на главную
На главную
 походы отчёты документы 
 
 

СЕВЕРНАЯ ШВЕЦИЯ.

ОТЧЁТ

о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута 3 категории сложности по Швеции, Скандинавские горы
совершенный группой туристов горного клуба МГУ в период с 22 февраля по 5 марта 2015 года

.

Маршрутная книжка № 11/2-301
Руководитель группы Акимов А.Н.
Москва.
телефон +79152152714
e-mail: totooscha@yandex.ru

Оглавление

  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  5. Изменения маршрута и их причины.
  6. График движения.
  7. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  8. Дополнительные сведения о походе.
  9. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
  10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
  11. Литература

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Горный клуб МГУ.

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Северная Швеция, Скандинавские горы, национальный парк Сарек.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

третья

209 км в зачёт
(всего 226 км)

12 дней

с 22.02.15 по 5.03.15

1.4. Подробная нитка маршрута.

пос.Виетасбюггет - пер.н/к - оз.Риссанкуре - р.Слуйккайокко - оз. Лиечитъяуре – оз. Пиерикъякуре - пер. с лед. Алеп-Пастаекна вост. вер. Мидчи-Скорки(1Б) - р. Сарвесйокко - пер. Аккаекна (1А) - пер. Руотес (1А) - р. Ниакйокоч - в. Стуртоппен (2015 м, 1Б рад.) - оз. Кассаяуре – оз. Нуортап – пер.н/к- пос. Виетасбюггет.

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

КС

Характеристика препятствия
(характер, высота, новизна, наименование, и т.д.)

Путь прохождения
(для локальных препятствий)

перевал

пер. с лед. Алеп-Пастаекна вост. вер. Мидчи-Скорки, 1475м.
Группа Бекетова ходила перевал на подъем из долины Паставагге, на спуске с ледника уходила траверсом на ледник Ален-Вассьяекна. Мы прошли его полностью, на спуск по леднику в долину реки Рапаэтно.

из долины Паставагге в долину реки Рапаэтно.
юг - север.

перевал

пер. Аккаекна, 1429м.
Без описания (п/п).

река Сарвесйокко – река Колмейокко.
юг – север.

перевал

пер. Руотес, 1504м.

ледник Шельмаекна- ледник Орьеп-Руотесъекна
юг - север

вершина

Стуртоппен, 2015 м.

с озера Вартояуре
юг-запад

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

Ф.И.О.

Г.Р.

Тур.опыт

Обязанности

Адрес

Фото

1

Акимов
Антон
Николаевич

1981

2х6ЛУ (Вайгач, Кодар), 1ЛР

Руководитель

Москва

2

Петров
Алексей
Алексеевич

1984

6ЛУ (Вайгач), 2х5ЛУ (Ямал, вост. Саяны), 1ЛР

Медик

Долгопрудный

3

Лобастов
Сергей
Александрович

1984

2х6ЛУ (Вайгач, Кодар), 5ЛУ (Ямал)

Рем.мастер

Москва

4

Козинов
Сергей
Витальевич

1982

1ЛУ, 3ГУ

Штурман

Днепропетровск

5

Хабров
Владимир
Викторович

1987

2ЛУ

Снаряженец

Москва

6

Синица
Арсений
Львович

1984

2ЛУ

Завхоз

Москва

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Руководитель похода.
Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/

1.9. Поход рассмотрен МКК МГУ (шифр МКК 177-11-344400000).

2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.

После похода в Забайкалье хотелось сходить в северные горы, при этом в какой-нибудь новый для нас район. Так как многие из нас уже были в Хибинах и на Полярном Урале, то выбор пал на горы Швеции.

В спортивные лыжные походы до нас в горы Швеции ходили не очень много групп.

Национальный парк Сарек:
Группа Бекетова  - национальный парк Сарек, 5кс, 2013 год
Группа Бахвалова  - (связка н.п. Сарек – массив Кебнекайсе), 5кс, 2012 год.
Группа Касперского, 2кс, 2009 год

Массив Кебнекайсе:
Группа Бекетова, 4кс. – 2009 год
Группа Бахвалова  - (связка н.п. Сарек – массив Кебнекайсе), 5кс, 2012 год
Группа Машникова, 4 кс, 2014 год
Андрей Селиховкин, 1 кс, 2011 год

Мы выбрали район национального парка Сарек. С маршрутом группы Бахвалова наш маршрут не пересекался. С маршрутом группы Бекетова частично пересекался. По своему походу Бекетов отчета не написал, имеются только фотографии. Из нового по сравнению с походом Бекетова мы прошли перевал Аккаекна, и прошли полностью на проход перевал с ледника Алеп-Пастаекна восточнее вершины Мидчи-Скорки. С маршрутом группы Guillaume Kasperski пересекался только прохождением перевала Руотес. В целом по маршруту пройдено около 50% по известному пути и соответственно 50% – первопрохождение.

В результате нашего похода мы составили описания препятствий, пройденных до нас группой Бекетова, но не описанных, а так же добавили к ним описание двух новых перевалов.
На стадии подготовки похода, составили по отчетам перечень перевалов и вершин национального парка Сарек, пройденных до нас разными группами, куда потом внесли пройденные нами перевалы. Попытаясь систематизировать информацию по району.


Треки походов пройденных в районе нац. парка Сарек.

3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

3.1.  Визы.

Визу мы решили делать финскую, ее гораздо проще и быстрее получить. Один участник подавал документы в финское посольство, остальные в финский визовый центр.
Для подачи документов на визы делали бронь в гостиницах Финляндии на весь срок похода, после получения виз, бронь сняли без потери денег. Стоит обращать внимание во время бронирования, чтобы отмена брони была бесплатная, поскольку иногда это платно.
Страховку для получения виз оформляли обычную, без дополнительных факторов риска. Страховку можно оформить даже через Интернет, но необходимо проверить на сайте визового центра, имеется ли у страховой компании аккредитация в финском посльстве.
На подачу документов ушло полчаса. На изготовление самих виз ушло три рабочих дня.
На границе с Финляндией оформляли «Green card» на машину и прицеп. С ее оформлением проблем нет – на подъездах к границе огромное количество мест, где можно ее оформить. Цена фиксированная.  Стоит только обратить внимание, что не все места, где можно оформить работают 24 часа.

3.2 Дорога туда и обратно.

К началу маршрута можно добраться двумя способами:
1.Общественным транспортом. Самолетом до Стокгольма (билет стоит от 3800 рублей), далее либо поездом, либо самолетом до Gällivare, дальше на такси или рейсовом автобусе до национального парка. Автобусы начинают ходить после 2 марта.
2. На машине по территории Финляндии и Швеции.
Мы выбрали второй вариант, т.к. он намного дешевле. Рассматривался вариант обратно поплыть из Стокгольма на пароме в Хельсинки или Таллинн, чтобы посмотреть всю Швецию, но из-за сильно выросшего курса евро от этой идеи пришлось отказаться.
При пересечении финской границы спрашивают: паспорт с визой, техпаспорт на машину и «Green card». Важно помнить, что во всех легковых автомобилях в период с начала декабря по конец февраля должны использоваться зимние шины. Пользование зимними покрышками в другие времена добровольно. Шины с шипованной резиной могут использоваться только в период с начала ноября до понедельника, следующего через неделю после пасхального понедельника (середина-конец апреля). Они могут быть использованы в другое время года только в том случае, если это предусмотрено погодно-климатическими условиями (например, в случае поездки на север). Можно провозить продукты на сумму 300 евро, не более 10 литров бензина. В отношении особых условий провоза вещей действуют правила, узнать которые можно на сайтах, а также непосредственно в посольстве или визовом центре. Они отвечают достаточно оперативно.
Дороги в Финляндии неширокие, но пробок или колонны «фур» нет, так как много параллельных равноценных дорог. Всего здесь несколько тысяч автомобильных дорог общей протяженностью почти 80 000 километров. Все финские дороги бесплатны. Скоростные магистрали позволяют передвигаться со скоростью 100-120 км/ч. На остальных дорогах скорость 80 км/ч, в пределах населенных пунктов 50 км/ч. На дорогах много камер, фиксирующих нарушения ПДД, но перед ними стоят предупреждающие знаки.
Приблизительно то же можно сказать и о дорогах Швеции, но есть и небольшие отличия. Плотность дорожной сети в северной части страны меньше. Попадаются дороги не совсем качественные.
В Финляндии действует право равного доступа. Вставать на сутки можно где угодно. Нельзя располагаться вблизи жилых домов на расстоянии нескольких сот метров, обработанных сельскохозяйственных угодий, огороженных или маркированных территорий. Съезжать с дороги нельзя. Существует сеть оборудованных бесплатных мест для ночевок и отдыха. В Швеции тоже разрешена ночевка в палатке: рядом с трассами есть площадки для отдыха, на них можно ночевать в палатке.
Весьма удобным является использование Финской торговой сети ABC. На каждой станции (работающей с 6:.00 до 24:00) есть магазин самообслуживания, кафе, туалет, бензоколонка.

3.2 Полезная информация.

Праздничные дни. В Швеции празднуют Новый год, День трех королей, Страстную пятницу, Пасху, Вознесение, Троицу, День Независимости (6-е июня), праздник летнего солнцестояния (в ближайшие выходные дни до или после 24 июня), праздник Всех святых и Рождество.
Время отстает от московского на 2 часа. Время по Гринвичскому меридиану + 1 час. Летнее время - с конца марта по конец октября.
Обмен валюты. Выгоднее всего производить обмен в России или брать с собой кредитные карты. Банки открыты в рабочие дни с 9:30 до 15:00, по четвергам с 16:00 до 18:00. Почта, где также можно обменять валюту, работает пн – пт 9:00-18:00, сб 10:00-13:00.
Магазины. Нормальные часы работы магазинов с 10:00 до 18:00 в будни и с 10:00 до 15:00 по субботам. Многие открыты также и в воскресенье. Все налоги всегда включены в цену.
Активный отдых. Шведский союз туристов (STF) располагает хорошо оснащенными турбазами, кемпингами для водного и горного туризма, расположенными по всей Швеции. STF – старая некоммерческая организация, которая строит и обслуживает хижины, и приюты для туристов по всей Швеции. Во всех домиках поддерживается чистота. Запас дров имеется даже в домах без смотрителей. Однако, вне сезона они закрыты, что ведет к определенным неудобствам.
Время сезона можно посмотреть на сайте STF (http://www.svenskaturistforeningen.se/en/).
Спасательная служба работает отдельно, сама по себе, и не относится ни к STF, ни к полиции. Все сообщения о ЧП отправляются в полицию, далее она передает информацию в необходимую службу.
Телефоны для оперативной связи. Международный телефонный код Швеции - 46.
Посольство России в Швеции - Стокгольм, Gjorwellsgt 31. Телефон: (46-8)13-04-40.
Консульство в Гётеборге – St.Sigfridsgatan, l. Телефон: (46 31) 40-80-84.
Пожарные, полиция или скорая помощь – 112.
Денежная единица – шведская крона (skr или SEK). Ввоз иностранной и национальной валюты неограничен. Вывоз национальной валюты ограничен (6000 SEK).

3.3 Мобильная связь.

Мобильная связь GSM прекрасно работает в городе Gällivare, на подъездах к горам, по всей дороге на Ritsem. Больше в горах связи нигде нет.

4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Заявленный и согласованный с МКК основной вариант маршрута выглядел так: пос.Виетасбюггет – пер.н/к – оз.Риссанкуре – р.Слуйккайокко – оз. Лиечитъяуре – дол.Куккевагге – пер. с лед. Орьеп-Сарекъекна на лед. Чогнорисъекна(1А) – р.Рапайокко – пер. с лед. Алеп-Пастаекна вост. вер. Мидчи-Скорки(1А) – р. Рапаэтно – в. Потечокко (2005 м, 1Б рад) – пер. вост. вершины Луллихачокко (1А) – р. Сарвесйокко – пер. Аккаекна (1А) – пер. Руотес (1А) – р. Ниакйокоч – в. Стуртоппен (2015 м, 1Б рад.) – оз. Кассаяуре – пер.н/к – оз. Нуортап – пос. Виетасбюггет

5. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден с использованием запасных вариантов.

Заявленный и согласованный с МКК основной вариант маршрута выглядел так: пос.Виетасбюггет – пер.н/к – оз.Риссанкуре – р.Слуйккайокко – оз. Лиечитъяуре – дол.Куккевагге – пер. с лед. Орьеп-Сарекъекна на лед. Чогнорисъекна(1А) – р.Рапайокко – пер. с лед. Алеп-Пастаекна вост. вер. Мидчи-Скорки(1А) – р. Рапаэтно – в. Потечокко (2005 м, 1Б рад) – пер. вост. вершины Луллихачокко (1А) – р. Сарвесйокко – пер. Аккаекна (1А) – пер. Руотес (1А) – р. Ниакйокоч – в. Стуртоппен (2015 м, 1Б рад.) – оз. Кассаяуре – пер.н/к – оз. Нуортап – пос. Виетасбюггет
Изменения нитки маршрута:
1.Пер. с лед. Орьеп-Сарекъекна на лед. Чогнорисъекна(1А) обошли по озеру Пиерикъякуре.
Причины: Накануне вечером началась пурга, выпало большое количество снега, как следствие возросла лавинная опасность перевала.
2.Не пошли кольцо р. Рапаэтно – в. Потечокко (2005 м, 1Б рад) – пер. вост. вершины Луллихачокко (1А) – р. Сарвесйокко, а по р. Рапаэтно сразу по долине пошли р. Сарвесйокко.
Причины: При подъеме по каньону реки Котокйокко началась непогода, сильный ветер и снегопад. Приняли решение, что в такую погоду вылезать наверх из долины реки опасно. Перевал вост. вершины Луллихачокко (1А) по карте нарисован в узком кулуаре. Было опасение, что после снегопада он будет лавиноопасным. Обойти его можно только по реке Рапаэтно, то есть  полностью пойти назад. Решили не рисковать, и не тратить время в случае если он окажется лавиноопасным, а сразу пойти на следующий перевал.

6. График движения.

Дата

Дни пути

Участок маршрута

км

ЧХВ

Перепад высот, м

Характер пути и локальное препятствие

Метеоусловия

22.02

1

п.Виетасбюггет –
пер н/к – озеро Риссакуре

13,5

5,5 ч

+514
-269

По озеру - лед, покрытый снежным настом. При подъеме на пер. в зоне леса тропежка 10-15 см. Выше зоны леса – жесткий наст. На спуске в зоне леса местами тропежка 10-15 см.

-50, ясно
4м/с, после выхода в безлесную зону 11м/с

23.02

2

озеро Риссакуре -озеро Лиечитъяуре

19,8

6 ч

+346
-183

Снежный наст

-50, ясно, во второй половине дня видим. упала до 10 м, ветер 12-14м/с, снег, пурга.

24.02

3

Озеро Лиечитъяуре – подход под лед. Алеп-Пастаекна

17,5

5,5 ч

+194
-66

Снежный наст, местами открытый лед. При подъеме к лед. Алеп- Пастаекна тропежка 15см

-30, перем. облачн., 3м/с

25.02

4

пер. с лед. Алеп-Пастаекна вост. вер. Мидчи-Скорки, 1Б

14,3

7 ч

+622
-952

До ледника Алеп- Пастаекна тропежка 30см, подъем на перевал снежный наст, спуск по леднику «пухлый» снег, далее спуск по склону на «три такта»

-50, перемен. облачн., при подъеме на перевал ветер 14м/с, видим. 0.

26.02

5

Река Рапаэтно – река Котокйокко

12,5

6 ч

+191
-103

По реке Рапаэтно тропежка 20см, по реке Котокйкко тропежка 30см

00, облачно

27.02

6

Река Котокйокко-
река Рапаэтно

6,5 (18)

7 ч

+133
-204

Тропежка 30 см, последних два перехода твердый снежный наст

00, облачно, метель с мокрым снегом

28.02

7

Приют Сьельмакиедда – подход под ледник Аккаекна

17

7 ч

+453
-109

По р. Рапаэтно наст, по р. Сарвесйокко тропежка 5-10см, при подъеме к леднику Аккаекна наст

-20, облачно

01.03

8

Перевал Аккаекна, 1А

15,7

6 ч

+604
-723

Снежный наст

-40, 10-12 м/с, во второй половине дня 00, 15-20м/с, мокрая пурга.

02.03

9

Перевал Руотес, 1А

23,5

7 ч

+867
-875

Снежный наст

00, 10-14 м/с, перемен. облач, местами видимость 0м.

03.03

10

Река Ниакйкоч – озеро Вартояуре – вершина Стуртоппен, рад, 1Б

20,7 (25,7)

8 ч

+1350
-1273

Снежный нас, по озеру Вартояуре тропежка 5-10см, при подъеме на вершину снежный наст, лыжи, кошки.

-100, 5м/с, перемен. облачн.

04.03

11

Озеро Вартояуре – озеро Вуоскельяуре.

27,3

8 ч

+181
-146

Снежный наст

-100, 5м/с, ясно

05.03

12

Озеро Вуоскельяуре - п.Виетасбюггет

21,5

6 ч

+141
-695

Снежный наст, дорога

-100, 5м/с, ясно

Высотный график маршрута.

7. Техническое описание прохождения группой маршрута.
Время везде указано московское.

20-21 февраля.

В 3 часа ночи выезжаем из Москвы на машине. В 15:00 доезжаем до Питера, на выезде из города на выборгское шоссе докупаем продукты, заливаем бензин в канистру. Перед границей заливаем полный бак бензина в машину и оформляем «Green card» на машину и прицеп. На границе оказываемся около 18:00, пересечение обоих границ заняло около часа.


Путь по территории Финляндии и Швеции.

На трассах в Финляндии и Швеции достаточно много мест обозначенных знаком «Р», в которых можно остановиться на машине. В одном из таких мест ночью останавливаемся, и спим в машине около 6 часов.
На следующий день пересекаем границу Финляндии со Швецией, а потом –  полярный круг.

Около 21:30 (по Москве) на повороте на станцию Сальтолуокта забираем 6 участника, который добрался туда своим ходом из Германии. В 22:00 доезжаем до поселка Виетасбюггет. Дорога из Москвы заняла 43 часа.
Отъезжаем от Виетаса пару километров по дороге, идущей вдоль речки Виетасетно, ставим платку и ночуем.

1 день – 22 февраля. п.Виетасбюггет – пер н/к – озеро Риссакуре.

Утром упаковываем санки и рюкзаки, доезжаем назад до поселка Виетасбюггет и оставляем в нем на стоянке машину. На маршрут выходим достаточно поздно в 11 часов. У моста спускаемся на лед, покрытый снежным настом, и начинаем движение по озеру. За 1 часа пересекаем озеро, и выходи на другой берег рядом с хижиной Шефальсстуган.

Движение за день.

Начало маршрута.

Движение по озеру.

Проходим 30 минут по лесу, после чего начинаем по борту оврага набирать высоту, проходим еще 30 минут, понимаем, что будет проще спуститься и пойти по дну. Спустившись, решили сделать чай, и пообедать. После обеда еще за 30 минут, преодолев основную часть подъема, выходим из зоны леса.

Выход из зоны леса

Наверху ветер усиливается, начинает дуть около 8 м/с, с порывами до 12м/с. За 1 час  выходим на перевал.

Начинаем спуск, за одну 45 минутную ходку доходим до зоны леса. Еще за одну ходку выходим к хижине на озере Риссакуре. Хижина оказывается закрытой на замок, т.к. еще не начался сезон. Ставим рядом с ней палатку и ночуем. На стоянку встали в 18:00.

Ночуем рядом с домиком.

За день прошли 13,5 км, набрали 514., сбросили 269м.

2 день – 23 февраля. Озеро Риссакуре – Озеро Лиечитъяуре.

Движение за день.

Вышли в 9:00. За 45 минут по снежному насту пересекаем озеро.
Преодолев небольшой подъем, выходим из зоны. Дальше движемся по твердому снежному насту, с плавным набором высоты, и локальными ее сбросами. Через 45 минут после подъема с озера доходим до домика, он так же закрыт на замок.
Для ориентирования очень удобно использовать деревянные вешки, обозначающие границу национального парка.
Пройдя от выхода из лагеря 5 ходок по 45 минут обедаем перекусом и чаем из термосов.
После обеда погода начинает портиться, усиливается ветер, падает видимость, идет снег. Последний переход идем при ветре 12 м/с и видимости не более 10 метров. На стоянку встали в 17:00, пройдя после обеда еще 3 перехода по 45 минут. Ставим снежную стенку.
За день прошли 19,8 км, набрали 346м., сбросили 183м.

Движение по озеру.

Вышли в 9:00. За 45 минут по снежному насту пересекаем озеро.
Преодолев небольшой подъем, выходим из зоны. Дальше движемся по твердому снежному насту, с плавным набором высоты, и локальными ее сбросами. Через 45 минут после подъема с озера доходим до домика, он так же закрыт на замок.
Для ориентирования очень удобно использовать деревянные вешки, обозначающие границу национального парка.
Пройдя от выхода из лагеря 5 ходок по 45 минут обедаем перекусом и чаем из термосов.
После обеда погода начинает портиться, усиливается ветер, падает видимость, идет снег. Последний переход идем при ветре 12 м/с и видимости не более 10 метров. На стоянку на озере Лиечитъяуре встали в 17:00, пройдя после обеда еще 3 перехода по 45 минут. Ставим снежную стенку.
За день прошли 19,8 км, набрали 346м., сбросили 183м.

Закрытый домик.

Видны вешки, по которым удобно ориентироваться.

Движемся по долине Слукайокко.

После обеда погода начинает портиться.

3 день – 24 февраля. Озеро Лиечитъяуре – подход под лед. Алеп-Пастаекна.

Движение за день.

Всю ночь была пурга, выпало большое количество снега. Решив, что перевал с лед. Орьеп-Сарекъекна на лед. Чогнорисъекна, который мы должны были идти в этот день, после снегопада может быть лавиноопасным, приняли решение обойти его по озерам.
Вышли из лагеря в 9:30. Движемся по системе озер, без набора высоты, в основном по снежному насту, местами встречаются продолжительные куски открытого льда. Через четыре перехода ставим палатку и варим горячий обед.
После обед проходим еще один переход по озеру, После чего начинаем подъем к леднику Алеп-Пастаекна. Начинается тропежка до 15 см, проходим еще два перехода и встаем лагерем и ставим стенку.
За день прошли 17,5 км, набрали 194м., сбросили 66м.

Движение по озерам.

Движение по озерам.

Движение по озерам.

Движение по озерам.

4 день – 25 февраля. Пер. с лед. Алеп-Пастаекна вост. вер. Мидчи-Скорки, 1475м, 1Б.

Движение за день.

Вышли из лагеря в 9:00. Поднимаемся к леднику Алеп-Пастаекна, тропежка до 30 см. За 1,5 часа подходим к леднику. Оценить лавинопасность подъема по центру ледника у нас не получается, так как из-за солнца и падающих теней, склон сливается с остальным рельефом, не понятен ни угол наклона, ни его характер. Поэтому решаем начать подъем, траверсируя правый по ходу движения склон, этот путь нам кажется самым безопасным. Начинаем двигаться траверсом по склону, покрытому твердым настом. За один 45 минутный переход, подходим к крутой части ледника. Оптические эффекты больше не мешают оценить путь подъема. Склон по центру ледника зафирнованный и не лавиноопасный. Траверсом выходим на центр ледника, и продолжаем подъем по центру.
Во время подъема погода портится, начинается ветер в лицо 14м/с, а видимость падает до нуля. Продолжаем движение плотной группой. Подъем трудностей не представляет, угол наклона позволяет двигаться в лыжах. В 14:00 поднимаемся на перевал. Подъем от выхода на ледник до седловины занял 2,5 часа. Когда вышли на седловину ветер стих, и появилась видимость.

Подход к перевалу.

Думаем над путем подъема.

Вид на перевал с лед. Алеп-Пастаекна.

Траверсируем правый по ходу движения склон.

Выход с траверса склона на ледник.

Выход с траверса склона на ледник.

На перевале.

На перевале.

Начинаем спуск с перевала в 14:30. За 30 минут по «пухлому» снегу скатываемся до конца ледника и оказываемся перед крутым склоном, ведущим в долину реки Рапаэтно. Траверсируем склон, обходя лавиноопасный кулуар. На траверсе фирн, камни, местами лед. Пройдя дальше кулуара, начинаем спуск в долину. Крутизна склона не позволяет двигаться на лыжах. Снимаем лыжи и спускаемся вниз на «три такта», с соблюдением мер безопасности. Спуск с перевала занял 3 часа. Встаем лагерем 17:30 в «лесу», в котором можно даже разжечь костер.
Костя Бекетов проходя этот перевал, не спускался ниже ледника, а с ледника уходил траверсом на ледник Алеп-Вассьяекна. Оценивал перевал как 1А. Пройдя перевал полностью из долины в долину, оценили его как 1Б.
За день прошли 14,3 км, набрали 622м., сбросили 952м.

Спуск по леднику на лыжах.

Вид на долину реки Рапаэтно.

Траверсируем склон.

Спуск на «три такта».

Путь спуска с перевала.

5 день – 26 февраля. Река Рапаэтно – река Котокйокко.

Движение за день.

Выходим из лагеря в 9:40. Тепло, 00. Движемся вниз по течению реки Рапаэтно. Тропежка 20 см, местами встречаются участки открытой воды. За 4 перехода доходим до впадения в реку Рапаэтно реки Котокйокко. У места впадения обедаем.
После обеда начинаем движение вверх по течению реки Котокйокко. Тропежка становится глубже, 30 см. Много открытых участков воды и нагромождения камней, которые приходится обходить. Река протекает в каньоне, через 1 км после начала движение, стенки каньона сужаются, еще через 500 метров упираемся в водопад. Возвращаемся назад на 500 метров и вылезаем наверх, на левый борт каньона по ходу движения, продолжаем движение по верху. Намучившись в каньоне и продвинувшись по реке за 3 часа всего на 1,5 км, в 17:00 встаем лагерем.
Рекомендация: при движение по реке Котокйокко, лучше сразу выходить наверх у места впадения в реку Рапаэтно на левый по ходу движения склон, и идти по верху.
За день прошли 12,5 км, набрали 191м., сбросили 103м.

Движение по реке Рапаэтно.

Движение по реке Рапаэтно.

Движение по реке Котокйокко.

Каньон на реке Котокйокко.

Вылезаем на верх из каньона реки Котокйокко.

6 день – 27 февраля. Река Котокйокко – река Рапаэтно.

Всю ночь шла мокрая пурга, за ночь выпало большое количество снега. Ночью вылезали чистить палатку от снега. Утром погода не улучшается, продолжает дуть ветер, идет снег. По плану мы должны идти кольцо в. Потечокко (2005 м, 1Б рад) – пер. вост. вершины Луллихачокко (1А) – р. Сарвесйокко. Перевал вост. вершины Луллихачокко по карте нарисован в узком кулуаре. Есть опасение, что после снегопада он будет лавиноопасным. Обойти его можно только по реке Рапаэтно, то есть  полностью пойти назад. Решаем не рисковать, и не тратить время, в случае если он окажется лавиноопасным, а сразу пойти на следующий перевал.
Вышли из лагеря в 9:00. Метель, 00. За 1 час выходим на реку Рапаэтно. Вчерашних ошибок не повторяем, идет по верху, на реку Котоккйокко спускаемся только перед самым падением в Рапаэтно.
Нашу вчерашнею лыжню на реке Рапаэтно замело, найти ее не получается. Тропежка 30см, погода не улучшается, метель с мокрым снегом. Пройдя четыре перехода, подходим к месту нашего прошлого лагеря. После обеда продолжаем движение верх по течению реки Рапаэтно. Через 1 переход, по левому (по ходу движения) берегу заканчивается зона леса, долина реки становится более продуваемой, появляется снежный наст. Еще за два перехода доходим до домика Сьельмакиедда. Домик закрыт на замок, пока еще не сезон и все приюты закрыты. Сняв с окна металлические ставни, обнаруживаем, что стекло в раме закреплено гвоздями снаружи, вынимаем гвозди и стекло. Ночуем в домике.
За день прошли 18 км (в зачет 6,5 км), набрали 133м., сбросили 204м.

Движение по реке Рапаэтно.

Движение по реке Рапаэтно.

Приют Сьельмакиедда.



В журнале первая запись датирована 1985 годом.



В журнале в основном все записи летние, но есть и зимние. 

7 день – 28 февраля. Приют Сьельмакиедда – подход под ледник Аккаекна.

Закрываем приют, вставив назад стекло и ставню, выходим в 10:00. За один переход по снежному насту доходим до впадения в реку Рапаэтно реки Сарвесйокко. Дальнейшее движение по реке  Сарвесйокко, тропежка 5-10см. За три перехода доходим до впадения реки Скайтейокоч возле горы Нойте. Обедаем.
После обеда за 30 минут по реке Сарвесйокко доходим до начало подъема к леднику Аккаекна. Подъем, начинаем, не доходя до ручья, стекающего с ледника, что бы опять не попасть в каньон, наличие которого просматривается. Идем один переход по склону вверх, покрытому твердым настом. Дальше один переход  траверс склона вдоль каньона ручья. Еще один переход плавного подъема по долине ручья. В 18:00 встаем лагерем.
За день прошли 17км, набрали 453м., сбросили 109м.

Движение за день.

Движение по реке Сарвесйокко.

Движение по реке Сарвесйокко.

Достаем воду на обеде на реке Сарвесйокко.

Траверсируем склон выше каньона на подходах к леднику Аккаекна.

8 день – 1 марта. Перевал Аккаекна, 1429м, 1А.

Движение за день.

Вышли в 8:30. Ветер 10-12 м/с, -40, твердый снежный наст. За 30 минут, плавно набирая высоту, выходим на ледник. За 2,5 часа, двигаясь по леднику на лыжах, выходим на седловину. Подъем на перевал сложности не представляет, пологий ледник с локальными крутыми ступенями. На перевале в 11:25. 
В 11:40 начинаем спуск с перевала. На спуске ветер усиливается до 15-20 м/с, видимость падает до 10 метров, рельефа не видно. На спуске постоянно останавливаемся, и ждем, когда раздует, что бы просмотреть спуск. Нас смущают часто нарисованные горизонтали на карте, опасаемся, что там может быть сброс. В реальности оказывается, что ледник достаточно пологий, и мы спокойно съезжаем с него на лыжах. Спуск с перевала до конца ледника занял 1 час. В конце ледника обедаем. Еще за 1 час спускаемся в долину реки Калмейокко.
Перевал определили как 1А.
В месте впадения речки Алмейокко (по которой мы спускались) в речку Калмейокко стоят два балка оленеводов. Один балок оказался закрытым на замок, второй открыт, но занесен снегом. Откапываем его от снега, и ночуем в нем. Дровяной печки в нем нет, шведские оленеводы пользуются печкой, работающей от газовых баллонов. На улице мокрая пурга, идет снег, ветер 20 м/с. В домике без печки, все равно лучше, чем в палатке.
За день прошли 15,7 км, набрали 604м., сбросили 723м.

Подъем по леднику Аккаекна.

Подъем по леднику Аккаекна.

На перевале.

На перевале.

Спуск с перевала.

Лед в конце ледника.

Спуск по реке Калмейокко.

Балки оленеводов.

9 день – 2 марта. Перевал Руотес, 1504м, 1А.

Перемещение за день.

Вышли в 8:20, 00, ветер 14м/с. По снежному насту за 20 минут подошли к подъему на перевал. Подъем начали по правому мореному валу, за 1 час траверсом с него вышли на центральный мореный вал. По центральному мореному валу за 1 час выходим на ледник, обойдя бараньи лбы справа. Дальнейшее движение на перевал по леднику с плавным набором высоты, пройдя по леднику 1 час, в 12:00 выходим на перевал.
При выходе на перевал видимость падает до нуля. В 12:10 начинаем спуск. Технической сложности спуск не представляет, за 1,5 часа скатываемся на лыжах до конца ледника и делаем обед. Выходим на речку Ниакйокоч, и продолжаем спуск по ней. Пройдя еще 2,5 часа в 18:00 встаем лагерем.
За день прошли 23,5 км, набрали 867м., сбросили 875м.

Движение по мореному валу.

Подъем к бараньим лбам.

Обходим бараньи лбы.

Подъем по леднику.

Подъем по леднику.

Спуск по леднику.

Движение реке Ниакйокоч.

Движение реке Ниакйокоч.

10 день – 3 марта. Река Ниакйкоч – озеро Вартояуре – вершина Стуртоппен, рад., 2015м., 1Б.

Выходим в 8:00. За один переход спускаемся на речку Суоттасйокко. Далее еще за один переход поднимаемся на перемычку между вершиной Раккасолке и вершиной 1138. Далее траверсируя склон еще за один переход спускаемся на озеро Поучосъяуре, еще один переход до озера Вартояуре.

Движение за день.

Подъем на перемычку.

Движение по озеру Вартояуре.

Описание: C:\My_Pictures\Sarek_15\Akka\IMG_2802.JPG

Вид на массив Акка.

К 12:30 подошли к месту, с которого по плану на следующий день собирались идти на в. Стуртоппен (2015 м, 1Б, высшая точка в массиве Акка). Так как погода и видимость по сравнению с предыдущими днями были хорошие, а светового времени еще было много, то решили подъем на вершину не откладывать на завтра, а пойти сегодня. Подъем на вершину начали в 14:00.
Первая часть подъёма проходила на лыжах, по не очень глубокому (4-6 см) снегу поверх фирна. Угол наклона – от 10 до 20 градусов. Вначале  подъём пологий, угол немного увеличивается перед выходом на отрог, дальше снова полого.

Описание: C:\My_Pictures\Sarek_15\Akka\a9.JPG

Маршрут целиком.

Описание: C:\My_Pictures\Sarek_15\Akka\a3.JPG

На подъёме. Выход  на отрог.

Описание: C:\My_Pictures\Sarek_15\Akka\IMG_2753.JPG

На подъёме. Перед выходом на отрог.
Поднимаемся на лыжах вдоль каменной гряды к  гребню, соединяющему две соседние вершины массива, угол подъема постепенно увеличивается (морена на большом снежном поле), к концу первой части – жёсткий фирн. Время прохождения данного участка (от начала подъёма)  - 1 час.

Описание: C:\My_Pictures\Sarek_15\Akka\a4.JPG

На подъёме. Идём  по снежному полю к началу каменной гряды.

На самом гребне много слежавшегося зафирнованного снега (метра 2-3 относительно самого гребня, если не больше). Кое-где видны карнизы. В более тёплую погоду – лавиноопасно.

Описание: C:\My_Pictures\Sarek_15\Akka\a2.JPG

Спуск с вершины, уже надели лыжи. Хорошо виден основной участок подъёма.

Когда угол наклона становится 30-35 градусов, снимаем и оставляем лыжи, надеваем кошки.

Описание: C:\My_Pictures\Sarek_15\Akka\a5.JPG

Надели кошки, пошли. Сначала идём вверх и чуть правее, на соседнюю вершину, чтобы подняться как можно ближе к началу снежного кулуара (он будет слева).
До перемычки от места, где надели кошки, дошли за 1час 10 минут.

Описание: C:\My_Pictures\Sarek_15\Akka\a1.JPG

Путь до перемычки, переходим через пологий снежный кулуар на склоне гребня, фирн.
С перемычки до верхней точки подъёма (вершины)  шли по узкому гребню (узкий он из-за нанесённого поверх каменного гребня снега, карнизы кругом)– 20 минут. До самой вершины не дошли 400 метров по горизонтали и 40 по высоте, т.к. перед пологим вершинным взлётом находился провал 5-6 метров, явно из нанесённого снега и достаточно крутой.

Описание: C:\My_Pictures\Sarek_15\Akka\a6.JPG

Путь подъема с перемычки.

Описание: C:\My_Pictures\Sarek_15\Akka\a7.JPG

Высшая точка подъёма.

Спуск совершали по пути подъёма, спустились на кошках до места, где каменная гряда на пологом участке (поле) выступает из снега, далее поехали на лыжах до лагеря. Спуск занял 1 час.

Описание: C:\My_Pictures\Sarek_15\Akka\IMG_2748.JPG

Вид на массив Акка.

За день прошли 25,7 км (из них в зачет 20,7), набрали 1350м., сбросили 1273м.

11 день – 4 марта.  Озеро Вартояуре – озеро Вуоскельяуре.



Движение за день.

Выходим в 8:00. Ясно, -100, впервые за поход нам показывают горы. Весь  день движемся по снежному насту, иногда есть небольшие локальные подъемы и спуски, периодически приходится обходить валы крупного курумника, но в основном все ровно. Встали на ночевку на озере Вуоскельяуре в 18:00.

За день прошли 27,3км, набрали 181м., сбросили 146м.

 12 день – 5 марта.  Озеро Вуоскельяуре – перевал н/к – пос. Виетасбюггет.

Вышли в 8:00. За один переход поднялись на перемычку между вершиной Вуоскльвагге и горами Хальи. Дальше все время вниз. За один переход скатываемся по снежному насту до зоны леса. Еще один переход едем вниз по  лесу до озера. На озере обедаем, появилась сотовая связь, звоним в Москву. За два перехода пересекаем озеро и выходим на дорогу. Снимаем лыжи, идем один переход по дороге пешком. В 15:00 приходим в поселок Виетасбюггет.

Движение за день.

Спуск с перемычки.

Спуск к озеру.

Движение по озеру.

Поход закончен.

5 марта – 7 марта. Дорога назад.

В 17:00 выезжаем в Москву. Отвозим Сергея Козинова на вокзал в Gällivare, а сами едем дальше. Ночью уже на территории Финляндии спим в машине 5 часов. 6 марта в 18:00 доезжаем до границы России и Финляндии, обратный переход занял час. Ночью спим 4 часа в машине в районе Вышнего Волочка. 7 марта в 10:00 приезжаем в Москву.

8. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

Краткая информация о Швеции.

Географическое положение. Швеция − государство в Северной Европе, расположенное в восточной и южной части Скандинавского полуострова. По площади (449 964 км²) Швеция занимает третье место среди стран Западной Европы и пятое среди стран всей Европы. На западе Швеция граничит с Норвегией (длина границы 1619 км), на северо-востоке − с Финляндией (614 км), а с востока и юга её омывают воды Балтийского моря и Ботнического залива. Общая протяжённость границ составляет 2333 км. На юге проливы Эресунн, Каттегат и Скагеррак отделяют Швецию от Дании. В состав Швеции входят два крупных острова в Балтике − Готланд и Эланд.
Несмотря на расположение в северных широтах, Швеция − страна умеренного климата, в основном, благодаря Гольфстриму. Северные, западные и восточные районы Швеции от атлантических ветров защищают Скандинавские горы, поэтому зимы здесь более холодные, а лето непродолжительное. Средняя температура января составляет примерно −14 °C, а в некоторых районах до −16 °C. Летом средняя температура +17 °C. На юго-западе Швеции от Гётеборга до Мальмё и на островах в Балтике климатические условия смягчаются тёплыми Атлантическими ветрами. Зимы здесь более тёплые, а лето более продолжительное, но дождливое.
В северных частях преобладают таёжные леса (сосна, ель, берёза, осина), южнее − смешанные хвойно-широколиственные, на крайнем юге − широколиственные (дуб, бук). В северных горных районах доминирует субарктический климат. Часть страны расположена за северным полярным кругом, где солнце не заходит ночью в летнее время, а зимой наступает полярная ночь. Воды Балтийского моря и Ботнического залива смягчают климат в восточных частях.
Для Швеции характерны холмистые моренные ландшафты, подзолистые почвы, которые отличаются сильной каменистостью, малой мощностью, преобладанием песчаных и щебнистых разностей, повышенной кислотностью, а также хвойные леса. Пахотные земли занимают 8 %. Большая часть страны покрыта лесами (53 %), по этому показателю Швеция занимает первое место в Европе. Преобладают таёжные леса на подзолистых почвах, образующие крупные массивы к северу от 60° с. ш. и состоящие главным образом из сосны и ели, с примесью берёзы, осины и других лиственных пород. Южнее − смешанные хвойно-широколиственные леса на дерново-подзолистых почвах, а на полуострове Сконе − широколиственные леса из дуба и бука на бурых лесных почвах. На севере обширные территории занимает тундровая зона шведской Лапландии. Береговая линия сильно изрезана и изобилует шхерами и островными группами. Длина береговой линии 3218 км.
Население. Средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 78,6 лет, у женщин − 83,3 года. 90 % населения Швеции проживает в коммунах, численность которых составляет не более 2000 жителей. Стокгольм, Гётеборг и Мальмё − самые густозаселённые территории страны.
Кроме шведов в Швеции проживает более 17 тысяч саамов, более 50 тысяч коренных финнов, а также более 450 тысяч этнических финнов, иммигрировавших в страну в течение XX века. 91 % составляют шведы, 4 % другие скандинавские национальности и 5 % иммигранты.
Язык. Официальном языком является шведский, принадлежащий группе германских языков, родственный норвежскому и датскому языкам.
Большинство населения достаточно хорошо владеют английским языком. Тем более, что часть телевизионных каналов вещает на английском с субтитрами на шведском.
Языками национальных меньшинств признаны саамский, меянкиели, финский, цыганский и идиш. Первые три из них могут использоваться в государственных и муниципальных учреждениях, судах, детских садах и домах престарелых в некоторых частях лена Норрботтен.
Политическая система. Глава государства − король, осуществляет представительские полномочия. Государство управляется правительством во главе с премьер-министром, который выбирается парламентом − риксдагом. Парламент переизбирается всеобщим голосованием каждые четыре года.
Экономика. Имея население лишь в 9 млн человек, Швеция имеет 50 глобальных компаний, среди которых − ABB, Oriflame, Saab AB, Saab Automobile AB, Scania, Volvo, Volvo Trucks, Ericsson, TELE2, AB Electrolux, TetraPak, Alfa Laval, SKF. Находится на первом месте по производству подшипников. В стране высокий уровень инноваций, высокоразвитая и постоянно модернизируемая инфраструктура, отличное состояние техники, хорошо образованный персонал, владеющий английским языком.
В Швеции применяется прогрессивная шкала налогообложения, по которой ставки подоходного налога составляют от 30 до 55 %. Налоговая база включает в себя доход от предпринимательской деятельности, доход от работы по найму и доход от капитала.
Деньги. Несмотря на членство в Евросоюзе, Швеция не перешла на евро. Сегодня на территории страны действует шведская крона. При этом во всех магазинах, в том числе и продовольственных, а также зачастую в киосках и в такси к оплате принимаются карты Visa, Mastercard, American Express. Во всех городах в центральной части существуют банкоматы. За всю поездку держал в руках кроны только один раз, всё время расплачивался картой.
Обменять валюту можно в любом банке, равно как и в пункте обмена валюты Forex – здесь не берут процента с обмениваемой суммы, но удерживают 25 крон за совершение операции, поэтому имеет смысл сразу менять крупную сумму. Преимуществом системы Forex является также и то, что в случае, если к концу поездки у вас остались неистраченные кроны, их можно при предъявлении чека обменять на первоначально предоставленную валюту по прежнему курсу.
Геологическое строение. В геологическом отношении большая часть Швеции расположена в пределах Балтийского щита, сложенного древними кристаллическими и метаморфическими породами, в основном − гранитными.
Добывающая промышленность представлена добычей и обогащением железной руды (доля в мировой добыче − 2 %, запасы − 3,4 млрд т), меди (1,2 %, запасы − 1,6 млн т), свинца (3,8 %, запасы − 2,3 млн т), цинка (3,7 %, 2,4 млн т) и сульфидных руд. Швеция − главный в Европе экспортёр железной руды.
Крупнейшие месторождения железной руды находятся в Северной Швеции (Кируна, Елливаре, Бойтикен и т. д.). Ведётся также добыча урана, пирита, золота, серебра, вольфрама, мышьяка, полевого шпата, графита, известняка, кварца, серы, руд марганца, редких элементов и флюорита, а также минералов. Сырьевой потенциал Швеции достаточно велик, он практически полностью обеспечивает собственное производство основными видами сырья, а также − его экспорт. Горная промышленность Швеции развита хорошо, но есть ещё много неразведанных месторождений, по многим полезным ископаемым есть потенциал для разведки.
Рельеф местности. На территории Швеции можно выделить два крупных природных района − северный и южный. В рельефе на севере и западе преобладают плоскогорья и горы, вдоль границы с Норвегией тянутся Скандинавские горы, где самая высокая гора Кебнекайсе имеет высоту 2111 м. Между Скандинавскими горами и Ботническим заливом Балтийского моря лежат плоскогорье Норланд, Среднешведская низменность и возвышенность Смоланд. Южный полуостров Сконе − равнинный.
Основные черты современного рельефа Швеции сложились в результате длительных процессов разрушения древних пород, а также под сильным воздействием последующей ледниковой эрозии. Уже в антропогене территория Швеции, как и весь Скандинавский полуостров, была покрыта мощной толщей льда. Современные ледники Скандинавских гор являются крупнейшими в материковой Европе.
Скандинавские горы не имеют никакой связи с другими горными системами Европейского материка и тянутся от 71° до 58° с.ш. покрывая пространство в 500000 кв. км. Они гораздо однообразнее гор Средней Европы и отличаются меньшею расчлененностью, нигде не образуют горных цепей и представляют собою горные массивы, вершины которых нигде не имеют резко очерченных, острых гребней, но состоят по большей части из волнообразных горных равнин. Эти «фьелды» в северных частях гор более узки, а в южных частях достигают ширины 75 и даже 90 км, и по ним кое-где возвышаются отдельные горные вершины.
Скандинавские горы благодаря своей широте и обильным осадкам имеют характер настоящей альпийской страны с многочисленными ледниками и снежными полями − суровостью и дикостью превосходя даже Альпы. В то время, как восточная сторона, постепенно возвышаясь, поднимается до горных верхов, западная сторона сразу и круто обрывается к морю, часто даже почти отвесными стенами скал 600 м высотой и более и даже в море продолжается в виде большого количества скалистых островов, окаймляющих берега. На западной стороне находится множество «фьордов», узких, окруженных почти отвесными скалистыми станами морских заливов, которые необыкновенно глубоки и на 130-140 км врезываются в массивы гор.
Горы состоят преимущественно из гнейса, менее часто встречается порфир, сиенит, гранит и древнейшие известняки.
Климат. Поскольку территория Швеции имеет значительную протяжённость в субмеридиональном направлении, на севере страны гораздо холоднее и вегетационный период существенно короче, чем на юге. Соответственно различается и продолжительность дня и ночи. Однако в целом для Швеции характерна большая повторяемость солнечной и сухой погоды по сравнению со многими другими странами Северо-Западной Европы, особенно зимой. На основной территории Швеции климат умеренный, подверженный сильному влиянию Гольфстрима. Средняя температура января от −16°C на севере до +1°C на юго-западе, июля − от +2°C в горах до +17−18°C на юге страны. Абсолютный минимум температуры был зарегистрирован в Лаксбакене (−53,3°C). Одновременно это самая низкая температура на территории зарубежной Европы (кроме Европейской России). Абсолютный максимум был зарегистрирован в Молилле и Ультуне и составил +38,0°C.
Флора и фауна. Млекопитающие Швеции не очень разнообразны (около 70 видов), однако их много. На севере в Лапландии можно увидеть стада северных оленей. В лесах водятся лоси, косули, белки, зайцы, лисицы, куницы, в северной тайге − рыси, росомахи, бурые медведи. Из Северной Америки несколько десятилетий назад были завезены ондатра и американская норка, но некоторые особи сбежали и сумели образовать в природе жизнеспособные популяции, быстро распространившиеся по всей стране (за исключением крайнего севера и некоторых островов) и вытеснившие ряд местных видов животных из их экологических ниш. Птиц насчитывают около 340 видов: по берегам морей и озёр гнездятся утки, гуси, лебеди, чайки, крачки и другие птицы. В реках обитают около 160 видов рыб: лосось, форель, окунь, на севере − хариус.
В 1964 году вступил в силу закон об охране окружающей среды, и в Швеции, первой из европейских стран, появились национальные парки (первый из них был создан ещё в 1909 году). Сейчас в Швеции около 16 национальных парков и около 900 заповедников.

Групповое снаряжение.

Название

Вес, кг

Палатка

7

2 слой палатки

2,9

Печка

2,9

Стеклоткань 1

0,2

Снежная пила

0,37

Экран для горелок

0,1

Котел

1,2

Клава

2,3

Рукавицы

0,2

Мочалка, ершик

0,05

Половник

0,2

Скатерть

0,2

Доска разделочная

0,3

Чайный мешочек

0,05

Термос  1 литр

1,2

Термос 1,5 литра

1,02

Примус бензиновый

0,67

Примус бензиновый

0,67

Термометр

0,2

Стяжки для цк

0,1

Щетка сметка 1

0,12

Щетка сметка 2

0,12

Лавлист

0,9

Лавлист

0,5

Лопата

0,78

Лопата

0,86

Щуп

0,36

Щуп

0,36

Спальник 3м 1слой

2,2

спальник 3м 2 слой

3,2

Спальник  3м 1 слой

2,2

Спальник  3м 2 слой

3,2

Конденсатник

3,1

Рем набор

3

Аптечка

2,5

ГПС

0,2

Батарейки для ГПС

0,34

ГПС

0,2

Гитара

1

Общий вес группового снаряжения60 кг.

Все группы, ходившие в Швецию до нас, ходили с палатками полусферами. Мы пошли с шатровой палаткой и печкой. Из отчетов было не очень понятно, что там с дровами для печки, так как печку никто не брал. Мы взяли с собой из Москвы 8 кг дров, из расчета, что будем топить раз в три дня нашими дровами, мусором и кустами которые найдем.
Оказалось, что по долинам рек достаточно много дров. Топили печку половину стоянок. Пожалели, что не взяли маленького топора, приходилось колоть дрова ножом.

Описание: G:\Швеция 2015\Петров\CIMG0286.JPG

Для приготовления еды мы использовали две бензиновые горелки Primus. На поход брали 12 литров бензина. За счет того, что один раз готовили на печке в домике, а так же иногда находили открытую воду, то использовали всего 10 литров.
Для установки снежной стенки брали две снежных пилы и два лав. листа.

Лавинное снаряжение.

У каждого участника был лавинный датчик. Также брали с собой 2 щупа и 2 лопаты.

Личное снаряжение.

В поход брали стандартный набор лыжного снаряжения. Особое внимание уделяли ветрозащите. Брали с собой санки «Сноуплан».
Все участники ходили в поход на пластиковых лыжах. Двое ходили на тросиковых креплениях и в бахилах с калошами, один участник ходил в пластиковых ботинках и креплениях телемарк, остальные в пластиковых ботинках и креплениях скитур различных моделей. Часть группы использовали камуса, остальные пользовались мазями удержания.
Из специального личного снаряжения брали только кошки. Пользовались ими только на подъеме на вершину Стуртоппен. 

Описание: G:\Швеция 2015\IMG_2693.jpg


Аптечка.

1 Антибиотики:
1.1 Амоксицилин - 20 по 500 мг
1.2 Зитролид 1 курс
1.3 Амоксиклав 1 курс
2 Противовирусные:
2.1 Кагоцел 2 курса
2.2 Ацикловир - 20 таб.
3 Желудочно-кишечные:
3.1 Лоперамид - 17 таб.
3.2 Сенадексин - 8 таб.
3.3 Мезим - 40 таб.
3.4 Смекта - 6 шт
3.5 Гастал
3.6 Активированный уголь - 20 таб.
4 Анальгетики:
4.1 Кеторол - 10 амп+20таб.
4.2 Аспирин - 20 шт
4.3 Спазмалгон - 8 шт
4.4 Спазган - 9 шт.
4.5 Бесалол -1 пачка
5 Сердечно-сосудистые:
5.1 Нитроглицирин
6 Отеки:
6.1 Диакарб
7 Мази:
7.1 Спасатель
7.2 Калгель
7.3 Зовиракс
7.4 Диклофинак
7.5 Активегин
7.6 Звездочка
8 Перевязочное:
8.1 Бинты 3 шт
8.2 Лейкопластырь
8.3 Лейкопластырь бактерицидный
8.4 Салфетки стерильные - 10 шт.
8.5 Салфетки спиртовые
8.6 Эластичный бинт
9 Инвентарь:
9.1 Термометр
9.2 Жгут
9.3 Шприцы - 10 шт
10 Противоаллергенное:
10.1 Супрастин - 20 шт

Ремнабор.

Название инструмента

Кол-во

Как использовалось в этом походе

Для чего может быть нужно ещё

1

Пассатижи                         

2шт

Ремонт снаряжения

Ремонт снаряжения

2

Отвертка с насадками                          

1шт

Ремонт снаряжения

Ремонт снаряжения

3

Отвёртка шлицевая длинная

1шт

Не использовалась

Можно быстро удалять лёд из ледобуров

4

Полотно ножовочное                

1шт

Не использовалось

Ремонт лыжных палок,лыж

5

Гвозди разные                     

набор

Не использовалось

 

6

Шурупы разные

набор

Ремонт лыжных креплений

Ремонт лыжных палок

7

Швейный набор (иголки, нитки, ножницы)                    

1шт

Ремонт снаряжения

Ремонт снаряжения

8

Материи лоскуты                    

набор

Ремонт снаряжения

Ремонт снаряжения

9

Клей «Момент» двухкомпонентный(эпоксидный)

1шт

Не использовался

Ремонт горелки, лыж

10

Куски проволоки

набор

Ремонт троссиковых креплений, лыжных палок(установка колец)

Ремонт прочего снаряжения

11

Надфиль                  

3шт

Не использовался

Заточка кошек, подгонка металла, заточка кантов

12

Напильник                         

1шт

Ремонт лыжной палки(как шина)

подгонка металла под размер отверстия,шлифовка заподлицо

13

Скотч                               

1шт

Упаковка открытых продуктов

Временный ремонт снаряжения

14

Изолента, пластырь                         

2шт

Фиксация защитных пружин троссиков

Фиксация крышек бутылок с горючими материалами

15

Стропы(25мм,50мм)

4 метра

Замена стропы под ботинок у троссикового крепления, замена лямки лыжной палки

Ремонт бахил, рюкзака

16

Коловорот(1шт) с набором свёрел

набор

Ремонт снаряжения

Ремонт снаряжения

17

Винты(М3-М6),Гайки, шайбы

набор

Ремонт троссиковых креплений

Ремонт снаряжения

18

Запасные лыжные крепления

набор

Не использовались

Замена креплений

19

Пластины для ремонта сломанных лыж

набор

Не использовались

Ремонт лыж

20

Репшнур (4мм)

5 метров

Замена троссиков верёвочками, фиксирование различного снаряжения

Ремонт снаряжения

Раскладка.

Раскладка была традиционная – групповая. Режим питания был трехразовым.

Раскладка в расчете на 1 человек в день.

Завтрак

Гречка/карпюр

75/55

Сублемясо

25

Масло в кашу или карпюр

10

Сухарь сладкий

20

Колбаса сырокопченая

40

Помадка/подушечки

30

Сухмол

2

Чай/кофе

5/3

Сахар

10

Всего на прием пищи

200/220

Обед

Суп с досыпкой

40

Колбаса сырокопченая

50

Пастила/мармелад

30

Сухарь

20

Чай

5

Сахар

10

Всего на прием пищи

155

Ужин

Макароны «рожки»/Рис

110/90

Сублемясо

50

Сухарь

20

Сало

40

Лук

10

Чеснок

3

Специи

2

Соус острый

5

Чай

10

Лимон с сахаром

3

Печенье/вафли

30

Сахар

15

Всего на прием пищи

298/278

Всего на день

660

В те дни, когда горячий обед приготовить возможности не было суп заменялся на дополнительные 40 грамм колбасы на человека. Чай мы готовили еще утром, однако несколько раз смогли сделать его и во время обеда.
Также мы брали с собой соль по 7 грамм на человека в день и перевальные шоколадки в размере 1 шоколадки на группу на перевал.
Карманное питание было у всех индивидуальное.
Сюрпризы были на усмотрение участников, поэтому кто-то не взял ни одного, а кто-то взял несколько.
Изначально планировалось, что на день на человека будет 660 грамм еды, однако жизнь внесла определенные коррективы. Во-первых, мы не всегда успевали готовить горячий обед, поэтому обходились перекусами, благо колбасы хватало и иногда даже ее съедали не всю сразу. Во-вторых, часто мы забывали съесть что-то и это переходило на следующие приемы пищи. Это связано с тем, что завхоз отставал, а участники забывали достать еду или она была у завхоза. В-третьих, мы забыли в машине соус, а лимон закончился быстрее, чем было запланировано, поэтому вечера мы скрашивали только жаренным на печке салом с луком. Он промерзал, поэтому не все его ели в сыром виде. А в слегка обжаренном он шел на ура.

Карты и навигация.

При прохождении маршрута пользовались генштабовской картой масштаба 1:100000

Весь район с хорошим разрешением просматривается в программе Google Планета Земля. Эту программу, в связи с отсутствием фотоматериалов по району, можно использовать при подготовке маршрута и прохождении МКК. Но, надо иметь в виду, что в этой программе плохо отображается крутизна склонов. В реальности склоны гораздо круче, чем это выглядит на картинках в Google.

Так же мы использовали фотоматериалы, привязанные к местности, с похода Кости Бекетова, которые он выложил на сайт Panoramio: http://www.panoramio.com/user/3915494/tags/%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F?photo_page=1

9. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Статьи расходов

На 1 человека, в рублях

На 5 человек ехавших на машине, в рублях

На всю группу в 6 человек, в рублях

Страховка

1000

-

-

Виза

2769

-

-

Консульский сбор

1978

-

-

Страховка на машину и прицеп

740

3700

-

Бензин туда, 247 литров

2580

12900

-

Бензин обратно, 170 литров

2000

10000

-

Раскладка

5 433

-

32 600

Бензин для горелок

250

-

1 500

Пять участников ехали из Москвы на машине, один участник добирался своим ходом из Германии. Итого расходы на одно человека, ехавшего из Москвы, составили 16750 с учетом консульского сбора и 14772 без учета консульского сбора.

10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Район является хорошей альтернативой Хибинам и Приполярному Уралу. Скандинавские горы имеют широкие возможности для создания логичного, интересного, как простого, так и сложного и техничного маршрута. В районе большое количество перевалов от н/к до 2Б. Практически все долины расположены высоко над уровнем моря и хорошо продуваются, поэтому, снежное покрытие в них достаточно твердое. Тропежка практически отсутствует.
Есть особенности рельефа и построения местных карт. Реки, спадающие со склонов хребтов, на высоте примерно 800-900м. над уровнем моря имеют каньоны, зачастую непроходимые. На географических картах этих мест отсутствуют обозначения обрывов и все стены, и почти отвесные склоны обозначаются близко расположенными горизонталями. Ожидаемый по карте крутой склон, может оказаться стеной.
Планируя поход в горах северной Скандинавии, надо серьёзно отнестись к выбору палаток и ветрозащитной экипировки. Здесь при сильном ветре технически простой перевал может стать непроходимым.
Лавиноопасность района сильно зависит от погоды. Во время снегопадов небольшие лавины сходят с довольно крутых склонов. На перевалах снег спрессован сильными и частыми ветрами. В целом лавинная опасность не велика, но она резко возрастает во время пурги и снегопадов. Это необходимо учитывать при прохождении сложных участков.
Погода очень неустойчива, может изменяться по нескольку раз в день. Характерным для района является сильный ветер. Особенно опасны порывы ветра на гребневых участках и крутых склонах.
Часть препятствий из-за непогоды нам пройтись не удалось, но все равно получилась красивый и интересный поход в новом для нас районе.
На наш взгляд они отлично подходят для лыжных походов 2-5 кс.

Оценка сложности маршрута.

Характеристики маршрута: П = 209 км (226,3 всего); t = 12 дней, ТС > 0.

1. Протяженность: П =209 км  > Пmin = 180км.
2. Продолжительность: t = 12 дней > tmin = 10 дней.
3. "Лишние дни" - нет.
4. Количество ЛП = 3+1р > ЛПmin = 1 + 1р
5. В = 11,2 км > Вmin (км) = 3км
6. Т = 2x2+2x4=12 > Тmax = 10
7. ТС = 12+11,2=23,2 > ТСmax = 13
8. ЭП = 325км > ЭПmax = 270км
9. Интенсивность ЭП/t = 325/12 = 27 км/д

По всем параметрам маршрут превосходит минимальные параметры для третьей категории сложности.

11. Литература.

Бахвалов, 5кс - http://www.manturs.narod.ru/ot4et/swed_bah/swed_bah.htm
Машников, 4кс - http://www.manturs.narod.ru/kebne/kebne.htm
Бекетов, 4 кс - http://93.189.147.27/phtml/users/get_report.php?697
Kasperski Guillaume, 2кс - http://93.189.147.27/phtml/users/get_report.php?695
Селиховкин, 1кс - http://93.189.147.27/phtml/users/get_report.php?737


 
 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную