряжения.

Палатка "Зима с внутренним слоем 1
Спальные мешки компл
Тент (подстилка) 1
Щетка снеговая 1
римус "Шмель 3
Бензин в полиэтиленовых канистрах 40 л
втоклав 12-литровый в чехле-"бабе 2
Тепловой экран из стеклоткани 2
Подставка под кухню (фанера) 1
Половник 2
Лопаты снеговые (листовой дюраллюминий) 3
Фонарь 1
Свечи стеариновые с подсвечником компл
Ледоруб 1
Ледобуры  
Веревка вспомогательная 8 мм 40 м
Репшнур 30 м
Ремнабор 1
Групповая аптечка 1
Маршрутные документы компл
Фотоаппаратура компл
Подзорная труба 7 х 50 1
Термометр 1
Одометр 1
Солнечный компас 1
Секстант с расчетными таблицами 1
Тапочки дежурные (прорезиненый капрон) 1
Пиротехника компл
Гитара 1
Безмен 1
Дневник групповой 1
Шланг резиновый 1м 1
Спирт .

Суммарный вес группового снаряжения - 88 кг, в том числе бензин - 40 л.

9.2. Особенности снаряжения.

Нитки х/б разные  
Нитки капроновые разные  
Иглы разные  
Ткань капроновая  
Брезент  
Киперная лента 25 м
Капроновый шнур 25 м
Кожа  
Резина бельевая 5 м
Набор надфилей 1
Напильник 1
Отвертка универсальная 1
Пассатижи 1
Ножницы 1
Шило 1
Коловорот с набором сверл 1,2-4 мм 1
Запасные кольца для палок 4
Шплинты и шайбы для крепления колец  
Булавки английские 20
Проволока разная  
Шурупы разные  
Гвозди разные  
Запасные крепления для лыж 2
Запасные троссики 4
Молоток 1
Запасные канты разные  
Смола эпоксидная холодной полимеризации  
Носок лыжный 2
Изолента ПХВ  
ИП к "Шмелю 3 к-та
апасная горелка к "Шмелю 1
апасной насос к "Шмелю 1

Суммарный вес ремонтного набора - 3 кг.

Групповая аптечка.

1. ПЕРЕВЯЗОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Бинты стерильные 7см х 10м 4шт +
5см х 10м 4шт +
10см х 10м 8шт
14см х 10м 8шт
Вата 50 г +
Бинт трубчатый № 1 2шт +
№ 2 2шт
№ 3 2шт
Лейкопластырь рулонный 3см х 5м 2шт +
2см х 5м 1шт +
Лейкопластырь бактерицидный 7 х 10 см 10шт +
2. ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА
Иод 5% 20мл +
Р-р бриллиантовой зелени 10мл +
Гидропирит 6т +
Риванол 0,5г
Спирт этиловый (медицинский) 0,2л +
3. СЕРДЕЧНЫЕ СРЕДСТВА
Валидол 1уп +
Нитроглицерин 1уп
Интинкордин 1уп
4. ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЕ СРЕДСТВА
Этазол 20шт
Фталазол 20шт
Левомицетин 20шт +
Бекарбон 30шт +
Фенолфталеин 10шт
Уголь активированный 20шт +
5. СУЛЬФАМИДЫ
Сульфадиметоксин 40шт
Стрептоцид 20 шт +
6. АНТИБИОТИКИ
Тетрациклин 60шт
Эритромицин 40шт +
Феноксиметилпенициллин 30шт
Доксициклин 20шт
7. АНАЛЬГЕТИКИ
Анальгин 30шт +
Спазмалгон 20шт
Анальгин в ампулах (для иньекций) 4шт
Димедрол в ампулах (для иньекций) 2шт
Димедрол 1уп
8. ЖАРОПОНИЖАЮЩИЕ
Аспирин 20шт
Амидопирин 6шт
9. ГИПОТЕНЗИВНЫЕ СРЕДСТВА (снижающие АД)
Дибалоз 10шт +
Адельфан 10шт
10. ПРОИЗВОДНЫЕ НИТРАФУРАНА
Фуразолидон 30шт
Фурацилин 10шт
11. ПРОЧИЕ СРЕДСТВА
Но-шпа 1уп +
Галазолин 1уп
Атропин (шприц-тюбик) 1шт
Альбуцид 1уп +
альзам "GOLDEN STAR 1уп
Горчичники 5шт
Пластырь перцовый 2шт
12. ИНСТРУМЕНТЫ
Шприц одноразовый 2мл 3шт
Пипетка 1шт +
Ножницы 1шт +
Термометр 1шт +
13. МАЗИ И КРЕМЫ
рем после бритья с витамином "С 1уп +
рем "Малышам 2уп +
Мазь ихтиоловая 30г +
Мазь бутадионовая 10г +
Мазь гелиомициновая 10г +
Мазь гепариновая 10г +
Эфкамон 20г +
Мазь "Бом-Бенге 20г +

Суммарный вес групповой аптечки в упаковке - 3 кг.

Список личного снаряжения.

Рюкзак капроновый 1
Коврик пенополиуретановый (каремат) 1
Костюм капроновый 1
Костюм болоневый 1
Куртка теплая (синтетика, пух) 1
Безрукавка теплая (синтетика) 1
Брюки теплые (синтетика) 1
Ботинки туристские 1 п
Бахилы ходовые (с обрезиненой подошвой) 1 п
Бахилы запасные капроновые (грузовые мешки) 1 п
Подбахильники утепленные 1 п
Костюм полушерстяной 1
Свитер 1
Подшлемник 1
Маска ветрозащитная 1
Шапка теплая 1
Белье запасное 1 п
Носки х/б 3 п
Носки шерстяные 3 п
Носки сипроновые (меховые) 1 п
Рукавицы рабочие 1 п
Рукавицы сипроновые (меховые) 1 п
Рукавицы шерстяные 2 п
Перчатки 1 п
ыжи "Бескид 1 п
Лыжные палки 1 п
Троссики запасные 1 п
Очки солнцезащитные 1-2
Посуда (КЛМН) компл
Обвязка, беседка, карабин компл
арты индивидуальные с "упряжью 1
Ножовка 1
Комплект карт 1
Компас 1
Туалетный комплект 1
Спички 2-3 к
Сухое горючее 3 уп
Личные документы компл
Фототехника личная компл

Суммарный вес личного груза у одетого участника - 10-12 кг.

Выводы и рекомендации.

Палатка "Зима" использовалась с классическим внутренним слоем из тонкого воздушного капрона (от изморози). Кроме того у палатки были пришиты дополнительные петли для штормовых оттяжек (на 1/3 высоты скатов) и капроновая труба-тубус у конька внутри палатки - для гарантированного крепления центральной опоры, которую без подобной доработки палатки часто "выбивает" порывистым ветром.
12-литровые автоклавы имеют несколько избыточный объем для 8-ми человек т.к. были изготовлены нами из аллюминиевых кастрюль для одного из предыдущих походов, когда мы путешествовали более многочисленной группой. Вместе с тем значительная площадь дна и внутренний конус на одном из автоклавов заметно ускоряют процесс приготовления пищи. Для надежной установки "конусного" автоклава над примусами была изготовлена специальная подставка-таганок из дюралевого профиля с вывинчивающимися ножками. Второй автоклав устанавливался на 3-х ножках, ввинчивающихся в специальные резьбовые гнезда, приклепаные к телу автоклава.
Одометр применялся классического вида и крепился на шарнирном соединении к одним из индивидуальных нарт. При этом для удобства отсчета пройденного пути на несущей конструкции одометра была установлена переводная таблица к счетчику. Данные переводной таблицы были выверены в аналогичных лыжных маршрутах протяженностью 780 и 860 км.
Пиротехника (сигнальные ракеты, фальшфейеры, сигнальные патроны с "пускачами", дымовые гранаты) предназначались для отпугивания белых медведей. По прямому назначению на маршруте не использовались ввиду отсутствия прямых контактов группы с "хозяином Арктики".
Индивидуальные нарты были изготовлены специально для данного похода. Состояли из 2-х одинаковых дюралевых "саночек", повторяющих по форме большие санки "SALVO" и удлиненных при этом еще на 10 см. Каждая половинка собиралась на заклепках, обе половинки соединялись в единый "чемодан" с помощью разборных шарниров-штифтов, позволяющих раскрывать саночки как спереди, так и сзади. В целом саночки зарекомендовали себя самым лучшим образом т.к. им не страшны никакие перевороты и удары.
Аптечка и ремнабор использовались достаточно интенсивно. Применявшиеся на маршруте медикаменты отмечены в списке групповой аптечки знаком "+".
Остальное снаряжение было обычных традиционных конструкций, применяемых в зимних походах по полярным районам. В целом набор снаряжения полностью удовлетворил требованиям маршрута.

Питание группы.

Рацион питания.

Наименование на 1 чел. в день (г)
* Сухари 50
* Печенье 40
Крупы разные 100
Супы разные 60
Мясо сублимированное 23
* Сало 40
* Колбаса п/к 50
* Сыр 30
* Масло сливочное 60
Молоко сухое 50
Яичный порошок 6
* Сахар 115
* Конфеты разные 53
Чай 10
* Сухофрукты 30
Специи 10
Лук, чеснок 14
Сладости 10
Соль 10

Суммарный вес дневного рациона на 1 чел - 761 г.
Полный вес продуктов на группу (на 30 дней) - около 190 кг с учетом упаковки.
Калорийность - 3400 ккал.
Относительный состав белков, жиров, углеводов - 1 : 1,93 : 4,2.

Выводы и рекомендации.

При разработке рациона и режима питания было предусмотрено трехразовое горячее питание:
утром - мясная каша;
днем - суп из пакетов или самодельный (сухой) грибной или борщ;
вечером - молочная каша.
Кроме этого все участники имели сухой паек, который был ими получен дома и до выезда на маршрут самостоятельно подготовлен (расфасован) индивидуально для себя. В процессе похода за расходованием своего сухого пайка каждый участник следил самостоятельно, учитывая при этом свое самочувствие, степень усталости и т.п. Продукты, учитываемые как сухой паек, отмечены в составе рациона значком " * ".
Утренние и вечерние каши на маршруте приготовлялись из брикетов-полуфабрикатов, подготовленных до выезда на маршрут. Рецепт их следующий:

МЯСНАЯ КАША:
Тушенка говяжья - 700 г,
Масло сливочное - 120 г,
Крупа - 400 г,
Молоко сухое - 160 г,
Яичный порошок - 50 г,
Соль - 1 ст.л.
Тушенка пережаривается с маслом до полного выпаривания воды, затем перемешивается с крупой, молоком и яичным порошком, после чего подсушивается в духовке и фасуется в брикеты (пустые картонно-полиэтиленовые 1-литровые пакеты от молока).
Окончательный вес брикета в среднем около 850 г.

МОЛОЧНАЯ КАША:
Масло сливочное - 200 г,
Молоко сухое - 250 г,
Крупа - 400 г,
Сахар - 120 г,
Соль - 0,5 ст.л.
Растапливается масло, в него засыпается крупа, сахар, соль, молоко, перемешивается, брикетируется аналогично мясным кашам.

Весовые характеристики груза.

на группу на (кг) 1 чел (кг)
Продукты питания 190 24
Групповое снаряжение (в т.ч. топливо) 88 11
Личное снаряжение 96 12
ВСЕГО: 374 47

Тарифы проезда попутным авиатранспортом (Данные из Циркуляра ЦД50 от 8.04.91)

Самолет Як-40 от Диксона
Средний - 82
Челюскин - 82

Вертолет МИ-8 от Диксона
Андрея - 180
Виктории - 204
Визе - 166
Вилькицкого - 86
Голомяный - 154
Желания - 132
Известий - 102
Кренкеля - 176
Лескино - 86
М.Таймыр - 170
Нагурская - 190
Песчаный - 180
Пясина - 88
Рудольфа - 188
Рус.Гавань - 150
Стерлегова - 108
Сопкарга - 92
Солнечная - 166
Средний - 164
Усть-Тарея - 106
Ушакова - 180
Уединения - 122
Усть-Таймыр - 142
Челюскин - 164

6. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Статья расходов
на 1 чел
на группу (8 чел.)
Транспортные расходы
Самолет Свердловск-Красноярск-Диксон (тарифы до 1.04.91)
102
816
провоз багажа
49.30
394.40
Самолет Челюскин-Енисейск-Свердловск (см. пояснения в разделе 4)
75
600
Проживание
Гостиница в Диксоне
1.80
14.40
Гостиница в Енисейске
2-00
16
Питание
Питание на маршруте (с учетом накладных расходов на приобретение путевок СГКТ по уровню цен до 1.04.91)
216
1728
Питание в дороге Свердловск-Диксон
9
72
Питание в Челюские (цены после 1.04.91)
61
488
Питание в дороге Челюскин-Свердловск (уровень цен после 1.04.91)
29.20
233.60
Расходы на снаряжение
58
464
в том числе:
изготовление нарт  
300
комплектование аптечки  
40
фотоматериалы  
24
ремонтный набор  
4
комплект рукавиц  
96
Почтовые расходы
8
64
Резерв
33.70
325.60
ИТОГО:
650
5200

7. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Основным итогом данного путешествия является сам факт успешного прохождения 1000-километрового лыжного "марафона" в относительно автономных условиях. При этом следует специально отметить, что речь идет именно об относительной автономности т.к. на 36-дневный маршрут группа выходила с 30-дневным запасом продуктов и топлива (в расчете на традиционные угощения охотников и полярников и на пополнение бензина на полярной станции "Остров Русский"). Но все-таки в сравнении с группами А.Наумова и В.Шацкой наш поход значительно ближе к полной автономии, т.к. обе эти группы организовывали заброску значительной части своих продуктов и бензина на полярную станцию "Мыс Стерлегова", т.е. примерно на середину маршрута.
Интересно, что разница в нагрузках при начале 30-дневного или 25-дневного маршрута оказалась значительно существеннее, чем ожидалось. Например, в своих автономных 25-дневных походах (1989г.- Полярный Урал, Ямал; 1990г. - Полярный Урал, Вайгач) мы выходили на стабильную "крейсерскую" скорость более 30 км в день уже на 3-4 день похода. А вот при старте с 30-дневным запасом автономности период "втягивания" оказался значительно длиннее, что видимо, связано как с повышенным стартовым весом груза, так и с общей усталостью, накапливающейся при транспортировке этого груза.
Прохождение 1000-километрового маршрута является, в основном, спортивным достижением. Что касается его эмоциональной стороны, то в сравнении с маршрутами групп А.Наумова и В.Шацкой, наш вариант существенно интересней за счет островных и морских участков. Однако наши походы 1989 и 1990 годов все-таки отличаются еще большим разнообразием, и при соответствующем увеличении протяженности (на 140-220 км) могут быть превращены в еще более интересные 1000-километровые маршруты. Что же касается автономности подобных путешествий, то сам факт прохождения 1000-километрового "марафона" уже является заметным спортивным достижением и стремиться к его полной автономности, видимо, просто нецелесообразно. Поэтому организация забросок или пополнение на маршруте запасов продуктов и топлива каким-либо другим способом, на наш взгляд, вполне оправданы.
Что касается общественно-полезной деятельности, то каких-либо заданий от сторонних организаций группа на маршруте не выполняла. В этом плане интересен сам факт совершения путешествия в районе арктического побережья и акватории Северного Ледовитого океана. Ведь не смотря на то, что организация таких походов в последнее время заметно упростилась, подобные путешествия совершают в стране буквально считанные группы за сезон. Можно надеяться, что настоящий отчет послужит делу популяризации арктического туризма в Свердловске и области. При этом хотелось бы отметить, что суммарная протяженность "сухопутных" участков составила 122 км (около 12 % маршрута), а суммарная протяженность участков туристского первопрохождения - 556 км (около 56 % маршрута). К таким участкам первопрохождения относится Пясинский залив, центральная часть шхер Минина, острова архипелага Норденшельда и восточная часть Карского моря от острова Русского до островов Гейберга и мыса Лены на побережье Таймыра. Возможно, данный отчет будет интересен и туристским группам других городов. При необходимости приобретения частичной или полной копии текста отчета желающие могут обращаться к руководителю. Для туристов, интересующихся Крайним Севером, полезно знать, что уже с 1991 года погранзона снята со всего материкового побережья Северного Ледовитого океана. Правда эта информация может быть не совсем точная, т.к. получена нами из частных бесед с пограничниками в Диксоне, бухте Эклипс и Челюскине. Но, видимо, если где-то погранзона еще и существует, то для ее посещения будет вполне достаточно обычного "милицейского" пропуска, а разрешение ГУ ПВ КГБ СССР теперь не требуется. Ну а что касается походов по акватории Северного Ледовитого океана, то здесь все порядки остались без изменений и туристам необходимо иметь разрешение Генштаба ВС СССР.
При разработке маршрутов в данном районе туристам полезно учитывать принципиальную возможность использования авиатранспорта для заброски на какую-либо из действующих полярных станций или соответствующего аварийного вылета с маршрута. Естественно, все сказанное выполнимо при наличии попутного "борта" и свободных мест в нем. Кроме того следует отметить, что местные пилоты теперь обязаны брать попутных пассажиров только при условии оплаты проезда за наличный или безналичный расчет. Новые тарифы проезда приведены в разделе 7.5. С любой полярной станции за наличный расчет можно подать телеграммы о прохождении маршрута.
На подобном маршруте необходимо быть готовым к тому, что значительную часть пути придется проходить при ограниченной видимости, что предъявляет достаточно высокие требования как к общей подготовке группы, так и к качеству картографического материала. В распоряжении группы были традиционные карты /2,7,9/ масштаба М1:1 000 000, которые по ряду причин не могли быть приведены в настоящем отчете. Необходимо обязательно помнить и о сложном характере магнитного склонения в районе похода. Мы пользовались как данными с упомянутых выше карт "миллионок", так и более точными значениями с полетной карты /1/ масштаба М1:2 000 000. Кроме того до маршрута была изготовлена солнечная таблица, позволяющая в любое время суток достаточно точно определять истинный азимут солнца и соответственно пользоваться им в процессе движения. Данная таблица (см. раздел 7.6.) была распечатана на обратной стороне листов рабочего экземпляра карт, что очень удобно для ее использования на маршруте. Данного набора материалов нам было вполне достаточно как для движения в непогоду, так и для учета воз- можных накапливающихся ошибок в определении местонахождения группы при длительном движении в условиях ограниченной видимости.

8. Список литературы.

Географическая литература.

1."Амдерма, Диксон, М.Челюскин, Норильск" (Полимаршрутная полетная карта М1:2000 000, лист А'-IУ-УIII)

2."Берег Харитона Лаптева" (Карта М1:1000 000, лист S-45,46) ГУГиК 1956г.

3. Большая Советская Энциклопедия (3-е издание) т.18,25.

4. Волков Б. "Марафон по Таймыру" Турист № 3 1978г.

5. Волков Б. "Тысяча километров по Таймырскому побережью" альманах "Ветер Странствий" " 13 М. изд. Ф и С 1978г.

6. Гвоздецкий Н.А, Голубчиков Ю.Н. "Горы" М.Мысль 1989г.

7. "Диксон" (Карта М1:1000 000, лист S-43,44) ГУГиК 1987г.

8. Долгушин Л.Д, Осипова Г.Б. "Ледники" М.Мысль 1989г.

9. "Челюскин" (Карта М1:1000 000, лист Т-45,46,47,48) ГУГиК 1959г.

10. Шацкая В. "В группе только женщины" альманах "Ветер Странствий" № 17 М. изд. Ф и С 1982г.

Рекомендуемый список исторической литературы.

11.Арикайнен А.И. "Транспортная артерия Советской Арктики" М. Наука 1984г.

12.Бадигин К.С. "На морских дорогах" М. Политиздат 1980г.

13.Белов М.И. "По следам полярных экспедиций" Л. Гидрометеоиздат 1977г.

14."История открытия и освоения Северного морского пути" т.3 (Советские арктические плавания 1917-1932 гг.) Л. Морской транспорт 1959г.

15.Козлов И.А. Шломин В.С. "Краснознаменный Северный флот" М. Воениздат 1983г.

16.Магидович И.П, Магидович В.И. "Очерки по истории географических открытий" т.2,3,4 М. Просвещение 1983г.

17.Омельчук А.К. "Зов Арктики" Свердловск. Средне-Уральское кн.изд. 1980г.

18.Пузырев В.П. "Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне" М. Воениздат 1981г.

19.Реданский В.Г. "Курсами полярных мореходов" Мурманское кн.изд. 1982г.

20.Шпаро Д.И, Шумилов А.В. "Три загадки Арктики" М. Мысль 1982г.

21.Эдлинский С.Ф. "Северный транпортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941 - 1945 г.г." М. Морской транспорт 1963г.


 
 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную