на главную
На главную
 походы отчёты документы 
 
 

АРМЕНИЯ

ОТЧЁТ

о лыжном туристском путешествии 3 категории сложности по Армении,
совершённом с 1 марта по 17 марта 1976 г.

Маршрутная книжка № 37-76
Руководитель группы Арцыс Е.С.
Адрес руководителя: Москва

Оглавление

  1. Справочные сведения о путешествии.
  2. Сведения о районе путешествия.
  3. Организация путешествия.
  4. Описание пройденного маршрута.
  5. Таблица переходов.
  6. Выводы и рекомендации.
  7. Фото.
  8. Приложения.
    • Групповое снаряжение
    • Личное снаряжение
    • Ремнабор
    • Аптечка
    • Список продуктов
    • Результаты походных метеорологических наблюдений

Паспорт путешествия.

1)        Район путешествия: Армения, хребты Гегамский и Вардениский.

2)        Цель путешествия. Освоение нового туристского района

3)        Время путешествия: март 1976 г.

4)        Вид путешествия: лыжный

5)        Категория сложности: третья

6)        Продолжительность путешествия 17 дней (без учёта подъездов)

7)        Количество участников - 6

8)        Основные пункты маршрута: Ереван, селение Верин-Ахта - Гегамский хребет - метеостанция "Ератмбер" - посёлок Яных - Вардениский хребет

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ И ЭКСКУРСИЯМ.

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

СССР. Армения.
Гегамский и Варденисский хребты.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

третья

 

17

с 1 марта
по 17 марта 1976 г.

1.4. Подробная нитка маршрута.

сел.Верин-Ахта - м/с "Ератмбер" - рад - плато под вершиной Бол.Агдаг - р.Назарахана - пос.Яных - северный склон Варденисского хребта - р.Каракарнай - дер.Гюллидуз.

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

Фамилия И.О.

Адрес

Опыт лыжных походов

Обязанности в группе

Фото

1.

Тихомиров В.Д.

Москва

7 руководств 5 к/с

заместитель

руководителя

2.

Штюрмер Ю.А.

Москва

3 участия 5 к/с

метеоролог

3.

Усов А.И.

Москва

руководства 5 к/с

участия 5 к/с

завхоз

4.

Бялый В.М.

Москва

участие в 5 к/с

ремонтник

5.

Шорников Г.И.

 

руководство 5 к/с

3 участия 5 к/с

фотограф

6.

Арцис Е.С.

Москва

2 руководства 5 к/с

7 участия 5 к/с

руководитель

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Отчет храниться в библиотеке МКТ.
Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/
Скан отчёт опубликован на сайте: http://www.tlib.ru/

1.9. Заявочные материалы рассмотрены Центральной маршрутно-квалификационной комиссией.

По представлению Управления самодеятельного туризма и Центральной маршрутно-квалификационной комиссии в январе 1977 года Центральный совет по туризму и экскурсиям принял Постановление об организации лыжной туристской экспедиции ЦМКК в горах Армении.

Целью экспедиции было исследование малоизученного в туристском отношении района Армении - Гегамского и Вардениского хребтов. Район характеризуется значительной высотой хребтов над уровнем моря, продолжительностью сезона устойчивого снежного покрова, относительной доступностью горных массивов.

Все это представляет несомненный интерес для туристов-лыжников.

Маршрут начинался из селения Верин-Ахта, которое расположено в 60 км от Еревана по шоссе к оз. Севан и проходил по Гегамскому и Варденискому хребту. Основные пункты маршрута: пос.Верин-Ахта - метеостанция "Ератмбер" - метеостанция "Яных" - пос.Алаяз.

2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ.

Маршрут экспедиции проходил по Центральной части Армянской ССР, иначе географически приходился на южные склоны горного поднятия Малый Кавказ, а точнее проходил по двум хребтам из горного окаймления Севанского бассейна - Гегамскому и Варденисскому.

Гегамский (Агмаганский) хребет простирается от долины р.Раздан на юго-юго-восток до Айоцдзоорского перевала. В 20-30 км от гребневой линии хребта находится берег озера Севан. Протяжённость хребта оценивается (до места соединений с  Варденисским хребтом) в 100-110 км. Главные вершины хребта - Аждаак (3 598 м), Бол.Агдаг (3 555 м), Мал.Агдаг (3 443 м).

Варденисский хребет имеет простирание близкое к широтному и тянется на 110-115 км от г.Тандаг до г.Ю.Кети (место соединения с Зангезурским хребтом). Основные вершины - Гезальдара (3 532 м), Тухлуджа (3 487 м), Тикпилякен (3 472 м), Варденис (3 520 м).

В геологическом отношении хребты представляют молодую вулканическую область, находившуюся под сильным воздействием трещинных излияний и извержений центрального типа. Здесь распространены типично вулканические формы рельефа, вершины гор сложены черными и красными пористыми шлаками или светлыми липаритами с примесью обсидиана.

Гидрографическая сеть на хребтах практически отсутствует. Имеются несколько озёр, питающихся талыми водами (оз.Канлы) в районе Гедах-Булах находятся выходы родников.

Почвенный покров представлен горно-луговыми и субальпийскими почвами.

Имеются полезные ископаемые в виде строительного камня (туфы, неолиты, кварциты, андезито-базальты).

В субальпийской и альпийской зонах постоянного населения (не считая персонала метеостанций) нет. Хозяйственное освоение ограничивается экстенсивным выпасом в летнее время на отдельных участках хребта мелкого рогатого скота.

Из других природных особенностей указанного района (применительно к условиям зимних путешествий) должны быть отмечены следующие:

1.         Высокая абсолютная высота местности. Советская Армения самая гористая из республик Закавказья. Её территория в среднем лежит на 1800 м выше уровня Мирового океана, поэтому сравнительно умеренная амплитуда поднятия Гегамского и Варденисского хребтов над окружающей местностью (I1000 - 1 700м) в совокупности со значительной высотой "подошвы" гор даёт средний высотный уровень маршрута более 3000 м, что требует определённой акклиматизации и подготовки.

2.         Низкая широтность района. Указанные хребты расположены южнее, чем, например, горы Тянь-Шаня. В сочетании с большой высотой и чистотой атмосферы южное расположение хребтов даёт высокую интенсивность солнечной радиации. Даже без учёта отражательной способности снегового покрова на Гегамском и Варденисском хребтах их поверхность получает больше тепла, чем аналогичная поверхности в Ташкенте (1,54 кал.мин/см и 1,34 кал.мин/см). Ещё более значительна разница в потоке ультрафиолетовых лучей, от которых требуется специальная защита кожи лица и тела.

3.         Подверженность района в зимнее время влиянию вторжений холодных масс арктического воздуха, огибающих с запада и востока мощный барьер хребтов Большого Кавказа, и приводящих к значительному понижению температуры (зарегистрированный мин. - -46°С). Возможность затяжной (несколько дней) и сильной (скорость ветра 25-30 м/сек) метели.

В целом климат района путешествия высокогорный, континентальный с суровой и продолжительной зимой может быть охарактеризован следующими показателями (по данным высокогорной метеостанции "Ератимбер", находящейся на высоте 3 030 м в центре Гегамского хребта):

-        в году в среднем 243 дня бывают морозы;

-        снег держится у почвенного термометра в среднем 218 дней в году;

-        среднее количество осадков в год - 983 мм (для сравнения в Ереване менее 400 мм);

-        многолетняя среднегодовая температура воздуха 1,76°С;

-        средний из абсолютных минимумов температуры -24,3°С.

4.         Климатические условия на февраль-март (по данным метеостанции "Ератимбер") отличаются значительной скоростью ветра, значительным числом дней с туманом и метелью при умеренно-холодной температуре воздуха:

-среднемесячная скорость ветра: февраль - 7,5 м/сек, март - 7,3 м/сек;

-среднее число дней с туманом: февраль - 12, март - 10;

-среднее число дней с метелью: февраль - 16, март - 12;

-среднемесячная температура воздуха:

-февраль - 11,5°С, март -8,7 С;

-средний из абсолютных минимумов температуры воздуха февраль -23,0°С, март -19,5°С.

5.         Местность    сравнительно легко проходима на лыжах. В общих чертах рельеф гребной линии представляет собой холмисто-волнистое плато с цепью расположенных на нем вулканических конусов со средними уклонами 12-15° (Гегамский хребет) и крупными эрозионными врезами, местами ограниченными крутыми (30-40°) склонами (Варденисский хребет). Боковые склоны хребтов иногда обрывисты и разрезаны сетью глубоких ущелий с быстрым падением по тальвегу, что серьёзно затрудняет или исключает использование нарт на этих участках.

6.         В скальном микрорельефе выделяются гряды (развалы) глыб андезито-базальтовой лавы, т.н. "чанчиля", представляющие определённое затруднение для передвижения на отдельных участках маршрута. Препятствием является также неравномерное залегание снежного покрова (от 0 до 2 м), хотя в целом ни то, ни другое не может быть признано серьёзными препятствиями, требующими применения какой-либо особой техники.

7. Район безлесен. Альпийская растительность покрыта снегом или представлена обнажёнными участками дёрна и накипными лишайниками. Первая древесная растительность появляется ниже 1000 - 1500 м гребневой линии в виде низкорослых холодостойких горных дубов с изогнутой кроной и небольших рощ искусственных насаждений. На всём маршруте необходимо использование искусственного топлива.

8. Район на платообразных участках гребневой линии, а также на склонах вулканических конусов и в вершинах эрозионных вырезов, как правило, не лавиноопасен. Повышенная опасность схода лавин характерна для нижних и средних частей эрозионных вырезов, а также некоторых других участков рельефа в условиях частых метелей и плохой видимости в тумане.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ.

Намеченный наш маршрут по Гегамскому, Варденисскому и Зангезурскому хребтам является единственной мыслимой "ниткой" достаточно длительного линейного маршрута по Армении, который удовлетворял бы классификационным требованиям к лыжным путешествиям высоких категорий.

Такая возможность обусловлена значительной общей гипсометрической высотой маршрута (в основном 3000-3200м), исключающей любые варианты хозяйственного либо транспортного использования его участков в зимнее время. Единственный исключением являются действующие метеостанции, расположение, которых до некоторой степени предопределяет организационное построение путешествия.

Метеостанция "Ератмбер" расположена слишком близко к старту и в этом смысле значения не имеет. Метеостанция "Яных", напротив, была принята в качестве границы первого и второго этапов пути, пункта встречи с ереванскими товарищами и пополнения путевых запасов. Благодаря этому на первый этап - на Гегемский хребет - мы взяли продуктов лишь на 10 дней и 7л бензина.

Следующим таким пунктом пополнения намечалась метеостанция, расположенная в месте пересечения реки Воротан и шоссе Ереван – Горис, куда мы предполагали спуститься с Варденисского хребта, пройдя высшую его вершину г.Варденис.

Третьим заключительным этапом путешествия предполагалось движение по Зангезурскому хребту через Бичекекий перевал с выходом в посёлок Дастакерт.

Целесообразность двух промежуточных пунктов вытекала из реальной возможности благодаря помощи со стороны Армянского Республиканского совета по туризму и экскурсиям и транспортной особенности района.

Но, в связи с некоторыми обстоятельствами (о них будет сказано далее) намеченный наш первоначально маршрут не был пройден.

4. ОПИСАНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАРШРУТА.

Фактически пройденный нами путь оказался почти вдвое короче первоначально запланированного. Его первая часть - участок Гегамского хребта - был пройден с 1 по 9 марта, вторая, пролегающая по Варденисскому хребту - с 10 по 17 марта.

Началом маршрута было выбрано селение Верин-Ахта, расположенное на высоте около 2000 м примерно в 3 км восточнее шоссе Ереван - Раздан. Подъем на плато от этого селения идёт на ВЮВ, выраженной долины по пути подъёма нет, ориентироваться можно по куполообразным поднятиям над плато. (на столбы линий электропередачи, проведённых к горным пастбищам, в смысле ориентирования обращать внимания не следует). Подъем этот в общем пологий, но утомительный. Чувствуется высота. Путь пересечён множеством неглубоких оврагов и каменистых гряд, идущих в любых направлениях. Невысокие холмики чередуются с ложбинами и замкнутыми впадинами, ровные снеговые участки - с почти оголёнными каменистыми и т.д. В целом подъем сам по себе малоинтересен, а обзор с него оценить не можем, так как большую часть его прошли в позёмке.

Продолжительность подъёма - один день, у нас же получилось два - 1 марта, в день выезда из Еревана, из-за различных задержек удалось выйти из селения лишь под вечер и заночевать поэтому после полутора часов ходьбы). На следующий день (2 марта) заночевали на уровне плато, остановившись достаточно рано по случают конца подъёма и привлекательного места ночлега - короткое крутое углубление в склоне впадины, с глубоким снегом и карнизом, свидетельствующим об относительном затишье в этом месте. 3 и 4 марта пришлось из-за пурги отсиживаться, и при этом ветра в нашей яме почти не ощущалось. Зато выпало много снега: лыжи, воткнутые до грузовой площадки, засыпало целиком, и откапывание утром 5 марта заняло почти два часа.

За этот день мы без особых подъёмов и спусков добрались до метеостанции "Ератмбер" (при благоприятном развитии событий туда можно было прийти 2 марта). Обогнув ближайший купол справа, вышли на самую широкую и ровную часть плато. Хорошо видели Севан, впереди группа очередных куполов. Обошли справа правый, и, двигаясь на характерный (вроде короны) гребень г.Аждаак, вскоре увидели метеостанцию. Вполне возможно, что выход к ней левее правого по ходу купола окажется короче и лучше.

Метеостанция расположена на южном высоком берегу озера, из которого вытекает в западном направлении, образующая крутую долину речка. Южнее этой долины - отдельно стоящая вершина Кызыл-Арват. На севере, востоке и юге - купола.

На станции оказалось два сотрудника, очень хорошо нас встретившие. Следующий день (6 марта) из-за нездоровья одного из нас пришлось превратить в днёвку. Опоздание против идеального графика достигло, таким образом, четырёх дней и стало практически непоправимым.

Днёвка была использована для выходов на две вершины к югу от станции. Погода была прекрасная и мы внимательно осмотрели сверху последующий участок пути. Непосредственно перед г.Аждаак хребет пересечён наиболее глубоким понижением, которое во избежание излишней потери высоты нужно пересекать возможно центральнее. Прохождение правее (западнее) вершины менее экономно, а преждевременный переход на восточный (севанский) склон хребта в результате огибания каменистого холма приводит к наибольшему неоправданному спуску и прохождению крутых участков, после чего неизбежен большой подъём по узкому боковому ущелью.

Мы выбрали оптимальный путь левее горы, заслоняющей Аждаак, со спуском в пересекающую ложбину в направлении на удобное для подъёма место восточного плеча Аждаака.

Подъем от метеостанции (7 марта) напоминает второй день похода. После горизонтального участка вдоль двойного купола справа спуск, вначале плавный и покрытый ровным снегом, затем более крутой, с камнями и застругами. Подъем на плечо выводит на отличный длинный спуск (каменистые участки только наверху), по которому целесообразно двигаться в направлении левого подножья правильной конической вершины. Внизу речка, заворачивающая за конус, впереди, а затем левее - массив г.Бол. Агдаг, далеко впереди, за широким наклонённым к западу участком плато - г.Малый Агдаг.

Пройдя по речке около 1,5 км, мы свернули к югу и заночевали на плато, пройдя по отлогим спускам и подъёмам до южной оконечности массива Бол.Агдага. Это был день с наибольшими перепадами высоты.

8 марта продолжали движение по наклонному плато, держа немного левее Мал.Агдага. Путь простой и приятный. Перед горой - линия связи, идущая от села Мартуни через хребет в сторону Еревана. Вправо - эффектная крутая долина с карнизами.

На восточном (по ходу левом) склоне г.Мял.Агдаг издалека виден большой холм. Поднялись к его подножью и продолжали идти на юг, оставив этот холм слева и траверсируя, иногда с небольшой потерей высоты, восточный склон Мал.Агдага.

Здесь очень резко, в считанные минуты, наступило исчезновение видимости. Потеплело, нас как бы накрыло облаком. Шли с большими предосторожностями, очень медленно, и вскоре были вынуждены спуститься, наткнувшись на глубокий каньон, выходящий из вреза в массиве.

Горы остались по ходу справа, мы находились в долине речки, направленной на юг, где вскоре начали различаться горы, образующие стык Гегамского и Варденисского хребтов.

Взяв приблизительное направление на Яных по карте, шли по ровному пространству левее долины речки с целью срезать широкую петлю, которую она образовывала последовательно южным, восточным (пред горами) и северным (вдоль дороги на Мартуни) направлениями. Начавшаяся в тумане оттепель, заставившая смазаться серебрянкой, к вечеру прошла, почти прояснилось, но потерянное время наверстать не удалось, и мы заночевали, не дойдя до Яныха, как мы думали нескольких километров. Ночью видели огни посёлка.

9 марта мы быстро спустились к реке, держа направление на Яных. Берега высокие, скалистые и крутые, место спуска нужно отыскивать. Петлю мы срезали, но оказалось, что нужно пройти километров 6-7 непосредственно по реке, направленной в этом участке прямо на Яных. Глубокий снег и оттепель сильно вымотали нас на этом переходе, к посёлку мы подошли не через два, как рассчитывали, а через 5 с лишним часов ходьбы.

Ф.Геворкян, З.Марикян, В.Мкртчян с Д.Луговьером оотдали нас здесь уже три дня: радиограмма о нашей задержке, переданная из Ератмбера, не была принята.

Отдохнув и переночевав на метеостанции (вечером поставили палатку и Д.Лутовьер сделал несколько фотографий для "Туриста") мы забрали привезённые ребятами расфасованные ещё в Москве продукты на вторую часть пути и рано утром 10 марта непосредственно от метеостанции начали подъем на Варденисский хребет - вторую часть нашего маршрута.

Здесь необходимо оговориться, что метеостанция "Яных" с 1977 года прекращает своё существование, дорога от Мартуни перестаёт поддерживаться и эта точка теряет значение промежуточного пункта. С определённой точки зрения – это неплохо: маршрут логичнее продолжать вдоль южной оконечности Гегамского хребта, приближаясь к Айоузорскому перевалу и оставляя Яных слева. Подъем вдоль хребта от перевала не содержит неожиданностей, тогда как подъём от метеостанции оказался пересечён глубокими врезами, обход которых существенно удлинил путь. В результате мы заночевали почти на уровне гребня, но с его северной стороны вместо южной. Прямо под нами начинался плавный спуск в направлении к перевалу, а дальнейшее движение вдоль хребта по северной стороне преграждали отвесные стенки глубокого вреза, достигающего гребневой линии. Пройденный подъем, местами довольно крутой, весь заснежен и каменистых участков не содержит.

От места нашей ночёвки открывался великолепный вид на возвышающийся над облаками Арарат на фоне заходящего солнца. Затемнённый снег в глубине долин казался тёмно-синим, резко контрастируя с необыкновенным гало в виде яркосветящегося жёлтого вертикального столба.

11 марта весь день была хорошая погода. Мы прошли на другую сторону, пройдя около километра в сторону перевала в поисках безопасного места пересечения карниза, нависавшего над склоном на большом протяжении. Карниз проходили со страховкой, после чего шли вдоль гребня по южной стороне в восточном направлении Обогнув глубокую долину юго-западного направления, подошли к краю вреза, преграждавшему путь по северной стороне, и обошли вершину …. От её восточной оконечности вправо ответвляется отрог, после пересечения которого гребень несколько понижается.

По ходу слева к понижению примыкает очередной мощный врез, образующий вертикальный северный склон следующей вершины, справа (Отходит следующая глубокая долина. На этом понижении (его можно назвать перевалом) мы и заночевали.

12 и 13 марта была сильная пурга. Палатка стояла хорошо, но перед входом пришлось соорудить невысокую стенку, без которой каждая попытка выйти из палатки сопровождалась солидной порющей снега вовнутрь. Так были потеряны пятый и шестой день, а вместе с ними и возможность пройти по Зангезурскому хребту.

14-го марта погода улучшилась, мы быстро собрались, поднялись на очередной южный отрог и обогнув его самую высокую часть, вновь вышли на гребень к северному обрыву, а затем начали траверсировать с небольшим подъёмом склон следующей вершины. До г.Варденис осталось недалеко, но погода понемногу портилась, до тех пор, пока вдруг в середине дня за считанные минуты видимость не исчезла полностью. Когда это произошло, перед нами была очередная крутая поперечная долина. Успели увидеть её противоположный склон, но от попытки спуститься вслепую пришлось отказаться. Поставили палатку, выровняв наклонную площадку, на том самом месте, где нас застигла невидимость - идти куда-либо было невозможно.

Такая же погода была и 15-го. Терпение наше лопнуло и, воспользовавшись небольшим улучшением видимости утром 16-го мы двинулись вниз. Проблематичное при такой погоде прохождение ещё одного, максимум двух ходовых дней (в Ереван мы должны были вернуться не позднее 19-го) уже ничего не меняло.

Спуск по широкому склону последней обойдённой нами горы поначалу был отлог и прост, но затем становился намного круче. Было тепло, туман опять сократил видимость метров до 50, и мы решили спуститься в левую по ходу долину и идти низом. Спуск крут, проходили его лесенкой с большой осторожностью, поочерёдно, допуская движение поперёк склона только на каменистых участках.

Речка, в русло которой мы спустились, быстро набирает силу, образуя чем ниже, тем более глубокий каньон. Мы шли левым берегом по снежным полкам. На уровне первых деревьев спускаться стало сложно, а переправа через каньон потребовала бы длительной работы. Снег порядочно раскис, и мы остановились довольно рано, найдя подходящую площадку на расширении полки. Первой раз удалось воспользоваться водой. Под вечер прояснилось, хорошая погода была и утром 17-го. Дальнейший спуск, как оказалось, никаких трудностей не представлял, мы катились вниз по красивой долине и через полтора часа увидели прямо на склоне строения и впереди - деревню.

Это оказалась деревня Гюллидуз. Здесь нам, наконец повезло, одновременно с нами пришли две машины из Еревана, и без задержек и пересадок мы в 5 вечера добрались до гостиницы "Наири".

Дорога очень живописна, особенно её первая часть: бесконечное чередование непохожих друг на друга крутых ущелий, никаких горизонтальных поверхностей, кроме дорожного полотна, развалины старинной крепости на высокой вершине кресты-камни в селениях и т.д. Неинтересная лишь последняя часть пути, проходящая по плоской Араратской долине.

5. ТАБЛИЦА ПЕРЕХОДОВ.

День

Дата

Обозначение перехода

Расстояние
км

Ходовое время.

1

01.03

От сел.Верин-Ахта

 

 

2

02.03

До плато

 

 

3

03.03

Отсидка

 

 

4

04.03

Отсидка

 

 

5

05.03

Переход к м/с "Ератмбер"

 

 

6

06.03

Днёвка (радиальный выход)

 

 

7

07.03

м/с "Ератмбер" - плато под вершиной Бол.Агдаг

 

 

8

08.03

Плато-восточный склон Мал.Агдаг-спуск к р.Назарахана.

 

 

9

09.03

Спуск – р.Назарахана - пос.Яных

 

 

10

10.03

м/с "Яных" - северный склон хребта у вершины

 

 

11

11.03

Переход на южный склон и до перевала после вершины

 

 

12

12.03

Отсидка

 

 

13

13.03

Отсидка

 

 

14

14.03

Обход вершин

 

 

15

15.03

Отсидка

 

 

16

16.03

Спуск по склону, руслу и над каньоном

 

 

17

17.03

Окончание спуска до дер. Гюллидуз

 

 

сел.Верин-Ахта - м/с "Ератмбер" - рад - плато под вершиной Бол.Агдаг - р.Назарахана - пос.Яных - северный склон Варденисского хребта - р.Каракарнай - дер. Гюллидуз

6. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

По продолжительности снежного покрова район нашего путешествия приближается к Кольскому полуострову. Вместе с тем, в горах Армении было совершена по имеющимся у нас сведениям лишь одно многодневное спортивное путешествие - под руководством Р.Геворкяна, оно было организовано Армянским советом по туризму в 196... г. Наш первоначальный маршрут в принципе повторял нитку указанного похода.

 По нашему мнению, к участкам лыжных путешествий по Армении следует предъявлять такие же требования как к идущим на Полярный Урал.

Вопрос о категорировании лыжных путешествий по Армении сложен. Не подлежит никакому сомнению, что условия прохождения маршрута по хребтам сопоставимы с условиями традиционного Полярного Урала (разумеется, при соответствующей сдвижке сроков), а средняя мера пересечённости маршрута даже больше. В сочетании с высотой, необходимостью выходов на эту высоту, неустойчивой погодой и т.д. Все это складывается в комплекс технической сложности, который можно смело считать "пятёрочным".

 Но только ли этим комплексом определяется "пятёрка"?  По-видимому, нет. Существует по меньшей мере ещё два аспекта.

Первый, если так можно выразиться - творческий. Формально "пятёрки" могут приходиться (и приходятся) по ниткам классифицированных маршрутов, т.е. прямо по утверждённому "Перечню”. Однако, подавляющее их большинство выполняется если не по целиком оригинальным маршрутам, то по оригинальным сочетаниям участков маршрутов. Присутствует самостоятельный выбор маршрута, то или иное сопоставление вариантов и проявление в этом своей индивидуальности. И это есть постоянная побудительная сила качественного развития туризма.

 По Армении же возможен всего один большой лыжный маршрут, что в какой-то степени снижает его ценность. 

Второй и более важный аспект - психологический.

 Прохождение маршрута, из любой точки которого в течение одного дня можно выйти в населённый пункт со связью и транспортом по своей нервно-психологической нагрузке и по мере моральной ответственности не равноценно путешествию с большим отрывом от людей, по району, вся площадь которого, а не отдельная линия на ней, является мало- или ненаселённой.

Хотя надо оговориться, что вопрос об эвакуации с маршрута возникает как правило при исключительных обстоятельствах, которые чаще всего вызваны осложнёнными погодными условиями. Но в этом случае спуск с хребта требует большого мастерства и опыта. Наша группа состояла из туристов с многолетним стажем, побывавших в разных районах страны, и в суровых условиях. Тем не менее и мы, пожалуй, в какой-то степени находились под размагничивающие воздействием этой специфики. Можно предположить, что при потере подобного количества дней в глухом районе мы больше "выкладывались" бы в ходовые дни, более целеустремлённо стремились бы наверстать расстояние и во всех случаях выбирали бы наиболее эффективный, хотя и требующий дополнительных затрат энергии, вариант линии движения.

Поэтому мы думаем, что при оценке приобретённого в путешествии опыта нужно учитывать не только формальную категорию сложности маршрута, но и изложенное в настоящем разделе отчёта. Пройденный нами маршрут ближе всего к третьей категории сложности, по зачёту. Требования к участникам и руководителю должны быть, как для путешествия пятой категории сложности. При полном прохождении маршрута согласно плану мы, по-видимому, считали бы его "пятёркой".

 По-видимому, лыжное путешествие по Армении, проходящее на тех же высотах, что и наше, следует начинать существенно раньше, в середине или даже в начале февраля, в период более устойчивой зимы.

Хотя морозы в это время сильнее, все же, судя по средним многолетним данным, больших холодов ожидать не приходится: различия между соответствующими днями февраля и марта составляет ….

А так как замерявшаяся нами температура не опускалась ниже -22°С, можно предполагать, что февральские морозы не превзойдут -...°С, и, стало быть, особым затруднением не окажутся.

 Кроме того, в Армении световой день увеличивается мало, и с этой точки зрения сдвиг срока вперёд тоже не имеет такого значения, как на севере.
 
Главное, что хотелось бы выиграть за счёт более раннего срока это видимость, которой нам здорово не хватало. Возможно, что это было следствием большого испарения внизу (когда мы спустились и ехали в Ереван, в долинах было совершенно сухо) и усиленной конденсации выше снеговой линии.

7. ФОТО.

фото 1
фото 2
фото 3
фото 4
фото 5
фото 6
фото 7
фото 8
фото 9
фото 10
фото 11

8. ПРИЛОЖЕНИЯ.

Групповое снаряжение.

Наименование

 Штук

1.

Палатка шатровая из прорезиненного капрона с центральным колом, комплектом колышков и под­стилкой

1

2.

Поролоновые коврики в полиэтилене

4

3.

Спальные мешки с синтетически, наполнителем трёхместные

2

4.

Примуса "Шмель", "Фебус"

2

5.

Кухня

1

6.

Канистры на 10 л с бензином

2

7.

Котелки на 6 л

2

8.

Половник

1

9.

Свечи

2

10.

Ледорубы

2

11.

Кошки

1

12.

Репшнур 60 м

1

13.

Ножовки

2

14.

Снеговая лопата

1

15.

Серебрянка

 

16.

Запасная лыжа

1

17.

Фотоаппараты

4

18.

Компасы

4

19.

Термометр

1

20.

Анемометр ручной

1

21.

Фонари

2

22.

Карты и схемы маршрута-комплект

 

23.

Маршрутные документы

 

24.

Ремнабор (таблица 3)

 

25.

Аптечка (таблица 4)

 

26.

Мягкая обувь

2 пары

Примечания к таблице.

 Никакого оригинального снаряжения мы в этом походе не применяли, использовался обычный набор для безлесных местностей зимой, описывать который нет необходимости. Останавливаемся только на двух предметах - на нартах и палатке.

Мы использовали индивидуальные нарты (пластмассовые саночки из "Детского мира" по 1р. 70 коп.) и впервые за все случаи путешествий с такими нартами не можем безоговорочно высказаться "за".

 Оговорки же следующие:

Нарты безусловно необходимы в путешествии большой протяжённости. Если же маршрут относительно непродолжителен (например, до двух недель автономного движения), то вопрос об эффективности их использования должен решаться в зависимости от перепадов высот и профиля пути. Так, на Гегамском хребте с относительно ровным плато нарты были очень полезны, но ложбина перед Аждааком без нарт была бы пересечена скорее. Начиная от Яныха один из нас пошёл без нарт (груз был всего на 7 дней) и не чувствовал себя хуже других. На сложном участке спуска вдоль каньона нарты явно мешали.

Мы не даём здесь однозначных рекомендаций, но считаем полезным рекомендовать в каждом конкретном случае решать вопрос о нартах с учётом рельефа, физических возможностей группы и расчётной продолжительности участка пути без "подпитки".

Возможно, что маршрут по Варденисскому и Зангезурскому хребтам с "подпиткой" на Воротанском перевале должен проходиться без нарт. При прохождении Гегамского и Варденисского хребтов без захода за продуктами в Яных нарты нужны, но, по-видимому, их можно бросить перед сильно пересечённым участком, когда стартовый груз уменьшится килограммов на 8-10. Возможен, наконец, промежуточный вариант для второй половины пути - одни нарты на двоих-троих, для самого неудобного груза (например, бензин и смёрзшаяся палатка).

Теперь о палатке. Мы использовали неоднократно проверенную в жёстких условиях палатку собственной конструкции, не требующую устройства ветрозащитной стенки. Палатка представляет собой восьмигранную правильную пирамиду без дна из прорезиненной ткани, опирающуюся на прочный неразъёмный кол (центральный кол) высотой 2200 мм. Ширина основания (диаметр 3600 мм) задана верёвочной крестовиной с кольцом в центре, надеваемым на низ кола. По периметру основания имеется горизонтальная лента (как поля шляпы) шириной 300 мм, на которую накладываются снеговые кирпичи. Натяжение стенок осуществляется через лыжные палки, штычки которых пришпиливают к снегу нижние верёвочные петли, а через рукоятки перехватываются отходящие примерно от середин рёбер длинные оттяжки, которые затем закрепляются за воткнутые лыжи, на уровне поверхности снега или ниже. Вход в виде тубуса квадратного сечения со стороной 1 м, который завязывается как мешок изнутри. В свободном состоянии тубус занавешивает вход полностью. Для вентиляции сделано четыре отверстия диаметром по 5 см, со стягивающимися тубусами. Кол опирается на дюралевый подпятник. Вес палатки 4,5 кг, для шестерых она очень удобна. Готовили мы в палатке, обмерзание и оттаивание стенок изнутри существенных неудобств не причиняли.

Палатка прошла несколько полярных походов и её конструкция по-видимому, оправдала себя.

Кухня представляет собой жестяной кожух, общий для двух примусов, который служит для концентрации теплового потока для котелков. Автор конструкции и изготовитель - А.Н.Пенин; сооружение впервые испытано на Полярном Урале в 1975 г. и после внесения необходимых модификаций отлично работало в Армении.

Свечи и фонари обязательны, поскольку в Армении, в отличие от северных районов, вечером темнеет быстро и основательно.

Мягкая обувь - самодельная конструкция, размер которой должен подходить для всех участников, а свойства - позволять выходить из палатки. Большой популярностью пользовались такого рода унты из старой синтетической меховой шубы (мехом внутрь) и войлочными подошвами, обитые снаружи тканью "болонья" для защиты от снега.

Личное снаряжение.

1.   Рюкзак

2.   Нарты

3.   Лыжи "Бескид" с полужёсткими креплениями

4.   Палки дюралевые

5.   Ботинки

6.   Бахилы

7.   Стельки войлочные

8.   Носки шерстяные 5

9.   Носки простые 2

10. Белье шерстяное

11. Рейтузы шерстяные

12. Трусы

13. Брюки лыжные

14. Свитер шерстяной

15. Ковбойка

16. Штормкостюм

17. Куртка тёплая

18. Шапочка лыжная

19. Шапка-ушанка

20. Рукавицы кожаные или брезентовые

21. Варежки шерстяные

22. Рукавицы меховые

23. Маска ветрозащитная и марлевая

24. Темные очки

25. Обвязка или пояс Абалакова

26. Туалетные принадлежности

27. Миска

28. Кружка

29. Ложка

30. Нож

31. Часы

32. Документы

Примечания к таблице.

1.         При движении с картами пригодны абалаковские рюкзаки, но для транспортировки спальных мешков обязательны рюкзаки увеличенного объёма.

2.         Нарты - детские пластмассовые саночки (1 р. 80 к.)

3.         Щёчки крепления самодельные (под размер конкретных ботинок) из цельной стальной пластинки. Единственную пару лыж, где щёчки были разъёмными, приходилось постоянно ремонтировать.

4.         Хорошо зарекомендовали себя альпинистские ботинки без триконей.

5.         Марлевая маска от солнца и запасные тёмные очки весьма желательны для каждого участника.

Ремнабор.

1.         Молоток

2.         Пассатижи

3.         Отвёртка большая и малая

4.         Напильник

5.         Нож

6.         Ножницы

7.         Проволока разная

8.         Гвозди разные

9.         Шурупы разные

10.      Пластины дюралевые

11.      Сверла

12.      Заклёпки

13.      Брусок

14.      Крепление запасное

15.      Кольца запасные

16.      Канаты запасные

17.      Запчасти для примусов

18.      Изоляционная лента

19.      Тесьма

20.      Шило

21.      Иглы разные

22.      Нитки, дратва

23.      Кусочки кожи, материи

24.      Пуговицы

25.      Резинка

Примечание: в походе значительных поломок не было, однако весьма пригодились запасные части для примусов и принадлежности для ремонта креплений и всевозможного шитья.

Аптечка

1. Бинты стерильные

2.   Бинт эластичный

3.  Вата

4.  Лейкопластырь

5.  Ножницы

6.   Йод

7. Марганцевокислый калий

8.   Спирт

9.  Нитроглицерин

10. Валидол

11.  Бесалол

12. Пурген

13. Тетрациклин

14. Сульфадиметоксин

15. Терпингидрат

16. Анальгин

17. Аспирин

18.  Кофеин

19. Эмульсия синтомициновая

20. Вазелин

21.  Крем от загара "Щит"

22. Аскорбиновая кислота

23. Поливитамины

24. Термометр медицинский

Примечание: На маршруте, подобном нашему, с большой вероятностью можно ожидать симптомов горной болезни, сердечной недостаточности и сильных солнечных ожогов (совместное действие большой высоты и зимних условий).

Список продуктов

Наименование

На группу в день

Взято в начале маршрута

Послано на м/с ''Яных"

1.

Галеты

0,6

6,4

4,2

2.

Сухари

0,4

3,6

2,8

3.

Крупа гречневая

0,6

5,4

4,2

4.

Масло-

0,4

3,6

2,8

5.

Молоко сгущ.без сахара

0,8

7,2

5,6

6.

Сахар

0,9

8,0

6,0

7.

Чай

0,05

0,5

0,4

8.

Колбаса копченая

0,6

- 5,4

4,2

9.

Сухофрукты

0,3

2,7

2,1

10

Супы-концентраты

0,35

3,2

2,5

11.

Вермишель

0,2

1,8

1,4

12

Тушенка'

0,8

7,2

5,6

13

Конфеты

0,2

1,8

1,4

14

Соль

0,1

1,0

0,5

 

ИГ0Т0:

6,3

56,8

43,7

(1,05 кг на человека в день)
Общий вес 100,5 кг

Примечание: Обычный рацион:
Завтрак - каша гречневая молочная с маслом, чай с сахаром и галетами
Обед - колбаса с галетами, сухофрукты, конфеты
Ужин - суп с вермишелью и тушёнкой, сухари, чай с сахаром.

Этот рацион предполагает полный отказ от какого-либо разнообразия в питании и вот уже третий поход заслуживает единодушного одобрения участников.

Результаты походных метеорологических наблюдений.

Дата, час

Точка наблюдения

Высо­та м

Ветер

Темпе-ратура

Облач-ность баллы

Влаж­ность

%

Особые метео

направл.

скорость

1/III

 

13-00

c.Верин-Ахта

2000

З

4

-9

5

70

-

19-00

Ночлег в 3км от села

2250

ЮЗ

6

-18

5

81

-

2/III

 

7-00

Ночлег

-"-

ЮЗ

20

-22

0

71

-

13-00

 

 

ЮЗ

10

-15

2

73

позёмок

19-00

Уровень плато
(отсидка в метель)

3000

ЮЗ

10

-24

4

72

- " -

3/III

 

7-00

- " -

- " -

ЮВ

8

-20

10

79

метель

13-00

- " -

 

ЮВ

10

-17

10

81

- " -

19-00

- " -

 

ЮВ

8

-17

10

85

- " -

4/III

 

7-00

- " -

- " -

ЮВ

10

-16

10

95

метель

13-00

- " -

 

ЮВ

15

-15

10

94

- " -

19-00

- " -

 

ЮВ

15

-15

10

96

- " -

5/III

 

7-00

- " -

- " -

ЮЗ

12

-15

10

87

позёмок

13-00

- " -

3200

Ю

5

-8

0

69

- " -

19-00

м/с"Ератмбер"

3030

-

0

-14

10

83

-

6/III

 

7-00

Днёвка

- " -

-

0

-17

0

72

-

13-00

- " -

 

-

0

-8

0

28

-

19-00

- " -

 

-

0

-18

0

33

-

7/III

 

7-00

Впадина
перед г.Аждаак

3190

-

0

-24

0

25

-

13-00

 

 

ЮЗ

3

-10

0

40

-

19-00

Плато напротив южного конца массива г.Б.Агдаг

3220

Ю

2

-20

3

50

-

8/III

 

7-00

 

 

-

0

-15

0

62

-

13-00

Плечо г.М.Агдаг

 

-

0

-6

0

38

-

19-00

Ночлег в виду Яныха

 

Ю

3

-18

0

55

-

9/III

 

7-00

 

 

Ю

2

-15

0

72

-

13-00

м/с "Яных"

2380

-

0

-5

0

34

-

19-00

 

 

ЮЗ

3

-19

0

45

-

10/III

 

7-00

Подъем

 

-

0

-13

0

не изм.

-

13-00

 

 

 

0

-4

0

 

-

19-00

Ночлег
с видом на Арарат

 

ЮЗ

5

-18

0

 

позёмок

11/III

 

7-00

Карниз

 

ЮЗ

2

-18

0

- " -

-

13-00

 

 

-

0

-15

0

 

-

19-00

 

 

Ю

 

 

 

 

-

12/III

 

7-00

Перевал

 

Ю

20

-18

10

- " -

метель

13-00

Отсидка в метель

 

Ю

18

-16

10

 

- " -

19-00

- " -

 

Ю

20

-16

10

 

- " -

13/III

 

7-00

- " -

 

Ю

20

-18

10

- " -

метель

13-00

 

 

Ю

18

-15

10

 

- " -

19-00

 

 

Ю

18

-14

10

 

- " -

14/III

 

7-00

- " -

 

ЮЗ

10

-16

5

- " -

позёмок

13-00

Склон

 

ЮЗ

6

-6

6

 

- " -

19-00

Склон
(отсидка в метель)

 

ЮЗ

15

-12

10

 

метель

15/III

 

7-00

- " -

 

Ю

15

-12

10

-"-

метель

13-00

 

 

Ю

15

-12

10

 

- " -

19-00

 

 

Ю

16

-16

10

 

- " -

16/III

 

7-00

- " -

 

Ю

5

-15

10

- " -

позёмок

13-00

Спуск

 

-

0

-5

5

 

-

19-00

Первый лес

 

Ю

2

-10

3

 

-

17/III

 

7-00

- " -

 

Ю

2

-12

0

- " -

-

13-00

Населённый пункт

1820

-

0

-6

0

 

-

 


 
 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную