ТССР
tssr.ru


на главную
manturs.narod.ru

ТССР
Лыжная
комиссия ТССР-ФСТР

Самборский В.И.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В ЛЫЖНЫХ АРКТИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ.


ОГЛАВЛЕНИЕ.

2.1. Обзор литературы по экстремальным ситуациям в лыжном туризме
2.2. Опасности арктических лыжных путешествий
2.2.1. Сильные морозы и ветер
2.2.2. Пурга
2.2.3. Безлесная зона
2.2.4. Элементы горного рельефа
2.2.5. Торошение льда
2.2.6. Трещины на морском льду
2.2.7. Сложности навигации в высоких широтах
2.3. Действия при экстремальных ситуациях
2.3.1. Движение в пургу
2.3.2. Постановка лагеря при сильном ветре и в пургу
2.3.3. Безлесная зона
2.3.4. Элементы горного рельефа
2.3.5. Торошение льда и трещины на морском льду
2.4. Выводы
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1


2.1. Обзор литературы по экстремальным ситуациям в лыжном туризме

Об экстремальных ситуациях в лыжном туризме написано много. Любая книга, посвященная лыжному туризму, например [3, 5, 11], содержит главу об экстремальных ситуациях. Есть и книги, целиком посвященные этой проблеме [6, 7, 12]. Однако тема далеко не исчерпана; рекомендации, приведенные в вышеупомянутых источниках, в значительной мере устарели. К тому же, особенно в книге П.И. Лукоянова [6], основная часть материала посвящена лавинной опасности, а остальные темы, волнующие туристов, путешествующих по тундре, освещены довольно поверхностно. Некоторые книги были выпущены небольшим тиражом и давно стали библиографической редкостью. Поэтому автор главы, во-первых, не пытается объять необъятное и ограничивается рассмотрением экстремальных ситуаций только при путешествиях в арктической зоне (не рассматривая опасности путешествий в горах); во-вторых, попытался написать эту работу в предельно простой, "американской" манере, где на каждый рассматриваемый вопрос дается полный и исчерпывающий ответ; и, наконец, в-третьих, автор пытался писать на основе личного опыта и источников, которые ранее не рассматривались в отечественной литературе. Основным из этих источников является "Field Manual for the U.S. Antarctic Program" [15] (Полевое руководство для Антарктических программ США, или кратко "Руководство USAP") - объемистый труд в 354 страницы, который хотя и предназначен, конечно, вовсе не для путешественников-лыжников, тем не менее, содержит много ценных сведений, а, главное, написан именно в той манере, которой и пытался следовать автор.
Различных экстремальных ситуаций, которые могут возникнуть в лыжном походе, так много, что их простое перечисление займет целую страницу. С.Я. Харин, хотя и сетует на то, что невозможно дать рекомендации на все случаи, которые могут встретиться в лыжном походе, тем не менее, рассматривает в [11, 12] и такие ситуации, как "утрата кухонной посуды", "отсутствие спичек", "отсутствие или недостаток продуктов", "потеря ориентировки", "утрата карты" и многие другие. Однако часть таких экстремальных ситуаций встречается крайне редко в арктических путешествиях ("утрата кухонной посуды", "отсутствие спичек"), другая часть уже потеряла актуальность ("потеря ориентировки" после появления GPS-приемников, которыми пользуются практически все путешественники в Арктике). Поэтому автор решил ограничить количество рассматриваемых экстремальных ситуаций только самыми актуальными, важность знания которых несомненна для любой группы арктических путешественников:
1. сильные морозы и ветер;
2. пурга;
3. безлесная зона;
4. элементы горного рельефа;
5. торошение льда;
6. трещины на морском льду;
7. сложности навигации в высоких широтах.

2.2. Опасности арктических лыжных путешествий

2.2.1. Сильные морозы и ветер.

2.2.1. Сильные морозы и ветер Сильные морозы и ветер служат непосредственной причиной получения большинства обморожений и доставляют множество неудобств участникам любых лыжных маршрутов, а длительных арктических путешествий - в особенности.

В то же время, "холодовой запас прочности" спортивной команды целиком и полностью зависит от качества личного снаряжения и опыта его применения каждым отдельно взятым членом команды. Естественно, что устойчивость различных команд к морозу и ветру будет различной и будет целиком зависеть от уровня предпоходной подготовки. Другими словами, для каждой команды понятия "сильный мороз и ветер" будут иметь свое конкретное значение (в градусах и м/с). Рассмотрим это подробнее. Приведем фрагмент из книги С.Я. Харина [12].

Рис. 2.1. Зависимость эффективной температуры от скорости ветра

Ветер, обдувая тело, усиливает эффекты, вызываемые низкой температурой. Чем сильнее ветер, тем больше потери тепла и тем ниже кажущаяся, эффективная или эквивалентная температура. В настоящее время нет точных критериев определения эффективной температуры, так как ее величина зависит от теплопроводности и покроя одежды, размеров конкретного человека и его физической активности, физиологической реакции различных людей и др. Поэтому у различных исследователей значения эффективной температуры не совпадают друг с другом. В качестве ориентира можно использовать экспериментальные данные Л. Беттена, по которым с помощью экстраполяции составлена таблица графиков зависимости эффективной температуры от скорости ветра (прим. - показана на рис. 2.1).

Из приведенной таблицы видно, что при скорости ветра 2,2 м/с эффективная температура равна фактической температуре воздуха, так как зимняя одежда компенсирует потери тепла от ветра такой силы. По мере возрастания скорости ветра эффективная температура быстро снижается. Так, при температуре воздуха -20 °С и скорости ветра 10 м/с эффективная температура равна -35 °С.

Для примерной оценки эффективной температуры в зимнем путешествии руководителю группы следует перенести эту табличку в свою походную книжку.


К сожалению, данная диаграмма не дает ответа на вопрос: при какой же температуре и ветре можно двигаться конкретной группе? Воспользуемся более современными данными, которые приведены в (табл. 2.1) и взяты из Руководства USAP [15]. Представленными в (табл. 2.1) данными легко и удобно пользоваться, и их нетрудно связать с опытом и подготовленностью каждой конкретной группы путешественников.

Таблица 2.1.

По мнению автора, группе, не имеющей опыта длительных арктических походов, следует путешествовать только при климатических условиях, соответствующих зеленой зоне (табл. 2.1), при большой необходимости - при климатических условиях, соответствующих левому краю желтой зоны.

С повышением опыта и улучшением снаряжения становятся вполне доступными и безопасными путешествия при климатических условиях, соответствующих второму и даже третьему столбцу (считая слева направо) желтой зоны. Но при климатических условиях, соответствующих красной зоне, путешествий следует избегать даже самым опытным группам, предпринимая их разве что в критических ситуациях. Автор имеет неоднократный опыт переходов при температуре -25оС и ветре 18 м/с и других подобных условиях, то есть в левом крае красной зоны; действительно, это жесткие условия и путешествовать приходится с соблюдением всех мер безопасности.

Правильное использование (табл. 2.1.) предполагает точное определение скорости ветра. В настоящее время имеются в продаже и вполне доступны высокоточные цифровые анемометры - определители скорости ветра - имеющие небольшой вес и размер (приблизительно как GPS-приемник). Такие приборы постоянно используют представители видов спорта, связанных с ветром - кайтингисты ("кайтеры"), парашютисты, яхтсмены и др. Точность таких приборов обычно составляет около 0,1 м/с. Наличие такого прибора, несомненно, позволит принять более обоснованное решение: двигаться при сильном ветре или пережидать непогоду.

2.2.2. Пурга.

Пурга является наиболее серьезным испытанием для спортивных групп, путешествующих по сложным лыжным маршрутам в безлесных районах Крайнего Севера. Целесообразно отметить, что и в этом вопросе понятие "неходовой погоды" будет очень сильно отличаться для путешественников с различным уровнем подготовки снаряжения и с различным опытом ранее совершенных походов. Наиболее опытные команды, путешествующие в Заполярье по маршрутам повышенной протяженности, как правило, стараются вообще избегать любых вынужденных "отсидок", продолжая движение до тех пор, пока погодные условия в принципе позволяют участникам находиться вне укрытия (палатки). Главным критерием в подобной ситуации служат реальные навыки участников по организации всех бивачных работ в самых жестких штормовых условиях (установка палатки со снежной стенкой, строительство иглу и т.п.) Попробуем дать конкретные рекомендации, пользуясь американским руководством (на примере погоды области McMurdo, которая расположена относительно недалеко от океана и может быть сопоставлена с условиями Крайнего Севера).

Погода Области McMurdo [15].

Погода в Антарктиде характеризована крайностями: чрезвычайные температуры, чрезвычайные ветры, и чрезвычайно изменчивые местные условия. Все эти крайности делают Антарктиду трудным местом для работы и жизни. Штормы начинаются быстро и иногда бывают достаточно жестоки, чтобы остановить всю внешнюю деятельность. Штормы также могут быть очень локализованы. В McMurdo может быть почти нулевая видимость со снежной пургой, в то время как на расстоянии ста километров может быть спокойно и солнечно. Приближению штормов обычно предшествуют высокие тонкие полосы перистых облаков, сопровождаемые более толстыми низкими слоями перистых облаков, которые могут создавать вокруг солнца эффект, подобный ореолу. За последующие от 6 до 12 часов облака становятся все более толстыми и все более низкими, вплоть до появления низких кучевых облаков и главного фронта. Снежные бури могут случаться любое время года и могут длиться как несколько часов, так и целых несколько дней. Путешествия чрезвычайно трудны и опасны в течение штормов. Пурга может дезориентировать и делать невозможным наблюдение трещин на леднике или трещин на льду моря.

Пурга - опасное явление. Толстые, низкие облака усложняют определение поверхности, и затеняют горизонт. Поэтому трудно или невозможно определить, находитесь Вы на плоской или на наклонной поверхности. Также трудно оценить расстояния или размер объектов. Нужно избегать путешествий в течение пурги, если Вы не находитесь критическом положении.


Более подробные и красноречивые описания антарктических погодных условий, так сказать "из первых рук", можно найти в книгах Р. Скотта [10], Р. Амундсена [2] - первых путешественников, достигших Южного полюса.

Классификации погодных условий McMurdo [15].

Метеостанция McMurdo выдает прогнозы каждые шесть часов. Причем все погодные условия разделены на следующие три категории:

Условия III: Ветровое охлаждение до -75 градусов F (-59,4 оС), и видимость более 1/4-ой мили (400 м). Позволяются неограниченные путешествия и деятельность.

Условия II: Ветровое охлаждение от - 75 до -100 градусов F (от -59,4 оС до -73,4 оС), или видимость от 100 футов до 1/4-ой мили (от 30 до 400 м). Позволяется ограниченное движение пешеходов только между зданиями. Транспортные путешествия позволяются только в радиооборудованном, закрытом транспортном средстве, и под контролем.

Условия I: Ветровое охлаждение ниже чем -100 градусов F (-73,4 оС), или видимость меньше чем 100 футов (30 м). Суровая погода прогрессирует. Весь персонал должен оставаться в зданиях или ближайших убежищах.

Не следует забывать, что руководство написано вовсе не для туристов-лыжников, а для людей, работающих в стационарных зданиях и путешествующих (по крайней мере, на большие расстояния) на транспорте.

Однако можно использовать данный подход и для наших целей, применяя также и табл. 2.1. Например:

Условия IV: Ветровое охлаждение до -30 оС, и видимость более 400 м. Возможны неограниченные путешествия и другая деятельность.

Условия III: Ветровое охлаждение от -30 оС до -55 оС, и/или видимость от 80 до 400 м. Возможно движение только подготовленной группы с соблюдением всех мер безопасности.

Условия II: Ветровое охлаждение от -55 оС до -74 оС, и/или видимость от 20 до 80 м. Наблюдается усиление непогоды. Возможно, движение только очень высоко подготовленной группы (например, для ликвидации критической ситуации) с соблюдением всех мер безопасности.

Условия I: Ветровое охлаждение ниже чем -74 оС (что соответствует -100 F), и/или видимость меньше 20 м. В этом случае, как и сказано в американском руководстве, "весь персонал должен оставаться в зданиях или ближайших убежищах".

Как известно, "Лучшее и самое верное средство против пурги при любых условиях - переждать ее" (Г.А. Ушаков). Поэтому, движение в условиях III следует предпринимать только в ситуациях, близким к критическим, при явном недостатке времени, опоздании к контрольному сроку при отсутствии связи, когда в группе больной, которому требуется немедленная помощь и т.д. Тем более это относится к условиям II.

2.2.3. Безлесная зона.

Безлесная зона - является самой характерной отличительной чертой любого зимнего арктического путешествия. К принципиальным моментам, оказывающим непосредственное влияние на безаварийное существование команды в безлесной зоне, можно отнести следующие основные особенности:

1. практически полное отсутствие любого растительного покрова (дров);

2. отсутствие любых естественных укрытий (лесных зарослей) на случай неожиданного ухудшения погоды.

Это означает, что в любой точке маршрута и в любой момент времени команда может попасть в условия самой жестокой непогоды, не имея при этом возможности "отсидеться" даже с минимальным комфортом в "спасительном лесу". Именно этими факторами зимние арктические путешествия отличаются от традиционных таежных и горно-таежных лыжных маршрутов, в связи с чем путешествия по районам Крайнего Севера требуют самой тщательной подготовки снаряжения и наличия у всех членов команды достаточно специфических знаний и навыков (работа с примусами, постановка штормового лагеря в условиях жесткой непогоды и т.п.).

Кроме того, любому человеку, путешествующему по зимней тундре и льдам, необходима еще и соответствующая морально - психологическая подготовка, учитывающая особенности восприятия всего комплекса внешних условий, характерных для зимнего Заполярья: "бесконечные просторы", спокойный, "однообразный" рельеф, постоянные морозы и ветры, почти полное отсутствие теплого жилья. Однако и здесь все не так уж безысходно. Автор с 2001 года путешествует за Полярным кругом с обычной печкой, которая используется в таежных походах. Совершено 7 походов 4-6 категории сложности, в которых пройдено более 2800 км. На основании этого опыта можно вполне ответственно заявить, что на Крайнем Севере можно успешно использовать печку, путешествуя по тундре и побережью.

Давно известно, что "советская тундра богата дровами", а с советских времен в тундре мало что изменилось. При некотором навыке дрова можно найти практически везде в тундре и на побережье (на галечных отмелях обычно лежат бревна, вынесенные океаном). Конечно, определенный навык требуется и для того, чтобы топить печку такими дровами, которые редко бывают вполне сухими. Тем не менее, даже редкое использование печки позволяет снизить холодовую усталость и сделать путешествие в Арктике более комфортным и безопасным. Можно порекомендовать группе, совершающей арктическое путешествие, в целях безопасности иметь небольшой запас сухих дров (1 небольшое полено на 1 человека, которое перевозится в саночках), который всегда позволит и просушиться, и переждать непогоду. Обычно на маршруте бывает возможность пополнить запас сухих дров в заброшенных поселках, балках и т.д.

Приведем выдержку из отчета [19] о походе 6 к.с. по маршруту Воркута - Полярный Урал - Байдарацкая Губа - Ямал - Обская Губа - Ямбург (24 дня, 705 км, в том числе по льду заливов пройдено 130 км).

Печку топили утром и вечером сырыми дровами - рубили кусты, растущие около рек и ручьев. Оказалось, такие дрова есть почти на всем Полярном Урале (включая окрестности г. Константинов Камень), иногда встречаются на Ямале и вполне могут использоваться для печки. Наиболее "безлесная" зона на маршруте - прибрежная зона Байдарацкой губы (30-40 км, как западный, так и восточный берег). На берегу Байдарацкой губы на отмелях можно найти бревна плавника. Если топить печку даже раз в 3-4 дня, то вполне можно просушить одежду и обувь.

2.2.4. Элементы горного рельефа.

Элементы горного рельефа (крутые фирновые склоны, снежные карнизы, высокие обрывы и т.п.) могут встречаться и в "несложной" открытой тундре, о чем никогда не следует забывать.

В зимних арктических путешествиях очень часто приходится продолжать движение как при ограниченной видимости, так и в откровенную непогоду, когда снежная поземка "обтекает" рельеф и маскирует таким образом снежные карнизы и береговые обрывы. Бывает, что плохо различимы даже собственные лыжи. В подобных условиях, даже на сравнительно простом рельефе требуется предельное внимание и осторожность, так как неожиданный выход на опасные участки может быть причиной травм.

Здесь речь не идет о путешествиях в горах Полярного Урала или других горах, где группа собственно путешествует по горному рельефу и готова к встрече с любыми его проявлениями. Опасно расслабляться именно вдали от гор, где абсолютные высоты часто не превышают 100 м. Автор не раз встречал именно в ровной тундре каньоны с отвесными стенами на спокойных извилистых речках. Причем обычно русло реки едва угадывается среди окрестных пологих холмиков, а иногда и посреди равнины, вдруг, буквально "из ничего", возникает провал каньона глубиной 5-15 м и протяженностью от нескольких десятков метров до нескольких километров. Затем, обычно после поворота реки, каньон также неожиданно заканчивается и русло реки вновь становится едва заметным. Такой каньон с отвесными стенами высотой 10-15 м и снежными карнизами расположен, к примеру, на реке Пекоця-Яха всего в 5 км от океана (куда Пекоця-Яха и впадает), при абсолютной высоте русла в этом месте всего 22 м. Поэтому при движении в условиях ограниченной видимости необходимо проявлять особую осторожность.

2.2.5. Торошение льда.

В данной работе не идет речь о длительных путешествиях по дрейфующим льдам, об этом возможно, когда-нибудь будет написано специальное руководство. Однако, путешествуя вдоль берега Северного Ледовитого океана, приходится постоянно выходить на морской лед, пересекая заливы, срезая изгибы береговой линии. Иногда такие пересечения заливов получаются довольно протяженными (десятки километров).

Торошение льда в морских заливах типа Байдарацкой или Обской губы, как правило, не является источником непосредственной опасности, хотя и представляет определенную сложность при движении на лыжах с грузом и тяжелыми нартами. При пересечении гряд торосов или полей торошения требуется повышенное внимание и осторожность, так как неаккуратное движение по таким участкам может привести к ушибам и серьезным травмам голеностопа. То же самое можно сказать и о движении по сложному микрорельефу (преодоление обширных полей жестких снежных застругов). Нужно помнить, что обычно на обход поля торошения, состоящего из мощных торосов, требуется меньше времени, чем на его преодоление.

Сложности по преодолению полей торошения подробно описаны в книгах [8, 9] различных полярных исследователей (Ф. Нансена, Р. Пири и др.)

2.2.6. Трещины на морском льду.

Трещины на морском льду практически всегда служат причиной последующего образования гряд торосов и появления на поверхности дополнительных водных преград. Поверхность льда Байдарацкой и Обской губы не имеет никаких принципиальных отличий от "обычных" арктических ледовых полей, что особенно заметно при ночевках вдали от береговой линии. Ночью особенно хорошо слышны все потрескивания льда, возникающие из-за суточных перепадов температуры, а также в результате действия приливов и отливов. Эти звуки лучше всего говорят о том, что лед "живет и дышит". При путешествиях по морскому льду необходимо помнить об опасностях приближения к кромке льда, о возможном отрыве и уносе в океан как отдельных льдин, так и целых ледовых полей. Необходимо также иметь снаряжение для страховки при преодолении трещин в морском льду.

Приведем выдержку из книги [9] полярного исследователя Роберта Пири "Северный полюс".

Однако вышеописанные торосистые нагромождения - еще не самая худшая черта полярного льда. […] Полыньи - вот постоянный кошмар, преследующий всякого, кто путешествует по замерзшей поверхности океана. […] Появление полыней нельзя ни предсказать, ни рассчитать. Они без предупреждения открываются прямо перед путешественником. […] Полыньи - неизвестная величина полярного уравнения. Иногда они в виде небольших трещин пересекают старые ледяные поля, иногда представляют собой зигзагообразные полосы открытой воды либо целые реки шириной до двух миль…

2.2.7. Сложности навигации в высоких широтах.

Творческий перевод главы 21 "Антарктическая Навигация" Руководства USAP [15].

Наземная навигация в Арктике и Антарктике подверглась коренным изменениям в последние несколько лет в результате развития Глобальной Системы Позиционирования (GPS) и появления современных GPS-приемников.

Хотя GPS-приемник - неоценимая помощь для полевой навигации, на этот прибор нельзя положиться как на единственный метод навигации. Есть еще несколько методов навигации, вполне применимых, если GPS недоступен. Магнитные компасы, солнечные компасы, секстанты, и навигационное счисление пути - все это ценные инструменты для полярного путешественника, но каждый из них имеет недостатки. До того, как отправиться в поход, Вы должны выбрать навигационные методы, которые лучше всего будут определять Ваше местоположение и изучить, как использовать эти методы. У Вас не будете времени, чтобы понять это в походе - нельзя позволить себе действовать неправильно.

1. Глобальная система позиционирования. Все еще имеется ряд проблем при использовании GPS-приемников в походе. Охват в высоких широтах ограничен некоторыми, но все же предсказуемыми, часами дня. Временами точность снижается из-за низких углов падения сигналов спутников к горизонту.


Следует заметить, что необходимо научиться уверенно и быстро пользоваться прибором в условиях холода и сильного ветра. Также требуется обеспечить необходимый запас батарей на поход и обеспечить ношение прибора в относительно "теплом" месте (под одеждой или в кармане).

2. Магнитные компасы. Магнитные компасы должны быть модифицированы для использования в полярных широтах смещением центра тяжести стрелки. Поскольку компас находится вблизи Южного полюса, южно-указывающий конец стрелки притягивается вниз к земле, и будет тянуться к ней, если надлежащий немагнитный противовес (медный провод) не добавлен к северо-указывающему концу.

Понятно, что в северных высоких широтах все наоборот: немагнитный противовес должен быть добавлен к южному концу стрелки.

Навигация с магнитным компасом на длинных расстояниях трудна, потому что магнитное склонение (различие между магнитным и истинным севером) очень высоко, и изменяется значительно на небольших расстояниях.

Полевые партии должны быть осторожны и знать местные магнитные аномалии. На Острове Росса, например, магнитные компасы непригодны, потому что имеется много железа в скалах. Аналогично, на компасы воздействует металл, из которого изготовлены транспортные средства. Определения направлений должны производиться достаточно далеко от таких тревожащих влияний.

Например, в книге Р. Амундсена "Южный полюс" [2] описан случай искажения показаний компаса из-за соседства в санях с "ремнабором" - мешочком с гвоздями, иглами, ножницами и т.п. Также следует иметь в виду, что жидкость в компасе в сильные холода может замерзнуть.

3. Солнечные компасы и секстанты. Использование солнечных компасов - точный способ определить азимут. Использование секстантов (в соединении с искусственным горизонтом) - также хороший способ установить Ваше положение. Оба метода требуют точного хронометра и обширных знаний о том, как использовать навигационные таблицы, чтобы получить хорошие результаты.

Каждый, отправляющийся в арктическое путешествие (или, по крайней мере, тот, кто занимается в данной группе навигацией), должен знать содержание этого раздела. Действительно, GPS - незаменимый инструмент, с его помощью удобно определять местоположение, однако постоянно определять азимут с помощью GPS неудобно, да и питания надолго не хватит. О недостатках магнитных компасов сказано выше. Для постоянного ориентирования наиболее удобен солнечный компас (или просто - ориентирование по солнцу), но, когда солнца не видно, важно уметь пользоваться другими нетрадиционными (для среднегорья) способами ориентирования: по направлению ветра, по направлению застругов. При путешествиях в темное время суток (например, в полярную ночь), желательно умение ориентироваться по звездам, которое в принципе не отличается от умения ориентироваться по солнцу. В полярную ночь можно постоянно видеть полярные сияния, и, пока сияние не занимает полнеба, а только разгорается, оно, как правило, находится над истинным полюсом и является хорошим ориентиром.

2.3. Действия при экстремальных ситуациях.

Поскольку набор рассматриваемых экстремальных ситуаций весьма ограничен, то и действия будут рассмотрены для тех же ситуаций и в том же порядке.

2.3.1. Движение в пургу.

Как было указано ранее, лучшее и самое верное средство против пурги - переждать ее. Однако иногда возникают ситуации, когда необходимо идти, невзирая на непогоду. При необходимости двигаться в пургу или при сильном ветре в первую очередь нужно принять меры от переохлаждения: надеть ветрозащитный костюм, маски, утепленные рукавицы (или снеговые рукавицы поверх обычных), иногда - и теплую куртку (пуховку). Далее четко определяется порядок движения: назначается направляющий (или несколько направляющих и порядок их смены) и замыкающий. Направляющий должен идти со скоростью самого тихоходного участника группы (обычно быстрее не получается, так как направляющий должен еще и ориентироваться), а замыкающий и все остальные следить за целостностью группы. Все движутся согласно оговоренному порядку движения, никого не обгоняя и не задерживаясь. При остановке любого участника или просто при увеличении интервала движения между любыми участниками подается команда: "Стой!". Команду подает замыкающий или любой участник. После ликвидации причины задержки замыкающим подается команда: "Пошли!" (или другая подобная команда), и движение продолжается.

В условиях крайне ограниченной видимости можно использовать веревку. При этом направляющий и замыкающий связываются веревкой (речь не идет о настоящих альпинистских связках; веревка может быть просто пристегнута карабином к поясу, к которому прицеплены и санки). К этой веревке пристегиваются остальные участники; можно просто пропустить веревку через лямки рюкзаков или пристегнуться к ней скользящим карабином. Также нет необходимости использовать основную веревку, вполне достаточно репшнура диаметром 5 или 6 мм.

При боковом ветре по тундре можно двигаться двумя колоннами (по два человека рядом). Это увеличивает компактность группы, упрощает замыкающим наблюдение за впереди идущими участниками, несколько защищает половину участников от ветра и создает общую моральную поддержку. Естественно, по команде любого замыкающего останавливаются обе колонны.

Так как во время пурги зачастую не видно солнца, а постоянно смотреть на компас (тем более - на GPS-приемник) неудобно, при движении во время пурги легче всего ориентироваться по ветру, направление которого на открытых пространствах меняется редко, и при изменениях направления обычно резко меняется и скорость ветра. Достаточно проверять направление движения по компасу или GPS-приемнику один раз в 40-60 минут (естественно, если имеются некоторые навыки ориентирования и движения во время пурги; в противном случае нужно проверять направление движения чаще).

Во время движения и остановок следует контролировать самого себя и друг друга в отношении обморожений, принимать меры против потери снаряжения, так как найти его в пургу невозможно.

2.3.2. Постановка лагеря при сильном ветре и в пургу.

Любой группе, путешествующей в Арктике, приходится ставить лагерь при более или менее сильном ветре, поэтому все действия и взаимодействия участников должны быть отработаны заранее на тренировках.

Прежде всего, необходимо найти место, где группа будет ночевать или даже пережидать непогоду относительно длительное время. Поскольку в тундре везде все одинаково, лучшим местом для лагеря является то, где есть хороший строительный снег. Поэтому группа останавливается только тогда, когда найдено такое место. Лучший строительный снег средней плотности, который без больших усилий можно проткнуть лыжей или палкой.

Далее из санок и рюкзаков устанавливается перед карьером некоторое подобие ветрозащиты, нарезаются снежные блоки и устанавливается часть снежной стенки для палатки. Размеры этой предварительной стенки зависят от вида используемой палатки; для палатки "Зима" обычно ставят стенку на 3 грани, для полубочки - стенку по длине торцевой грани и высотой приблизительно ? от высоты палатки. Затем ставится палатка, заканчивается стенка, необходимое снаряжение заносится в палатку; лагерь готов. Обычно подготовленной группе требуется на устройство лагеря, даже при сильном ветре, около 30 минут. Во время пурги необходимо тщательно прибирать снаряжение, так как на следующий день все будет полностью занесено снегом, включая глубокий карьер.

Кроме обычной постановки палатки, существует большое количество различных снежных убежищ. Их строительство подробно описано в отечественной литературе. Очевидно, нет смысла описывать здесь способы строительства этих снежных убежищ. Известно, что снежные убежища можно использовать как в качестве аварийных, так и для комфортабельного отдыха; в данном случае нас интересует только первый вариант, то есть постановка лагеря в критической ситуации. Способы строительства простейших (именно простейших!) снежных убежищ должен знать каждый участник арктического путешествия - на случай отставания от группы.

Следует заметить, что приведенные далее рекомендации в целом совпадают с приведенными в отечественной литературе (например, С.Я. Хариным), а также в книгах различных полярных исследователей. Т.е. за 100 с лишним лет они не претерпели значительных изменений, так как базируются на технике эскимосов и других северных народов, вырабатывавшейся веками.

Из Руководства USAP [15].

Снежные убежища. Эта глава объясняет, как строить различные снежные убежища в Антарктике, также относительные достоинства каждого типа убежищ и время, требуемое, для строительства. Выбор (какую защиту строить) будет диктоваться местным состоянием снега. Если лагерь будет использоваться в течение нескольких дней (редкий случай для туристских походов - прим.), то следует строить максимально защищенное убежище (на всякий случай).

1. Снежный карьер и резка блоков. Прежде, чем Вы будете строить что-либо из снега, определите область, которую Вы можете использовать как карьер, чтобы резать блоки. Участок карьера и метод резки блоков важны для успешного строительства большинства убежищ.

Во многих областях Антарктиды состояния снега вполне пригодно для резки блоков. Однако, некоторые области могут иметь сахарный или порошковый снег. В этих областях карьер следует утаптывать (лыжами или ботинками) и затем снегу необходимо дать замерзнуть. Примерно через час снег станет достаточно твердым для резки блока. Снежные наносы, которые содержат хороший снег для резки блока, могут иногда быть найдены на морском льду или на ледниках. Состояние снега может изменяться даже на протяжении нескольких футов. Вы можете столкнуться с ледяным слоем или сыпучим слоем, который ухудшит качество блоков. В этом случае попытайтесь резать блоки различной ориентации (горизонтальные вместо вертикальных), или попытайтесь резать блоки глубже в карьере, или просто переместитесь на несколько футов. Зондируйте снег вашей пилой или ледорубом для отыскания снега нужной консистенции. Не паникуйте, если Вы не имеете снежной пилы. Вы можете делать хорошие блоки лопатой, и даже ледорубом.

Делайте карьер поближе к Вашему строению; не затрачивайте лишние усилия на переноску блоков. При резке блоков для снежной стенки палатки большой карьер можно использовать затем для постановки палатки. Блоки могут быть нарезаны из места снежного убежища, то есть, снежная траншея может быть и карьером.

Старайтесь резать блоки одного размера. Отложите один для модели. Блоки размера 30?40?50 предпочтительны для большинства проектов кроме крыш.

2. Снежные стены. Снежные стены обеспечивают области для приготовления пищи и для отдыха, защищенные от ветра. Снежная стена должна быть построена вокруг палаток. Это будет препятствовать сдуванию палатки, уменьшению ветрового охлаждения и уменьшит шум и колебание палатки. Снежные стены не необходимы при использовании палаток Скотта - круглых шатров. Блоки должны все быть одинакового размера, и каждый блок должен накладываться на промежутки в предыдущем слое.

3. Снежные траншеи (от 1/2 до 2 часов). Снежная траншея - хорошая, быстрая, простая защита. Снег должен быть глубок и достаточно мягок, чтобы можно было копать до нужной глубины. Если ледяной слой прекращает продвижение (углубление), блоки снега могут быть сложены как стены, чтобы увеличить эффективную глубину защиты. Траншея может использоваться как быстрая или "срочная" защита в критическом положении, так и для комфортабельного местожительства со скамьями для сна и крышей из снежных блоков. Далее просто перечислим возможные виды траншей.

Траншея с крышей из снежных блоков. Блоки крыши могут быть или положены поперек траншеи или на основание (раму в виде буквы А), которая дает гораздо больше места. Блоки перекрытия наклоняют в виде "A", слои могут укладываться уступами, чтобы поддержать каждый последующий слой (рис. 2.2). Не волнуйтесь о промежутках или отверстиях, поскольку они могут быть заполнены позже кусками снега. Наиболее подходящие размеры для блоков крыши - приблизительно 45?75?15 см, но здравый смысл, и состояние снега сами диктуют то, какой размер блоков вырезать.

Траншея с крышей из брезента. Траншея с крышей из брезента (рис. 2.2.) - самая быстрая защита, которую возможно построить. Это очень важно в критическом положении. При строительстве имеются следующие этапы:

1. Выкопать траншею. Причем размер траншеи, которую Вы роете, зависит от размера покрытия, и деталей каркаса. Детали каркаса могут включать лыжи, лыжные палки, веревки и т.д.

Рис. 2.2. Снежная траншея с перекрытием из поперечных блоков и из блоков на каркасе в виде буквы А Рис. 2.3. Снежная траншея с крышей из брезента

2. Перекрыть траншею деталями каркаса, уложить покрытие, и заякорить грани покрытия блоками снега или тяжелым оборудованием.

3. Импровизируйте с покрытиями траншеи, она может быть закрыта палаткой, капотом снегохода, его тентом, санями (нартами), транспортными мешками из саней, фанерой и т.д.

4. Снежные насыпи (от 2 до 4 часов). Снежные насыпи (также известные как "quinzhees") - одни из самых легких в постройке снежных убежищ. Все, в чем Вы нуждаетесь - достаточно поверхностного снега, чтобы сгрести его в большие кучи (рис. 2.4.)

Рис. 2.4. Снежная насыпь около разных ящиков с оборудованием

5. Снежные пещеры (от 3 до 4 часов). Снежная пещера (рис. 2.5.) требует наклонной поверхности снега. Причем снега, который хорошо уплотнен, но достаточно мягок, чтобы выкопать пещеру. Влажный или рассыпчатый снег может разрушиться. При хорошем состоянии снега, пещера обеспечит удобную защиту.

6. Иглу (Igloos) (от 3 до 5 часов). Хотя иглу - самые трудные для постройки снежные убежища, и не должны строиться в критическом положении, они - теплые, просторные, и эстетически приятные.

Проанализировав вышеприведенные данные, можно легко дать рекомендации по строительству убежищ в экстремальных условиях. Очевидно, что лучшим укрытием является палатка со снежной стенкой. Если палатку по каким-либо причинам поставить невозможно (один или несколько участников отстали от группы, оказавшись без палатки), то лучшее укрытие в такой ситуации - снежная траншея, индивидуальная или групповая. Каждый участник должен иметь инструмент для постройки укрытия (хотя бы небольшую снежную пилу). Умение строить пещеры и иглу желательно (все может пригодиться), однако не является необходимым в лыжном походе.

Следует также заметить, что приведенная схема постройки снежной пещеры отличается от рекомендуемой в отечественной литературе. В частности, С.Я. Харин [12] считает единственно верным начинать строительство с рытья основной камеры, а не узкого входного лаза, с целью обеспечить всех участников фронтом работ и облегчить удаление снега в процессе, а затем заложить вход снежными блоками.

2.3.3. Безлесная зона

Как указывалось выше, трудности путешествий в безлесной зоне можно значительно уменьшить, если путешествовать с печкой. Требуется только умение находить дрова в тундре и умение топить печку этими сырыми дровами. На всем Полярном Урале растут кусты в долинах рек и ручьев, вполне пригодные для печки. Часто в тундре можно встретить следы былой человеческой деятельности - брошенные буровые, непригодные для жилья балки, емкости для горючего, ящики и т.д. В таких местах обычно можно найти хорошие дрова. Все дрова, которые встречаются во время дневного перехода (а этот переход составляет 25-35 км), обычно складываются в санки и увозятся с собой; в результате к вечеру набирается достаточно дров, чтобы топить печку 1 час вечером и 1 час утром.

2.3.4. Элементы горного рельефа

В тундре элементы горного рельефа опасны только при путешествиях в условиях крайне ограниченной видимости. Поэтому первый совет - стараться избегать таких переходов, или двигаться в безопасных местах: по дну долины, по руслу реки, по побережью океана и т.д. При необходимости двигаться на опасном рельефе при плохой видимости, очевидно, должна применяться страховка.

Выдержка из Руководства USAP [15].

Путешествия по ледникам и спасение из трещин. Трещины бывает трудно обнаружить, они часто невидимы под тонкими мостами нанесенного снега. Многие из этих мостов могут быть только несколько дюймов толщиной и не выдержат вес человека или транспортного средства. Путешествие в связках - необходимость в любой ледниковой области. Даже предварительно пройденный и отмеченный маршрут небезопасен. Ледники перемещаются, новые трещины могут открываться в любое время. Известные маршруты должны периодически осматриваться. Крутой ландшафт или более быстро перемещающиеся ледники побережья требуют более частой разведки, чем относительно медленно перемещающиеся ледники полярного плато.

Осуществление путешествия в связках с надлежащей страховкой может уменьшить, но никогда не устранить возможности ущерба или потери оборудования в случае падения. Лучший совет для путешествия в областях трещин - быть осторожным и избегать падений. Более легко избежать падения в трещину, чем извлечь кого-либо из нее.

2.3.5. Торошение льда и трещины на морском льду

К сожалению, в отечественной литературе не удалось найти подробных описаний требований безопасности при путешествиях по морскому льду. Поэтому приведем сокращенный перевод главы 17 "Морской лед" Руководства USAP [15].

Морские ледяные условия в McMurdo и Станции Палмер очень отличаются друг от друга. В McMurdo самолеты могут приземляться на льду, и может быть использовано тяжелое транспортное оборудование. Напротив, в Палмере на морском льду позволены только пешие путешествия. На морском льду не разрешается нахождение никаких транспортных средств, даже снегоходов, потому что обычно лед в Палмере слишком тонок, чтобы выдержать их вес. Хотя условия могут изменяться, опасность работы на морском льду одна и та же, где бы Вы не находились в Антарктике. Прошлый опыт USAP и персонал, потерянный на морском льду, показал необходимость обучения мерам предосторожности при путешествии по морскому льду.

17.1. Опасности Морского льда. Хотя морские ледовые условия являются различными для Палмера и McMurdo, опасности, связанные с путешествием на морском льду подобны для обеих областей.

Погода. Погода может ухудшиться, в то время как Вы находитесь на морском льду. Важно непрерывно контролировать признаки приближения плохой погоды. Проверьте метеорологические приборы до выхода на морской лед. Сильные ветры могут быть особенно опасны в любом местоположении и даже в McMurdo. Если ветер достаточно серьезен, ледяная кромка может стремительно изменяться в течение нескольких часов.

Толщина льда. Толщина льда - источник беспокойства для каждого, кто хочет путешествовать на морском льду. Лед может стать тонким в некоторых областях из-за эрозии от сильных потоков, которые бывают на мелководье, и в центре активных или недавно сформированных трещин, особенно если тонкий лед был закрыт снегом. Рельеф, который указывает на возможное мелководье - длинные горные хребты или полуострова, под низким углом спускающиеся в море.

Влияние ветров, волн и приливов - важные факторы в течение ранних стадий ледяного формирования. Важно, как быстро образуется ледяной лист. Шесть дюймов льда, сформированные при спокойных условиях, могут быть устойчивы и безопасны, но та же самая толщина льда, сформированного при неблагоприятных условиях, может быть непостоянна, и таким образом, более опасна для путешествия из-за трещин.

Цветовые изменения льда. Хорошей привычкой является обращать большое внимание на цвет пересекаемого участка льда. Если Вы замечаете изменения в цвете льда, этот участок должен быть исследован. В общем, белый лед обычно самый безопасный. Как правило, это хороший лед толщиной, по крайней мере, от 6 до 12 дюймов. Серый лед считается молодым льдом и имеет толщину от 4 до 6 дюймов. Серый лед, вероятно, выдержит человека на лыжах, тем не менее, следует избегать его, если это возможно. Серый лед может также формироваться в результате обводнения поверхности и последующего замораживания поверхностной воды. Так что всегда важно исследовать области серого льда. Черного, недавно сформированного тонкого льда нужно избегать в любых случаях. Иначе, Вы, вероятно, испытаете неприятное купание.

Рис. 2.6. Трещины с прямыми краями

Трещины. Трещины - разломы или разрывы в морском льду в результате действия ветра, волн, приливно-отливного действия, и тепловых потоков. Всячески избегайте трещин. Если становится необходимым пересечь трещину, пересекать надо по линии, перпендикулярной к направлению трещины. Избегайте систем трещин, которые образуют слоеный пирог. Они легко ломаются под весом транспортного средства. Вы всегда можете ожидать встречу с трещинами где-нибудь на морском льду. Однако, на некоторых участках ряд трещин образуется регулярно год за годом. Как правило, трещины формируются вокруг любой береговой линии, острова, основания айсберга или ледника, выдвинутого в морской лед. Трещины имеют тенденцию идти радиально от земли, подобно спицам на колесе.

Приливно-отливные трещины образуются в 150 м от берега, когда приливно-отливное действие перемещает морской лед выше или ниже уровня льда, связанного с берегом. Эти трещины обычно параллельны береговой линии. При пересечении приливно-отливных ледяных зон, идите по льду вместо снега всякий раз, когда это возможно. Снег маскирует многие трещины в приливно-отливной системе трещин.

Трещины с прямыми краями образуются в результате напряжений в ледовых полях. Ледяная толщина в краю этой трещины будет той же самой, как и окружающая толщина льда. Эти трещины обычно образуются быстро, и в трещине видны или открытая вода, или тонкий слой льда, закрытый снегом.

Рис. 2.7. Поле торошения

Поля торошения (рис. 2.7.) образуются, когда лед ломает давлением и сталкивает в хаотическом порядке.

Осторожно пересекайте поля торошения, так как неровные куски льда могут быть опасны при передвижении. Иногда, поля торошения могут быть разделены, образуя комбинацию: распространяющаяся трещина-поле торошения.

Промоины. Промоины - области на морском льду, имеющие подповерхностное таяние. Это обычно происходит в середине сезона. Ледяная линза образуется на тающейся воде, давая впечатление твердой поверхности. Всегда обходите промоины. Если невозможно двигаться вокруг промоин, выйдите из Вашего транспортного средства, и сверлите основной лед, чтобы определить его толщину.

Тюленьи отверстия. Тюленьи отверстия - хороший пример возможной западни. Их обычно легко определить, поскольку они образуют "фумаролы", в форме конуса вверх от льда. Это тюлени постоянно выталкивают лед и воду из отверстия. Однако, если есть новый сугроб из свежего снега, он может скрывать отверстие. Так, если Вы видите тюленя, расположенного далеко от ледяного края, то вероятно, что тюленье отверстие или трещина поблизости.

Ледяной край. Ледяной край может быть опасен, потому что всегда есть возможность отрыва льда, в любое время в сезоне. Путешествие к ледяному краю может быть предпринято только в течение периода хороших погодных и спокойных морских условий. Желательно работать в связке на краю льда.

Что делать, если Вы провалились. Если Вы проваливаетесь под лед, зовите на помощь, и выбирайтесь настолько быстро, насколько возможно. Существуют рекомендации носить с собой острый ледовый инструмент (типа мини-ледоруба), закрытый в верхнем кармане, который поможет выбраться на скользкий лед. Другой источник рекомендует насыпать свежий снег на поверхность льда. Идея в том, что свежий снег поглотит влагу. Убедитесь, что кто-то в партии имеет радиостанцию для помощи. Если можете, продолжайте движение. Немедленно идите назад к станции или к самому близкому тайнику выживания, в зависимости от вашей ситуации.

Ваша внешняя одежда быстро замерзнет, давая превосходную защиту от ветра, в то время как внутренняя высокая температура за счет физической работы высушит холодный, влажный внутренний слой. Если жертва неспособна идти, то человек может быть оттянут к станции в санях.

Процитируем также Р. Пири [9].

В случае если бы лед дал трещину поперек возвышения для сна в иглу и его обитатели посыпались в ледяную воду, они не обязательно сразу утонули бы - воздух внутри меховой одежды держал бы их на плаву. Человек, упавший в воду при таких обстоятельствах, может выкарабкаться на лед и спастись, хотя купание будет и не из приятных. Вот почему я никогда не пользуюсь спальным мешком, находясь на полярном льду. Я предпочитаю, чтобы мои руки и ноги были свободны. (Прим. - естественно, в настоящее время спальными мешками пользуются все без исключения полярные путешественники, но доля здравого смысла в данной рекомеднации есть).

17.2 Морской лед McMurdo. Персонал, работающий на морском льду вокруг McMurdo, путешествует контролируемым транспортным средством или снегоходом. Нормальная толщина льда - 30 дюймов. Никогда не путешествуйте по льду, более тонкому, чем 30 дюймов (75 см). Это 30-дюймовое правило, которое обеспечивает безопасность при путешествиях в легких транспортных средствах. Более тяжелые транспортные средства требуют большей толщины льда.

17.3 Морской лед в области Полуострова. Персонал, работающий на морском льду вокруг Станции Палмер, путешествует пешком. Далее - контрольный список оборудования, в котором Вы нуждаетесь и что нужно делать перед оставлением станции.

Рис. 2.8. "Не доверяйте существующему следу транспортного средства"

Оборудование:

лыжи для ведущего человека в партии;
2 радио и запасные батареи;
ледоруб;
веревка, ледобуры, карабины, петли;
местная карта с маршрутами и опасностями;
компас и/или GPS;
продовольствие и вода;
фонарь;
ручные грелки.

Запасная одежда, которая должна включать:

запасные рукавицы и носки;
дополнительная шапка;
солнечные очки, защитные очки;
комплект скорой помощи.

Что нужно делать:

Проверьте тенденции изменения погоды на станции за прошедшие 4-6 часов. Обратите особое внимание на направление ветра, его скорость и барометрическое давление. Получите одобрение для поездки от Менеджера Станции. Свяжитесь с радиостанцией до отъезда от Станции Палмер, чтобы получить подтверждение и удостовериться, что Ваше радио является рабочим, прежде, чем Вы уйдете.

Наличие следующей информации нужно обеспечить:

полевое название партии;
число людей в Вашей группе;
конечный пункт;
оцененное время прибытия в Ваш конечный пункт;
оцененное время возвращения к станции.

Когда Вы достигаете вашего назначения:

сообщение о прибытии в конечный пункт;
сообщают о любых изменениях в конечных пунктах;
сообщение о начале возвращения к Станции Палмер;
сообщение о прибытии на Станцию Палмер.

Политика путешествий по морскому льду Палмер-области: по крайней мере два человека должны путешествовать вместе по морскому льду. В чрезвычайной ситуации или невозможности возвращения к станции, вызывайте помощь и идите к самому близкому тайнику выживания. Ни в коем случае не допустимо устанавливать лагерь на морском льду.

Маршруты по морскому льду и их пригодность.

Факторы, которые определяют, будет ли путешествие по морскому льду позволенным и каким маршрутом, включают следующие:

Минимальная ледяная толщина: морской лед в области Палмер часто состоит из нескольких слоев льда с карманами и со слякотью или водой между ними. Из-за этого опасно устанавливать строгие минимальные стандарты толщины. При оценке толщины ледяного листа, по крайней мере, один слой морского льда должен быть минимум 6 дюймов. Это толщина не может включать слои слякоти, влажные карманы, или воздушные отверстия. Из-за огромной изменчивости морского льда из года в год и во время сезона, следует чрезвычайно осторожно оценивать минимальную ледяную толщину.

Близость ледяного края и/или необъединенный паковый лед: в зависимости от местоположения, желательный маршрут по морскому льду должен проходить по крайней мере за 200 метров от ледяного края, обрушивающихся ледников, или непостоянного льда.

Близость судна, ломающего лед: маршрут по морскому льду должен проходить, по крайней мере, за 30 метров от зоны действия судна. Доступ на морской лед ограничен, когда судно поблизости.

Ветры и погода: направление ветра и скорость должны быть благоприятны маршруту, по которому нужно идти, то есть, не с северо-востока (на расстоянии от берега), или не по направлению к кромке льда или непостоянным льдам. Скорость ветра не должна быть более 30 узлов.

Примечания:

Полуостров - имеется в виду Антарктический Полуостров, где и расположена станция Палмер.
Тайники выживания - аварийные склады продуктов и различного снаряжения, расположенные вдали от станций, в местах работы полевых партий.

2.4. Выводы

Автор попытался рассмотреть экстремальные ситуации, возникающие в лыжных походах в безлесной (тундровой) зоне. Значительная часть данной работы написана на основе Руководства USAP, чтобы избежать ненужного цитирования всем известных книг корифеев лыжного туризма [3, 5, 6, 11, 12, 13, 14]. Конечно, задачи спортивных туристов-лыжников и участников USAP сильно отличаются, тем не менее, на взгляд автора, в цитируемом Руководстве немало ценных сведений. Поэтому в приложении дополнительно приводятся и выдержки из главы 24 "Принципы аварийных действий и скорая помощь" Руководства USAP [15].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Амундсен, Р. Моя жизнь / Р. Амундсен - М.: Государственное изд-во географической литературы, 1959.
2. Амундсен, Р. Южный полюс / Р. Амундсен. Пер. с норв. - М.: Мысль, 1981.
3. Берман, А. Путешествия на лыжах. / А. Берман - М.: Физкультура и Спорт, 1968.
4. Винокуров В. К. Безопасность в альпинизме / В.К. Винокуров, А.С. Левин, И.А. Мартынов - М.: ФиС, 1983.
5. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы / П.И. Лукоянов. 2-е изд. - М.: Физкультура и Спорт, 1988.
6. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий / П.И. Лукоянов - М: ЦДЮТур, 1998.
7. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах / Б. Маринов - М.: Физкультура и Спорт, 1981.
8. Нансен Ф. Фрам в полярном море / Ф. Нансен. Пер. с норв. - М.: Дрофа, 2007.
9. Пири Р. Северный полюс / Р. Пири. Пер. с англ. - М.: Мысль, 1981.
10. Скотт Р. Южный полюс. / Р. Скотт. Пер. с англ. - М.: Дрофа, 2007.
11. Харин С.Я. Азбука лыжного туризма: учебное пособие / С.Я. Харин. - Нижний Тагил: НТИ (ф) УГТУ-УПИ, 2005.
12. Харин С.Я. Экстремальные ситуации в лыжном походе: учебное пособие / С.Я. Харин. - Нижний Тагил: Нижнетагил. ин-т Уральского государственного технического университета, 1999.
13. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста / Ю.А. Штюрмер - М.: Физкультура и Спорт, 1991.
14. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, действительные и мнимые / Ю.А. Штюрмер. 2-е изд. - М.: Физкультура и Спорт, 1983.
15. Field Manual for the U.S. Antarctic Program (Полевое руководство для Антарктических программ). - США, 2001.
16. Отчет из библиотеки ЕГКТ № 1975: Лыжный поход 5 к. сл., Полярный Урал, рук. Тиунов Д., 1985.
17. Отчет из библиотеки ЕГКТ № 2436: Лыжный поход 5 к. сл., Полярный Урал - Ямал, рук. Тиунов Д., 1989.
18. Отчет из библиотеки ЕГКТ № 2875: Лыжный поход 6 к. сл. Полярный Урал - Пай-Хой - Вайгач, рук. Тиунов Д., 1990.
19. Отчет из библиотеки ЕГКТ № 2793: Лыжный поход 6 к. сл. Обская губа - Гыдан - Ямал, рук. Тиунов Д., 1999.
20. http://tourism.at.ru/ - Поисковая система "Спортивный туризм".

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Принципы аварийных действий и скорая помощь [15].

Простые рекомендации данной главы помогут Вам взять под контроль чрезвычайную ситуацию и справиться с опасными для жизни проблемами, следуя четким методикам.

Цели данного руководства состоят в том, чтобы избежать ущерба для Вас в опасной для жизни ситуации, предотвратить усложнение ситуации, и получить помощь на месте.

24.2. Обморожение. Поверхностное обморожение Вашего носа, щек и ушей можно предотвратить, если наблюдать друг за другом. Наблюдайте за Вашими партнерами, и сообщайте им, если Вы видите побелевшую, замороженную кожу на их лицах. Поворачивая лицо от ветра и закрывая обмораживаемую кожу, Вы можете устранить проблему. Перчатки из полипропилена превосходны для защиты пальцев от холодных металлических инструментов, камер, и т.д. Руки, ноги, уши, щеки, и нос расположены далеко от сердца на периферии тела и подвержены быстрой потере высокой температуры из-за их большого отношения поверхность-объем и их открытого положения. Другие факторы, которые вносят вклад в обморожение, включают неадекватную погодным условиям одежду, влажную одежду, усталость, недостаток питания, обезвоживание организма, алкоголь, табак, ограничения периферийного кровообращения (из-за тесной одежды или оборудования), и контакта с металлом или углеводородными жидкостями типа бензина. Обморожение часто развивается в течение периодов серьезного ухудшения погоды.

Поверхностное обморожение:
поверхностное обморожение чувствуется как умеренное покалывание или боль, сопровождаемая нечувствительностью. При осмотре видно серое или желтоватое пятно на коже, обычно на носу, ухе, щеке, пальце, или пальце ноги. Ткани ниже области остаются мягкими и гибкими. Этот тип обморожения обычен для большинства людей, которые работали в Антарктиде.

Лечение поверхностного обморожения: примените прямую высокую температуру тела, например, помещая теплую руку на замороженной щеке, носу, ухе, или держа замороженный палец в подмышке, пальцы ног - на теплом животе. Оказывающий поддержку должен рассмотреть, почему обморожение произошло; пациент должен дополнительно одеться и искать укрытие.

Глубокое обморожение: глубокое обморожение - полное или частичное замораживание части тела, что главным образом затрагивает руки и ноги. Часть тела холодная, твердая и одеревеневшая с бледной, восковой кожей; напоминает цыпленка, только что удаленного из морозильника. Глубина повреждения ткани зависит от того, насколько низкой была температура и как долго часть тела была заморожена.

Лечение глубокого обморожения: быстрое нагревание в водной ванне с температурой, тщательно регулируемой от 39 до 42 °C. Более прохладная вода действует слишком медленно; более теплая вода может обжигать ткани. Перегревание должно быть сделано только в укрытии, где все тело пациента может сохраняться теплым. Спасателю необходим точный термометр и емкость, достаточно большая для того, чтобы конечность могла быть погружена без касания стенок емкости. 20-литровый бак - минимальный размер, необходимый чтобы нагреть ногу. Как правило, нагревание продолжается 20-30 минут или до тех пор, пока замороженные области не меняют цвет, и цветовое изменение прогрессирует к периферии. Поскольку водная ванна охлаждается, следует удалять конечность из емкости, добавлять горячую воду, и повторно проверять температуру перед новым погружением конечности. Перегревание обычно причиняет серьезную боль.

В то время как замороженная часть повторно нагревается, поддержите пациента морально, горячими спиртными напитками, и примените высокую температуру к незамерзшим частям тела, чтобы улучшить кровообращение в замороженной области. Зная, что жертва испытает некоторый дискомфорт в процессе перегревания, дайте обезболивающее. Защитите оттаивающую часть тела против перезамораживания, инфекции, травмы, применяя толстые слои стерильных бинтов.

Не делайте попытку перегревания, если есть вероятность, что конечность может повторно замораживаться. Перегревание "в поле" применяется, если есть шансы, что оттаивание произойдет в течение эвакуации. Однако, если пациенту нельзя обеспечить тепло и нет возможности эвакуации, допустимо позволить переход с замороженной конечностью.

Пациенты часто чувствуют боль, которая сопровождает размораживание. В зависимости от размера и изоляции партии, иногда не может быть никакой другого варианта, кроме самоэвакуации с оттаивающей конечностью. Если это имеет место, повторное замораживание должно быть предотвращено любой ценой, потому что это часто ведет к гангрене.

24.3. Hypothermia (гипотермия, переохлаждение). Гипотермия - понижение температуры всего тела. Может происходить во множестве различных ситуаций. На Полуострове персонал должен знать, что гипотермия может произойти из-за действия холодного дождя и сильного ветра, и от падения в холодную воду. В других местах, где дождей не бывает, гипотермия также является угрозой. Когда температура тела понижается, и эта тенденция не остановлена, пациент, в конечном счете, умрет.

Надлежащая одежда, адекватное питание и достаточная гидратация - ключевые элементы в уходе от гипотермии.

Важно заметить признаки умеренной гипотермии, чтобы остановить ее прогрессию к более глубокой. Если температура тела снижается, организм жертвует конечностями, чтобы обогревать жизненно важные органы: мозг, сердце, легкие, почки и печень. Это трудно заметить в себе. Если Вы с трудом работаете руками (например, трудно завязать шнурки), значит, ваше тело остывает. Большинство жертв гипотермии отрицает, что они имеют проблемы.

Признаки гипотермии:
o С трудом работающие руки
o Дрожание
o Спотыкание
o Неуклюжесть
o Раздражительность

Лечение гипотермии: в первую очередь нужно предотвратить потерю температуры, помещая пациента из зоны действия ветра (снега, воды) в палатку или другое укрытие. Пациенту нужно дать сухую одежду и поместить в спальный мешок, если это возможно. Если спальный мешок недоступен, поместите одежду под и над пациентом и укройте с головой. Иногда лучше разрезать влажную одежду, чем раздеть пациента. Если никакая сухая одежда не доступна, заверните пациента в брезент, "космическое" одеяло, пластиковую пленку, или другой подобный материал, чтобы уменьшить охлаждение за счет испарения. Более эффективна "упаковка" жертвы в "гипотермическую обертку", чем лежать с жертвой в двух мешках, состегнутых вместе.

Гипотермическая обертка: удалите влажную одежду от жертвы. Оденьте жертву в сухое синтетическое нижнее белье, балаклаву, шейный шарф. Оберните жертву в паронепроницаемый барьер типа "космического" одеяла, пластиковой пленки, брезента и т.д. Поместите жертву в спальный мешок. Большее количество мешков лучше. Разместите горячие бутылки с водой (обернутые в носки, чтобы избежать ожогов) на груди жертвы, подмышках, области паха. Изолируйте голову и шею с дополнительными свитерами, жакетами, и т.д. Поместите другой паронепроницаемый барьер вокруг внешней стороны спальных мешков.

Дальнейшие действия зависят от измеренной или оцененной основной температуры пациента. Если термометр недоступен, пациент может рассматриваться как имеющий основную температуру более чем 90 °F (32 °C), если он или она все еще дрожат и способны к соответствующим действиям типа застегнуть молнию на куртке и поднять упавшую рукавицу. Основная температура вероятна ниже 90 °F, если пациент больше не дрожит и особенно если он впал в оцепеневшее или коматозное состояние.

Умеренная гипотермия: пациент с гипотермией, чья температура - 90 °F (32 °C) или выше может быть согрет любыми доступными средствами; эти средства ограничены при полевых условиях.

Глубокая гипотермия: смертность вне больницы высока для пациентов, имеющих температуру ниже 32 °C. Медицинский персонал может обнаруживать и быстро решать метаболические и электролитные проблемы организма. Для жертвы погоды в Антарктике перегревание в больнице - потенциально отдалено на дни (или недели). Пациенты с глубокой гипотермией могут казаться мертвыми, потому что их пульс и дыхание очень трудно обнаружить. Потратьте минуту или более, чтобы обнаружить оба жизненных признака перед заключением, что они отсутствуют. Девиз "Никто не мертв, пока теплый" подчеркивает, что все пациенты с гипотермией заслуживают попытку согревания.

24.4 Отравление монооксидом углерода (СО). Отравление монооксидом углерода (СО) довольно обычно. Это может быть существенной опасностью в Антарктике, особенно когда горелки используются в плохо проветренных укрытиях типа палаток, пещер снега, и иглу. Много полярных исследователей были убиты или с трудом избежали смерти от отравления СО, вызванного нагревательными приборами в укрытиях. (Прим. - подобный случай описан в книге Р. Амундсена "Моя жизнь" [1]).

СО - бесцветный газ без запаха, который получается при неполном сгорании содержащих углерод веществ. Опасно высокие уровни СО могут формироваться всякий раз, когда топливо сжигается в плохо проветренном месте. При вдыхании СО объединяется с гемоглобином в эритроцитах и они становятся неспособными к переносу кислорода. Даже очень низкая концентрация СО (0,06 %) достаточна, чтобы блокировать половину всего гемоглобина, способного транспортировать кислород. СО также соединяется с клеточными ферментами и повреждает ткани, особенно в сердце и мозге.

Признаки зависят от количества СО, которое пациент вдохнул. В умеренных случаях пациент может жаловаться на головокружение, головную боль, и замешательство. Могут также присутствовать усталость, нечувствительность, боли в груди, сердцебиение, беспокойство. Серьезные случаи могут проявляться как глубокая кома. Многие эксперты считают, что некоторые эффекты, приписанные острой горной болезни могут, фактически, быть вызваны СО. Отравление СО также часто неправильно диагностируют как мигрень, инсульт, опьянение, сердечная болезнь, пищевое отравление, и психиатрическая болезнь. Признание этого коварного состояния - трудная задача, когда воздействие было произведено на всех членов группы. СО удаляется из организма очень медленно при нормальных условиях и продолжает причинять повреждение тканям пока присутствует. Жертвы отравления СО могут столкнуться с неврологическими осложнениями в срок от нескольких дней до 3 недель после воздействия и даже через несколько лет после очевидного полного восстановления. Эти осложнения включают ухудшение памяти и изменение личности, и они могут быть постоянны. Отравление СО должно быть воспринято очень серьезно.

Лечение отравления монооксидом углерода (СО): жертвы должны быть немедленно удалены из загрязненной области. Чтобы ускорить устранение СО, все жертвы нужно обеспечить кислородом на 100 %, независимо от того, насколько несущественны признаки отравления. Кислород должен подаваться через маску. Пострадавшим может потребоваться эвакуация в медицинское учреждение.


Пишите на