на главную
На главную
 походы отчёты документы 
 
 

ПЫЩУГ

ОТЧЁТ

о прохождении автомобильного спортивного туристского маршрута первой категории сложности
по Приволжскому ФО и Костромской области, совершённом группой туристов г.Саратова в период с 31.07.14 по 06.08.14

Маршрутная книжка № 13-2014-А
Руководитель группы Гамаюнов И.В.
4412450, г.Петровск, Саратовской обл, ул.Энгельса, 70
тел. 8 (919)  833-96-81,
e-mail: forconnect@list.ru

Оглавление

    Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  4. Изменения маршрута и их причины.
  5. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  6. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
  7. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1. Проводящая организация:

Самостоятельно.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Российская Федерация. Саратовская, Пензенская, Нижегородская, Костромская, Кировская, Ульяновская, Самарская области; республики Мордовия, Марий Эл и Татарстан.

3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

авто

первая

3100 км.
В зачёт 2673 км

7 дней,
6 - ходовых

31.07.14 -06.08.14

4, 5. Подробная нитка маршрута. Обзорная карта.

Саратов – Петровск – Арзамас – Заволжье – Пыщуг – Котельнич – Советск – Уржум – т.к.57N-50E – Морки – Чукша - Морской Глаз – Елабуга – Нижнекамск – Алексеевское – Тольятти – Жигулевск – Кузнецк – Петровск.

6. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Кп

Длина ПП

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование, и т.д.)

Асфальт

0,8

3040/2613

Качество различное. До 20% плохое.

Полевые дороги

1,0

50/ 50

Хорошо укатанные, сухие.

Разбитая лесная дорога

1,5

10/10

Разбитый или неукатанный.

7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

Ф.И.О.

Г.Р.

Тур.опыт

Обязанности

Адрес

Фото

1

Гамаюнов
Илья
Владимирович

1981

Походы выходного дня

Руководитель, фото, ЗИП.

Саратов, Петровск

2

Гамаюнова
Татьяна
Ивановна

1981

Походы выходного дня

Штурман, завхоз, врач, фото.

Саратов

8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/

9. Поход рассмотрен МКК ТССР РФ (шифр МКК 100-00-666666653).

1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.

Основная идея похода – попробовать силы участников в новой для себя сфере, а также знакомство с новыми для нас точками центральной России.

2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

При прохождении маршрута не было запланировано посещение зон с ограниченным доступом. Поход проходил в непосредственной близости от транспортных магистралей или вблизи населенных пунктов.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные и запасные варианты нами не планировались, так как местность достаточно густо населена.

4. Изменения маршрута и их причины.

Изменений в маршруте не делали, за исключением вариантов объезда Нижнего Новгорода с посещением Горьковского водохранилища.

5. Техническое описание прохождения группой маршрута.

День 1 - 31.07.2014.
Саратов – Петровск – Пенза – Саранск – Арзамас.

В первый день поездки мы поставили себе задачу добраться до знаменитого храма и монастыря в Арзамасе. Задачу несколько осложнили технические неполадки (вечером накануне у машины пробило бензобак, поэтому пришлось в срочном порядке ремонтировать) и на сон в ночь перед отъездом у меня оставалось всего два часа. Несмотря на это сборы начали в 6-00, и вскоре были уже в пути.
Трасса Саратов-Пенза для нас представляет мало интереса, поскольку ездим мы по ней по нескольку раз в месяц. Сделали остановку в Петровске у родственников.
В Пензу заезжать не стали (поскольку не было такой необходимости). Здесь, в пензенской области, мы впервые за наше путешествие столкнулись с массовыми дорожными работами, в основном по починке дорожного покрытия мостов. По моим наблюдениям в это время дороги ремонтировались везде вдоль нашего маршрута, кроме Саратовской, Костромской областей и Республики Марий Эл.
Привычные для нас степные пейзажи привлекали разве что осознанием свободы от повседневности. Впрочем, по мере движения на север мы все больше впечатлялись разницей степных и лесных дорог, таких для нас непривычных.
Мордовию проскочили почти без остановок. Самое большое впечатление– резкий и неприятный запах при въезде в республику. Разобрать, что это было – запах органических удобрений, смог, заготовка силоса – мы не смогли. Но вот при попытке встать позавтракать возле красивого (издалека) озерца недалеко от трассы разобрать запахи уже труда не представляло: здесь заготавливали силос. Купаться и завтракать мы не стали, проехали чуть дальше и сделали привал возле деревеньки, на берегу небольшого пруда.
Въехали в нижегородскую область, сфотографировались рядом со стелой, посвященной Серафиму Саровскому.
В Арзамас мы приехали как раз вовремя: только что закончилось шествие паломников. Опоздали всего на день. Но, поскольку главной целью было посетить храм, мы совершенно не расстроились. В городе, конечно же, церквей много, но главный храм – один, возле женского монастыря.
Сходили на т.н. «набережную». Почему «набережная» так называется сказать сложно, поскольку рядом нет даже намека на водоем. Внизу – оживленное шоссе, река же – только в пределах видимости. Далековато. Но, видимо, если человеку очень чего-то хочется, то можно сделать и набережную на берегу асфальтовой дороги.
Выпив по стаканчику местного кваса и раздобыв свежего хлеба, отправились дальше по маршруту на север. И здесь нас настиг первый из двух замечательных ливней, намывавших нашу машину в путешествии. Выбирались из города почти что наощупь, благо подсказывал навигатор. Но покидать границы города грозовая туча не захотела, и, отъехав километров двадцать, мы нашли уютное местечко для ночевки - на реке Серёжа.
Место, должно быть, хорошо известно местным рыбакам и любителям шашлыков. Где-то в пределах слышимости от нас располагался детский лагерь, и весь вечер мы слушали местную дискотеку бородатых хитов отечественного и зарубежного «пошива». Вместе с тем, нас никто даже не думал беспокоить. По некоторым признакам обнаружилось, что здесь достаточно часто что-то ловиться. Но на червя, которого мы не смогли обнаружить в местном песчаном грунте. На ту приманку, что мы смогли смастерить из собственных припасов, поймать ничего не удалось.
Где-то совсем рядом с нами, кстати, спокойно все это время купались и что-то грызли бобры. Один даже, плюхнувшись посреди ночи совсем рядом с палаткой, напугал жену.

День 2 - 01.08.2014.
Арзамас – Балахна – Заволжье - Пыщуг.

Ночевка прошла спокойно, и вот уже мы снова в пути. Утром, когда еще не пооткрывались местные магазинчики, мы проскочили Балахну. Подумали было затариться на всю дорогу местным квасом, но продать нам его еще никто не мог (по причине раннего часа), да и прицепить к машине было бы проблематично.
К следующей точке маршрута мы поехали не через сам Нижний Новгород, а в объезд – через Заволжье. И, честно говоря – не зря. Вид на это рукотворное море потрясающий, даже из окна автомобиля, да и подышать свежестью после разморенных жарой дорог – одно удовольствие! А малая толика воображения, подсказывающая картины пятничных пробок мегаполиса, и вовсе поднимала настроение. Правда, дальнейшая дорога в объезд показалась небольшим отрывком из фильма-антиутопии: какие-то редкие посадки, вперемешку с мертвыми деревьями, выжженными пустырями и кучей указателей к городской свалке…
К сожалению, не запомнилось название деревеньки, где мы сделали следующую остановку. Но все же хочется сказать ей спасибо – здесь мы наткнулись на святой источник, где и пополнили запасы пресной воды. Деревенька стоит на одной из самых спокойных (и относительно ровных) трасс нашего путешествия. Здесь, возле кладбища, есть красивая церковь…
…А также заросли огромных борщевиков, с одним из которых мы не преминули сфотографироваться А вспомнив, что этот огромный «укроп» - дико ядовитое растение, потом всю оставшуюся дорогу смеялись над этим маленьким происшествием (впрочем, последствий никаких не было).
Затем – несколько раз пересекали Ветлугу, в которой (кстати) по прибытии на место и искупались. Но это несколько позже, на дневке, а пока же – отвратительная дорога в Костромской области. Сюда мы въезжали со стороны Нижнего Новгорода, и контраст показался разительным.
Здесь как раз шли «дорожные работы» - на протяжении километров тридцати работники раздолбили великое множество мелких ям, залили их битумом – и исчезли! Весь поток машин (а их с нами попутно ехало не так уж и много) разве что могли мчаться со скоростью до 35 километров в час. Иначе – громадный риск остаться без колес прямо возле стелы «Костромская область». Попав в одну из таких ям, мы даже услышали громыхание собственного глушителя, не совсем корректно закрепленного после ремонта бензобака.
Еще одно впечатление – вырубка леса, лесозаготовка. Рядовое для местных жителей явление – для нас, жителей волжских степей – диковинка. На которую мы и не преминули взобраться.
Кстати, уже приближаясь к концу дневного переезда, мы не могли не удивиться отсутствию изобретательности у местных картографов – три реки здесь назвали незамысловато: «Фердос-1», «Фердос-2» и «Фердос-3».
И вот – промежуточная цель, после которой мы как бы условно поворачиваем домой – на юг. Пыщуг!
Гордое название с марийского языка означает «край лип». Не уверен насчет лип, но вокруг – действительно целое море леса. Это, конечно, не тайга, но жить в пяти минутах ходьбы от настоящего леса – и это в районном центре, тоже для нас очень непривычно.

День 3 - 02.08.2014.
Дневка.

Остановились у моего старого приятеля. Отдыхаем, купаемся в Ветлуге, смотрим окрестности.

День 4 – 03.08.2014.
Пыщуг – Котельнич – Советск – Уржум - т.к.57N-50E – Морки – Чукша

На четвертый день мы наметили одно из интересных занятий путешествия – найти точку конфлюэнции, на которой до нас еще никто (в рамках проекта http://confluence.org/) не был. В Кировской области.

Утренняя дорога запомнилась несколько необычно. Как одна, пусть слегка длинноватая, но непрерывная прогулка вдоль влажного, настоящего леса. Лес, дымка, солнышко прямо в лицо…
Проехали через Советск, и это единственное место маршрута, где нами заинтересовались сотрудники ДПС.
В Уржум приехали в самый разгар дня. И здесь перед нами встал вопрос: как добраться на место? На просмотренных картах в интернете, мы примерно определились с нахождением точки – посреди оного из возделываемых полей. Но вот если добираться от трассы – то перед нами река Уржумка. А если объезжать через деревню – то дорога неизвестного качества. Мы выбрали первый вариант.

Как ни удивительно, практически до места нас привела грунтовая дорога. Вернее, так мы сначала подумали, а затем узнали и почему это так – местные жители организовали здесь переезд (скорее всего, для грузовиков), поскольку Уржумка, достаточно широкая и глубокая, тут натыкалась на перекат и была не больше полуметра в глубину. Правда, течение становилось достаточно быстрым.
Дальнейшие поиски точки показали, как мы ошиблись, причем дважды. Во-первых, снимки, что мы рассматривали в интернете либо относились не совсем к тому самому месту, либо были сделаны достаточно давно. А во-вторых, одевшись для жаркого летнего луга, мы оказались в нехоженом лесу, потом в овраге с крапивой и ручьем, а потом – в ельнике, который уже давно никто не прореживал. Скорее всего потому, что в этом ни у кого нет необходимости.
Итак, сначала поле. Потом – лесок и резкий спуск в овраг с крапивой. На дне оврага – ручеек, который мы смогли перепрыгнуть, не замочив ног. И вновь вверх, вслед за навигатором. Лес. После леса – небольшая прогалина со следами давней колеи. За колеей – ельник, посаженный рядами. И ряды – поперек движения!
Ветви ельника сплелись внизу так сильно, что пройти, не обломав одной-двух засохших веток, нельзя. Идем. Поперек рядов.

В итоге мы все-таки нашли т.к.57N-50E. И сфотографировали.
Дорога назад оказалась несколько проще – к точке можно было пробраться с другой стороны посадок и пройти (если знать) вдоль рядов вверх по холму. Причем, практически до самих посадок (где-то в пределах 200-300 метров) проходит старая дорога с колеей, спускающейся почти прямо к броду. Но мы этого не знали. Всего, вместе с отклонением от трассы, погоня за «т.к.» стоила нам 4,5 – 5 часов времени, ободранных и обожженных крапивой ног (сильно выше коленей) и немалых затраченных сил на борьбу с лесом в абсолютно не подходящей для этого экипировке.
Вернувшись к машине, мы обнаружили бодро купающихся местных жителей на пляжике возле брода, а также двух сплавляющихся туристов, перетаскивавших через мелководье две лодки. Решили даже не обедать, и ехать дальше.
Следующий пункт назначения – самая высокая точка республики Марий Эл гора «Чукша». Но тут начались чудеса с дорогами. Наш навигатор совершенно отказался выводить нас из кировской области, а ту «дорогу», на которую мы попали, потом совершенно потерял. Нашей «трассой» стала деревенская улица, по которой едва ли проезжает больше пары автомобилей в неделю. Дальше – грунтовка и полная неопределенность – куда ехать.
Покрутившись с десяток километров на безвестном перекресте, мы наткнулись на табличку, обозначающую границу Кировской области и республики. Причем прямо за табличкой плохонький асфальт превращался в исчезающую в зарослях грунтовку, изредка отсыпанную щебнем, ясно говорящую, что по ней уже давно никто не проезжал. Применив нехитрую логику, мы развернулись на 180 градусов и отправились вглубь Марий Эл, причем дорога даже имела асфальтовое покрытие. Впрочем, нам все же пришлось делить дорогу с местными гусями.
Ближайшая известная точка на карте – Морки. Впрочем, оказавшийся вполне себе большим городом (ПГТ? райцентром?). Ухоженным и опрятным, с фонтаном и кучей магазинов. Но вот про Чукшу пришлось спрашивать – впрочем, местные жители про нее хорошо знают. Правда, только потому, что здесь находится местный песчаный карьер. Большой карьер.
Про то, что гора – самое высокое место республики знали, похоже, только мы. И добирались сюда уже ближе к закату.
Гора Чукша́ – это такой большой холм посреди плоской равнины. Видно действительно далеко, но все же вид порадовал не всех. А место там все-таки необыкновенное, может быть хранящее какую-то древнюю магию марийцев. Нас гора встретила неприветливо – мы попытались встать возле небольшой рощицы на ночлег, но неимоверная стая мух разубедила нас в несколько минут. Причем выбираться от леска пришлось вверх по мокрой траве, что сделать было совершенно непросто. Здесь нас не пустили.
Зато пустили переночевать на склоне. Мухи нас не оставили совсем, но их становилось все меньше.
Правда, поспать ночью удалось очень мало – все-таки древняя магия марийцев действовала. К тому же ужасно зудели исцарапанные ноги. И все же гора, похоже, проявила к нам благосклонность – столько ястребов в одном месте я не видел никогда. Мы видели пять или шесть птиц, пока ехали на гору – одни взмывали прямо из-под колес, другие сидели где-то рядом с дорогой. А ночью мы услышали, как крыло пернатого задело по палатке. Впрочем, я не орнитолог, и может быть, это были какие-то другие хищные птицы.
Не знаю, чем питаются все эти мухи и ястребы – надеюсь все же не незадачливыми туристами. Но ночь на Чукше запомнилась всем участникам путешествия.

День 5 – 04.08.2014.
Чукша – Морской глаз - Елабуга – Нижнекамск.

Этот день должен был стать самым легким на маршруте. По первоначальной задумке, мы должны были попасть в центральное место дня – Елабугу – около полудня.
Но перед этим восьмое чудо России – озеро «Морской глаз». При удаче, мы хотели в нем даже искупаться. Но, к несчастью, утро выдалось достаточно прохладным, сырым и не очень уютным. Это во-первых. А во-вторых, мы уже знали из новостей, что озеро начало стремительно мелеть. Мы не верили.
Но все же это так. Из более чем сорока первоначальных метров глубины ушло около пятнадцати. И к нашему приезду в нем уже никто не купался, так как спуститься до воды (а тем более подняться) можно было только с помощью веревки.
Опрятное и красивейшее озеро обмелело. На поверхности воды плавал мусор – скатившиеся бревна и ветки, какие-то остатки деревянных конструкций, трава и пр. Но даже в таком, достаточно плачевном состоянии, озеро поражает красотой. Потрясающий вид на просыпающуюся после дождичка долину сверху, идеальный овал глиняных берегов. И голубая вода. Она просматривается и поражает своим цветом и вверху, и внизу. Мы совершили круг почета вокруг озера, а потом еще и угостились местными яблочками «от гида». Грушовкой. Вкусной.
В деревню Шарибоксад нас направляли местные жители. В итоге, вместо асфальта мы ехали по разбитым проселкам, а перед самой деревней – по уложенным встык друг к другу плитам. Но это было только цветочки – оказывается, от «Шари» до Казани – всего 40 км. Но дороги нет! Только проселки или объезд (сколько объезжать – местные не уточнили).
И мы доверились навигатору…
И действительно, часть пути по асфальту мы проехали быстро. Потом - пыльноватый, но хорошо наезженный проселок до какой-то деревушки на берегу пруда. (Возле которого мы позавтракали, умылись и вообще – почистили немного перышки). Но потом…
Навигатор смело вел нас деревенскими улицами, большинство из которых оказалось просто тракторной колеей. А дальше – настоящий лес! Оказывается, мы въехали в лесничество на границе республики, и здесь – кроме, разве что лесников, никто никогда не проезжает. И если в поле все давно просохло, то здесь все было совершенно наоборот.
Дорога сквозь лесничества состояла из некоей смеси грунта, глины и песка. Причем, песка было достаточно много – машина на сухих участках не вязла. Но при этом через каждые 10-15 метров – приличная лужа, через которые иногда приходилось не «переезжать», а «переплывать», высадив на всякий случай пассажиров. И самое неприятное – мы даже примерно не представляли, сколько по такой дороге ехать!
Скорее всего, такое чередование подъемов и спусков с лужами – следствие рельефа лесопосадок, когда сосны засаживались рядами, на валах земли. Хотя, не возьмусь утверждать этого наверняка. Одно из интересных препятствий – мост через небольшой ручеек: несколько тонких сосенок, не скрепленных вообще ничем!
Потратив кучу нервов и времени (все-таки наша техническая база не была приспособлена к таким поворотам) мы выехали прямиком на трассу на Казань. Широкую, четырехполосную, абсолютно ровную дорогу! И это буквально в нескольких километрах от глуши Марий Эл!
В итоге в Елабугу мы попали примерно к двум-трем часам дня. Замечательный город, жаль – не удалось погулять в нем подольше. Удивительное «Чертово городище» и вид с утеса на слияние рек, чистенький и опрятный парк (даже два соседствующих друг с другом парка). Совершенно чистый от рекламы центр города – где люди отдыхают в свое удовольствие. Но все устали, к тому же большую неопределенность вносила огромная туча, кругами ходившая вокруг города.
Выехали мы, как и планировали – в сторону Нижнекамска, где планировали найти место для ночевки. Но, на самом выезде нас накрыл ливень – и гнал, практически не переставая, по маршруту следующего дня, в надежде на сухую ночевку. Остановились мы с последним лучом солнца – в ближайших посадках, разделявших два поля. И, как оказалось, - очень удачно. Дождя ночью не было, а на следующий день дорога стала короче на сотню с хвостиком километров.

День 6 – 05.08.2014.
Нижнекамск – Алексеевское – Жигулевск.

День выдался довольно интересным. Конечно, в начале его – дорога, вполне приличная. Немного повздорили с перегородившими трассу лошадьми. Постояли в длиннющей пробке в Тольятти.
Здесь пришлось заехать на станцию ТО – лесная дорога обернулась необходимостью замены «гранаты», на которой порвался пыльник. Шутник-навигатор опять завел нас вместо Стрельной горы в дачный поселок, где местный дачник (с загипсованной ногой) и объяснил нам, куда ехать.
Впрочем, дорога оказалась лишь чуть лучше предложенной навигатором - проселок по холмам. Хотя обратно мы, уже по привычке, ехали по асфальту.
Во второй половине дня – Жигулевский заповедник. Из окон автомобиля – это обычный лес, правда с дорогой – серпантином, чем-то напоминающим крымские дороги. И как изюминка – Стрельная гора, и все связанные с ней предания о разбойниках Стеньки Разина, Чертовым мостом и пешей прогулкой по самой жаре на самый верх. Нам понравилась.
Заночевали неподалеку – спустившись к Волге. Опять порадовал догнавший нас вчерашний дождь. Но ненадолго – скорее он просто распугал местных туристов, и освободив нам место под стоянку там, где обычно (судя по оборудованным местам отдыха) довольно людно. Правда, с рыбалкой опять не повезло.

 

День 7 – 06.08.2014.
Жигулевск – Кузнецк - Петровск.

Последний день поездки – это уже дорога домой. Заехали ненадолго в Кузнецк, и тут уже начало прямо-таки дышать в лицо приближение «малой родины». В Кузнецке, единственном месте на маршруте, при ремонте дорожного полотна перекрыли полностью (!) мост в центре города, создав прямо-таки ужасающие пробки и невозможность въехать в город через один из двух съездов с трассы.
А самое неприятное – что наиболее ужасный участок дороги общего пользования мы встретили прямо у въезда в город Петровск. 10 километров абсолютно разбитого грейдера, местами усыпанного щебенкой.
Ну, и уже вне маршрута – дорога до Саратова, уже вместе с сыном.

6. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Особо опасных препятствий в маршруте первой категории нет. В таких походах некоторую опасность представляют участки магистралей с большим количеством участников дорожного движения.

7. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Маршрут характеризуется достаточно большим разнообразием протяжённых препятствий (для Iк.с.): асфальт, грунтовые, лесные дороги. Пройден даже один брод через небольшую речку. Иногда приходилось проходить пешком небольшие расстояния в поисках точек конфлюенции, а также с целью выяснить возможность проезда по лесной дороге в Марий Эл.

Оценка сложности  маршрута

Протяженность П= 3100 км. В зачёт 2673 км.
Продолжительность: t = 7 дней.
Маршрут соответствует I к.с.


 
 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную