на главную
На главную
 походы отчёты документы 
 
 

ЗАПАДНЫЙ KZ

ОТЧЁТ

о прохождении автомобильного туристского спортивного маршрута первой категории сложности
по Западно-Казахстанской области республики Казахстан,
совершённом группой туристов г.Саратова в период с 29.05.13 по 1.06.13

Маршрутная книжка №
Руководитель группы Машников А.Н.
410600, Саратов, ул.Зарубина, 65, кв.6
тел. +7 903 383 1000, e-mail: man_tur@mail.ru
http: www.manturs.narod.ru/

Оглавление

    Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  4. Изменения маршрута и их причины.
  5. График движения.
  6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
  8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
  9. Дополнительные сведения о походе.
  10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
  11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1. Проводящая организация:

Самостоятельно.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Российская Федерация. Саратовская, Волгоградская область.
Республика Казахстан. Западно-Казахстанская область.

3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

всего ходовые

авто

первая

1500 км.

4 дня

4 дня

29.05.13 – 1.06.13

4. Подробная нитка маршрута.

Саратов – Эльтон – Сайхин – т.к. 49N-47E – Бисен – т.к. 49N-48E – т.к. 49N-49E – Искра – т.к. 49N-50E – Джангала – т.к. 50N-51E – Чапаев – Уральск – Таскала – Озинки – Ершов – Саратов.

6. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Кп

Длина ПП

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование, и т.д.)

Асфальт

0,8

910

Качество различное.

Асфальт разбитый

1,0

145

Убитый. Объезды по обочинам.

Полевые дороги

1,0

50

Хорошо укатанные, сухие.

Грейдер и полевые дороги

1,5

355

Разбитые или не укатанные.

Песчаная колея

2,2

10

Песок или пашня.

Полевая грунтовая при дожде

2,2

20

Грейдер (глина) при дожде

7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

Ф.И.О.

Г.Р.

Тур.опыт

Обязанности

Адрес

Фото

1

Машников Александр Николаевич 1963

Авто – 2Р;
6 Р ЯМАЛ (лыж.), опыт вело, горных походов

Руководитель

Саратов
man_tur@mail.ru

Машников

2

Машникова Наталья Николаевна 1963

Авто – 2У;
Опыт горных и водных походов
до 2 кс

Завхоз, врач

Саратов
nn0505@mail.ru

Машникова

3

Слаутенко
Владимир Юрьевич

1954

Опыт лыжных и водных походов
до 5 кс

ЗИП

Энгельс

4

Слаутенко
Татьяна Владимировна

2001

Опыт водных походов
до 3 кс

Видео

Энгельс

5

Аббакумов
Сергей Николаевич

1992

Опыт водных походов
до 3 кс

Фото

Энгельс

8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/

9. Поход рассмотрен МКК ТССР РФ (шифр МКК 100-00-666666653).

1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.

К точкам конфлюенции в ближайшем Казахстане мы присматривались давно. Самое трудное в путешествии – найти для него время. Как всегда неожиданно оно появилось. Сутки на комплектацию группы и подготовку к походу.

Целей было четыре.

Первая. Собственно передвижение в пространстве. Да ещё в пространстве другого государства. Подготовка: вечер в интернете, звонок другу. В целом понятно, что не ясно – на месте разберёмся.

Вторая. Точки конфлюенции. Это точки, в которых параллели с меридианами пересекаются в целых числах градусов, без минут и секунд. Рядом с домом куча точек, которые ещё ни кто не посетил. Надо помогать казахским друзьям в этом не лёгком деле . С проектом «Degree Confluence Project» можно ознакомиться на сайте http://www.confluence.org.

Третья. Купание в озере Эльтон. Это уникальное озеро и интересное место.

Четвёртая. Поесть казахский шашлык. Забегу вперёд – не удалось…

2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Погранзона РФ. Знаки, предупреждающие о въезде в погранзону, появились после Палласовки. Дорога здесь проходит вдоль линии границы, на расстоянии 10-2,5км, а соответственно и зона тянется до посёлка Эльтон и дальше. Заставы находятся в посёлках Кайсацкое, Вишнёвка, Эльтон, постов на дороге нет. Первый пост встретили только за 25км от посёлка Эльтон. Связано это, скорее всего, не с охраной государственной границы, а с возрастающей популярностью солёного озеро Эльтон, как места отдыха. Для проезда и пребывания в погранзоне россиянам требуется получить разрешение. Процедура не сложная, но не понятно где это делать и делается это не быстро. На посту под Эльтоном пропускают местных с пропиской, имеющих курсовку в санаторий (без погранпропусков) и тех, кто едет в Казахстан.

Пункты переходов. В Саратовской области всего один пункт для автотранспорта – Озинки. Пункт в Александров Гае закрыт. В Волгоградской дела обстоят лучше: Кайсацкое, Вишнёвка – Джаныбек, Эльтон – Сайхин.
Для пересечения границы для граждан РФ не требуется виза. Необходим паспорт, права, техпаспорт на автомобиль. Для поездок по Казахстану нужна автостраховка. Её можно оформить дома – «зелёная карта», от 480 рублей на 2 недели. Можно приобрести уже после перехода границы в Казахстане. На оживлённых переходах Вишнёвка – Джаныбек, Озинки – Семиглавый Мар вопросов не возникает. Сразу после перехода несколько агентов предлагают услуги. Цены на 2 недели от 300р. и выше в зависимости от машины. В посёлке Сайхин нам пришлось поискать агентов. Купили страховку по 380 рублей, но потеряли почти полдня.
Процесс перехода не сложен. Сдаём документы пограничнику, далее следует досмотр машины (10-15 мин). Выезжаем в «нейтральную» зону. Она разная по протяжённости. В Озинках 10 минут по плохому асфальту, за Эльтоном – почти 40км степной колеи без указателей. В Сайхине пограничников пришлось искать. В Казахстане – досмотр, проверка документов, заполнение миграционных карт. Всё. Обратный процесс примерно такой же.

Заповедники. Вокруг озера Эльтон расположен Природный парк «Эльтонский». У самого озера находится пост «зелёных». Денег не требуют, следят за порядком, запрещают вывозить соль, грязь, рапу.

Бензин. На участке Сайхин – Джангала нет официальных заправок. В некоторых посёлках бензин можно купить у местного населения. Предприимчивые жители завозят бензин, а потом продают его канистрами. Цена на 150 тенге за литр, цена на бензоколонке 110 тенге. Бывает очень сложно или невозможно договориться о покупке за рубли.

Валюта. Казахстанский тенге. У границы достаточно свободно можно расплачиваться российскими рублями, дальше лучше иметь запас тенге. Оплата банковской картой развита очень слабо и только в больших городах. Банкоматы или обменные пункты можно найти в городах, районных центрах или крупных поселениях.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные варианты нами не планировались. Все аварийные варианты – это выезд (выход) к большим трассам и посёлкам.
Запасные варианты планировались непосредственно перед началом и по ходу маршрута. В поход брали ноутбук со всем картографическим материалом и большим количеством заранее закачанных спутниковых снимков. Была возможность уточнять прохождение локальных участков непосредственно на маршруте.

4. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден без использования запасных вариантов.

5. График движения.

день пути/ дата

Участок пути

км
по участку

км

покрытие

Кп

примечание

1 29.05

Саратов – Эльтон

370

415

Асфальт

0,8

Озеро

Эльтон – Сайхин

45

Полевые дороги разбитые

1,5

граница

2 30.05

Сайхин – 49N– 47E

50

220

Полевые дороги укатанные, сухие

1,0

49N– 47E

49N– 47E – трасса R97

25

Полевые дороги разбитые

1,5

 

трасса R97

50

Грейдер разбитый

1,3

 

трасса R97 – 49N– 48E

5

Песчаная колея

2,2

49N– 48E

49N– 48E – трасса R97

5

Песчаная колея

2,2

 

трасса R97

60

Грейдер разбитый

1,3

 

трасса R97

20

Грейдер (глина) при дожде

2,2

 

трасса R97 – 49N– 49E

5

Полевые дороги разбитые

1,5

 

3 31.05

49N– 49E – трасса R97

10

410

Полевые дороги разбитые

1,5

49N– 49E, такыр

трасса R97

60

Грейдер разбитый

1,5

 

трасса R97 – ферма

5

Песчаная колея

2,2

бархан

ферма – 49N– 50E

5

Полевые дороги разбитые

1,5

49N– 50E

49N– 50E – ферма

5

Полевые дороги разбитые

1,5

 

ферма – трасса R97

5

Песчаная колея

2,2

 

трасса R97

80

Грейдер разбитый

1,5

 

трасса R97

70

Асфальт

0,8

 

трасса R97 – 50N– 51E

5

Полевые дороги разбитые

1,5

50N– 51E

50N– 51E – трасса R97

5

Полевые дороги разбитые

1,5

 

R97– А28 – Уральск

160

Асфальт

0,8

 

4    1.06

Уральск – граница

145

455

Асфальт сильно разбитый

1,0

граница

граница – Саратов

310

Асфальт

0,8

 

 

ИТОГО

 

1500

 

средн. 1,5

 

6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

День 1 – 29.05.2013.
Саратов – Эльтон – Сайхин.

План сегодняшнего дня – доехать до Эльтона, искупаться в озере и переночевать.

Из дома выехали в 10 часов. Заехали в Энгельс за вторым экипажем и в 11:00 вместе стартовали в сторону Ровного. По пути набрали в канистры питьевую воду. Впереди степь и малонаселённая территория Казахстана. В Эльтоне вода, которую местные называют пресной, для нас солёная.  Дорога от Саратова до Эльтона в довольно плохом состоянии, но это не помешало к 17 часам подъехать к посёлку. За 20км от Эльтона нас остановили пограничники для проверки документов. Пропускают местных жителей и народ, купивший курсовки в Эльтонский санаторий. Для охраны границы такой пост нужно было бы выставить после Палласовки. Здесь пограничники, вероятно, «охраняют» территорию озера, не пропуская «диких» отдыхающих. Нас предупредили, что если мы надумаем заночевать в посёлке, нам надо будет отметиться на заставе.

Первым делом мы пообедали-поужинали в местном кафе. К огромному сожалению, в этот день не готовились шашлыки. Сначала подъехали к косе, на которой работники санатория добывают рапу и грязь. Туда проезд запрещён. Покатавшись по округе, нашли место для купания. Рапа в этот раз розового цвета, слой соли тоньше. Повозились в грязи, «искупались», набрали немного воды в минеральном источнике. Впоследствии вода оказалась целебной!

Решили переходить границу сегодня. Сначала выехали не по той дороге, но всё же попали к пункту перехода. Переход и формальности заняли 40-50 минут на обе машины. После российского пункта на нашей машине спустило колесо и пришлось менять на запаску. Расстояние между пунктами 17-18км, дорога – степная колея без покрытия. К Сайхину подъехали уже в темноте. Не встретили ни каких шлагбаумов. У местных узнали, как проехать к пограничникам. Вопрос пограничников – «а как вы нас нашли?» – несколько озадачил. Проверка документов, заполнение миграционных карт, досмотр машин. Гостиниц в посёлке видимо нет. Ночевали в палатках около пограничного пункта.
За день проехали 415км.

День 2 – 30.05.2013.
Сайхин – т.к. 49N-47E – Бисен – т.к. 49N-48E – т.к. 49N-49E.

Цель дня точки 49N-47E, 49N-48E, 49N-49E. Если повезёт подъехать к точке 49N-50E.

Проснулись рано, вскипятили чай. Поехали в посёлок на поиски страховых агентов и шиномонтажа. Купить страховку удалось с третьей попытки. Выехали из посёлка только после 12 часов.

Дорогу на Жерменке местные охарактеризовали, как хорошую – не асфальт, но мягкая. В эту сторону ведёт не одна, а несколько дорог. Они действительно хорошие, но очень пыльные. Ориентировались по спутниковым снимкам, скачанным заранее в компьютер и GPS. Полотно дороги расположено ниже уровня степи и дорог не видно даже вблизи. Ориентирование возможно по пересечениям. Найти точку труда не составило. Последние 480 метров проехали по степи без дорог.

Статья для сайта http://www.confluence.org.
30-Мая-2013 – Ближайшие от дома «не открытые» точки конфлюенции оказались за границей, в Казахстане. Значит нам туда дорога. Поздно вечером пересекли границу России, ночевали около казахстанского пограничного пункта. Переход Эльтон – Сайхин посещается редко, дороги – степные колеи, полдня ушло на оформление автостраховки.
От посёлка Сайхин поехали в северо-восточном направлении, в сторону посёлка Жарменке. Сюда ведёт множество параллельных степных дорог. Не асфальт, но дороги наезженные, плавные. Степь абсолютно плоская, ровная. Ориентировались по космоснимкам и GPS. Дороги немного ниже поверхности степи и поэтому не видны даже с небольшого расстояния. Последние 450 метров мы проехали по степи без дороги.
Слияние расположено в Западно-Казахстанской области в 3,6км от линии границы Казахстана и России. Ближайший «живой» посёлок – Жарменке, расположен в 7,4км юго-восточнее точки. Вокруг несколько скотоводческих ферм. Точка – «плоская степь».
Сделав необходимые фотографии, мы отправились к точке 49°N 48°E.

30-May-2013 – The nearest points of confluence which haven’t been “discovered” turned out to be in Kazakhstan. Means we have to go in that direction. Late in the evening we crossed the Russian border and spent the night near the Kazakh border check point. The route Elton-Saikhin is not visited often; the roads are tracks in the steppe. The auto liability insurance paperwork took us half the day.
From the village of Saikhin we went North-East to the village of Zharmenke. There are many parallel steppe roads leading in this direction. There is no asphalt, but the mud roads are smooth. The steppe is absolutely flat. We had to find our way by satellite images and GPS. The roads lie a little lower the steppe level and not seen even from a short distance. The last 450 meters to our destination we crossed the steppe without any roads.
The confluence is situated in West-Kazakh region 3,6 km away from Russia-Kazakhstan state border. The nearest inhabited village is Zharmenke, which is 7,4 km South-West from the point. There are several cattle farms around. The point is “flat steppe”.
After taking nessesary pictures, we left for the point 49°N 48°E.

30-Мамыр-2013 – Үйден ең жақын «ашылмаған» нүкте конфлюенциясы шетелде, яғни Қазақстанда болып шықты. Олай болса біздің жол сонда. Қараңғы түсе Ресей шакарасынан өтіп Қазақстан шекарасының маңайында түнедік. Эльтон-Сайхин асуы сирек барылатын өткел, жол – айдаладағы табан жол, жарты күніміз көлік сақтандырумен кетті.
Сайхин кентінн солтүстік-шығыс бағытымен Жәрмеңке кентіне қарай кеттік. Мұнда қатарлас дала түздік жолының көпшілігі өтеді. Асфальт емес, дегенмен бұл жолдар мініскер, байсалды жолдар. Алаңсыз тегіс жазық кең дала. Ғарыштан түсірілген суреттер мен GPS арқылы бағдарладық. Жолдар дала бетінен төмендеу екен, сол себепті тіпті жақын жерден де жолымыз көрінбейді. Соңғы 450 метрді біз жолсыз даламен өттік.
Біркелкі болып кеткен жолсыз айдала Батыс Қазақстан облысында Қазақстан мен Ресей шекарасынан 3,6 шақырым жерде орын алады. Ең жақын «тірі» ауыл – Жәрмеңке, ол біз алған нүктеден 7,4 шақырым оңтүстік-шығысында орналасқан. Айналада бірнеше мал шаруашылығы фермалары. Бұл нүкте – «жазық дала».
Керекті суреттерді түсіріп, біз 49°N 48°E нүктесіне қарай аттандық.

От точки через Жерменке направились к дороге R97. Мы надеялись встретить там асфальт, но выехали на грейдер. Сначала он был щебнисто-глиняным, потом перешёл в чисто глиняный. Дорога широкая, но наезженные колеи только по бокам дороги. В средней части видны глубокие колеи застывшие после дождя. В сухую погоду машины ездят по краям, а в дождь по центру. Через 35-40км мы заехали в посёлок Бисен, планируя пополнить запасы бензина. Заправки нет, нашли местного жителя, торгующего бензином. Купили по 10 литров по цене 150 тенге за литр. В рублях это примерно составляет 30-32, за рубли здесь уже не торгуют.

В 17 часов подъехали ко второй точке. От дороги 5-6км по степным дорогам. Дороги песчаные, вокруг небольшие песчаные бугры, поросшие травой. Изредка встречаются одинокостоящие деревья.

Статья для сайта http://www.confluence.org.
30-Мая-2013 – От 49°N 47°E к дороге R97 возвращались через посёлок Жарменке и далее на юго-запад по малозаметным, редко используемым степным дорогам. Там мы надеялись встретить асфальт, но наши надежды не оправдались. Трасса R97 – это глинисто-щебневый грейдер, который в дождливую погоду становится довольно опасным. Через 60км свернули на юг. По песчаной степной дороге проехали 4км. Последние 600 метров прошли пешком.
Точка расположена в районе песков Кыдыбай. Вокруг много песчаных бугров покрытых травянистой растительностью. Встречаются одинокие деревья. Птицы, живущие на этих деревьях, не боятся людей и подпускают к себе на расстояние 1,5-2 метра. Ближайший посёлок Жамбыл расположен в 11км на юго-востоке. Вокруг точки несколько скотоводческих ферм. Точка – «бугры».
Следующая точка – 49°N 49°E. До неё около 80км и у нас есть ещё четыре часа светлого времени.

30-May-2013 – From 49°N 47°E we headed for R97 road, passing the village of Zharmenke and further South-West, by almost unnoticeable, rarely used steppe roads. We hoped to find the asphalt-paved roads there, by there were none. The R97 road is a clayish grader, which tends to be rather dangerous when it rains. Having passed 60 km, we turned South and went 4 km by the steppe sand road. The last 600 m we walked.
The point is situated in the sands of Kydybai. There are many sand hillocks with some grass around. There are some individual trees. The birds that live there are not afraid of people and let them approach to the distance of 1,5-2 meters. The nearest village of Zhambyl is 11 km to the South-East. There are several cattle farms around the point. The point is “hillocks”.
The next point is 49°N 49°E. To reach it we have to go about 80 km. We have about four hours to do it before it gets dark.

30-Мамыр-2013 – 49°N 47°E нүктесінен R97 жолымен Жәрмеңке кенті арқылы кейін қарай қайттық, әрі қарай оңтүстік-батысқа, онша көрінбейтін, сирек қолданылған дала түздік жолмен жүрдік. Біз алдымыздан  асфальт жол кездеседіме деп үміттеніп едік, ақталмады. R97 трассасы – жаңбырлы күні жүруге қауіпті болатын балшықты-шағыл тас жол. 60 шақырымнан кейін оңға қарай бұрылдық. Құмды дала түздік жолымен 4 шақырым өттік. Соңғы 600 метр жаяу жүрдік.
Бұл нүкте Кыдыбай құмды ауданында орналасқан. Айнала толған шөптесін өсімдіктермен күрмелген құмды адырлар. Кей жерлерде жалғыз тал-шыбықтар кездеседі. Бұл талдардағы құстар адамдардан қорықпайды екен, 1,5-2 метрге дейін өздеріне жақындатады. Бұдан кейінгі ең жақын мекен Жамбыл кенті 11 шақырым оңтүстік-шығысқа қарай орналасқан. Нүктенің маңайы бірнеше мал шаруашылығы фермалары. Бұл нүкте – «адырлар».
Келесі нүкте 49°N 49°E. Оған дейін 80 шақырым және бізде әлі төрт сағат күндізгі жарық уақытымыз бар.

До следующей точки около 70км и 5-6км по степи, темнеет поздно, сегодня вполне можно успеть. Едем вперёд. По бокам наблюдаем тучи и дождь. После поворота на Берли дорога становится мокрой, незадолго до нас прошёл дождь. Снижаем скорость, едем осторожно. По бокам дороги лужи и грязь, движемся по центру, объезжая глубокие колеи. На одном из участков заносит сразу обе машины. Одна выезжает, вторая попадает в колею и застревает. Пытаемся толкать, потом подкапывать, достаём домкрат… потеряли около двух часов. Постепенно дорога высыхает, дождь прошёл узкой полосой. Мы сворачиваем с дороги в направлении следующей точки. Уже темнеет. В 3км от цели встаём на ночёвку. На берегу пересохшего ручья… впадающего в пересохшее озеро…

За день проехали 220км. Посетили точки 49N-47E, 49N-48E. Не удалось полностью выполнить план дня. Много времени потеряли в поисках страхового агента.

День 3 – 31.05.2013.
49N-49E – Искра – т.к. 49N-50E – Джангала – т.к. 50N-51E – Чапаев – Уральск.

Утром, после завтрака едем ближе к точке. Колея еле заметна, здесь давно никто не ездил. Около точки попадаем на глинистую клею, справа пересохшее озеро – сор или такыр. Машина начинает слегка «юзить», чувствуется, что под тонкой сухой коркой мягкая глина. Буксовать здесь опасно, стараемся ехать по редкой траве. Паркуемся в 400 метрах от слияния на твёрдой почве. Вид не совсем земной. Озеро с чёткой береговой линией, но без воды.

Статья для сайта http://www.confluence.org.
31-Мая-2013 – От 49°N 48°E вернулись на дорогу R97. Через некоторое время мы попали в полосу дождя. Сам дождь прошёл стороной,но дорога размокла и стала очень скользкой. Машины заносило и, что бы не улететь в кювет, мы поехали с маленькой скоростью. Тем не менее, один автомобиль снесло в колею, и нам пришлось потратить время на его освобождение. Не доезжая 6,5км до посёлка Искра, свернули на северо-восток и через 1,5км встали на ночлег в русле пересохшего ручья в 3,5км от 49°N 49°E.
Утром позавтракали, подъехали ближе к точке. Последние 400 метров прошли пешком по дну пересохшего солёного озера – такыра.  Ложе озера ещё окончательно не засохло, и под тонкой твёрдой коркой ощущается мягкая глина. Характерный рисунок трещин ещё только намечается, а белый налёт соли уже виден. Впечатление, будто прошлись по Луне… Точка – «такыр».
Сегодня у нас впереди целый день, можно попытаться посетить другие конфлюенции. Следующая ближайшая точка – 49°N 50°E. До неё около 80км.

31-May-2013 – From the 49°N 48°E confluence, we returned to the R97 road. After some time we was caught in the rain. Heavy rain passed us by bat the road get soaked and it get slippery. Cars went into a skid and we drove slowly to not fell in the ditch. Nontheless a car fell in the ditch and we spent some time helping. We took a turn to the northeast in 6.5 km short of Iskra settlement. We covered 1.5 km and we stayed overnight in a desiccated riverbed in 3.5 km from 49°N 49°E confluence.
In morning after our breakfast, we drove closer to the confluence. We went on foot last 400 meters on the dry lake bottom - Takyr. The lake floor is still damp and there is a soft clay under a think hard crust. A character crack pattern is begin to show yet and a white salt precipitation already visible. We had the impression that we trip on the moon. The point – Takyr.
Todey we had all day to try to visit another confluences. A next nearest confluence was the 49°N 50°E confluence. It is 80 km to the confluence.

31-мамыр 2013 – 49°N 48°E нүктесінен R97 жолға қайта оралдық. Біршама уақыттан соң жауын астында қалдық. Нағыз нөсер бізге жетпей жанай өтті, сонда да болса біздің жол ылғалданып, өте тайғақ болып қалды. Көлігіміз тайғанап, жолдан тайып кетпес үшін төмен жылдамдықпен жүрдік. Сонда да болса, бір көлігіміз жолдан тайып кетіп, оны шығаруға біраз уақытымызды жұмсадық. Искра кентіне 6,5 шақырым жетпей солтүстік-шығысқа бұрылдық, 1,5 шақырымнан соң қу жылғаның арнасында түнеуге тоқтадық, 49°N 49°E нүктесінен 3,5 шақырымда.
Таңертең таңғы асымызды ішіп, нүктеге жақындадық. Соңғы 400 метрде кеуіп кеткен қу тақыр ащы көлдің табанымен жаяу жүрдік. Көлдің түбі әлі түгел кебе қоймаған, сондықтан жұқа қатты қабыршақ тақырдың астынан жұмсақ балшықтар байқалады. Тақырдың жарықшақ қабыршақтары енді ғана біліне бастаған, ал тұздың ақ шапқыны көрінуде. Ай ғаламшарында жүргендей әсер... Нүкте – «тақыр».
Алдымызда бүгін күн ұзақ, басқа да конфлюенцияларды аралауды қарастыруға болады. Келесі жақын маңайдағы нүкте – 49°N 50°E. Оған шамамен 80 шақырым. 

6км до посёлка Искра и мы снова на трассе R97. Бензоколонки в посёлке нет. Перед рекой Большой Узень свернули направо. В этом районе почва песчаная. Иногда приходится ехать по траве около колеи. Через 6 км подъезжаем к маленькой ферме. Таких хозяйств в степи много, но это окружено песчаными барханами. Пустыня. Сначала разведали путь пешком. Дорога довольно твёрдая, но местами переметена песком. Рискуем. Проехали. За фермой едем вдоль болота – «контрасты» степей… К слиянию удалось подъехать на автомобилях.

Статья для сайта http://www.confluence.org.
31-Мая-2013 – От 49°моста через Большой Узень свернули на юго-восток к точке конфлюенции. Постепенно твёрдая глина под колёсами сменилась песком. За 3км до цели встретили маленькую ферму, окруженную песчаными барханами. Несмотря на то, что  у нас не «внедорожники», нам удалось проехать этот кусочек пустыни. За фермой песок закончился, и мы беспрепятственно выехали к слиянию.
Местность в этом районе ровная, плоская, напоминает первую точку. На востоке в 2,5км видны строения посёлка Мухор. Точка – «бархан».
Отсюда поворачиваем на север в сторону Уральска и начинаем наш путь домой. Необходимо пополнить запасы бензина и поесть, а для этого нужно обменять рубли на тенге. По дороге есть несколько не посещённых слияний, есть сильный соблазн заглянуть туда. Наиболее реальной кажется точка 50°N 51°E, но  до неё ещё 130км по прямой. Время покажет.

31-May-2013 – From the 49°N 49°E confluence we dove to Iskra settlement along a steppe road and the R97 road. We crossed Maly Uzen River and we turned to southeast to the confluence in 3.7km before a Bolshoy Uzen river bridge. A hard clay under wheels progressively changed into sand. We met a little farm among sand dunes in 3 km from the confluence. We did not have off-road vehicle but we succeed in crossing that little desert. The sand have finished off after the farm and we drove to the confluence without difficult.
The terrain in this district is plane. It remind the first confluence. Buildings of Muhor settlement is visible in 2.5 km in the east. The point – “Barhan”.
We turned here to the north towards Uralsk town and we started our way to home. We needed to have some food and refuel. We needed to exchange rubles to tenge for it. There is some confluence along the road to visit. We had strong temptation to visit these confluences. The 50°N 51°E confluence was real to visit but it is in 130 km straight. Time will show.

31-мамыр 2013 – 49°N 49°E нүктесінен дала түздік жолымен Искра кентіне шықтық, әрі қарай танымал болған R97 трассасы. Кіші Өзенді кесіп өтіп 3,7 шақырымнан соң Үлкен Өзеннің көпіріне дейін барып, конфлюенция нүктесінің солтүстік-шығысына қайырылдық. Біртіндеп дөңгелегіміздің астындағы балшық құмға ауысты. Көздеген жерімізге 3 шақырым калғанда жағалай құмды шағырлар қоршаған кішігірім шаруашылықты (ферма) кездестірдік. Көлігіміз жолсыз жермен жүре беретін «внедорожник» еместігіне қарамастан, шөл даланың бұл бөлігін біз өттік. Шаруашылықтан асқаннан кейін шөл дала таусылып, біз әрі қарай еш кедергісіз жазыққа шықтық.
Бұл ауданның жері біркелкі тегіс, жазық, бірінші нүктені ескертеді. Шығысқа қарай 2,5 шақырымда Мухор кентінің құрылымдары көрінеді. Бұл нүкте – «құмды шағыр».
Осы тұстан солтүстікке қарай Орал қаласына бет бұрдық, одан әрі үйге баратын жолды бастаймыз. Жанармай қорын толтырып, тамақтанып алуымыз қажет, ол үшін рубльді теңгеге ауыстыруымыз керек. Жолшыбай бірнеше игерілмеген жерлер кездесуде, соғып кетуге қатты қызығушылық бар. Шынайы ең ыңғайласы 50°N 51°E нүктесі сияқты, бірақ оған әлі тікелей санағанда 130 шақырым. Уақыт көрсетеді. 

Очень интересное место расположено на противоположном берегу Большого Узеня. Вокруг посёлка Мухор находится небольшой фрагмент (2,5х3,0км) песчаной пустыни с барханами, песчаными дюнами. Речка в этом месте просто пропадает, а ниже песков появляется снова. Этого мы увидели не своими глазами, а поняли по спутниковому снимку. Интересно при случае посетить этот район.

Теперь наша цель автозаправочная станция. По показаниям местных жителей найти её мы сможем в Джангале. Это районный центр, там можно снять тенге с карточки и поесть. Немного задержал ремонт, оторвался глушитель у ВАЗа.

В Джангале заправлять за рубли нас отказались. Нашли банк, пришлось подождать, что бы снять денег. С кафе здесь тоже не очень… Нашли пиццерию. Пользуются ей в основном вечером, похоже, берут в основном спиртное. Поели невкусной пищи. До этого я думал, что в Казахстане готовят только вкусно или очень вкусно…
Далее наш путь на север, точнее северо-восток, к Уральску. Ребятам надо завтра к обеду быть в Саратове, а для этого сегодня как можно ближе подъехать к границе. У нас ещё есть время, и мы решаем попытаться посетить ещё одно слияние и осмотреть Уральск. До поворота на 50N-51E наши пути совпадают. Точнее пути совпадают и до конца маршрута, но в пространстве.

После райцентра появляется асфальт, местами он снова переходит в грейдер. Далее наблюдаем масштабный ремонт автодороги. Приходится объезжать такие места по обочинам или по параллельному просёлку. По дороге периодически попадаем под дождь. Дожди идут полосами. Если в районе точки сыро, то с посещением слияния могут возникнуть проблемы.

Вот GPS показывает направление на цель перпендикулярное нашему движению, туда отходит малозаметная колея. Прощаемся со вторым экипажем. Сворачиваем к точек конфлюенции. До неё менее пяти километров. 160 метров проезжаем по степи без дороги. Есть пятое посещение.

Статья для сайта http://www.confluence.org.
31-Мая-2013 – От 49°N 50°E выехали на грейдер к мосту через Большой Узень. У ВАЗа отвалился глушитель, пришлось ремонтировать. В Джангале нашли банкомат и дешёвый бензин. Вкусно поесть не удалось. От посёлка появляется асфальт. Качество его оставляет желать лучшего, но скорость резко возрастает. Дорога ремонтируется, часты объезды по обочинам. Второй экипаж решает до конца дня максимально подъехать к границе, что бы завтра до обеда быть дома. Мы хотим посетить ещё одну точку и заехать в Уральск.
За 22км до Чапаева сворачиваем с трассы на малозаметную степную дорожку. Она приводит нас к ферме и далее к слиянию. Последние 170 метров едем по степи без дороги. Степь ровная, появляется больше древесной растительности, лесонасаждения. Впереди нас ждёт Уральск и дорога домой. Всего за путешествие проехали 1500км, посетили 5 новых точек конфлюенции.

31-May-2013 – From the 49°N 50°E confluence, we drove to the Bolshoy Usen Bridge. We had to repair our VAZ car, to tear off a muffler from the car. In Jangal settlement, we found an automatic cash terminal and inexpensive gas. We did not have a good something to eat there. There is asphalt from that settlement. The road have asphalt cover from the settlement. It is low quality but speed increased a lot. The road is under repair. There is many bypasses on side of the road. Second crew decided to go to the border in minimum distance to them will have been home at before lunch. We wanted to visit another confluence and call at Uralsk town on the way.
In 22 km from Chapaev town we turned from highway to an unobtrusive steppe road. The road leaded us to a farm and next to the confluence. We went on the steppe last 170 meters without a road. The steppe is plain There are trees and forests show up. Before us was waiting Uralsk town and a road to the home. We drove up in all 1500 km, and visited five new confluences in this trip.

31-мамыр 2013 – 49°N 50°E нүктесінен тас жолмен Үлкен Өзен арқылы түскен көпірге қарай шықтық. ВАЗ көлігіміздің астындағы түтін тетігі (глушителі) жұлынып қалып, соны жөндедік. Жанғалы деген елді - мекенде банкоматпен арзан жанармай таптық. Дәмді тамақтану ойымыз орындалмады. Ауылдан бастап әрі қарай асфальт көрінді. Жол сапасы тәуірлеу болғанда ғой деген ой туындайды, бірақ сонда да болса көлік жылдамдығы жоғарлады. Жол жөнделуде, сондықтан жол жиегінде айналып өту жиі. Екінші экипаж барынша күн батқанша шекараға жетуге шешінді, себебі ертеңіне түске дейін үйде болу керек. Ал біз, тағы да бір нүктені аралап Орал қаласына соққымыз келеді.
22-ші шақырымнан соң Чапаевқа дейін үлкен жолдан онша көрінбейтін дала түздік жолына қарай бұрылдық. Ол жол бізді бір фермаға алып шықты, әрі қарай жол жоқ. Соңғы 170 метрге дейін жолсыз. Бәрі біркелкі жазық дала, кей жерлерде ағаш-бұта тектес өсімдіктер, екпе ағаштар кездеседі. Алдымызда Орал, одан әрі үйге. Бұл саяхатта барлығы 1500 шақырым жер жүрдік, 5 жаңа нүкте конфлюенциясын араладық.

На точку «от трассы – до трассы» затратили не более 45 минут. Через 23км выехали на дорогу А28 (R246), Уральск – Атырау. Дорога после ремонта. В отличном состоянии. В 19:30 въезжаем в Уральск. Сначала автомойка. Потом гостиница. На дальнейшую программу нет сил и времени, ложимся спать.

За день проехали 410км. Посетили 3 точки конфлюенции – 49N-49E, 49N-50E, 50N-51E. Всего с начала маршрута пройдено 1045км. Ребята доехали почти до границы, это на 80-100км больше.

День 4 – 1.05.2013.
Уральск – Таскала – Озинки – Ершов – Саратов.

Утром мы отправились на экскурсию по городу. Очень приятное впечатление произвёл центр: чистота, зелень, отреставрированные старые дома, интересные новые. Но как и многие города постсоветского пространства, Уральск – город контрастов. При удалении от центра дороги разбиты, пыль.

Поразила дорога к границе – запустение, огромные ямы, как будто сделанные специально. Обратная операция на пропускном пункте. Документы, возврат миграционных карт, досмотр. До российского пункта не более километра по разбитому асфальту. Небольшая очередь. Опять проверка документов, фото, досмотр машины.

До дома 350км. Дорога лучше казахского участка Уральск – граница, но не на много. В состязании «у кого дорога хуже» с минимальным перевесом выиграл Казахстан.

Днём отзваниваются ребята, они уже дома, всё успели. Мы прибываем домой примерно в семь часов вечера. Поход закончен.

За день проехали 455км. Всего за поход 1500.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Дорога Саратов – Ровное – Паласовка – Эльтон (РФ) умеренно разбита, не сильно загружена.

Сайхин – Джангала – Чапаев (РК) – глинисто-щебневый грейдер опасен в сырую погоду, очень слабо загружен (3-10 машин в день).

Чапаев – Уральск. Дорога разбита, ведётся ремонт. Ближе к Уральску дорога хорошая.

Уральск – Озинки – Саратов. До Озинок дорога отвратительная, после – плохая. Загружена умеренно.

От этих дорог для посещения слияний мы удалялись в степь до 20-25км. Даже при серьёзной поломке можно было использовать вторую машину в качестве «гонца» за помощью или «тягача».

На больших отрезках пути в Казахстане можно не встретить бензоколонок, но горючее можно купить у местных жителей по несколько большим ценам, чем государственные. Лучше иметь запас тенге.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

Точки конфлюенции.
Координаты любой точки на земном шаре можно выразить в градусах, минутах, секундах широты и долготы.
Есть точки, где минуты и секунды координат застывают на цифре ноль. Подобные пересечения называются точками конфлюенции, или слияния.  Пересечение «целых» широт и долгот чаще встречается у полюсов и разряжается по мере приближения к экватору. Существует сайт http://www.confluence.org/ на котором собраны отчеты обо всех посещениях точек слияний. Охота включает достижение места слияния, фотографирование окружающего пространства (обычно 4 фотографии по сторонам света) и координат на экране навигатора, свидетельствующих о достижении цели. Фотографии вместе с отчетом на английском (и, при желании, на родном) языке, размещаются на сайте. Посещение считается удачным, если «хантеру» удалось побывать в 100-метровом радиусе точки.
Нет никакой закономерности, по которой можно было бы выделить места слияния. Точки конфлюенции – всего лишь призрак – точка карты, спроектированная на местность. Нет ничего особенного, что выделяло бы слияние из окружающего мира.
По официальной версии сайта посещение точек преследует двоякую цель.
Во-первых: В путеводители по странам и континентам попадают только лучшие картинки природы и достопримечательностей. Таким образом, страна, словно конфета – прячется за фантиком – цветастым, но не отражающим суть. И только подобное, беспристрастное фотографирование позволяет показать Мир таким, какой он есть.
Во-вторых: «все течет, все меняется». Сравнивая фотографии разных лет, сделанные на одной точке, можно проследить, как изменяется окружающий мир.
И что взамен? Потерянное время и азарт охотника. Охотника за новым, неоткрытым, за тем, что невозможно ни увидеть, ни почувствовать – охотника за призраками.

Озеро Эльтон.
Эльтон – солёное бессточное самосадочное озеро в Палласовском районе Волгоградской области, недалеко от границы с Казахстаном. Самое большое по площади минеральное озеро Европы и одно из самых минерализованных в мире.
Название, возможно, произошло от монгольского «Алтын-Нор» – золотое дно.
Озеро представляет собой впадину между крупными соляными куполами на крайнем севере Прикаспийской низменности.
Площадь – 152 км², форма приближена к кругу.
Глубина – 5-7 см летом; до 1,5 м весной.
Уровень на 15 метров ниже уровня моря. Самая высокая точка Приэльтонья, гора Улаган (соляной купол), на 68 м выше уровня моря.
Питание в основном снеговое, через 7 минерализованных рек. На дне выходы солёных источников.
Озеро заполнено насыщенным солевым раствором (рапой), который весной распресняется. Минерализация составляет 200-500 г/л, что в 1,5 раза превышает концентрацию на Мёртвом море. В воде содержатся водоросли Dunaliella salina, придающие красноватый оттенок озеру. На дне озера – залежи солей (главным образом NaCl, KCl) и под ними слой минеральной сероводородной грязи.
Климат резко континентальный, засушливый: лето жаркое (средняя температура июля 25 °C), зима умеренно холодная (средняя температура января −11°C); осадков около 300 мм в год; постоянные ветры в течение года.
До 1882 года на Эльтоне велась добыча соли, в 1910 году на его берегу основан лечебный санаторий «Эльтон» (перенесён на новое место в 1945 году). В 2001 году озеро и прилегающие к нему территории целинных степей (106 тыс. га) вошли в состав Государственного учреждения «Природный парк «Эльтонский»».

Уральск.
Уральск расположен на правом берегу среднего течения реки Урал и на левом берегу нижнего течения реки Чаган, в живописной степной равнине с высокими и крутыми речными ярами. Правый приток Чагана – река Деркул, протекает рядом с городом и его пригородом – посёлком Деркул. Самая высокая возвышенность – Свистун-гора, расположенная между пригородными посёлками Зачаганск и Круглоозёрное.
Храм Христа Спасителя и Михайло-Архангельский собор стали главными историческими достопримечательностями города. Кстати, в народе храм Христа Спасителя называют «золотой церковью». Рядом с храмом находится музей Пугачева. Многие старые архитектурные шедевры города и сейчас служат по своему назначению – это аптека Штрауса, педагогический колледж, кинотеатр имени Гагарина и многое другое. Парк отдыха на берегу Чагана считается старейшим во всем Казахстане.
С историей Уральска связан ряд имён выдающихся исторических личностей. Будущие императоры Александр II, Николай II, Емельян Пугачёв, генералиссимус А.В.Суворов, академики А.Гумбольдт, П.С.Паллас, И.А.Крылов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.И.Шаляпин, А.Д.Столыпин и многие другие побывали в городе.

9. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

9.1. Западно-Казахстанская область.

Область расположена в центральной части Евразии, на северо-западе Казахстана. Граничит с двумя областями Казахстана и пятью областями России. Территория – 151 339 км², что составляет 5,6 % площади Казахстана. Численность населения – 614 280 чел. Административный центр: город Уральск.

Рельеф территории равнинный. Причем высота над уровнем моря снижается с северо-востока на юго-запад области. В регионе выделяют несколько районов по особенностям рельефа, в том числе – Общий сырт, Эмбенское плато, Прикаспийская низменность.
На севере и северо-востоке области находятся отроги Общего Сырта и Предуральского плато. На юге в пределах Прикаспийской низменности расположены песчаные массивы Нарынкума: Кокузенкум, Аккум, Карагандыкум и другие.
Наивысшая точка области, гора Ичка, её высота над уровнем моря 259 метров.

Почвы темнокаштановые, каштановые, светлокаштановые глинистые и солонцы. Преобладает злаково-разнотравная, злаково-полынная, полынно-житняковая растительность. В южных районах встречаются бурые почвы, солонцы и солонцовые почвы, есть массивы песков.
Недра. На территории области находится нефтяное месторождение Болганмола.

Растительность. На севере – типчаково-ковыльные степи, на севере, вдоль реки Урал и дорог созданы лесозащитные полосы – тополь, ива, дуб, береза, вяз и др., на юго-западе и севере также выращивают сосны.

Животный мир. В регионе водятся лоси, косули, кабаны, сайгаки, лисы, хорьки, волки, зайцы, бобры, выхухоль, ондатры, суслики и др. На территории области имеются гнездовья лебедей, серых гусей, пеликанов, журавлей, куликов, куропаток, орланов, коршунов, ястребов, ласточек, скворцов и др. Из пресмыкающихся – змеи, ящерицы. Озера и реки богаты рыбой: вобла, лещ, сазан, судак, линь, жерех, щука, окунь и др. На Урале – севрюга, белуга, осетр.
В мае 2010 года было найдено 12 тысяч мёртвых сайгаков, что составляет около половины всей численности сайгаков региона.

Гидрография. В области насчитывается около 200 рек и речушек общей протяженностью 4600 км, из них крупные реки Урал, Чаган, Деркул, Кушум, Б.и М.Узень, в области насчитывается 144 озера, из них – 94 солёных. Наиболее значительные – Шалкар, Рыбный Сакрыл и система Камыш-Самарских озёр.
Озеро Чалкар – самый крупный и глубокий водоём Западно-Казахстанской области. В озере накапливается около 1,4 млрд куб. м. воды, наибольшая площадь озера составляет 24000 га. В озеро впадают с восточной стороны две реки: Исень Анкаты (Большая Анкаты) и Шолак Анкаты (Малая Анкаты), а вытекает одна река Солянка, впадающая в реку Урал. На севере Западно-Казахстанской области течёт река Урал, 250 км её «степной зоны» находится на территории Западно-Казахстанской области. К малым рекам бассейна р. Урал на территории Западно-Казахстанской области относятся Чаган, Деркул, Илек, Утва, Рубёжка, Быковка, Ембулатовка, Барбастау и др. Урал является одной из основных водных артерий особого государственного значения не только маловодного Казахстана, но и России.

Охрана природы. В регионе существуют Кирсановский (площадь – 61,0 тыс. га), Бударинский (площадь – 80,0 тыс. га) и Жалтыркульский (площадь – 19,0 тыс.га) государственные зоологические заказники. Кроме того здесь находятся – Ботанический памятник природы «Дубрава», Памятник природы гора «Большая Ичка», Памятник природы «Селекционный», Памятник природы озеро «Садовское», Ландшафтный заказник «Ак-Кумы», Ботанико-зоологический памятник природы «Миргородский», Урдинский геоботанический заказник.

Климат резко континентальный. В течение всего года дуют сильные ветры, летом часты суховеи.
Средняя температура января до −14 C°, июля до +25 C°.
Годовое количество осадков на юге региона от 250 мм, а на севере до 400 мм.

9.2. Технические характеристики автомобилей.

 

Ford Fusion    

ВАЗ 21111   

Кузов

Хэтчбек

Универсал

Количество дверей/мест

5/5

5/5

Длина/ширина/высота, мм

4013/1724/1543

4285/1680/1480

Максимальная мощность, л.с.

80

71

Максимальная скорость, км/ч

164

162

Время разгона с места до 100 км/ч, с

15,3

14

Расход топлива, л/100 км город/трасса

8,0/5,2

9,1/5,6

Крутящий момент/ на оборотах:

124/3500

104/5600

Вид топлива:

АИ-92

АИ-92

Рабочий объем, см3

1388

1499

Тип трансмиссии

роботизированная МКПП

МКПП

Привод

передний

передний

Объем топливного бака:

45 литров

43 литра

Снаряженная масса:

1105 кг

1540 кг

Размер шин:

195/60 R15

175/70 R13

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Статьи расходов

На 1 человека

На группу

Питание на маршруте

1 000,0

5 000,0

Проживание в гостиницах

650,0*

1 300,0

Бензин

2 600,0

5 200,0

Организационные расходы

200,0

1 000,0

Итого

2 500 руб.
78 US$

12 500 руб.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

За 4 ходовых дня пройдено 1500км, из них 775км по территории Республики Казахстан. Треть маршрута (450км) составили дороги без покрытия. Качество асфальтированных дорог на всём протяжении похода оставляет желать лучшего. Особенно плохое покрытие на участках, прилегающих к границе. Впечатление такое, что страны соревнуются у кого дороги хуже. Казахстан – перспективный район для проведения спортивных автомобильных походов.

Из четырёх поставленных задач удалось исполнить три. Мы отлично поперемещались в пространстве и вернулись домой. Мы «открыли» пять новых точек конфлюенции. На сегодняшний день в Казахстане из 331 точки «открыто» только 75. Мы искупались в озере Эльтон. Не удалось лишь поесть шашлык. Это означает, что надо вернуться.


 
 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную