на главную
На главную
 походы отчёты документы 




Голос высокой травы

Невелика заслуга рассказывать об аномальных явлениях со слов других. Как правило, количество сочувствующих во много раз превосходит число очевидцев, между тем, оказаться в рядах последних по собственному желанию удается редко. Иными словами, можно не спать ночами, карауля привидения, но вся слава достается почему-то людям, далеким от метафизических изысканий. Однако прошедшие новогодние праздники исправили этот дисбаланс в пользу нашей группы туристов, не первый год озабоченных поведением небезызвестной Медведицкой гряды.

В то время как нормальные граждане РФ, встретив Новый год с большими или меньшими потерями для здоровья, тратили десять дней на восстановление последнего, члены саратовского клуба туристов не стали нарушать традицию и утром 2 января с лыжами подмышкой отправились вдоль реки Медведицы за острыми ощущениями. К числу последних можно было бы отнести и сам факт похода на лыжах по не слишком покрытой снегом земле, однако кое-где, среди осенних по виду полей пожухлой травы и откровенно зеленеющих озимых, находилось место и для лыжни. Мы будто оказались в сказке "Двенадцать месяцев", увидев воочию все четыре времени года за каких-то шесть дней. Впрочем, такой аномалией сейчас никого не удивишь.

Наш полулыжный-полупеший маршрут проходил строго на юг от Лысогорского района к Волгоградской области - здесь, слегка заходя за границу Саратовской, недалеко от села Новинка располагается стоянка общественного научно-исследовательского объединения "Космопоиск", исследующего Медведицкую гряду с 1982 года. Здесь же якобы находится эпицентр аномальной зоны, где чаще всего можно стать очевидцем необъяснимых явлений. Тут-то и произошел с нами мистический случай, об истинных причинах которого можно только строить догадки.

Предыстория такова. Всего за время нашего похода у нас было пять ночевок. На одну из них мы расположились возле села Белое озеро, о котором идет слава странного места - его жители частенько становились свидетелями появления в небе светящихся шаров. До самой деревни мы не дошли, а разбили лагерь в овражке посреди степи. Ничего необычного здесь замечено не было, лишь диковинная форма стволов берез, закрученных штопором, вызывала удивление. Но памятуя о предположениях по поводу сильных ветров, оказывающих такое влияние на рост деревьев, удивлялись мы в меру. Ну, как водится, разожгли костер, состряпали ужин, после которого наш руководитель Саша потешил присутствующих гитарными переборами - обычная составляющая туристских вылазок - а я достала варган, привезенный с Алтая, который всегда беру с собой в походы для развлечения присутствующих, благо умещается он в ладони и особого груза в рюкзаке не составляет. Варган представляет собой щипковый музыкальный инструмент в виде подковы с прикрепленным к ней металлическим язычком. Чтобы научиться издавать на нем характерный протяжный звук, человеку, впервые приложившему его к губам, приходится потратить некоторое время, а полноценная игра, рисующая в воображении бескрайние степи и настраивающая на философский лад, получается лишь после нескольких часов, а то и дней, тренировок. Хвастать особым умением не берусь, но выводить рулады более-менее получается, что изрядно веселит слушателей. После моих попыток заставить членов группы поразмышлять о высоком варган "пошел по рукам": всем, как правило, хочется попробовать. Правда, с первого раза получилось лишь у одного Александра, и то очень тихо и непротяжно. Когда интерес к варгану иссяк, мы улеглись спать.

Два последующих дня похода не проявили себя ничем необычным, однако четвертая ночевка пришлась на ту самую геопатогенную местность возле Новинки. Место снова было выбрано с учетом наилучших условий для проведения ночи - безветренная сторона оврага. К этому времени все уже изрядно устали, песни как-то не заладились, варган не доставали вовсе, и после непродолжительных посиделок у костра мы разошлись по двум палаткам, предусмотрительно поставленных рядом "на всякий случай". Не успели мы улечься и как следует поболтать и похихикать, как совсем рядом снаружи раздался звонкий и красивый звук варгана. Секунд тридцать продолжалась игра, в течение которых наше удивление росло в геометрической прогрессии. Санек, обнаруживший талант к варгану, лежал в нашей четырехместной палатке и уже успел уснуть. Может быть, инструмент выпал у меня из кармана, а ребята из соседней палатки его нашли и волшебным образом научились на нем играть? Чтобы проверить вариант, я запускаю руку в карман и… обнаруживаю свой варган на месте. Тут из соседней палатки доносится голос Михаила: "Это вы там на варгане играете?". В нашей палатке повисает пауза. "Нет, не мы", - отвечаем. "А кто?", - задает Мишка вопрос, на который мы и сами хотели бы знать ответ. Пока вопросительные знаки заполняли наши головы, варган начинает играть снова. Я бужу Санька, и он увеличивает количество подвергшихся такому массовому гипнозу - хотя гипноз ли? Звук был настолько реален, что казалось, прямо за палаткой сидит алтаец и играет на своем родном инструменте, как человек, занимающийся этим с детства. Когда игра заканчивается, нас всех начинает бить дрожь. Однозначно, источника звука нет - варган я держу в руке, а сымитировать этот довольно редкий звук, скажем, на крышке консервной банки из-под кильки невозможно - имитация всегда узнаваема. Варгана больше ни у кого из нашей группы нет, да если бы и был, все варганы различаются по тембру, поскольку делаются мастером вручную и абсолютно одинакового звука нет, а между тем, в этом непонятно откуда взявшемся звучании я узнаю собственный инструмент, уловив даже свойственное ему легкое дребезжание язычка. Проходит несколько минут, и неизвестный музыкант начинает третье отделение концерта. При этом звук перестает оставаться на месте, а как бы движется между палатками, приближаясь к нашей - в этом сошлись мы все четверо. У прекрасной половины нашей палатки в количестве двух человек сдают нервы, и мы начинаем читать молитву. Остальная половина - сильная - пытается обратить все в шутку, но однако же высунуть голову на улицу и посмотреть, что там происходит, наотрез отказывается, нервно выкуривает целую пачку и пытается отодвинуться от той стенки палатки, которая оказалась со стороны звука. Шутки по поводу того, что еще немного - и тут гитара с песнями зазвучит, не воодушевляли. Больше никаких звуков извне не доносилось, а уснули мы с большим трудом.

Как правило, первый вопрос, который мне задавали слушатели - сколько мы выпили. Спешу огорчить скептиков - необходимость преодоления определенного километража, характеризующая спортивный поход, сводит роль крепких напитков к нулю. Физики, собирающиеся будущим летом в исследовательскую экспедицию на Медведицкую гряду, ни к какому материалистическому объяснению парадокса не пришли. Единственное, что приходит в голову - возможность переноса звука во времени и пространстве. Но все это на уровне, естественно, гипотез. Кстати, вспоминается в этой связи роман Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", герои которого в ходе своего морского путешествия по диковинным островам набрели на Остров замерзших звуков: в воздухе оттаивали звон клинков, звуки музыки и человеческого разговора. В XVI веке, между прочим, написано…

P.S. Я вот думаю: ведь не гитара звучала, а комус! То бишь несвойственный этим местам музыкальный инструмент. Зацепило, видать, лешего…


Вероника ЛАПИНА

http: www.nedelia.ru/



в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную