на главную

Лыжный поход Армения 2018 …к
Заметки хронометриста.

09.03.2018

Наше путешествие началось с подъема в 2:00. После завтрака созвонились с Ксенией и в 3:20 мы довольные и счастливые выехали из Балаково в г. Саратов. Погода нас не радовала, температура -10, метель, ехали с плохой видимостью, зато дорога была пустая. До Саратова доехали без происшествий. Созвонившись с Саратовскими туристами и узнав, что к нам никто не сядет, было принято решение ехать до Волгограда к участнику похода Ивану. Подъезжая к Волгограду, потеплело до -3. Иван встретил нас дружелюбно и угостил кофе. Не успев допить, мы встретили ребят из Саратова.

Пообедав квадратными пельменями, в 12:30 мы пересели в другую машину и на 2 внедорожниках взяли курс на Владикавказ. По пути мы встречали весну так как, снега становилось все меньше, а температура воздуха поднималась. В Калмыкии снег исчез вовсе, а минус остался на границе с Волгоградом. Метель сменилась дождем и туманом. Проезжая через Калмыкию сотрудник ДПС передал всем лыжникам сноубордистам и туристам большой Привет. Иван очень сильно удивил музыкой в машине, оказалось, что ему нравится одна композиция в разных исполнениях. Часа полтора мы с Ксенией слушали песню «Цыпленок Жареный» и успели ее выучить наизусть. Немного поплутав возле Владикавказа, мы осознали, что построено очень много новых дорог и программа «Навител» не все отображает. Зато Яндекс карта, установленная на телефон, сильно удивляла. Указывая не только маршрут, но камеры на дорогах и ограничение скорости. Во Владикавказе нас встретил Антон - коллега Ивана с осетинскими пирогами. Остановились в гостинице «Утес», где за ночь проживания заплатили 500 рублей с человека. Во время ужина делились впечатлениями от первого дня пути. От Антона узнали, что Крестовый перевал в Грузии закрыт из-за снегопада, и откроют его только в воскресенье. Очень не хотелось тратить драгоценное время, ведь на самом деле его и так мало, но все же пришлось ждать пока откроют границу. Зато смогли полюбоваться красивым ночным Владикавказом.

10.03.2018

Утро началось с обсуждения дальнейшего плана нашего похода, т.к. перевал закрыт и когда его откроют не известно.

9:10 - Саша — это наш руководитель, решил проехать до границы и оценить обстановку, посмотреть какая там очередь. Это была лишь первая неприятность, с которой мы столкнулись.

11:20 Дошли пешком до КПП, но ничего конкретного нам не сказали. Наши машины от КПП находились на расстоянии 4 км, при этом длина всей пробки составляла примерно 15 километров. Оставалось только сидеть и ждать.

13:00 Дорогу открыли, но колонна машин стоит. Пока ждали, установили крепления на лыжи Ивана. Сфотографировали его в лыжах на асфальте и назвали это фото «Рвется в Грузию, но Россия не пускает. ЖДЕМ!!!».

13:20 потихоньку начали двигаться в сторону границы.

14:00 продвинулись метров на 300 до Верхнего Ларса 3.7 км.

15:50 до ворот осталось метров 500, двигаемся очень медленно. Что удивило так это спокойствие людей. Ни скандалов, ни высказываний в чей-либо адрес. Царит идеальное спокойствие. Никто не торопится и каждый ждет своей очереди.

17:10 до заветных ворот 100 метров.

17:44 доехали до таможенного поста.

18:15 Прошли пограничный контроль. Ждем вторую машину. Под вечер очень захотелось есть, но это мелочи жизни. Благо пограничники особых проблем не создали.

18:30 Проехали Российскую пограничную заставу, и мы уже на нейтральном полосе.

19:02 Мы заехали на Грузинскую сторону. Пограничный контроль прошли быстро без всяких проблем. Российские деньги поменяли на таможне. Целый день потратили на прохождение границы, нам до места оставалось еще 450 км. После прохождения пограничного контроля примерно через километр мы остановились, сделать грузинскую страховку на машины, данное условие ввели с 1 марта 2018 года. Через перевал решили ехать утром.

21:50 Нас в Степанцминда встретил таксист-грузин Василий Андреевич, который предложил остановиться у него дома. Проехали 200 метров от площади, до дома. Там осмотрели две комнаты с туалетом и душем в каждой. Василий Андреевич предложил, сделать Бактеризацию гладя себя по животу. Комната 20 лари или 500 рублей по-нашему. Чай, кофе, коньяк в разумных пределах бесплатно. Коньяк - очень вкусный, оценили все. Поужинали мы в кафе и отдали за него 3500 рублей. Еда великолепная. Соус разный, острый и в тоже время мягкий не обжигающий, наелись до отвала.

11.03.2018

Подъем в 6:00 Саша Машников очень ласково всех разбудил со словами: «Люди, просыпайтесь, солнце позолотило вершины гор». Быстро позавтракав, выдвигаемся в путь.

6:45 За окном -4, выйдя во двор увидели гору Казбек. Решили посетить Свято-Троицкий монастырь. Вид снизу впечатляет своим великолепием и стариной.

7:20 Поднялись на машинах на смотровую площадку монастыря. Здесь открывается вид на гору Казбек и монастырь. Очень красиво. Со смотровой площадки начинается тропа на гору Казбек.
От монастырем идет тропа серпантином вниз к населенному пункту. Дует ветер примерно 6-8 м/с, температура воздуха -5. При спуске настигла неприятность, Саша проколол переднее колесо машины, поставив запаску, двинулись до ближайшего шиномонтажа. Через 3-4 км. встретили мастерскую, где грузин быстро отремонтировал колесо за 200 рублей.

При подъёме на Крестовый перевал, по дороге были видны следы сходов снежных лавин. После перевала остановились поесть. Заказанное харчё всех порадовал, а вот сыр отдавал запахом немытой коровы. По дороге сыр выкинули. А вот хачапури и простая лепешка – ум отъешь.

12:40 По дороге на Тбилиси посетили крепость Анури. Точная дата постройки не известна, говорят, что одна из башен была возведена в 13 веке. Мимо не проедешь. Здесь можно приобрести сувениры.

13:30 Нас опять постигла неудача, мы потеряли вторую машину. Оказывается, она нас обогнала пока мы любовались красотами Грузии. Надеемся, что встретимся с ними за Тбилиси. В связи с тем, что на территории Грузии мы отключили сотовые телефоны, то связь с друг другом мы потеряли, но после Тбилиси мы так и не встретились. Потом при разборе полёта выяснилось, что они нас ушли вправо на Гугути, а мы взяли левее и ушли на Ниноцминда. Держа, путь на Ниноцминда мы ехали совсем пустой дорогой.

При пересечении грузино-армянской границы мы пытались, выяснить у пограничников пересекала границу вторая машина или нет, но это оказалось военной тайной. В неведении, что с нашими товарищами я, Ксения и Иван едем к месту конечной точки в Армении в Гохт.

Из Грузии нас выпустили без проблем, и в Армении встретили с улыбкой. Сразу за воротами таможни застраховали машину. Пока оформляли, страховку молодой человек бесплатно угостил кофе, а мы у него приобрели сим-карту для телефона. Поговорив с армянскими пограничниками, выяснили, что наша дорога в Гохт ближе, чем через Гугути.

Время 18:03. Армения нас сразу удивила, и мы первый раз увидели двух аистов в гнезде, которые располагались на столбе вдоль дороги, друг против друга.

22:20 Мы приехали в Гохт. Наших друзей нет. Будем, надеется, что у них все хорошо. По Армении мы доехали без приключений. Так как мы приехали в Армению уже к вечеру, и уже стемнело, насладится красотами природы нам не довелось. Сидим, ждем наших друзей и надеемся, что с ними все хорошо, и они просто задержались на таможне.

2:00 Решили, что ждать на въезде бесполезно. Саша если и доехал до Гохта, то остановился где-то в гостинице, не доехав до нас, так как устал после длительной и утомительной дороги. Объехав, ближайшие гостиницы и не найдя друзей на второй машине, мы встали у гостиницы, которая стоит возле дороги и мимо которой не проедешь. Постучавшись в гостиницу, нам никто не открыл. Пришлось ночевать в машине.

12.03.2018

Утром нас разбудила хозяйка гостиницы. Узнав, что мы звонили к ним ночью, она долго извинялась и угостила кофе. После коротких разговоров подключила «Wi-Fi». После подключения интернета нам на вайбер пришло сообщение от друзей, что с ними все хорошо, и они находятся в Гарни. После выяснилось, что они не доехали до нас примерно 2 км. Встретившись, обменивались впечатлениями и рассказами, кто и как искал друг друга. Оказывается, они узнали, что мы покинули Грузию от полицейских. Объяснив в полиции всю ситуацию, они поломали голову, пробили по базе и вынесли вердикт, что Иван вместе с нами покинул территорию Грузии 10 минут назад. После чего наши друзья со спокойной душой отправились в Гохт, а здесь найти друг друга не составило труда.

9:00 В Гохте нас встретил дружелюбный Симон, проводил нас к себе домой, где мы перебрали рюкзаки и переоделись в походное. План действий такой: Симон показывает путь на плато, где мы выгружаемся и ставим палатку. В это время Саша и Иван гонят машины - одну в Урцадзор, на второй возвращаются, оставляют у Симона и поднимаются к нам.

10:30 Поднялись на плато на машине, где начинается снег. Выгрузив рюкзаки и лыжи, машины уехали вниз. Мы, выбрав место, не спеша поставили палатку и встали лагерем. В это время мимо нас наверх прошли два человека и сказали, что стоят выше и приглашали на чай. Татьяна Михайловна приготовила традиционный борщ. Сказав: «Это традиция и нарушать её нельзя».

13:40 Обед. Татьяна Михайловна и Владимир вызвались дежурить первыми. Борщ очень вкусный. После обеда все «растеклись как тюлени на лежбище». Ждем Александра и Ивана.

16:10 Пока ждали наших водителей сходили вниз, надеясь встретить их по пути. Если подниматься из Гегарда, то справа от дороги стоит маленькая ГЭС с лева метрах в ста находится овраг где летом течет ручей. Сверху увидели что-то наподобие грота. Вместе с Ксенией решили посмотреть, что там. Спустившись, увидели стенку, выложенную из камней. Чуть левее начиналась гладкие камни, отшлифованные водой. Обошли слева маленький выступ, поднялись наверх и направились в сторону лагеря.

16:40 Подошли Иван с Сашей. Татьяна Михайловна их сразу накормила. После короткого совещания решили, что ходового дня не будет, лучше выйти завтра пораньше. Высота 2160 м, температура 4°. В палатке, когда выходит солнце становится жарко.

19:10 На ужин вермишель с мясом и сливочным маслом. Получилось вкусно и много. Пока ели шутили друг над другом. Перед ужином мы с Сашей поднялись вверх по склону для наметки маршрута.
Расступившиеся облака открыли Арарат во всей своей красоте и величии. Жаль, что он на территории Турции. Когда стемнело, в долине зажглись огни Еревана. Вся долина очень красиво мелькает в огнях. После коротких приготовлений начали укладываться спать. Нам с Ксенией было как-то не по себе. На снегу без печки мы спали в первый раз. Но опытные туристы нас успокоили, сказав, что замерзать не кто не собирается.

13.03.2018

Подъём дежурных в 5:00 для приготовления завтрака. Следом за дежурными проснулась Ксения.

Общий подъём в 6:00 завтрак. Спалось хорошо, было тепло.

7:15 Вышли с места стоянки. 200 метров вверх пришлось идти до снега без лыж.

9:30 Шли по дороге вдоль электрических столбов, прошли два здания ГЭС. Останавливались 3 раза. Шли минут по 40. Произвели набор высоты 300 метров. Ждем Ивана. Между зданиями ГЭС течет ручей с родниковой водой. Вид здесь великолепный: слева возвышается Арарат, справа Арагац. Погода хорошая - солнечная, тепло. В первый ходовой день пригодился ЗИП. Сначала у меня слетели клепки с крепления камуса на конце лыжи, для этого пригодились саморезы, их мы прикрутили намертво. В 10:30 подошел Иван. Шёл тяжело, его разгрузили, забрав общественную кастрюлю, двинулись дальше.

11:20 Поднялись до третей ГЭС. Высота 2600 м. Поднимались по долине справа от проводов. Идём по направлению к горе Аждаак, начался подлип. Идти тяжеловато, говорят, началась «горняшка».

12:30 Встали на обед.

12:40 Поставили палатку. Высота 2700 м. Пока готовили обед, Саша уходил один вперед разведывал местность. Поели, а, Ивана всё нет. Владимир решил пойти на встречу Ивану, я увязался за ним. Предположив, что у него началась «горняшка» решили отправить его вниз. Туриста встретили на подъеме 800 метров от лагеря. Со слов Ивана его сильно накрыло, и он ушёл вниз. У Ивана забрали общественный газ. Второй раз, пригодился ЗИП, опять на мне слетело носовое крепление камуса, когда ходили к Ивану.

16:10 Тронулись после обеда. Лично мне стало тяжеловато. Описываю события вечером. После обеда сделали 4 ходки 2 больших, и 2 маленьких. Не то чтоб мы устали и не могли идти, нет, просто на третей стоянке мы издалека увидели, снежную БАБУ, шли и думали, кто слепил. Но когда подошли, то увидели замерший торчащий из земли родник примерно 4-6 метров вверх. Было слышно, что подо льдом течет вода. Я как лиса у винограда крутился у этой замершей глыбы, чтоб добраться до воды, но не тут-то было. Без ледоруба или бура до воды не добраться. Сделав фото, мы двинулись дальше. Сделав еще одну короткую ходку, мы встали лагерем, вроде как в русле реки, но сейчас, когда снега по колено не понятно.

19:50 Подошли на место лагеря. Быстро поставили палатку, и начали готовить ужин. Мы сегодня с Ксенией дежурные, пока я писал Ксения все сделала сама и ужин, и сюрприз, т.к. толку от меня как от козла молока. За что правда и получил от Начальника. Из нашего быта. Пока сидели и ждали, когда всё приготовится я по стечению обстоятельств оказался с краю у входа, через некоторое время задал вопрос: «А вход в палатку закрыть или нет», и сразу услышал много хорошего в свой адрес. За бортом температура -8. После ужина мы узнали, почему Людмила сказала, чтоб мы были дежурными со словами: «Пока погода хорошая дежурьте сегодня». Не поняв причем тут погода, сегодня так сегодня, какая разница. А вечером сказала, что у неё после боев курантов наступит ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.

14.03.2018

Встали как всегда в 5:00. Температура -1, ветер, снег. Ксения принялась готовить завтрак. Подъем группы в 6:00. Людмилу сразу поздравили с ДНЁМ РОЖДЕНИЯ.

7:00 Позавтракав мы оставили рюкзаки в палатке, пошли на Аждаак. От палатки пошли левым руслом реки, пройдя 500 метров, увидели водонапорную трубу, проложенную через русло реки. Видимость 100 м, поднимаясь выше, видимость ухудшилась до 20-30 м. Постоянно сбивались с курса, и теряли дезориентацию, иногда не понимая, поднимаешься вверх, или катишься вниз. Саша пользовался GPS и направлял нас в нужном направлении. Поднявшись на высоту 3200 м., мы, посовещавшись, решили идти обратно, так как до промежуточной вершины 1200 м, а до самой вершины еще дальше. Погода нас не баловала в этот момент, видимость была 10м. Дул ветер и шел снег. Развернувшись и спускаясь вниз по своим следам, вскоре их потеряли, и снова пользуясь GPS, продолжили спуск. Идя впереди и разведывая дорогу Саша слетел с карниза пролетев вниз 4-5 м, приземлился удачно без ушибов и потери инвентаря. Сразу крикнул, чтобы мы встали на месте и не подрезали карниз на него, высота 2820м.

10:10 Вышли к лагерю правым руслом реки. Решили пообедать и сделать нормальный ходовой день, до ужина.

13:00 После обеда пошли вверх по правому руслу реки. Погода разгулялась, появилось солнышко, но ненадолго. К концу второй ходки, солнце скрылось, начало дуть, видимость ухудшилась до 10 м. Шли практически в слепую, Саша устал давать направление человеку, идущему первым, в облаке сбивались с направлением и через 2-3 м. начинал забирать вправо или влево и это сильно напрягало. Поднимались по отрогу главного хребта, траверсировали его. Пересекли отрог главного хребта, спустились по долине. Встали лагерем в 18:00.

18:30 установили палатку. Сегодняшний день лично мне не понравился из-за плохой погоды не видно куда идешь, перед глазами белая пелена, открывавшиеся в метели камни быстро прятала метель. Для хождения в таких условиях нужен большой опыт, и навигационная система хотя бы GPS. Я всю дорогу ломал голову как в таких условиях ходили раньше, когда был просто компас, и карта. Оказывается, просто отсиживались в палатках, пережидая капризы погоды. Вечером праздничный ужин: картошка пюре, консервы, селедка и сардины, зеленые маслины с косточкой были такими «не вкусными», что быстро закончились. Так Людмила нас принимала как гостей, ведь она в походе медик, а с ним не поспоришь. День прошел, ужин закончился, укладывались спать под шутки.

15.03.2018

Как и заведено подъём в 6:00. На завтрак каша. Планируем идти к малому Актоксару. Всю ночь дул ветер рассвело видимости ноль, температура -1. Вышли из лагеря в 8:30. Чистого ходового времени не писал, телефон периодически выключал, а часы только у Саши. Да и частенько забывал спрашивать время, это моё большое упущение. Куда шли, и что вокруг сказать не могу, так как видимость совсем плохая. Перед подъёмом на отрог слева от нас внизу горел свет, наверное, домик у озера Севан, которое мы так и не увидели с гор. Перешли отрог, и встали на обед. На краю озера, названия нет.

12:00 Палатку поставили под склоном, в закутке от ветра.  Ветер всю дорогу показывал нам кто здесь хозяин. Идя по ровной местности, я не отставал от группы, а когда начинался подъём, то начинал испытывать трудности, заметно отставал. После подъёма догонял потихоньку группу. Сидя в палатке, вспоминаешь, что внизу тепло и начинает расти трава. Когда на обед сидели в палатке, ветер с такой силой налетал на палатку, что казалось вот сейчас точно, свалит кол. И сразу выдувал тепло от газовой горелки. «АраБурхан» так мы назвали местного повелителя гор, погоду хорошую не даёт. Обиделся что ли?

15:20 После обеда прошли 10 минут, нужно было выйти к перевалу. Пройдя вдоль гребня, ничего не увидели, ветер стал дуть в лицо, снег залепливал очки. Приняли решение, вернутся на место обеденной стоянки. Установив палатку, решили обложить её стенкой из снега. Закончив все работы, и придя в палатку стали коротать время. Из-за плохой фасовки продуктов вся крупа у меня рассыпалась по всему рюкзаку. Гречка, рис, пшено, все это смешалось. Делать все равно было нечего, и Ксения предложила крупу разобрать. Более опытные товарищи над нами подшучивали и посмеивались, ну это и понятно - сам бы ржал, увидев двух золушек, да еще и в горах. Спустя 4 часа после разборки крупы нас успокоили, сказав, что завтра будет каша дружба. Нет, чтоб раньше сказать. Хоть посмеялись вдоволь. Но это не самое главное событие дня. У нас сломался GPS, ну не то чтобы он взял и сам сломался, помогли. Дело в том, что Саша никак не мог включить его от батареек, пробовал то одни, то другие не включается, тут я возьми да скажи, поставь мои аккумуляторы, но кто знал, что вольтаж разный, и как бывает у русского человека, сначала сделаем, потом смотрим инструкцию. Короче мы его спалили. Саша, конечно, расстроился, но виду не подал, сказав, что завтра пойдем по компасу. Разложив листы карты ткнул пальцем на наше нынешнее месторасположение. Для меня тихий ужас, в армии карт не читал, а по жизни с ними не сталкивался. Зато Ксения и Татьяна показали свои познания, мне даже не удобно стало в какой-то момент. Так как делали стенку из снега, малость промокли. Сушимся. Хоть и метет сильно и GPS сломался, но настроение у всех хорошее, настрой боевой, никто не унывает. Для меня лично компания собралась очень хорошая. Просим АруБурхана чтоб успокоился и дал пройти.

16.03.2018

Подъем сегодня запоздалый. Мы никуда не торопимся. Погода не такая как вчера, но все равно желает лучшего. Не спеша позавтракали. Александр, Ксения и Татьяна снова читали карту решая куда нам идти, Людмила с умным видом взяла компас. Володя дежурит возле котла, по-домашнему, уютно и тепло, такое впечатление что этих людей знаешь не 10 дней, а целую вечность. Ветер малость утих, температура воздуха -2.

8:40 Вышли из лагеря. Через 40 минут нашли нужную долину, перешли маленький перевал, начали спуск, справа от нас с величием свисали снежные карнизы. Сразу под ногами услышали шум воды, ниже увидели сам ручей, набрали воды. Спускаемся вниз.

9:50 встали на привал. Все время спускались вниз, увидели пастбище для овец, какой-то бункер, с воздуха отводной трубой сверху. Забрали вправо поднялись на маленький хребет внизу маленький замерший родник, рядом постройка с водяными трубами.

12:33 По ущелью поднимаемся вверх, с обоих сторон склоны, на некоторых из них весят карнизы.

12:40 встали на отдых до перевала 1-1.5 км. Приняли решение обед отложить на более поздний срок.

13:10 Встали все-таки на обед.

13:30 в палатке горит горелка там тепло и уютно. Погода вроде разгулялась, спасибо АраБурхану.

Во время обеда сделал несколько фото впереди, и сзади открылись красивые виды, это завораживает и тянет, увидеть снова и снова.
Описание фото -
откуда пришли;
поставили палатку на обед;
Ближе к перевалу на хребтах образовались карнизы. На обед решили сготовить по-быстрому кисель. Начальник торопит, его беспокойство меня, не настораживает, а зря!  Спустя несколько чесов после начала спуска, я понял, почему он торопил. Но в спокойную погоду оттуда не хочется уходить, ведь там очень хорошо, и пусть весь мир подождет. После обеда Армения нас сильно удивляла своей погодой. Перед подъемом на перевал вышло солнце, облака разошлись. Открылся сам перевал. Поднявшись на него, нам открылся великолепный завораживающий вид. И здесь началось. Саша нас погнал вниз, со словами: «Нам нужно сбросить 400 метров». С самого верха зародилась река, сначала в виде маленького ручья, но постепенно зарождаясь в большую горную речку. По обоим сторонам нас окружали склоны с большими надувами карнизов. Спускаясь с перевала по правому краю ущелья стали появляется следы схода лавин. Бежим вниз, начался снег, большими хлопьями, продолжаем бежать вниз, и тут сверкнуло, пауза, кто-то успел спросить, что это, в это время громыхнуло над нами. Не знаю, как другие, но я присел, стало не по себе, теперь я понял Александра. От сюда нам некуда деться, дорога только вниз. Продолжаем спускаться, переходя ручей с левого берега на правый. Со временем правый берег становился более крутым и снежным, видимость становилась все хуже, снег сильно бил в лицо. Начался подлип, я понял, что это такое, хочется ехать вниз, но такое впечатление что ты стоишь на асфальте.

18:00 Остановились после того как Татьяна озвучила: «Саша у меня шнурки на ботинках развязались». Саша здесь не выдержал и сжалился. Мы нашли хорошее место возле речки под камнями. Выровняли площадку, поставили палатку. Пока занимались установкой палатки, у нас снегом замело рюкзаки. За сегодняшний день природа Армении показала нам все времена года. Мы увидели весну, услышали и почувствовали грозу, и снова вернулись в зиму со снегопадом. Поужинав, все уставшие и довольные нормальным трудовым днем ложимся спать. Людмила начала потихоньку ворчать в мою сторону чтоб я тоже ложился спать. Но в голове столько всего и хочется все это закрепить на бумаге. Да забыл мы с Ксенией сегодня дежурные. Шум реки быстро убаюкал, зато ночью проснувшись попить воды, я долго не мог заснуть.

17.03.2018

5:00 утра проснулись без будильника, он зазвенел позже. Стали разогревать завтрак, борщ, который остался с ужина чай, кофе. Александр с Татьяной колдуют над картой, прокладывая маршрут. Если честно с вечера я думал, что поход заканчивается, с утра я понимаю, что идти нам дня два или три как минимум. Температура -1, облачно. Потихоньку начинаем собираться, готовимся двигаться дальше. С утра шли ближе к ручью, но берега становились все круче, а растительности больше. Приняли решение подняться выше на хребет, думали там растительности меньше. Поднимаясь по склону, я увидел следы местного четвероногого жителя, маленько стало не по себе. Подойдя к биваку, я сообщил что тропа занята и похоже, что это маленький Михал-Михалыч.  Все-таки мы залезли на эту тропу, лыжи убрали в рюкзаки, но ненадолго, так мы весь день и прыгали то в лыжи, то из лыж. Весь день шли по лесу снега по пояс, в лыжах проваливались по колено. Поднимаясь на склон, мы не однократно натыкались на следы, тешили себя надеждой что это все-таки росомаха. Но Саша через некоторое время сделал заключение, что росомаха ягоду не ест, и что это мишка маленький, но он, хотя если встанет на задние лапы, то будет с человеческий рост. Так мы и шли, он впереди по верху, мы сзади и ближе к ручью.

В 14:00 решили встать на обед, и просушить палатку с пологом. Но как только мы поставили палатку, пошёл дождь со снегом. Армения снова удивляла своей капризностью с погодой. С утра облачно ближе к обеду солнце, снег дождь и опять ясно. Пообедав гороховым супом, подремонтировали инвентарь: у меня рюкзак снизу по шву разошёлся, у Ксении слетел снежный упор с лыжной палки.

В 16:30 мы вышли из лагеря и направились вниз по реке. Растительность становилась все гуще, идти все труднее. Я встал как вкопанный, не зная куда идти, впереди виднелся сброс, а сверху и снизу густая растительность боярышника, шиповника и ветвистых дубов. И еще какие-то кусты, в которых постоянно путались и застревали лыжи. Видели можжевельник. И тут Ксеня радостно крикнула: «Смотрите там домик». Мы радостно стали спускаться вниз метров на 30-40. Вместо домика оказалось простая беседка, зато мы вышли на дорогу через речку, уходящую в разных направлениях. После недолгих раздумываний я, Владимир и Саша ушли разведывать путь. Я влево, они вправо. Договорились вернутся примерно через час. Поднимаясь по дороге, я держал в поле зрения Сашу с Владимиром. Без рюкзака поднялся на лыжах довольно быстро и легко. Выбрав более высокое и открытое место, сделал несколько фото на телефон. Потерял из виду ребят на соседнем склоне, ушли за бугор, решил спустится. Да и идти было некуда, дорога уходила вниз по серпантину и поднималась на соседнем склоне. В наше отсутствие девчата расчистили и выровняли место под палатку. По нашему возвращению, палатка стояла, рюкзаки в палатке ужин варился, - хозяйственные девушки. Саша разглядывал карту и то, что я на фотографировал телефоном. Здесь хорошо, спокойно. Во время нашего похода я не однократно вспоминал Тимонина А.Н. который нас готовил к походу морально и физически. Саша большое человеческое Спасибо. После ужина все быстро стали укладываться спать, Татьяна Михайловна спела песню, минут через 15 кто-то засопел. Завтра обещает быть интересным. Да за день мы прошли около 5 км, и это с большой натяжкой. Ночью поднимался ветер.

18.03.2018

Подъем как всегда в 6:00. Температура -3, на завтрак каша дружба, ручная. Из спальника не хотелось вылезать. Спальник влажный, зато сухие носки и штаны - это радует. Сегодня поднимемся по склону и будем выходить к людям. Перешли речку по торчащим камням. Пошли вверх по дороге. За ночь по моим следам ходила киска, следы не очень большие. Идти стало интересней, рассматривая следы животных. Поднявшись на верх хребта перед нами открылся Арарат, вечером я его не видел. Сделав общие фото, мы стали спускаться по серпантину при спуске видели много разных кошачьих следов. Спустившись на перемычку между двух хребтов дорогу перешёл Мишка внушительных размеров, хорошо, что до нас. Его следы мы отчетливо видели на соседнем склоне. Поднимаясь вверх по перемычке увидели следы волка с семейством. Поднявшись по серпантину вверх, мы увидели маленькую часовню, внутри в стене скалы был выбит крест на стенах множество икон Иисуса, и Божией Матери с младенцем на руках. Немного отдохнув мы продолжили идти, огибая хребет. По склону появились дубы, и лиственница. Вышли на плато, стали производить подъем по заснеженным холмам, идя по волчьим следам. Хорошо, что мы с ними шли в разные стороны. Через некоторое время увидели следы людей, но людей так и не увидели, хотя ребята ходили по их следу. Пока Саша с Владимиром ходили по следам невиданных людей девчата купались в снегу. Мне было не по себе, летом в речку не загонишь, а тут в снег. Пройдя еще немного вверх, мы подошли к краю хребта, открылся красивый вид на Арарат, слева заснеженные хребты внизу долина. Спускаясь вниз на соседнем хребте увидели мотоциклы насчитали 12 штук. Кто и зачем их здесь оставил осталось загадкой, следы от мотоцикла есть, а следов людей, уходящих от мотоциклов, нет. Выяснять не стали кто это, и незачем.

14:00 встали на обед. Внизу увидели поселение. Во время обеда просушили на солнце палатку и полог. После обеда пошли вниз, сбрасывая высоту. Здесь на пастбище много разных цветов, попадаются дикие ирисы. Саша нашёл обсидиан - вулканический камень.

16:00 В последний раз сняли лыжи теперь идём пешком.

17:35 Вышли к людям. Они оказались не сильно гостеприимными, но указали тропу к дороге. Спускались не очень долго.

19:40 Мы в палатке. Спустились по тропе, тропа узкая серпантином. Завтра придём к машине.

19.03.2018

5:00 Как всегда дежурные готовят завтрак, каша, чай, кофе. Собирались долго ждали пока просохнет палатка. Вышли в восьмом часу, пересекли речку, по дороге дошли до шлагбаума. Справа горы, слева от дороги река. Сделали фото пошли дальше.

10:00 Подошли к второму шлагбауму, где нас встретили «друзья Армяне». Получилось недоразумение оказывается мы зашли в заповедник и вход в него 1.500 драм. Вот сидим и ждем, деньги у нас в машине. Потратив немного времени, договорились что из заповедника нас выпустили за 1000 рублей за всех. Но мнение о дружелюбии Армен подпортилось. Подвести до Гохта они согласились за 1000 рублей, но нам показалось что это дорого, идти то всего 3 км. Спустились до реки где находится рыбное хозяйство по разводу форели. Идя вдоль реки, мы встретили рабочего, и спросили, сколько нам идти до Гохта. Его ответ на взорвал от смеха: «Уже ближе», от чего? какое расстояние? не известно. Идем дальше. Оказывается, мы шли задами, и как выяснилось позже нам просто надо была взять чуть левее, на дорогу которая пошла выше. Поэтому мы сделали маленький крючок. Поднявшись задами по склону, мы вошли в Гохт. Увидев первую калитку крикнули хозяина и попросили воды, разговорившись он угостил нас орехами, и поинтересовался откуда мы пришли, и куда идем.

13:00 Мы пришли к машине. УРА. Хозяева угостили нас кофе. Саша с девчатами уехал за Иваном, а я с Владимиром остались с рюкзаками ждать Сашу. Пока ждали разговаривали с хозяевами о том о сем, за жизнь. Оказывается, участок под сад они готовили 50 лет. Расчистил площадку от камней, укрепил, посадят деревья или виноград, готовят следующую площадку ниже. По приезду Саши загрузили рюкзаки с лыжами поехали в гостиницу. Вечером был праздничный ужин – у Владимира День Рождения, у Ивана было 15 марта. Национальные блюда очень вкусные, попробовал все. Хозяева гостиницы, где жил Иван, приготовили торт, очень вкусный. В гостиницу пришли в 23:00 сразу легли спать.

20.03.2018

Проснулись в 5:30 не спится. По плану сегодня экскурсии.   Посетили симфонию камней – зрелище! Завораживающие колонны высотой 100-120 метров. Природа создала все это. Возвращаясь обратно нас встретил дружелюбный Армянин угостил нас совершенно бесплатно всякими яствами, просто от чистого сердца. Поднявшись наверх, мы посетили языческий храм 1 век н.э. храм Гарни, приобрели сувениры. После осмотра храма нас ждала машина на экскурсию в монастырь Гехарт. Масштаб работ конечно нас удивил, выбитая в скале система водоотвода. И суровый образ жизни монахов. Кстати монастырь действующий. Экскурсия прошла, и мы собираемся дальше по Армении.

14:30 мы покинули гостеприимный Гохт.

17:30 мы в Ереване в хостеле. После коротких разговоров с хозяином хостела куда нам можно пойти, где погулять и то нужно обязательно посетить, отправились осматривать центр города знаменитую в Ереване лестницу Каскад. После прогулки мы пошли ужинать и нашли ресторан под названием «Кавказская Пленница», решили там остановится. После ужина, не спеша отправились к себе в хостел.

21.03.2018

За день посетили 3 объекта занесённых в Юнеско это: храм Звартноца, Эчмиадзинский кафедральный собор, церковь Святой Гаяне. Писать про эти объекты много не буду. Могу сказать, что было очень интересно посмотреть культуру и узнать историю.

22.03.2018

Утром мы покинули Ереван и на правились в сторону Грузии по дороге решили заехать на озеро Севан, и осмотреть еще одну достопримечательность - храм Севанаванк. Вид со смотровой площадки храма я вам скажу очень красивый, это стоит того. Вода и горы в одном наборе, что может быть лучше?

Пересекли границу Армении с Грузией без проблем, правда Ивану пришлось заплатить штраф за превышение скорости перед Ереваном. А мы гадали, домой что ли этот штраф придет. По Грузии проехали без приключений ближе к вечеру добрались до Степанцминда, и сразу проехали на площадь к Василию Андреевичу. Заселившись к нему домой, он взял с нас по 25 лари за человека, хотя при въезде брал по 20 лари, цены растут. Пока мы заселялись Владимир с Людмилой отправились в кафе, как оказалось не зря, хозяев поймали на выходе из кафе, и кое-как уговорили их накормить, если б не они жевали сухомятку. Попробовали опять разных вкусных блюд. Поужинав, вернулись к Василию Андреевичу. Легли спать.

23.03.2018

Утром приведя себя в порядок, позавтракав мы отправились в сторону России - Матушки. Грузинскую границу прошли быстро, а вот Россия не принимала, долго стояли на нейтральной полосе. Ощущение не очень приятное. На Российской границе особых трудностей не было за исключением одного: Сашу у нас чуть не арестовали, был на кого-то сильно похож. Ближе к обеду мы прошли границу и направились в сторону Волгограда. По дороге нас два раза останавливали на посту ДПС, интересовались кто, куда, откуда, что везем. Но не найдя ничего интересного, желали счастливого пути. Ближе к ночи мы приехали в Волгоград. Поужинав у Ивана легли спать.

24.03.2018

Утром первое расставание - прощались с Иваном. Жаль конечно расставаться, ведь за эти две недели все стали родными. Волгоград замело за ночь, выпало много снега, дорога не сахар, много дальнобойщиков стояло перед подъемами, километровые пробки. К обеду мы в Саратове, и вот уже расстаёмся с нашими друзьями Татьяной, Людмилой, Володей, и Александром. Спасибо ВАМ что взяли нас с собой. После недолгих расставаний мы с Ксенией, едем домой в Балаково. Дома ждали. Через 3 часа я уже прощался с Ксенией, и махал рукой семье, которая встречала стоя возле окна квартиры.

Конец.

P.S Спасибо большое всем кто помог в организации похода, в его проведении.