на главную
На главную
 походы отчёты документы 
 
 

ХАМАР-ДАБАН

ОТЧЁТ

о лыжном походе третьей категории сложности по Хамар-Дабану, совершённом группой туристов г.Саратова в период с 19.02.04 по 29.02.04

Маршрутная книжка № 3Л-2004
Руководитель группы Бабанов Д.Ю.
Саратов, ул.Лунная, 43 Б, кв.24
тел. 8 (845 2) 79 63 29, e-mail: bdu@kbep.ru

Оглавление

  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.Карты
  4. График движения.
  5. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  6. Дополнительные сведения о походе.
    • 6.1. Географическое положение и туристские особенности района.
    • 6.2. Снаряжение.
  7. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Саратовский клуб туристов. Саратов, ул. Мичурина, 69, турклуб.

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Поход проводился в пределах Российской Федерации, в Иркутской области и Республике Бурятия. В физико-географическом плане группа прошла по Южному прибайкалью, хребту Хамар-Дабан.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

третья

171км

11 дней/20 дней
/58,5 часа

19.02.04 - 29.02.04

1.4. Подробная нитка маршрута.

г.Слюдянка - ГМС - пик.Черского(восх.) - пер.Чортовы ворота - р.Спусковая - р.Утулик - р.Шубутуй - р.Дабатый - пер. - р.Нарин-Гол - р.Дзымха - р.Хара-Мурин - пос.Мурино

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия Категория трудности Длина Характеристика Путь прохождения
вершина 1А, 2090м   Черского Самое сложное место - участок спуска с соседнего гольца: узкий гребень с крутыми склонами, шириной около метра, состоящий из крупных камней. Длина узкого участка около 20 метров. Требуются навыки элементарного лазания. Далее на плоском участке гребня находятся два жандарма, которые обходятся по склону, обращенному к озеру Сердце.

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

Ф.И.О.

Г.Р.

Тур.опыт

Обязанности

Фото

1

Бабанов
Дмитрий Юрьевич

1963

V л.р. Верхнеангарский

Руководитель

2

Машников
Александр Николаевич

1963

V л.р. Кодар

Финансист

3

Геншафт
Михаил Яковлевич

1959

V л.у. Кодар

 

4

Пономаренко
Владимир Иванович

1960

IV л.у. З.Саян

 

5

Лапшева
Елена Евгеньевна

1970

III л.у. Приполярный Урал

Врач

6

Яхваров
Алексей Клементьевич

 
II л.у. Кольский
 
7

Хохлова
Татьяна Михайловна

1958
IV л.у. Кузнецкий Алатау
Завхоз

8

Тимонин
Александр Николаевич

1972

II л.у. Южный Урал

 

9

Шобик
Александр Михайлович

1956

V л.у. Икатский
IV л.р. Кузнецкий Алатау

ЗИП

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Библиотека Саратовского клуба туристов.

1.9. Поход рассмотрен МКК ТССР РФ (шифр МКК 164-00-545520200).

2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.

Целью похода являлось повышение спортивного опыта некоторых участников и знакомство с районом.

3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Маршрут начинается в г.Слюдянке Иркутской области. Посадку на поезд при возвращении обратно тоже лучше планировать в г.Слюдянке, доехав до него на электричке.
По железной дороге из г.Саратова до г.Слюдянки ехать примерно 3,5 - 4 дня прямым поездом или с пересадкой в Новосибирске.
Прямой поезд:Волгоград - Улан-Удэ, 2 раза в неделю.

4. График движения.

Дата / день пути Участок пути км/ чхв  Метеоусловия   Примечание 
19.02.04
1
г.Слюдянка - р.Слюдянка. 21 /5:30 -17°C  
20.02.04
2
р.Слюдянка - верховья р.Подкомарная 7 /3:10 -17°C  
21.02.04
3
Пик Черского (восхождение). 5 /3:10 -14°C  
22.02.04
4
р.Подкомарная - пер. Чортовы ворота - р.Утулик - р.Шубутуй. 21 /7:10 -12°C  
23.02.04
5
р.Дабатый (радиально). 0 /5:50 -25°C  
24.02.04
6
р.Шубутуй - р.Дабатый. 15 /5:50 -11°C  
25.02.04
7
р.Дабатый - пер. - р.Нарин-Гол - р.Дзымха. 15 /6:50 -15°C  
26.02.04
8
р.Дзымха - р.Хара-Мурин. 13 /3:40 -24°C  
27.02.04
9
р.Хара-Мурин (р.Зун-Байга - р.Тит-тит). 26 /6:30 -9°C  
28.02.04
10
р.Хара-Мурин (р.Тит-тит - р.Зимовейная). 26 /6:30 -23°C  
29.02.04
11
р.Хара-Мурин - п.Мурино (р.Зимовейная - п.Мурино). 22 /4:20 -11°C  
ИТОГО г.Слюдянка - п.Мурино 171 км 58,5час    

5. Техническое описание прохождения группой маршрута.

День 1 - 19.02.04. 21км 5:30
г.Слюдянка - р.Слюдянка.

Маршрут начинается в г.Слюдянке. Доп. информация по г.Слюдянка.
- Разница во времени с Москвой - 5 часов.
- база МЧС работает круглосуточно и находится по адресу: ул.Мостовая д.2. тел.24911. От ж.д. вокзала двигаться 10-15 мин. в сторону Иркутска вдоль железной дороги до ж.д. моста через Слюдянку. Сразу после моста, справа по ходу, - огороженная территория с домиком и ангаром. База МЧС расположена в домике.
- Снега в городе очень мало. Но судить по этому факту о количестве снега в горах преждевременно.
- На вокзале - обилие продаваемого в самом разном виде омуля, что помогает украсить начало маршрута или часы ожидания поезда.
- Байкал находится в пяти минутах ходьбы от вокзала.
- Баня не работает в Пн, Вт, Ср.
р.Слюдянкавверх по р.СлюдянкаМаршрут можно начать прямо с ж.д. вокзала. Для этого необходимо перейти через железную дорогу по пешеходному мосту и двигаться перпендикулярно железной дороге (Сразу после моста дорога имеет небольшой уступ, но общее направление - перпендикуляр к железной дороге от пешеходного моста). Дорога через 25 минут хода упирается в ворота огороженной территории. В этом месте повернули направо и через несколько сот метров вышли к насыпи, идущей параллельно р.Слюдянке. Здесь начинается дорога вверх вдоль р.Слюдянка. Какое-то время она идет попутно направлению нашего движения, затем уходит влево-вверх (по ходу). У спортивно настроенного местного населения есть традиция - ходить на беговых лыжах до метеостанции. Так что после того, как дорога ушла в сторону, мы воспользовались хорошо набитой лыжней, которая, очевидно, повторяет путь летней тропы. При отсутствии лыжни вычислить путь летней тропы малореально, а движение по руслу либо невозможно (в нижнем течении река была полностью открыта), либо трудоемко (много снега, много валунов). Уже через пару часов движения снега становится более чем достаточно. Глубина лыжни на перегибах рельефа доходит до пояса. (Интересно, эту узкую колею, идущую иногда круто вверх, пропиливали тоже на беговых лыжах?). Снег очень рыхлый - человек без рюкзака на длинных и широких лыжах ("Лесные (Вологда)" 190 см) проваливается, зачастую, более чем по колено. Так что лыжня очень даже кстати. Долина реки, в целом, широкая, но обилие кустарника и мелких деревьев не делает ее легкой для прохождения без тропы. Лыжня (как, наверно, и летняя тропа) несколько раз переходит с берега на берег, в конце оставшись на правом (по ходу) берегу достаточно высоко над руслом реки. Перед поворотом основного русла на восток, у слияния с левым притоком, встали на ночевку. Классического хвойного сухостоя не было найдено ни одного в радиусе полкилометра, на печку пришлось пилить скучную осину.

День 2 - 20.02.04. 7км 3:10
р.Слюдянка - верховья р.Подкомарная

по старой Комарской дорогеМетеостанцияПосле слияния с левым притоком лыжня (и летняя тропа) начинает подниматься по правому (по ходу) склону долины уходя от русла вверх. Через некоторое время река теряется уже где-то далеко внизу. Часть группы приходит к выводу, что идти без лыж легче: тропа пробита узкая; идет вверх; идти елочкой или лесенкой неудобно; лыжные палки при сильной загрузке легко проваливаются по рукоятку. Оставшаяся часть группы по идейным соображениям (поход у нас лыжный или ёлы-палы?) или от лени (на каждый подъем лыжи не наснимаешься) рубится на лыжах. Минут через 40 склон выполаживается, появляются открытые места - по летним описаниям это место называется Казачья поляна. Еще десять минут и перед нами метеостанция. Метеостанция работает, приборы блестят на солнышке, метеоролог очень занят - получить информацию о предстоящей погоде, количестве снега и о времени ледохода не удалось. Мощная лыжня закончилась у порога метеостанции. Дальше - слабый след старой занесенной снегом лыжни. От метеостанции хорошо видна р.Подкомарная вверх и вниз. Наш перевал не виден за отрогом, идущим от гольца, находящегося недалеко от пика Черского. Нам необходимо идти через отрог, обходя верхом крутые склоны р.Подкомарная. Летом здесь проходит тропа по старой Комарской дороге. Подъем впрямую довольно крут - тропа идет серпантином (тропа представляет собой террасу шириной пару метров). Лес густой. Подъем занимает около 1 часа 15 мин. чистого времени. С верхней точки подъема хорошо видны перевал Чортовы ворота, верховья р.Подкомарная, а далеко на западе - снежные хребты Тункинских гольцов. Дальнейший путь - вниз с отрога к долине правого притока р.Подкомарная. Спуск вниз также идет по некрутой террасе, прорезанной в склоне, что позволяет (при некоторых усилиях по поддержанию устойчивости) прокатиться с ветерком. Пройдя от склона с полкилометра, остановились на ночевку. Спуск занял чуть более часа (усилия по поддержанию устойчивости на спуске каждому давались с переменным успехом). Лес исключительно хвойный. С сухостоем для печки здесь тоже не просто. Но мы здесь надолго и пришлось потрудиться. Подходящее дерево нашлось в полукилометре на сотню метров выше по склону.

День 3 - 21.02.04. 5км 3:10
Пик Черского (восхождение).

вид с вершины на югпик ЧерскогоВосхождение на пик Черского проходит по отрогам, соединяющим последовательно три гольца - голец (отрог которого мы пересекали накануне), голец чуть повыше и пик Черского. Подъем на пик начался с подъема по нашим старым следам до высшей точки вчерашнего пути (30 мин). Далее идем по широкому некрутому подъему к первому гольцу (на обратном пути спуск здесь доставил участникам огромное удовольствие - раскатали красивыми поворотами лыжни весь склон). Гребень, соединяющий первый и второй голец более узкий (плоская часть в центре - порядка 10м) и более короткий. Ближе ко второй вершинке стоит памятник (от вчерашней лыжни еще 40 мин подъема). Снега становится меньше, и он становится плотнее. Сняли лыжи. Подъем на второй голец проходит по плотному фирну склона крутизной около 20 градусов. Наиболее красивым является гребень, соединяющий второй голец и пик Черского. Самое сложное место - участок спуска с соседнего гольца: узкий гребень с крутыми склонами, шириной около метра, состоящий из крупных камней. Длина узкого участка около 20 метров. Требуются навыки элементарного лазания. Далее на плоском участке гребня находятся два жандарма, которые обходятся по склону, обращенному к озеру Сердце. Дальнейший путь проходит по широкому снежному ребру, который выводит к подъему на пик. Подъем проходит по снежному некрутому склону (около 20 градусов). От памятника до вершины - 40 минут. Вершина пика плоская. На вершине находятся: крест с молитвой (Отче наш), таблички с текстами (наводящими на размышления), и остатки небольшой геодезической пирамиды (ее используют для подвязывания священных ленточек). Вдалеке виден Байкал. Попытки воспользоваться мобильной связью оказались неудачными. Местная мобильная сеть обнаружена была, но общаться с нами отказалась. Так мы особенно и не надеялись. Спуск прошел по пути подъема. Время спуска 1 ч. 15 мин.

День 4 - 22.02.04. 21км 7:10
р.Подкомарная - пер. Чортовы ворота - р.Утулик - р.Шубутуй.

пер. Чортовы воротапер. Чортовы воротаПуть к перевалу идет по правому берегу правого притока р.Подкомарная. Долина широкая, плоская, лес редкий. Некрутой подъем выводит на широкую седловину перевала. Общее время подъема от стоянки - около часа. На перевале снега практически нет. Седловина перевала широкая. Спуск в направлении р.Спусковая покруче (градусов 20-25), длиной метров 200, на склоне - редкие деревья. Видны следы старой лавины, сошедшей со склона соседнего гольца на левую часть спуска. Лучше спускаться правой частью - там положе и можно скатиться на лыжах. После перевала долина ненадолго расширяется и выполаживается. Пройдя сотню метров по руслу, вышли на правый, более пологий склон (далее идти по реке неудобно - узкая долина завалена валунами, очень много рыхлого снега, много открытой воды). Затем крутизна спуска возросла, плотный снег сменился глубоким и рыхлым, в долине появилось большое количество деревьев и кустарника, удобное катание быстро закончилось. Нашли след занесенной охотничьей лыжни, петляющей по зарослям кустарника. Судя по летним описаниям, где-то здесь идет тропа. Через 50 минут спуска перешли на левый берег долины. Теперь четко видно, что мы идем по летней тропе. Через 10-15 минут начался серпантин по достаточно крутому склону. После выполаживания, до самого Утулика, шли по левому, сильно занесенному борту долины. При подходе к слиянию Спусковой и Утулика долина расширяется. Какое-то время шли вдоль Утулика высоко над руслом: долина круто обрывается к реке. Занесенная лыжня через некоторое время привела к пологому спуску к реке. Русло Утулика в этом месте - широкое, ровное, открытой воды мало. Идти по руслу удобно (наконец-то!). Борта долины круто спускаются к руслу. Где-то правым бортом долины летом идет тропа, пересекающая длинную излучину между Утуликом и Шубутуем. Но большое количество снега и крутые склоны (и высокие) делают этот путь очень трудоемким. Так что мы идем по реке. Характер движения по Утулику остается неизменным до слияния его с Шубутуем. Русло Шубутуя также ровное и широкое, вдоль реки много террас для ночевки. Некоторое количество открытой воды не усложняет движения по руслу. Снега по-прежнему много. Через 35 минут после слияния встали на ночевку на плоской террасе левого берега.

День 5 - 23.02.04. 0км 5:50
р.Дабатый (радиально).

разведчикиС утра у одного из участников отказалась выходить на маршрут левая нога. Было решено устроить внеплановую дневку. Дав больному ворох лекарств, мазей и советов, решили произвести радиальный выход - разведку нашего дальнейшего пути - р.Дабатый. Поворот на него с Шубутуя определяется следующим образом - ниже впадения Шубутуй делает характерный изгиб. Когда идешь по Шубутую вверх по течению, кажется, что его русло почти перегорожено отрогом, идущим от правого борта р.Дабатый. В месте слияния р.Дабатый течет среди отвесных склонов. Его ширина - несколько десятков метров В русле - слегка припорошенная наледь. Через 5 минут движения долина резко сужается - р.Дабатый течет по узкому каньону, много снега, русло завалено большими валунами, террас нет. Примерно через 30 минут движения долина расширилась, появились небольшие террасы, снега в русле стало еще больше. Двигаясь, то по руслу, то по террасам дошли до слияния с левым притоком. Выше слияния, на правом берегу - небольшое (на 2-х человек) заброшенное зимовье (печка отсутствует, дверь лежит рядом). После небольшого обеда повернули назад к стоянке.

День 6 - 24.02.04. 15км 5:50
р.Шубутуй - р.Дабатый.

Дневка, лекарства, человеческое участие (а, скорее всего чувство долга) сделали свое дело - идем дальше. До обеда бодро прошли по нашей вчерашней лыжне до зимовья. Выше зимовья по руслу идти стали совсем медленно. Вышли на левую (по ходу) террасу. Снега меньше, но много завалов, резкие подъемы и сбросы тоже не делают путь комфортным. В месте, где ручей делает поворот на юг, террасы почти исчезают; правый борт долины представляет собой длинный, крутой (~40 град), залесенный склон; левый борт долины более пологий (а метров на 100 выше - склон вообще выполаживается) и леса на нем немного. Перейдя на левый борт и поднявшись до плоского участка, остановились на ночевку.

День 7 - 25.02.04. 15км 6:50
р.Дабатый - пер. - р.Нарин-Гол - р.Дзымха.

приток р.Дзымхаперевал на р.Нарин-ГолДальнейший путь идет по левому борту долины, по его плоскому верху, вдалеке от ручья, который течет где-то далеко внизу. Мы как бы срезаем поворот ручья на юг. При движении удобно ориентироваться по противоположному правому склону долины - он хорошо виден. От места ночевки правый склон выглядит как крутой, длинный и залесенный. Штурмовать его при данном количестве снега очень не хочется. Идем по левому борту, выбирая путь поровнее, до тех пор, пока в правом склоне не станут видны: залесенный бугор и голая снежная вершина (перечислены слева направо). Между ними и находится наш перевал. От р.Дабатый к перевалу ведет небольшая ложбина. Пора двигаться к ручью. Предыдущий набор высоты не является напрасным - при спуске к реке теряем всего метров 6 высоты. Ложбина, ведущая от Дабатыя к перевалу, местами узкая, заросшая кустарником. Пытаясь найти более удобный путь, выходим на террасу правого (по ходу) склона и двигаемся какое-то время по ней. Но необходимость, траверсировать длинный склон, заставляет спуститься в ложбину. Дальнейший подъем на перевал проходит в троплении то елочкой, то лесенкой по относительно некрутому подъему. Седловина широкая, с редкими деревьями, больше похожа на водораздел. В сторону Нарин-Гола долина вообще понижается очень медленно. До поворота на Дзымху лучше идти прямо по широкой долине Нарин-Гола до явного понижения в правобережном хребте. Попытка страверсировать на водораздел Нарин-Гола и Дзымхи без потери высоты (навеянная одним из прочитанных отчетов) кроме лишних затрат сил ничего не дает. От Нарин-Гола до водораздела набор высоты небольшой и сам подъем нетруден. Гораздо интереснее оказался спуск. С водораздела спуск к левому притоку р.Дзымха начался красивым и легким катанием, которое почти сразу закончилось крутым, залесенным склоном. Снег, как обычно, глубокий. Местами под снегом, очевидно, находится стланник - тут уж провалиться можно и по пояс. Спуск заканчивается крутым сбросом к руслу. Самое удобное место спуска имело высоту метров 40, крутизну около 40 градусов, перекристаллизованый снег поверх травянистого склона. Долина притока р.Дзымха узкая, склоны крутые, русло неровное, заросшее кустарником. Через ходку наткнулись на занесенную старую охотничью лыжню, которая в очередной раз нас выручила. В месте слияния с притоком долина Дзымхи широкая, по берегам широкие террасы. Охотничья лыжня пошла куда-то наверх, с сожалением ее оставили. Двигались с переменным успехом то по лесу (бугры, завалы, много снега), то по руслу (нет бугров, нет завалов, но очень много снега).

День 8 - 26.02.04. 13км 3:40
р.Дзымха - р.Хара-Мурин.

В нижнем течении р.Дзымха течет в живописном каньоне. Большие валуны, глубокий рыхлый снег, некоторое количество открытой воды. Снаряжение начинает уставать - на последнем километре Дзымхи с разницей в 100 м ломаются две лыжи (обе относятся к славному семейству "Лесных"). Починка лыж съедает некоторое количество времени, демонстрирует мастерство ЗИПа и хорошо облегчает его ремонтный запас. У слияния р.Дзымха и р.Хара-Мурин обедаем. На Хара-Мурине встречаем свежую лыжню. По информации взятой из МЧС (посещение МЧС может быть полезно не только в плане безопасности) это должна быть группа из Белоруссии. Выше слияния с Дзымхой Хара-Мурин течет в мощном каньоне. Снега много, но по свежей лыжне это нисколько не мешает. Несмотря на лыжню, сегодня день поломок: у очередного участника отлетает крепление от лыжи, при этом теряется часть крепления. И снова ЗИП засучивает рукава. (Хотя такое количество поломок наводит на размышления. Все начинают вспоминать, когда последний раз приносили дань уважения местному Хозяину.) В реке большие валуны, местами их нагромождение полностью перегораживает русло - приходится снимать лыжи и взбираться пешком. В 3-4 км выше слияния с Дзымхой начинают появляться террасы и небольшие острова. Не доходя до слияния Хара-Мурина и Зун-Байги, встали на ночевку.

День 9-10-11 - 27-28-29.02.04. 74км 17:20
р.Хара-Мурин (р.Зун-Байга - р.Тит-тит).
р.Хара-Мурин (р.Тит-тит - р.Зимовейная)
р.Хара-Мурин (р.Зимовейная - п.Мурино)

р.Хара-Муринр.Хара-Муринр.Хара-МуринС утра погода совсем испортилась. Сильный ветер, снег. Вчерашняя лыжня местами заметена полностью. Тут пришло время задуматься. Время, затраченное минчанами на прохождение маршрута до этого места (а наш остаток запланированного маршрута близок к пройденному ими маршруту (хотя наш и проще)) больше, чем оставшееся у нас время. Обилие снега и невысокая скорость тропления могут потребовать еще день-два свыше запланированных (при условии хорошей погоды при прохождении перевалов). Большинство участников этого времени не имело. Поэтому решено было идти вниз по Хара-Мурину. До слияния с Дзымхой спустились по остаткам своей лыжни (уже сильно занесенной). Ниже ветер был заметно слабее, лыжня сохранилась гораздо лучше. За 2.5 часа (от места ночевки) дошли до слияния Хара-Мурина и Нарин-Гола. У слияния находится крупное зимовье - две избы, в более крупной избе вполне может разместиться группа. Долина реки широкая. Встречаются большие участки открытой воды. Русло реки, как правило, имеет два уровня: по бортам реки идут полосы припайного старого льда, по центру, метра на полтора-два ниже, открытая вода или полоса тонкого льда, покрытого слоем снега. Центральная полоса частенько содержит под снегом слой воды. Так как из-за прижимов иногда приходится переходить с одного борта долины на другой случается залезть в воду. Участники предыдущей группы, судя по следам, пару раз проваливались в воду. У нас все обошлось несколькими проходами по снежно-ледовой каше с последующим намерзанием на лыжах 10-сантиметрового слоя льда. Открытой воды больше в нижнем течении Хара-Мурина. Перед впадением Лангутая высота бортов долины резко уменьшается. Лангутай в месте впадения в Хара-Мурин выглядит небольшим притоком. Цивилизация появляется в виде линии электропередач, пересекающей вдалеке долину реки (параллельно ей идет автомобильная трасса). В этом месте выходим на правый берег. 15 минут хода по берегу приводят к автомобильной трассе в месте ответвления дороги на Мурино. Здесь же находится автобусная остановка. Полчаса движения по дороге приводит в поселок Мурино. Ж.д. станция брошена: здание еще цело, но окон уже нет. В Мурино останавливается электричка и местный поезд.

6. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

6.1. Географическое положение и туристские особенности района.

На территории бассейна Байкала в отдельный туристский район можно выделить Южное Прибайкалье - район Хамар-Дабан. Это горный хребет, состоящий из ряда цепей и узлов, расчлененных глубокими речными долинами и ущельями. Хребет вытянут в меридиональном направлении, с запада ограничен Тункинскими гольцами, с северо-востока - хребтами Улан-Бургасы и Цаган-Дабан. С юга хребет подпирает Малый Хамар-Дабан, высота которого едва превышает 2000 м. Наибольшие вершины Хамар-Дабана сильно изрезаны, вздымаются ввысь в виде гребней, пирамид, пиков. Некоторые из них достигают 2200-2300 м. Северные склоны хребта, которые опускаются к Байкалу, круты, сильно расчленены, покрыты пихтово-кедровой тайгой. Высоты более 2000 м покрывает горная тундра. Горы, тайга и открывающаяся панорама Байкала производят неизгладимое впечатление. Многочисленны здесь горные реки с перекатами и порогами, замерзшими водопадами высотой до 12-15 м. Живописны на Хамар-Дабане высокогорные озера, летом в них чистая, прозрачная вода. В гольцовой части хребта нередки мощные цирки, снег в которых сохраняется все лето. На северных склонах берут свое начало реки Большая Быстрая, Слюдянка, Утулик, Хара-Мурин, Лангутай, Снежная. Все они удобны для передвижения на лыжах. В среднем течении они малоснежны, но с часто встречающимися наледями. В верхнем течении глубина снежного покрова достигает метровой толщины. Большая часть названных рек протекает в красивых живописных каньонах, которые легко проходимы зимой.
Источник: "Лыжные маршруты южной и северо-восточной Сибири". Библиотечка самодеятельного туризма. - М., 1994.

Хамар-Дабан - район таежный, прохождение маршрута может сопровождаться значительными усилиями по троплению даже простых участков. Хамар-Дабан сейчас мало посещается туристами-лыжниками. В МЧС за первые два месяца 2004г. было зарегистрировано 4 группы (включая нашу). Все зарегистрированные походы можно отнести к несложным, их маршруты проходили по традиционным местам. Соседство такого замечательного района как Тункинские гольцы тоже не способствует зимней посещаемости Хамар-Дабана. Так что за поход туристскую лыжню можно не встретить. Исключение составляет только участок г.Слюдянка - ГМС, где лыжня поддерживается местными жителями. Немного выручает старая охотничья лыжня. На тех крупных реках, где мы побывали, как правило, находились ее следы.

6.2. Снаряжение.

Из специального снаряжения были взяты две пары кошек и веревка 50 м. Необходимости в них не было.

7. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Поход по Хамар-Дабану показался нам технически несложным, но трудоемким. Поэтому при планировании похода необходимы хорошая физическая подготовка и достаточный резерв времени.


 
 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную