на главную
На главную
 походы отчёты документы 
 
 

БАЙКАЛ

ОТЧЁТ

о спортивном походе второй категории сложности,
проведенном по озеру Байкал с 6 по 14 марта 2014 года.

Маршрутная книжка №
Руководитель группы Альберт Евгений Александрович
Дрезден.
тел. 8(905)5416183,
e-mail: mormegill@mail.ru

Оглавление

  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Идея похода.
  3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  4. Изменения маршрута и их причины.
  5. График движения.
  6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  7. Дополнительные сведения о походе.
  8. Смета расходов.
  9. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
  10. Список литературы.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Центральная секция туристов Московского Государственного Университета.

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Россия, озеро Байкал.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

вторая

215 км

9 дней

6-14 марта 2014

1.4. Подробная нитка маршрута.

пос. Большая Бугульдейка – мыс Голый – залив Усть-Анга – Ольхонские ворота – т./б. Ольтрек – мыс Зундук – пос. Песчанка– пос. Хужир .

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

-

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

Ф.И.О.

Г.Р.

Тур.опыт

Обязанности

Фото

1

Альберт
Евгений
Александрович

1989

5ГУ (Ц.Памир, Ц.Тянь-Шань), 1ГР

Руководитель

2

Бекетова
Дарья
Сергеевна 

1990

4ВУ , 1ГУ

Медик

3

Герасимов
Кирилл
Вячеславович

1992

1ГУ

Гитарист

4

Климов
Илья
Дмитриевич

1985

1ГУ

Штурман

5

Козачек
Елена
Юрьевна

1985

5ГУ

 

6

Синица
Арсений
Леонидович

1984

3ГУ

Хронометрист

7

Сорокина
Евгения
Михайловна

1992

1ГУ

Завхоз

8

Уточка
Роман
Александрович

1984

1ГУ

Реммастер

9

Хабров
Владимир Викторович

1987

4ГУ, 5ПУ

Пом. руководителя

10

Шерстнева
Наталья
Евгеньевна 

1988

1ГУ, 4ВУ

Снаряженец

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Библиотека Центральной секции туристов Московского Государственного Университета.

1.9. МКК (шифр ).

2. Идея похода.

Маршрут проходит по льду озера Байкал. В качестве основного средства передвижения использовались туристические коньки.

История.

Коньковые путешествия по Байкалу с различной протяженностью и степенью автономности набирают популярность в последние 5-10 лет. Однако, идея эта была реализована уже довольно давно. Самый ранний коньковый (частично) поход, отчет о котором мы нашли, датируется 1998 годом [1] и был совершен туристами из Екатеринбурга под руководством Тиунова Д.В. В этом же отчете дается отличная историческая сводка о применении коньков в туризме. Из нее следует, что впервые их начали применять в 60-х годах, после чего было совершено несколько походов по долинам рек в Саянах, но уже в середине 70-х интерес к конькам спал и маршруты забылись. Следующая известная нам коньковая вылазка на Байкал состоялась в 2006 году [2], однако, судя по информации в интернете, среди жителей Прибайкалья коньковые походы выходного дня - достаточно популярный способ времяпрепровождения. С тех пор в интернете появилось еще два отчета. Путешествие 2010 года туристами из Москвы, и этот отчет содержит достаточно много полезной технической информации [3]. Для “широких масс” возможность коньковых походов по Байкалу открылась с публикацией прекрасных фотографий байкальского льда и миниотчёта в 2012 году [4] (от просмотра этих фотографий и родилось наше желание побывать на зимнем Байкале).  После этого в сети стали периодически появляться видеоролики и фотографии коньковых походов, но найти информацию о необходимом снаряжении, условиях на маршруте, специфике погоды и других технических подробностях до сих пор не просто.

Возможности построения маршрута.

Несмотря на огромный размер Байкала, необходимость наличия открытого льда сильно уменьшает возможные варианты маршрутов. В интернете существует ежедневно пополняющийся архив космоснимков Байкала за последние 10 лет [5]. Данный ресурс не только позволяет отслеживать текущую ледовую обстановку, но и собрать некоторую статистику о ней. Лед начинает появляться на Байкале с конца-середины декабря и обычно к середине января полностью покрывает озеро. Однако в нашем случае, из-за очень теплой зимы, лед окончательно встал только в начале февраля. Снег постоянно покрывает большую часть Байкала, за исключением участка западного берега от Листвянки до северной оконечности Ольхона (иногда и дальше на север, примерно до Ушканьих островов). В случае непогоды, если судить по спутниковым фотографиям, его может заметать снегом, но на не очень продолжительное время (около недели). Даже в этом случае глубина снега позволяет легко передвигаться по нему без лыж и снегоступов.  На этом участке береговой линии существует три потенциальные точки заезда-выезда – Листвянка, большая Бугульдейка и район Ольхона - МРС. Наверняка можно договориться о заброске и в какие-то промежуточные точки, но такая заброска, скорее всего, обойдется дороже, и дорога будет заметно хуже и дольше. Помимо этого, существует вариант заброски на катере на воздушной подушке из Листвянки в любую точку побережья, правда цена у этого удовольствия еще не “вертолетная”, но уже далеко и не машинная. Таким образом, если не планировать выезжать севернее Ольхона и пересекать Байкал (что возможно далеко не всегда из-за снега), наиболее простые маршруты представляют собой линию вдоль побережья. Основным решением, которое нужно принять при таком маршруте, становится направление движения: с севера на юг или с юга на север и протяженность (Бугульдейка находится примерно посередине между Листвянкой и Ольхоном).
Более логичным выглядит вариант движения с юга на север, из Бугульдейки или Листвянки в сторону Ольхона. Район малого моря более обжитой, там можно утроить дневку, сходить в баню, отогреться после первой половины маршрута, посмотреть на местные достопримечательности, такие как буддистская ступа и скала Шаманка. Однако преимущественные ветра на Байкале дуют с севера, северо-запада и северо-востока, а передвижение на коньках против ветра физически достаточно тяжелое (а при сильном ветре невозможное) занятие. Движение же по ветру практически не требует никаких усилий. Поэтому окончательно решение по выбору направления движения, исходя из нашего опыта, мы бы выбирали непосредственно перед походом, ориентируясь на долгосрочный прогноз ветра [6], которому мы не придали должного значения. В нашем случае прогноз оказался очень точным, а ветер первые четыре дня - встречным. 
Еще одна сложность, с которой приходится сталкиваться при построении маршрута – очень сильная зависимость скорости движения от состояния льда, которое заранее предсказать невозможно. Так, при благоприятных условиях группа в день может легко пройти 40 и более километров, тогда как при прохождении торосов скорость падает от 35км/ч до 500м/ч. Исходя из нашего опыта, группа, без особо спортивных планов и имеющая среднюю физическую подготовку, может рассчитывать в  среднем проходить в день около 30км.

Замечания по нашему маршруту.

Маршрут представлял собой несколько укороченный вариант маршрута 2012 года, с небольшими изменениями, касающимися мест ночевок. Мы старательно избегали зимовий и ночевали только в палатке, за исключением дневки, проведенной на турбазе Ольтрек. 
Маршрут начинается из Бугульдейки, идет вдоль западного берега до Ольхонских ворот и дальше, огибая малое море по западному берегу, заканчивается в Хужире.  (фото 1).  Мы выбрали старт из Бугульдейки для того, чтобы конец маршрута приходился на более обжитой район малого моря, откуда, в случае отставания от плана, проще было бы уехать. 
Поход получился средней напряженности, общий подъем был обычно в районе 8, выход на лед в районе 10 - 11. На стоянку останавливались обычно около 18 - 19. Подниматься с утра раньше не хотелось из-за холода, и так как особых спортивных целей мы не ставили, то обычно позволяли себе поспать подольше. При этом особенно холодно не было. Ночью температура опускалась, по ощущениям, до -20 – 25, днем, в солнечную безветренную погоду, воздух прогревался до 0, и на солнце можно было загорать. Ночевали всегда на берегу. Из пройденных 215 километров пешком прошли около 20, так что лед в большинстве мест был хорошим и небольшие участки неровностей и торосов только добавили маршруту разнообразия. Еду в основном готовили на костре, но несколько раз пришлось использовать горелки. Дрова на берегу Байкала, южнее Ольхонских ворот, есть далеко не везде, поэтому на этот участок лучше закладывать бензин/газ (особенно севернее устья Анги). После первых пяти дней остановились на дневку на турбазе Ольтрек. Сходили в баню и покатались по малому морю, осмотрев несколько близлежащих островов. 
В целом, группа осталась очень довольна, и впечатления от маршрута у всех самые хорошие.

3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО..

Переезды.

Из Москвы в Иркутск летели прямым рейсом «URAL AIRLINES». Билеты покупали в ноябре – декабре, когда билет в два конца еще можно было купить в районе 9 тысяч рублей. О всех переездах и жилье в Листвянке заранее договаривались со знакомым водителем из Листвянки (Петр, spsp70@mail.ru). Никаких накладок не было, все в срок и по договоренности. 
Переезд Иркутск – Бугульдейка занимает порядка 6 часов, переезд Хужир – Иркутск порядка 7 часов.

Регистрация в МЧС.

Регистрировались через байкальский ПСО в Листвянке по телефону 8-3952-783-700 из Москвы. На месте отправили сообщения о выходе на маршрут и об окончании маршрута.

4. Изменения маршрута и их причины.

Из-за сильного встречного ветра, в первые дни отстали от запланированного графика на 1 день. Из-за этого, в конце маршрута мы отказались от посещения самой северной точки Ольхона – мыса Хобой и пересекли малое море в районе мыса Зундук.

5. График движения.

заявленный пройденный

Даты

Дни пути

Участки маршрута

км

Способы передвижения

05мар

0

Самолет Москва - Иркутск

 

 

06мар

1

Машина Иркутск - Бугульдейка. Начало маршрута Бугульдейка - мыс Голый

12

Машина, коньки

07мар

2

Залив Усть-Анга

30

Коньки

08мар

3

Пролив Ольхонские ворота

30

Коньки

09мар

4

Т/б Ольтрек

30

Коньки

10мар

5

Дневка, Радиальный выход на о. Огой

10

Коньки

11мар

6

Мыс Ото-Хушин 

30

Коньки

12мар

7

Мыс Арал

22

Коньки

13мар

8

Мыс Хобой

18

Коньки

14мар

9

Пос. Хужир.  Машина Хужир - Иркутск

35

Коньки

15мар

10

Самолет Иркутск - Москва

 

Машина

Даты

Дни пути

Участки маршрута

км

Способы передвижения

05мар

0

Самолет Москва - Иркутск

 

 

06мар

1

Машина Иркутск - Бугульдейка. Начало маршрута Бугульдейка - мыс Голый

8

Машина, коньки

07мар

2

Мыс Крестовский

25

Коньки

08мар

3

Мыс Улан-Нур

30

Коньки

09мар

4

8км южнее Ольхонских ворот

19

Коньки

10мар

5

Т/б Ольтрек

34

Коньки

11мар

6

Дневка, Радиальный выход на о. Огой

16

Коньки

12мар

7

Мыс Зундук.

40

Коньки

13мар

8

Пос. Песчанка

19

Коньки

14мар

9

Пос. Хужир. Машина Хужир - Иркутск

22

Коньки, машина

15мар

10

Самолет Иркутск - Москва

 

Машина

6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

Бугульдейка – Турбаза Ольтрек.

Протяженность: 116 км
Прохождение: 06.03 -10.03

06.03.2014.
Самолет прилетел утром в 06.03. Перепаковавшись в аэропорту, загрузились в машины и выехали в сторону Бугульдейки. По дороге пообедали и закупили бензин. В Бугульдейке были к 17 часам (фото 2). Темнеет на Байкале в это время около 20:30, поэтому у нас было еще 2-3 часа свободного времени. Собрались, погрузили рюкзаки на санки и выехали в сторону мыса Голый в 18:00 (фото 3, 4). Лед гладкий, иногда встречаются следы машин, по которым удобно обходить торосы (фото 5). Погода ясная безветренная. До мыса не доехали чуть-чуть и встали на стоянку перед мысом в 20:20 (фото 6). За это время прошли 9 километров, хотя в основном разглядывали лед и осваивались с коньками.

07.04.2014.
Утром 07.04 встали в 8:30 и вышли к 11:15, погода ясная со слабым ветром (фото 7). Катится хорошо, лед достаточно чистый, иногда встречаются нашлепки снега, которые нужно объезжать, иногда небольшие торосы (фото 8). Выбирать путь между торосов приходится наугад, но их немного и проблем практически не возникает. Через 7 ходок, продолжительностью от 20 мин. до часа, останавливаемся на обед в 15:55, немного не доезжая до мыса Крестовский. Дует ветер, поэтому строим стеночку из рюкзаков (фото 9), пьем чай из термосов и перекусываем. В 16:45 заканчиваем обед и едем дальше. На стоянку встали сразу за мысом в 20:15. Для того, чтобы подойти к берегу, пришлось преодолеть полосу торосов примерно 100м шириной (фото 10). Дров на стоянке мало (фото 11) и ходить за ними нужно далеко, поэтому готовим на горелках. В этот день из-за ветра отстаем от графика примерно на 10 километров, всего же за день прошли 25.

08.03.2014.
На следующий день 08.03 встаем в 9:00, выходим в 11, погода хорошая, но встречный ветер усилился. Завтрак опять готовили на горелках, после чего одна из двух горелок работать отказалась (как потом выяснилось, растворилась прокладка в насосе, возможно из-за неправильной присадки). Проходим немного вдоль берега под скалами (фото 12) и пересекаем торосы в обратном направлении (фото 13, 14, 15). К концу дня лед портится, так что некоторым становится проще идти пешком. В 16:40 отправляем передовую группу искать стоянку и ставить лагерь до темноты, остальные подтягиваются своим темпом. Всего в это день сделали 30км за 11 ходок и встали на ночевку к 19:40 (фото 16). Дров нет, и готовим на горелке, так как она только одна - ограничиваемся горячим чаем. К счастью, сегодня восьмое марта, поэтому ужин все равно получается отличный (фото 17). Заканчиваем его попыткой запуска китайского фонарика. Правда оказалось, что китайцы не рассчитывали его на такой мороз и ветер, и запуск с треском провалился, так что пришлось полить его бензином и поджечь на земле.

09.03.2014.
С утра 09.03 встали в 8:30 и вышли в 11:15. Погодя ясная, но ветреная. Из-за проблем с горелками на завтрак ограничиваемся только кашей без чая. Термоса наполнить тоже не успеваем, но рассчитываем встать на обед с костром. Едем недалеко от берега, несколько раз пересекаем неширокие участки торосов, пока в 12:10 не заезжаем в тупик, образованный несколькими сходящимися грядами. Снимаем коньки и преодолеваем торосы – примерно 300м, на что уходит около часа (фото 18, 19, 20). Пока отстающие проходят торосы, набираем воду из открытой трещины неподалеку (фото 21). После того, как торосы отделяют нас от берега, прощаемся с горячим обедом и продолжаем движение. В планах на сегодня встать где-то в районе Ольхонских ворот, но сильный встречный ветер (в большей степени) и возможное отсутствие впереди дров (в меньшей степени) заставляют пересмотреть планы. На стоянку становимся раньше, увидев подобие леса на берегу, в 17:40 (фото 22, 23) , пройдя в этот день 19км, не дойдя примерно 10км до ворот и увеличив отставание от графика. Нашлись и свои плюсы, место оказалось исключительно живописное, с красивыми наледями и прекрасным льдом в бухте (фото 24, 25, 26).

10.03.2014.
10.03 поднимаемся в 8 и в 9:45 выходим. За день до этого, к вечеру ветер был такой силы, что начали подумывать о том, чтобы срезать оставшуюся часть пути до малого моря по суше, перевалив через хребетик и выйдя в залив Махур. По счастью, ветер с утра был не очень сильный и решили и дальше пробиваться на коньках, к тому же обувь не у всех участников подходила для пеших переходов. К 12:20 доехали до Ольхонских ворот, успев по пути полушутя-полусерьезно обсудить возможные изменения маршрута, если ветер не изменится (включая поворот обратно в Бугульдейку или заброску на машине до Хобоя и прохождения малого моря с юга на север). В ворота из-за ветра въехать не удалось (фото 27), пришлось снять коньки и идти пешком вдоль левого по ходу берега (фото 28). К 13:00 ветер немного стих и погода прояснилась. Пересекли пролив, доехав до живописного мыса “Кабанья голова” (южная оконечность Ольхон) (фото 29, 30). По пути встретили машину джиперов из Иркутска, которые поделились с нами остатками своего газа, за что им огромное спасибо! Они так же посоветовали нам пересекать малое море в сторону устья Сармы, так как севернее много торосов. Следуем их совету, пересекаем зимник, идущий из Хужира к МРС и движемся по направлению к Сарме (фото 31). Лед разного качества, иногда приходится снимать коньки и идти пешком. Погода постепенно портится и из Сарминского ущелья начинает дуть усиливающийся встречный ветер. В 15:00 поворачиваем на север и, при очень сильном боковом ветре, движемся по направлению к мысу Хадарта (фото 32, 33, 34). К 16:40, наконец, доезжаем до берега и перекусываем (фото 35). После перекуса решаем ехать до Ольтрека и, выехав в 17:50, к 19:10 причаливаем к берегу недалеко от каких-то построек. Так как точных координат у нас нет, идем искать Ольтрек без рюкзаков, проходя по дороге несколько других турбаз. В итоге находим нужную нам и, в 21:40, уже с рюкзаками, заселяемся в тепло, отогреваемся в бане и ужинаем (фото 36). Всего за день прошли 34 километра.

11.03.2014.
На следующий (11.03) день днюем. Поднялись около 10 и в 12 выехали в сторону островов малого моря (фото 37). Погода ясная и безветренная. Едем по направлению к северной оконечности острова Огой, попутно осматривая остров Ольтрек. Проходим по Огою (фото 38) и перекусываем невдалеке от буддистской ступы. После перекуса направляемся к базе. По пути все разбредаются кто куда. Кто-то едет фотографировать, кто-то осматривать наледи на скалах, кто-то пытается запустить взятый с собой кайт. Примерно к 19 все собираются на турбазе.

Расчет ходового времени (ЧХВ)
06.03 1,5 часа
07.03 7 часов
08.03 6 часов
09.03 5 часов
10.03 7часов
Итого:   28,5 часов, 115км

Турбаза Ольтрек – пос. Хужир.

Протяженность: 81 км
Прохождение: 12.03 -14.03

12.03.2014.
После дневки, 12.03 в 10:00 встаем на лед и едем в сторону мыса Ото-Хушун. Погода ясная и лед отличный, вдобавок, это первый день без надоевшего встречного ветра, поэтому сразу взяли хороший темп, стараясь наверстать отставание от графика (фото 39). В 12:35 решаем остановиться на перекус невдалеке от живописного скального островка (фото 40, 41). Пообедав в 13:20, продолжаем движение. Катится отлично, и около 15 мы проезжаем Ото-Хушин, решив проехать подальше и встать на мысе Зундук. В 17:50, заметив какие-то строения и машину в лесу на Зундуке (фото42), встаем на стоянку в одном из распадков, спускающихся к малому морю, не доезжая примерно километра до Зундука (фото 43, 44). Теоретически мы могли бы пройти больше, полностью наверстав график, и встать на мысе Арал, но не сделали этого по двум причинам. Во-первых,  там, скорее всего, пришлось бы готовить на горелках, а у нас осталась только одна рабочая. Во-вторых, от друзей, бывших в этом районе за неделю до нас, мы знали, что лед севернее Хужира плохой и рисковать, оставляя на последний день участок 40км от Хобоя до Хужира нам не очень хотелось. Тем не менее, не смотря на сравнительно раннюю остановку, в этот день мы прошли примерно 40 километров, что еще раз показывает, насколько непредсказуема скорость движения на коньках и как сильно она зависит от погоды и состояния льда.

13.03.2014.
На следующее утро, 13.03 вышли в 11:00. В этот день у нас был запланирован небольшой по расстоянию переход через малое море. Стартовали по гладкому льду, но уже через час лед начал портиться и примерно с 12:30 до самого восточного берега шли без коньков (фото 45). На стоянку встали в 15:15 в сосновом лесу, немного севернее пос. Песчанка (фото 46, 47). Остаток дня провели, гуляя по Ольхону. Всего за день прошли около 19 км.

14.03.2014.
На 14.03 был запланирован последний переход до поселка Хужир. Вышли в 10:45. Вдоль восточного берега, мимо Песчанки идет зимник в сторону Хужира, который пришелся нам очень кстати (фото 48, 49). По мере приближения к Хужиру лед начал портиться, и несколько раз пришлось снимать коньки и идти пешком. Тем не менее достаточно быстро (к 13:45) доехали до пос. Харанцы и, не смотря на раннее время, остановились около одного из островков пообедать, так как следующая еда планировалась уже на пути в Иркутск. После обеда лед испортился окончательно, и до Хужира дошли уже пешком. Погода ясная и безветренная, температура поднялась заметно выше 0, так что по пути позагорали и поиграли в снежки на одном из привалов (фото 50). До Шаманки дошли к 17:10, пройдя 22км. Отдохнули, осмотрели знаменитую скалу (фото 51), сделали групповое фото с традиционным задним планом (фото 52) и отправились в поселок искать наши машины. В 19:40 выехали в Иркутск. До аэропорта доехали к 2-м ночи, с остановкой на ужин в придорожном баре.

Расчет ходового времени (ЧХВ)
12.03  7 часов 30 минут
13.03 3 часа 50 минут
14.03 4 часа 40 минут
Итого: 16 часов         81 км.

7. Дополнительные сведения о походе.

Коньки.

Коньки были специальными туристическими, то, что в английской терминологии называется Nordic skates и представляет собой лезвие-нож с креплением. Различают коньки с креплениями под лыжный ботинок и multiskates с универсальными креплениями (аналог сноубордических). Существует несколько фирм (норвежских, шведских) эти коньки производящих, где их и можно заказать. Так как на почту они отвечали достаточно медленно, в итоге, мы заказывали коньки из американского интернет магазина [7]. Работают они оперативно, до Москвы наши коньки дошли за 3 недели с момента заказа. Еще один приятный момент – они предоставляют скидки 15% при заказе более 8 пар. Из моделей мы остановились на ‘Isvidda Multiskates’, как на дешевом, но в тоже время достаточно надежном варианте. Еще одна пара была ‘Lundhags Multiskates’ в принципе ничем, кроме цены на 50$ выше, от Ishvidda не отличающаяся. И одна пара была самодельная со сноубордическими креплениями, поставленными на лезвия Lundhags cruiser (возможно применять только с пластиковыми ботинками, так как сноубордическое крепление шире обычного треккингового ботинка, и нога будет болтаться). 
В качестве коньковых тренировок пару раз выехали на Чистые пруды, в результате чего большинство заклепок на ‘Isvidda Multiskates’ были заменены винтами
(рекомендуется сделать заранее, еще до того, как они отвалятся) и достаточное количество винтов было положено в ремнабор (очень не зря!). В остальном, коньки отработали отлично. Ботинки в группе были самые разнообразные: пластиковые, двухрантовые горные, треккинговые и даже сапоги с теплыми вкладышами. Все варианты оказались рабочими, единственная проблема была в том, что при использовании бахил, особенно с подбахильником, нога начинала болтаться в креплении (необходимо проверять на тренировках) и, в итоге, практически все от бахил отказались, но, так как при движении было не холодно, большой проблемой это не стало.

Снаряжение.

Личное:

  1. Коньки (подробно см. выше)
  2. Треккинговые/лыжные палочки (с новыми острыми наконечниками). Совершенно необходимо иметь хорошие палки, так как двигаться без палок, особенно против ветра очень тяжело. Более того, выяснилось, что даже новые наконечники могут плохо держать, если они неправильной формы. Стандартный наконечник треккинговой палки (сферическое углубение с острыми краями из победита) держит хорошо. Так же хорошо держат лыжные палки с наконечником на конус. Победитовые наконечники в форме звездочек держат плохо. 
  3. Каска, защита на колени и локти.  Наиболее опасные моменты – быть сбитым саночками товарища, попасть лезвием конька в продольную трещинку и упасть, переходя торосы.
  4. Саночки. С рюкзаком на коньках ехать очень тяжело и саночки сильно облегчают жизнь. Проблемы начинаются на неровном льду, где они часто (каждые 5-10 метров) переворачиваются. Вероятно, можно придумать какие-нибудь дополнительные боковые полозья, которые повысят их устойчивость. Никаких “направляющих” полозий мы не делали, и санки достаточно сильно заносило при движении и боковом ветре. С другой стороны не очень понятно насколько хорошо можно будет маневрировать, если такие полозья приделать, поэтому рекомендовать здесь это не будем. 
  5. Балаклава.
  6. Темные очки
  7. Стандартный набор теплой одежды для лыжного похода. 
  8. Кошки НЕ брали и не пожалели, необходимости в низ не было. НО, возможно, имеет смысл найти съемные шиповки, которые надеваются на обычные ботинки в гололед. 

Групповое:

  1. Палатка ‘Зима’ с набором гвоздей 300мм, для ее постановки в бесснежных условиях и заранее изготовленный, разборный центральный кол для ее постановки в безлесных условиях. 
  2. Горелки для безлесных ночевок (2шт, мультитопливные) 
  3. Лавлист для горелок
  4. два топора, пила цепочка и двуручная пила
  5. костровой тросик
  6. каны
  7. термоса 5шт, 1л
  8. Запасная пара треккинговых/лыжных палок (!).
  9. Ремнабор с запасом одинаковых винтов гаек для заклепок на коньках. Коньки могут ломаться и серьезнее, как, например, в этом отчете [2]. Поэтому лучше иметь в запасе еще и ножовку по металлу и алюминиевый профиль. 
  10. Спутниковый телефон. В итоге не пригодился. Обычные сотовые ловят поблизости от поселков (Рядом с Бугульдейкой, дальше от Ольхонских ворот до Хужира, севернее Хужира связи может не быть. Из операторов лучше иметь мтс или мегафон.
  11. Веревки 2шт, 30м, 8мм. (не пригодились).
  12. Ледобуры 4 шт. (не пригодились).  
  13. Рации. (не пригодились)
  14. Снежная лопата. (не пригодилась). 

Вес рюкзака.
 
Наименование

На 1 человека, кг

На группу в 11 чел., кг

Продукты(всего/в день)

5.5 / 0.7

61

Групповое снаряжение

2.2

25

Личное снаряжение

15

161

Всего:

22

247

  Максимальная нагрузка на одного           
мужчину         25  кг.
женщину       20  кг.

7. Смета расходов.

Коньки: ~ 115$ с человека
 
Заезд: Москва – Иркутск – Москва: 9500р с человека
 
Машина Иркутск - Бугульдейка, Хужир – Иркутск: 2500р с человека
 
Жилье на турбазе Ольтрек + баня: 400р с человека за ночь (частично спали на полу в своих спальниках). 

8. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Поход соответствует 2 к.с.

9. Список литературы.


 
 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную