ТССР
tssr.ru


на главную
manturs.narod.ru

ТССР
Лыжная
комиссия ТССР-ФСТР

НА ЛЫЖАХ К ВЕРХОВЬЯ МУИ.

Общая орография района. Район, о котором пойдёт наш рассказ, находится в Северном Забайкалье и расположен южнее трассы БАМа проходящей по Верхне-Ангарской котловине. раскинувшись между долинами Котеры и средним течением Муи на площади примерно 100х100 км. Он относится к районам среднегорья и отличается большим разнообразием горно-таёжного рельефа. В этой части Станового нагорья сходятся четыре хребта: Баргузинский (протянулся от Верхнее-Ангарской котловины с севера на юг, с востока ограничен долинами Баргузина и Светлой, а с запада озером Байкал), Южно-Муйский (берёт начало в районе  озера Доронг в верховьях Котеры и протянулся с запада на восток до Витима, с юга и севера ограничен долинами Ципы и Муи), Муяканский (на западе стыкуется с Южно-Муйским хребтом в верховьях Хэгды, откуда идёт на север к Янчую, где в устье его правого притока Нирокана делает резкий поворот на восток, проходя в междуречье Муи, Муякана и истоков Янчуя Ангарского) и западные отроги Северо-Муйского (на западе стыкуется с Баргузинским хребтом в районе Светлой и верховьев  Няндони откуда идёт к Северомуйску, проходя в междуречье Верхней Ангары, Муякана и среднего течения притоков Янчуя Ангарского). Граница леса (в основном лиственница) на высотах 1400-1700м. До первой декады марта ночные температуры могут опускаться до -35…-40С, а дневные до -25…-32С. В конце февраля часто дуют сильные западные и северо-западные ветра, но они «усыпляют» мокрые наледи. Часто встречаются следы оленя, кабарги, зайца, соболя и волка.

Туристская характеристика. Оцениваятуристскую географию верховьев Муи, этот район можно условно разделить на три участка:
1. Правобережье Котеры между долинами Янчуя и Хэгды. Относится к юго-западной части Муяканского хребта с высотами до 2100м и сглаженными формами рельефа. Известно несколько перевалов сложностью н/к-1А,  единственный наиболее сложный из которых - Верхний Котеримаскит (1850м,1Б). Через этот участок лежит наиболее короткая дорога от Янчуя к пику Карт, но здесь много глубокого и рыхлого снега.
2. Муяканский хребет в междуречье Янчукана и Муякана. Наиболее заснеженная и лавиноопасная часть района. Участок характерен красивыми изрезанными гребнями высотой 2200-2400м с крутыми осыпными склонами, но малоизучен. Долины рек местами труднопроходимы из-за нагромождения в русле камней и глубокого снега, встречаются каньонные участки с ледопадами, на русле Чуро (Ангарского) и Асинды много открытой воды. Известно несколько перевалов соединяющих верховья Никуна и Асинды, а также Майгунды и Чуро (Ангарского), в основном их сложность1А-1Б. 
3. Западная часть Южно-Муйского хребта в междуречье Хэгды, Укуолкита, Муйского Могоя и верховьев Гремной. Это наиболее интересный и сложный участок района, характерный наличием альпийских форм рельефа с высотами 2400-2600м (высшая точка – пик Карт 2661 м), расположена в верховьях рек Хэгды и Укуолкита - правых притоков Котеры и Муи) и многочисленными ледопадами. На руслах рек наледи чередуются с россыпями камней и глубоким снегом. Наиболее живописны верховья Ветвистой (иногда её называют Карт) и Аку, с монолитными скальными сбросами. Известно больше десятка перевалов сложностью 1Б-2А, а также 3 перевала 2Б (Папанина, Амундсена и Уфа). Но и здесь ещё много белых пятен.
История освоения района. Верховья Муи знакомы туристам уже более 20 лет (с 80-х годов прошлого века), однако в нём ещё остаётся много белых пятен. Чтобы изучить часть этих белых пятен, лыжная комиссия Туристско-спортивного союза России в феврале-марте 2007 г провела здесь двенадцатую Всероссийскую туриаду лыжников - «Забайкалье-2007». нам удалось собрать и систематизировать следующую информацию о туристских возможностях данного района, где можно выделить несколько вариантов построения схем лыжных маршрутов отличающихся местом начала и окончания.
Общим в построении всех этих маршрутах является линейно-кольцевая схема построения с посещением массива пика Карт и узла в верховьях междуречья Правого Укуолкита, Аку и Могоя.

Вариант 1: юг > северо-восток. Как пешеходы, так и лыжники обычно начинали свои маршруты посёлках Улюнхан (на Баргузинском тракте) или Баунт (Уакит), переваливали через водораздел, спускались по Укуолкиту и проходили кольцевой участок в верховьях реки Ветвистой (Карт), где расположен пик Карт. Далее, через Правый Укуолкит и верховья Муйского Могоя попадали в верховья Ольни, где проходили каскад ледопадов. После Ольни группы пересекали долину Муи, переваливали на Муякан и по его долине спускались к БАМу (группы Юрия Подрядчикова и Виктора Зинькова, 1978г; Марка Ривкина, Москва - Чемпионы СССР 1986года). Известен и обратный маршрут (группа Станислава Масса из Новосибирска, 1981г), но они после Ольни ушли на восток.
Группа Сергея Киселёва (Тула) летом 1987 года прошла маршрут, похожий на маршрут группы Ривкина, но ей удалось пройти с притока Правого Укуолкита на Аку через перевал Сыпучий (у Ривкина он называется перевал Визбора) и из её верховьев через перевал Строителей на Муйский Могой.
Группа Алексея Ерохина (Москва) летом 1989г от Северомуйска поднялась по Муякану, затем, пройдя через несколько перевалов, вышла в верховьях Майгунды и Итыкита (Муяканский хребет), перевалила на Налдын, прошла по его долине и далее по Акундану спустилась к Муе. После этого через верховья Аку вышла на Правый Укуолкит и далее поднявшись по Укуолкиту вышла к верховьям ручья Ветвистого. Здесь она прошла несколько интересных и сложных перевалов (Праздничный, Алёнка, Разведчиков, Руслан и впервые поднялась на пик Карт), перевалила в верховья Хэгды и затем сплавилась по Котере до БАМа.
Вариант 2: юг > северо-восток > северо-запад. В 1983 году группа Леонида Обухова (Новосибирск), начав свой маршрут в посёлке Строителей на Баргузинском тракте, поднялась по реке Ковыли, перешла в долину Баргузина и далее в верховья Котеры, поднялась по её правому притоку Гуляканы, перевалив через Южно-Муйский хребет перешла на Инамакит, затем на Гжамокит и далее на Укуолкит. Спустившись по Укуолкиту к Муе, группа поднялась к верховьям её правого притока Акиндяна, перевалила через Северо-Муйский хребет и, спустившись по долинам Асинды и Янчуя (Ангарского), закончила свой маршрут на 559 км трассы БАМа.
Вариант 3: север > юго-восток > запад > север. В 1999 году группы 4-ой Всероссийской лыжной  туриады: Семилета (Железногорск), Завадскаса (Вильнюс) и Васильева (Москва), начав маршруты от моста, в районе бывшего посёлка Делакоры, поднялись по Котере и Янчую, перевалили на Бугорикту (заброска на слиянии Левой и Правой Бугорикты) и далее прошли кольцо: верховья Левого Укуолкита – верховья Хэгды и Ветвистой (пройдя перевалы Алёнка, Парабола и Руслан) – поднялись по Правому Укуолкиту, прошли перевал Аку и спустились по ней к Муе  и поднявшись по Бугорикте замкнули кольцо.  Затем перевалили в среднее течение Котеры и спустились по ней к мосту Делакоры - месту начала маршрута (70% пути по Котере тогда составило движение по наледи!). Следует отметить, что групп Завадскаса, оставив заброску в устье Укуолкита, прошла кольцо в обратном направлении, после чего по долинам Чуро и Янчуя (Ангарского) вышла к БАМу. Этот вариант имеет длинные подходы и отходы, всего около 200км.
Вариант 4: север > юг-восток > запад > восток. Группа Олега Кулешова (Казань, 3 место на Чемпионате России 2006 года), начав маршрут у моста Делакоры, поднялась по Котере и Янчую, перевалила в верховья Муи, поднялась по Укуолкиту и, выйдя в верховья  Левого Укуолкита, прошла перевалы: Алёнка, Куваева, Папанина и Разведчиков (с седла последнего они впервые зимой поднялись на пик Карт). Спустилась по Ветвистой и Укуолкиту до ручья Озёрного, поднялась по нему через каскад ледопадов, перешла через перевал Озёрный в верховья ручья Визбора и пыталась через одноимённый перевал спуститься на Аку. Но из-за непогоды и травмы одного из участников вынуждена была изменить маршрут, спустилась по долинам Укуолкитов к Муе и далее по ней прошла до зимовья Айтжанова, после чего перевалила на Муякан и закончила маршрут в Северомуйске.
Вариант 5: север > юг-восток  > запад > восток > северо-запад. Группа Александра Шорикова (Архангельск, 2007 г,  в рамках 12-й Всероссийской лыжной  туриады) начав маршрут от Делакоры, поднялась по Котере и Янчую, оставила заброску в районе озера Сэл, перевалила на Бугорикту и далее в среднее течение Хэгды, поднялась в её верховья, прошла перевалы: Папанина, Уфа (с него радиально на пик Карт), Руслан, далее по долинам Ветвистой, Укуолкита и Правого Укуолкита поднялась к перевалу Визбора (Сыпучий), перевалила на Аку и далее через перевал Строителей на Муйский Могой, спустилась к Муе, по долине которой вышла к заброске. Откуда поднялась в верховья Нальсакала (правый исток Янчуя) и через перевал Памяти северодвинцев прошла на Асинду. После чего по долинам Асинды и Янчуя (Ангарского) вышла к БАМу. О других маршрутах туриады «Забайкалье-2007» будет рассказано ниже.
Нельзя не отметить лыжную экспедицию ЦСТиЭ (1978г) - руководители групп Виктор Зиньков и Юрий Подрядчиков (оба Москва), а также группу Славы Счастливцева (1979г, Улан-удэ), которые были истинными первопроходцами лыжных маршрутов в этом районе.
Несмотря на наличие по этому району столь обширной информации и в настоящее время в нём для туристов остаётся ещё много белых пятен.  

Транспортные возможности района.При традиционном построении маршрута, добраться к его началу и вернуться обратно можно на поезде по БАМу, где в крупных посёлках Кичера, Новый Уоян и Северомуйск останавливаются все поезда (от Москвы до Северобайкальска время в пути около 92 часа). Стоимость проезда в плацкарте Москва – Северобайкальск: 2000-2500 руб. (в зависимости от сезона). На расположенных через 7-10 км полустанках, останавливаются только местные поезда Северобайкальск - Новый Уоян, Северобайкальск – Новая Чара и Новый Уоян – Таксимо. От Северобайкальска до Нового Уояна поезд идёт около 3,5 часов. Рядом с трассой БАМа проходит автодорога. До моста Делакоры (на Котере) можно добраться на рейсовом автобус Новый Уоян – Кумора (27км), который ходит три раза в неделю (понед.- ср.- пятн.). В редкие попутки берут по 1-2 человека в кабину.У вокзала в Новом Уояне за 1000 руб. можно легко найти микроавтобус до моста Делакоры (на 6-8 человек). Магистральными путями в районе являются долины Котеры и Муи. Они удобны для быстрого движения на лыжах и транспортировки груза на санках. Часто встречаются небольшие охотничьи избушки. В долинах Янчуя (Котерского и Ангарского) и Укуолкита работают охотники-промысловики, имеющие “Бураны” и мотоходы-”дутики“(на шинах низкого давления). При начале маршрута с юга, нужно добираться из Улан-Удэ по Баргузинскому тракту до посёлка Улюн-хан или от Читы по зимнику до посёлка Уакит. В настоящее время уже идёт строительство железной дороги Чита – Новый Уоян (к месторождению полиметаллов «Холодное»). Она пройдёт по долине Котеры и  через 5-7 лет возможно будет введена в строй. После этого, добраться к «сердцу» Южно-Муйского хребта станет существенно проще.

Планирование маршрутов туриады. Ознакомившись с имеющимися отчётами и проанализировав собственный опыт путешествий по данному району, мы поняли, что верховья Муи таят в себе ещё много интересного. Поэтому построили маршруты групп так, чтобы максимально плотно «накрыть» наиболее интересные, участки района, не забывая обеспечивать взаимную подстраховку. Практически все группы заходили в район и возвращались по Котере. Лишь группа архангельцев, после пересечения Северо-Муйского хребта, выходила к БАМу по долине Янчуя (Ангарского). Ниже приведены пройденные нами маршруты (жирным шрифтом выделены участки первопрохождений) и выдержки из их дневников.

Маршрут группы Анатолия Семилета, г. Железногорск (6к. сл.; 22 дня с 2 полуднёвками, 360км): посёлок Новый Уоян - мост Делакоры (автобус) - Котера - Янчуй - перевал Янчуй - Муя - Бугорикта - Укуолкит - каньон Озерный (2А) ­ перевал Озёрный (1Б) – радиально гора Визбора (2620м) и перевал Визбора (1А*) – приток Правого Укуолкита - Правый Укуолкит­  – радиально перевал Водораздельный (н/к) – перевал Аку (2А) - Акуперевал Маректа (н/к, п/п) – Маректа  – Укуолкит­  – Левый Укуолкит  – радиально перевал Парабола (1Б) – перевал Аленка (1Б*) – Ветвистая  – радиально пик Карт по ю-в гребню (1Б*-2А) – перевал Руслан (2А) – Хэгды - Инамакит - Котера – мост Делакоры - посёлок Новый Уоян.

Анатолий Семилет о маршруте. Подход к Южно-Муйскому хребту выбрали классический, давно известный путь, по рекам Котера, Янчуй и  Укуолкит. Здесь группы туриады общими усилиями прокладывали лыжню, помогая друг другу. В устье Левого Укуолкита оставили заброску и вышли на кольцо через перевал Озёрный и далее на траверс хребта между перевалами Визбора и Аку. Непогода на перевале Визбора вынудила ограничиться радиальным выходом на вершину 2620 (мы назвали её горой Визбора). На перевал Аку поднялись от истоков Правого Укуолкита. Из-за отсутствия времени от прохождения перевала Строителей  пришлось отказать. По редколесью водораздела Аку - Маректа вернулись в долину Укуолкита. Район порадовал ледопадами и красивыми скальными формами в ущелье Аку. По Левому Укуолкиту вышли в район горы 2627 (Укуолкитская стена). Совершили радиальный выход на перевал Парабола и разведку перевала Праздничный.  В непогоду прошли перевал Аленка и разбили лагерь под перевалом Разведчиков. Из верховьев Ветвистой совершили радиальное восхождение на пик Карт по Ю-В гребню. Потом через перевал Руслан вышли на реку Хэгды и далее на Инамакит. Этот путь не рекомендуем планировать в начале похода – сплошные завалы и снег. Да и выходить лучше по Гжамокиту и Инамакиту, например, через перевал Свердловский (у Гжамакита короткая долина, а по Иномакиту почти до устья Хэгды идёт почти сплошная наледь). В целом график движения был выдержан, запасной вариант применили только при выходе из ущелья Аку, и в конце похода, когда вышли в долину Хэгды через перевал Руслан.Запомнились ледопады ручья Озёрного и восхождение на пик Карт.

Из дневника группы.
23 февраля. Каньон ручья Озёрного.  От зимовья за устьем Левого Укуолкита, сначала на лыжах, потом в кошках, по плоскому льду вышли к ледопаду в устье Озёрного. Впечатляющая игла высокого останца по правому берегу осталась ниже и уже не выделялась на фоне окружающих гор. Надели системы, и первый участник по 350 ледовому склону, налегке провесил 50 метров перил. Остальные прошли перила на жумарах. Собрались на небольшой площадке перед вторым ледопадом протяженностью до 50 м и крутизной до 400. Далее ледовое русло имеет “ступенчатый” характер (до 300).  Через 100 м третий ледопад  - 20 м (до 500). За ним пологий лед до 200 и расширение каньона. По нему через 1,5 км выходим к четвертому ледопаду высотой 8 м (до 600) , а потом к пятому - высотой 5 м. Выше каньон заканчивается, на льду появляется снег, а под ним прячется открытая вода. Идем попеременно на лыжах, пешком или в кошках. По берегам  редкий лес прячется в защищенных от ветра местах. Имея запас ходового времени, мы рассчитывали как можно ближе подойти к перевалу Озёрный. Надежды не оправдались – несколько участников “искупались” – под снегом были вода. Остановились на ночлег в небольшой лиственничной роще на правому берегу. История повторилась - в прошлом году первопроходцы каньона (группа Олега Кулешова из Казани) по той же причине остановились на подступах к перевалу Озёрный.
4 марта. Восхождение на пик Карт через перевал Разведчиков. Сведения о восхождении с востока отсутствуют. Так, только летом, поднялись  в 1989 г первопроходцы - группа Алексея Ерохина (Москва). Совместно с группой Васильева поднимаемся по заснеженной осыпи в короткую висячую долинку С-В цирка перевала Разведчиков. Крутые высокие борта (до 350, 400м.) скрывают перевальную седловину. Выбираем путь подъема в направление к узловой вершинке на западе. По крутому фирну идем в кошках, принимая в лицо снежные заряды. Выходим к заснеженным скалам и поднимаемся на водораздельный гребень (400, 40м). Здесь как на другой планете – тихо и солнечно. На юг, к Гжамокиту спускается некрутая заснеженная осыпь. Такая же осыпь, но только по Ю-В гребню, ведет на  скальную башню пика Карт. Только на предвершинном взлете, гребень сужается до 3м, а крутизна возрастает до 400. Открывается круговая панорама всей западной части  Южно-Муйского хребта. В туре записка группы Саши Шорикова (они поднимались по Ю-З гребню) - оставляем свою. Спуск в лагерь проложили по своим следам. На седловину перевала Разведчиков не спускались. Для радиального восхождения на вершину, пройденный путь показался более логичным.

Маршрут группы Александра Шорикова, г. Архангельск (6 к. сл.; 23 дня с 2 полуднёвками, 380 км): посёлок Новый Уоян - мост Делакоры (автобус) - Котера - Янчуй - заброска - перевал Сэл – Левая Бугорикта - Левая Бугорикта  - перевал Бугорикта Южная (1А) –Хэгды - перевал Папанина (2Б) – правый исток Гжамокита – радиально пик Карт по ю-з гребню (1Б)  –  перевал Карт (2Б, зимнее п/п) - Хэгды -  перевал Руслан (2А) - Ветвистая - Укуолкит - Правый Укуолкит - перевал Визбора (2А, зимнее п/п) - Аку­ радиально перевал Аку (2А)  – перевал Строителей (2А, зимнее п/п) – Муйский Могой - Муя - перевал Янчуй – заброска - Нальсакал­ - перевал Памяти Северодвинцев (2А, п/п ) - Асинда - Янчуй (Ангарский) - станция Янчуй (БАМ).

Александр Шориков о маршруте.Основная задача заключалась в прохождении зимой сложных перевалов Карт, Визбора и Строителей, а также исследование Северо-Муйского хребта в районе верховьев Нальсакала и Асинды. Учитывая трудности при движении по маршрутам, от участников требуется высокая физическая подготовка.

Из дневника группы.
Перевал Карт (2200м, 2Б). Соединяет верховья среднего истока Гжамокита и верховья Хэгды. Со стороны Гжамокита к перевалу ведёт снежный склон (до 300). Седловина перевал широкая. К верховьям Хэгды ведут скальные сбросы сложностью 2Б-3А. Начало оптимального места спуска находится в 100 м восточнее низшей точки перевальной седловины. Спуск проходит по скально-ледовому кулуару. Летом 2005 г этот перевал прошла одна из связок группы Димы Шорникова и назвала его Уфа. Однако сквозное первопрохождение перевала совершила летом 1991г группа Лапенко (Кемерово), записку которого мы сняли.
Перевал Визбора (2360м, 2А). Соединяет левый исток правого притока Правого Укуолкита  и верховья Аку. Со стороны Правого Укуолкита к перевалу ведёт широкий снежно-каменистый склон (до 300). Седловина перевала широкая, с четырьмя ярко выраженными скальными зубьями-сбросами, обращёнными к притоку Аку. Между этими зубьями расположены снежно-скальные кулуары, переходящие в снежно-каменистый склон, обжщей протяжённостью около 500м (крутизной 50-300).
Перевал Строителей (2220м, 2А). Соединяет второй правый приток Аку и третий левый приток Могоя Муйского. Со стороны Аку подъём по склону с рыхлым глубоким снегом (до 300), переходящим в косую наклонную снежно-скальную полку (до 450). Перевальная седловина узкая (около 2м). Спуск к притоку Муйского Могоя проходит по снежному склону (30-400, протяжённостью около 300м), обрывающемуся сбросом (до 800, протяжённостью 30м, натёчный лёд). В долине притока глубокий рыхлый снег.
Перевал Памяти северодвинцев (2100м, 2А). Соединяет правый приток Нальсакала и верховья Асинды. Со стороны Нальсакала подъём к седловине проходит по снежному кулуару (30-400), внизу которого старый лавинный вынос. Очень интересна перевальная седловина – скальный тоннель, образовавшийся при падении двух глыб (ширина 5м, высота 6м и длина 7м). Спуск к верховьям Асинды проходит по снежно-скальному склону (до 500). переходящему в снежно-осыпной склон со скальными сбросами. Долина Асинды завалена глубоким снегом и камнями, на зажатом крутыми берегами русле много участков с открытой водой, скорость движения не превышает 500 м/час. Однако трудоёмкий выход по Асинде скрасил «буранный» след в долине Янчуя (Ангарского).

Маршрут группы Михаила Васильева (5 к. сл.; 22 дня с 2 полуднёвками, 356 км): посёлок Новый Уоян - мост Делакоры (автобус) - Котера - Янчуй - перевал Янчуй - Муя - Бугорикта - Укуолкит  - заброска - Правый Укуолкит -  перевал Водораздельный – Гремная - перевал Гремной (1Б) – поиски перевала из верховьев Муйского Могоя на Аку (1А*-1Б)­? – возвращение  к  заброске по пути захода:  перевал Гремной (1Б) - Гремная -  перевал Водораздельный - Правый Укуолкит - заброска – Укуолкит -  Ветвистая - радиально вершина Хэгды (1Б*) - радиально пик Карт по ю-в гребню (1Б*-2А) – перевал Руслан (2А) - Хэгды - Инамакит - Котера - мост Делакоры - посёлок Новый Уоян (автобус).

Из дневника группы.
3 марта: разведка перевала Хэгды и радиальное восхождение на вершину Хэгды (1Б*). Утром небо частично закрыто облаками, дует небольшой западный ветер и -24С. Подъём в 6.30 – выход в 8.15. На лыжах быстро поднимаемся вверх по долине, проходим большую наледь, слева за которой распадок, ведущий к перевалу Разведчиков. Наконец перед нами открывается величественная панорама верховьев Ветвистой. Справа от нас видна широкая седловина перевала Алёнка, прямо – треугольное понижение перевала Хэгды в окружении двух   мощных скальных пирамид (левая из которых гора Хэгды). Слева от скал  обширное понижение (в гребне этого понижения расположены перевалы Куваева и Руслан), а ещё левее просматривается обширный крутостенный цирк, над которым нависает башня пика Карт. Через редкие лиственницы обходим большую наледь (снег местами сдут до голой земли) и выходим к небольшому озеру (Н=1741м). Река Ветвистая берёт начало из этого озера, лежащего немного ниже начала подъёма к перевалам Руслан и Куваева. Справа перед озером стоят последние, чахлые лиственницы, снег почти весь сдут, лёд и мелкие камни. За озером долина сужается, снега больше. Просматриваем подъём на перевал Хэгды. Перевал находится с-в одноимённой горы и представляет собой глубокое понижение с узкой седловиной. Восточный склон перевала образует заснеженный склон (40-450, ?Н=100-130м), переходящий в скальную стену горы Хэгды, с которой свисают карнизы. Вправо от места перехода заснеженного склона в стену, к седловине ведёт протяжённая и сильно заснеженная скальная полка (30-400, ?Н=80-100м). В кошках поднялись почти к началу полки: склон покрыт жёстким настом и весь пробит кусками обвалившихся карнизов. Ведущая к перевальной седловине полка обломками карниза не «простреливается», снег на ней не очень плотный и глубокий. Считаем, что движение по полке лавиноопасно, безопасных участков, где можно собраться, на всём её протяжении нет. Спускаемся обратно и от русла Ветвистой (Н=1800м) начинаем подниматься по насту (30-350)  в сторону перевала Руслан. Набрав около 100м, выходим на нижнее плато. Поворачиваем направо и по насту (до 300, ?Н=40-50м) выходим на верхнее плато, откуда хорошо видны седловины перевалов Руслан и Куваева. Далее по более крутому склону (40-450) поднимаемся на седловину перевала Куваева Северный (80 минут от русла). С седловины этого перевала (Н=2100м) начинается уже непосредственно подъём на вершину Хэгды: вначале по заснеженной осыпи и насту (45-550, максимальная крутизна в средней части подъёма!) поднимаемся на гребень (здесь крутизна уменьшается до 200), а затем выходим непосредственно на вершину с небольшими скальными выходами (70 минут от седла перевала Куваева). Высота горы Хэгды 2388м, сложность восхождения по нашему маршруту зимой можно оценить как 1Б*. Складываем тур и оставляем записку. С вершины открываются великолепные виды на суровые окружающие вершины. Жаль, что погода не очень способствует фотосъёмке и любованию красотами: дымка, временами мелкий снег при сильных порывах западного ветра и -21С. Спускались по пути подъёма, до седловины перевала Куваева для большей безопасности шли в связках. На верхнем озере встретили группу Семилета, спустившуюся с перевала Алёнка. В лагерь возвращаемся в 15.30. Пришли в гости железногорцы. Ребята поставили лагерь у наледи под распадком перевала Разведчиков. Пьём чай, обмениваемся впечатлениями о маршруте и договариваемся завтра вместе сходить на пик Карт. Вечером ветер усиливается, сплошная облачность, слабый снег и -27С.

Выводы и рекомендации.

По подходам
1. На подходы от моста Делакоры до устья Правого Укуолкита необходимо планировать не менее 8 дней.
2. Возможно, проще спуститься по Муе до устья Альдемакита (Бугорикты), а затем подниматься по его руслу и только после этого переходить на Укуолкит, чем традиционно ломиться по бурелому между Муей и Альдемакитом.
По междуречью Укуолкита, Аку и Муйского Могоя
1. На Правом Укуолките места для ночлега находятся или в его устье или в 1,5-2 часах движения выше устья. Наиболее удобное место для ночлега - островок леса, выше поворота к перевалу Водораздельному.
2. Озеро Гремное лежит несколько выше перевала Водораздельного. Чтобы выйти к нему, надо немного подняться ещё на один водораздел. При  плохой видимости необходимо быть очень внимательными при определении поворота с плато перевала Водораздельного к озеру Гремному, чтобы не повторить нашу ошибку и не проскочить вниз по долине Гремной. Наиболее удобное место для ночлега в верховьях Гремной – островок леса выше озера.
3. Перевал Гремной зимой следует оценивать как 1Б. После сильных снегопадов оба его склона могут быть лавиноопасны!
4. В верховьях первого (после ручья от перевала Гремного) левого притока Муйского Могоя явных перевалов нет, а западные склонам в верховьях Аку – сплошные протяженные скальные сбросы!
5. К перевалу Строителей следует подниматься по третьему (после ручья от перевала Гремного) левому притоку Муйского (Северного) Могоя. Прохождение зимой перевала Строителей реально, а сложность его при этом 2А! (потенциально лавиноопасен).
6. Считаем  перспективным и реальным вариант последовательного прохождения перевалов:  Аку – Строителей – Гремной - Водораздельный. Более сложный вариант: ручей Озёрный - перевал Озёрный – перевал Визбора – перевал Строителей - перевал Гремной - перевал Водораздельный. При усилении лавинной опасности возможен обход перевала Строителей через нелавиноопасный перевал Аку, а в критической ситуации - спуск по Аку или Могою к Муе.
По району пика Карт
1. При малоснежной зиме вероятно возможно прохождение с предварительной разведкой перевала Хэгды (ориентировочно 2А-2А*!), с соблюдением всех мер лавинной безопасности, но следует учитывать вероятность спонтанного падения на восточный склон огромных обломков карнизов с одноимённой вершины.
2. Интересно и относительно безопасно восхождение на вершину Хэгды (1Б*) по её южному склону из верховьев Ветвистой, от седловины перевала Куваева Северный.
3.От верховьев Ветвистой подъём к пику Карт удобнее осуществлять с-з седловины перевала Разведчиков, далее по гребню к вершине по границе снега и камней (глубокий сыпучий снег на склоне потенциально лавиноопасен!). Сложность восхождения по этому маршруту 1Б*-2А. Путь через седловину перевала Разведчиков несколько проще, но более длителен.
По завершающей части маршрута:
1. Долина Хэгды сильно заснежена. В верховьях (ниже озера) удобнее идти под правым склоном. При спуске по долине Хэгды нам сильно сэкономила время лыжня архангельцев (минимум на полдня). Одной групп понадобится 1-1,5 на её самостоятельное прохождение.
2. Теснину перед последним правым притоком Хэгды вероятно удобнее обойти террасой левого берега.
3. Выход или заход по долине Котеры прост, но очень протяженный. В этом году снег прикрыл практически все наледи на Котере и позволил нам быстро и без проблем пройти этот протяжённый, но малоинтересный в техническом плане участок. В сезоне 2007г на Котере (почти до моста Делакоры) наледей практически не было. При более тёплой погоде на русле будут обширные мокрые наледи, и время прохождения долины Котеры может увеличиться минимум на 1 день, по сравнению с нашим графиком. Но при необходимости, этот достаточно простой путь может быть использован как запасной или аварийный вариант.
4. Охотничьи избушки встречаются на Котере почти до устья Хэгды. В среднем течении Котеры по руслу часто идёт «буранный» след.
5. Для гарантированного быстрого выезда от моста Делакоры в Новый Уоян, необходимо ориентироваться на расписание автобуса Кумора - Новый Уоян.
Общие по району
Анализируя  итоги туриады в целом,  можно сказать, что варианты планирования маршрутов здесь очень разнообразны и в этом районе есть ещё много интересных участков. Конкретно  отметим следующее:
1. При планировании маршрута рекомендуем ориентироваться на фактический график наших групп.
2. В верховьях Ветвистой, а также междуречье Укуолкита и Гремной снега обычно выпадает меньше по сравнению с Баргузинским, Верхне-Ангарским, Северо-Муйским и Муяканским хребтами.
3. В избушках охотников обычно может разместиться не более 6 человек (в избе Яксай –  8…10 человек). Возможно размещение части участников также и в банях имеющихся возле изб в долине Муи.
4. Очень интересен и перспективен участок Северо-Муйского хребта между верховьями Янчуя, Муи и Чуро (Ангарского). Присутствующие здесь участки мощного альпийского рельефа представляет большой интерес для любителей путешествий. Необходимо продолжить поиски перевалов в отрогах разделяющих левые притоки Муи и верховья Налдына и Могокона, а также междуречья Муйского Могоя и Аку. Однако следует учитывать высокую лавинную опасность в районе Северо-Муйского хребта.
5. При подготовке маршрута необходимо разработать запасные варианты, позволяющие обеспечить безопасное прохождение маршрута при любых погодных условиях.

       Литература
1. Туристские маршруты Западного БАМа. М. Васильев и В. Громов; ФиС, М, 1984г;
2. Лыжные маршруты Южной и Северо-восточной Сибири. Сост. М. Васильев; Крайтур, М, 1994г.
3. Отчёты по району, имеющиеся в библиотеках московского турклуба и ТССР.

Пройденные зимой локальные препятствия западной части Муйских хребтов

 

 

Наименование

 

Соединяет

Вы-со-
та

Слож-ность
зимой

Первопрохождение
(кто дал описание)

ПЕРЕВАЛЫ

1

Аку

Аку –
Правый Укуолкит

2320

Зимн. п/п 1999г, Завадскас ­- Васильев ?

2

Алёнка

Левый Укуолкит -
Ветвистая (Карт)

2080

*!

Зимн. п/п 1999г
Васильев (Москва)

3

Альдемакитский
провал (Альдемакит)

Бугорикта -
Альдемакит

1450

н/к

1999г, Семилет
(Железногорск)

4

Амундсена

Озёрная –  3-й левый приток Хэгды

2120

1999г, Новик
(Москва)

5

Асинда

Ср. исток Акиндян -
прав. прит. Асинды

1980

1983г, Обухов
(Новосибирск)

6

Асинда Южная

Прав. исток Акиндян -
прав. прит. Асинды

1900

1983г, Селезнёв
(Новосибирск)

7

Асинда Западная

Прав. исток Никуна -
Асинда

2070

1А?

Не пройден

8

Баунт

оз. Баунт - левый
прит. Большого Аяна

1520

н/к

1986г, Ривкин
(Москва)

9

Большой Аян

Большой Аян -
Укуолкит

1600

н/к

1986г, Ривкин
(Москва)

10

Бугорикта Южная

Правая Бугорикта -
приток Хэгды

1880

Зимн. п/п 1999г
Васильев (Москва)

11

Бугундинский

Ист. ручья Сурового – истоки Бугунды

2280

1978г, Зиньков
(Москва) радиально

12

Верхний
Котеримаскит

Верх.Котеримаскит - верховья Янчуя

1850

1999г, Семилет
(Железногорск)

13

Водораздельный

Правый Укуолкит -
Гремная

1741

н/к

1986г, Ривкин
(Москва)

14

Гремной

Гремная -
Северный Могой

2347

1986г, Ривкин
(Москва)

15

Гремной Ложный

Гремная -
Северный Могой

2300

2А?

1986г, Ривкин
(Москва) радиально

16

Защитников
отечества

прит.Альдемакита -
Левый Укуолкит

1900

1999г, Семилет
(Железногорск)

17

Карт (Уфа)

Средний исток
Гжамакита –
верховья Хэгды

2200

1986г, Ривкин
(Москва) радиально;
Зимн. п/п 2007г,
Шориков (Архангельск)
Летом, п/п 1991г,
Лапенко (Кемерово)

18

Кропоткина

оз. Доронг –
ручей Балак

2160

1999г, Новик
(Москва)

19

Куваева северный

Ветвистая - Хэгды

2100

*

1986г, Ривкин
(Москва) радиально;

20

Куваева южный

Ветвистая - Хэгды

 

2100

 

1986г, Ривкин
(Москва) радиально;
2006г Кулешов
(Казань) полностью

21

Маректа

Аку - Маректа

1280

н/к

зим. 2007г, Семилет
(Железногорск)

22

Муямоскит

Прав. Бугорикта -
Муямоскит

1720

н/к

1999г, Васильев
(Москва)

 

23

Озёрный

Ручей Озёрный -
Правый Укуолкит

2090

1986г, Ривкин
(Москва) радиально;
2006г Кулешов
(Казань) полностью

24

Памяти
северодвинцев

Правый прит. Нальсакала – верх. Асинды

2100

2007г, Шориков
(Архангельск)

25

Папанина

Левый приток Хэгды -
прав. исток Гжамакита

2100

 

1986г, Ривкин
(Москва)

26

Парабола

Левый Укуолкит -
Хэгды

2050

*

зим. 1999г, Семилет
(Железногорск)

27

Разведчиков

Гжамакит -
Ветвистая

2220

1986г, Ривкин
(Москва)

28

Руслан

Ветвистая - Хэгды

2124

1986г, Ривкин
(Москва)

29

Свердловский

Ветвистая  -
Гжамакит

2130

Зимн. п/п 1986г,
Ривкин  (Москва)

30

Спартак

Ручей Ветвистый -
ручей Суровый

2050

!

1А?

1978г, Зиньков
(Москва);
1987г, Ривкин
(Москва)

31

Строителей

2-й прав. прит. Аку -
3-й лев. прит. Северного Могоя

 

2220

2А!
(летом 1Б)

Лето 1987г,
Киселёв (Тула);
Зимн. п/п 2007г, Шориков (Архангельск)

32

Сыпучий (Визбора)

Правый приток Правого Укуолкита - левый приток Аку

 

2360


(летом 2Б)

1986г, Ривкин
(Москва) радиально;
Зимн. п/п 2007г, Шориков (Архангельск)

33

Cэл

Янчуй -
Левая Бугорикта

1560

н/к

1999г, Васильев
(Москва)

34

Укуолкит
Левый

приток Хэгды -
Левый Укуолкит

1880

н/к

1999г, Васильев
(Москва)

35

Узловой

Верховья Итыкита –
Янчуй (Ангарский)

2220

1989г, Малышев
(Ленинград)

36

Хэгды

Ветвистая - Хэгды

2200?

2А-2Б!

Не пройден

37

Шилки

Правая Бугорикта -
Шилки

1740?

1999г, Семилет
(Железногорск)

38

Шэнэхен
(с эвен. - лиственица)

Альдемакит - прав.
приток Альдемакита

1700

н/к

1999г, Семилет
(Железногорск)

 

Янчуй

Янчуй - Муя

1424

н/к

1999г, Семилет
(Железногорск)

ВЕРШИНЫ

1

Визбора (по юго-западному склону)

Восточнее перевала Озёрного

2620

1А*

2007г, Семилет
(Железногорск)

2

Пик Карт:
а) от перевала
Разведчиков

б) по ю-з гребню

 

Верховья Ветвистой, Хэгды и Гжамакита

 

2661

 

1Б*-2А
(лет 1Б)

Лето 1989г, Ерохин
(Москва);
Зимн. п/п 2006г,
Кулешов (Казань);
Зимн. п/п 2007г, Шориков (Архангельск)

3

Хэгды
(по южному склону)

Севернее перевала
Куваева

2388

1Б*-2А

2007г, Васильев
(Москва)

КАНЬОНЫ (ЛЕДОПАДЫ)

1

ручей Озёрный

правый приток
Укуолкита

-

2006г, Кулешов
(Казань)

 

2

Северный Могой*

выше устья ручья Ветвистого*

-

1А ?

1986г, Ривкин
(Москва); в 2007г Шориков (Архангельск) их не обнаружил*

3

Ольня (верхняя)

ниже устья ручья Сурового

-

2А-2А*

1978г, Зиньков
(Москва)

4

ручей Мраморный

правый приток
Ольни (верхней)

-

2А*-2Б

1978г, Зиньков
(Москва)

 

Михаил Васильев
мастер спорта


Пишите на